Рыбный Мурман. 1958 г. Февраль.

В порядке обсуждения О выборе типа трала в зависимости от скорости траления За последние годы, в связи с вооружением промыслового фло­ та мощными траулерами типа «Пушкин», неоднократно стави­ лись вопросы, касающиеся увели­ чения уловов за счет повышения гкоюпсти тоалешия. Работниками ИПНРО и Мурманской эксперимен­ тальной базы был проведен ряд натурных испытаний сущест­ вующих конструкций тралов на различных скоростях траления. Однако отсутствие обоснованной методики сравнения тралов по ре­ зультатам их испытаний привело к разноречивым мнениям о целе­ сообразности использования того или иного трала в здвисимоста от скорости траления. Поэтому в на­ стоящий момент своевременно по­ ставить вопрос о создании такой методики сравнения качества тра­ лов, которая позволила бы обос­ нованно выбирать наиболее опти­ мальный трал в зависимости от скорости траления. Нам представляется целесооб­ разным производить оценку трала, исходя из его параметрических по­ казателей, косвенным образом ха- ралстершующих уловистость тра­ ла. К таким показателям следует прежде всего отвести величину, ха!рактеризующую объем, проходи­ мый зевом трала в единицу време­ ни. Чем больше эта величина, тем больше будет количество жидко­ сти, проходимой через трал в еди­ ницу времени, тем, следовательно, выше будет его уловистость. С достаточным приближением абсолютный параметрический по­ казатель трала можно выразить в виде произведения горизонтально­ го (раскрытия трала. В — верти­ кального II, и скорости траления И т Р Ka= dBHH М 2 -уы. где d коэффициент полно­ ты зева трала, учитывающий от­ клонение проекции зева трала на плоскость, перпендикулярную дви­ жению, от прямоугольника. Для существующих конструкций тра­ лов величина d колеблется в срав­ нительно узких пределах и с до­ статочным приближением может быть принята одинаковой для всех тралов. Абсолютный параметрический показатель не может полностью характеризовать качество трала, так как он не учитывает усилий в ваерах, вызванных получением за­ данной скорости траления. Поэто­ му необходимо ввести второй пока­ затель — относительный парамет­ рический показатель трала, опре­ деляющий объем, проходимый зе­ вом трала в единицу времени, приходящийся на единицу тягово­ го усилия в ваере, то есть RH4d Ко=.?Нил М2-™ Кг где Т — усилие в ваере. жги предельной скорости траления в этом случае имеет место умень­ шение объема жидкости, проходи­ мой через трал в единицу време­ ни, а, следовательно, и улови­ стость трала может понизиться. На рис. 1 и рис. 2 представле­ ны соответственно зависимости абсолютных и относительных па­ раметрических показа т е л е й различных тралов от скоро- Обработку результатов испыта­ ний различных тралов, получен­ ных в одинаковых условиях, сле­ дует вести в «аде установления зависимостей абсолютного и отно­ сительного параметрических пока­ зателей тралов от скорости тра­ ления. Имея таку» зависимость, можно, с одной стороны, выбрать наиболее оптимальный трал для заданной скорости и, с другой сто­ роны, определить для каждого трала предельную скорость тра­ ления. Наиболее оптимальным для дан­ ной скорости будет такой трал, у которого абсолютный и относи­ тельный параметрические показа­ тели выше. При равных значени­ ях абсолютных параметрических показателей, более оптимальным будет такой трал, который имеет большее значение относительного параметрического показателя. На­ конец, предельной скоростью тра­ ления будет такая скороств, при превышении которой абсолютный параметрический показатель ста­ нет уменьшаться. При превыше- сти траления, построенные по результатам их испытаний, проведенных в одина к о в ы х условиях в Мотовском за­ ливе в 1956 году на траулере «Треска» работниками ПИНРО и Мурманской экспериментальной базы. Построение зависимостей производилось по средним значе­ ниям 20— 30 замеров для каждо­ го трала. Из рис. 1 следует, что абсолют­ ные параметрические показатели всех тралов сначала повышаются с увеличением скорости траления, достигая при предельных ско­ ростях максимального значе­ ния, после чего начинают уменьшаться. Примерно анало­ гичный характер имеют кривые относительных параметрических показателей (рис. 2). Из сравнения рис. 1 и рис. 2 можно установить, что при скоро­ стях траления менее 2,8 узла на- илучшими абсолютными и относи­ тельными параметрическими пока­ зателями обладает 31, 2-метровый трал. Предельная скорость для Это сбереЖет подмиддиона Еще нередко можно видеть в порту только что прибывший из Северной Атлантики средний траулер, снявшийся с промысла ранее установ­ ленного времени, подчас не выполнивший свое­ го рейсового задания. Что его вынудило прежде­ временно возвратиться в порт, легко поймет даже не искушенный в моряцких делах: стрелы шлюпбалок погнуты, а сами шлюпки поломаны. Частые повреждения шлюпочных устройств были связаны с конструктивными недостатками шлюпбалок поворотного типа. Они устанавлива­ лись вплотную к борту, и малейший крен судна при швартовке или стоянке у плавбазы, особенно при качке, вызывал удар шлюпок о борт базы. Дорого обходился ремонт шлюпочных уст­ ройств. Только в 1956 году на это было израсхо­ довано 550 тысяч рублей. А сколько потеряно драгоценного промыслового времени! Моряки и инженерно-технические работники управления «Мурмансельди» с начала промысла в Северной Атлантике стремились создать безо­ пасную стоянку среднего траулера у плавбазы в открытом море и стали применять различные амортизационные устройства. Группа инженеров, например, сконструировала специальные пневма­ тические кранцы. Однако поломки шлюпбалок продолжались. В 1956 году по предложению бывшего на­ чальника технического отдела тов. Груднева и конструктора тов. Фикичева на судах, проходя­ щих средний ремонт, стали устанавливаться вываливающиеся шлюпбалки упрощенной кон­ струкции. Но тогда же обнаружилось, что уста­ новить их возможно только на определенной серии судов, да и разместить на судне их труд­ но, требовались большие переоборудования, серьезные затраты средств и материалов. В апреле прошлого года технический совет флота одобрил более совершенную конструкцию шлюпбалок, предложенную тт. Скрябковым и Карельским. Экспериментальный образец такой шлюпбалки был установлен на среднем траулере Л* 244. Почти четыре месяца проходило ее ис­ пытание в промысловых условиях Северной Атлантики, после чего технический совет принял решение о внедрении таких шлюпбалок на всех судах сельдяного флота. В чем особенность новой конструкции? Авто­ ры предложили из имеющихся на судах пово­ ротных шлюпбалок изготовить «Сообразные* Старая стрела поворотной шлюпбалки выгибает­ ся, по ее обводу приваривается для прочности швеллер. Вывод шлюпбалки производится при помощи винта, ходящего в трубе. Новые сегментные шлюпбалки более ком­ пактны и могут быть установлены на судах любой конструкции. Они достаточно удалены от борта. Их погнутие или поломки во время швартовки в море исключены. Зато обеспечен легкий и быстрый спуск шлюпок. При этом стоимость и объ^м работ по оборудованию таких шлюпочных устройств гораздо меньше, чем при установке вываливающихся шлюпбалок. Сейчас ведется работа по установке сегмент- иых шлюпбалок системы конструкторов тт. Ка­ рельского и Скрябкова. Установка новых шлюп­ балок даст флоту экономический эффект в 471 тысячу рублей. Г. БОРОВОЙ. Инженер технического отдела управ­ ления «Мурмансельди». него составляет 3,2 узла. Поэто­ му нецелесообразно использовать этот трал без изменения его кон­ струкции или вооруя£ения на больших скоростях траления. На скоростях траления от 3,0 до 3,5 узлов высокие абсолютные и от­ носительные параметрические по­ казатели имеет 35-метровып трал Михова. 32, 4-метровый трал Маклако- ва и 35-метровый трал с укоро­ ченными крыльями обладают худ­ шими параметрическими показа­ телями при всех рабочих скоро­ стях траления. Таким образом, приведенные графики позволяют выбрать наи­ более оптимальный трал в зави­ симости от скорости траления. Следует отметить, что рассмот­ ренные характеристики получены из испытаний различных тралов ния моря, грунта, ветра, воору­ жения орудий лова, величины аб­ солютных и относительных пара­ метрических показателей могут существенным образом изменить­ ся. Однако характер кривых и их взаимное расположение останутся примерно одинаковыми. В этой связи небезынтересно провести аналогичные характеристики ра­ нее испытанных тралов. Некото­ рые из них используются и в на­ стоящее время. На рис. 3 и рве. 4 приведены соответствующие ха­ рактеристики тралов, построен­ ные по данным их испытаний, проведенных бригадой ПИНРО я Мурманской экспериментальной базой в Двинском заливе Белогв моря. Заслуживает внимания увеличе­ ние абсолютного и относительно!* параметрических показателей на У f Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 при одинаковых условиях, поэто­ му с изменением условий состоя всех скоростях траления 39-мет­ рового трала, вооруженного до­ сками Матросова, по сравнешю с этим же тралом, но с обычными досками. Из всех рассмотренных на рис. 3 и ряс. 4 тралов при повы­ шенных скоростях траления (бо­ лее 3,5 узла) наилучшвми пока­ зателями обладает 25-метровый трал. При этом его предельная скорость траления превышает 4,0 узла. В заключение существенно за­ метить, что приведенные выше соображения о выборе наиболее оптимального трала в зависимо­ сти от скорости траления являют­ ся далеко не исчерпывающими. Для суждения о качестве тра­ лов, с точки зрешя их уловисто- сти, необходимо провести серне испытаний и разработать более полную методику обобщения их результатов, которая позволяла бы учитывать такие важные факторы, как внешние условия и вооружение тралов. Г. СИЛУКОВ. Инженер, преподаватель Высшего иореходиого учн- лнща. Условные обозначения: 1-25-метровый трал, •-М-/чегтравыи трон, ■ х- ЗЭ-ме/гроЗый трал, а 39~м^РоВыйтралсдоскат/\ Патросова, о-трал&еселко8аг ч-гцрол вердрева. О МесячнЬш пдан- за десятЬ дней В январе траулер «Артек» простоял в ремонте 21 сутки. Однако, несмотря на потерю та­ кого количества времени, коман­ да добилась выполнения месяч­ ного плана. Умело используя сырьевую базу, не допуская ма­ лейших задержек и простоев, мо­ ряки выловили за 10 промысло­ вых суток 60 тони рыбы. Сейчас экипаж корабля, широ­ ко развернув социалистическое соревнование за достойную встре­ чу дня выборов в Верховный Совет СССР, борется за досроч­ ное выполнение февральском плана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz