Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.
Морская смекалка Поехали дальше...“ Можно было бы выловить больше, — с этого начал свой *юссказ о минувшем плавами ка питан траулера «Вельск» тов. Но гин.— Почему? — Судите сами. Почти все время пришлось рабо тать только 35^метровым тралом с правого борта. Что касается дру гого трала, 2 5-метрового, то с вим была сплошная мужа. Работ ники тралово-такелажных мастер ских при изготовлении его допу стили много недоделок. Топенан ты были, например, длиннее на 60 сантиметров, посадочный трос — на 50 сантиметров. Что могли, устранили. . Перевооружали не сколько раз. Ставили на нижнюю подбору 600-миллиметровые бо- бинды, но все безуспешно. Непра вильный раскрой трала, небреж ная, стянутая посадка сетей неиз менно приводили к тому, что трал цеплялся за грунт, брал камни, тел в воде неправильно. Тогда палубная команда, руководимая мастером по добыче рыбы_ тов. Лескиным, поставила другой, то же 25-метровый трал. Результат был противоположный. После пер вого же траления подняли три кошалки рыбы. Как это сказывалось на работе, говорит такой пример. 24 июня, когда первый трал был порван, а на левый нельзя было переходить, потеряли семь с половиной часов. В целом за восемнадцатисуточное плавание на ремонт, почишгу и устранение дефектов в тралах ушло 48 часов промыслового вре мени, то есть не выловлено более 20 тонн рыбы. Одяако, несмотря яа неисправ ность орудий лова и отсутствие радиолокатора, экипаж «Вельска», вышедший в рейс по «зеленой улице», сумел за 18 суток выло вить 163,8 тонны рыбы, j И этот успех бьп не случай ным. Он явился закономерным следствием той большой политико- воспитательной работы, которая велась на судне. Перед отходом в рейс каждый член экипажа знал поставленную перед ним задачу —во что бы то ни стало выло вить 164 тонны рыбы. Только тог да план полугодия будет выполнен. Началось то, что не входит в рамки таких привычных слое «трудовой подъем». Приходилось даже удивляться, как моряки, работая по существу одним тра лом, поднимали за сутки в сред нем по 10 тоин рыбы. А залогом этого успеха явился творческий подход к делу. Судоводители во главе с капитаном тов. Ногиным проследили, что косяки рыбы движутся «волнами» на восток. Скорость движения косяка соста вила примерно один квадрат в сутки. Исходя из этого, команда корабля, поставив буи, стала ра ботать только в д в у х соседних квадратах. Когда рыба исчезала, то переходили в другой квадрат. Случалось и наоборот. Подняв за траление полтояиы рыбы, не де лали перебежку, а ждали подхо да косяка. И, как правило, не ошибались. В последующие тра ления поднимали по 2,5— 3 и более тош рыбы. Конечно, все делалось с учетом обстановки. Было даже так, что соседние траулеры, с опозданием подойдя к «Вельску», не обнаруживали большого скопления рыбы и ухо дили. Не обходилось и без упре ков. — Обманываете нас, — оби женно говорили соседи. Но что по делаешь, если те подходили с за позданием, когда рыба уже ушла. Как прошло заседание постоянно действующего совещания «Мурмансельди» В Терском районе ПЛАН ПЕРЕКРЫТ В районе начался кас совый лов беломорской -------------------------- сельди. К берегам по дошло много этой рыбы. Одними из первых начали промысел бригады колхоза «Беломорский рыбак». Они хорошо подгото вились к путине, своевременно поставили невода. В этом году рыбаки используют орудия лова, изготовленные из капрона. Это намного облегчило их труд. Колхоз «Беломорский рыбак» только во второй половине июня сдал около 45 тонн сельди, более чем в два с половиной раза перевыполнив план первого полугодия. _ Успешно борются за выполнение взятие социалистических обязательств и промысловики колхоза «Терский рыбак». Они тоже перевыполнили полугодовую программу. Лов беломорской сельди неплохо ведут также бригады колхозов «Всходы коммунизма» и «Моряк». На Fm 6 ckom рыбозаво- ТРУД ОБЛЕГЧЕН де к началу путины про- ---------------------- — ведена значительная ра бота по механизации трудоемких процессов. На Куэомеиском рыбоприемном пункте построена узкоколейная дорога от при чала до цеха. По ней сейчас транспортируется много рыбы. А •раньше рыбу переносили вручную. На этом было занято много ■рабочих. С пуском узкоколейки высвобождено 15 человек для других работ. На Чавлньгском рыбоприемном пункте введен в эксплуата цию водопровод. СЕЛЬДЬ ПРЯНОГО ПОСОЛА Белом о р с к а я сельдь пряного по сола пользуется большим спросом у покупателей. Торгующие организации за казали Умбскому рыбозаводу 200 центнеров такой продукции. Выпуск ее уже начат. Бондарный цех завода наладил выпуск пятпадцатилитро- вых боченков для пряной сельди. Высококачественную про дукцию решено вырабатывать не только в районном центре, а и на рыбоприемных пунктах Терского берега. На Умбском рыбозаво- НОВЫИ ЛЕДНИ К де построен новый лед- ник системы инженера Крылова. Вся его конструкция сделана изо льда и покрыта изоляционными материалами. В леднике можно хранить по 50 тонн продукции. Это позволит регулярно обеспечивать трудя щихся поселка свежей рыбой. В Умбу из Мурманска БОЛЬШЕ СВЕЖЬЯ! *ля транспортировки свежей рыбы прибыли небольшой рефрижератор, и специальная баржа, оборудован ная морозильной установкой. Она может морозить до 10 тони рыбы в сутки. Рефрижератор предназначен для доставки беломорской сельди в Кандалакшу для рыбоконсервного комбината, где из нее будут изготовляться деликатесные консервы. На «Вельске» тем временем жизнь шла своим чередом. Рабо тали буквально не выключая эхо- На очередном заседании, со- внедряется из рук вон плохо и лота. Внимательно следили за из- стоявшемся 4 июля, общефлотское медленно. Содержание речи тов, иенением глубин. Стоит ведь толь- постоянно действующее совеща- Колтун сводилось к одному: нам ко зазеваться, вовремя не отвер- ние «Мурмансельди» заслушало надо внедрять на всех кораблях нуть, как произойдет задев. А это отчет члена президиума Н. X. Ша- сетевыборочные машины, меха- допускать нельзя! Переходить на повалова о том, как выполняют- низмы для вытрясывания рыбы, другой трал невозможно: он не ся Решения, принятые на преды- но нет кабелей. Большие удобст- работает. На учете каждая мину- ДУЩем заседании, по режиму эко- ва при стоянках судов у плавбаз та.. Узнавать, на какой глубине номии и задачах на 1958 год. могли бь? дать кранцы и резино- ядет рыба, помогли наблюдения и — Кое-что сделано, — гово- вые бурундуки, но отсутствуют и за норвежским ботами, с юото- рит тов. Шаповалов, — например, 0Ш!- рых ловили не тралами, а на яру- обеспечен выход планового коли- Вполне закономерно, что, пер сы и другие орудия лова, чества судов на промысел. Луч- вый же выступавший в прениях» С командяров брали пример на ше стал распространяться опыт, капитан среднего траулера корабле и рядовые моряки. Подня- Отстающие суда прикреплены к № 187 тов. Гоникман высказал тую на борт рыбу быстро убира- передовым. Когда средние трау- свое недовольство по поводу су ли. Каждая вахта старалась выйти леры возвращаются с промысла, х&го и общего доклада, вперед. Никому не хотелось, что- регулярно проводятся разборы Создается впечатление,—' бы в стенгазете «Морской труд» рейсов. сказал он, что у нас отсутству- и регулярно выпускаемом боевом Больше внимания стало уде- ег и то и другое, но в этом ли за- листке «Молния» их фамилии бы- ляться вопросам экономии, сни- ключается основная оеда. Сами ли среди отстающих. Борьба шла жению себестоимости продукции, же виноваты. Ьоимся нового. А за перевыполнение всех нормати- Команды кораблей, допускающих работники управления «Мурман- вов Время яа спуск и подъем сверхплановую затрату про-мыс- сельди» и совнархоза мало за- трала, вылов, быстрота и качест- лового вооружения, лишаются ботятся о внедрении новой тех- во обработки рыбы, простои — премиальных надбавок. Десятки № ** бывают на судах, все это учитывалось я заноси- ™еяч рублей сэкономлены за Вот и сейчас у причала стоит лось s график социалистического счет сокращения штатов на плав- около тридцати средних трауле- пупгтгггошгтя базах, за счет использования на Р°в- Что же мешает собрать ма- Наглядная агитация, конкрет- Работах в береговых бригадах мо- «еров ™ и , ное руководство социалистическим Ря^ов Резерва. выборочными машинами’ соревнованием, развернувшимся Но члены совещания много улу- ™ ‘ тпаулепа на траулере, давало замечатель- стили. Второй пункт решения ве 1 ) ^ 2 н к о нмом- ные результаты. Люда подтягива- обязывал их добиться выполне- „ и , ошетотовке Давно лись, старались во что бы то ни ния планов всеми кораолями и ^ > шдготов п и к Д вно стало завоевать первенство. Если плавбазами. Это не осуществи- J * * в один день результаты были лось. Организация труда на фло- д™в J ^ ж н 0 было хуже, ч«. у других, то на завтра, те оставляет желать лучшего. б Т щ ^ н ^ Г ф ^ Ф ^ ы е 6 ^ как правило, картина менялась. Велики простои судов. ^применить фосфористые оуи. Так, вторая вахта, руководимая Следовало ожидать, что члены Моринспектар тов вторым помощником капитана тов. совещания по-хозяйски обсудят т Ршии гидроакустик среднего Федоровым и помощником м а т - сообщение тов. Шаповалова и за- траулера № 1 тов. Любителевi и ра по добыче тов. Лисясевичем, острят свое внимание на нере- другие товарищи предлагали « была ш «тдаш. дотом ш шш нш за *™ * . Но * тут-™ T n o S w b " третьем месте, но затем вышла было. Они равнодушно одоорили с^бжежие с^ов водой в Тюва- вяеред. В итоге она добилась са- деятельность президиума совеща- ^бе ^оздать пви управлении мого большого вылова — 44 тон- ния и, словно бы подчеркивая Технический кабинет выпускать ны, меньших потерь времени и это спокойствие, кто-то из сидев- ^ллетень б • J заняла первое место. ших на задних рядах безразлично Кто же лучше всех работал в сказал: «Поехали дальше». ц ° р р __ ' минувшем рейсе? — гИю матросы С докладом о состоянии внед- тт. Кочурмн, Виниченко, Шаль- рения новой техники на судах ^ . 5 ! ’ вJ i n ом ‘ ,,mTI нев, Илимбаев, кочегары тт. Ма-флота выступил начальник тех- ' ир,.пт._ каренко, Каравашюин, второй ме- нического отдела «Мурмансель- р буквальном смыстё ханиктов. Годзь мастер по обра- ди» А. Л. Колтун. Он много го- ™лова Но вот'зачитали за- боле рыбы тов. Ковальчук. Кан- ворил о большой заботе Комму- £ й решения дидат на занесение на Доску поче- нистической партии и Советского в„ываюший 0 помощи «сверху»' та — машинист рыбомучной уста- правительства о развитии рыонои ^ f Г здохиули новаси тов. Коновалов. Он своими промышленности страны. Мур- и ^ ' силами устранил дефект в уста- манский сельдяной флот за по- Можно ли ждать толку от ло- новже и выработал за рейс 14 следние годы пополнился новыми добного заседания, которое было тонн муки. Большую помощь в промысловыми и вспомогательны- и подготовлено и проведено на- этом оказали и матросы. Они не ми судами и плавбазами, осна- спех, формально Декабрьский выбрасывали межую рыбу или щенными современными механиз- Пленум ЦК t t lib t , оосудившии головы за борт. мами и приборами. С вводом в вопрос о раооте профсоюзов, при- Итоги пер®ой половины плшва- эксплуатацию плавучих мастер- Давал огромное значение посто- ния команды траулера «Вельск» ских «Резец» сократились про- янно действующим совещаниям,; ‘ убедительны. В порт доставлено стой флота на ремонте. как °ДН0И из основных форм при- 163,8 тонны рыбы вместо 130 по Все это хорошо, все это вер- влечеяия раоочих и служащга заданию, а свежья не 78, а 95 но! Но докладчик, к сожалению, ^ и ^ Г ы ^ у к ^ ^ г в о в а т ь с я чле- тонн. Полугодовой план выпол- мало и скупо говорил о главной д ' ^ума постоянно дейст вен. Так высокая сознательность, задаче, ради решения которой и “ fJJJ? J BeuiaHHH «Мувман- упорство, морская смекалка при- было созвано совещание. По- вели к успеху. хвастаться-то ему особенно не- С6лади • __ В. ВАРЯГИН. чем Новая техника на судах ВЛАДИМИРОВ. Читатель продолжает разговор ДЕВИАЦИЯ КОМПАСА ЗАВИСИТ... ОТ ВЕТРА В Кольском заливе на рыболов ных судах производится уничто жение девиации. Перед производ ством девиационных работ надо закрепить по-походному все под вижные железные предметы и по воротные части надстроек судна. Доступ к компасам должен быть свободен. Старая истина... И все- таки о ней забывают. Зачастую суда приходят с большим креном, с траловыми досками, сваленными у лебедки, нактоузы и доступ к ним завалены продуктами, ящика ми, бочками. И девиатор ждет, когда корабль будет приведен з готовность. На малых рыболов ных траулерах нередко наблю дается застой компасов ввиду давности ремонта, и судно вынуж дено итти в порт по вине судово дительского состава, не проверив шего компасов своевременно. После проводки донного осве щения или ремонта нактоуза не однократно наблюдалось исчезно вение магнитов-уничтожителей. А ведь при всяком ремонте в накто узе или вблизи его штурман обя зан проинформировать тех, кто этим занят, об установленном по рядке и после работы проверить положение магнитов-уничтожите лей, согласно таблицы девиации. За редкими исключениями, такое требование не выполняется. На ликвидацию этих недостатков ухо дит много времени. А в каких условиях работает компас в море после уничтоже ния девиации? Нередко бывает, что девиация компаса изменяет ся... от ветра. Это происходит по тому, что стопорного винта у про жектора нет и последний вра щается в зависимости от ветра и качки судна, создавая неучиты ваемую девиацию. Незакреплен ный палубный динамик с мощным магнитом внутри таит в себе, по жалуй, наиболее грозную опас ность для создания неучтенных девиаций. Многие из мореплава телей уже испытали это. Изменяет девиацию и переговор ная поворотная труба, изготовлен ная из железа. В последнее время ремонтники стали изготовлять тру* бу медную, а втулку и гайку, распо ложенные на уровне компаса, же лезные. Такую работу старшему помощнику капитана принимать не следует. Значительно реже бы вают случаи, когда штурман вме сто сгоревшей лампы донного ос* вещения ставит лампу с желез* ным патроном. Тем самым он со* здает большую индукцию, дости* гающую 5 — 6 градусов, которая к тому же в значительных пределах колеблется с изменением широты. И, следовательно, угрожает безо пасности мореплавания. Все эти замечания следует судоводителям учесть. М. ЖУРАВЛЕВ, девиатор Мурманского мор* ского рыбного порта, РЫБНЫЙ МУРМАН 3 стр. 8 июля 1958 Г,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz