Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

З А К О Н Об укреплени связи системы (Продолжение ) . Учебно-воспитательная работа в восьмилетней шко- ле должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспита­ ния, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда. Статья 3. Установить, что полное среднее образова­ ние молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, осу­ ществляется на основе соединения обучения с произво­ дительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд. Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образова­ ние: а) школы рабочей и сельской молодежи *— вечер­ ние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и ра­ ботающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессио­ нальную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные трудовые политех­ нические школы с производственным обучением, в кото­ рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получа­ ют в течение 3 лет среднее образование и профессио­ нальную подготовку для работы в одной из отраслей на- вародного хозяйства или культуры. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специаль­ ной подготовки учащихся и от местных условий. В сель­ ских школах учебный год следует строить с учетом се­ зонности сельскохозяйственных работ. Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических брига­ дах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских; в) техникумы и другие средние специальные учеб­ ные заведения, в которых лица, окончившие восьмилет­ нюю школу, получают среднее общее и среднее специ­ альное образование. Статья 5. В целях усиления роли общества и оказа­ ния помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продлен­ ного дня. Установить, что школы-интернаты организу­ ются по типу восьмилетних школ илч средних общеоб­ разовательных трудовых политехнических школ с про­ изводственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, что­ бы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала комму­ нистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в ду­ хе пролетарского интернационализма. Важнейшей зада­ чей учителей, родителей и общественных организации является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов) в различные типы городских и сельских средних обще­ образовательных школ. Перестройку системы народного образования осу­ ществлять планомерно и организованно, с максималь­ ным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания насе­ ления школами.' Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек корен­ ных национальностей в старших классах школ союзных н автономных республик Востока. План перехода на новую систему школьного обра­ зования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к особенностям ее экономи­ ческого и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов пол­ ных средних школ начать с 1959/60 учебного года и за­ кончить в течение 3—5 лет. Учащимся нынешних V I I I—X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов доста­ точным числом выпускников средних школ, имея в ви­ ду недопустимость перерыва в пополнении кадрами мо­ лодых специалистов высшей квалификации. В этих це­ лях в каждой союзной республике в случаях необходи­ мости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Статья 8. Положения об обязательной восьмилет­ ней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразо­ вательной школе и средней общеобразовательной тру­ довой политехнической школе с производственным обу­ чением утверждаются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начало и окончание учебного года и вре­ мя каникул в восьмилетних и в средних общеобразова­ тельных школах устанавливаются законодательством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприя­ тия по укреплению материальной базы школ, ликвида­ ции многосменности занятий; организации производст­ венного обучения, а также мероприятия по предостав­ лению для учащихся старших классов средних школ школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР учебных мест для прохождения профессионального обу­ чения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по переподготовке учктеп - ских кадров и укомплектованию школ учителями с wt* обходимым образованием в соответствии с новыми за­ дачами общеобразовательной школы, а также по даль­ нейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня, РАЗДЕЛ II. О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 12. Перспективы технико-экономического раз­ вития Советского Союза предъявляют все более высо­ кие требования к производственной квалификации рабо­ чих кадров'всех отраслей народного хозяйства/В этих условиях широкое развитие профессионально-техниче­ ского образования молодежи приобретает особо важ­ ное значение. Основной задачей профессионально-технического об­ разования молодежи является планомерная и органи­ зованная подготовка для всех отраслей народного хо­ зяйства культурных и технически образованных квали­ фицированных рабочих и тружеников сельского хо­ зяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-технического обу­ чения молодежи, идущей на производство после окон­ чания восьмилетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические училища. Профессионально-технические училища специализи­ руются по отраслям производства и проводят учебно* воспитательную работу на основе активного и с х е м а ­ тического участия молодежи в производительном тру­ де и в тесной связи с предприятиями, стройками, сов­ хозами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фабрично-завод­ ского обучения, ремесленные, железнодорожные, горно­ промышленные, строительные училища и училища ме­ ханизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичест­ ва и другие профессиональные учебные заведения сов­ нархозов и ведомств — в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обу­ чения от одного года до трех лет и в сельские профес­ сионально-технические училища со сроком обучения один—два года. ^ Реорганизацию существующих профессиональных учебных заведений в городские и сельские профессио­ нально-технические училища ировесги в течение трех— пяти лет с учетом особенностей экономических адми­ нистративных районов. Статья 15. В целях постепенного перевода профес­ сионально-технических училищ на частичную самооку­ паемость Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик разработать и последо­ вательно осуществлю мероприятия по расширению и повышению доходности от производственной деятель­ ности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности тру­ дящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем овладении изучаемой профессией, целесооб­ разно изменить существующие условия материального обеспечения учащихся,• введя выплату ученической за­ работной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохра­ нить для учащихся-сирот, воспитанников детских до­ мов и детей многодетных родителей. Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о вы­ делении соответствующих средств на обучение колхоз­ ной молодежи в йрофессионально-технчческих учили­ щах. Статья 16. Министерствам, ведомствам, советам на­ родного хозяйства, предприятиям, учреждениям и орга­ низациям обеспечивать профессионально-технические училища производственным оборудованием для учеб­ ных мастерских, оплачиваемыми рабочими местами на предприятиях для производственной практики учащих­ ся, а также создавать условия для успешного проведе­ ния учебного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводитель­ ных способов труда. Статья 17. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществлять разработ­ ку перспективных и годовых планов профессионального обучения и трудоустройства молодежи, оканчивающей восьмилетнюю общеобразовательную школу, професси­ онально-технические училища и среднюю школу с про­ изводственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопас­ ности. Статья 18. Перестройка системы профессионально- технического образования предъявляет новые повы­ шенные требования к уровню технической, идейно-поли­ тической и педагогической подготовки мастеров произ­ водственного обучения и преподавателей профессио­ нально-технических училищ. Развитие сети этих учи­ лищ вызовет увеличение потребности в мастерах и преподавателях^ Поэтому необходимо уделить больше внимания подготовке этих кадров в техникумах и выс- .ших учебных заведениях. Нужно улучшить качество и увеличить выпуск учеб­ ников и наглядных пособий, расширить производство учебно-технических и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в профессионально-тех­ ническом образовании радио и телевидение. Статья 19. Положение о профессионально-техниче­ ских училищах утверждается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Ми­ нистров союзных республик разработать мероприятия во коренному улучшению подготовки работа* путем индивидуально-бригадного и курсового ^обучения и по­ вышения квалификации рабочих кадров, занятых на производстве. РАЗДЕЛ I II О СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 21. В промышленном, сельскохозяйственном производстве, а также в учреждениях культуры, прос­ вещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как непосредственным организаторам произ­ водства, и другим работникам со средним специальным образованием. Интересы современного производства, базирующе­ гося на новейших достижениях науки и техники, требу­ ют от выпускников техникумов высокого уровня теоре­ тической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать^ необходимым даль­ нейшее совершенствование системы среднего специаль­ ного образования и улучшение подготовки специали­ стов средней квалификации на основе тесной связи обу­ чения с общественно полезным трудом и широкого раз­ вития вечернего и заочного обучения. Статья 22. Подготовку специалистов в средних спе--' циальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям — на базе полного среднего образования. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках н в других организациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных периодов обучения с отрывом и без отрыва от произ­ водства могут быть различными. Статья 23. Установить, что обучение в средних спе­ циальных учебных заведениях должно обеспечить уча­ щимся наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы получение необходимой теоре­ тической и практической подготовки по специальности, а в технических и сельскохозяйственных средних спе­ циальных учебных заведениях — также получение уча­ щимися квалификации с присвоением разряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при индустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами уча­ щихся, а при сельскохозяйственных техникумах —• крупных хозяйств, в которых все основные работы дол­ жны выполняться самими учащимися. Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних спе­ циальных учебных заведений осуществлять в направле­ нии приближения их к производству с учетом потреб­ ности в кадрах экономических районов, широко прак­ тикуя кооперирование совнархозов, министерств и ве­ домств в подготовке, специалистов со средним образо­ ванием. * Расширение и улучшение заочного и вечернего об­ разования, как основной формы подготовки специали­ стов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифи­ цированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преиму­ щественно лиц, работающих по профессиям, родствен­ ным избранной специальности. Статья 26. Положение о средних специальных учеб­ ных заведениях утверждается Советом Министров СССР. РАЗДЕЛ IV. О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Статья 27. Задачи коммунистического строительст­ ва требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического уровня под­ готовки специалистов в соответствии с новейшими до­ стижениями науки и техники. " Дальнейшее развитие и совершенствование систе­ мы высшего образования в нашей стране должно обес­ печить лучшую практическую и теоретическую подго­ товку специалистов, значительное усиление коммуни­ стического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студенчества. Главными задачами высшей' школы являются: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практи­ ку дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику буду­ щего; выполнение научно-исследовательских работ, спо­ собствующих решению задач коммунистического строи­ тельства; подготовка научно-педагогических* кадров; повышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения; распространение научных и политических знаний среди трудящихся. Статья 28. Подготовку специалистов в высших учеб­ ных заведениях проводить на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общест­ венно полезным трудом. Конкретные формы соединений обучения с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а также от национальных и местных особенностей. В высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзны­ ми, комсомольскими и другими общественными орга­ низациями, руководителями промышленных предприя­ тий и правлениями колхозов е тем, чтобы путем кон- (Окончамие на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz