Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

Все р е з е р вы по добыче ры бы—в действие ! Д О Н ЕД А ВН ЕГО време­ ни укладка сельди в бочки производилась только ручным способом. Было не­ мало попыток механизиро­ вать этот трудоемкий про­ цесс, однако полноценное ре­ шение этого вопроса было сделано всего лишь несколь­ ко месяцев назад. и Нужен промысловый устав В октябре прош- _ . лого года на борт НОВУЮ ТЕХНИКУ— НА СУДА! ЕДАВНО вы- шли из пе­ чати первые выпуски «Пособия для судоводителей тралового флота». Издание это должны соответствовать обозначе- построение: из точки А проведем очень нужно и давно ожидалось промысловиками. За отсутствие» ниям, «принятым для морских линию Ав, параллельную пути рецензии на первый выпуск, уместно поделиться некоторыми заме- промысловых карт» и, что «ниже судна и проложим истинный курс приводятся эти условия обозна- Ас, по которому отложим S —• 1. Превосходно написанный об- чения». Но это только заголовок плавание между первым и треть- зор «Баренцево море», к сожале- чадаями по этой книге. плавбазы «Ново­ сибирск» посту­ пила новая ма­ шина. Она об- — никаких условных обозна- им пеленгами. Из полученной чений под ним нет (вместо них точней К проведем прямую лиши* следует Ш раздел — «Промысле- по направлению течения до пет Машина заменила ручной труд вию, не содержит никакого упоми­ нания о современных, весьма су­ щественных изменениях в гидро­ логическом режиме и распределе­ нии ихтиофауны по районам мо­ ря. Очевидно, статья была напи­ сана еще до 1956 г. н сейчас нуждается в дополнении. 2. В главе «Промысловое cyj довождение», представляющей большой интерес для судоводите­ лей, сравнительно с «Временными наставлениями» уделено много места определению маневренных элементов траулера. При этом, для определения скорости на мер­ ной линии (стр. 41) лучше было бы рекомендовать не два, а три пробега (для исключения влияния переменного течения) и соответ­ ствующую формулу: v _ V 1 + 2 V 2 + V 3 4 Рис. 2. л Требование машине точно вы- вая навигация»); нет их и нигде в сечения с линией Ав и из точки Т держать заданное число оборотов книге. проложим линию, параллельную не всегда выполнимо, поэтому 5. Приведенный на стр. 53— первому пеленгу. Точка пересече- следует рассчитать среднее за 54 способ определения величины ния этой линии с третьим пелен- пробеги число оборотов по суммар- сноса с. применением механиче- гом Мз будет местом судна в мо­ ному ечетчику с применением фор- ского лота вряд ли приобретет мент третьего пеленга с учетом мулы: n =.N 1 +2N 2 . N популярность на флоте. Но опре- течения. Проведя из точки Мз ли- 4 деление дрейфа по пеленгам одно- шио, параллельную П|, гь, п3, по- А уже по величинам V и N со- го предмета должно найти, широ- лучим линию судна Mi,M 2 ,mj ставляют таблицу соответствия кое применение на промысловых (пунктир), а вектор ЕТ будет ра- скорости хода н оборотов винта, судах. Необходимо обратить вин- вен действию течения за время 3. На странице 45 даны указа- мание: на странице 55 линия АВ плавания (между 1-м и 3-м пе­ ния для построения планшетов, ошибочно названа путем судна, лентами). Почему-то эти простые Но этого недостаточно. В настоя- В действительности это не путь, приемы в «Пособии» не приве- щее время планшеты на судах и не линия пути, а линия па|рал- дены. строятся по-разному, зачастую лельная линии пути судна. 6 . В формуле для определения примитивно, с нарушением про- Следует отметить, что этот спо- габаритной длины трала за кор- порций и масштаба, что приво- соб требует, чтобы пеленги бы- мой (страница 57) символ «к» дит к искажениям и ошибкам при ли взяты через равные промежут- нужно, вероятно, вывести из-под прокладке. Необходимо ввести ки времени, (т. е., чтобы плавания знака корня, а знак минус у «т» единую систему построения план- между пеленгами были строго рав- изменить на плюс. Вообще говоря, шетов и установить для этого out- ны), а это условие не всегда вы- формула в данном случае излиш- ределеиные величины: главную полнимо. Однако и для этого слу- не сложна — не будет ошибки параллель, единицу карты я чис- чая (неравенства плавания между если просто суммировать все эле- ловой масштаб. Например, для Ба- пеленгами) существует следую- менты. ренцева моря строить планшеты щий простой прием. Проасладыва- 7. В выпуске также не полу- от главной параллели 69 граду- ем на карте или планшете три пе- чили рекомендация такие совре- сов (принятой для карт), с еда- ленга предмета A: H i, Пг и Пз, менные приемы судовождения, няцей карты 6,67 мм, причем взятые последовательно через как определение пройденного рас- для широты 72 градуса или 73 равные промежутки времени. На градуса принять м а с ш т а б листке кальки проведем прямую 1:100.000, а выше— 1:150.000. и на ней от произвольной точки При этих условиях величина мер- П| отложим отрезки S i — плава- каторской мили на планшетах по- ние между первым и вторым пе- лучается в рекомендованных пре- ленгом и S 2 — плавание между делах 1 , 5— 2 см. вторым и третьим пеленгами, по- судовождении — отсутствующие Для широт других районов лучим точки П|, Пг, Пз. Наложив в общих курсах навигации, установить свои величины. Во из- эту кальку за проложенные пе- 8 . Общая и техническая кор- бежание ошибок можно было бы ленги и передвигая ее, находим ректура выпусков проведены пло- даже отпечатать типографские об- положение, когда точки n i, П 2 , Пз хо, вследствие чего они изданы разцы промысловых планшетов расположатся, соответственно, на неряшливо, некоторые чертежи для всех нужных широт. Наве- первом, втором и третьем пелен- трудно, а то и невозможно разо- дение единообразного порядка в гах. Полученная линия Пи Пг, п 3 брать. Работая в море, на промысле, статочной мере умеют пользовать- этой части принесет большие удоб- будет параллельна линии пути 9. Как указывается в преди- очень часто приходится наблю- ся световой сигнализацией — ства и облегчит работу не только судна. словн к I -му выпуску, за вре^- дать, как многие наши штурманы очень мало. И становится стран- штурманской рубке, но и при ис- При этом, если направление те- мя существования тралового фло- плохо знают один из важнейших ным, почему ни капитаны, ни ру- пользовании и обработке планшет- чения. как это часто бывает, при- та (и «Мурмансельди») накоплен жшш&т ft* радовала рыбообработчиков. Теперь укладка сельди в бочки производилась быстро уже не рунами, а машиной. Простота ее конструкции позволяет быстро осваивать но­ вый механизм даже малоквалифицированным работникам. Сотрудники научно-исследовательского института пищевой промышленности Александр Тимофеевич Дедков и Владимир Афанасьевич Моисеев — изобретатели но­ вой машины — правильно поступили, решив принять лич­ ное участие в промысловом рейсе, в течение которого но­ вая техника испытывалась. Испытания прошли удовлетво­ рительно. Промысловики получили в свое распоряжение еще один ценный механизм, повышающий производитель­ ность труда при обработке рыбы. Определив достоинства рыбоукладочной машины, уп­ равление сельдяного флота заказало их десять штук, что­ бы установить на кораблях. На снимке: (слева направо) изобретатели рыбоукла­ дочной машины инженеры А . Т. ДЕДКОВ и В. А . МОИ­ С Е Е В у механизма во время работы на плавбазе «Ново­ сибирск». В. САТОСОВ. Фото автора. Знать световую сигнализацию стоя ия и места судна по двум предм там, независимо от поправ­ ки компаса, о еделение этой по­ правки по пеленгам двух предме­ тов, а также некоторые приемы использования радиолокации в разделов морской практики — ководство флота не требуют от су- сипнализацию. В вашем траловом доводителей умения пользоваться флоте почему-то узаконилось не- световой сипнализацией. понятное правило: уметь из све- Желательно, чтобы отдел глав- товой сигнализации передать свои ного капитана издал специальную позывные, а также уметь принять инструкцию, по которой все трау- и передать цифровые знаки. Вот леры могли быстро, не ожидая и все те небогатые знамя, кото- очередной радиосводки или сове- рыми владеют большинство судо- щания, получить самые необхо- водителей флота. Очень досадно димые данные с другого трауле- становится, когда проходишь по ра, поднявшего хороший улов, группе и, запрашивая тот или Установив порядок обмена све- йной траулер о его улове, курсе, тограммами, судоводители прине- преобладающей глубине, на кото- сут немалую пользу как кораблю рой наблюдались хорошие подъе- в отдельности, так и флоту в це- мы, на все твои вопросы неиз- лом. Это поможет быстрее на- меино получаешь в ответ только страиваться траулерам на наибо- номер траулера. лее плотную концентрацию рыбы, И совсем по-иному чувствует не ожидая очередного радиосове- себя вахтенный помощник капи- щания. Надо только, чтобы была тана, когда траулер, поднявший издана специальная инструкция хороший улов, ясно и коротко со- но обмену светограммами между общает свой курс, глубины и даже кораблями в море по сокращенной где, относительно его, находится форме, а капитаны больше уделя- буй. Получив такие сведения, ли внимания учебе штурманского команда корабля еще задолго до состава, совещания также получит хоро- Б МИЩУК. шие подъемы. Второй помощник капн- Однако траулеров, где в до- тана траулера «Киров». большой производственный опыт. Однако, опыт этот распылен по страницам множества разного ро­ да брошюр, бюллетеней, журна­ лов, газет и фактически остается мало изученным. Интересы произ­ водства в настоящее время требу­ ют тщательвого сбора, обработки и обобщения всего этого опыта в виде официального справочника, уководства или даже «Промысло- ого устава» по всем областям промышленного активного рыбо­ ловства, чьи указания и рекомен­ дации были бы оптимальными и обязательными к исполнению. Новое «Пособие» очень далеко от такого капитального труда, и вряд ли представляет собою боль­ шой шаг вперед, сравнительно с «Временными наставлениями», данных с разных кораблей мерно, известно (особенно при которые много лет служат про- составления промысловых работе у буя или по друпии дан- мысловикам и с выходом «Посо- Рис. 1 . ных для карт и других свои планшеты целей. следует бия» не утрачивают чения. своего зна- ПИНРО ным), то в этом случае можно, ------- строить независимо вт знания его сноро- м п о п ч п и также в наибольших масштабах сти, по тем же пеленгам получить навигационных карт. место судна, свободное от дей- 4. На стр. 47 указывается, что ствия течения. Для этого необхо- все обозначения на планшетах димо произвести дополнительное РЫ БН Ы Й МУРМАН 18 февраля 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz