Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

РЕЙД „РЫБНОГО МУРМАНА4! „Резец“ может работать лучше КАК ДОБРАТЬСЯ К МЕСТУ РАБОТЫ? Этот вопрос, вероятно, ни перед кем из жителей г. Мур­ манска не стоят так остро, как пе;ред судоремонтниками плгз- мастерской «Резец», стоящей у левого берега Кольского за­ лива. Убедиться в этом очень лег­ ко. Стоит только попытаться хотя бы раз попасть на «Резец» в туманный день, когда движе­ ние катеров по заливу прекра­ щается. В такое утро даже че­ ловек не слишком наблюда­ тельный может увидеть непри­ глядную картину. У каботажной пристани в 7 часов утра собирается толпа в несколько сот человек. Сре­ ди них 142 рабочих с «Резца» и примерно 200 членов экипажей кораблей, стоящих в ремонте. Услышав, что катера не ходят, люди, естественно, беспокоятся — на работу-то, ведь, все рав­ но надо; дело не ждет. И вот то один, то другой из собрав­ шихся начинает звонить в а»в- то-траиспортную контору и тре­ бовать автобусов, на которых в объезд через Колу, пройдя 23-километровый, местами за­ метенный путь, все же можно попасть к месту работы. После долгих споров и ожидания подается один автобус, в кото­ рый надо «укладываться» всем — больше транспорта не будет. Но, как говорится, автобус не резиновый и вмести­ ться в него всем физически не возможно. Поэтому бригадир слесарей тов. Захаре®, напри­ мер, всякий такой раз вынуж­ ден не брать на работу учени­ ков: нужнее, ведь, квалифици­ рованные рабочие. Из члене® судовых команд также не все могут уместиться в одном ав­ тобусе. В общем, те кому не повезло, или добираются на такси (таких, конечно, очень немного), или ждут, когда рас­ сеется • туман, или сразу рас­ ходятся. Итак, рабочий день на су­ доремонтной плавмастерской «Резец» начинается с массо­ вого опоздания. 10 февраля, например, 70 человек присту­ пили к работе не в 8, а в 10 часов утра. На следующий день опоздало 63 рабочих. 12 фев­ раля 46 человек начали свой трудовой день с половины одиннадцатого. Только за пе­ риод с 1 января по 12 февраля из-за опозданий было потеряно 6 684 рабочих часа. За это время можно было бы отремон­ тировать три средних траулера. А ЕСЛИ НУЖНЫ МАТЕРИАЛЫ?.. Судоремонтники «Резца» становятся в тупик, когда в плохую погоду требуется до­ ставить какие-либо запасное части, детали. В связи с этим сплошь и рядом возникают простои, задержка судов. Сред­ ний траулер № 183, например, в январе простоял в порту лишних пять суток. Это из-за того, что секции балластного сопротивления с плавмастер­ ской было невозможно доста­ вить на корабль. И, наоборот, в том же самом январе кузне­ цы «Резца» не работали в те­ чение пяти дней, так как углем их не снабдили. Немало трудностей возникает и в организации общественного питания. Стоит только не при­ везти продукты в достаточном количестве и ассортименте, как нормальная работа столо­ вой нарушается. ОБЕСПЕЧИВАТЬ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ! Когда участники рейда раз­ говорились с одним из лучших работников плавмастерской «Резец» — бригадиром группы слесарей тов. Захаровым, то услышали в ответ такие слова: — Сроки проведения ремон­ та даются короткие. А снаб­ жают плохо. И нередко график выхода кораблей из ремонта срывается. Действительно, на предприя­ тии очень сюц>но ощущается нехватка инструментов и раз­ личного рада материалов. Нет W Ветераны промысловою флота БОПМАН ЛАВРЕНТЬЕВ в достаточном количестве здесь режущего инструмента, сверл и разверток разного диа­ метра, лерок, модульных и тор­ цовых фрез. Часто возникают простои из-за отсутствия брон­ зового и чугунного литья, баб­ бита для перезаливки подшип­ ников, легированной стали, идущей на изготовление голов­ ных пальцев двигателей.^ В январе на один из кораблей потребовалось изготовить но­ вую втулку баллера руля. Но так как не было * бронзы, то пришлось заняться реставраци­ ей старой втулки. На это по­ требовалось около двух суток. А будь бронза под руками, но­ вую втулку сделали бы за три —четыре часа. Работникам механического цеха приходится делать лиш­ ние операции. Чтобы изгото­ вить вал брашпиля на средний траулер № 174, была нужна сталь диаметром в 100 милли­ метров. Но из-за отсутствия мерного материала пришлось делать вал из стали диаметром в ISO мм., гнать металл в стружку. На эту работу было потрачено на 9 часов больше, чем следовало. Плохо с материально-техни­ ческим снабжением не только в механическом цехе. В тот момент, когда участники рейда вошли к водопроводчикам, вни­ мание невольно остановилось на группе молодых рабочих, явно раздосадованных чем-то. На вопрос: «Что случилось?» ответил газосварщик тов. Фи- саль: «Надо срочно проводить сварочные работы на среднем траулере № 174. Но кислорода нет. Вот и стоим, не знаем, что и придумать.» Здесь в водопроводном цехе также есть немало претензий. Не хватает труб из цветного металла, долгое время не поступают вентили и запорные клапаны, нет шлангов для за­ ливки раскаленных труб, с пе­ ребоями бывает специальный чистый песок, а такие работы, как гнутье и резка труб, произ­ водятся вручную. Рабочим из котельного отде­ ления прежде, чем начать свой трудовой день, каждый раз приходится спорить, доказы­ вать друг другу, чья работа важнее. И это потому, что шлангов к автогенным аппара­ там мало, они слишком корот­ ки. Если судно стоит третьим или четвертым корпусом к «Резцу», то работы на этом корабле не проводят и ждут, когда его переставят ближе. По словам директора плавмастер­ ской «Резец» тов. Васина, таких шлангов требуется для пред­ приятия минимум метров 300. Иначе вынужденных простоев не избежать. ЗА СЧЕТ ЧЕГО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПЛАН Сам собой напрашивается вопрос: А почему судоремон­ тники «Резца», несмотря на такие трудности, о которых мы сейчас рассказали, в целом справляются с выполнением производственных планов, а порой, как это было с средним траулером № 4202, корабли даже выпускаются из ремонта досрочно? В чем же дело? А ларчик открывается про­ сто: судоремонтники работают в основном не по 8 часов, а гораздо больше. Видя, что с утра потеряно много времени и дело находится под угрозой срыва, люда сами остаются ра­ ботать сверхурочные часы. Об этом на предприятии говорят и секретарь парторганизации тов. Лунин и начальник пла­ ново-производственной службы тов. Пакулин и многие другие. Бригадир трубопроводчиков тов. Капитанов приводит такой пример. Его бригада в течение трех дней оставалась по вече­ рам, чтобы устранить неисправ­ ность, возникшую на среднем траулере № 4233 из-за того, что носовая часть парового отопления там была разморо­ жена. Подобные случая работы сверх положенного времени не единичны, и все они говорят об 1. Начало биографии ФЕВРАЛЯ 1920 года... Взламывая своей могучей грудью лед Северной Двины, уходил из Архангель­ ска ледокол «Козьма Минин». На борту этого мощного кораб­ ля нашли свое последнее при­ станище члены «Временного правительства Северной обла­ сти» во главе с бывшим цар­ ским генералом Миллером. Горько, очень горько было на душе у команды «Козьмы Ми­ нина». Ледокол^обманом вызва­ ли в Архангельск. Даже под уг­ розой оружия не хотелось ухо­ дить из .родного порта. Это осо­ бенно остро почувствовал каж­ дый. когда радист, тайно спу­ стившись с борта на лед, бро­ сился к далекому берегу... Про­ гремели выстрелы, смельчак распластался на льдине. Пригрозиз, что так они посту­ пят с каждым, кто попытается покинуть корабль, интервенты все же пообещали снять рус­ скую команду в Мурманске. ...Неистово ревело пламя в топках семи котлов, трещал лед, пустыми клубами подни­ мался к небу дым из двух высо­ ких труб. Многое пришлось в те дн.и передумать матросу треть­ его класса Александру Лав­ рентьеву и его товарищам. «Ци­ вилизованные» европейцы и американцы принесли в родном крае простому народу горе и разорение. Тогда Александр, конечно, не знал, что только че­ рез Архангельский порт интер­ венты вывезли ценностей на 50 миллионов рублей золотом и под видом торговли на 100 мил­ лионов рублей, что в тюрьмы и одном: такой порядок порочен. К ПРАВОМУ Б Е Р Е ГУ ! Необходимость в этом выте­ кает не только из-за сложно­ сти сообщения с городом и портом, ведущей к опозданиям людей на работу и к перебоям в снабжении материалами, но и из-за того, что место, где сейчас стоит «Резец», небезо­ пасно. Корабли, которые не становятся на свои якоря из-за ремонта брашпиля или ди- зель-динамо, и плавмастерскую. обладающую большой парус­ ностью, в случае непогоды, сильного ураганного ветра, осо­ бенно с севера, может выбро­ сить на берег. Произойдет крупнейшая авария с убытком в десятки и даже сотни тысяч рублей. Этого, безусловно, ни в коем случае нельзя допу­ стить. Далее. В настоящее время на судоремонтной плавмастер­ ской «Резец», куда, как извест­ но, не поступает электроэнергия высокого напряжения, уже поч­ ти исчерпаны моторесурсы. Чтобы провести необходи­ мый ремонт техники, потре­ буются затраты в сумме около одного миллиона рублей. Это­ го можно с успехом избежать, если перевести «Резец» на пра­ вый берег Кольского залива и подключить к электросети пор­ та иди судоверфи. Перевод плавмастерской на этот берег позволит резко улуч­ шить условия труда на пред­ приятии, повысит производи­ тельную мощность мастерской, даст возможность одновремен­ но рамонтировать в полтора — два раза больше кораблей. Кро­ ме того, это упорядочит, ускорит снабжение кораблей после ре­ монта, >сократит их стоянки в порту примерно на полутора— двое суток. Рейдовая бригада газеты «Рыбный Мурман» Б. СЕ- ЛЮНИН — инструктор парткома сельдяного фло­ та, Н. Ж ЕЛ ЕЗИ Н — стар­ ший технолог плавмастер­ ской «Резец», П. КЛИ- МОВСКИИ — трубопро­ водчик, В. ВА РЯ ГИ Н - сотрудник газеты «Рыб­ ный Мурман». П. БЫСТРОУМОВ. ★ концлагери было заключшо 52 тысячи человек, или 17 про­ центов всего населения области. Но он видел и слышал о том «порядке», какой установили пришельцы. О с т р а ш н о м Мудьюге — острове, превра­ щенном интервентами в ад на этом свете. Проплывали мимо скалистые берега Кольского по­ луострова. Где-то, вон в той стороне была Иоканьга, о ко­ торой тоже ходило немало страшных рассказов. С тоской смотрели на эти бе­ рега матросы. Мурманск остал­ ся позади. «Козьма Минин», грузно переваливаясь на волне, как огромная черепаха, упол­ зал в норвежские фиорды. Кто мо.г его остановить? Ведь не па­ русная же ёла, вооруженная пулеметом? ...Знаком был для Александ­ ра этот путь. Ему, -коренному померу, уроженцу села Шижня, что в четырех километрах от Сороки (ныне Беломорск), уже в девять лет пришлось испы­ тать труд матроса на парусни­ ке, ходившем в Норвегию за рыбой. Вот ведь какая несу­ разица: рыба была у порога дома, а ее закупали у норвеж­ ских промышленников и приво­ зили в Архангельск. Царским сановникам некогда было за­ ботиться о развитии рыбных промыслов на Севере, в этом, по их мнению, гиблом крае. Вот и возили рыбу от соседей. А соседи — деловой, привет­ ливый народ. Границы в ту по­ ру в современном виде не суще­ ствовало, бывали друг у друга запросто, когда хотели, лишь бы по морю проплыть. У Алек­ сандра это чувство приязни бы­ ло особенно развито — ведь мать у него норвежка: отец же­ нился у соседей. По примеру отца он решил стать заправским моряком. При­ годился опыт порой непосиль­ ного, но интересного матросско­ го труда с мальчишеского воз­ раста. Походил матросом на буксире заводчика Беляева, по­ том попал в Кемскую двухклас­ сную мореходную школу. Спу­ стя несколько месяцев после Октябрьской революции (в ту пору Александру шел 21-й год) попытались его взять в армию белых. Уехал в Мурманск, по­ работал здесь до осени, а по­ том снова в школу вернулся. Пронесло — к белякам не по­ пал. Весной 1919 года — экза­ мены. Провал по астрономии. Но плавать все-таки пошел — на транспортное судно «Пахту­ сов». Рейсы до устья Оби на во­ стоке, до Иоканьга — на западе. Потом — «Козьма Минин». ...Гудят от натуги паровые котлы, вспенивают за кормой воду три могучих винта. Корот­ кие стоянки в норвежских пор­ тах — и вот Ливерпуль. Интер­ венты — на берег, ледокол — в доковый ремонт, команда — под надзор. Шли дни. недели, месяцы... Поговаривали о каком-то даль­ нем плавании, конечно, не в Россию. Русских моряков уго­ варивали остаться в Англии, мол. на Родине они ничего хо­ рошего не увидят. Но не таков русский народ! Наиболее активные 12 матро­ сов и кочегаров, в том числе и Александр Лаврентьев, наотрез отказались итти в какой-либо рейс, требуя отправки домой. Об этом стало известно совет­ скому правительству. Даже ан­ глийский суд при таком оборо­ те дела был вынужден выиести положительное решение. Давно это было. И хоть маль­ чонкой пришел на палубу ко­ рабля Александр, но, пожалуй, его морская биография начина­ лась именно с этих событий. 2. Новая жизнь D АВГУСТЕ 1920 года Лаврентьев вернулся на Родину. Его призвали на во­ енно-морскую службу. Балтий­ ский и Черноморский флоты стали для помора хорошей шко­ лой новой жизни. Молодая Со­ ветская республика упрямо бо­ ролась с разрухой, укрепляла оборону. Новые знания, новые морские навыки оказали потом Александру неоценимую по­ мощь в труде. После демобилизации в 1922 году он в родных местах не на­ шел себе дела по душе. Пора­ ботал немного с отцом на па­ руснике, семьей обзавелся. Как- то посоветовали ему люди в Мурманск податься. Этот се­ верный город рос не по дням, а по часам. С ним с 1931 года и связал свою судьбу моряк. Именно такие крепыши-поморы и удивили, наверное, Алексея Максимовича Горького жаждой деятельности, стремлением обо­ гнать по рыбному промыслу все бассейны страны. Ведь их тре­ бовательное «тралерсв бы по­ больше» стало потом явью. В Мурманске один рейс схо­ дил на транспортном парусни­ ке. Как бы по старой памяти. Позже ушел на «Камбалу» — небольшой траулер. Тонн по 90 рыбы привозили в порт. А тут опять транспортная работа: бур­ но строившееся побережье требовало материалов, людей, продовольствия. Рыбацкая жилка взяла свое — Александр Васильевич промышляет на мотоботах «Те- риберка», «Лица». Ловили не­ плохо.. Но однажды чуть было с жизнью не распрощались: на­ скочил бот в непогоду на камни при входе в Порт-Владимир. 12 часов беспощадно трепал шторм суденышко. Хорошо, что бот финских рыбаков поблизости оказался: сняли, опасли от sep- ной гибели. Хотелось обрести постоянную палубу под ногами, но не сразу это пришло. Еще раз довелось на паруснике потрудиться. Но вот дали моряку отпуск. В деревню съездил. Сколько там перемен! Где отцовский дом стоял — пролегла голубая до­ рога: Беломоро-Балтийский ка­ нал разрезал Шижню пополам. В ту пору советские люди крепко познали свою силу, вдох­ новение свободного труда. Хва­ тало его на всех. Канули в веч­ ность безработица. биржа тру­ да. И хоть не было той темники, что сейчас, а горы сдвигали! Со свежими, светлыми впеча­ тлениями вернулся Лаврентьев в Мурманск. Направили его на «Палтуса». Встретишь это суд­ но, молодой моряк, присмот­ рись: вот на таких траулерах трудились в те годы рыбаки. Да еще как трудились! А попро­ буй его сравнить с большим ре­ фрижераторным? Никакого сра­ внения. И еще вот почему при­ смотрись: на «Палтусе» был по­ рядок, настоящий рыбацкий порядок. Не такой, как у неко­ торых команд-нерях, у которых, чего греха таить, еще нет-нет да и на новом судне в парту на палубе «чёрт ногу сломит». Как пришел Александр Ва­ сильевич на «Палтус» в Декаб­ ре 1935 года, так и оставался на нем до января 1948 года. Замечательный образец для по­ дражания! Поплавай, промы­ словик. на одном корабле лет пять—шесть, будь любознате­ лен и трудолюбив, и изучишь ты его до последней заклепки. А как этот боцман судно знал, если 12 лет не сменил палубы, даже на лучшую! Да и делом своим не ограничивался: мог матроса на любом посту заме­ нить. стать к топке котла, по­ мочь тралмейстеру и штурма­ ну. мог обед команде пригото­ вить, И все без указки — по совести, по чести морской. (Окончание следует). РЫ БН Ы Й МУРМАН 25 февраля 1958 г. 3 стц

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz