Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.
Смелее внедрять новую технику на рыбопромысловые суда 11 июля постоянно действую щее призводственноё совещание тралового флота обсудило доклад заместителя главного инженера флота тов. Левкина о внедрении новой техники и передаче пере дового опыта на судах. Гстаря об исключительно боль шой роли новой техники и опы та передовиков в деле повыше ния производительности труда мо ряков, тов. Левкин сообщил уча стникам совещания, что только установка опреснителей системы Ермолина на 36 судах в прошлом году и на 19 судах в нынешнем году позволила увеличить про должительность рейсов этих трау леров от двух до пяти суток. Однако, как признали доклад чик и выступающие, новая тех ника в целом по траловому фло ту внедряется медленно, опыт передовых экипажей распростра няется слабо. Выступившие в пре ниях тт. Траубенберг, Овиташев, Тестов, Сохин, Корсунь и другие указывали, что иа двадцати двух организационно-технических ме роприятий, планируемых на первое полугодие 1958 года, выполнено лишь шестнадцать. Из восемна дцати мероприятии по внедрению новой техники реализовано толь ко тринадцать. Шефство передо вых экипажей над отстающими налажено плохо. Опыт коллекти ва рефрижераторного траулера «Некрасов» и других передовых судов обобщается и распростра няется очень медленно. Постоянно действующее произ водственное совещание наметило конкретные пути улучшения ра боты по внедрению новой техники и распространению передового опыта. А. ЖАРКОВ, член парткома. На суд общественности Возле здания, где помещается технический отдел и даспетчер- ская управления тралового флота, выставлен стенд с надписью. Она гласит: Товарищи моряки! Каж дый час простоя траулера стоит государству 300—350 рублей. Один час простоя — потеря шести центнеров рыбы. — Убедительные цн<Щ)ы. Но, к сожалению, есть еще немало моряков, которые проходят вдмо них, не обращая никакого внимания. Низкая сознательность, раняодунше, тот взгляд, что, «ни чего особенного не случится, если опоздаю, да и не я один» приводят к большим убыткам. Только за июнь по вине личного состава в траловом флоте было 203 часа простоя судов. И как это ми стран но, большая часть этих простоев — 117 часов — произошла по вине командного состава. На некоторых кораблях отход в море сопровождается опоздания ми, неявкой моряков. Траулер «Водник», например, простоял в порту лишних 24 часа — целые сутки дорогого промыслового времени. И это произошло потому, что второй помощник капитана Волков, старший машинист Коп- палиш, помощник мастера по до быче рыбы Пенигалов изволили «немного подзадержаться». Опоздания, неявки, демонстра тивный уход с корабля во время отхода, как это сделал матрос траулера «Грозный» Волков — все эти недостойные со ветского гражданина поступки происходят на почве пьянства, чрезмерного увлечения спиртными налитками. А когда человек пья ный, он уже теряет контроль над собой, над своими действиями и словами. Неудивительна потому и задержка в порту на 4 часа трау лера «Галич». Здесь второму ме ханику Шмакову и кочегарам Анд рееву и Зобнину, явившимся на судно в пьяном виде, было напле вать на все: они отказались рабо тать. На тех кораблях, где не ведется борьба с пьянством — этим опас нейшим пережитком буржуазной морали, любители спиртного про пускают «по маленькой», а по том и по второй и во время испол нения служебных обязанностей. И вот пример с его последствиями. Третий помощник капитана трау лера «Орион» Годин, вылил, за был сдать документы на прописку и отстал от рейса. Судно из-за этого простояло в порту лишних шесть часов. Командир на производстве дол жен быть примером для подчинен ных, воспитателем. Это известная истина. Но, к сожалению, некото рые забывают о ней и подают мо рякам дурной заразительный при мер. Вот В. А. Копытов — капи тал траулера «Североморск». В мае он пришел на судно в нетрез вом виде и задержал корабль с от ходом на 15 часов. В июне перед выходом в следующий рейс Еопы- тов снова опоздал. И опять про стой судна — 7,5 часов. Неуди вительно, что экипаж траулера «Североморск» не выполнил питан второго квартала по добыче рыбы. Опрашивается, ведется ли в траловом флоте борьба с пьянст вом, злоупотреблением спиртны ми напитками? Да, ведется. С упо мянутых выше виновников про стоя траулера «Водник» решено, например, вычесть из заработка определенную денежную сумму в счет частичного погашения мате риального ущерба. Старшего меха ника траулера «Лоцман» Кучина, уже не раз «отличавшегося», по низили в должности. Можно при вести и еще ряд подобных приме ров. Но, как показывает практика, такие меры недостаточны. Прика зы сверху не всегда помогают. На до на всех кораблях создать нетер пимую обстановку для пьяниц. Лучшая организация отдыха,, активизация воспитательной рабо ты должны помочь многим моря кам найти правильный путь в жиз ни, не повторять допущенных ошибок. В. ПЕТРОВ. НовЫе книги „В открытой схватке*4 Так называется новый роман Мих. Подзелинского (Лениздат, 1958 год.), в котором автор со всей своей силой художественного слова показывает образ великого вождя русского и мирового про летариата Владимира Ильича Ленина. Действие романа «В открытой схватке» относится к очень важ ному периоду подготовки и проведения первой русской революции, о которой В. И. Ленин в свое время писал: «Без генеральной репе тиции 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна». Подзелинский мастерски нарисовал в произведении волнующую картину баррикадных боев. Органически вошли в повествование страницы, посвященные Московскому вооруженному восстанию. Эти места рассказа являются наиболее сильными в книге. При всем этом новое произведение Подзелинского не истори ческая хроника, а художественное повествование. Автор сумел связать исторические события с судьбами своих героев, за которыми с волнением следит читатель. Большое место в романе занимает образ болыневика-ленинца Бахчинова. Очень ярко н живо проходит через весь роман образ гурийца Абесалома. Запомнится читателю и ссыльный поляк художник Тынель, и «лю битель комнатного садоводства» Александр Нилович Кадушин, ставший последователем Бахчинова, а также многие другие герои этого произведения . С большой теплотой, задушевностью и строгостью красок автор сумел написать незабываемый образ Владимира Ильича, сумел по казать вождя революции в сложный период первой «открытой схватки» с царизмом. Вскоре читатель получит и последнюю часть задуманной трило гии — новый роман Подзелинского о социалистической революции Ленинград. Коллективу Ижорского завода поручено в этом го ду освоить производство 19 новых типов машин и механизмов. Не которые из них уже созданы. Сейчас в сборочном цехе идет обра ботка деталей н узлов второго восьмикубового экскаватора моде* ли «ЭГК-8». Ижорцам предстоит выпустить серию таких машин. На снимке: слесарь В. В. СИГАРЬЕ обрабатывает сварную стрелу для экскаватора «ЭГК-8». Фото В. Капустина. Фотохроника ТАСС. Научно-технический прогресс и религия Религия и церковь на протяже нии многих веков вели ожесточен ную борьбу против научных и тех нических достижений, опровергав ших религиозные догматы и под рывавших религиозное мировоз зрение людей. Нападки и жестокие гонения церкви испытали на себе древнегреческие философы Анак сагор и Демокрит за то, что они материалистически истолковывали мир. В эпоху господства католи ческой церкви подвергался гоне ниям и преследованиям инквизи ции знаменитый анатом Везалий за то, что посмел вскрывать тру пы людей, чтобы изучать строе ние тела. Итальянский философ Ванини был казнен за то, что счи тал, что человек произошел от обезьяны, а Джордано Бруно сож жен на костре инквизиции за про паганду материалистиче с к о г о взгляда на строение вселенной. Гонениям церкви подвергались всемирно известные ученые-есгест- воиспытатели Ламарк и Дарвин и многие другие. Но, несмотря на ожесточенное сопротивление церкви, наука не умолимо прокладывала себе путь к истине, и в наше время достигла выдающихся успехов. За сравни тельно небольшое время человече ство прошло путь от простейших паровых машин до атомных элект ростанций, овладело сверхзвуко РЫБНЫЙ МУРМАН t стр. 15 июля 1958 г. выми скоростями полета. Люди поставили себе на службу энергию огромных рек, создали гигантские землеройные машины, заменяющие труд десятков тысяч землекопов, быстродействующие электронные счетные машины. Запуском совет ских искусственных спутников Земли начался штурм космическо го пространства. И всегда, когда церковь безус пешно пыталась задержать разви тие науки и техники, она неизмен но стремилась «примирить», «со гласовать» религиозные взгляды с научными. Закономерность разви тия природы церковь и ее ученые прислужники истолковывают как проявление божественной воли, они одушевляют созданные людь ми сложнейшие электронные ма шины, доказывая, что эти машины якобы будут управлять дальней шими судьбами науки, техники, искусства и т. д. В наше время, когда наука и тех ника добились выдающихся успе хов, служители церкви снова пы таются «согласовать», примирить науку и технический прогресс с религией. Так, западногерманский епископ Г. Лилье и философ Ф. Дессауэр усиленно проповеду ют, что технический прогресс — это якобы продолжение созида тельной деятельности бога. По их мнению, не человек создает техни ческие средства, а сам бог. Вся история техники, заявляет Дессау эр, — это постепенное осуществле ние всеобщего божественного пла на. Религиозная теория о технике прямо противоречит науке, кон кретным фактам повседневной жизни. Марксизм учит, что для то го, чтобы человек жил, он должен иметь пищу, одежду, жилище. А природа ничего этого не дает че ловеку в готовом виде Значит, он должен своим трудом создавать жизненные блага. Для труда че ловеку необходимы орудия труда, различные технические устройства. Техника служит для блага людей. Удовлетворяя свои потребности, человек развивает, совершенству ет технику. Источник развития техники, таким образом, находится не в боге, не в какой-то потусто ронней* силе, а в необходимости удовлетворять растущие потребно сти человека. Служители церкви и их сторон ники особенно усердствуют в ре лигиозной обработке новейших до стижений науки и техники. Не слу чайно некоторые западногерман ские специалисты — Г. Шмидт, В. Фогель, Г. Шуберт и другие из брали для этой цели молодую от расль науки — математическую теорию автоматического управле ния, контроля и информации, на основе которой ученые и техники создали универсальные вычисли тельные машины. До недавнего времени всеми ма шинами управлял непосредственно человек. Ныне развитие промыш ленности достигло такого уровня, что непосредственное управление рядом машин становится невоз можным, так как технологические процессы протекают или чрезвы чайно быстро, при очень высоких температурах, или же сопровожда ются выделением вредных газов и излучений. Это обусловило необ ходимость создания специальных технических устройств автоматиче ского действия. Именно необходи мость вычислительных работ ог ромных масштабов для решения задач современной техники приве ла к созданию электронных вычи слительных машин, заменяющих труд десятков тысяч вычислителей. Принцип действия этих машин имеет некоторое сходство с дей ствиями живого организма. Как в живых организмах есть соответ ствующие органы с определенны ми функциями и необходимые ли нии связи, так и в сложных авто матических машинах есть опреде ленные устройства, выполняющие те или иные действия, и линии связи, соединяющие эти устрой ства между собой. Эти линии свя зи делятся на прямую и обратную. Прямой связью управляющее уст ройство связано с действующим; по ней передаются сигналы уп равляющего устройства и застав ляют действующее устройство по ступать так или иначе. По обрат ной связи идут сигналы от дейст вующего устройства и о тех опе рациях, которые оно выполняет. На основе этих сигналов управля ющее устройство автоматически вырабатывает дальнейшие управ ляющие сигналы. Таков принцип работы этих ма шин. Благодаря обратной связи и на основе информации осуществ ляются самоконтроль и действие этих машин, созданных творче ским трудом н разумом человека. Некоторые буржуазные специа листы стремятся придать какой-то мистический смысл принципу об ратной связи. Г. Шмидт пытается представить этот принцип как не кую потустороннюю силу или «на мерение высшей воли». Ему вто рит Дессауэр, который пишет, что обратная связь якобы показывает «удивительную тайную глубину творения бога». «Удивительная гайна глубины» идеалистического мышления этих специалистов состоит в том, что они преподносят людям уже из вестную попытку истолковать тех нический прогресс как продолже ние созидательной деятельности бога, но пользуются при этом но вейшей научно-технической терми нологией. Замечательные научно- технические творения человеческо го разума они стремятся обоже ствить, преподнести как какую-то «сущность божественного плана созидания», «намерения воли твор ца». Создание электронных машин, как и весь технический прогресс, не подтверждает религиозные дог маты и начисто опровергает рели гиозное утверждение, будто чело век бессилен перед лицом приро ды. Наоборот, прогресс науки и техники наглядно и убедительно доказывает, что человек способен познавать законы природы и ис пользовать их для удовлетворения своих потребностей, не нуждаясь при этом в помощи несуществую щего бога и каких-то потусторон них сил. Наука и техника развиваются гигантскими темпами. Это остав ляет глубокий след в сознании на родных масс, разрушает религиоз ное мировоззрение, наглядно оп ровергает всякие попытки церков ников «согласовать» или «прими рить» достижения науки и техни ки с религией. Успехи науки и техники наглядно показывают не состоятельность религии, ее прехо дящий характер. Г. ГУДОЖНИК. - • -У'4: л л-. ■ /. " ji эЯя "М. Т у и»'- ■ШЧЙ ''nilWli A/'l' " "“ши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz