Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
оружие промысловика. — - Умело используй его на лову J 1 НА РЕМОНТЕ КОЛХОЗНОГО ФЛОТА! Сынки и пасынки Успех в работе эки пажа зависит во многом •*т того, как вооружены тралы. Если они осна щены без учета грунто вых условий района, где ведется промысел, то хороших уловов не жди. В прошлом рейсе, на пример, работая на Мур манской банке, нам при шлось затратить немало усилий для правильного оснащения трала. Во избежание систематиче ских порывов сетного полотна и повреждений других частей трала, мы несколько раз переосна щали орудия лова. И в конце концов добились своего. К верхней подборе имевшегося в нашем распоряжении 31,2-мет- рового трала, который, кстати, по словам рабо тавшего до меня на этом судне старшим ма стером по добыче тов. Ларкина, был неисправ ным, мы добавили по полтора метра на каж дый конец, то же самое сделали с грунтропами. Таким образом, трал стал 34,2-метровым. Поставив дополни тельные топенанты, из менив длину футропов, мы тем самым избежали попадания камней в трал. Была увеличена плавучесть тралов. К верхней подборе 25-мет рового трала стали под вязывать не 18, а на 6 кухтылей больше, по крыльям — вместо че тырнадцати — дв е н а- дцать. К 34,2-метровому тралу ставили на центр по 24 кухтыля, а по крыльям — 25. Кроме того, к двухрядному мешку вместо десяти— четырнадцати кухтылей, подвязывали двадцать восемь— тридцать. Перебили по-своему и нижнюю подбору, умень шив количество груза, особенно с центра, с учетом загрузки крыль ев — создали лучшие ус ловия для горизонталь ного раскрытия трала в воде. Центр 25-метрово го трала был облегчен на 50 килограммов, а 34,2-метрового — на 45. По центру и крыль ям ставили пятисотмил лиметровые бобинцы. Катушки весом в 15 ки лограммов заменили де сятикилограммовыми, а между чушками добави ли по две резиновых прокладки. Подвязка це пок одинаковой длины, в 40 сантиметров, про изводилась за второе звено. Между пятисот- миллиметровымн бобин- цами крепилось две цепки. Так перевооружение трала позволило нам до биться резкого сокраще ния его повреждений, а главное — п о в ы с и т ь уловы. Несмотря на то, что нисколько суток бы ло потеряно из-за штор ма, мы сумели с 15 по 29 января выловить 65 тонн рыбы, при рейсо вом задании 53 тонны. Большое значение в работе тралмейстерского состава имеет требова тельность старшего ма стера к своим подчинен ным, контроль их дея тельности, взаимная по мощь и поддержка. Я стараюсь добиться пра вильных трудовых взаи моотношений между ма стерами. Это также спо собствует успеху. В. ЗАДУНАЕВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера -«Мор- шаиск». За отличную эксплуатацию сулое и механизмов Э то предотвратит аварии рЩ К В ПЕРИОД УЧЕБЫ мне пришлось в ла- бораторных условиях увидеть результат действия солей забортной воды на смазочное масло цилиндров паровых машин. Я считал, что группа теплотехников серьезно займется этим вопросом, разработает технологию этого процес са и даст на суда инструкции, то есть дозировку забортной воды в примесь к конденсату. После учебы меня направили старшим меха ником на траулер «Дрогобыч». Я занялся этим вопросом. Мне хотелось узнать: какое же влия ние оказывает забортная вода на масло? Знако мясь с литературой по этому вопросу, я понял, что масло в котловой воде свыше 10 мг/л, при наличии шлама в котле сбивается в комоч ки. Удельный вес масла значительно меньше во ды, и оно в первый период находится на поверх ности испарения. Некоторые частицы шлама, ко торые имеют также меньший удельный вес, чем вода, поднимаются к поверхности испарения, слипаются с маслом, образуя комочки. В резуль тате того, что в комбинированных котлах цирку ляция воды значительно больше, чем в оборот ных, эти комочки с поверхности увлекаются во дой и принимают форму шариков, которые могут быть удалены из котла большей частью верхним продуванием. Комочки в виде шариков на поверхности на грева не осаждаются. Это доказало практическое испытание, проведенное мною. Обратившись в технический отдел тралового Флота, к котельному инженеру тов. Литову, я П р и х о д и т траулер в порт. ПОШЛОЧиСтКО VCHODUJtQCb Во время стоян- 1 км предусматривается чистка котла. Нелегко провести эту операцию, которая занимает несколько дней, хотя процесс чистки и механизирован: применяется электро двигатель. До недавнего времени очистка водогрейных трубок от накипи в комбинированных паровых котлах, установ ленных на многих траулерах, являлась длительным и трудоемким процессом. Нелегко приходилось котло- чистам, затрачивавшим значительные физические усилия по переноске электродвигателя и гибкого шланга, об щим весом около ста килограммов. Очистка трубок велась с помощью так назывгемон шарошкн, насаженной на конец гибкого вала. При ма лейшем заедании шарошки в водогрейной трубке гиб кий вал скручивался, а бронированный рукав, в кото рый он заключен, разрывался. Иногда в течение одной котлочистки приходилось два—три раза ремонтировать это приспособление. Кроме того, в случае коронного замыкания, мог выйти из строя электродвигатель, а лю ди — получить поражение током. Над улучшением этой операции, которая проводится уже продолжительное время, задумывались многие, но выход был найден только недавно рационализатором — мастером трубопроводного участка Михаилом Алфееви- чем Голубцовым. Он предложил использовать для вра щения гибкого вала пневматическую машину И-44. Одним таким комплектом котлочисты проработали уже более двух месяцев, не прибегая к ремонту ни вала, ни рукава. Труд стал безопасным. В случае заедания шарошки машина сама останавливается, не вызывая повреждения шланга. Котлочиетка сократилась за счет уменьшения затраты времени на подготовительные работы и устране ние дефектов. Условный экономический эффект предло жения тов. Голубцова 7 тысяч рублей. попросил у него совета как нужно производить дозировку забортной воды. Тов. Литов рекомен довал на вахте третьего механика, который ве дет контроль за эксплуатацией котла, добавлять 5 ведер забортной воды, то есть с таким расче том, чтобы получалось по 100 килограммов в сутки. Такая дозировка заметное влияние на щелочное число не имела. Вторично уходя в рейс, мы взяли в форпик 4 тонны забортной воды. Во время приема прес ной воды она смешалась с ней. Это также не вы звало влияние на щелочное масло, а забортная вода стала поступать в котел более равномерно через добавочное питание. В последующих двух рейсах также смешивали забортную воду с вредной. При вскрытии котла впервые за все время плавания на траулере «Дрогобыч» в нем масла не оказалось. Накипа также не было. Вода, применяемая у нас для питания котлов, имеет очень малую примесь солей плот ной докипи. Поэтому при воздействии антидепона получается малое количество шлама, находяще гося во взвешенном состоянии и недостаточного для того, чтобы смазочное масло (вапор) взаимо действовало с ним, то ееть слипалось в комочки. И вот добавление забортной воды, которая со держит большое число различных солей, увели чивает количество шлама, которое и привело нас к положительному результату. В книге тов. Иванова «Повреждение судовых паровых котлов, их предупреждение и устране ние» указывается ла то, что в случае большого количества шла ма, который может образовать вторую накипь, ори способности адсорбировать пасло представля ет опасность для котла. Во как показало испытание, которое про водилось сами в течеаие двух ме сяцев, ничего подобного не слу чилось, а наоборот — дало поло жительные результаты. Я вторично обращался к тов. Литову с данными результатами. Но он сказал, что инспекция ре гистра запрещает добавлять в котел забортную воду. А как из вестно, большое число аварий котлов на судах типа «Рига» происходит именно из-за наличия масла в них. Я думаю, что этим вопросом необходимо серьезно заняться. Необходимо назначить специаль ную комиссию, которая бы авто ритетно могла заявить о положи тельных результатах добавления в котел забортной воды. Это по служит большому делу, так как уменьшит аварии котлов, особен но на судах польской постройки. В. ЗВЕКО В . Старшей меха и н к траулера «Дрогобыч». В пастоящее время из 19 сей неров, имеющихся в распоряже нии Порт-Владимирского рыбоза вода, готовы и выйдут на промы сел только три корабля 5255, 5268 и 5234, остальные 16 судов или ремонтируются, или ожидают ремонта в Мурманске, Териберке, Чалм-пушке и Порт- Владимире. В чем же причина та кого большого скопления кораб лей? Да потому, что график ре монта нарушается. Так, сейнеры №№ 5205 и 5252 были на месяц позже направлены в Териберку. Там они вдобавок простояли по 12— 15 суток, ожидая пока руко водители мастерских тт. Кадачи- гов и Иванов примут их в ремоят. Крайне медленно ремонтируют ся сейнеры 5201, 5235, 5236, 5253 в Абрам-мысских су доремонтных мастерских. Особен но плохо выполняется очеред ность-график слипования судов. Директор мастерских тов. Дзятко заверил наших представителей, что первые два корабля будут по ставлены ка слип до 20 января. Однако вместо сейнера Ms 5201 на слип попал сейнер 5267 и хотят поставить еще сейнер Mi 5268, вместо нашего «\* 5253. Спрашивается, почему? Ведь сей неры Архангельской базы по гра фику должны слиповаться после наших двух кораблей. Этот факт говорит о том, что и у тов. Дзят ко, видимо, есть «сынки» и «па сынки». - Тяжелое положение создалось у нас со слипованием судов. Сей час требуют постановки на слип сейнеры № £ 5251, 5291, 5253, 5289, 5252, 5254. Кроме того, не решен вопрос: когда и где бу дут ремонтироваться сейнеры .М.** 5207, 5204, 5203 и ава рийный 5300? Совершенно ясно, что без серь езного вмешательства руководст ва базы морлова и управления рыбной промышленности совнар хоза Порт-Владимирский рыбоза вод и колхозы окажутся в тяже лом финансовом положении. Под угрозой срыва будут не только принятые ко дню выборов в Вер ховный Совет СССР обязательст ва, но и выполнение государст венного плана первого квартала. К. БОГДАНОВ. Заместитель директора Порт-Владимирского ры бозавода по промыслу. ////-г » » » Х л » >V'/V;> Ждем рол для выборки поводцов В августе прошлого года мне довелось побывать на собрании изобретателей и рационализато ров «Мурмансельди». Среди мно жества предложений, которые да ли известный экономический эф фект, меня больше всего обрадо вал механический рол для выбор ки поводцов, сконструированный тов. Селяниновым.. Находясь на промысле, я еще раз убедился, как был бы кстати такой рол на промысловом кораб ле. Большие физические усилив при выборке порядка вынуждены затрачивать два— три матроса для того, чтобы без задержки се тей выбирать 70— 80-метровый поводец с кухтылем. Из-за мед ленной выборки случаи намотки на винт поводца, а то и сетей. До каких же пор будет суще ствовать этот дедовский метод труда, хотя можно использовать технику, освободив моряков для другой работы, которой так много при выборке сетей с большим уловом? П. САМОИЛЕНКО. Председатель судового комитета, матрос сред него траулера № 147. ОТ РЕДАКЦИИ. Получив письмо г корабля, наш корреспондент обратился в технический отдел «Мурмансельди». Вот что ответил инженер по рационализации тов. Боровой: «Механический рол про шел испытания, несколько штук его изготовлено местными пред приятиями и установлено на промысловых кораблях. Эксперимен тальный завод в Ленинграде, усовершенствовав конструкцию рола, принял заказ на его изготовление п поставку в нервом квартале ны нешнего года 40 штук этого ценного промыслового механизма. Там же готовятся приводы от сетевыборочной машины к ролу, через который сети идут на борт судна. В течение года на полови не судов сельдяного флота будут установлены механические ролы как для выборки сетей, так и поводцов. Причем, если такие работы раньше производились только в период среднего ремонта, те теперь они будут осуществляться в течение междурейсовой стоянки». Добыча рыбы Сводка на 1 февраля 1958 г. Выполнение планов: 2,7 119,2 Сельдяной флот 8,4 107,1 Траловый флот 3,3 84,6 Отряд судов гослова В минувшем месяце обстанов ка на промысле складывалась по- разному. Если в первой половине января моряки сельдяного флота и отряды судов гослова активно вели лов рыбы в Северной Атлан тике, то затем из-за сильных штормов, непогоды, вынуждены были большей частью дрейфовать. Это, безусловно, отразилось на уловах. В отряде судов гослова, папример, еще 15 января месяч ный план по добыче был выпол нен уже на 107,4 процента, а к 1 февраля как видно, эта цифра возросла не намного. Приблизительно та же картина наблюдалась н в сельдяном фло те. Здесь ценой огромных уси лий в последние дни января уда лось наверстать упущенное и до быть сверх месячного плана около 5 тысяч центнеров сельди. Необходимо отметить, что об щий вылов по сельдяному флоту был бы гораздо выше, если бы январский план выполнили на всех кораблях, а не на 64 про центах судов, которые вели про мысел. В тралсвон же флоте, несмот ря иа то, что в последнее время в море количество кораблей уве личилось и все больше эки пажей стало перекрывать рейсо вые задания, не удалось спра виться с выполнением январского плана. И это из-за того, что в начале года была допущена вред ная раскачка, в море находилось значительно меньше траулеров, чем положено. В результате по лучился большой недолов, кото рый, как и следовало еллпать, было уже невозможно ликвиди ровать. Что касается колхозного флота, то здесь за минувший месяц не выловлено ни одного центнера рыбы, большинство судов или ре монтируется, или ожидает ремон та. Такое положение недопустимо. * ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ? ! ! ! ! ! - ! ! ! ! ! РЫ БН Ы Й МУРМАН 4 февраля 1958 г. 3 п».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz