Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.
В с е р е з е р в ы п о д о б ы ч е р ы б ы — в д е й с т в и е ! Хороше е новше с т во В связи с тем, что в ближайшее время суда тралового флота будут снабжаться гидродинамическими иухтылями, я хочу поделиться имеющимся у меня опытом ра боты с ними. Первый успех Траулер «Минск» в прошлом году был одним из отстающих на флоте. С большой неохотой с на правлениями отдела кадров шли на него моряки. Часто можно бы-, ло слышать такие разговоры меж ду матросами: «Попал на ЭД 121, не знаю как бы списаться. Не корабль — а гроб. В мо>ре зря мутит воду, в аорту простаивает месяцами». И действительно, на траулере «Минск» было много неполадок, которые тормозили работу, ме шали выполнять репсовые зада ния. В большом долгу перед го сударством остался коллектив «Минска» в прошлом году. Отправляясь в первое плавание в новом, 1958 году, экипаж ко рабля, на общем собрании при обсуждении обращения горняков Оленегорска я моряков «Мурман- сельди», вскрыл существенные недостатки в своей работе и на метил пути для (их устранения, выявил еще неиспользованные ре зервы для повышения уловов ры бы. Подсчитав свои возможности, команда судна единодушно ре шила досрочно завершить' план 1958 года по всем показателям, ко дню выборов в Верховный Со вет СССР — 16 марта — вы полнить программу первого квар тала. Вначале промысел проходил на Демидовской и Мурманской банках. Однако основной груз был взят в Центральном районе мо ря, где поисковый траулер «По- ти» обнаружил значительное скопление рыбы. Работать временлми приходи лось при 6— 7-балльном ветре. Но судоводители под руководством капитана Н. Л. Карповича выби рали такие курсы при ходе с тралом и ставили так корабль при спуске и подъеме орудий ло ва, что на палубу почти не захо дили волны и не мешали палуб ной команде убирать улов. Регу лярно производились по радиомая кам определения места нахожде ния корабля, часто измерялись эхолотом глубины. Как капитан, так и его помощники тщательно анализировали промысловые свод ки, пеленговали траулеры, кото рые брали наилучшие уловы, при сматривалась к их работе. Большое внимание на корабле было уделено правильному воору жению орудий лова. Промышляли тралами двух конструкций — 25-метровым и 31,2-метровым. В Центральном районе, где хорошие грунтовые условия, нижнюю под бору трала утяжелили с таким расчетом, чтобы она шла плотнее к морскому дну в не оставалась в пролове. Боролась команда и за увеличение режима траления. Орудия лова находились в воде по 18— 19 часов в сутки. Претворяя в жизнь свои пред выборные обязательства, напря женно трудится весь коллектив траулера. Особенно отличались матросы тт. Коваль, Тягушев, Корсеев, Уткин, старший мастер по обработке рыбы тов. Филип пов и другие. Моряки «Минска» доставили в порт около 90 тонн рыбы, почти вдвое превысив рейсовое задание. Более чем в полтора раза пе ревыполнили план по выработке консервов и рыбной муки кон сервный мастер тов. Терентьев и машинист рыбомучной установки тов. Лутгковский. Б. ЧЕРВО В . Испытания по казывают, что один гидродина мический кухтыль при нормальных скоростях обладает подъемной си лой в 5— б килограммов, то есть заменяет 2,5— 3 простых кухты- ля. Исходя из этого, можно вме сто 60 обычных кухтылей поста вить на трал 15— 20 кухтылей гидроданам>ических и иметь то же вертикальное раскрытие тра ла. Но работы, проведенные мур манской экспериментальной ба зой, показали, что такое снабже ние трала кухтылями неудобно, так как при вываливании за борт трала, когда верхнюю подбору его держит только статистиче ская подъемная сила кухтылей, хатлайн плохо всплывает. Это может привести к неправильному .раскрытию трала. Пока не испытаны другие со отношения оснащения трала гид родинамическими кухтылями, вы годным считается вязать по крыльям так же, как и вязали до оих пор, по центру ставить 10— 15 гидродинамических кух тылей. бы против всех кухтылей. Безу словно, такой способ крепления кухтылей не годится. После этого по рекомендации мурманской экспериментальной базы, мы* привязали кухтыли на отдельные поводцы так, как показано на рисунке 2. В ка честве поводцов был использован стальной трос, покрытый травя ной оболочкой (предназначенный для гайтана). После долгих иска ний мы пришли к выводу, что лучше всего оправдывает себя длина поводца в 15 сантиметров. В этом случае кухтыль не задева ет сетей трала и свободно ведет себя в воде. Узел для привязки поводца к хатлайну, показанный Рис. 2 Рис I На рис. ^ 1 приведены кри вые вертикального раскрытия трала. Кривая I — при оснастке трала сорока обычными кухты лями по крыльям и пятнадцатью гидродинамическими кухтылями по центру. Кривая 2 — двадцать два гидродинамических кухтыля, равномерно распределенных по всей подборе, кривая 3 — обыч ная оснастка трала 60 металли ческими кухтылями. Из чертежа видно, что при за мене по центру 20 обычных кух тылей на 15 гидродинамических, трал будет иметь вертикальное раскрытие при скорости 3,5 узла, вместо 2,1 метра — 3,5 метра. Это улучшит уловистость трала. Летом 1957 года нам на трау лер «Украина» были выданы 20 гидродинамических кухтылей. Не зная, как лучше их привязать, мы нанизали их на буйлинь по 10 штук ц привязали по верхним гужам к тралам обоих бортов. Ес ли гидродинамический кухтыль привязать к хатлайну туго, то он не даст желаемого результата, по тому, что не сможет стать в нуж ное ему положение относительно потока воды. Принимая это во внимание, мы дали каждому кух- тылю слабую того троса, на ко тором нанизаны кухтыли. Вслед ствие этого, каждый кухтыль удалился от хатлайна примерно на 10— 12 сантиметров. Прора ботав по 15 часов каждым тра лом, мы обнаружили против 6 кухтылей в сетях трала дырки, а около остальных четырнадцати кухтылей — подтирание сетей. Вполне очевидно, что через 5— 10 часов траления дырки были на чертеже, очень прост и надеж но держит кухтыль. Здесь оба конца поводца пробиваются че рез цевтр троса. По выходу из троса кругом его делается удав ка, причем, свободные концы при жимаются обеими петлями к хат лайну. В результате, при натя жении кухтыля узел самозатяги- вается. За 35 промысловых суток из 20 кухтылей мы утеряли 7 штук по тем причинам, что кухтыли на поводцах при подъеме трала цеп ляются за груитроп и забрасыва ются волной в полупергики, где их необходимо обрубать, или они обрываются. Поэтому кухтыли нужно стараться вязать дальше от квартропных гужиков, чтобы они при подъемах трала не за пали за грунтроп. Б. Л ЕБЕД ЕВ . Капитан траулера «Ук раина». Что привело кнедолову Вначале у моряков траулера «Симферополь», промышлявших на Мурманской банке, уловы были неплохие. О.щакА потом они резко упали. В результате за рейс, длившийся месяц, было вылов лено не 58 тонн, как стояло в рейсовом задании, а 48,4. Могли ли моряки выполнить задание, добыть больше рыбы? Па корабле все говорят — да, могли, если бы... Мастер по добыче тов. Степан ков и его помощники однофамильцы тт. Новиковы более серьезно отнеслись к выполне-шю своих обязанностей. Отлично зная, что район Мурманской банки характерен тяжелыми грунтовыми усло виями, задевистыш местами, они не приняли мер к вооружению тралов с учетом грунта. Вместо того, чтобы облегчить нижнюю подбору и добавить плавучесть к верхней с тем, чтобы трал пере скакивал препятствия и легко шел ко дну, здесь было сделано скорее наоборот. На трале конструкции Т. Маклакоиа. например, к верхней подборе вместо 90 металлических кухтылей было подвяза но всего 51— 9 по центру и по 21 по крыльям. На низшей же под боре груз был распределен неравномерно, «на глазок». Чугунные чушки между бобшцами были то 15-килограммовыми, то 8, то 5. Причем соотношения между количеством и весом не было. Такое (Вооружение трала было совершенно недопустимо, тем более что кухтыли имелись на корабле в достатоадом количестве, а схема оборудования трала была. Что касается другого рабочего трала — 31,2-метрового, то там неполадок в вооружении было еще больше. После сильного задева матросы под руководством тов. Степанкова поставили яовый 31,2- метровый трал. Несмотря на то, что и раньше этим тралом подни мали небольшие уловы, на судне не -стали подробно разовраться, не перебили бобинцы. На нижней подборе распределение груза оста вили прежним, т. е. яа одном крыльевом груитропе примерно 45 ки лограммов, а на другом 100. Кроме того, посадку трала сделали неправильно, стянули. Местами к посадочному тросу была привя зана ячея и в результате по хатлайну получалась то слабина, то слишком натянуто. Оборудуя трал, моряки не сделали промеров Голые концы к добавочным лапкам быля длиной 3,5 метра (носо вой) и 3,6 метра (кермовой) вместо 3,25 метра по норме, а кабеля один другого длинней на 10 метров. Все это привело к меяыпему горизонтальному раскрытия» трала — перекосу. Трал тел одним воеовым крылом, а другим, как говорится, греб. Неудивительно, что вместо рыбы в трал попа дало больше камней. Проработав таким тралом два дня, на судне спохватились, но было уже поздно. Перекос, изменение формы ячеи так и остались. На подъемы уловов повлияла еще одна грубая ошибка. Квартропы были поставлены слишком короткими — длиной пс 26 метров, а 24. Такие квартропы зажимали трал, уменьшали его вертикальное раскрытие. Все это — неправильная загрузка и оборудование пюаней и верхяей подбор, стянутая посадка, неоди наковые длины лапки и кабеля, укороченные квартропы привели к недолову. Спрашивается, знали ли обо все* этом ранее капитан корабля тов. Нелепое и его первый помощник тов. Новиков? Да, знали. Од нажды судоводители на свой страх и риск провели тралированне буквально рядом с ведущими промысел траулерами «Артек» н «С. Орджоникидзе». Ичто же, на тех кораблях подъемы были по 1,5—2 тонны трески, а у моряков «Симферополя» камни и ерш. На судне стало всем понятно, что с тралом твори тся что-то неладное. 05 этом же говорили мастеру тов. Степанкову, а тот отвечал: «У меня все в порядке. Я и сам все знаю». Переубедить же его, под сказать, как нужно сделать, капитан корабля не сумел, так как тра ловое хозяйство тов. Нелепое не очеяь хорошо знает и полностью надеется на своих подчиненных. «Я целиком доверяю им», — го ворит капитан. •Так халатность одних и попустительство других членов экипа жа привело к тому, что траулер «Симферополь» не выполнил .рейсового задания. В. ВАРЯГИН . Недостатки устраняются В цехах и бригадах, па кораб лях и приемных базах Порт-Вла- димирского рыбозавода по почину передовых коллективов области и донецкого шахтера Николая Ма мая развернулось широкое социа листическое соревнование за вы полнение плана 1958 года и до стойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР. Экипаж рыболоввегв сейнера >£ 5255 (капитан тов. Степанен ко) выступил с призывом ко всем рыбакам колхозного флота обла сти включиться в соревнование за досрочное выполнение плана добычи рыбы и обязался план первого квартала выполнить к 16 марта, годовую программу 3.800 центнеров — завершить к 1 сен тября и до конца года дать до полнительно 1.700 центнеров ры бы. Команда корабля приняла также обязательство по экономии промвооруженпя, топлива, смазоч ных материалов, повышению сортности сдаваемой рыбы и сни жению себестоимости. Бригада комсомолки Галины Дягилевой, обсуждая почин Николая Мамая, взялась ежедневно выполнять нормы выработки на обработке рыбы на 150 процентов. Сейчас на рыбозаводе сложи лось тяжелое положение с под готовкой флота к работе в 1958 году. Моряки рыболовных судов проявили хорошую инициативу по ремонту судов своими силами непосредственно в порту. Созданы бригады из числа работников ме ханической мастерской и машин ных команд. Благодаря добросо вестному труду механиков тт. Га- маюлова, Давиденко, Кожина и многих других, отремонтированы двигатели и механизмы сейнеров ЭОД 5290, 5285, 5291, малых рыболовных траулеров «Вихрь», «Сокол», ремонтируется сейнер № 5284. Профсоюзная организация улуч шила гласность соревнования, стала больше вникать в жизнь в быт рабочих. На днях на рыбозаводе про ведена 24-чаеовая учеба ра бочих по повышению деловой квалификации. Вместе с тем, при обсуждении материалов декабрьского Пленума ЦК КПСС в работе профсоюзной организации вскрыты серьезные недостатки. Главным из них, как говорили промысловики и рабо чие, является то, что дирекция рыбозавода, заводской комитет (председатель тов. Шиловский) не сумели мобилизовать коллектив предприятия на выполнение пла на добычи и обработки рыбы я 1957 году. На предприятии не велось должной борьбы за более полное использование резервов производства, против бесхозяй ственности, имеются убытки на сумму более 25 миллионов руб- -лей. На заводе, особенно на промыс ловых судах, социалистическое соревнование было организовано формально, условия для сорев нующихся не создавались. В те чение июля, августа, сентября прошлого года обязательства ра бочими не принимались. Плохо было поставлено дело с обобще нием и распространением передо вого опыта работы. Не выполня ются мероприятия по улучшению техники безопасности. Теперь эти недостатки устраня ются. Партийная организация на основе постановления декабрь ского Пленума ЦК КПСС улучши ла свою работу, мобилизует весь коллектив на досрочное вы полнение плана добычи и обра ботки рыбы в 1958 году. П. КОРПУСОВ. Секретарь партбюро Порт-Вдадимврского ры бозавода. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz