Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.
З А К О Н Об укреплени связи системы (Продолжение ) . Учебно-воспитательная работа в восьмилетней шко- ле должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспита ния, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда. Статья 3. Установить, что полное среднее образова ние молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, осу ществляется на основе соединения обучения с произво дительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд. Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образова ние: а) школы рабочей и сельской молодежи *— вечер ние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и ра ботающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессио нальную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные трудовые политех нические школы с производственным обучением, в кото рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получа ют в течение 3 лет среднее образование и профессио нальную подготовку для работы в одной из отраслей на- вародного хозяйства или культуры. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специаль ной подготовки учащихся и от местных условий. В сель ских школах учебный год следует строить с учетом се зонности сельскохозяйственных работ. Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических брига дах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских; в) техникумы и другие средние специальные учеб ные заведения, в которых лица, окончившие восьмилет нюю школу, получают среднее общее и среднее специ альное образование. Статья 5. В целях усиления роли общества и оказа ния помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продлен ного дня. Установить, что школы-интернаты организу ются по типу восьмилетних школ илч средних общеоб разовательных трудовых политехнических школ с про изводственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, что бы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала комму нистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в ду хе пролетарского интернационализма. Важнейшей зада чей учителей, родителей и общественных организации является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов) в различные типы городских и сельских средних обще образовательных школ. Перестройку системы народного образования осу ществлять планомерно и организованно, с максималь ным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания насе ления школами.' Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек корен ных национальностей в старших классах школ союзных н автономных республик Востока. План перехода на новую систему школьного обра зования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к особенностям ее экономи ческого и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов пол ных средних школ начать с 1959/60 учебного года и за кончить в течение 3—5 лет. Учащимся нынешних V I I I—X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов доста точным числом выпускников средних школ, имея в ви ду недопустимость перерыва в пополнении кадрами мо лодых специалистов высшей квалификации. В этих це лях в каждой союзной республике в случаях необходи мости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Статья 8. Положения об обязательной восьмилет ней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразо вательной школе и средней общеобразовательной тру довой политехнической школе с производственным обу чением утверждаются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начало и окончание учебного года и вре мя каникул в восьмилетних и в средних общеобразова тельных школах устанавливаются законодательством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприя тия по укреплению материальной базы школ, ликвида ции многосменности занятий; организации производст венного обучения, а также мероприятия по предостав лению для учащихся старших классов средних школ школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР учебных мест для прохождения профессионального обу чения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия по переподготовке учктеп - ских кадров и укомплектованию школ учителями с wt* обходимым образованием в соответствии с новыми за дачами общеобразовательной школы, а также по даль нейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня, РАЗДЕЛ II. О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 12. Перспективы технико-экономического раз вития Советского Союза предъявляют все более высо кие требования к производственной квалификации рабо чих кадров'всех отраслей народного хозяйства/В этих условиях широкое развитие профессионально-техниче ского образования молодежи приобретает особо важ ное значение. Основной задачей профессионально-технического об разования молодежи является планомерная и органи зованная подготовка для всех отраслей народного хо зяйства культурных и технически образованных квали фицированных рабочих и тружеников сельского хо зяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-технического обу чения молодежи, идущей на производство после окон чания восьмилетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические училища. Профессионально-технические училища специализи руются по отраслям производства и проводят учебно* воспитательную работу на основе активного и с х е м а тического участия молодежи в производительном тру де и в тесной связи с предприятиями, стройками, сов хозами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фабрично-завод ского обучения, ремесленные, железнодорожные, горно промышленные, строительные училища и училища ме ханизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичест ва и другие профессиональные учебные заведения сов нархозов и ведомств — в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обу чения от одного года до трех лет и в сельские профес сионально-технические училища со сроком обучения один—два года. ^ Реорганизацию существующих профессиональных учебных заведений в городские и сельские профессио нально-технические училища ировесги в течение трех— пяти лет с учетом особенностей экономических адми нистративных районов. Статья 15. В целях постепенного перевода профес сионально-технических училищ на частичную самооку паемость Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик разработать и последо вательно осуществлю мероприятия по расширению и повышению доходности от производственной деятель ности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности тру дящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем овладении изучаемой профессией, целесооб разно изменить существующие условия материального обеспечения учащихся,• введя выплату ученической за работной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохра нить для учащихся-сирот, воспитанников детских до мов и детей многодетных родителей. Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о вы делении соответствующих средств на обучение колхоз ной молодежи в йрофессионально-технчческих учили щах. Статья 16. Министерствам, ведомствам, советам на родного хозяйства, предприятиям, учреждениям и орга низациям обеспечивать профессионально-технические училища производственным оборудованием для учеб ных мастерских, оплачиваемыми рабочими местами на предприятиях для производственной практики учащих ся, а также создавать условия для успешного проведе ния учебного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводитель ных способов труда. Статья 17. Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществлять разработ ку перспективных и годовых планов профессионального обучения и трудоустройства молодежи, оканчивающей восьмилетнюю общеобразовательную школу, професси онально-технические училища и среднюю школу с про изводственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопас ности. Статья 18. Перестройка системы профессионально- технического образования предъявляет новые повы шенные требования к уровню технической, идейно-поли тической и педагогической подготовки мастеров произ водственного обучения и преподавателей профессио нально-технических училищ. Развитие сети этих учи лищ вызовет увеличение потребности в мастерах и преподавателях^ Поэтому необходимо уделить больше внимания подготовке этих кадров в техникумах и выс- .ших учебных заведениях. Нужно улучшить качество и увеличить выпуск учеб ников и наглядных пособий, расширить производство учебно-технических и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в профессионально-тех ническом образовании радио и телевидение. Статья 19. Положение о профессионально-техниче ских училищах утверждается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Ми нистров союзных республик разработать мероприятия во коренному улучшению подготовки работа* путем индивидуально-бригадного и курсового ^обучения и по вышения квалификации рабочих кадров, занятых на производстве. РАЗДЕЛ I II О СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 21. В промышленном, сельскохозяйственном производстве, а также в учреждениях культуры, прос вещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как непосредственным организаторам произ водства, и другим работникам со средним специальным образованием. Интересы современного производства, базирующе гося на новейших достижениях науки и техники, требу ют от выпускников техникумов высокого уровня теоре тической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать^ необходимым даль нейшее совершенствование системы среднего специаль ного образования и улучшение подготовки специали стов средней квалификации на основе тесной связи обу чения с общественно полезным трудом и широкого раз вития вечернего и заочного обучения. Статья 22. Подготовку специалистов в средних спе--' циальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям — на базе полного среднего образования. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках н в других организациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных периодов обучения с отрывом и без отрыва от произ водства могут быть различными. Статья 23. Установить, что обучение в средних спе циальных учебных заведениях должно обеспечить уча щимся наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы получение необходимой теоре тической и практической подготовки по специальности, а в технических и сельскохозяйственных средних спе циальных учебных заведениях — также получение уча щимися квалификации с присвоением разряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при индустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами уча щихся, а при сельскохозяйственных техникумах —• крупных хозяйств, в которых все основные работы дол жны выполняться самими учащимися. Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних спе циальных учебных заведений осуществлять в направле нии приближения их к производству с учетом потреб ности в кадрах экономических районов, широко прак тикуя кооперирование совнархозов, министерств и ве домств в подготовке, специалистов со средним образо ванием. * Расширение и улучшение заочного и вечернего об разования, как основной формы подготовки специали стов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифи цированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преиму щественно лиц, работающих по профессиям, родствен ным избранной специальности. Статья 26. Положение о средних специальных учеб ных заведениях утверждается Советом Министров СССР. РАЗДЕЛ IV. О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Статья 27. Задачи коммунистического строительст ва требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического уровня под готовки специалистов в соответствии с новейшими до стижениями науки и техники. " Дальнейшее развитие и совершенствование систе мы высшего образования в нашей стране должно обес печить лучшую практическую и теоретическую подго товку специалистов, значительное усиление коммуни стического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студенчества. Главными задачами высшей' школы являются: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практи ку дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику буду щего; выполнение научно-исследовательских работ, спо собствующих решению задач коммунистического строи тельства; подготовка научно-педагогических* кадров; повышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения; распространение научных и политических знаний среди трудящихся. Статья 28. Подготовку специалистов в высших учеб ных заведениях проводить на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общест венно полезным трудом. Конкретные формы соединений обучения с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а также от национальных и местных особенностей. В высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзны ми, комсомольскими и другими общественными орга низациями, руководителями промышленных предприя тий и правлениями колхозов е тем, чтобы путем кон- (Окончамие на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz