Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

В с е р е з е р в ы п о д о б ы ч е р ы б ы — в д е й с т в и е ! Хороше е новше с т во В связи с тем, что в ближайшее время суда тралового флота будут снабжаться гидродинамическими иухтылями, я хочу поделиться имеющимся у меня опытом ра­ боты с ними. Первый успех Траулер «Минск» в прошлом году был одним из отстающих на флоте. С большой неохотой с на­ правлениями отдела кадров шли на него моряки. Часто можно бы-, ло слышать такие разговоры меж­ ду матросами: «Попал на ЭД 121, не знаю как бы списаться. Не корабль — а гроб. В мо>ре зря мутит воду, в аорту простаивает месяцами». И действительно, на траулере «Минск» было много неполадок, которые тормозили работу, ме­ шали выполнять репсовые зада­ ния. В большом долгу перед го­ сударством остался коллектив «Минска» в прошлом году. Отправляясь в первое плавание в новом, 1958 году, экипаж ко­ рабля, на общем собрании при обсуждении обращения горняков Оленегорска я моряков «Мурман- сельди», вскрыл существенные недостатки в своей работе и на­ метил пути для (их устранения, выявил еще неиспользованные ре­ зервы для повышения уловов ры­ бы. Подсчитав свои возможности, команда судна единодушно ре­ шила досрочно завершить' план 1958 года по всем показателям, ко дню выборов в Верховный Со­ вет СССР — 16 марта — вы­ полнить программу первого квар­ тала. Вначале промысел проходил на Демидовской и Мурманской банках. Однако основной груз был взят в Центральном районе мо­ ря, где поисковый траулер «По- ти» обнаружил значительное скопление рыбы. Работать временлми приходи­ лось при 6— 7-балльном ветре. Но судоводители под руководством капитана Н. Л. Карповича выби­ рали такие курсы при ходе с тралом и ставили так корабль при спуске и подъеме орудий ло­ ва, что на палубу почти не захо­ дили волны и не мешали палуб­ ной команде убирать улов. Регу­ лярно производились по радиомая­ кам определения места нахожде­ ния корабля, часто измерялись эхолотом глубины. Как капитан, так и его помощники тщательно анализировали промысловые свод­ ки, пеленговали траулеры, кото­ рые брали наилучшие уловы, при­ сматривалась к их работе. Большое внимание на корабле было уделено правильному воору­ жению орудий лова. Промышляли тралами двух конструкций — 25-метровым и 31,2-метровым. В Центральном районе, где хорошие грунтовые условия, нижнюю под­ бору трала утяжелили с таким расчетом, чтобы она шла плотнее к морскому дну в не оставалась в пролове. Боролась команда и за увеличение режима траления. Орудия лова находились в воде по 18— 19 часов в сутки. Претворяя в жизнь свои пред­ выборные обязательства, напря­ женно трудится весь коллектив траулера. Особенно отличались матросы тт. Коваль, Тягушев, Корсеев, Уткин, старший мастер по обработке рыбы тов. Филип­ пов и другие. Моряки «Минска» доставили в порт около 90 тонн рыбы, почти вдвое превысив рейсовое задание. Более чем в полтора раза пе­ ревыполнили план по выработке консервов и рыбной муки кон­ сервный мастер тов. Терентьев и машинист рыбомучной установки тов. Лутгковский. Б. ЧЕРВО В . Испытания по­ казывают, что один гидродина­ мический кухтыль при нормальных скоростях обладает подъемной си лой в 5— б килограммов, то есть заменяет 2,5— 3 простых кухты- ля. Исходя из этого, можно вме­ сто 60 обычных кухтылей поста­ вить на трал 15— 20 кухтылей гидроданам>ических и иметь то же вертикальное раскрытие тра­ ла. Но работы, проведенные мур­ манской экспериментальной ба­ зой, показали, что такое снабже­ ние трала кухтылями неудобно, так как при вываливании за борт трала, когда верхнюю подбору его держит только статистиче­ ская подъемная сила кухтылей, хатлайн плохо всплывает. Это может привести к неправильному .раскрытию трала. Пока не испытаны другие со­ отношения оснащения трала гид­ родинамическими кухтылями, вы­ годным считается вязать по крыльям так же, как и вязали до оих пор, по центру ставить 10— 15 гидродинамических кух­ тылей. бы против всех кухтылей. Безу­ словно, такой способ крепления кухтылей не годится. После этого по рекомендации мурманской экспериментальной базы, мы* привязали кухтыли на отдельные поводцы так, как показано на рисунке 2. В ка­ честве поводцов был использован стальной трос, покрытый травя­ ной оболочкой (предназначенный для гайтана). После долгих иска­ ний мы пришли к выводу, что лучше всего оправдывает себя длина поводца в 15 сантиметров. В этом случае кухтыль не задева­ ет сетей трала и свободно ведет себя в воде. Узел для привязки поводца к хатлайну, показанный Рис. 2 Рис I На рис. ^ 1 приведены кри­ вые вертикального раскрытия трала. Кривая I — при оснастке трала сорока обычными кухты­ лями по крыльям и пятнадцатью гидродинамическими кухтылями по центру. Кривая 2 — двадцать два гидродинамических кухтыля, равномерно распределенных по всей подборе, кривая 3 — обыч­ ная оснастка трала 60 металли­ ческими кухтылями. Из чертежа видно, что при за­ мене по центру 20 обычных кух­ тылей на 15 гидродинамических, трал будет иметь вертикальное раскрытие при скорости 3,5 узла, вместо 2,1 метра — 3,5 метра. Это улучшит уловистость трала. Летом 1957 года нам на трау­ лер «Украина» были выданы 20 гидродинамических кухтылей. Не зная, как лучше их привязать, мы нанизали их на буйлинь по 10 штук ц привязали по верхним гужам к тралам обоих бортов. Ес­ ли гидродинамический кухтыль привязать к хатлайну туго, то он не даст желаемого результата, по­ тому, что не сможет стать в нуж­ ное ему положение относительно потока воды. Принимая это во внимание, мы дали каждому кух- тылю слабую того троса, на ко­ тором нанизаны кухтыли. Вслед­ ствие этого, каждый кухтыль удалился от хатлайна примерно на 10— 12 сантиметров. Прора­ ботав по 15 часов каждым тра­ лом, мы обнаружили против 6 кухтылей в сетях трала дырки, а около остальных четырнадцати кухтылей — подтирание сетей. Вполне очевидно, что через 5— 10 часов траления дырки были на чертеже, очень прост и надеж­ но держит кухтыль. Здесь оба конца поводца пробиваются че­ рез цевтр троса. По выходу из троса кругом его делается удав­ ка, причем, свободные концы при­ жимаются обеими петлями к хат­ лайну. В результате, при натя­ жении кухтыля узел самозатяги- вается. За 35 промысловых суток из 20 кухтылей мы утеряли 7 штук по тем причинам, что кухтыли на поводцах при подъеме трала цеп­ ляются за груитроп и забрасыва­ ются волной в полупергики, где их необходимо обрубать, или они обрываются. Поэтому кухтыли нужно стараться вязать дальше от квартропных гужиков, чтобы они при подъемах трала не за­ пали за грунтроп. Б. Л ЕБЕД ЕВ . Капитан траулера «Ук­ раина». Что привело кнедолову Вначале у моряков траулера «Симферополь», промышлявших на Мурманской банке, уловы были неплохие. О.щакА потом они резко упали. В результате за рейс, длившийся месяц, было вылов­ лено не 58 тонн, как стояло в рейсовом задании, а 48,4. Могли ли моряки выполнить задание, добыть больше рыбы? Па корабле все говорят — да, могли, если бы... Мастер по добыче тов. Степан­ ков и его помощники однофамильцы тт. Новиковы более серьезно отнеслись к выполне-шю своих обязанностей. Отлично зная, что район Мурманской банки характерен тяжелыми грунтовыми усло­ виями, задевистыш местами, они не приняли мер к вооружению тралов с учетом грунта. Вместо того, чтобы облегчить нижнюю подбору и добавить плавучесть к верхней с тем, чтобы трал пере­ скакивал препятствия и легко шел ко дну, здесь было сделано скорее наоборот. На трале конструкции Т. Маклакоиа. например, к верхней подборе вместо 90 металлических кухтылей было подвяза­ но всего 51— 9 по центру и по 21 по крыльям. На низшей же под­ боре груз был распределен неравномерно, «на глазок». Чугунные чушки между бобшцами были то 15-килограммовыми, то 8, то 5. Причем соотношения между количеством и весом не было. Такое (Вооружение трала было совершенно недопустимо, тем более что кухтыли имелись на корабле в достатоадом количестве, а схема оборудования трала была. Что касается другого рабочего трала — 31,2-метрового, то там неполадок в вооружении было еще больше. После сильного задева матросы под руководством тов. Степанкова поставили яовый 31,2- метровый трал. Несмотря на то, что и раньше этим тралом подни­ мали небольшие уловы, на судне не -стали подробно разовраться, не перебили бобинцы. На нижней подборе распределение груза оста­ вили прежним, т. е. яа одном крыльевом груитропе примерно 45 ки­ лограммов, а на другом 100. Кроме того, посадку трала сделали неправильно, стянули. Местами к посадочному тросу была привя­ зана ячея и в результате по хатлайну получалась то слабина, то слишком натянуто. Оборудуя трал, моряки не сделали промеров Голые концы к добавочным лапкам быля длиной 3,5 метра (носо­ вой) и 3,6 метра (кермовой) вместо 3,25 метра по норме, а кабеля один другого длинней на 10 метров. Все это привело к меяыпему горизонтальному раскрытия» трала — перекосу. Трал тел одним воеовым крылом, а другим, как говорится, греб. Неудивительно, что вместо рыбы в трал попа­ дало больше камней. Проработав таким тралом два дня, на судне спохватились, но было уже поздно. Перекос, изменение формы ячеи так и остались. На подъемы уловов повлияла еще одна грубая ошибка. Квартропы были поставлены слишком короткими — длиной пс 26 метров, а 24. Такие квартропы зажимали трал, уменьшали его вертикальное раскрытие. Все это — неправильная загрузка и оборудование пюаней и верхяей подбор, стянутая посадка, неоди­ наковые длины лапки и кабеля, укороченные квартропы привели к недолову. Спрашивается, знали ли обо все* этом ранее капитан корабля тов. Нелепое и его первый помощник тов. Новиков? Да, знали. Од­ нажды судоводители на свой страх и риск провели тралированне буквально рядом с ведущими промысел траулерами «Артек» н «С. Орджоникидзе». Ичто же, на тех кораблях подъемы были по 1,5—2 тонны трески, а у моряков «Симферополя» камни и ерш. На судне стало всем понятно, что с тралом твори тся что-то неладное. 05 этом же говорили мастеру тов. Степанкову, а тот отвечал: «У меня все в порядке. Я и сам все знаю». Переубедить же его, под­ сказать, как нужно сделать, капитан корабля не сумел, так как тра­ ловое хозяйство тов. Нелепое не очеяь хорошо знает и полностью надеется на своих подчиненных. «Я целиком доверяю им», — го­ ворит капитан. •Так халатность одних и попустительство других членов экипа­ жа привело к тому, что траулер «Симферополь» не выполнил .рейсового задания. В. ВАРЯГИН . Недостатки устраняются В цехах и бригадах, па кораб­ лях и приемных базах Порт-Вла- димирского рыбозавода по почину передовых коллективов области и донецкого шахтера Николая Ма­ мая развернулось широкое социа­ листическое соревнование за вы­ полнение плана 1958 года и до­ стойную встречу дня выборов в Верховный Совет СССР. Экипаж рыболоввегв сейнера >£ 5255 (капитан тов. Степанен­ ко) выступил с призывом ко всем рыбакам колхозного флота обла­ сти включиться в соревнование за досрочное выполнение плана добычи рыбы и обязался план первого квартала выполнить к 16 марта, годовую программу 3.800 центнеров — завершить к 1 сен­ тября и до конца года дать до­ полнительно 1.700 центнеров ры­ бы. Команда корабля приняла также обязательство по экономии промвооруженпя, топлива, смазоч­ ных материалов, повышению сортности сдаваемой рыбы и сни­ жению себестоимости. Бригада комсомолки Галины Дягилевой, обсуждая почин Николая Мамая, взялась ежедневно выполнять нормы выработки на обработке рыбы на 150 процентов. Сейчас на рыбозаводе сложи­ лось тяжелое положение с под­ готовкой флота к работе в 1958 году. Моряки рыболовных судов проявили хорошую инициативу по ремонту судов своими силами непосредственно в порту. Созданы бригады из числа работников ме­ ханической мастерской и машин­ ных команд. Благодаря добросо­ вестному труду механиков тт. Га- маюлова, Давиденко, Кожина и многих других, отремонтированы двигатели и механизмы сейнеров ЭОД 5290, 5285, 5291, малых рыболовных траулеров «Вихрь», «Сокол», ремонтируется сейнер № 5284. Профсоюзная организация улуч­ шила гласность соревнования, стала больше вникать в жизнь в быт рабочих. На днях на рыбозаводе про­ ведена 24-чаеовая учеба ра­ бочих по повышению деловой квалификации. Вместе с тем, при обсуждении материалов декабрьского Пленума ЦК КПСС в работе профсоюзной организации вскрыты серьезные недостатки. Главным из них, как говорили промысловики и рабо­ чие, является то, что дирекция рыбозавода, заводской комитет (председатель тов. Шиловский) не сумели мобилизовать коллектив предприятия на выполнение пла­ на добычи и обработки рыбы я 1957 году. На предприятии не велось должной борьбы за более полное использование резервов производства, против бесхозяй­ ственности, имеются убытки на сумму более 25 миллионов руб- -лей. На заводе, особенно на промыс­ ловых судах, социалистическое соревнование было организовано формально, условия для сорев­ нующихся не создавались. В те­ чение июля, августа, сентября прошлого года обязательства ра­ бочими не принимались. Плохо было поставлено дело с обобще­ нием и распространением передо­ вого опыта работы. Не выполня­ ются мероприятия по улучшению техники безопасности. Теперь эти недостатки устраня­ ются. Партийная организация на основе постановления декабрь­ ского Пленума ЦК КПСС улучши­ ла свою работу, мобилизует весь коллектив на досрочное вы­ полнение плана добычи и обра­ ботки рыбы в 1958 году. П. КОРПУСОВ. Секретарь партбюро Порт-Вдадимврского ры­ бозавода. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz