Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
РЕЙД „РЫБНОГО МУРМАНА4! „Резец“ может работать лучше КАК ДОБРАТЬСЯ К МЕСТУ РАБОТЫ? Этот вопрос, вероятно, ни перед кем из жителей г. Мур манска не стоят так остро, как пе;ред судоремонтниками плгз- мастерской «Резец», стоящей у левого берега Кольского за лива. Убедиться в этом очень лег ко. Стоит только попытаться хотя бы раз попасть на «Резец» в туманный день, когда движе ние катеров по заливу прекра щается. В такое утро даже че ловек не слишком наблюда тельный может увидеть непри глядную картину. У каботажной пристани в 7 часов утра собирается толпа в несколько сот человек. Сре ди них 142 рабочих с «Резца» и примерно 200 членов экипажей кораблей, стоящих в ремонте. Услышав, что катера не ходят, люди, естественно, беспокоятся — на работу-то, ведь, все рав но надо; дело не ждет. И вот то один, то другой из собрав шихся начинает звонить в а»в- то-траиспортную контору и тре бовать автобусов, на которых в объезд через Колу, пройдя 23-километровый, местами за метенный путь, все же можно попасть к месту работы. После долгих споров и ожидания подается один автобус, в кото рый надо «укладываться» всем — больше транспорта не будет. Но, как говорится, автобус не резиновый и вмести ться в него всем физически не возможно. Поэтому бригадир слесарей тов. Захаре®, напри мер, всякий такой раз вынуж ден не брать на работу учени ков: нужнее, ведь, квалифици рованные рабочие. Из члене® судовых команд также не все могут уместиться в одном ав тобусе. В общем, те кому не повезло, или добираются на такси (таких, конечно, очень немного), или ждут, когда рас сеется • туман, или сразу рас ходятся. Итак, рабочий день на су доремонтной плавмастерской «Резец» начинается с массо вого опоздания. 10 февраля, например, 70 человек присту пили к работе не в 8, а в 10 часов утра. На следующий день опоздало 63 рабочих. 12 фев раля 46 человек начали свой трудовой день с половины одиннадцатого. Только за пе риод с 1 января по 12 февраля из-за опозданий было потеряно 6 684 рабочих часа. За это время можно было бы отремон тировать три средних траулера. А ЕСЛИ НУЖНЫ МАТЕРИАЛЫ?.. Судоремонтники «Резца» становятся в тупик, когда в плохую погоду требуется до ставить какие-либо запасное части, детали. В связи с этим сплошь и рядом возникают простои, задержка судов. Сред ний траулер № 183, например, в январе простоял в порту лишних пять суток. Это из-за того, что секции балластного сопротивления с плавмастер ской было невозможно доста вить на корабль. И, наоборот, в том же самом январе кузне цы «Резца» не работали в те чение пяти дней, так как углем их не снабдили. Немало трудностей возникает и в организации общественного питания. Стоит только не при везти продукты в достаточном количестве и ассортименте, как нормальная работа столо вой нарушается. ОБЕСПЕЧИВАТЬ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ! Когда участники рейда раз говорились с одним из лучших работников плавмастерской «Резец» — бригадиром группы слесарей тов. Захаровым, то услышали в ответ такие слова: — Сроки проведения ремон та даются короткие. А снаб жают плохо. И нередко график выхода кораблей из ремонта срывается. Действительно, на предприя тии очень сюц>но ощущается нехватка инструментов и раз личного рада материалов. Нет W Ветераны промысловою флота БОПМАН ЛАВРЕНТЬЕВ в достаточном количестве здесь режущего инструмента, сверл и разверток разного диа метра, лерок, модульных и тор цовых фрез. Часто возникают простои из-за отсутствия брон зового и чугунного литья, баб бита для перезаливки подшип ников, легированной стали, идущей на изготовление голов ных пальцев двигателей.^ В январе на один из кораблей потребовалось изготовить но вую втулку баллера руля. Но так как не было * бронзы, то пришлось заняться реставраци ей старой втулки. На это по требовалось около двух суток. А будь бронза под руками, но вую втулку сделали бы за три —четыре часа. Работникам механического цеха приходится делать лиш ние операции. Чтобы изгото вить вал брашпиля на средний траулер № 174, была нужна сталь диаметром в 100 милли метров. Но из-за отсутствия мерного материала пришлось делать вал из стали диаметром в ISO мм., гнать металл в стружку. На эту работу было потрачено на 9 часов больше, чем следовало. Плохо с материально-техни ческим снабжением не только в механическом цехе. В тот момент, когда участники рейда вошли к водопроводчикам, вни мание невольно остановилось на группе молодых рабочих, явно раздосадованных чем-то. На вопрос: «Что случилось?» ответил газосварщик тов. Фи- саль: «Надо срочно проводить сварочные работы на среднем траулере № 174. Но кислорода нет. Вот и стоим, не знаем, что и придумать.» Здесь в водопроводном цехе также есть немало претензий. Не хватает труб из цветного металла, долгое время не поступают вентили и запорные клапаны, нет шлангов для за ливки раскаленных труб, с пе ребоями бывает специальный чистый песок, а такие работы, как гнутье и резка труб, произ водятся вручную. Рабочим из котельного отде ления прежде, чем начать свой трудовой день, каждый раз приходится спорить, доказы вать друг другу, чья работа важнее. И это потому, что шлангов к автогенным аппара там мало, они слишком корот ки. Если судно стоит третьим или четвертым корпусом к «Резцу», то работы на этом корабле не проводят и ждут, когда его переставят ближе. По словам директора плавмастер ской «Резец» тов. Васина, таких шлангов требуется для пред приятия минимум метров 300. Иначе вынужденных простоев не избежать. ЗА СЧЕТ ЧЕГО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПЛАН Сам собой напрашивается вопрос: А почему судоремон тники «Резца», несмотря на такие трудности, о которых мы сейчас рассказали, в целом справляются с выполнением производственных планов, а порой, как это было с средним траулером № 4202, корабли даже выпускаются из ремонта досрочно? В чем же дело? А ларчик открывается про сто: судоремонтники работают в основном не по 8 часов, а гораздо больше. Видя, что с утра потеряно много времени и дело находится под угрозой срыва, люда сами остаются ра ботать сверхурочные часы. Об этом на предприятии говорят и секретарь парторганизации тов. Лунин и начальник пла ново-производственной службы тов. Пакулин и многие другие. Бригадир трубопроводчиков тов. Капитанов приводит такой пример. Его бригада в течение трех дней оставалась по вече рам, чтобы устранить неисправ ность, возникшую на среднем траулере № 4233 из-за того, что носовая часть парового отопления там была разморо жена. Подобные случая работы сверх положенного времени не единичны, и все они говорят об 1. Начало биографии ФЕВРАЛЯ 1920 года... Взламывая своей могучей грудью лед Северной Двины, уходил из Архангель ска ледокол «Козьма Минин». На борту этого мощного кораб ля нашли свое последнее при станище члены «Временного правительства Северной обла сти» во главе с бывшим цар ским генералом Миллером. Горько, очень горько было на душе у команды «Козьмы Ми нина». Ледокол^обманом вызва ли в Архангельск. Даже под уг розой оружия не хотелось ухо дить из .родного порта. Это осо бенно остро почувствовал каж дый. когда радист, тайно спу стившись с борта на лед, бро сился к далекому берегу... Про гремели выстрелы, смельчак распластался на льдине. Пригрозиз, что так они посту пят с каждым, кто попытается покинуть корабль, интервенты все же пообещали снять рус скую команду в Мурманске. ...Неистово ревело пламя в топках семи котлов, трещал лед, пустыми клубами подни мался к небу дым из двух высо ких труб. Многое пришлось в те дн.и передумать матросу треть его класса Александру Лав рентьеву и его товарищам. «Ци вилизованные» европейцы и американцы принесли в родном крае простому народу горе и разорение. Тогда Александр, конечно, не знал, что только че рез Архангельский порт интер венты вывезли ценностей на 50 миллионов рублей золотом и под видом торговли на 100 мил лионов рублей, что в тюрьмы и одном: такой порядок порочен. К ПРАВОМУ Б Е Р Е ГУ ! Необходимость в этом выте кает не только из-за сложно сти сообщения с городом и портом, ведущей к опозданиям людей на работу и к перебоям в снабжении материалами, но и из-за того, что место, где сейчас стоит «Резец», небезо пасно. Корабли, которые не становятся на свои якоря из-за ремонта брашпиля или ди- зель-динамо, и плавмастерскую. обладающую большой парус ностью, в случае непогоды, сильного ураганного ветра, осо бенно с севера, может выбро сить на берег. Произойдет крупнейшая авария с убытком в десятки и даже сотни тысяч рублей. Этого, безусловно, ни в коем случае нельзя допу стить. Далее. В настоящее время на судоремонтной плавмастер ской «Резец», куда, как извест но, не поступает электроэнергия высокого напряжения, уже поч ти исчерпаны моторесурсы. Чтобы провести необходи мый ремонт техники, потре буются затраты в сумме около одного миллиона рублей. Это го можно с успехом избежать, если перевести «Резец» на пра вый берег Кольского залива и подключить к электросети пор та иди судоверфи. Перевод плавмастерской на этот берег позволит резко улуч шить условия труда на пред приятии, повысит производи тельную мощность мастерской, даст возможность одновремен но рамонтировать в полтора — два раза больше кораблей. Кро ме того, это упорядочит, ускорит снабжение кораблей после ре монта, >сократит их стоянки в порту примерно на полутора— двое суток. Рейдовая бригада газеты «Рыбный Мурман» Б. СЕ- ЛЮНИН — инструктор парткома сельдяного фло та, Н. Ж ЕЛ ЕЗИ Н — стар ший технолог плавмастер ской «Резец», П. КЛИ- МОВСКИИ — трубопро водчик, В. ВА РЯ ГИ Н - сотрудник газеты «Рыб ный Мурман». П. БЫСТРОУМОВ. ★ концлагери было заключшо 52 тысячи человек, или 17 про центов всего населения области. Но он видел и слышал о том «порядке», какой установили пришельцы. О с т р а ш н о м Мудьюге — острове, превра щенном интервентами в ад на этом свете. Проплывали мимо скалистые берега Кольского по луострова. Где-то, вон в той стороне была Иоканьга, о ко торой тоже ходило немало страшных рассказов. С тоской смотрели на эти бе рега матросы. Мурманск остал ся позади. «Козьма Минин», грузно переваливаясь на волне, как огромная черепаха, упол зал в норвежские фиорды. Кто мо.г его остановить? Ведь не па русная же ёла, вооруженная пулеметом? ...Знаком был для Александ ра этот путь. Ему, -коренному померу, уроженцу села Шижня, что в четырех километрах от Сороки (ныне Беломорск), уже в девять лет пришлось испы тать труд матроса на парусни ке, ходившем в Норвегию за рыбой. Вот ведь какая несу разица: рыба была у порога дома, а ее закупали у норвеж ских промышленников и приво зили в Архангельск. Царским сановникам некогда было за ботиться о развитии рыбных промыслов на Севере, в этом, по их мнению, гиблом крае. Вот и возили рыбу от соседей. А соседи — деловой, привет ливый народ. Границы в ту по ру в современном виде не суще ствовало, бывали друг у друга запросто, когда хотели, лишь бы по морю проплыть. У Алек сандра это чувство приязни бы ло особенно развито — ведь мать у него норвежка: отец же нился у соседей. По примеру отца он решил стать заправским моряком. При годился опыт порой непосиль ного, но интересного матросско го труда с мальчишеского воз раста. Походил матросом на буксире заводчика Беляева, по том попал в Кемскую двухклас сную мореходную школу. Спу стя несколько месяцев после Октябрьской революции (в ту пору Александру шел 21-й год) попытались его взять в армию белых. Уехал в Мурманск, по работал здесь до осени, а по том снова в школу вернулся. Пронесло — к белякам не по пал. Весной 1919 года — экза мены. Провал по астрономии. Но плавать все-таки пошел — на транспортное судно «Пахту сов». Рейсы до устья Оби на во стоке, до Иоканьга — на западе. Потом — «Козьма Минин». ...Гудят от натуги паровые котлы, вспенивают за кормой воду три могучих винта. Корот кие стоянки в норвежских пор тах — и вот Ливерпуль. Интер венты — на берег, ледокол — в доковый ремонт, команда — под надзор. Шли дни. недели, месяцы... Поговаривали о каком-то даль нем плавании, конечно, не в Россию. Русских моряков уго варивали остаться в Англии, мол. на Родине они ничего хо рошего не увидят. Но не таков русский народ! Наиболее активные 12 матро сов и кочегаров, в том числе и Александр Лаврентьев, наотрез отказались итти в какой-либо рейс, требуя отправки домой. Об этом стало известно совет скому правительству. Даже ан глийский суд при таком оборо те дела был вынужден выиести положительное решение. Давно это было. И хоть маль чонкой пришел на палубу ко рабля Александр, но, пожалуй, его морская биография начина лась именно с этих событий. 2. Новая жизнь D АВГУСТЕ 1920 года Лаврентьев вернулся на Родину. Его призвали на во енно-морскую службу. Балтий ский и Черноморский флоты стали для помора хорошей шко лой новой жизни. Молодая Со ветская республика упрямо бо ролась с разрухой, укрепляла оборону. Новые знания, новые морские навыки оказали потом Александру неоценимую по мощь в труде. После демобилизации в 1922 году он в родных местах не на шел себе дела по душе. Пора ботал немного с отцом на па руснике, семьей обзавелся. Как- то посоветовали ему люди в Мурманск податься. Этот се верный город рос не по дням, а по часам. С ним с 1931 года и связал свою судьбу моряк. Именно такие крепыши-поморы и удивили, наверное, Алексея Максимовича Горького жаждой деятельности, стремлением обо гнать по рыбному промыслу все бассейны страны. Ведь их тре бовательное «тралерсв бы по больше» стало потом явью. В Мурманске один рейс схо дил на транспортном парусни ке. Как бы по старой памяти. Позже ушел на «Камбалу» — небольшой траулер. Тонн по 90 рыбы привозили в порт. А тут опять транспортная работа: бур но строившееся побережье требовало материалов, людей, продовольствия. Рыбацкая жилка взяла свое — Александр Васильевич промышляет на мотоботах «Те- риберка», «Лица». Ловили не плохо.. Но однажды чуть было с жизнью не распрощались: на скочил бот в непогоду на камни при входе в Порт-Владимир. 12 часов беспощадно трепал шторм суденышко. Хорошо, что бот финских рыбаков поблизости оказался: сняли, опасли от sep- ной гибели. Хотелось обрести постоянную палубу под ногами, но не сразу это пришло. Еще раз довелось на паруснике потрудиться. Но вот дали моряку отпуск. В деревню съездил. Сколько там перемен! Где отцовский дом стоял — пролегла голубая до рога: Беломоро-Балтийский ка нал разрезал Шижню пополам. В ту пору советские люди крепко познали свою силу, вдох новение свободного труда. Хва тало его на всех. Канули в веч ность безработица. биржа тру да. И хоть не было той темники, что сейчас, а горы сдвигали! Со свежими, светлыми впеча тлениями вернулся Лаврентьев в Мурманск. Направили его на «Палтуса». Встретишь это суд но, молодой моряк, присмот рись: вот на таких траулерах трудились в те годы рыбаки. Да еще как трудились! А попро буй его сравнить с большим ре фрижераторным? Никакого сра внения. И еще вот почему при смотрись: на «Палтусе» был по рядок, настоящий рыбацкий порядок. Не такой, как у неко торых команд-нерях, у которых, чего греха таить, еще нет-нет да и на новом судне в парту на палубе «чёрт ногу сломит». Как пришел Александр Ва сильевич на «Палтус» в Декаб ре 1935 года, так и оставался на нем до января 1948 года. Замечательный образец для по дражания! Поплавай, промы словик. на одном корабле лет пять—шесть, будь любознате лен и трудолюбив, и изучишь ты его до последней заклепки. А как этот боцман судно знал, если 12 лет не сменил палубы, даже на лучшую! Да и делом своим не ограничивался: мог матроса на любом посту заме нить. стать к топке котла, по мочь тралмейстеру и штурма ну. мог обед команде пригото вить, И все без указки — по совести, по чести морской. (Окончание следует). РЫ БН Ы Й МУРМАН 25 февраля 1958 г. 3 стц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz