Рыбный Мурман. 1958 г. Июнь.

^ оря/си сельдяного cfijiotrici! Умело преодолеванте трудности/ встретившиеся вам на пути выполнения плана! Используйте опыт передовиков промысла, добивайтесь повышения уловов! D МАЕ колл екти в сел ьд ян о го ф л о т а р а б о т а л не- ^ уд о вл етвори т ел ьн о . Но и в слож и вш ей ся об­ стан о вк е э к и п аж и 2 1 к о р аб л я сум ели спр ави ться с м есячным з а д ан и ем . Это м оряки средних тр а у л ер о в № № 4215 , 341 , 219 , 436 , 4125 , 14, 416 , 435 и дру гих судов (к а п и т а н ы тт . Хлыстун , Д о л г а н е в , Радченко , С ам ойло в , Л яп л и е в , Бикм улин , Миненко , И л ьи н ) . П ромы словики с тр ем я т ся ли к ви ди р о в а т ь допу ­ щ енное о тс т ав ан и е . Н есколько последних дн ей м а я были более уд ачным и . А перво го июня бы ло добы ­ то 2 160 центнеров сел ьди при суточном з а д а н и я 1 233 ц ен тн ера . Т ов арищ и моряки ! Все р е зер вы — н а п еревы полн ени е п л гн а ! Работать без потерь f c ; ; , -v - Й И Т ' ' V V I . Ш ш . ШШШ.' т 1 | Ш | | I I 1 ШШШ X Северная Атлантика. В районе Фарерских островов. Средний траулер с грузом спешат к мавбазс. Каждый мастер по добыче сельди, штурман и многие матросы хорошо знают как велики расходы на промво- оружение, и как значительны убытки при его потерях. А ведь промысловики накопили значительный опыт безаварий­ ной работы на лову. Я хочу рассказать о том, как организую труд палубной команды. Обычно на переходе к району лова я знакомлю мо­ ряков, а в том числе н нович­ ков, с работой дрифтерного по­ рядка, с уходом за ним и уст­ ройством, со способами предот­ вращения преждевременного износа деталей орудий лова. Это уже сразу нацеливает па­ лубную команду на безаварий­ ную работу. Хорошо уметь пра­ вильно набирать порядок (сети, поводцы, вожак) — одно из главных условий достижения успеха на дрифтерном лову. Сети разбираются по разме­ рам ячей, матросы, закреплен­ ные за определенными участ­ ками, постоянно следят за со­ стоянием промвооружения, своевременно устраняют неис­ правности. Особое внимание уделяю правильной разбивке поводцового троса и вожака. У нас» на среднем траулере № 4223 , делается это так. На­ пример, нужны десятиметро­ вые верхние поводцы. Учиты­ ваем необходимое количество троса на привязку к бую и усадку (пеньковый канат при намокании «садится»). Таким образом, берётся 12,5 метров. Точно так же поступаем с ниж­ ними поводцами, учитывая усадку и увязку на вожак. В таком случае поводцы в поряд­ ке будут одинаковыми и он не будет перекошен. Перед разбивкой вожака (из геркулеса) распускаем бухту через кнехты и шпиль. Потом разбиваем на марки и койлаем в трюм, без буксировки за бор­ том. По-моему, буксировка не только отнимает много време­ ни, но и нарушает крутку троса. Всегда внимательно следим (особенно в осенне-зимний пе­ риод) за состоянием приухов, поводцов, кухтылей. Если Под­ бора у сетей слаба, ставим до­ полнительные крепления (штор­ мовки). Между смежными се­ тями устанавливается допол­ нительный поводец с огонами на обоих концах. При подъеме сетей все тяговое усилие при­ ходится на него, а не на подбо­ ры. Через четыре—пять сеток ставится усиленный поводец от верхней до нижней подборы и к вожаку. Бывали случаи, ког­ да обрывалось до двух повод­ цов, а усиленный поводец вы­ держивал. Для предупреждения преж­ девременного износа вожака в местах соединения огона с че- келем, ои склетневывается ре­ зиной или скотской шкурой. При выборке порядка следим за его состоянием. Поврежден­ ные сети отсоединяются, про­ сушиваются на вешалках, а по­ сле ремонта снова ставятся в порядок. Это оправдывает себя, позволяет сохранить много го­ сударственных средств. Каждый член экипажа забо­ тится об экономии промвоору­ жения. Сделана у нас. напри­ мер, защитная надбортная сеть. Она предотвращает поврежде­ ние сетей порядка, которые подчас попадают в щели полу- портиков или цепляются за места сварки и рвутся. Защит­ ная сеть может быть изготов­ лена на каждом корабле. Вот как она устроена. При выходе на промысел я взял из утиля кусок трала и вырезал два по­ лотнища длиной 10 метров, а шириной 2 метра. Посадил их вместе на 4 0—50 мм поводец. Она охватывает борт от сете­ вого ролика и не доходит 6 метров до кормового среза. Верхняя подбора защитной се­ ти крепится в планширю, а низ — с помощью двух пад­ кильных тросов. После вымет- ки порядка сеть поднимается на борт. Можно ее изготовить и из дели старой сетки. После взятия груза, направ­ ляясь к плавбазе, порядок мы обычно разбираем, сети сорти­ руем и просушиваем, если на­ до — ремонтируем. Еще несколько замечаний. Надо больше выпускать сетей с 40 мм подборами. После из­ носа сетей подборы хорошо ис­ пользуются R качестве повод­ цов, которые выдерживают и в штормовую погоду. К тому же поводцы из подбор стоят на­ много дешевле обычного пейод- цового троса. В целях экономии поводцо­ вого троса я для соединений сетей применяю не огоны, (ко­ торые быстро изнашиваются), а узел — так назыемый «штык с обносом». Он обеспечивает быстрое соединение" прочность, а поводец не подвергается тре­ нию. Тщательно крепим и буи (на отдельных судах их теряется очень много). Делаем так: сквозь отверстие продеваем по­ водец длиной 40 см, обхваты­ ваем приух кухтыля шкотовым узлом, плотно обтягиваем, за­ ращиваем огон и ставим марку. Такой простой способ сохраня­ ет буй от потери. Я предлагаю также позабо­ титься руководству флота об обеспечении судов узкостенны­ ми сетями, шириной не более 6 метров. Ведь известно, что при работе на нулевых повод- цах обычные сети наполовину бездействуют, напрасно изна­ шиваются. Узкостенные сети позволяют этого избежать, да и работать с ними будет легче. У балтийских флотилий такие сети были. Они потребуются и нам на будущей год. Я думаю, что промысловики поделятся своим опытом эконо­ мии промвооружения, а кое-кто использует и мои предложе­ ния. Б. КОНСТАНТИНОВ, старший мастер по до­ быче сельди среднего траулера № 4223 . Кто же виноват? Три с половиной месяца сред­ ний траулер IN* 170 находился на промысле. Слаженный экипаж, упорно преодолевая трудности, боролся за выполнение рейсового задания. Уже в первые дни про­ мысла было добыто около семи­ десяти тонн сельди, что составля­ ет около трети рейсового плана. И моряки радовались — удача будет, раз такое хорошее начало. Экипаж удваивал усилия в тру­ де. Особенно отличались матро­ сы Николай Войтович и Михаил Черноусое. Они быстро производи­ ли выборку сетей. Но настроение экипажа вскоре было омрачено неполадками. Нарушилась чет­ кость в работе судовых механиз­ мов и приборов. Сначала «поле­ тел» компрессор двигателя, потом вышла из строя другая деталь это­ го механизма. Старший механик Александр Ткаченко, второй меха­ ник Николай Шлыков и другие члены машинной команды несмот­ ря на усталость трудились по це­ лым суткам без сна. С помощью ремонтников плавбазы «Атланти­ ка» некоторые неисправности им удалось устранить. Однако было потеряно несколь­ ко суток, к тому же и потом дви­ гатель нередко подводил, не обес­ печивал кораблю нормальную скорость хода. Встретились и другие помехи. Плохо работал эхолот. При помо­ щи его иногда было совершенно невозможно установить, есть ли рыба в том или ином районе? Еще в самом начале рейса вы­ шла из строя лебедка, не очень надежным в работе был и шпиль. Все эти серьезные недостатки и явились главной причиной то­ го, что с рейсовым заданием кол­ лектив судна не справился. Не­ додано около няти тонн рыбы. ✓ ш ш н ш и ш и ш ш н ш и н ш т ш и ш ш и ш и ^ * i i i i i tm i i i i iu i i i i i i iu i i i i i i i i i i iH i i i i i i i in i i r u i i i i В апреле и мае этого года метеорологические условия не баловали промысловиков сельдя­ ного флота. В Атланти­ ке часто разыгрывались сильные штормы. Да и сырьевая база не была устойчивой. Но ничто не могло помешать эки­ пажу среднего траулера № 4222, Рейсовое зада­ ние он выполнил на 1 2 0 процентов и добыл более 300 центнеров рыбы дополнительно к плану. Успех обеспечили лю­ ди, которые во время промысла трудились са­ моотверженно, не жалея ни сил, нп времени. В поисках рыбы приходи­ лось то и дело перехо­ дить из одного района в И штормы не помешали другой. Но в этом ли де­ ло, если машинная команда все время обес­ печивала четкую работу механизмов? Благодаря ей судно не простояло ни одного часа. Оно бо­ роздило волны океана с большой скоростью. Ис­ ключительно хорошо выполняли свои обя­ занности второй меха­ ник Анатолий Рудаков, имя которого недавно занесено на Доску поче­ та флота, третий меха­ ник Альберт Ботин и мо­ торист Юрий Осташкин. Они заботливо ухажива­ ли за механизмами, про­ изводили мелкий ремонт в любое время суток. Напряженно труди­ лась и палубная коман­ да, возглавляемая стар­ шим мастером по добы­ че Николаем Беляевым и рыбным мастером Иваном Казариным. Иван Александрович Казарин — отличный специалист. Пять лет назад: уволившись из Советской Армии, он по­ ступил на корабль ма­ тросом. Потом был ин­ структором по обработке рыбы. За это время мо­ ряк хорошо ознакомил­ ся с делом, зарекомен­ довал себя трудолюби­ вым человеком. И в этом рейсе он умело организовал убор­ ку и засол рыбы, сорт­ ность которой при сда­ че оказалась выше, чем, когда-либо раньше. Во время одного из дрей­ фов улов был особенно большим. На помощь матросам пришли члены машинной команды, штурманы и другие ра­ ботники. За одни сутки было убрано сорок тонн рыбы, что почти вдвое больше, чем ее убира­ лось обычно. Среди других отли­ чился матрос Николай Снопиков. Он является передовиком соревнова­ ния. Его имя также зна­ чится на Доске почета сельдяного флота. Слаженный труд про­ мысловиков окупился сторицей. Экипаж судна еще в апреле завершил задание первого полуго­ дия. Но результаты мог­ ли быть лучше. В мае рыбы добыто меньше, чем намечалось. — Упущенное надо наверстать, — решили промысловики. В настоящее время они готовят корабль к очередному выходу в море. Коллектив среднего траулера Mi 4222 по­ ставил перед собой за­ дачу — во что бы то ни стало завершить го­ довой план ко Дню Со­ ветской Конституции и прилагает все усилия к тому, чтобы выполнить эго социалистическое обязательство. В. ВЛАДИМИРОВ. Стало быть, экипаж судна, я, особенно, малинная команда по­ работали плохо? Нет, это не сов­ сем так. Пусть у нас на корабле много еще и молодых, неопытных матросов, большинство людей все же проявляют образцы самоот­ верженного труда, повышают свои знания, ревностно добивают­ ся общего успеха. Все матросы кровно заинтересованы в том, чтобы в рейсе выловить рыбы как можно больше. Помешало экипажу вот что* Перед уходом в море наш корабль продолжительное время стоял у причалов Мурманской судоверфи. Ремонт ему, к сожалению, там был произведен недоброкачест­ венно. Капитан по ремо-нту И. Г. Гоникман, который следил за хо­ дом работ, много нам обещал. На самом же деле он далеко не тща­ тельно следил за качеством ре­ монта, многое упускал. Он на­ стаивал прежде всего на «ускоре­ нии темпов». И вот результат: судно отремонтировано не как следует/ Спрашивается, куда же смот­ рела сама команда корабля? На этот вопрос ответить трудно. Де­ ло в том, что после ремонта к аш ­ таном и старшим помощником назначены новые л»дм. Замене­ ны я другие специалисты. Та* что отвечать некому. На днях на судно пришла спе­ циальная комиссия. Целью ее было проверить, действительно ли механизмы «барахлят». А не врут ля уж моряки? Пришла эта кожссия и установила «исти­ ну». Механизмы, дескать, имеют.- нормальное состояние, а отсюда вывод: ремонт на судоверфи 5ьи произведен хорошо. Мы с этим не . согласны. Про­ мысловиков тревожит завтраш­ ний день. Выйдем в рейс, а ус­ пеха в промысле опять не будет, А наш экипаж комсомольско-мо­ лодежный. Он полон решимости не только наверстать упущенное, но и добиться первенства в со­ циалистическом соревновании среди Комсомольске - молодеж­ ных судов. Н. МОРОЗОВ, секре­ тарь комсомольской ор- / ганизадни среднего траулера № 170, А. МО­ РОЗОВ, редактор судо­ вой стенной газеты «Шквал», А ПЕТРОВ, моторист. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 стр. 3 июня 1958 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz