Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.

Морская смекалка Поехали дальше...“ Можно было бы выловить больше, — с этого начал свой *юссказ о минувшем плавами ка­ питан траулера «Вельск» тов. Но­ гин.— Почему? — Судите сами. Почти все время пришлось рабо­ тать только 35^метровым тралом с правого борта. Что касается дру­ гого трала, 2 5-метрового, то с вим была сплошная мужа. Работ­ ники тралово-такелажных мастер­ ских при изготовлении его допу­ стили много недоделок. Топенан­ ты были, например, длиннее на 60 сантиметров, посадочный трос — на 50 сантиметров. Что могли, устранили. . Перевооружали не­ сколько раз. Ставили на нижнюю подбору 600-миллиметровые бо- бинды, но все безуспешно. Непра­ вильный раскрой трала, небреж­ ная, стянутая посадка сетей неиз­ менно приводили к тому, что трал цеплялся за грунт, брал камни, тел в воде неправильно. Тогда палубная команда, руководимая мастером по добыче рыбы_ тов. Лескиным, поставила другой, то­ же 25-метровый трал. Результат был противоположный. После пер­ вого же траления подняли три кошалки рыбы. Как это сказывалось на работе, говорит такой пример. 24 июня, когда первый трал был порван, а на левый нельзя было переходить, потеряли семь с половиной часов. В целом за восемнадцатисуточное плавание на ремонт, почишгу и устранение дефектов в тралах ушло 48 часов промыслового вре­ мени, то есть не выловлено более 20 тонн рыбы. Одяако, несмотря яа неисправ­ ность орудий лова и отсутствие радиолокатора, экипаж «Вельска», вышедший в рейс по «зеленой улице», сумел за 18 суток выло­ вить 163,8 тонны рыбы, j И этот успех бьп не случай­ ным. Он явился закономерным следствием той большой политико- воспитательной работы, которая велась на судне. Перед отходом в рейс каждый член экипажа знал поставленную перед ним задачу —во что бы то ни стало выло­ вить 164 тонны рыбы. Только тог­ да план полугодия будет выполнен. Началось то, что не входит в рамки таких привычных слое «трудовой подъем». Приходилось даже удивляться, как моряки, работая по существу одним тра­ лом, поднимали за сутки в сред­ нем по 10 тоин рыбы. А залогом этого успеха явился творческий подход к делу. Судоводители во главе с капитаном тов. Ногиным проследили, что косяки рыбы движутся «волнами» на восток. Скорость движения косяка соста­ вила примерно один квадрат в сутки. Исходя из этого, команда корабля, поставив буи, стала ра­ ботать только в д в у х соседних квадратах. Когда рыба исчезала, то переходили в другой квадрат. Случалось и наоборот. Подняв за траление полтояиы рыбы, не де­ лали перебежку, а ждали подхо­ да косяка. И, как правило, не ошибались. В последующие тра­ ления поднимали по 2,5— 3 и более тош рыбы. Конечно, все делалось с учетом обстановки. Было даже так, что соседние траулеры, с опозданием подойдя к «Вельску», не обнаруживали большого скопления рыбы и ухо­ дили. Не обходилось и без упре­ ков. — Обманываете нас, — оби­ женно говорили соседи. Но что по­ делаешь, если те подходили с за­ позданием, когда рыба уже ушла. Как прошло заседание постоянно действующего совещания «Мурмансельди» В Терском районе ПЛАН ПЕРЕКРЫТ В районе начался кас­ совый лов беломорской -------------------------- сельди. К берегам по­ дошло много этой рыбы. Одними из первых начали промысел бригады колхоза «Беломорский рыбак». Они хорошо подгото­ вились к путине, своевременно поставили невода. В этом году рыбаки используют орудия лова, изготовленные из капрона. Это намного облегчило их труд. Колхоз «Беломорский рыбак» только во второй половине июня сдал около 45 тонн сельди, более чем в два с половиной раза перевыполнив план первого полугодия. _ Успешно борются за выполнение взятие социалистических обязательств и промысловики колхоза «Терский рыбак». Они тоже перевыполнили полугодовую программу. Лов беломорской сельди неплохо ведут также бригады колхозов «Всходы коммунизма» и «Моряк». На Fm 6 ckom рыбозаво- ТРУД ОБЛЕГЧЕН де к началу путины про- ---------------------- — ведена значительная ра­ бота по механизации трудоемких процессов. На Куэомеиском рыбоприемном пункте построена узкоколейная дорога от при­ чала до цеха. По ней сейчас транспортируется много рыбы. А •раньше рыбу переносили вручную. На этом было занято много ■рабочих. С пуском узкоколейки высвобождено 15 человек для других работ. На Чавлньгском рыбоприемном пункте введен в эксплуата­ цию водопровод. СЕЛЬДЬ ПРЯНОГО ПОСОЛА Белом о р с к а я сельдь пряного по­ сола пользуется большим спросом у покупателей. Торгующие организации за­ казали Умбскому рыбозаводу 200 центнеров такой продукции. Выпуск ее уже начат. Бондарный цех завода наладил выпуск пятпадцатилитро- вых боченков для пряной сельди. Высококачественную про­ дукцию решено вырабатывать не только в районном центре, а и на рыбоприемных пунктах Терского берега. На Умбском рыбозаво- НОВЫИ ЛЕДНИ К де построен новый лед- ник системы инженера Крылова. Вся его конструкция сделана изо льда и покрыта изоляционными материалами. В леднике можно хранить по 50 тонн продукции. Это позволит регулярно обеспечивать трудя­ щихся поселка свежей рыбой. В Умбу из Мурманска БОЛЬШЕ СВЕЖЬЯ! *ля транспортировки свежей рыбы прибыли небольшой рефрижератор, и специальная баржа, оборудован­ ная морозильной установкой. Она может морозить до 10 тони рыбы в сутки. Рефрижератор предназначен для доставки беломорской сельди в Кандалакшу для рыбоконсервного комбината, где из нее будут изготовляться деликатесные консервы. На «Вельске» тем временем жизнь шла своим чередом. Рабо­ тали буквально не выключая эхо- На очередном заседании, со- внедряется из рук вон плохо и лота. Внимательно следили за из- стоявшемся 4 июля, общефлотское медленно. Содержание речи тов, иенением глубин. Стоит ведь толь- постоянно действующее совеща- Колтун сводилось к одному: нам ко зазеваться, вовремя не отвер- ние «Мурмансельди» заслушало надо внедрять на всех кораблях нуть, как произойдет задев. А это отчет члена президиума Н. X. Ша- сетевыборочные машины, меха- допускать нельзя! Переходить на повалова о том, как выполняют- низмы для вытрясывания рыбы, другой трал невозможно: он не ся Решения, принятые на преды- но нет кабелей. Большие удобст- работает. На учете каждая мину- ДУЩем заседании, по режиму эко- ва при стоянках судов у плавбаз та.. Узнавать, на какой глубине номии и задачах на 1958 год. могли бь? дать кранцы и резино- ядет рыба, помогли наблюдения и — Кое-что сделано, — гово- вые бурундуки, но отсутствуют и за норвежским ботами, с юото- рит тов. Шаповалов, — например, 0Ш!- рых ловили не тралами, а на яру- обеспечен выход планового коли- Вполне закономерно, что, пер­ сы и другие орудия лова, чества судов на промысел. Луч- вый же выступавший в прениях» С командяров брали пример на ше стал распространяться опыт, капитан среднего траулера корабле и рядовые моряки. Подня- Отстающие суда прикреплены к № 187 тов. Гоникман высказал тую на борт рыбу быстро убира- передовым. Когда средние трау- свое недовольство по поводу су­ ли. Каждая вахта старалась выйти леры возвращаются с промысла, х&го и общего доклада, вперед. Никому не хотелось, что- регулярно проводятся разборы Создается впечатление,—' бы в стенгазете «Морской труд» рейсов. сказал он, что у нас отсутству- и регулярно выпускаемом боевом Больше внимания стало уде- ег и то и другое, но в этом ли за- листке «Молния» их фамилии бы- ляться вопросам экономии, сни- ключается основная оеда. Сами ли среди отстающих. Борьба шла жению себестоимости продукции, же виноваты. Ьоимся нового. А за перевыполнение всех нормати- Команды кораблей, допускающих работники управления «Мурман- вов Время яа спуск и подъем сверхплановую затрату про-мыс- сельди» и совнархоза мало за- трала, вылов, быстрота и качест- лового вооружения, лишаются ботятся о внедрении новой тех- во обработки рыбы, простои — премиальных надбавок. Десятки № ** бывают на судах, все это учитывалось я заноси- ™еяч рублей сэкономлены за Вот и сейчас у причала стоит лось s график социалистического счет сокращения штатов на плав- около тридцати средних трауле- пупгтгггошгтя базах, за счет использования на Р°в- Что же мешает собрать ма- Наглядная агитация, конкрет- Работах в береговых бригадах мо- «еров ™ и , ное руководство социалистическим Ря^ов Резерва. выборочными машинами’ соревнованием, развернувшимся Но члены совещания много улу- ™ ‘ тпаулепа на траулере, давало замечатель- стили. Второй пункт решения ве 1 ) ^ 2 н к о нмом- ные результаты. Люда подтягива- обязывал их добиться выполне- „ и , ошетотовке Давно лись, старались во что бы то ни ния планов всеми кораолями и ^ > шдготов п и к Д вно стало завоевать первенство. Если плавбазами. Это не осуществи- J * * в один день результаты были лось. Организация труда на фло- д™в J ^ ж н 0 было хуже, ч«. у других, то на завтра, те оставляет желать лучшего. б Т щ ^ н ^ Г ф ^ Ф ^ ы е 6 ^ как правило, картина менялась. Велики простои судов. ^применить фосфористые оуи. Так, вторая вахта, руководимая Следовало ожидать, что члены Моринспектар тов вторым помощником капитана тов. совещания по-хозяйски обсудят т Ршии гидроакустик среднего Федоровым и помощником м а т - сообщение тов. Шаповалова и за- траулера № 1 тов. Любителевi и ра по добыче тов. Лисясевичем, острят свое внимание на нере- другие товарищи предлагали « была ш «тдаш. дотом ш шш нш за *™ * . Но * тут-™ T n o S w b " третьем месте, но затем вышла было. Они равнодушно одоорили с^бжежие с^ов водой в Тюва- вяеред. В итоге она добилась са- деятельность президиума совеща- ^бе ^оздать пви управлении мого большого вылова — 44 тон- ния и, словно бы подчеркивая Технический кабинет выпускать ны, меньших потерь времени и это спокойствие, кто-то из сидев- ^ллетень б • J заняла первое место. ших на задних рядах безразлично Кто же лучше всех работал в сказал: «Поехали дальше». ц ° р р __ ' минувшем рейсе? — гИю матросы С докладом о состоянии внед- тт. Кочурмн, Виниченко, Шаль- рения новой техники на судах ^ . 5 ! ’ вJ i n ом ‘ ,,mTI нев, Илимбаев, кочегары тт. Ма-флота выступил начальник тех- ' ир,.пт._ каренко, Каравашюин, второй ме- нического отдела «Мурмансель- р буквальном смыстё ханиктов. Годзь мастер по обра- ди» А. Л. Колтун. Он много го- ™лова Но вот'зачитали за- боле рыбы тов. Ковальчук. Кан- ворил о большой заботе Комму- £ й решения дидат на занесение на Доску поче- нистической партии и Советского в„ываюший 0 помощи «сверху»' та — машинист рыбомучной уста- правительства о развитии рыонои ^ f Г здохиули новаси тов. Коновалов. Он своими промышленности страны. Мур- и ^ ' силами устранил дефект в уста- манский сельдяной флот за по- Можно ли ждать толку от ло- новже и выработал за рейс 14 следние годы пополнился новыми добного заседания, которое было тонн муки. Большую помощь в промысловыми и вспомогательны- и подготовлено и проведено на- этом оказали и матросы. Они не ми судами и плавбазами, осна- спех, формально Декабрьский выбрасывали межую рыбу или щенными современными механиз- Пленум ЦК t t lib t , оосудившии головы за борт. мами и приборами. С вводом в вопрос о раооте профсоюзов, при- Итоги пер®ой половины плшва- эксплуатацию плавучих мастер- Давал огромное значение посто- ния команды траулера «Вельск» ских «Резец» сократились про- янно действующим совещаниям,; ‘ убедительны. В порт доставлено стой флота на ремонте. как °ДН0И из основных форм при- 163,8 тонны рыбы вместо 130 по Все это хорошо, все это вер- влечеяия раоочих и служащга заданию, а свежья не 78, а 95 но! Но докладчик, к сожалению, ^ и ^ Г ы ^ у к ^ ^ г в о в а т ь с я чле- тонн. Полугодовой план выпол- мало и скупо говорил о главной д ' ^ума постоянно дейст­ вен. Так высокая сознательность, задаче, ради решения которой и “ fJJJ? J BeuiaHHH «Мувман- упорство, морская смекалка при- было созвано совещание. По- вели к успеху. хвастаться-то ему особенно не- С6лади • __ В. ВАРЯГИН. чем Новая техника на судах ВЛАДИМИРОВ. Читатель продолжает разговор ДЕВИАЦИЯ КОМПАСА ЗАВИСИТ... ОТ ВЕТРА В Кольском заливе на рыболов­ ных судах производится уничто­ жение девиации. Перед производ­ ством девиационных работ надо закрепить по-походному все под­ вижные железные предметы и по­ воротные части надстроек судна. Доступ к компасам должен быть свободен. Старая истина... И все- таки о ней забывают. Зачастую суда приходят с большим креном, с траловыми досками, сваленными у лебедки, нактоузы и доступ к ним завалены продуктами, ящика­ ми, бочками. И девиатор ждет, когда корабль будет приведен з готовность. На малых рыболов­ ных траулерах нередко наблю­ дается застой компасов ввиду давности ремонта, и судно вынуж­ дено итти в порт по вине судово­ дительского состава, не проверив­ шего компасов своевременно. После проводки донного осве­ щения или ремонта нактоуза не­ однократно наблюдалось исчезно­ вение магнитов-уничтожителей. А ведь при всяком ремонте в накто­ узе или вблизи его штурман обя­ зан проинформировать тех, кто этим занят, об установленном по­ рядке и после работы проверить положение магнитов-уничтожите­ лей, согласно таблицы девиации. За редкими исключениями, такое требование не выполняется. На ликвидацию этих недостатков ухо­ дит много времени. А в каких условиях работает компас в море после уничтоже­ ния девиации? Нередко бывает, что девиация компаса изменяет­ ся... от ветра. Это происходит по­ тому, что стопорного винта у про­ жектора нет и последний вра­ щается в зависимости от ветра и качки судна, создавая неучиты­ ваемую девиацию. Незакреплен­ ный палубный динамик с мощным магнитом внутри таит в себе, по­ жалуй, наиболее грозную опас­ ность для создания неучтенных девиаций. Многие из мореплава­ телей уже испытали это. Изменяет девиацию и переговор­ ная поворотная труба, изготовлен­ ная из железа. В последнее время ремонтники стали изготовлять тру* бу медную, а втулку и гайку, распо­ ложенные на уровне компаса, же­ лезные. Такую работу старшему помощнику капитана принимать не следует. Значительно реже бы­ вают случаи, когда штурман вме­ сто сгоревшей лампы донного ос* вещения ставит лампу с желез* ным патроном. Тем самым он со* здает большую индукцию, дости* гающую 5 — 6 градусов, которая к тому же в значительных пределах колеблется с изменением широты. И, следовательно, угрожает безо­ пасности мореплавания. Все эти замечания следует судоводителям учесть. М. ЖУРАВЛЕВ, девиатор Мурманского мор* ского рыбного порта, РЫБНЫЙ МУРМАН 3 стр. 8 июля 1958 Г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz