Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
Капитаны, овладевайте.передовым опытом (С разбора рейсов двух кораблей) Средние трау леры Х Л : J3 и Г233 вышли иа промысел в пер- вой половине сентября и работали среднем траулера .>« 13 удалось Списали. Но дела пошли еще почти равное число дней (рейс избежать этого. И тут немалая хуже. — Выборкой сетей, — го- среднего траулера Лг J3 длился заслуга капитана. Он всегда при- ворит матрос топ. Еурбидкий, — 119 суток, 4233— 116 суток), сутствует при выметке сетей и теперь стали заниматься при не- ловили сельдь в одном районе и учит своих помощников. Нередко больших уловах целый день, да в одинаковых условиях. Но как капитана можно видеть на мости- и кончали ее не как следует. Не велика разница в результатах! ке и после полуночи: сцеплек'ия Экипаж среднего траулера всего вероятней в эти часы вах- ■V: 13 (капитан тов. Нодолько) ты второго помощника, рейсовое задание перевыполнил На счету молодых промысл'>ви- и сдал на плавбазы и в норт ков в комсомольской копилке по- 937,5 центнеров сельди сверх являются все новые и новые ты- ницательяен при сматриваться к методам работы лучших командиров. Наоборот, его зазнайство воз растало. Ему уже не стыдно ста ло явиться на мостик в... пижаме и в пьяном виде. В порядке ве щей, казалось ему, занести на лучше и с выметкой сетей. Не. Доску почета повара, хотя вся умея по-настоящему вести поиск, команда не раз жаловалась, что капитан вставал в фарватер дру- она плохо готовит пищу и выпе- гим судам и, как правило, сети кает хлеб, допускает грубости. оказывались пустыми. Тогда на чинались бесцельные перебежки Понятно, что после этих по- Просто и выгодно При выборке дрифтерного по рядка обработанные сети перета скиваются через ролик для тря ски сетей с правого на левый бор» судна, где укладываются и подго тавливаются к выметке для оче редного дрейфа. В момент протаскивания сетей. плана, от реализации которой по- сячи. Сосредоточили внимание и йз одного конца района в другой, ступков капитан старается не бы- сетше полотно зацепляется за лучено 365 тысяч рублей. До- на таких, казалось, «мелочах», стигнута значительная сверхпла- как донья и шканты — и копил- новая прибыль. ка пополнилась еще 2,5 тысяча- Иная картина на среднем трау- ми Рублей. Улучшилось использо- лере >£ 4233 (капитан тов. Рохин) ьание бочкотары. В бочку-сель- покружившись, выметывали по рядки... на чужие сети. Таким образом при сцеплении порядков только своих сетей потопили 120 штук, да и у других судов нема- Из-за невыполнения плана выло ва и чрезмерного перерасхода орудий лова себестоимость каж дого центнера рыбы оказалась выше "предусмотренной на 12 рублей 35 копеек. вать среди моряков, редко стал посещать жилые помещения команды. чКапитану много дано, но и спрос с него велик. Он должен быть угольщики и ооушки но*савого ко мингса грузового трюма, вследст вие чего в условиях свежей пого ды в некоторой степени происхо дит порыв сетей. В «сентябре 1957 гола на сред- дянку вместо 87 кг стали укла- ло- Перерасход ггромвооружедавя дывать 87,5 кг и только благо- за °ДИН достиг угрожающей умелым судоводителем, опытным нем траулоре Л? 4215 в пролп^ даря этому дополнительно сэконо- цифры 170 тысяч рублей, мили 15 тысяч рублей. — Раньше, при старом капи- В обеспечении успеха сыграл тане, — заявляет натрое тов. большое значение многолетний Щукин, — брали груз за 4— 5 Секрет успеха команды средне- отшт впитана. — Сети начина- суток, а теперь при такой же го траулера 13, руководимого метать пораньше, в вечернюю опытным капитаном, заключается 3°рьку, чтобы не упустить мо- в том, что П. Е. Подолько во всей мент> К0ГДа сельть поднимается своей деятельности опирался на на К,Ф °ТК^ время, на 15 20 коллектив. После сдачи очередно- минут, к поверхности моря, го груза капитан совместно с су- Рассказывает на разборе рейса довым комитетом профсоюза об- 5‘етР Ефимович Подолько. —^ Вы- суждали ход прошедших дрейфов, борку сетей начинаем в <>— 7 ча- давали оценку работы каждого утра и даже доильные уловы члена экипажа и достойных выдай- У®№алп всегда ояраоотаф до вс тали на судовую Доску почета. По- чеРа* Нередко делали при ноооль- сле такой подготовки вопрос выно- шо* количестве ^етеи дневные сился на общее собрание. дрейфы. Разговор о неполадках в обра- — А самое главное в работе ботке рыбы, в работе с порядками, капитана, — заключает тов. По- о технической учебе п многих долько, — это работа с людьми, других вопросах многогранной создание дружного коллектива, жизни экипажа велся на откры- умелое руководство его трудовы- тых партийных и комсомольских ми делами. * соорашях. Этого, к сожалению, не понял Не терпит капитан бесхозяйст- другой капитан, тов. Рохин, ко- венности и расточительности, но торый отчитывался за рейс на борется с ними не методами ад- том же совещании в управлении министрирования, а убеждением, сельдяного флота. Тов. Рохин В беседах с моряками капитан плавает капитаном еще первый указывал им конкретные пути тод. Но, возомнив о себе, захотел экономии. В борьбу за бережля- решать все единолично, оторвал- вость включились партийная и ея от коллектива. промысловой оостановке стали за ним ходить по двадцати дней. Но неудачи не образумили стропти вого капитана, не повернули его лицом к коллективу, имеющему немалый опыт работы, крепкому и спаянному. Не случилось и то го, чтобы капитан стал самокри тично изучать свои ошибки, про- промысловиком и чутким старшим ловых условиях был сделал и товарищем и воспитателем моря- yc™ foaaeH п,цд угЛ|Яа 30-т-40 гра- , „ дусов к комингсу с правой CToptb* ков. Анализ рейса показал, что ны ИОСО,В(|ГО трюма деревянный там, где капитан совершенству- щит. Благодаря установке дере- ет свое мастерство, постоянно вяшого щита, нрежденр^мелный опирается на коллектив и неус- и:,лм: т (Ц й- происходящий от по рыва их о комингс трюма, устра- танно с ним раоотает, там оое- _____ _ * ’ няется. спечен успех в работе. Но если в сшш р пр(>стш>й усЩ(Асш1 капитан отрывается от коллскти- пщта и возможность») изготовле- зазнается и кичится своим н-ия сто на промысле, рекомендует- ся применять его ®а всех кopal- ва. чванием, провал неминуем! А. ИЛЬИН. комсомольская организации, весь коллектив. С первых же дней промысла перешли на работу с проводниками при длинных по- водцах. Результат не замедлил сказаться. За короткое время сэ кономлено 70 сетей, лучше стали сохраняться кухтыли и но водцы. Началось это так. Не умел ка питан организовать работу коман ды по выборке сетей. Как возь мется за это дело, то или сети порвет, или рыбу упустит. А вот его старший помощник тов. Тара сов умело выбирал сети. И вски пело капитанское сердце^ как это так, что помощник лучше меня На промысле часты случаи по- разбирается в промысловом де топления порядков из-за сцепле- ле!... Расшумелся, накричал и ния их. Штурманскому составу рапорт настрочил: «Списать!» СОВЕТЫ И ЗАМ ЕТКИ КАПИТАНА -- ■ _ ^гч А Ч ЕН Ь ЧАСТО можно наблю дать случаи, когда два траулера, работая одинаковое время на промысле, доставляют в порт разное количество рыбо продукции. На первый взгляд, оба экипажа все операции выпол няли одинаково, а результаты оказались разными. В таких слу чаях обычно причиной служит с р V выдержку и не бросать этот ран- плохая оперативность в работе р „ VIII . Выд е ржк а и о п е р а т и в н о с т ь те в светлое время суточные за- если вы ловите дання выполняются и перевыпол- тони трески, разделка няются, то необходимо проявлять производится быстрее. в сутки до 15 идти с тралом в направлении хо- которой роших подъемов. или отсутствие выдержки у судо водителей. Многие промысловики до на стоящего времени при первом же хорошем подъеме в новом районе стремятся под любым предлогом перейти туда. В результате, в той зоне лова скапливается много судов, а рыба оказалась там случайной. он промысла. Если же рядом в 30— 40 милях заловилась рыба туда нужно совершать только в ночное время. „ Всегда старайтесь использовать Старайтесь вести промысел в штормовую погоду или время ре- том районе, который лучше знае- трала на перестройку «ро те. Бывают случаи, когда рядом мысла> если он необходим, йног- и уловы ночью там не снижают- в т х районах ловится окунь и да во ВТ01)0Й т л о вине рейса це- ся, а суточные выше, то переходы трсСЕа. Если окунь нельзя орать леСообразно штормовое время ис- в «непоротом» виде, то можно пользовать на переход в новый . построить свою работу так. Ьсли pag0H, ближе к порту. Например, На промысле в люоом районе ловить и оораоагывать только ^ели промысел почти одинаков па необходимо проявлять выдержку окунь, то за сутки— двое оба бор- Медвежннской, Нордкинской, Де та будут завалены им. Во избе- мидовской и Мурманской банках жание простоя из-за уборки его можно перейти на облов трески (при расстоянии не больше 50 миль). На переходе часть окуня уберется. А начав промысел тре- п не заниматься перебежками, ес ли суточные задания выполняют ся. Необходимо искать пути улуч- Разберем детальнее, когда шения режима работы п перевы- нужна выдержка и когда надо поднять задания, проявлять оперативность. При При переходе в новый район работе, когда рыба ловится толь- учитывать не только уловы, но и _____ _______________ ______ ко в светлое время, нужна мак- грунтовые условия, ассортимент треску и окунь. Когда останется В0зМ0ЖЯ0 лучше рассчитать вре- и т. д.. то, пользуясь штормовой погодой, лучше перейти с Медве жинской на Нордкинскую банку, а с Демидовской — на Мурман скую и т. д. Этим самым сэконо- ски, можно одновременно убирать МИТся промысловое время и будет симальная оперативность. Если Рцбы, знание этого места лова утром в сводке у кого-либо есть и т д Никогда во второй полови- улов 0,5 тонны или одна тонна, не p^gca (если продолжительность то необходимо сразу же ходом его jg суток) не переходите в перейти в район промысла этого новый район, если он находится судна. Особенно такие переходы даЛыпе от порта на 100— 120 требуется делать при работе у миль, чем ваша зона лова. Неце- полуострова Канина, на Копы- лесообразно переходить на мел- товскей банке и на склонах Мед- кую рыбу, если вам нужно через вежинской банки при облове день— два брать ее в свежем ви- окуня. де. Нет необходимости переходить В то же время, если при рабо- на облов окуня и шкерить его, окуня столько, сколько можно убрать за обратный переход, то нужно переходить опять на лов окуня. Так ловили на траулере «Россия» в апреле 19Г>1 года. Такая оперативность в работе яв- мя окончания промысла. На промысле бывают случаи, когда сильным штормом разгоня ет и рыбу и ее пищу. Тогда необ ходимо проявить выдержку и не ляется положительной к позволя- f; l“ 'raTb эти |,а" он- а " ™ 1Ь ' ет обработать больше рыбы в но- 6>'' так к1к “ на ш,ямтся луфабрикате. здесь же' ™ ряд™ ' г й В. КУЗНЕЦОВ. Ьсли рыоа устойчивая, то не ^ следует делать перебежек, а при Капитан траулера «Ку- перестройке на лучшие уловы рейка». лях сельдяного флота. А . КРА ВЧЕН КО . Старший инженер отде ла добыад управления «Мурмансельдь». НОВОЕ СУДНО Капризен Атлантический ок т ан , особенно в северных ши ротах. Н о не пугает он промы- еловиков. Здесь круглый год небольшие по своим размерам средние траулеры бороздят оке анские просторы, моряки бес страшно мечут сети чуть ли не в шторм, поднимая из г.хубин богатые уловы сельди. Н о порой окшн так рассви р епеетчто наде.гаст •хлопот мо рякам: повредит палубные уст ройства [. а иногда и механизмы выйдут из строя . Не часто это бывает , но государство стре мится обеспечить полную безо пасность плавания промысловых кораблей , как бы далеко ни уходили они от родных бере гов. С этой целью выделяются специальные спасательные суда. Н а счету экипажей их немало славных дел . Н о такие суда ewe не пол ностью отвечают требованиям, которы: к ним предъявляются . Поэтому наша страна стремит ся обеспечить промысловый ф.ют специальными судами большей мощности . Недавно в Мурманском рыбном порту по явился корабль с красивыми обводами , высоким корпусом — подлинный океанский богатырь, хотя он не так уж и велик по размерам — чуть больше бук сиров типа «Пурги». Это «Сме лый» — новое спасательное судно , построенное по заказу Советского Союза. Автономность плавания «Сме лого» — полтора месяца , ко рабль имеет новейшие электро- I радионавигационные приборы, совершенные„ большой мощно сти спасательные средства , как например, .автопомпу, способ ную откачивать в течение часа с терпящего бедствие корабля две тысячи тонн воды . Е с т ь на сос, который можно забрасы вать в недоступные для чело века места, подводный свароч ный агрегат, водолазная стан ция, лазарет для оказания по мощи морякам спасенною судна . «Смелый» будет обслуживать корабли сельдяного флота. Н а снимке — новое спаса тельное судно. * П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. **!!*■£!!!!!*!!!!!•! J!!!!!!!!!!?!1!*?!!!!!!!!!!!*? РЫ БН Ы Й - МУРМАН 1 февраля 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz