Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.
/ На комсомольско-молодежном ------- Н 4 ТРАУЛЕРЕ «Соловецкий» среди передовиков производства выделяется рыбмастер Виктор Смоленский. На корабле он всего один год, но уже пользуется заслуженным авторитетом. Рыба в порту им сдается всегда сортностью выше плановой. И это не слу чайно. Виктор внимательно следит за качеством разделки улова, обеспечивает правильную укладку рыбы в трюме. Помогает он и новичкам. Например, на траулере матросами второго класса при шли Колман и Птичкин. С помощью товарищей по труду, в том чис ле и рыбмастера, эти моряки стали матросами первого класса. Коротка трудовая биография Виктора: несколько рейсов он хо дил матросом, потом год — засольщиком, после чего направили на курсы рыбмастеров. В мае 1957 года курсы были окончены я Виктора через некоторое время -направили на «Соловецкий». Здесь он сдружился с коллективом, продолжает упорно трудиться. На снимке: рыбмастер траулера «Соловецкий» Виктор СМО ЛЕНСКИЙ. Фото П. Быстроумова. Ч т о по казал анализ I О ТКРЫТОЕ комсомольское собрание на комсомоль- !; ско-молодежном среднем ; траулере № 4226 было бур- ; ным. Выступающие говорили ; коротко, но по-деловому, при водили конкретные примеры и факты по экономии и береж ливости на флоте, вносили I предложения, направленные на повышение уловов рыбы. — В нынешних условиях, когда наше народное хозяй ство достигло высокого уров- |i «я развития, — сказал в сво- j ем выступлении секретарь су- !; довой комсомольской организа ции, второй помощник капита на тов. Десятников, — борьба за экономию и бережливость приобретает исключительно важное значение. Эта работа должна быть не временной ]! кампанией, а постоянным юро- ;! потливым и творческим тру- ]’ дом всего коллектива» Я счи- J таю, что у судовой комсомоль- ской организации должен быть ! лицевой счет в комсомольской ! копилке. Оценкой работы будет 1 служить наибольший вклад в нее. На кораблях до сих пор еще подчас велики потери промвооружения, бочкотары, перерасход топлива, смазочных масел, а все это вызывает по- <* вышение себестоимости рыбо- s продукции, приносит ущерб го- \ сударству. Комсомольцы и мо- ? лодежь как нашего корабля, t так и всего флота, ее должны ? допускать того, чтобы по ви- < не нарушителей трудовой дис- ( циплины терялось ценное про- \ мьрсловое время. Много о т < могут сделать сами и для улуч- \ шения технической эксплуата ция судов и механизмов. Вожака комсомольцев и мо- 1 ; лодежи горячо поддержали все !; члены экипажа. Подсчитав pe ll зервы, коллектив среднего трау- !; лера принял на себя обязатель- !; ство: к 40-летию ВЛКСМ за вершить годовой план по выло- j! ву рыбы, за счет экономии промвооружения, топлива, боч котары, повышения сортности и снижения себестоимости ры бопродукции, подачи рациона лизаторских предложений к этой знаменательной дате вне сти в комсомольскую копилку десятки тысяч рублей, собрать и сдать 5 тонн металлолома и 3 тонны макулатуры, произве сти ремонтных работ своими силами на 200 часов, чем про длить срок службы механиз мов и сократить междурейсо вые стоянки в порту. Решено создать на судне кружок по изучению экономики предприя тия. всем членам экипажа по вышать свой общеобразова тельный уровень. Комсомоль ско-молодежный экипаж этого корабля обратился ко всем ком сомольцам и молодежи «Мур- мансельди» с призывом еще шире развернуть соревнование в честь 40-летия ВЛКСМ, вклю читься в борьбу за экономию и бережливость. Коллектив среднего трауле ра № 4226 приступил к рабо те в очередном рейсе в послед них числах мая. Уже в первые дни лова на корабле почувство валась сплоченность, работо способность экипажа. Это на глядно подтвердилось, когда за дрейф поднимали на борт по 13— 16 тонн сельди. В аван гарде соревнования сразу же встали коммунисты и комсо мольцы. Члены КПСС старший механик тов. Карасиков, мат рос тов. Баженов, комсомоль цы помощники капитана тт. Пономарев, Десятников, мат росы тт. Юшков, Пахалков и другие, выполняя обязанности на ответственных участках работы, являются примером для остальных моряков. Учитывая создавшуюся об становку, коллектив старается как можно раньше начать про мысловый дрейф. В отличие от других капитанов руководи тель экипажа среднего трауле ра тов. Гноевэй ведет специаль ный журнал, в котором зано сится весь цикл работ с нача- ;! ла промысла. В журнале отме чаются показания эхолота, тем пература воды, курсы и ско- ; рость корабля, результаты дрейфа. Ежедневные данные I; сравниваются с полученными ранее. На корабле ведется и ежедневный промысловый планшет. Согласно сводок, совещаний и пеленгов в нем отмечаются расположение флота, корабли, имеющие хоро- ;! шие уловы, сырьевая база и т. д. Такой планшет капитан ведет уже не один год. Он очень полезен в работе. Экипаж среднего траулера ; № 4226 ставит в порядок до 140— 145 сетей. «При вымет- ке и выборке порядка, — го ворит тов. Гноевой, — важно правильно расставить людей на рабочих местах, учитывая их способности и знания. Многое зависит от судоводателей. Они должны держать корабль от сетей на определенном расстоя нии, чтобы его не наносило на сети и не завертывался по рядок. В противном случае про исходят порывы сетей, а иногда и намотка па винт. У нас таких случаев не было. А увеличение сетей в порядке оправдывает себя, повышает уяовы. На корабле поставлена се- тетряюная машина. По словам капитана, она значительно об легчила труд моряков. Но ме ханизм еще конструктивно не- ; совершенен. Однако эти иедо- ■; статки легко устранимы. Свое обязательство, приня- ;j тое в честь 40-летия ВЛКСМ, молодежный коллектив успеш- ; но претворяет в жизнь. Июнь- I; ский план он превысил более чем в два раза. Команда имеет на своем счету свыше 100 тонн добытой сельди, при рейсовом задании 237 тонн, которые она должна выловить к концу сентября. Б. ЧЕРВОВ, наш спец. В управлении «Мурмансельдь» состоялся разбор итогов работы экюажей средних траулеров MeiN* 178, 683 и 165, вернув шихся с промысла. С отчетами о ходе рейсов выступили капитаны судов тт. Белоусов, Барон и Еле- хин. Они затронули ряд вопросов промысловой деятельности своих кораблей. Несмотря на то, что суда вы шли на промысел и вернулись в порт в одно и tq же время, ре зультаты оказались различными. Средний траулер Ms 683 (капи тан тов. Барон) пробыл в рейсе 110 суток при плане 105. Срок на лову был увеличен против за дания на 12 суток за счет сокра щения времени на переходы и стоянки у плавбаз. Сделано 72 дрейфа вместо 69 заданных. Од нако, несмотря на имевшиеся воз можности, рейсовое задание эки паж не выполнил. Капитан судна тов. Барон объясняет это множе ством причин. В частности, он ссылается на плохую промысло вую обстановку. Но дело не толь ко в этом. Основная причина от ставания заключается прежде всего в том, что на судне была плохо организована работа про мысловиков. Коллектив допустил перерасход орудий лова на сумму 121,8 ты сячи рублей. Судоводительский состав корабля недостаточно глу боко анализировал промысловую обстановку. Из сделанных 72 дрейфов 25 были пустыми. Себестоимость центнера сельди завышена на 22,4 процента. Если привести общую сумму по тери, то она выразится в 192 ты сячах рублей. Средний траулер iNs 178 (ка питан тов. Белоусов) также на ходился в плавании на 3 дня больше заданного. Кроме того, время нахождения на лову увели чилось на 9 суток за счет сокра щения переходов и стоянок у плавбаз. К сожалению, задание по вылову сельди промысловиками выполнено только на 82,3 про цента. Растрата по орудиям лова составила свыше 50 тысяч руб лей, основная причина этого — потопление порядка. В результате плохой, нерента бельной работы коллектива судна себестоимость центнера продук ции превысила плановую на 124 рубля 95 копеек. В своем докладе капитан тов. Белоусов также оп равдывался, ссылаясь на самые различные причины. А ведь много недостатков было и в работе экипажа судна, а так же командного состава. Судово дители плохо ориентировались в промысловой обстановке, что вы зывало ошибки. Допускались сцеп ления порядков с орудиями ло ва соседних судов. В рейсе зача стую сменялись мастера по лову, что, конечно, приводило к плохой организации труда добытчиков. На судне нерационально ис пользовались механизмы и элект- ронавигационные приборы. Из-за неисправности двигателя в маши не несколько раз возникал пожар. Плохо работал эхолот, а потом, он вообще вышел из строя. Совсем иные показатели у эки пажа среднего траулера № 165 (капитан тов. Елехин). Он добыл в рейсе 1926 центнеров сельди при задании 1613. Капитан и его помощники глубоко анализирова ли промысловую обстановку, ежедневно следили за поведением сельди, что особенно было важно в период, когда наблюдалась большая разница в горизонтах на хождения рыбы. На судне велось действенное социалистическое со ревнование, был налажен обмен опытом между членами команды, передовики промысла оказывали помощь отстающим и новичкам. И результат этого труда налицо: экипаж корабля не только пере выполнил план, но и добился большой экономии государствен ных средств. Себестоимость цент нера добытой сельди он снизил на 86 рублей 81 копейку. Выступившие на разборе рей сов члены команд вскрыли ряд недостатков в своей работе, внес ли немало ценных предложений по их устранению. Экипажи всех трех средних траулеров заявили о своей готовности встретить ХП сьезд профсоюзов успехами на промысле. В. МАКСИМОВ, начальник отдела добычи «Мурмансельди». РЫБНЫЙ МУРМАН 5 июля 1958 г. 3 стр. корр. Северная Атлантика. Об условиях тралового промысла в июле Все биологические процессы в Баренцевом мо ре в июне протекали на фоне относительно низ ких температур. В настоящее время треска, пикша,, морской окунь совершают кормовую миг рацию. Распределение и поведение рыб в первую очередь определяется распределением и поведе нием кормовых объектов. Скопления трески по всеместно были весьма подвижными, что вызва ло пестроту в уловах. Основными местами тра лового лова в июне были районы северо-запад ной части моря, особенно район Медвежинской банки. Промысел базировался на треске, откарм ливающейся капшаком, которого много как в районе острова Медвежьего, так и в районе За падного Шпицбергена. Результаты мечения гово рят о том, что треска перемещается вдоль за падного склона Медвежинской банки в северном направлении, со средней скоростью 1 , 8 мили в сутки. Кроме того, шел промысел окуня-клю- вача, перемещающегося вдоль свала из района Копытова. Эта рыба также откармливалась кап шаком. Здесь с переменным успехом облавлива лись скопления окуня, которые пополняются за счет самок, возвращающихся с мест отмета ли чинок. В южной части Баренцева моря промысел был менее успешным, чем в северо-западных райо нах. Здесь облавливались менее плотные и стой кие косяки трески, пикши, которые, совершая кормовую миграцию, перемещались в восточном направлении. На Флемиш-Капе хорошо шла добыча мелкого морского окуня-клювача, плотность скопления которого была значительной: уловы на сутки достигали 30 и более тонн. Совершенно неис пользованным оказался район Западной Грен ландии. В июне больше всего рыбы выловлено на за падном склоне Медвежинской банки (более 50 процентов), выделяются по величине добычи также банка Флемиш-Кап, смежные квадраты Норвежского желоба и Нордкинской банки. В июле существенных изменений в распреде лении рыбы не произойдет. Они будут опреде ляться кормовыми условиями, а температурный фактор будет играть подчиненную роль. Наибо лее перспективными районами в июле остаются северо-западные. Промысел ровной и мелкой трески будет развиваться на мелководьях райо на Медвежинской и Шпицбергенской банок. На больших глубинах западного и южного склонов Медвежинской банки накапливается морской окунь-клювач, который подходит сюда из райо на Копытова. По мере освобождения ото льдов район Зюйд-капского желоба станет одним из наиболее перспективных. Будет продолжаться движение самок морско го окуня через район Копытова, но это место ло ва следует считать второстепенным. В район Демидовской банки начался подход трески и морского окуня золотистого, поэтому уже теперь там необходимо создавать группу промысловых кораблей. Траулеры с малым радиусом плавания, как и в июне, следует направлять в районы Норвеж ского желоба, Нордкинской, Финмаркенской, Рыбачьей и Кильдинской банок, где периодиче ски будут образовываться скопления трески и пикши, перемещающиеся в восточном направле нии. Большое значение для этих судов, а также для архангельского флота приобретут Западный и Восточный прибрежные районы, где будут об разовываться скопления пикши урожайного по коления 1953 года. Но мере прогрева вод следует активизировать поисковую работу в районе Канина, с целью своевременного обнаружения косяков пикши, а также в районе Мурманского мелководья и дру гих центральных районах, где возможно появле ние стай трески, отходящей из прибрежной зоны. Для больших рефрижераторных траулеров в течение всего июля наиболее перспективными будут районы Флемиш-Кап и Западной Гренлан дии. Существенный интерес представляет также район Розенгартен, где в июле, как правило, на блюдается нарастание скоплений крупного оку ня-клювача. Лаборатория донных рыб ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz