Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
Все р е з е р вы по добыче ры бы—в действие ! Д О Н ЕД А ВН ЕГО време ни укладка сельди в бочки производилась только ручным способом. Было не мало попыток механизиро вать этот трудоемкий про цесс, однако полноценное ре шение этого вопроса было сделано всего лишь несколь ко месяцев назад. и Нужен промысловый устав В октябре прош- _ . лого года на борт НОВУЮ ТЕХНИКУ— НА СУДА! ЕДАВНО вы- шли из пе чати первые выпуски «Пособия для судоводителей тралового флота». Издание это должны соответствовать обозначе- построение: из точки А проведем очень нужно и давно ожидалось промысловиками. За отсутствие» ниям, «принятым для морских линию Ав, параллельную пути рецензии на первый выпуск, уместно поделиться некоторыми заме- промысловых карт» и, что «ниже судна и проложим истинный курс приводятся эти условия обозна- Ас, по которому отложим S —• 1. Превосходно написанный об- чения». Но это только заголовок плавание между первым и треть- зор «Баренцево море», к сожале- чадаями по этой книге. плавбазы «Ново сибирск» посту пила новая ма шина. Она об- — никаких условных обозна- им пеленгами. Из полученной чений под ним нет (вместо них точней К проведем прямую лиши* следует Ш раздел — «Промысле- по направлению течения до пет Машина заменила ручной труд вию, не содержит никакого упоми нания о современных, весьма су щественных изменениях в гидро логическом режиме и распределе нии ихтиофауны по районам мо ря. Очевидно, статья была напи сана еще до 1956 г. н сейчас нуждается в дополнении. 2. В главе «Промысловое cyj довождение», представляющей большой интерес для судоводите лей, сравнительно с «Временными наставлениями» уделено много места определению маневренных элементов траулера. При этом, для определения скорости на мер ной линии (стр. 41) лучше было бы рекомендовать не два, а три пробега (для исключения влияния переменного течения) и соответ ствующую формулу: v _ V 1 + 2 V 2 + V 3 4 Рис. 2. л Требование машине точно вы- вая навигация»); нет их и нигде в сечения с линией Ав и из точки Т держать заданное число оборотов книге. проложим линию, параллельную не всегда выполнимо, поэтому 5. Приведенный на стр. 53— первому пеленгу. Точка пересече- следует рассчитать среднее за 54 способ определения величины ния этой линии с третьим пелен- пробеги число оборотов по суммар- сноса с. применением механиче- гом Мз будет местом судна в мо ному ечетчику с применением фор- ского лота вряд ли приобретет мент третьего пеленга с учетом мулы: n =.N 1 +2N 2 . N популярность на флоте. Но опре- течения. Проведя из точки Мз ли- 4 деление дрейфа по пеленгам одно- шио, параллельную П|, гь, п3, по- А уже по величинам V и N со- го предмета должно найти, широ- лучим линию судна Mi,M 2 ,mj ставляют таблицу соответствия кое применение на промысловых (пунктир), а вектор ЕТ будет ра- скорости хода н оборотов винта, судах. Необходимо обратить вин- вен действию течения за время 3. На странице 45 даны указа- мание: на странице 55 линия АВ плавания (между 1-м и 3-м пе ния для построения планшетов, ошибочно названа путем судна, лентами). Почему-то эти простые Но этого недостаточно. В настоя- В действительности это не путь, приемы в «Пособии» не приве- щее время планшеты на судах и не линия пути, а линия па|рал- дены. строятся по-разному, зачастую лельная линии пути судна. 6 . В формуле для определения примитивно, с нарушением про- Следует отметить, что этот спо- габаритной длины трала за кор- порций и масштаба, что приво- соб требует, чтобы пеленги бы- мой (страница 57) символ «к» дит к искажениям и ошибкам при ли взяты через равные промежут- нужно, вероятно, вывести из-под прокладке. Необходимо ввести ки времени, (т. е., чтобы плавания знака корня, а знак минус у «т» единую систему построения план- между пеленгами были строго рав- изменить на плюс. Вообще говоря, шетов и установить для этого out- ны), а это условие не всегда вы- формула в данном случае излиш- ределеиные величины: главную полнимо. Однако и для этого слу- не сложна — не будет ошибки параллель, единицу карты я чис- чая (неравенства плавания между если просто суммировать все эле- ловой масштаб. Например, для Ба- пеленгами) существует следую- менты. ренцева моря строить планшеты щий простой прием. Проасладыва- 7. В выпуске также не полу- от главной параллели 69 граду- ем на карте или планшете три пе- чили рекомендация такие совре- сов (принятой для карт), с еда- ленга предмета A: H i, Пг и Пз, менные приемы судовождения, няцей карты 6,67 мм, причем взятые последовательно через как определение пройденного рас- для широты 72 градуса или 73 равные промежутки времени. На градуса принять м а с ш т а б листке кальки проведем прямую 1:100.000, а выше— 1:150.000. и на ней от произвольной точки При этих условиях величина мер- П| отложим отрезки S i — плава- каторской мили на планшетах по- ние между первым и вторым пе- лучается в рекомендованных пре- ленгом и S 2 — плавание между делах 1 , 5— 2 см. вторым и третьим пеленгами, по- судовождении — отсутствующие Для широт других районов лучим точки П|, Пг, Пз. Наложив в общих курсах навигации, установить свои величины. Во из- эту кальку за проложенные пе- 8 . Общая и техническая кор- бежание ошибок можно было бы ленги и передвигая ее, находим ректура выпусков проведены пло- даже отпечатать типографские об- положение, когда точки n i, П 2 , Пз хо, вследствие чего они изданы разцы промысловых планшетов расположатся, соответственно, на неряшливо, некоторые чертежи для всех нужных широт. Наве- первом, втором и третьем пелен- трудно, а то и невозможно разо- дение единообразного порядка в гах. Полученная линия Пи Пг, п 3 брать. Работая в море, на промысле, статочной мере умеют пользовать- этой части принесет большие удоб- будет параллельна линии пути 9. Как указывается в преди- очень часто приходится наблю- ся световой сигнализацией — ства и облегчит работу не только судна. словн к I -му выпуску, за вре^- дать, как многие наши штурманы очень мало. И становится стран- штурманской рубке, но и при ис- При этом, если направление те- мя существования тралового фло- плохо знают один из важнейших ным, почему ни капитаны, ни ру- пользовании и обработке планшет- чения. как это часто бывает, при- та (и «Мурмансельди») накоплен жшш&т ft* радовала рыбообработчиков. Теперь укладка сельди в бочки производилась быстро уже не рунами, а машиной. Простота ее конструкции позволяет быстро осваивать но вый механизм даже малоквалифицированным работникам. Сотрудники научно-исследовательского института пищевой промышленности Александр Тимофеевич Дедков и Владимир Афанасьевич Моисеев — изобретатели но вой машины — правильно поступили, решив принять лич ное участие в промысловом рейсе, в течение которого но вая техника испытывалась. Испытания прошли удовлетво рительно. Промысловики получили в свое распоряжение еще один ценный механизм, повышающий производитель ность труда при обработке рыбы. Определив достоинства рыбоукладочной машины, уп равление сельдяного флота заказало их десять штук, что бы установить на кораблях. На снимке: (слева направо) изобретатели рыбоукла дочной машины инженеры А . Т. ДЕДКОВ и В. А . МОИ С Е Е В у механизма во время работы на плавбазе «Ново сибирск». В. САТОСОВ. Фото автора. Знать световую сигнализацию стоя ия и места судна по двум предм там, независимо от поправ ки компаса, о еделение этой по правки по пеленгам двух предме тов, а также некоторые приемы использования радиолокации в разделов морской практики — ководство флота не требуют от су- сипнализацию. В вашем траловом доводителей умения пользоваться флоте почему-то узаконилось не- световой сипнализацией. понятное правило: уметь из све- Желательно, чтобы отдел глав- товой сигнализации передать свои ного капитана издал специальную позывные, а также уметь принять инструкцию, по которой все трау- и передать цифровые знаки. Вот леры могли быстро, не ожидая и все те небогатые знамя, кото- очередной радиосводки или сове- рыми владеют большинство судо- щания, получить самые необхо- водителей флота. Очень досадно димые данные с другого трауле- становится, когда проходишь по ра, поднявшего хороший улов, группе и, запрашивая тот или Установив порядок обмена све- йной траулер о его улове, курсе, тограммами, судоводители прине- преобладающей глубине, на кото- сут немалую пользу как кораблю рой наблюдались хорошие подъе- в отдельности, так и флоту в це- мы, на все твои вопросы неиз- лом. Это поможет быстрее на- меино получаешь в ответ только страиваться траулерам на наибо- номер траулера. лее плотную концентрацию рыбы, И совсем по-иному чувствует не ожидая очередного радиосове- себя вахтенный помощник капи- щания. Надо только, чтобы была тана, когда траулер, поднявший издана специальная инструкция хороший улов, ясно и коротко со- но обмену светограммами между общает свой курс, глубины и даже кораблями в море по сокращенной где, относительно его, находится форме, а капитаны больше уделя- буй. Получив такие сведения, ли внимания учебе штурманского команда корабля еще задолго до состава, совещания также получит хоро- Б МИЩУК. шие подъемы. Второй помощник капн- Однако траулеров, где в до- тана траулера «Киров». большой производственный опыт. Однако, опыт этот распылен по страницам множества разного ро да брошюр, бюллетеней, журна лов, газет и фактически остается мало изученным. Интересы произ водства в настоящее время требу ют тщательвого сбора, обработки и обобщения всего этого опыта в виде официального справочника, уководства или даже «Промысло- ого устава» по всем областям промышленного активного рыбо ловства, чьи указания и рекомен дации были бы оптимальными и обязательными к исполнению. Новое «Пособие» очень далеко от такого капитального труда, и вряд ли представляет собою боль шой шаг вперед, сравнительно с «Временными наставлениями», данных с разных кораблей мерно, известно (особенно при которые много лет служат про- составления промысловых работе у буя или по друпии дан- мысловикам и с выходом «Посо- Рис. 1 . ных для карт и других свои планшеты целей. следует бия» не утрачивают чения. своего зна- ПИНРО ным), то в этом случае можно, ------- строить независимо вт знания его сноро- м п о п ч п и также в наибольших масштабах сти, по тем же пеленгам получить навигационных карт. место судна, свободное от дей- 4. На стр. 47 указывается, что ствия течения. Для этого необхо- все обозначения на планшетах димо произвести дополнительное РЫ БН Ы Й МУРМАН 18 февраля 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz