Рыбный Мурман. 1958 г. Июль.

/ На комсомольско-молодежном ------- Н 4 ТРАУЛЕРЕ «Соловецкий» среди передовиков производства выделяется рыбмастер Виктор Смоленский. На корабле он всего один год, но уже пользуется заслуженным авторитетом. Рыба в порту им сдается всегда сортностью выше плановой. И это не слу­ чайно. Виктор внимательно следит за качеством разделки улова, обеспечивает правильную укладку рыбы в трюме. Помогает он и новичкам. Например, на траулере матросами второго класса при­ шли Колман и Птичкин. С помощью товарищей по труду, в том чис­ ле и рыбмастера, эти моряки стали матросами первого класса. Коротка трудовая биография Виктора: несколько рейсов он хо­ дил матросом, потом год — засольщиком, после чего направили на курсы рыбмастеров. В мае 1957 года курсы были окончены я Виктора через некоторое время -направили на «Соловецкий». Здесь он сдружился с коллективом, продолжает упорно трудиться. На снимке: рыбмастер траулера «Соловецкий» Виктор СМО­ ЛЕНСКИЙ. Фото П. Быстроумова. Ч т о по казал анализ I О ТКРЫТОЕ комсомольское собрание на комсомоль- !; ско-молодежном среднем ; траулере № 4226 было бур- ; ным. Выступающие говорили ; коротко, но по-деловому, при­ водили конкретные примеры и факты по экономии и береж­ ливости на флоте, вносили I предложения, направленные на повышение уловов рыбы. — В нынешних условиях, когда наше народное хозяй­ ство достигло высокого уров- |i «я развития, — сказал в сво- j ем выступлении секретарь су- !; довой комсомольской организа­ ции, второй помощник капита­ на тов. Десятников, — борьба за экономию и бережливость приобретает исключительно важное значение. Эта работа должна быть не временной ]! кампанией, а постоянным юро- ;! потливым и творческим тру- ]’ дом всего коллектива» Я счи- J таю, что у судовой комсомоль- ской организации должен быть ! лицевой счет в комсомольской ! копилке. Оценкой работы будет 1 служить наибольший вклад в нее. На кораблях до сих пор еще подчас велики потери промвооружения, бочкотары, перерасход топлива, смазочных масел, а все это вызывает по- <* вышение себестоимости рыбо- s продукции, приносит ущерб го- \ сударству. Комсомольцы и мо- ? лодежь как нашего корабля, t так и всего флота, ее должны ? допускать того, чтобы по ви- < не нарушителей трудовой дис- ( циплины терялось ценное про- \ мьрсловое время. Много о т < могут сделать сами и для улуч- \ шения технической эксплуата­ ция судов и механизмов. Вожака комсомольцев и мо- 1 ; лодежи горячо поддержали все !; члены экипажа. Подсчитав pe­ ll зервы, коллектив среднего трау- !; лера принял на себя обязатель- !; ство: к 40-летию ВЛКСМ за­ вершить годовой план по выло- j! ву рыбы, за счет экономии промвооружения, топлива, боч­ котары, повышения сортности и снижения себестоимости ры­ бопродукции, подачи рациона­ лизаторских предложений к этой знаменательной дате вне­ сти в комсомольскую копилку десятки тысяч рублей, собрать и сдать 5 тонн металлолома и 3 тонны макулатуры, произве­ сти ремонтных работ своими силами на 200 часов, чем про­ длить срок службы механиз­ мов и сократить междурейсо­ вые стоянки в порту. Решено создать на судне кружок по изучению экономики предприя­ тия. всем членам экипажа по­ вышать свой общеобразова­ тельный уровень. Комсомоль­ ско-молодежный экипаж этого корабля обратился ко всем ком­ сомольцам и молодежи «Мур- мансельди» с призывом еще шире развернуть соревнование в честь 40-летия ВЛКСМ, вклю­ читься в борьбу за экономию и бережливость. Коллектив среднего трауле­ ра № 4226 приступил к рабо­ те в очередном рейсе в послед­ них числах мая. Уже в первые дни лова на корабле почувство­ валась сплоченность, работо­ способность экипажа. Это на­ глядно подтвердилось, когда за дрейф поднимали на борт по 13— 16 тонн сельди. В аван­ гарде соревнования сразу же встали коммунисты и комсо­ мольцы. Члены КПСС старший механик тов. Карасиков, мат­ рос тов. Баженов, комсомоль­ цы помощники капитана тт. Пономарев, Десятников, мат­ росы тт. Юшков, Пахалков и другие, выполняя обязанности на ответственных участках работы, являются примером для остальных моряков. Учитывая создавшуюся об­ становку, коллектив старается как можно раньше начать про­ мысловый дрейф. В отличие от других капитанов руководи­ тель экипажа среднего трауле­ ра тов. Гноевэй ведет специаль­ ный журнал, в котором зано­ сится весь цикл работ с нача- ;! ла промысла. В журнале отме­ чаются показания эхолота, тем­ пература воды, курсы и ско- ; рость корабля, результаты дрейфа. Ежедневные данные I; сравниваются с полученными ранее. На корабле ведется и ежедневный промысловый планшет. Согласно сводок, совещаний и пеленгов в нем отмечаются расположение флота, корабли, имеющие хоро- ;! шие уловы, сырьевая база и т. д. Такой планшет капитан ведет уже не один год. Он очень полезен в работе. Экипаж среднего траулера ; № 4226 ставит в порядок до 140— 145 сетей. «При вымет- ке и выборке порядка, — го­ ворит тов. Гноевой, — важно правильно расставить людей на рабочих местах, учитывая их способности и знания. Многое зависит от судоводателей. Они должны держать корабль от сетей на определенном расстоя­ нии, чтобы его не наносило на сети и не завертывался по­ рядок. В противном случае про­ исходят порывы сетей, а иногда и намотка па винт. У нас таких случаев не было. А увеличение сетей в порядке оправдывает себя, повышает уяовы. На корабле поставлена се- тетряюная машина. По словам капитана, она значительно об­ легчила труд моряков. Но ме­ ханизм еще конструктивно не- ; совершенен. Однако эти иедо- ■; статки легко устранимы. Свое обязательство, приня- ;j тое в честь 40-летия ВЛКСМ, молодежный коллектив успеш- ; но претворяет в жизнь. Июнь- I; ский план он превысил более чем в два раза. Команда имеет на своем счету свыше 100 тонн добытой сельди, при рейсовом задании 237 тонн, которые она должна выловить к концу сентября. Б. ЧЕРВОВ, наш спец. В управлении «Мурмансельдь» состоялся разбор итогов работы экюажей средних траулеров MeiN* 178, 683 и 165, вернув­ шихся с промысла. С отчетами о ходе рейсов выступили капитаны судов тт. Белоусов, Барон и Еле- хин. Они затронули ряд вопросов промысловой деятельности своих кораблей. Несмотря на то, что суда вы­ шли на промысел и вернулись в порт в одно и tq же время, ре­ зультаты оказались различными. Средний траулер Ms 683 (капи­ тан тов. Барон) пробыл в рейсе 110 суток при плане 105. Срок на лову был увеличен против за­ дания на 12 суток за счет сокра­ щения времени на переходы и стоянки у плавбаз. Сделано 72 дрейфа вместо 69 заданных. Од­ нако, несмотря на имевшиеся воз­ можности, рейсовое задание эки­ паж не выполнил. Капитан судна тов. Барон объясняет это множе­ ством причин. В частности, он ссылается на плохую промысло­ вую обстановку. Но дело не толь­ ко в этом. Основная причина от­ ставания заключается прежде всего в том, что на судне была плохо организована работа про­ мысловиков. Коллектив допустил перерасход орудий лова на сумму 121,8 ты­ сячи рублей. Судоводительский состав корабля недостаточно глу­ боко анализировал промысловую обстановку. Из сделанных 72 дрейфов 25 были пустыми. Себестоимость центнера сельди завышена на 22,4 процента. Если привести общую сумму по­ тери, то она выразится в 192 ты­ сячах рублей. Средний траулер iNs 178 (ка­ питан тов. Белоусов) также на­ ходился в плавании на 3 дня больше заданного. Кроме того, время нахождения на лову увели­ чилось на 9 суток за счет сокра­ щения переходов и стоянок у плавбаз. К сожалению, задание по вылову сельди промысловиками выполнено только на 82,3 про­ цента. Растрата по орудиям лова составила свыше 50 тысяч руб­ лей, основная причина этого — потопление порядка. В результате плохой, нерента­ бельной работы коллектива судна себестоимость центнера продук­ ции превысила плановую на 124 рубля 95 копеек. В своем докладе капитан тов. Белоусов также оп­ равдывался, ссылаясь на самые различные причины. А ведь много недостатков было и в работе экипажа судна, а так­ же командного состава. Судово­ дители плохо ориентировались в промысловой обстановке, что вы­ зывало ошибки. Допускались сцеп­ ления порядков с орудиями ло­ ва соседних судов. В рейсе зача­ стую сменялись мастера по лову, что, конечно, приводило к плохой организации труда добытчиков. На судне нерационально ис­ пользовались механизмы и элект- ронавигационные приборы. Из-за неисправности двигателя в маши­ не несколько раз возникал пожар. Плохо работал эхолот, а потом, он вообще вышел из строя. Совсем иные показатели у эки­ пажа среднего траулера № 165 (капитан тов. Елехин). Он добыл в рейсе 1926 центнеров сельди при задании 1613. Капитан и его помощники глубоко анализирова­ ли промысловую обстановку, ежедневно следили за поведением сельди, что особенно было важно в период, когда наблюдалась большая разница в горизонтах на­ хождения рыбы. На судне велось действенное социалистическое со­ ревнование, был налажен обмен опытом между членами команды, передовики промысла оказывали помощь отстающим и новичкам. И результат этого труда налицо: экипаж корабля не только пере­ выполнил план, но и добился большой экономии государствен­ ных средств. Себестоимость цент­ нера добытой сельди он снизил на 86 рублей 81 копейку. Выступившие на разборе рей­ сов члены команд вскрыли ряд недостатков в своей работе, внес­ ли немало ценных предложений по их устранению. Экипажи всех трех средних траулеров заявили о своей готовности встретить ХП сьезд профсоюзов успехами на промысле. В. МАКСИМОВ, начальник отдела добычи «Мурмансельди». РЫБНЫЙ МУРМАН 5 июля 1958 г. 3 стр. корр. Северная Атлантика. Об условиях тралового промысла в июле Все биологические процессы в Баренцевом мо­ ре в июне протекали на фоне относительно низ­ ких температур. В настоящее время треска, пикша,, морской окунь совершают кормовую миг­ рацию. Распределение и поведение рыб в первую очередь определяется распределением и поведе­ нием кормовых объектов. Скопления трески по­ всеместно были весьма подвижными, что вызва­ ло пестроту в уловах. Основными местами тра­ лового лова в июне были районы северо-запад­ ной части моря, особенно район Медвежинской банки. Промысел базировался на треске, откарм­ ливающейся капшаком, которого много как в районе острова Медвежьего, так и в районе За­ падного Шпицбергена. Результаты мечения гово­ рят о том, что треска перемещается вдоль за­ падного склона Медвежинской банки в северном направлении, со средней скоростью 1 , 8 мили в сутки. Кроме того, шел промысел окуня-клю- вача, перемещающегося вдоль свала из района Копытова. Эта рыба также откармливалась кап­ шаком. Здесь с переменным успехом облавлива­ лись скопления окуня, которые пополняются за счет самок, возвращающихся с мест отмета ли­ чинок. В южной части Баренцева моря промысел был менее успешным, чем в северо-западных райо­ нах. Здесь облавливались менее плотные и стой­ кие косяки трески, пикши, которые, совершая кормовую миграцию, перемещались в восточном направлении. На Флемиш-Капе хорошо шла добыча мелкого морского окуня-клювача, плотность скопления которого была значительной: уловы на сутки достигали 30 и более тонн. Совершенно неис­ пользованным оказался район Западной Грен­ ландии. В июне больше всего рыбы выловлено на за­ падном склоне Медвежинской банки (более 50 процентов), выделяются по величине добычи также банка Флемиш-Кап, смежные квадраты Норвежского желоба и Нордкинской банки. В июле существенных изменений в распреде­ лении рыбы не произойдет. Они будут опреде­ ляться кормовыми условиями, а температурный фактор будет играть подчиненную роль. Наибо­ лее перспективными районами в июле остаются северо-западные. Промысел ровной и мелкой трески будет развиваться на мелководьях райо­ на Медвежинской и Шпицбергенской банок. На больших глубинах западного и южного склонов Медвежинской банки накапливается морской окунь-клювач, который подходит сюда из райо­ на Копытова. По мере освобождения ото льдов район Зюйд-капского желоба станет одним из наиболее перспективных. Будет продолжаться движение самок морско­ го окуня через район Копытова, но это место ло­ ва следует считать второстепенным. В район Демидовской банки начался подход трески и морского окуня золотистого, поэтому уже теперь там необходимо создавать группу промысловых кораблей. Траулеры с малым радиусом плавания, как и в июне, следует направлять в районы Норвеж­ ского желоба, Нордкинской, Финмаркенской, Рыбачьей и Кильдинской банок, где периодиче­ ски будут образовываться скопления трески и пикши, перемещающиеся в восточном направле­ нии. Большое значение для этих судов, а также для архангельского флота приобретут Западный и Восточный прибрежные районы, где будут об­ разовываться скопления пикши урожайного по­ коления 1953 года. Но мере прогрева вод следует активизировать поисковую работу в районе Канина, с целью своевременного обнаружения косяков пикши, а также в районе Мурманского мелководья и дру­ гих центральных районах, где возможно появле­ ние стай трески, отходящей из прибрежной зоны. Для больших рефрижераторных траулеров в течение всего июля наиболее перспективными будут районы Флемиш-Кап и Западной Гренлан­ дии. Существенный интерес представляет также район Розенгартен, где в июле, как правило, на­ блюдается нарастание скоплений крупного оку­ ня-клювача. Лаборатория донных рыб ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz