Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

Лучше освоить разноглубинный траловый лов Советский сельдяной промы­ сел в открытых морях север­ ной части Атлантического океана существует ухе около 10 лет. В результате прове­ денных научно-исследователь­ ских работ, обобщения и ана­ лиза работы промысла всего флота выяснены основные моменты биологии сельди, со­ стояние кормовой базы, усло­ вия откорма ее. На основе этих данных было сделано заключе­ ние о возможности разноглу­ бинного тралового лова атлан­ тической сельди в осенне- зимний период. Сейчас уже совершенно оче­ видно, что этот вид лова, ко­ торый осваивается второй год, является большим резервом увеличения добычи сельди. Богатые уловы при незначи­ тельных затратах на промыс­ ловое вооружение создают это­ му виду промысла хорошую перспективу. В 1956 году эксперимен­ тальные работы, а затем про­ мысловый лов вели в нояб­ ре— декабре траулер «Север­ ное сияние» и в январе 1957 года траулер «Витебск». Были достигнуты первые успехи в разноглубинном тралении. В 1957 году траулер «Се­ верное сияние» вышел на про­ мысел в конце сентябоя, имея задание выловить 500 тонн сельди. Предстояло выяснить неизвестную для разноглубин­ ного траления сырьевую базу в октябре, а также возмож­ ность ее облова. Объектом тра­ лового разноглубинного лова, как известно, являются осен­ не-зимние преднерестовые кон­ центрации сельди. В этот пе­ риод она почти не питается и движение ее замедленно. В светлое время сельдь концент­ рируется в плотные косяки и опускается на глубину до 400— 450 метров, недоступ­ ную для дрифтерного лова. Эти плотные концентрации и представляют наибольший ин­ терес для лова разноглубин­ ным тралом. Первые же дни промысла показали, что поведение сель­ ди в октябре иное, чем было раньше. Днем сельдь опуска­ лась на большие глубины до 350— 450 метров и была очень подвижна. Ночью, хотя она и находилась на малых глубинах, была также очень подвижна и разрежена. Пер­ вые попытки иметь хотя бы небольшие уловы кончились неудачей. Учитывая, что сельдь в ок­ тябре. более подвижна, было решено сделать трал несколь­ ко меньших размеров и рабо­ тать на больших скоростях. Пол руководством сотрудника ПИНРО Ф. М. Мазаева масте­ ра по добыче во главе с тов. Ф. Я. Маклаковым переделали один из полученных тралов. Известно, что основным фак­ тором успешного лова сельди разноглубинным тралом явля­ ется точное ведение трала на заданной глубине. В настоя­ щее время еще не имеется За досрочное выполнение годового плана 11 февраля состоялось со­ брание актива моряков и уп­ равления тралового флота, на котором был обсужден доклад начальника управления флота тов. Маевского «Об итогах ра­ боты флота за 1957 год и зада­ чах на 1958 год». Участники собрания приняли социалистические обязательст­ ва на 1958 год. Государствен­ ный план решено выполнить досрочно, а до конца года вы­ ловить дополнительно 130 ты­ сяч центнеров рыбы. прибора, который бы непре­ рывно регистрировал глубину хода трала. Поэтому прежде, чем начать промысел, трал та­ рируют с прибором, который в зависимости от длины ваеров и скорости траления регистри­ рует глубину хода трала. По этим данным составляется та­ блица, которой пользуются впоследствии. Раньше трал та­ рировали лишь до глубины 150 метров. По предложению тов. Мазаева было решено переде­ лать один из имеющихся при­ боров, чтобы тарировать до 300 метров. Трал, спущенный cia- ким прибором, давал возмож­ ность нам определять, шел он по рыбе или нет. С помощью приборов, прикрепленных к доскам и тралу, было установ­ лено, что траловые доски и трал располагаются в толще воды правильно. В октябре был опрободан и трал кон­ струкции А. Я. Маклакова. Но все эти мероприятия и ряд последующих мер не дали положительных результатов. За октябрь 1957 года было сделано 112 тралений, а пой­ мано всего лишь 18 тонн сельди. Неудача поколебала многих. Делались предположения, что успех, достигнутый ранее, слу­ чаен. Но основная часть эки­ пажа не теряла надежды, и их вера победила. В начале но­ ября начали появляться, хотя еще и не систематически, уже промысловые уловы (до 10 тонн в сутки). Неудачи в октябре многому научили. Они еще раз пока­ зали, что этот год промысла трудный и требует хорошей подготовки и большой выдерж­ ки. Штурманский состав и акустики научились хорошо разбираться в промысловой об­ становке и точно выводить судно на найденные косяки. 2 декабря экипаж выполнил годовой план и свои социали­ стические обязательства, выло­ вив с начала рейса 540 тонн сельди. А к концу плавания вылов рыбы был доведен до 803 тонн. Надо сказать, что в 1957 году промысловая обстановка сложилась иначе, чем в 1956 году. Рыба держалась все вре­ мя в северо-западных квадра­ тах (южная часть Восточно- Исландского течения). В юж­ ных квадратах сельдь также была, но неоднократные по­ пытки ловить ее положитель­ ных результатов не дали. Сельдь была там очень под­ вижна. Учитывая, что в 1957 году сырьевая база была значительно слабее, кол­ лектив нашего корабля увели­ чил количество тралений (до 19 в сутки). Это дало возмож­ ность увеличить уловы. Подъ­ емы сельди до 30— 35 тонн были очень часты. С середины ноября на про­ мысле сельди вместе с нашим траулером находилась еще группа рефрижераторных ко­ раблей. Следует отметить, что промысел сельди разноглубин­ ным тралом экипажами судов типа «Пушкин» был освоен сравнительно быстро, несмотря на большие недостатки в кон­ струкциях орудий лова. Боль­ шую помощь оказали работни­ ки ПИНРО и эксперименталь­ ной базы тралового флота тт. Мазаев. Зайцев, Саврасов, Поляков, Стгровойтов и дру­ гие. Опыт работы моряков реф­ рижераторных кораблей разно­ глубинным тралом показал, что хотя промысел в основном освоен, но неясностей еще очень много. Недостаточно из­ вестно поведение сельди, при­ чины ее вертикальных мигра­ ций, подвижность ее в зависи­ мости от температуры и соле­ ности воды, света. Не отобраны лучшие конструкции разно­ глубинных тралов в соответ­ ствии с мощностью машин, не определены нужные скорости траления и раскрытие трала при этих скоростях. Расширение разноглубинно­ го тралового лова атлантиче­ ской сельди в будущем требу­ ет увеличения на этом промыс­ ле кораблей. Лучшее освоение разноглубинного тралового ло­ ва б'^ет способствовать увели­ чению вылова рыбы, выполне­ нию исторических решений XX съезда ЕПСС. В. ЗАКУРДАЕВ. Капитан - дирек тор рефрнжераторн о г о траулера «Северное сияние». ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ Промысловая разведка доя- техники и судовождения, ных рыб в Баренцевом море 3. Организация облова обнару- сушествует более 20 лет. По женных косяков. 4. Обследо- мере роста флота и плана до- вание неизученных или мало- бычи рыбы существенно вы- используемых районов. 5. Вс- росли роль и задачи промысло- дение рабочего планшета, вой разведки. На флот пришло 6. Минимум научно-промысло­ много молодых специалистов, ш х исследований на поиско­ работающих как на промысло- вых судах, вых, так и на поисковых ко- При обсуждении нового ко­ раблях. Молодые капитаны и собия сотрудники ПИНРО и судоводители не имеют еще промысловой разведки сдела- достаточного опыта и практи- ли ряд критических замечаний ки. В связи с этим давно на- и дополнений. Однако все вы­ зрела необходимость пособия ступившие отметили ценность для поисковиков, где в самой наставления, краткой Форме были бы пзло- К сожалению, в обсуждении жены основные принципы ор- пособия пе приняли * участие ганизации поиска рыбы. капитаны и судоводители про- Обсуждепием такого посо- мысловых и поисковых судов, бия и занимался недавно уче- Если бы они были привлечены ный совет ПИНРО. Авторы по- к этому делу, авторы получили собия «Наставление по поиску бы много ценных советов, донных рыб в Баренцевом мо- Жаль также, что наставление ре» В. И. Травин и Г. С. По- подготовлено только сейчас, пов написали большую работу, хотя потребность в нем ощу- содержащую общие сведения о щается давно, траловом промысле в Баренце- Ученый совет одобрил «На- вом море и краткие сведения стаь^ение по поиску . донных о биология основных промыс- рыб в Баренцевом море» и по­ ловых рыб, об условиях их до- становил просить редакцию бычи и организации поиска. ж^н^ла «Рыбное хозяйство» Наибольшее внимание в по- издать его тиражом в 1.500 собии уделено организации по- экземпляров, иска рыбы. Здесь выделены Б - ТАМБОВЦЕВ, шесть отдельных подразделов: Старший научный со- 1. Поиск рыбы в районах, трудник ПИНРО, освоенных промыслом. 2. Не- кандидат бнологнче- которые вопросы поисковой с к я х наук. Рейсовое задание перевыполнено Шесть траулеров **х V V W V к V V W ’ V W V средних рыболовных обязанностей каждым членом Мурманского хозрас- команды. Старший механик судна четного отряда судов гослова вгр- Ф. И. Абакумов хорошо организм* нулись из длительного рейса в Се- вал работу машинной команды, верную Атлантику. которая обеспечила бесперебойную т»__ работу всех механизмов в тече- Лучших результатов достиг \и иие всего рейса, эшпаж траулера М* 687, где ка- v пит?лом коммунист В. Ф. Романов. Перевыполняли рейсовое заза- За 107 суток поймано 1.113 цент- ни« также экипажи траулеров нерехв сельди сверх задания. 95,7 1043 и 684, выловивши» процента всей выловленной рыбы свыше 800 центнеров сельди сдано первым сортом. сверх клана. Успех не пришел сам собой. С Хорошо поработали моржи в положительной стороны зарско- январе. Готовя достойные подар- мендовал себя старший мастер ло- ки ко дню выборов в Верховный ва А. А. Еорягин. Он своевремен- „Совет СССР, все пять кораблей, но обеспечивал подготовку дриф- находящиеся на промысле, пере- терных порядков, строго следил вьтолнили месячные планы и за состоянием промвооружения, выловили дополнительно 750 добивался четкого исполнения центнеров рыбы. V V V V V V \ V \ V V \ V \ Л \ \ V \ « V V V V ^ Л Л Л Л \ X V \ V V V V v . V V V Ч Л Л Ч Х Л ’ Корабли— на промысел! Несмотря на то, что на промысле ощущается нехватка судов, в порту каждый день по различным причинам проис­ ходят задержки кораблей с отходом в море. Траулер «Прут», например, простоял в порту более чем на сутки больше поло­ женного времени. 19 часов из них ставится в вину работни­ кам завода междурейсового ремонта траулеров, которые во главе с прорабом тов. Анучиным не закончили работы в срок и даже кое-что переделывали. Однако необходимо отметить, что в эти часы входит и много времени, потерянного на не­ нужные споры и необоснованные претензии, которые предъ­ явил к судоремонтникам старший механик траулера «Пруг» тов. Кононов. После того, как заказ был выполнен, он требо­ вал, чтобы судоремонтники еще расточили цилиндр, устрани­ ли выработку, хотя погрешностей там было 0,18 (допускаемая норма 0,35). В конце концов тов. Кононов согласился и при* знал, что двигатель и так может работать вполне нормально. Но ^спрашивается, зачем в такое время, когда судоремонт­ ный завод сильно загружен, требовать сделать то, без чего можно обойтись. Разве это государственный подход к делу? Траулер «Прут» стоял в порту и еще пять с половиной часов, ожидая когда явятся к отходу матросы тт. Абрамян, Тюкин, кочегар тов. Феофанов. Думается, что капитану судна тов. Протопопову надо сделать надлежащие выводы и нала­ дить дисциплину на корабле. Также, как и это судно, более суток простоял в порту и траулер «Перекоп». Здесь, казалось бы, все работы были сде­ ланы в срок по графику. Судоремонтники, возглавляемые прорабом тов. Наумовым, во время междурейсовой стоянка провели чистку котла, отремонтировали шлюпбалки, рыбомуч­ ную установку, переделали воздушные каналы котла по принципу, как это на судах типа «Рига». 7 февраля к 10 ча­ сам утра, то есть в день отхода, на заводе выполнили заказ по изготовлению деталей, которые доставляют, устанавливают и испытывают члены судовой кЬманды. Однако траулер про­ стоял в порту лишних 32 часа, и они ушли вот на что. Когда моряки во главе со старшим механиком судна тов. Козиным я групповым механиком тов. Белоруковым доставили детали на корабль и начали делать приважу поршня по цилиндру, об­ наружилась крупная неисправность. Поршень лег на кормо­ вую стенку цилиндра без зазора. Стали проверять по всем узлам и оказалось, что на заводе при обработке нового штока отверстия крепления ползуна и крестовины штока были сне­ сены на нос почти на 2 мм. В результате весь день 8 февра­ ля члены судовой команды устраняли недостатки за счет под­ гонки всех деталей движения. На траулер «Зеленодольск» детали по доставке личным составом были изготовлены без брака Но тем не менее ко­ рабль задержался с отходом на несколько часов. Причиной этого является то, что детали на заводе сделали в день отхо­ да корабля. Естественно, что за 3— 4 часа команда судна бы­ ла не в состоянии доставить на траулер крупные детали, со­ брать, опробовать их. Получилось так, что вроде и винить некого. Судоремонтники заказ выполнили, уложились в свой грзфик, а корабль задержался. Для того, чтобы не было по­ добных случаев, работникам завода и тралового флота надо согласовать график ремонта и отхода кораблей, изготовлять и доставлять крупные детали не за два— три часа до выхода судна в рейс, а минимум за 10— 12 часов раньше. Надо сказать, что в последнее время задержка судов в порту из-за несвоевременного изготовления деталей на ко­ рабль приняла систематический характер. На заводе почему- то эту часть заказа считают второстепенной и делают в пос­ леднюю очередь. Так, моряки траулера «Внлково» еще 16 января доставили на завод для обработки два мотылевых под­ шипника и движение цилиндра низкого давления второго блока гласной машины. Времени прошло много, но дело не сдвинулось. Так и стоит корабль в порту, вместо того, чтобы быть па промысле. В. ВАРЯГИН . РЫ БНЫЙ м у р м а н 13 февраля 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz