Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! 3£45ДИд?вКД GCOf» м . 8 . б. jietrea Орган партийных комитетов тралоаого я сельдяного флотоя я управления рыбной промышленности совнархоз» №153 (859) Вторник, 30декабря 1958 г. Год издание 6-1 Цена 15 коп» Социалистическое государство стро­ ит свою школу так, чтобы она служила . народу, давала знания трудящимся, со­ действовала развитию вс ех народных талантов. (Из Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР). З А К О Н Об укреплении связи школы с жизнью и о системы народного образования О Верховный Совет Союза Советских Социалистиче- v ских Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Сою­ за и Советом Министров СССР на рассмотрение Вер­ ховного Совета СССР вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на* родного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения задач комму­ нистического строительства. Всенародное обсуждение этого вопроса показало, что разработанная Центральным Комитетом КПСС н Советом Министров СССР программа дальнейшего развития системы народного образования встретила единодушное одобрение и поддержку трудящихся. Советский народ, сплоченный вокруг Коммунисти­ ческой партии, добился новых исторических побед в развитии промышленности и сельского хозяйства, нау­ ки и культуры, в подъеме материального благосостоя­ ния трудящихся, осуществил такие грандиозные преоб­ разования, которые дают возможность нашей стране вступить в новый, важнейший период своего развития — период развернутого строительства коммунистическо­ го общества. В СССР осуществлена подлинная культурная рево­ люция. Советская школа сыграла в ней решающую роль, способствовала подъему культуры народов на­ шей многонациональной Родины. В результате последо­ вательного осуществления ленинской национальной по­ литики все народы в Советской стране имеют школу на родном языке, для всех открыт широкий доступ к про­ свещению и культуре, осуществлено всеобщее семилет- нее обучение, широкое развитие получило среднее, про­ фессионально-техническое и высшее образование, небы­ валыми темпами развиваются наука, литература, искус­ ство. Одним из главных пороков старого общества была пропасть между физическим и умственным трудом. Столетиями культура была запретным плодом для мил­ лионов простых людей. Старое общество так строило школу, чтобы она была по обществу недоступной для широких масс трудящихся. Марксистско-ленинское учение, подтвержденное всей практикой коммунистического строительства в СССР, а также опытом развития других социалистических стран, развеяло буржуазную легенду о том, что будто бы неизбежно вечное существование, с одной стороны, серой массы людей, удел которых — подчинение и тя­ желый физический труд, а с другой — горстки людей, якобы самой природой призванных мыслить, управлять» развивать науку, технику, литературу и искусство. В социалистическом обществе, где постепенно лик­ видируются существенные различия между трудом фи­ зическим и умственным и утверждается единение умст­ венного и физического труда, в гигантской степени -ускоряется развитие всех сторон не только материаль­ ного производства, но и духовной деятельности широ­ чайших трудящихся масс, открывается неограниченный простор для всестороннего развития личности. Все до­ стижения мировой культуры при социализме становятся достоянием народа. По мере развертывания коммунистического строи­ тельства, дальнейшего роста производительных сил и увеличения общественного богатства все более будет сокращаться рабочий день и увеличиваться у трудя­ щихся свободное время, которое они могут использо­ вать для расширения своего кругозора и удовлетворе­ ния духовных потребностей. Ускоренное развитие механизации, автоматизации и химизации производства, широкое применение электро­ ники, счетнорешающих устройств, всемерное развитие электрификации и другие достижения науки и техни­ ки коренным образом изменяют характер труда. Труд рабочих и колхозников все более приближается по своему существу к труду инженеров, техников, агроно­ мов и других специалистов. От работников социалисти­ ческого производства теперь требуется умение обра­ щаться с совершенными станками, точнейшими изме­ рительными, контролирующими приборами и аппара­ тами, знание сложных технических расчетов и черте­ жей. Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъявляют все более высокие требования ко всем труженикам нашего общества. Раз­ ностороннее образование становится для них насущной потребностью. Глубочайшим заблуждением является утвержде­ ние, что вместе с автоматизацией производства в ком­ мунистическом обществе исчезнет и физический труд. Гигантский технический прогресс будет неизмеримо об­ легчать физический труд, многие профессии, изнуряю­ щие человека, исчезают и будут исчезать в дальней­ шем. Но физический труд сохранится. Гармоническое развитие человека немыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, по­ вышающего его жизненные функции. Великий основатель Советского государства В. И. Ленин учил, что молодежи необходимо связывать свое учение с трудом, с борьбой за переустройство про­ мышленности и сельского хозяйства, с борьбой за куль­ туру и просвещение народа. Коммунистическое преобразование общества нераз­ рывно связано с воспитанием нового человека, в кото­ ром должны гармонически сочетаться духовное богат­ ство, моральная чистота и физическое совершенство. Социалистическое государство строит свою школу так, чтобы она служила народу, давала знания трудя­ щимся, содействовала развитию всех народных талан­ тов. Советская школа воспитывает подрастающее по­ коление в духе самых прогрессивных идей, идей ком­ мунизма, формирует у молодежи материалистическое мировоззрение — основу подлинно научного познания мира. В советском обществе воспита<но замечательное по­ коление молодежи, отдающей все свои знания и силы, способности и дарования строительству коммунизма. Высокие моральные качества советской молодежи яр­ ко проявились на трудовых фронтах строительства со­ циализма в годы первых пятилеток, в Великой Отече­ ственной войне, в героических делах по освоению це­ линных и залежных земель, в сооружении крупных электростанций, шахт, доменных печей, в строитель­ стве новых промышленных центров на Востоке и Севе­ ре нашей страны и во многих других трудовых подви­ гах сегодняшних’ дней. В осуществлении великих побед советского народа важную роль сыграла советская высшая школа и сред­ ние специальные учебные заведения. В настоящее вре­ мя в народном хозяйстве работает около семи с поло­ виной миллионов специалистов с высшим и средним специальным образованием. Создание многочисленных кадров специалистов является одним из крупнейших до­ стижений Коммунистической партии и Советского госу­ дарства. Советский Союз выдвинулся на одно из'первых мест в мире по развитию науки и техники, превзошел наибо­ лее развитые капиталистические страны по темпам и качеству подготовки специалистов. Советские специали­ сты своим самоотверженным трудом в промышленно­ сти, строительстве, на транспорте, в совхозах и колхо­ зах, во всех областях хозяйства и культуры успешно ре­ шают задачи коммунистического строительства. Предстоящее семилетие в развитии Советского Сою­ за будет характеризоваться дальнейшим подъемом со­ циалистической культуры, ростом духовного богатства советского общества, повышением уровня сознательно­ сти трудящихся — активных строителей коммунизма. Поэтому вопросы коммунистического воспитания тру­ дящихся, особенно подрастающего поколения, приобре­ тают в современных условиях исключительно важное значение, становятся центральным вопросом в деятель­ ности государственных и общественных организаций. Несмотря на выдающиеся достижения в. развитии советской школы и в подготовке кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры, на­ ша общеобразовательная, средняя специальная н выс­ шая школы отстают от требований коммунистического строительства, имеют серьезные недостатки. Главным из них является известный отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к прак­ тической деятельности. На современном этапе коммуни­ стического строительства этот недостаток системы на­ родного образования тем более не может быть терпим. Необходимо провести перестройку народного обра­ зования с тем, чтобы советская средняя, профессиональ­ но-техническая и высшая школы играли более актив­ ную роль во всей созидательной деятельности советско­ го народа. Советская средняя школа призвана готовить образо­ ванных людей, хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, способных к систематическому физическому тру­ ду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценно­ стей, необходимых для общества. Масштабы среднего образования должны быть значительно увеличены преж­ де всего путем широкого развития сети школ для моло­ дежи, работающей в народном хозяйстве. Решение этой задачи явится важным условием дальнейшего повыше­ ния культурно-технического уровня трудящихся, роста производительности труда и успешного строительства коммунизма. Дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства все больше повышает требовании к квалификации основной массы рабочих. Недостаточ­ ный профессионально-технический уровень части рабо­ чих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост дальнейшемразвитии в СССР производства. Поэтому особо важ-ное значение приоб­ ретает развитие профессионально-технического обучения молодежи и улучшение качества подготовки рабочих кадров. Нбвые задачи коммунистического строительства тре­ буют устранения недостатков, имеющихся и в поста­ новке высшего и среднего специального образования. Советская высшая школа призвана готовить разно­ сторонне образованных людей, глубоко знающих соот­ ветствующие области науки и техники. Особое внима­ ние должно быть уделено дальнейшему повышению ка­ чества подготовки специалистов для промышленности# сельского хозяйства и строительства. Современное про­ изводство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, требует от выпускников высших и средних специальных учебных заведений высокого уров­ ня теоретической подготовки и хорошего знания прак­ тики. В новых условиях особое значение приобретает под­ готовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях путем заочного и вечернего обуче­ ния. Заочная и вечерняя система высшего и среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в об* ществе, в свободное от работы время имели при жела« нии возможность получить высшее или среднее специ­ альное образование или повысить свою квалификацию. , Необходимо решительное улучшение работы высшей школы и средних специальных учебных заведений по формированию у студентов марксистско-ленинского ми* ровоззрения, повышению их коммунистической созна* тельности и активности, воспитанию молодых специа­ листов в духе коллективизма и трудолюбия, сознания общественного долга, социалистического интернациона* лизма и патриотизма, соблюдения высоких принципов коммунистической морали. Всякий труд на фабрике или в колхозе, на промыш­ ленном предприятии, в совхозе, ремонтно-технической станции или в учреждении, честный, полезный труд для общества является священной обязанностью каждого человека, который живет в социалистическом обществе и пользуется его благами. Каждый человек, живя в коммунистическом обще­ стве, должен вносить лепту своим трудом в строитель­ ство и дальнейшее развитие этого общества. Прогрессивное развитие производительных сил в процессе строительства коммунистического общества, совершенствование социалистических общественных от­ ношений, дальнейшее развитие советской демократии создают благоприятные условия для того, чтобы ус­ пешно решить стоящие перед школой новые задачи коммунистического воспитания и образования моло-. дежи. Верховный Совет Союза Советских Социалистиче* ских Республик постановляет: Одобрить тезисы Центрального. Комитета Коммуни­ стической партии Советского Союза и Совета Минист­ ров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», получившие всеобщую поддержку в ходе всенародного обсуждения. Признать необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать участие в общественно полезном труде. С 15—16 лет вся молодежь должна включаться з посиль­ ный общественно полезный труд и все ее дальнейшее обучение необходимо связывать с производительным трудом в народном хозяйстве. РАЗДЕЛ I. О С Р Е Д Н Е Й Ш К О Л Е * Статья 1. Главной задачей советской школы явля­ ется подготовка учащихся к жизни, общественно полез­ ному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образован­ ных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в сред­ ней школе должна стать тесная связь обучения с тру­ дом, с практикой коммунистического строительства. Статья 2, Ввести в СССР вместо всеобще-обяза- тельного семилетнего образования всеобще-обязатель- ное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудо­ вой политехнической школой, которая должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и по­ литехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осу­ ществлять нравственное, физическое и эстетическое во­ спитание детей. (Продолжение на 2-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz