Рыбный Мурман. 1958 г. Июнь.

Увеличить доставку свежья Судьба плана—в руках моряков Коммунистическая партия и Советское правительство прояв­ ляют неустанную заботу о повы­ шении благосостояния советских людей. На траловый флот возло­ жена большая и почетная задача — дать стране как можно боль­ ше рыбы и высокого качества. Неоспоримо, что свежая, ох­ лажденная или замороженная ры­ ба по своим вкусовым и питатель­ ным качествам стоит выше соле­ ной рыбы и, кроме того, при за­ готовке свежья рыба меньше те­ ряет в весе, меньше потерь ухо­ дит за борг. Вопрос заготовки мороженой рыбы по существу решен. Рефри­ жераторные суда типа «Пушкин» привозят полные трюмы высоко­ качественной продукции. Но очень неудовлетворительно идет заготовка охлажденной рыбы на остальных траулерах. В мае ры­ бокомбинату ее было сдано из об­ щего количества вылова всего 48 процентов, вместо 65 по плану. В чем дело?’ Можно ли увеличить доставку охлажденной рыбы? Да, ложно! Одной из основных причин ма­ лого привоза охлажденной рыбы является боязнь капитанов сдать рыбу пониженного качества, по­ тому что от этого матери­ ально пострадает к о м а н д а судна. Поэтому з а т о в л я т ь свежье начинают поздно. А к че­ му это приводит, говорят следую­ щие примеры. Экипажи траулеров «Алупка», «Волна» и «Жиздра» начали заготовлять свежье за 6 суток. Рыба обрабатывалась пра­ вильно, срок хранения неболь­ шой и неудивительно, что продук­ ция оказалась сортностью выше плановой. Но беда в том, что на каждом из этих кораблей свежья было заготовлено мало — от 2 2 до 42 тонн или по 20 процентов от общего количества рыбы. Ин­ тересные результаты, достигну­ тые моряками траулеров «Вай- гач», «Касатка» и «Колхоз­ ник». Они доставили в порт по 60—67 тонн свежей ры­ бы (удельный вес от 54 до 73 процентов). Сортность рыбы была также выше плановой, хотя заготовку свежья на каждом из этих судов начинали за 1 0 су­ ток. Как видно, можно с успехом хранить рыбу в течение этого срока. Хотелось бы сказать еще вот о чем. В течение минувших меся­ цев этого года из более чем 2,5 тысячи сделанных рейсов по су­ ществу почти не было сдано ры­ бы, имеющей признаков порчи с наличием кисловатого запаха. Ос­ новным признаком, определяющим качество рыбы, сдаваемой на ры­ бокомбинат, является «ослабев­ шая консистенция мяса». Она на­ блюдается у рыбы и четырех- и двухсуточного хранения во льду. Этот признак определения качест­ ва — один из основных тормозов увеличения доставки свежей ры­ бы: Если этот вопрос совнархозом будет решен и будут сделаны не­ которые изменения в инструкции по приемке, то количество свежей рыбы будет увеличено. Я не хочу сказать, что только строгая приемка по консистенции рыбы сдерживает увеличение вы­ пуска свежья. Есть и ряд других более важных причин, непосред­ ственно связанных с обработкой рыбы на судне. Так, например, к понижению качества рыбы при­ водит неправильная рубка голов, нетщательное удаление внутрен­ ностей, плохая промывка. Сниже­ ние сортности бывает и потому, что нарушается порядок укладки. Вместо того, чтобы уложить рыбу рядами, с тщательной пересыпкой по рядам льдом, чердаки запол­ няются навалом. Недостаточно на­ сыпая льда между рядами, кладя его больше сверху, моряки только расходуют сверх нормы лед и не добиваются никакой пользы. Из- за допускаемых ошибок в работе на промысле, в порту рыбя сдает­ ся пониженного качества. Для то­ го, чтобы этого не было, необходи­ мо строго соблюдать технологию обработки и хранения рыбы. А. ТИХОМИРОВ, заместитель начальника отдела рыбообработки управления тралового флота. * . • !.*> -- л**;. *•_-л т<-У JD К А Ю Т -К О М П А Н И И траулера «С оловецг кий» есть своеобразная диаграмма выполне­ ния рейсовых заданий. Она наглядно говорит о том , что и з каждого плавания экипаж возвращает­ ся с победой. И это можно считать закономерным. Коллектив на корабле подобрался дружный, созда­ лись устойчивые кадры хорошо знающих свое де­ ло специалистов. Траулер вступил в строй флота три года назад. И с тех пор коллективом руково­ дит капитан Федор И змайлович Джемалетдинов. Около трех лет трудятся здесь матрос тов. К о л ­ ман, старший кочегар тов. Филатов, старший ме­ ханик тов. Попов, мастер по жиротоплению тов. Федорка и другие моряки. Это, как говорят, ко­ стяк команды. Н а них в первую очередь и опира­ ется командование и судовая партийная органи­ зация . Экипаж траулера «Соловецкий» занимает веду­ щее место в шестом отряде ( отряд в мае — на втором месте по флоту). Д о завершения задания первого полугодия морякам с Соловецкого» оста­ лось добыть немногим более 2 0 тонн рыбы. И эта задача будет решена. Порукой тому — слажен- ный труд моряков . Взять к примеру палубную команду. Зд есь тон в работе задают такие, как матрос Василий Птичкин, секретарь судовой ком • сомольской организации. Н е отстают от него ма­ трос тов. Серков, боцман тов. Сунцов. А засоль­ щик комсомолец Анатолий Евтюков не только сам хорошо работает , увлекая товарищей по тру­ ду, но и добивается действенности соревнования на корабле с помощью печатного слова. Он редак­ тор судовой стенгазеты «Вперед». Н е в обиде мо­ ряки и на своих мастеров: хорошо они свое дело знают, с душой к нему относятся. Тралмейстер- ский состав, руководимый тов. Уткиным, всегда обеспечивает безаварийную работу ору т й лова, четкую организацию труда на палубе. За слу га в этом и мастеров по добыче тт. Машина и Писаре­ ва . Перевыполняет задания консервный мастер тов. Потаралов, всегда выше плановой сор.к^сть рыбы , сдасаемой рыбмастером тов. Смэлекс :v Особо следует отметить старшего механика Ва­ силия Александровича Попова. Машинная иэманг да под его руководством работает четко. Еще не было ни одного случая простоев корабля по вине этого коллектива ни в порту, ни в море. Руково­ дитель машинной команды, можно сказать без преувеличения, влюблен в свое дело. Даже когда на корабле во время стоянки вахту несет береговая команда, старший механик бывает часто здесь же. Потому траулер и может пробыть в море без по­ полнения до 22 суток . Сэкономлено много и ма­ териалов. Кадры играют решающую роль в л и к в и ;ации отставания тралового флота. По таким дружным , трудолюбивым экипажам, как на «Соловецком», надо и равняться. А кое-кому следует и поучить­ ся. Здесь же, на этом, траулере, например, надо изменить отношение к работе второму и третьему помощникам капитана Аркадию Нехаеву и Ста­ ниславу Федюшкину. Оба они питомцы учи лищ : Федюшкин — выпускник Мурманского высшего мореходного, а Нехаев — Херсонского среднего. Оба не имеют многих элементарных знаний , в жизнь экипажа не вникают , к советам старших не прислушиваются, на замечания реагируют болез­ ненно. Этим молодым специалистам следует пере­ нять у коллектива все лучшее. Это поможет быа- шим курсантам стать хорошими промысловиками, воспитателями моряков. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: передовые люди траулера «Соло­ вецкий» (слева направо) боцман Ю . Г . Сунцов, матрос, секретарь комсомольской организации В . А . Птичкин, засольщик, редактор стенгазеты комсомолец А . П. Евтюков, мастер по жиротопле­ нию комсомолец Л . Л . Федорка. Фото автора. В нашем друЖном экипаЖе... На жидком топливе Работа машинной команды траулера «Муром», который не­ давно поступил в распоряжение тралового флота, имеет свои ха­ рактерные особенности. Тяжелый (Нзический труд здесь исключен. И это благодаря переводу отопле­ ния котла на жидкое топливо. На судно принимается не уголь, а мазут. Он поступает с берега в специально предназначенные для этого танки (судовые цистерны). Под большим давлением топлив­ ный насос подает мазут из цис­ терн через мазутные подогрева­ тели и фильтры к форсункам. В форсунках мазут распыляется и горит постоянным пламенем (фа­ келом). Как видно, необходимость в ко­ чегарах отпадает. Никому здесь не надо шуровать ломиками и лопата­ ми. Переход на работу на жидком топливе позволил сократить ко­ тельную команду на 2 человека (не стало угольщике®)* Кочегаров здесь также нет. Есть котельные машинисты, котооые следят за ра­ ботой насосов и горением топлива в топках. Преимущество и выгода оабо- ты по-новому заключается не только в том, что значительно об­ легчается человеческий труд. Ра­ бота на жидком топливе позволяет держать в котле постоянное давле­ ние. Это означает, что обороты главной машины можно удержать постоянные, что очень важно на промысле. Грузоподъемность, емкость суд­ на позволяют брать на борт 250 тонн жидкого топлива — за сутки же расходуется примерно 8 тонн при полном ходе корабля. Отсю­ да ясно, что траулер может нахо­ диться на лову почти в два раза больше, чем корабли, рабо­ тающие на угле. Большое значение имеет также и то, что судно может пополняться непосредственно в море: брать топливо с танкеров. Эго в свою очередь также на много удли­ нит промысловый рейс. Недавно траулер «Муром» схо­ дил в первый пробный рейс. В нем были выявлены все те преимуще­ ства, которые описаны шше . Вскрыты также и недостатки, до­ пущенные при постройке судна. Испаритель, например, приготов­ лял недоброкачественную, содер­ жащую много солей, котельную воду. Теперь этот недостаток уст­ ранен. На судне установлена опреснительная установка отече­ ственной конструкции системы Ермолина, производящая за сут­ ки 7 тонн доброкачественной во­ ды, надежная в эксплуатации и работающая, как известно, на отработанном паре. Испа­ ритель же иностранной кон­ струкции работал на свежем па­ ре, что требовало дополнитель­ ного расхода топлива. Паровой траулер на жидком топ­ ливе — полезное новшество. Оно будет способствовать повышению вылова рыбы. В. КОЗЛИНСКИИ, стар. ший механик траулера «Му­ ром*. В начале рейса мы вели про­ мысел на Копытовской банке, но сырьевая база здесь вскоре ухуд­ шилась. Тогда мы перешли в рай­ он Медвежьего острова. График выполняли ежесуточно. Хорошо справлялись со своими обязанно­ стями штурманы, они показали высокое мастерство промыслового судовождения. Впереди, как и прежде, идет вторая вахта, руко­ водимая вторым помощником ка­ питана Евгением Хабаровым. Этот человек — опытный судоводи­ тель, мастер своего дела. Он уме­ ло удерживает корабль на кон­ центрациях рыбы, организует четкую работу палубной коман­ ды, быстрый переход из одного района в другой. Когда рыба начинала «отказы­ вать», связывались по радио с командами других кораблей. В последнем рейсе, например, хоро­ шо нам помог в этом отношении коллектив траулера . «Гурзуф». Находясь на хорошей концентра­ ции рыбы, он пригласил нас по­ дойти на промысел к нему. Здесь нас ждали обильные уловы. Когда палубная команда не успевала убирать рыбу, на помощь ей шли все члены экипажа свободные от вахты. Образец самоотверженного тру­ да в рейсе показывал старшина третьей вахты матрос. Иван Hnv- диус. Какое бы дело ему ни пору­ чали, за все он берется энергично. Совсем недавно, после службы в Советской Армии, поступил на судно Сергей Рыбин, но и он уже успел зарекомендовать себя опыт­ ным матросом. Отлично работает машинная команда. Правильно эксплуатируя механизмы, она всегда обеспечи­ вает нормальную скорость хода корабля. Котел работает на ес­ тественной тяге, без ветрогона. Это увеличивает сроки его служ­ бы, способствует экономии топ­ лива. Ремонт отдельных узлов и дета­ лей команда производит своими силами. Благодаря этому судно уже третью междурейсовую сто­ янку обошлось без заводского ре­ монта. За два последних рейса ко­ чегары Александр Гунилов, Васи­ лий Телига и другие сэкономили 25 тонн угля, при этом они всег­ да удерживали пар на марке. На судне придается широкая гласность ходу социалистического соревнования. Регулярно прово­ дятся общие собрания, на кото­ рых, подводя итоги работы, про­ мысловики говорят о резервах по­ вышения производительности тру­ да, принимают конкретные реше­ ния. Так, раньше у нас отставала первая вахта. Но когда была сде­ лана некоторая перестановка лю­ дей, положение выправилось. Старшиной первой вахты стал лучший матрос Владимир Десяц- ков, который раньше работал на второй вахте. Вместо него на вто­ рую вахту назначен Иван Соловей. Этот матрос был самым отстаю­ щим на траулере — и по работе, и по дисциплине, но теперь, по­ пав к лучшим людям, ему прихо­ дится подтягиваться. Недавно также на заседании судового комитета мы обсудили поведение кочегара Николая Скрипникова, где по-дружески, но крепко посоветовали ему лучше работать и достойно вести себя во время стоянок. Экипаж нашего судна сорев­ нуется с промысловиками трауле­ ра «Алма-Ата». Соперники у нас достойные, они уже давно рабо­ тают в счет второго полугодия. Мы поддерживаем с ними по­ стоянную связь, обмениваемся опытом. Коллектив корабля будет стре­ миться к тому, чтобы выйти по­ бедителем в этом соревновании. План первого полугодия мы тоже завершили еще в начале :лоня. В последнем рейсе добыто 170 тонн рыбы, в том числе 85 тонн свежья, что намного больше, чем надо по заданию. Доставили также 16 тонн рыбной муки при норме 8,5 тонны. Сейчас экипаж корабля нара­ щивает свои производственные темпы. Он горит желанием досроч­ но завершить годовую программу и добыть сверх нее тысячу цент­ неров рыбы. С. ДЕУЛИН, мастер рыбомучной уста­ новки траулера «Алтай», председатель судового комитета. По следам наших выступлений «Улучшить качество спецодежды» Так называлась заметка, по- «В настоящее время управле- мещенная в газете «Рыбный нием рыбной промышленности Мурман» 22 мая. Исполняю- готовится материал для предъ- щий обязанности начальника явления рекламаций поставщи- отдела труда и зарплаты управ- нам и институту охраны труда ления рыбной промышленности ВЦСПС с целью дальнейшего тов. Пайкачев сообщил следую- улучшения качества спецодеж- щее ды».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz