Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
Лучше освоить разноглубинный траловый лов Советский сельдяной промы сел в открытых морях север ной части Атлантического океана существует ухе около 10 лет. В результате прове денных научно-исследователь ских работ, обобщения и ана лиза работы промысла всего флота выяснены основные моменты биологии сельди, со стояние кормовой базы, усло вия откорма ее. На основе этих данных было сделано заключе ние о возможности разноглу бинного тралового лова атлан тической сельди в осенне- зимний период. Сейчас уже совершенно оче видно, что этот вид лова, ко торый осваивается второй год, является большим резервом увеличения добычи сельди. Богатые уловы при незначи тельных затратах на промыс ловое вооружение создают это му виду промысла хорошую перспективу. В 1956 году эксперимен тальные работы, а затем про мысловый лов вели в нояб ре— декабре траулер «Север ное сияние» и в январе 1957 года траулер «Витебск». Были достигнуты первые успехи в разноглубинном тралении. В 1957 году траулер «Се верное сияние» вышел на про мысел в конце сентябоя, имея задание выловить 500 тонн сельди. Предстояло выяснить неизвестную для разноглубин ного траления сырьевую базу в октябре, а также возмож ность ее облова. Объектом тра лового разноглубинного лова, как известно, являются осен не-зимние преднерестовые кон центрации сельди. В этот пе риод она почти не питается и движение ее замедленно. В светлое время сельдь концент рируется в плотные косяки и опускается на глубину до 400— 450 метров, недоступ ную для дрифтерного лова. Эти плотные концентрации и представляют наибольший ин терес для лова разноглубин ным тралом. Первые же дни промысла показали, что поведение сель ди в октябре иное, чем было раньше. Днем сельдь опуска лась на большие глубины до 350— 450 метров и была очень подвижна. Ночью, хотя она и находилась на малых глубинах, была также очень подвижна и разрежена. Пер вые попытки иметь хотя бы небольшие уловы кончились неудачей. Учитывая, что сельдь в ок тябре. более подвижна, было решено сделать трал несколь ко меньших размеров и рабо тать на больших скоростях. Пол руководством сотрудника ПИНРО Ф. М. Мазаева масте ра по добыче во главе с тов. Ф. Я. Маклаковым переделали один из полученных тралов. Известно, что основным фак тором успешного лова сельди разноглубинным тралом явля ется точное ведение трала на заданной глубине. В настоя щее время еще не имеется За досрочное выполнение годового плана 11 февраля состоялось со брание актива моряков и уп равления тралового флота, на котором был обсужден доклад начальника управления флота тов. Маевского «Об итогах ра боты флота за 1957 год и зада чах на 1958 год». Участники собрания приняли социалистические обязательст ва на 1958 год. Государствен ный план решено выполнить досрочно, а до конца года вы ловить дополнительно 130 ты сяч центнеров рыбы. прибора, который бы непре рывно регистрировал глубину хода трала. Поэтому прежде, чем начать промысел, трал та рируют с прибором, который в зависимости от длины ваеров и скорости траления регистри рует глубину хода трала. По этим данным составляется та блица, которой пользуются впоследствии. Раньше трал та рировали лишь до глубины 150 метров. По предложению тов. Мазаева было решено переде лать один из имеющихся при боров, чтобы тарировать до 300 метров. Трал, спущенный cia- ким прибором, давал возмож ность нам определять, шел он по рыбе или нет. С помощью приборов, прикрепленных к доскам и тралу, было установ лено, что траловые доски и трал располагаются в толще воды правильно. В октябре был опрободан и трал кон струкции А. Я. Маклакова. Но все эти мероприятия и ряд последующих мер не дали положительных результатов. За октябрь 1957 года было сделано 112 тралений, а пой мано всего лишь 18 тонн сельди. Неудача поколебала многих. Делались предположения, что успех, достигнутый ранее, слу чаен. Но основная часть эки пажа не теряла надежды, и их вера победила. В начале но ября начали появляться, хотя еще и не систематически, уже промысловые уловы (до 10 тонн в сутки). Неудачи в октябре многому научили. Они еще раз пока зали, что этот год промысла трудный и требует хорошей подготовки и большой выдерж ки. Штурманский состав и акустики научились хорошо разбираться в промысловой об становке и точно выводить судно на найденные косяки. 2 декабря экипаж выполнил годовой план и свои социали стические обязательства, выло вив с начала рейса 540 тонн сельди. А к концу плавания вылов рыбы был доведен до 803 тонн. Надо сказать, что в 1957 году промысловая обстановка сложилась иначе, чем в 1956 году. Рыба держалась все вре мя в северо-западных квадра тах (южная часть Восточно- Исландского течения). В юж ных квадратах сельдь также была, но неоднократные по пытки ловить ее положитель ных результатов не дали. Сельдь была там очень под вижна. Учитывая, что в 1957 году сырьевая база была значительно слабее, кол лектив нашего корабля увели чил количество тралений (до 19 в сутки). Это дало возмож ность увеличить уловы. Подъ емы сельди до 30— 35 тонн были очень часты. С середины ноября на про мысле сельди вместе с нашим траулером находилась еще группа рефрижераторных ко раблей. Следует отметить, что промысел сельди разноглубин ным тралом экипажами судов типа «Пушкин» был освоен сравнительно быстро, несмотря на большие недостатки в кон струкциях орудий лова. Боль шую помощь оказали работни ки ПИНРО и эксперименталь ной базы тралового флота тт. Мазаев. Зайцев, Саврасов, Поляков, Стгровойтов и дру гие. Опыт работы моряков реф рижераторных кораблей разно глубинным тралом показал, что хотя промысел в основном освоен, но неясностей еще очень много. Недостаточно из вестно поведение сельди, при чины ее вертикальных мигра ций, подвижность ее в зависи мости от температуры и соле ности воды, света. Не отобраны лучшие конструкции разно глубинных тралов в соответ ствии с мощностью машин, не определены нужные скорости траления и раскрытие трала при этих скоростях. Расширение разноглубинно го тралового лова атлантиче ской сельди в будущем требу ет увеличения на этом промыс ле кораблей. Лучшее освоение разноглубинного тралового ло ва б'^ет способствовать увели чению вылова рыбы, выполне нию исторических решений XX съезда ЕПСС. В. ЗАКУРДАЕВ. Капитан - дирек тор рефрнжераторн о г о траулера «Северное сияние». ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ Промысловая разведка доя- техники и судовождения, ных рыб в Баренцевом море 3. Организация облова обнару- сушествует более 20 лет. По женных косяков. 4. Обследо- мере роста флота и плана до- вание неизученных или мало- бычи рыбы существенно вы- используемых районов. 5. Вс- росли роль и задачи промысло- дение рабочего планшета, вой разведки. На флот пришло 6. Минимум научно-промысло много молодых специалистов, ш х исследований на поиско работающих как на промысло- вых судах, вых, так и на поисковых ко- При обсуждении нового ко раблях. Молодые капитаны и собия сотрудники ПИНРО и судоводители не имеют еще промысловой разведки сдела- достаточного опыта и практи- ли ряд критических замечаний ки. В связи с этим давно на- и дополнений. Однако все вы зрела необходимость пособия ступившие отметили ценность для поисковиков, где в самой наставления, краткой Форме были бы пзло- К сожалению, в обсуждении жены основные принципы ор- пособия пе приняли * участие ганизации поиска рыбы. капитаны и судоводители про- Обсуждепием такого посо- мысловых и поисковых судов, бия и занимался недавно уче- Если бы они были привлечены ный совет ПИНРО. Авторы по- к этому делу, авторы получили собия «Наставление по поиску бы много ценных советов, донных рыб в Баренцевом мо- Жаль также, что наставление ре» В. И. Травин и Г. С. По- подготовлено только сейчас, пов написали большую работу, хотя потребность в нем ощу- содержащую общие сведения о щается давно, траловом промысле в Баренце- Ученый совет одобрил «На- вом море и краткие сведения стаь^ение по поиску . донных о биология основных промыс- рыб в Баренцевом море» и по ловых рыб, об условиях их до- становил просить редакцию бычи и организации поиска. ж^н^ла «Рыбное хозяйство» Наибольшее внимание в по- издать его тиражом в 1.500 собии уделено организации по- экземпляров, иска рыбы. Здесь выделены Б - ТАМБОВЦЕВ, шесть отдельных подразделов: Старший научный со- 1. Поиск рыбы в районах, трудник ПИНРО, освоенных промыслом. 2. Не- кандидат бнологнче- которые вопросы поисковой с к я х наук. Рейсовое задание перевыполнено Шесть траулеров **х V V W V к V V W ’ V W V средних рыболовных обязанностей каждым членом Мурманского хозрас- команды. Старший механик судна четного отряда судов гослова вгр- Ф. И. Абакумов хорошо организм* нулись из длительного рейса в Се- вал работу машинной команды, верную Атлантику. которая обеспечила бесперебойную т»__ работу всех механизмов в тече- Лучших результатов достиг \и иие всего рейса, эшпаж траулера М* 687, где ка- v пит?лом коммунист В. Ф. Романов. Перевыполняли рейсовое заза- За 107 суток поймано 1.113 цент- ни« также экипажи траулеров нерехв сельди сверх задания. 95,7 1043 и 684, выловивши» процента всей выловленной рыбы свыше 800 центнеров сельди сдано первым сортом. сверх клана. Успех не пришел сам собой. С Хорошо поработали моржи в положительной стороны зарско- январе. Готовя достойные подар- мендовал себя старший мастер ло- ки ко дню выборов в Верховный ва А. А. Еорягин. Он своевремен- „Совет СССР, все пять кораблей, но обеспечивал подготовку дриф- находящиеся на промысле, пере- терных порядков, строго следил вьтолнили месячные планы и за состоянием промвооружения, выловили дополнительно 750 добивался четкого исполнения центнеров рыбы. V V V V V V \ V \ V V \ V \ Л \ \ V \ « V V V V ^ Л Л Л Л \ X V \ V V V V v . V V V Ч Л Л Ч Х Л ’ Корабли— на промысел! Несмотря на то, что на промысле ощущается нехватка судов, в порту каждый день по различным причинам проис ходят задержки кораблей с отходом в море. Траулер «Прут», например, простоял в порту более чем на сутки больше поло женного времени. 19 часов из них ставится в вину работни кам завода междурейсового ремонта траулеров, которые во главе с прорабом тов. Анучиным не закончили работы в срок и даже кое-что переделывали. Однако необходимо отметить, что в эти часы входит и много времени, потерянного на не нужные споры и необоснованные претензии, которые предъ явил к судоремонтникам старший механик траулера «Пруг» тов. Кононов. После того, как заказ был выполнен, он требо вал, чтобы судоремонтники еще расточили цилиндр, устрани ли выработку, хотя погрешностей там было 0,18 (допускаемая норма 0,35). В конце концов тов. Кононов согласился и при* знал, что двигатель и так может работать вполне нормально. Но ^спрашивается, зачем в такое время, когда судоремонт ный завод сильно загружен, требовать сделать то, без чего можно обойтись. Разве это государственный подход к делу? Траулер «Прут» стоял в порту и еще пять с половиной часов, ожидая когда явятся к отходу матросы тт. Абрамян, Тюкин, кочегар тов. Феофанов. Думается, что капитану судна тов. Протопопову надо сделать надлежащие выводы и нала дить дисциплину на корабле. Также, как и это судно, более суток простоял в порту и траулер «Перекоп». Здесь, казалось бы, все работы были сде ланы в срок по графику. Судоремонтники, возглавляемые прорабом тов. Наумовым, во время междурейсовой стоянка провели чистку котла, отремонтировали шлюпбалки, рыбомуч ную установку, переделали воздушные каналы котла по принципу, как это на судах типа «Рига». 7 февраля к 10 ча сам утра, то есть в день отхода, на заводе выполнили заказ по изготовлению деталей, которые доставляют, устанавливают и испытывают члены судовой кЬманды. Однако траулер про стоял в порту лишних 32 часа, и они ушли вот на что. Когда моряки во главе со старшим механиком судна тов. Козиным я групповым механиком тов. Белоруковым доставили детали на корабль и начали делать приважу поршня по цилиндру, об наружилась крупная неисправность. Поршень лег на кормо вую стенку цилиндра без зазора. Стали проверять по всем узлам и оказалось, что на заводе при обработке нового штока отверстия крепления ползуна и крестовины штока были сне сены на нос почти на 2 мм. В результате весь день 8 февра ля члены судовой команды устраняли недостатки за счет под гонки всех деталей движения. На траулер «Зеленодольск» детали по доставке личным составом были изготовлены без брака Но тем не менее ко рабль задержался с отходом на несколько часов. Причиной этого является то, что детали на заводе сделали в день отхо да корабля. Естественно, что за 3— 4 часа команда судна бы ла не в состоянии доставить на траулер крупные детали, со брать, опробовать их. Получилось так, что вроде и винить некого. Судоремонтники заказ выполнили, уложились в свой грзфик, а корабль задержался. Для того, чтобы не было по добных случаев, работникам завода и тралового флота надо согласовать график ремонта и отхода кораблей, изготовлять и доставлять крупные детали не за два— три часа до выхода судна в рейс, а минимум за 10— 12 часов раньше. Надо сказать, что в последнее время задержка судов в порту из-за несвоевременного изготовления деталей на ко рабль приняла систематический характер. На заводе почему- то эту часть заказа считают второстепенной и делают в пос леднюю очередь. Так, моряки траулера «Внлково» еще 16 января доставили на завод для обработки два мотылевых под шипника и движение цилиндра низкого давления второго блока гласной машины. Времени прошло много, но дело не сдвинулось. Так и стоит корабль в порту, вместо того, чтобы быть па промысле. В. ВАРЯГИН . РЫ БНЫЙ м у р м а н 13 февраля 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz