Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.
25 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД ТЕЛ 1933 ГОД. Советская страна покрылась лесами чение. Об этом свидетельствует уже то, что руководители партии u p o n * ВоСПОМИНаНИЯ уЧЗСТНИКа п е р е х о д а 1 I ia p in n строек. Народ создавал свою оте- о 3 военных из И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. чественную тяжелую индустрию, к Кронштадта В Мурманск Ворошилов непосредственно на- Д А Егина блюдали за переходом. Тт. Ки ров и Сталин прибыли к нам и ★ в Сороку. Они побывали на неко- укреплял обороноспособность Ро дины. Партия и правительство поста вили перед военными моряками чали северЯне своих защитников. Т°РЫХ судах, а потом выступали задачу: создать мощный военно- Большим событием явился пе- пеРеД личным составом всего от- морской флот, сделать морские реход через Беломорско— Валтий- РяДа- Встреча с руководящими рубежи Заполярья неприступ- скид канал ведь это gblJI первый Деятелями партии и правительст- ными. поход военных морских судов че- ва вылилась в яркую демонстра- Моряки сторожевого судна канал. Наш «Смерчь» шел во Ч™ преданности моряков делу «Смерчь» по сигналу выбегают главе колонны Сложно провести паР™и- их готовности стоять на- на палубу. Каждый без помех за- морское судн0 по мелководному смерть на морских северных ру- нял свое место в строю. Перед канаЛу^ преодолеть множество бежах. У П Т. 1 X ко~шлюзов. Но наш личный состав ...Неприветливо встретило Ба- рабля Виталии Алексеевич Фокин. чувствовал всю ответственность ренцево море своих защитников. — Перед нами поставлена зада- за порученное дело Матросы при Непривычны были для нас и уг- ча, говорит он, • снять с ко- швартовках в шлюзах показывали рюмые скалистые берега Мурма- рабля вооружение, военное иму- пример четкости и слаженности в на, и частые тяжелые штормы. Но щеетво. труде. освоились быстро. Правда, на но- — ^ачем бы это, — мелькну- g0T д сорока к анал поза_ Вом, голом месте приживаться бы- Г°Яакипрта Рп Г ди- МатР°сы с Удивлением смот- ло трудно. Хорошо помню, как cyj&Adib ыеки 1 д< 1 . к и п е л а yd рят да мощные морские приливы часто мы выходили на воскресни- и отливы: в Балтике таких не бы- ки для строительства клуба. Как вает. весело, со смехом и песнями бы- В Сороке нас уже ожидало сня- стро воздвигались новые здания, События бо е вых лет 15 сентября 1941 года семь истребителей, ведомых стар шим лейтенантом Б. Ф. Сафо- новым, вступили в бой с 52 вражескими самолетами. Все советские самолеты возврати лись на свой аэродром, сбив в этом неравном бою трина дцать самолетов противника. * * * Первой среди подводных ло док Северного флота была на граждена орденом Красного Знамени подводная лодка Д-3 (командир —- капитан 3 ранга М. А. Бибеев, комиссар — Е. В. Гусаров). Только в одном по ходе в октябре 1941 года она потопила четыре транспорта противника. Эта же лодка в числе первых была преобразо вана в гвардейскую. * * * Переходящее знамя ЦК ВЛКСМ лучшей подводной лодке страны первой завое вала в августе 1942 года под водная лодка М-171 (коман дир — капитан 2 ранга В. Г. Стариков), имевшая к тому времени на своем боевом сче ту 12 потопленных кораблей и транспортов противника. Эки паж этой лодки удержал знамя ЦК ВЛКСМ до конца войны. * * * 113-й гОтдельный артилле рийский дивизион за всю вой ну ни разу не менял своих ог невых позиций на полуострове Средний. Мужественные артил леристы метким огнем потопи ли сорок девять кораблей и транспортов противника. 221-я батарея этого дивизиона 22 ию ня 1941 года открыла боевой счет Северного флота. * * * 19 августа 1944 года группа торпедных катеров под коман дованием капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича за тридцать минут боя потопила четырна дцать кораблей врага. основой бота. Только накануне перехода, ког да к морякам пришел комиссар ^ ^ ^ ^ ^ ^ _ __ __ ___ ^ _____ тов. Мартынов, стала ясна стоя- тое с кРораблей вооружение. Его причалы. Горячо взялись первые r „ надо было установить за пять су- североморцы за политическую и ток- Но моряку хочется быстрей боевую учебу. Ведь учиться надо Д а ВО бННЫХ судов, который ДОЛ” П1|Т|Л1Л1 ЛПЛ(Г » п л к п л Я £ л л _ fSuT rn и и п г п и у Мппсттглт P . a n n n u n r n жен стать флота. Г гамтпгп виДеть свой корабль в полной бое- было многому. Мопяку Северного неверного B()g готовности р ешили поста- Флота приходится трудиться в „ „ „ „ „ „ „о d Раться. Все вооружение и военное иных, гораздо более сложных ус- Баренцем Т Л ш „збраТпё вм™ « ™ Усыновлено... за о ,ну ловил*. лен, наприиер йлтийцу . обычный. Мы пошли не вокруг Н0ЧЬ- Даже командир корабля не Сегодня, в день 25-летия Се" Скандинавского полуострова, как повери$ когда ему об этом дол° - ®еР н0Г0 Флота от ЛИ1*а ветеранов можно было бы предположить, а жили‘ Утром он все таителыю флота хочу приветствовать ге- своини, советскими голубыми до- пР°веРил- н 0 ни сУ™а’ ни зад° - роев-североморцев участников рогами: через Неву, Ладогу, Свирь р и н к {1 н® нашеЛ‘ ~ Молодцы, мо- Отечественной воины, которых и недавно построенный Беломор- рякй! ,С л а в н 0 поработали!» - так много трудится в нашем ско -Балтийский канал. Тогда и такв0В0 бь,ло его заклк>чение. траловом флоте, и всех военных мы поняли, для чего снималось ВопРосу создания северного моряков, твердо стоящих сейчас вооружение, облегчилось судно. военно-морского флота Централь- на охране северных рубежей Ро- Утром отряд вошел в Неву. Го- " ыи Кмитет нашеи " аРт1ш " Р " ' * ины- , . род Левина радостно приветство- и в а л исключительно важное зна- Записал А. ЖИРЯКОВ. вал славных балтийцев, готовя- -------------— -----------—» Сшенд «25 л е т на страЖе советского З а п о л я р Ь я » В начале июля комсомольцы политической учебы моряков Се- потерь: вражеские батареи по- ряков, недавних промысловиков верного флота приветствовал Сер- тт. Чертков и Хлыбов оформили верного флота. пусту тратили снаряды, а когда Второй и третий годы прешли гей Миронович Киров. и вывесили в салоне своего трау- Отдельно помещены фотогра- удалось обнаружить и обезвредить в нелегких военных трэдах. Путь на север оказался не из лера «Кронштадт» новый стенд, Фии бывших воинов-североморцев, корректировщиков, и вовсе стали Траления и дозоры, сопро- легких, мно™ пришлось нотру- называемый - «25 лет на страже ныне моряков траулера «Кроши- 6ить 8<| » Г , диться буксирным судам, чтобы советского Заполярья,. На одной Среди них фотография мат- ®ра осколки сделали 64 пробои- д а и т м ай 1 провести отряд через Ивановские ______________ _________ А______ Р°са первого класса тов. Фишева, ны. начале 1 У 4 4 года иавлу иетрови щихся стать на защиту Запо лярья. Все мосты через Неву бы ли уже разведены. С одного из них — моста лейтенанта Шмид та — будущих основателей Ce ll мирные дни на учении. (Репродукция с картины, экспоната Музея Северного флота), вать десант в районе Западной Но он вернулся на базу благодаря Лицы. Боевое крещение обошлось мужеству, стойкости военных мо-* пороги на Неве, через стремнины стоРоне стенла помещены фотогра- участника многих морских сраже- и перекаты Свири. Но зато сколь- Фии и тексты к ним>рассказываю- нин. ко веселья было при встречах с щие 0 героическом пути моряков и Н. БАЖАЖИН, жителями сел, расположенных по летчиков Заполярья, на другой — первый помощник капитана берегам Свири. Радушно ветре- показаны мирные дни боевой и траулера «Кронштадт». ПО СЛАВНОМУ ПУТИ ДОСТОЙНОЕ место среди зке- коле «Русаков», на транспортах, ^ понатов Мурманского об- ходивших вокруг Скандинавии на ластного краеведческого музея Балтику. Работал он летом, зи- займет карта, переданная ему ка- мой учился в Архангельском питаном Павлом Петровичем Ко- мортехникуме. В 1930 году полу- реховым. Если вытянуть в одну чил диплом штурмана дальнего линию весь путь корабля, схема- плавания. Снова пошел на суда, тически изображенный на этой потом служил. Нет, не моряком, карте, то он полтора раза опояшет земной шар. 0 трудном, но слав ном времени расскажет этот экс- сапером. Спустя два года Павел Петро вич снова в Мурманске. Он — де- понат. О боях и походах, о судь- журный капитан базы тралового бах промысловиков и воинов. флота. Тогда вся береговая служ- Надо хоть бегло перелистать ба была из восьми человек: четы- страницы жизни этого бывалого рех дежурных капитанов да четы- человека, чтобы представить, как рех матросов. Уставал «зверски», шло становление его характера, как он сам говорит, закалялась воля. Павлу было все- Но вот; пришла пора снова го год, когда со зверобойного про- взяться по-настоящему за мор- мысла пришло известие с смерти ское дело. Около трех лет ходил отца — капитана хозяйского па- на поисковом траулере «Лосось» русника. Большая семья лиши- * вторым и старшим помощни- Так на карте появилась первая чу Корехову снова пришлось ры- ломаная черта —= путь первого бачить. Был он в то время коман- боевого рейса. Снова и снова ко- диром траулера «Ваер», тоже мандир получал задания, а после выполнявшего роль сторожевика, этого траулер брал курс в море. Рейсы чередовались: груз --4 два Нередко об выходил в места, об- рыбы доставит судно в порт, а разно называемые «супом с клец- потом уходит в дозоры, для кон ками», где вражеские корабли воирования. Работать было очень ставили мины. Но тяжело. Темными зимними ночами проходил траулер на палубе даже вспышки папи- за траулером и за Росы не увидишь, а надо нетоль- ним могли следо- ко суметь трал поднять, но и ры- вать без риска бу хорошо обработать. Не забы- транспорты с бое- вали бывшие промысловики и об вой техникой, этом. крупные военные ("ОТГРЕМЕЛИ военные бури, суда. Павел Петрович руководит ...Далеко в от- переходами кораблей из южных крытом море, на портов в наши края, а с 1950 го- 76 градусе север- Да возглавляет экипаж траулера ной широты кур- «Семга». Тогда был поставлен ре- сируют стороже- корд — добыто 62700 центнеров вики вдоль неви- рыбы. Три года подряд этот кол- димой трассы, по лектив занимал первое место на которой пройдет Флоте. караван. Вдруг на Трудовые будни для Корехова горизонте появля- были поисками лучших путей пе- ются самолеты редачи своего богатого опыта. Па^ Это шест е р к а вел Петрович работает капитаном- «Юнкерсов», вы- наставником. В 1956 году ему шедших «на охо— поручили возглавить экипаж реф— ту». Но воздуш- рижераторного траулера «Сверд- ные пираты на* ловск)\ ходившего с дружеским лась кормильца. Промелькнули ком капитана. В ноябре 1937 го- леровской Германии Уже чеоез поасно оассчитывали на легкую визитом в Канаду. С этого рейса «ень * 41 ™ Терском” берегу'на- поручается* рутаводить^’ экипажем ,ас капИтан сюва 6ш на кораб- добычу: комендоры дали такого и началось промышленное освое- ше™’ иТлуостроГв К З Е ш Г “ ■ Из ‘ Засольщика,,, как «огонька», ™ пи одпп самолет ™ « ■ » £ > « ^ « £ и во все эти годы, выгружалась не мог приблизиться. И, может кораоли держали курс на оанку 1941 ^акончен очередной богатая добыча. Но на этот раз быть, последняя бомба, брошенная «Свердловска». рейс... В полдень траулер разгрузка была необычной: на бе- издалека, сделала свое дело. Встречая День Военно-Морско- стал к причалу. Капитан, как и регу вместе с рыбой оказались и Взрыв вблизи кормы вывел из го Флота СССР, отмечая 25-летие капитана нргтлт.тпгп пяпптпия другие «оряки, кроме тех, что орудия лова. А спустя некоторое строя главную машину. Засвистел Северного флота, молодежь учит- «Канин» Кпявииипя И пянлрнпэ остались на вахте, направился в время с промыслового корабля пар из разбитых паропроводов. ся У таких бывалых мореходов, BflDORima IF» «я тпгп атп пп город- почему у мурманчан грозно смотрели орудия, на его Радист только успел сообщить о как Павел Петрович Корехов. тон влчгламгл пкипяж лйжлвптп." такие суровые лпЧа’ а У репро- борту появилось условное обозна- появлении вражеских самолетов, Грудь воина и промысловика у к - ил 8КИПаж ледоколь- дукт 0 р0В собрались толпы? «Вой- чение сторожевого корабля того о повреждении корабля, и тут же Рашают награды — ордена Оте- на!» е— короткая, но жесткая времени «ТЩ-31». рация замолкла. Четверо суток чественной войны I и II степени, мысль пронзила мозг, как только Экипаж учился тралению «■ «ТЩ-31» малым ходом шел к °РДен Трудового Красного Знаме- году семья Кореховых перебирается в Мурманск. Четырнадцатилетним подростком пришел Павел на ко рабль. На всю жизнь он запомнил капитана ледоколь ного парохода «Челюскин». Хорошую закалку получил Па вел В пейсах на «Канинр» лалп- тт myjo*» опиилль учильл хрллепиги » « и ц -o i» малым ХОДОМ шел К * вел в рейсах на «ланине», ледо Павел Петрович услышал не- теперь уж минному, а спустя ме- своим берегам. Радист слышал ни. медали... Свидетельства труд- р и к и ы п MVDM Ai j 3^ ^ сколько фраз из передаваемого по сяц — в конце июля «Засоль- свои позывные (приемник уце- ного* н0 равного пути, ы ь и ы и м у р м а н радио правительственного сообще- щик» «в военной форме» пошел лел), а сам {ееешея был что-либо 2в июля 1958 г. ния о вероломном нападении гит- на выполнение задания: высажи- еообщить о судьбе сторожевика. 1 стр. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz