Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

оружие промысловика. — - Умело используй его на лову J 1 НА РЕМОНТЕ КОЛХОЗНОГО ФЛОТА! Сынки и пасынки Успех в работе эки­ пажа зависит во многом •*т того, как вооружены тралы. Если они осна­ щены без учета грунто­ вых условий района, где ведется промысел, то хороших уловов не жди. В прошлом рейсе, на­ пример, работая на Мур­ манской банке, нам при­ шлось затратить немало усилий для правильного оснащения трала. Во избежание систематиче­ ских порывов сетного полотна и повреждений других частей трала, мы несколько раз переосна­ щали орудия лова. И в конце концов добились своего. К верхней подборе имевшегося в нашем распоряжении 31,2-мет- рового трала, который, кстати, по словам рабо­ тавшего до меня на этом судне старшим ма­ стером по добыче тов. Ларкина, был неисправ­ ным, мы добавили по полтора метра на каж­ дый конец, то же самое сделали с грунтропами. Таким образом, трал стал 34,2-метровым. Поставив дополни­ тельные топенанты, из­ менив длину футропов, мы тем самым избежали попадания камней в трал. Была увеличена плавучесть тралов. К верхней подборе 25-мет­ рового трала стали под­ вязывать не 18, а на 6 кухтылей больше, по крыльям — вместо че­ тырнадцати — дв е н а- дцать. К 34,2-метровому тралу ставили на центр по 24 кухтыля, а по крыльям — 25. Кроме того, к двухрядному мешку вместо десяти— четырнадцати кухтылей, подвязывали двадцать восемь— тридцать. Перебили по-своему и нижнюю подбору, умень­ шив количество груза, особенно с центра, с учетом загрузки крыль­ ев — создали лучшие ус­ ловия для горизонталь­ ного раскрытия трала в воде. Центр 25-метрово­ го трала был облегчен на 50 килограммов, а 34,2-метрового — на 45. По центру и крыль­ ям ставили пятисотмил­ лиметровые бобинцы. Катушки весом в 15 ки­ лограммов заменили де­ сятикилограммовыми, а между чушками добави­ ли по две резиновых прокладки. Подвязка це­ пок одинаковой длины, в 40 сантиметров, про­ изводилась за второе звено. Между пятисот- миллиметровымн бобин- цами крепилось две цепки. Так перевооружение трала позволило нам до­ биться резкого сокраще­ ния его повреждений, а главное — п о в ы с и т ь уловы. Несмотря на то, что нисколько суток бы­ ло потеряно из-за штор­ ма, мы сумели с 15 по 29 января выловить 65 тонн рыбы, при рейсо­ вом задании 53 тонны. Большое значение в работе тралмейстерского состава имеет требова­ тельность старшего ма­ стера к своим подчинен­ ным, контроль их дея­ тельности, взаимная по­ мощь и поддержка. Я стараюсь добиться пра­ вильных трудовых взаи­ моотношений между ма­ стерами. Это также спо­ собствует успеху. В. ЗАДУНАЕВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера -«Мор- шаиск». За отличную эксплуатацию сулое и механизмов Э то предотвратит аварии рЩ К В ПЕРИОД УЧЕБЫ мне пришлось в ла- бораторных условиях увидеть результат действия солей забортной воды на смазочное масло цилиндров паровых машин. Я считал, что группа теплотехников серьезно займется этим вопросом, разработает технологию этого процес­ са и даст на суда инструкции, то есть дозировку забортной воды в примесь к конденсату. После учебы меня направили старшим меха­ ником на траулер «Дрогобыч». Я занялся этим вопросом. Мне хотелось узнать: какое же влия­ ние оказывает забортная вода на масло? Знако­ мясь с литературой по этому вопросу, я понял, что масло в котловой воде свыше 10 мг/л, при наличии шлама в котле сбивается в комоч­ ки. Удельный вес масла значительно меньше во­ ды, и оно в первый период находится на поверх­ ности испарения. Некоторые частицы шлама, ко­ торые имеют также меньший удельный вес, чем вода, поднимаются к поверхности испарения, слипаются с маслом, образуя комочки. В резуль­ тате того, что в комбинированных котлах цирку­ ляция воды значительно больше, чем в оборот­ ных, эти комочки с поверхности увлекаются во­ дой и принимают форму шариков, которые могут быть удалены из котла большей частью верхним продуванием. Комочки в виде шариков на поверхности на­ грева не осаждаются. Это доказало практическое испытание, проведенное мною. Обратившись в технический отдел тралового Флота, к котельному инженеру тов. Литову, я П р и х о д и т траулер в порт. ПОШЛОЧиСтКО VCHODUJtQCb Во время стоян- 1 км предусматривается чистка котла. Нелегко провести эту операцию, которая занимает несколько дней, хотя процесс чистки и механизирован: применяется электро­ двигатель. До недавнего времени очистка водогрейных трубок от накипи в комбинированных паровых котлах, установ­ ленных на многих траулерах, являлась длительным и трудоемким процессом. Нелегко приходилось котло- чистам, затрачивавшим значительные физические усилия по переноске электродвигателя и гибкого шланга, об­ щим весом около ста килограммов. Очистка трубок велась с помощью так назывгемон шарошкн, насаженной на конец гибкого вала. При ма­ лейшем заедании шарошки в водогрейной трубке гиб­ кий вал скручивался, а бронированный рукав, в кото­ рый он заключен, разрывался. Иногда в течение одной котлочистки приходилось два—три раза ремонтировать это приспособление. Кроме того, в случае коронного замыкания, мог выйти из строя электродвигатель, а лю­ ди — получить поражение током. Над улучшением этой операции, которая проводится уже продолжительное время, задумывались многие, но выход был найден только недавно рационализатором — мастером трубопроводного участка Михаилом Алфееви- чем Голубцовым. Он предложил использовать для вра­ щения гибкого вала пневматическую машину И-44. Одним таким комплектом котлочисты проработали уже более двух месяцев, не прибегая к ремонту ни вала, ни рукава. Труд стал безопасным. В случае заедания шарошки машина сама останавливается, не вызывая повреждения шланга. Котлочиетка сократилась за счет уменьшения затраты времени на подготовительные работы и устране­ ние дефектов. Условный экономический эффект предло­ жения тов. Голубцова 7 тысяч рублей. попросил у него совета как нужно производить дозировку забортной воды. Тов. Литов рекомен­ довал на вахте третьего механика, который ве­ дет контроль за эксплуатацией котла, добавлять 5 ведер забортной воды, то есть с таким расче­ том, чтобы получалось по 100 килограммов в сутки. Такая дозировка заметное влияние на щелочное число не имела. Вторично уходя в рейс, мы взяли в форпик 4 тонны забортной воды. Во время приема прес­ ной воды она смешалась с ней. Это также не вы­ звало влияние на щелочное масло, а забортная вода стала поступать в котел более равномерно через добавочное питание. В последующих двух рейсах также смешивали забортную воду с вредной. При вскрытии котла впервые за все время плавания на траулере «Дрогобыч» в нем масла не оказалось. Накипа также не было. Вода, применяемая у нас для питания котлов, имеет очень малую примесь солей плот­ ной докипи. Поэтому при воздействии антидепона получается малое количество шлама, находяще­ гося во взвешенном состоянии и недостаточного для того, чтобы смазочное масло (вапор) взаимо­ действовало с ним, то ееть слипалось в комочки. И вот добавление забортной воды, которая со­ держит большое число различных солей, увели­ чивает количество шлама, которое и привело нас к положительному результату. В книге тов. Иванова «Повреждение судовых паровых котлов, их предупреждение и устране­ ние» указывается ла то, что в случае большого количества шла­ ма, который может образовать вторую накипь, ори способности адсорбировать пасло представля­ ет опасность для котла. Во как показало испытание, которое про­ водилось сами в течеаие двух ме­ сяцев, ничего подобного не слу­ чилось, а наоборот — дало поло­ жительные результаты. Я вторично обращался к тов. Литову с данными результатами. Но он сказал, что инспекция ре­ гистра запрещает добавлять в котел забортную воду. А как из­ вестно, большое число аварий котлов на судах типа «Рига» происходит именно из-за наличия масла в них. Я думаю, что этим вопросом необходимо серьезно заняться. Необходимо назначить специаль­ ную комиссию, которая бы авто­ ритетно могла заявить о положи­ тельных результатах добавления в котел забортной воды. Это по­ служит большому делу, так как уменьшит аварии котлов, особен­ но на судах польской постройки. В. ЗВЕКО В . Старшей меха и н к траулера «Дрогобыч». В пастоящее время из 19 сей­ неров, имеющихся в распоряже­ нии Порт-Владимирского рыбоза­ вода, готовы и выйдут на промы­ сел только три корабля 5255, 5268 и 5234, остальные 16 судов или ремонтируются, или ожидают ремонта в Мурманске, Териберке, Чалм-пушке и Порт- Владимире. В чем же причина та­ кого большого скопления кораб­ лей? Да потому, что график ре­ монта нарушается. Так, сейнеры №№ 5205 и 5252 были на месяц позже направлены в Териберку. Там они вдобавок простояли по 12— 15 суток, ожидая пока руко­ водители мастерских тт. Кадачи- гов и Иванов примут их в ремоят. Крайне медленно ремонтируют­ ся сейнеры 5201, 5235, 5236, 5253 в Абрам-мысских су­ доремонтных мастерских. Особен­ но плохо выполняется очеред­ ность-график слипования судов. Директор мастерских тов. Дзятко заверил наших представителей, что первые два корабля будут по­ ставлены ка слип до 20 января. Однако вместо сейнера Ms 5201 на слип попал сейнер 5267 и хотят поставить еще сейнер Mi 5268, вместо нашего «\* 5253. Спрашивается, почему? Ведь сей­ неры Архангельской базы по гра­ фику должны слиповаться после наших двух кораблей. Этот факт говорит о том, что и у тов. Дзят­ ко, видимо, есть «сынки» и «па­ сынки». - Тяжелое положение создалось у нас со слипованием судов. Сей­ час требуют постановки на слип сейнеры № £ 5251, 5291, 5253, 5289, 5252, 5254. Кроме того, не решен вопрос: когда и где бу­ дут ремонтироваться сейнеры .М.** 5207, 5204, 5203 и ава­ рийный 5300? Совершенно ясно, что без серь­ езного вмешательства руководст­ ва базы морлова и управления рыбной промышленности совнар­ хоза Порт-Владимирский рыбоза­ вод и колхозы окажутся в тяже­ лом финансовом положении. Под угрозой срыва будут не только принятые ко дню выборов в Вер­ ховный Совет СССР обязательст­ ва, но и выполнение государст­ венного плана первого квартала. К. БОГДАНОВ. Заместитель директора Порт-Владимирского ры­ бозавода по промыслу. ////-г » » » Х л » >V'/V;> Ждем рол для выборки поводцов В августе прошлого года мне довелось побывать на собрании изобретателей и рационализато­ ров «Мурмансельди». Среди мно­ жества предложений, которые да­ ли известный экономический эф­ фект, меня больше всего обрадо­ вал механический рол для выбор­ ки поводцов, сконструированный тов. Селяниновым.. Находясь на промысле, я еще раз убедился, как был бы кстати такой рол на промысловом кораб­ ле. Большие физические усилив при выборке порядка вынуждены затрачивать два— три матроса для того, чтобы без задержки се­ тей выбирать 70— 80-метровый поводец с кухтылем. Из-за мед­ ленной выборки случаи намотки на винт поводца, а то и сетей. До каких же пор будет суще­ ствовать этот дедовский метод труда, хотя можно использовать технику, освободив моряков для другой работы, которой так много при выборке сетей с большим уловом? П. САМОИЛЕНКО. Председатель судового комитета, матрос сред­ него траулера № 147. ОТ РЕДАКЦИИ. Получив письмо г корабля, наш корреспондент обратился в технический отдел «Мурмансельди». Вот что ответил инженер по рационализации тов. Боровой: «Механический рол про­ шел испытания, несколько штук его изготовлено местными пред­ приятиями и установлено на промысловых кораблях. Эксперимен­ тальный завод в Ленинграде, усовершенствовав конструкцию рола, принял заказ на его изготовление п поставку в нервом квартале ны­ нешнего года 40 штук этого ценного промыслового механизма. Там же готовятся приводы от сетевыборочной машины к ролу, через который сети идут на борт судна. В течение года на полови­ не судов сельдяного флота будут установлены механические ролы как для выборки сетей, так и поводцов. Причем, если такие работы раньше производились только в период среднего ремонта, те теперь они будут осуществляться в течение междурейсовой стоянки». Добыча рыбы Сводка на 1 февраля 1958 г. Выполнение планов: 2,7 119,2 Сельдяной флот 8,4 107,1 Траловый флот 3,3 84,6 Отряд судов гослова В минувшем месяце обстанов­ ка на промысле складывалась по- разному. Если в первой половине января моряки сельдяного флота и отряды судов гослова активно вели лов рыбы в Северной Атлан­ тике, то затем из-за сильных штормов, непогоды, вынуждены были большей частью дрейфовать. Это, безусловно, отразилось на уловах. В отряде судов гослова, папример, еще 15 января месяч­ ный план по добыче был выпол­ нен уже на 107,4 процента, а к 1 февраля как видно, эта цифра возросла не намного. Приблизительно та же картина наблюдалась н в сельдяном фло­ те. Здесь ценой огромных уси­ лий в последние дни января уда­ лось наверстать упущенное и до­ быть сверх месячного плана около 5 тысяч центнеров сельди. Необходимо отметить, что об­ щий вылов по сельдяному флоту был бы гораздо выше, если бы январский план выполнили на всех кораблях, а не на 64 про­ центах судов, которые вели про­ мысел. В тралсвон же флоте, несмот­ ря иа то, что в последнее время в море количество кораблей уве­ личилось и все больше эки­ пажей стало перекрывать рейсо­ вые задания, не удалось спра­ виться с выполнением январского плана. И это из-за того, что в начале года была допущена вред­ ная раскачка, в море находилось значительно меньше траулеров, чем положено. В результате по­ лучился большой недолов, кото­ рый, как и следовало еллпать, было уже невозможно ликвиди­ ровать. Что касается колхозного флота, то здесь за минувший месяц не выловлено ни одного центнера рыбы, большинство судов или ре­ монтируется, или ожидает ремон­ та. Такое положение недопустимо. * ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ? ! ! ! ! ! - ! ! ! ! ! РЫ БН Ы Й МУРМАН 4 февраля 1958 г. 3 п».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz