Рыбный Мурман. 1958 г. Июнь.
Увеличить доставку свежья Судьба плана—в руках моряков Коммунистическая партия и Советское правительство прояв ляют неустанную заботу о повы шении благосостояния советских людей. На траловый флот возло жена большая и почетная задача — дать стране как можно боль ше рыбы и высокого качества. Неоспоримо, что свежая, ох лажденная или замороженная ры ба по своим вкусовым и питатель ным качествам стоит выше соле ной рыбы и, кроме того, при за готовке свежья рыба меньше те ряет в весе, меньше потерь ухо дит за борг. Вопрос заготовки мороженой рыбы по существу решен. Рефри жераторные суда типа «Пушкин» привозят полные трюмы высоко качественной продукции. Но очень неудовлетворительно идет заготовка охлажденной рыбы на остальных траулерах. В мае ры бокомбинату ее было сдано из об щего количества вылова всего 48 процентов, вместо 65 по плану. В чем дело?’ Можно ли увеличить доставку охлажденной рыбы? Да, ложно! Одной из основных причин ма лого привоза охлажденной рыбы является боязнь капитанов сдать рыбу пониженного качества, по тому что от этого матери ально пострадает к о м а н д а судна. Поэтому з а т о в л я т ь свежье начинают поздно. А к че му это приводит, говорят следую щие примеры. Экипажи траулеров «Алупка», «Волна» и «Жиздра» начали заготовлять свежье за 6 суток. Рыба обрабатывалась пра вильно, срок хранения неболь шой и неудивительно, что продук ция оказалась сортностью выше плановой. Но беда в том, что на каждом из этих кораблей свежья было заготовлено мало — от 2 2 до 42 тонн или по 20 процентов от общего количества рыбы. Ин тересные результаты, достигну тые моряками траулеров «Вай- гач», «Касатка» и «Колхоз ник». Они доставили в порт по 60—67 тонн свежей ры бы (удельный вес от 54 до 73 процентов). Сортность рыбы была также выше плановой, хотя заготовку свежья на каждом из этих судов начинали за 1 0 су ток. Как видно, можно с успехом хранить рыбу в течение этого срока. Хотелось бы сказать еще вот о чем. В течение минувших меся цев этого года из более чем 2,5 тысячи сделанных рейсов по су ществу почти не было сдано ры бы, имеющей признаков порчи с наличием кисловатого запаха. Ос новным признаком, определяющим качество рыбы, сдаваемой на ры бокомбинат, является «ослабев шая консистенция мяса». Она на блюдается у рыбы и четырех- и двухсуточного хранения во льду. Этот признак определения качест ва — один из основных тормозов увеличения доставки свежей ры бы: Если этот вопрос совнархозом будет решен и будут сделаны не которые изменения в инструкции по приемке, то количество свежей рыбы будет увеличено. Я не хочу сказать, что только строгая приемка по консистенции рыбы сдерживает увеличение вы пуска свежья. Есть и ряд других более важных причин, непосред ственно связанных с обработкой рыбы на судне. Так, например, к понижению качества рыбы при водит неправильная рубка голов, нетщательное удаление внутрен ностей, плохая промывка. Сниже ние сортности бывает и потому, что нарушается порядок укладки. Вместо того, чтобы уложить рыбу рядами, с тщательной пересыпкой по рядам льдом, чердаки запол няются навалом. Недостаточно на сыпая льда между рядами, кладя его больше сверху, моряки только расходуют сверх нормы лед и не добиваются никакой пользы. Из- за допускаемых ошибок в работе на промысле, в порту рыбя сдает ся пониженного качества. Для то го, чтобы этого не было, необходи мо строго соблюдать технологию обработки и хранения рыбы. А. ТИХОМИРОВ, заместитель начальника отдела рыбообработки управления тралового флота. * . • !.*> -- л**;. *•_-л т<-У JD К А Ю Т -К О М П А Н И И траулера «С оловецг кий» есть своеобразная диаграмма выполне ния рейсовых заданий. Она наглядно говорит о том , что и з каждого плавания экипаж возвращает ся с победой. И это можно считать закономерным. Коллектив на корабле подобрался дружный, созда лись устойчивые кадры хорошо знающих свое де ло специалистов. Траулер вступил в строй флота три года назад. И с тех пор коллективом руково дит капитан Федор И змайлович Джемалетдинов. Около трех лет трудятся здесь матрос тов. К о л ман, старший кочегар тов. Филатов, старший ме ханик тов. Попов, мастер по жиротоплению тов. Федорка и другие моряки. Это, как говорят, ко стяк команды. Н а них в первую очередь и опира ется командование и судовая партийная органи зация . Экипаж траулера «Соловецкий» занимает веду щее место в шестом отряде ( отряд в мае — на втором месте по флоту). Д о завершения задания первого полугодия морякам с Соловецкого» оста лось добыть немногим более 2 0 тонн рыбы. И эта задача будет решена. Порукой тому — слажен- ный труд моряков . Взять к примеру палубную команду. Зд есь тон в работе задают такие, как матрос Василий Птичкин, секретарь судовой ком • сомольской организации. Н е отстают от него ма трос тов. Серков, боцман тов. Сунцов. А засоль щик комсомолец Анатолий Евтюков не только сам хорошо работает , увлекая товарищей по тру ду, но и добивается действенности соревнования на корабле с помощью печатного слова. Он редак тор судовой стенгазеты «Вперед». Н е в обиде мо ряки и на своих мастеров: хорошо они свое дело знают, с душой к нему относятся. Тралмейстер- ский состав, руководимый тов. Уткиным, всегда обеспечивает безаварийную работу ору т й лова, четкую организацию труда на палубе. За слу га в этом и мастеров по добыче тт. Машина и Писаре ва . Перевыполняет задания консервный мастер тов. Потаралов, всегда выше плановой сор.к^сть рыбы , сдасаемой рыбмастером тов. Смэлекс :v Особо следует отметить старшего механика Ва силия Александровича Попова. Машинная иэманг да под его руководством работает четко. Еще не было ни одного случая простоев корабля по вине этого коллектива ни в порту, ни в море. Руково дитель машинной команды, можно сказать без преувеличения, влюблен в свое дело. Даже когда на корабле во время стоянки вахту несет береговая команда, старший механик бывает часто здесь же. Потому траулер и может пробыть в море без по полнения до 22 суток . Сэкономлено много и ма териалов. Кадры играют решающую роль в л и к в и ;ации отставания тралового флота. По таким дружным , трудолюбивым экипажам, как на «Соловецком», надо и равняться. А кое-кому следует и поучить ся. Здесь же, на этом, траулере, например, надо изменить отношение к работе второму и третьему помощникам капитана Аркадию Нехаеву и Ста ниславу Федюшкину. Оба они питомцы учи лищ : Федюшкин — выпускник Мурманского высшего мореходного, а Нехаев — Херсонского среднего. Оба не имеют многих элементарных знаний , в жизнь экипажа не вникают , к советам старших не прислушиваются, на замечания реагируют болез ненно. Этим молодым специалистам следует пере нять у коллектива все лучшее. Это поможет быа- шим курсантам стать хорошими промысловиками, воспитателями моряков. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: передовые люди траулера «Соло вецкий» (слева направо) боцман Ю . Г . Сунцов, матрос, секретарь комсомольской организации В . А . Птичкин, засольщик, редактор стенгазеты комсомолец А . П. Евтюков, мастер по жиротопле нию комсомолец Л . Л . Федорка. Фото автора. В нашем друЖном экипаЖе... На жидком топливе Работа машинной команды траулера «Муром», который не давно поступил в распоряжение тралового флота, имеет свои ха рактерные особенности. Тяжелый (Нзический труд здесь исключен. И это благодаря переводу отопле ния котла на жидкое топливо. На судно принимается не уголь, а мазут. Он поступает с берега в специально предназначенные для этого танки (судовые цистерны). Под большим давлением топлив ный насос подает мазут из цис терн через мазутные подогрева тели и фильтры к форсункам. В форсунках мазут распыляется и горит постоянным пламенем (фа келом). Как видно, необходимость в ко чегарах отпадает. Никому здесь не надо шуровать ломиками и лопата ми. Переход на работу на жидком топливе позволил сократить ко тельную команду на 2 человека (не стало угольщике®)* Кочегаров здесь также нет. Есть котельные машинисты, котооые следят за ра ботой насосов и горением топлива в топках. Преимущество и выгода оабо- ты по-новому заключается не только в том, что значительно об легчается человеческий труд. Ра бота на жидком топливе позволяет держать в котле постоянное давле ние. Это означает, что обороты главной машины можно удержать постоянные, что очень важно на промысле. Грузоподъемность, емкость суд на позволяют брать на борт 250 тонн жидкого топлива — за сутки же расходуется примерно 8 тонн при полном ходе корабля. Отсю да ясно, что траулер может нахо диться на лову почти в два раза больше, чем корабли, рабо тающие на угле. Большое значение имеет также и то, что судно может пополняться непосредственно в море: брать топливо с танкеров. Эго в свою очередь также на много удли нит промысловый рейс. Недавно траулер «Муром» схо дил в первый пробный рейс. В нем были выявлены все те преимуще ства, которые описаны шше . Вскрыты также и недостатки, до пущенные при постройке судна. Испаритель, например, приготов лял недоброкачественную, содер жащую много солей, котельную воду. Теперь этот недостаток уст ранен. На судне установлена опреснительная установка отече ственной конструкции системы Ермолина, производящая за сут ки 7 тонн доброкачественной во ды, надежная в эксплуатации и работающая, как известно, на отработанном паре. Испа ритель же иностранной кон струкции работал на свежем па ре, что требовало дополнитель ного расхода топлива. Паровой траулер на жидком топ ливе — полезное новшество. Оно будет способствовать повышению вылова рыбы. В. КОЗЛИНСКИИ, стар. ший механик траулера «Му ром*. В начале рейса мы вели про мысел на Копытовской банке, но сырьевая база здесь вскоре ухуд шилась. Тогда мы перешли в рай он Медвежьего острова. График выполняли ежесуточно. Хорошо справлялись со своими обязанно стями штурманы, они показали высокое мастерство промыслового судовождения. Впереди, как и прежде, идет вторая вахта, руко водимая вторым помощником ка питана Евгением Хабаровым. Этот человек — опытный судоводи тель, мастер своего дела. Он уме ло удерживает корабль на кон центрациях рыбы, организует четкую работу палубной коман ды, быстрый переход из одного района в другой. Когда рыба начинала «отказы вать», связывались по радио с командами других кораблей. В последнем рейсе, например, хоро шо нам помог в этом отношении коллектив траулера . «Гурзуф». Находясь на хорошей концентра ции рыбы, он пригласил нас по дойти на промысел к нему. Здесь нас ждали обильные уловы. Когда палубная команда не успевала убирать рыбу, на помощь ей шли все члены экипажа свободные от вахты. Образец самоотверженного тру да в рейсе показывал старшина третьей вахты матрос. Иван Hnv- диус. Какое бы дело ему ни пору чали, за все он берется энергично. Совсем недавно, после службы в Советской Армии, поступил на судно Сергей Рыбин, но и он уже успел зарекомендовать себя опыт ным матросом. Отлично работает машинная команда. Правильно эксплуатируя механизмы, она всегда обеспечи вает нормальную скорость хода корабля. Котел работает на ес тественной тяге, без ветрогона. Это увеличивает сроки его служ бы, способствует экономии топ лива. Ремонт отдельных узлов и дета лей команда производит своими силами. Благодаря этому судно уже третью междурейсовую сто янку обошлось без заводского ре монта. За два последних рейса ко чегары Александр Гунилов, Васи лий Телига и другие сэкономили 25 тонн угля, при этом они всег да удерживали пар на марке. На судне придается широкая гласность ходу социалистического соревнования. Регулярно прово дятся общие собрания, на кото рых, подводя итоги работы, про мысловики говорят о резервах по вышения производительности тру да, принимают конкретные реше ния. Так, раньше у нас отставала первая вахта. Но когда была сде лана некоторая перестановка лю дей, положение выправилось. Старшиной первой вахты стал лучший матрос Владимир Десяц- ков, который раньше работал на второй вахте. Вместо него на вто рую вахту назначен Иван Соловей. Этот матрос был самым отстаю щим на траулере — и по работе, и по дисциплине, но теперь, по пав к лучшим людям, ему прихо дится подтягиваться. Недавно также на заседании судового комитета мы обсудили поведение кочегара Николая Скрипникова, где по-дружески, но крепко посоветовали ему лучше работать и достойно вести себя во время стоянок. Экипаж нашего судна сорев нуется с промысловиками трауле ра «Алма-Ата». Соперники у нас достойные, они уже давно рабо тают в счет второго полугодия. Мы поддерживаем с ними по стоянную связь, обмениваемся опытом. Коллектив корабля будет стре миться к тому, чтобы выйти по бедителем в этом соревновании. План первого полугодия мы тоже завершили еще в начале :лоня. В последнем рейсе добыто 170 тонн рыбы, в том числе 85 тонн свежья, что намного больше, чем надо по заданию. Доставили также 16 тонн рыбной муки при норме 8,5 тонны. Сейчас экипаж корабля нара щивает свои производственные темпы. Он горит желанием досроч но завершить годовую программу и добыть сверх нее тысячу цент неров рыбы. С. ДЕУЛИН, мастер рыбомучной уста новки траулера «Алтай», председатель судового комитета. По следам наших выступлений «Улучшить качество спецодежды» Так называлась заметка, по- «В настоящее время управле- мещенная в газете «Рыбный нием рыбной промышленности Мурман» 22 мая. Исполняю- готовится материал для предъ- щий обязанности начальника явления рекламаций поставщи- отдела труда и зарплаты управ- нам и институту охраны труда ления рыбной промышленности ВЦСПС с целью дальнейшего тов. Пайкачев сообщил следую- улучшения качества спецодеж- щее ды».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz