Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

К КОММУНИЗМУ, К ИЗОБИЛИЮ! Обсуждаем тезисы доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС Пути повышения эффективности работы тралового флота g ПОСЛЕДНИЕ годы значи- пришли к выводу, что наиболее ления ваера выше продольной оси. гарантировать эксплуатацию си- тельно вырос флот не рациональный путь, хотя н более Все это позволило увеличивать ловых установок на экономичных только по количеству новых су- сложный, должен заключаться в скорость до 5 и выше узлов, с режимах. дов, но и по мощности трауле- повышении распорной способно- сохранением нормального гори- А Пйка проблема эффективного ров. Если де 1950 года мощность сти траловых досок за ачет улуч- зонтального раскрытия и даже с использования мощности флота ос- большинетва судов составляла шения их гидродинамических ка- некоторым его повышением. тается еще практически нерешен- 600— 800 лошадиных сил, то честв и частично за счет увели- Испытания показали что при Евй- ® ее Я 61116111110 должны быть теперь есть суда мощностью чения площади досок. С этой скоростном тралении (3 9— 4 уз- пРивлея* в н специалисты-кораб- 2000 лошадиных сил. целью нами были разработаны ла) увеличппается выло’в в cpL . лестроители и гидромеханики. А между тем мы до сих пор конструкции новых многощеле- нем н а '35 процентов. Повышен- Тогда в ближайшие годы свстоя- имеем еще одни и те же традо- вых овальных траловых досок ные скорости уменьшили подти- ние и технической вые сети, распорные средства и площадью пять квадратных мет- рание и аварийность сетей эксплуатация тралового флота промысел ведем как на трауле- ров. Сравнительные испытания ^ ак как увет}Ичен11е - горизон- намног® улучшится, рах мощностью 600, так и 2000 опытных досок, проводившиеся в тального раскрытия донного тра- Теперь уже известно, что воз- сил с одинаковой скоростью- Ком- прошлом году, показали, что они ла путем повышения распорной интенсивность лова ска- плекеные теплотехнические испы- увеличили горизонтальное рас- -СЙЛЫ досок и скоростное трале- зываетс* ва денном промысле. По- тания траулеров типа «Пушкин» крытие трала между досками на Нй(| принодят к увеличению соп- этому исслеДоваддя по определе- показали, что по этим причинам 35 вроцентов и соответственно по- • роТИВЛения ceT&g то это П03В0. нию интенсивности тралового лова мощность судов при тралении ие- высиди вылов, пользуется недопустима низка. Таким образом, мы можем обое- Так, даже при самых ке&ш » - нвваьгне утверждать, что увелоте- ляет удлиннять кабели и за счет такЖе иеобходимо организовать и этого еще больше увеличить гори- С0В0ЬУПН® с качественным повы- зонтальное раскрытие между де- шеннем эффективности флота и приятных метеоролвгэтееких ус- вие горизонтального раскрытия сками д 0 aT&g же притане прн изучением влияния его на вылов. ловиях — при 7— 8 баллах и между досками является одним из повышенных скоростях траления Тогда такие исследования смогут скореств траления 3,5 узла, ва- наиболее важных факторов иовы- следует удлтшять кабели до 80 предопределить необходимые ти- грузка на двигатель составляет шения вылова. Это треаует и __JOO метров- Повышение скоро- пы’ ^ Ч 6 РЫ и количестве новых примерно одну треть номиналь- белим» мощнеети судна, так как сте£ Траления как чы же _ судов, так как все эти «бетоя- н м нагрузи . Значит, главный увеличение ^горизонтального рас- _швал1т весьма эффективно при тельства &УДУТ накладывать опре- двнгатель рефрижераторных еудвв крм пм «дав донного трала ведет определенных условиях и поэто- Деленные требования в отношении имеет большой резерв мощности. к увеличению сопротивления. J[y должно gbITb ВНедрено в тра- продолжительности рейса, кубату- Рассматривая основные пути При проектировании траулеров ловом флоте ' Ры трюмов и запасов топлива, ко- повышения вылова рыбы и улуч- следует учитывать это. Однако простое механическое т°Рые как и мощность, должны шения работы флота на режиме Теперь о скорости траления. увеличение оборотов двигателя ®ыть cl?Poro соизмеримы с улова- траления, вначале поговорим о Првизводительность трала долж- без учета взаимосвязи всего комп- ми для того’ что^ы Работа трауле­ ров была высоко рентабельной. - s . й ства - траловая сеть) и без уче- Если ж е “ определению этих по- тралом, остро реагируют на дви- жен быть тем больше, чем боль- та состояння моря и нааравДенш 1 о т е л е й подходить лишь на ос- жение водц, создаваемое распор- ше будет екорость и горизонталь- ветра не может гарантировать новании голых _ статистических ными досками. Поэтому они ин- ное раскрытие трала между до- что П’0вышение СК0»0сти всегда Данньн' Т01 можно 'будет совершить ствнктивно стремятся пртаать- сками. Между тем, простое меха- будет спответствов,ать ЭК 10 номич- гРУб>'ю ошибку при разработке но- гориэонтальном раскрытии тра- на зависеть прежде всего от про- лекса (траулер— распорные сред- Р° о ла. Донные рыоы, облавливаемые траливаемои площади. Улов дол- __ Tnmnna« ^ vr,2. Если же к скорости ся к грунту. ?го предположение ническое увеличение скорости HQ. - №Л(>ВЫХ усттновок и вых типов тРаУлеРов. хорошо подтверждается нракти- евьппе трех узлов всегда приво- гидр0динамическ03ту равновесию Следовательно, исследования по кои. Каждый промысловик зна- дило к уменьшению горизонталь- ^ ^ р д ^ дОСОК Поэтому когда определению интенсивности трало- ет, что если загрузка груитропд ного раскрытия трала и резкому £ ^ \ т т Q не^ ’ 0Д^ В0Г0 лова для определения сырье- мала и оооннцы не олеетят, то снижению улова. Было установ стп повьгшеття эффективности вых запасов, выбора типов судов, улова в трале нет. >лов падает и лен», что основная причина паде- тралового фЛОта ^ счет ликвида- а также установления количе- при отрыве досок от грунта, хотя ния уловистости тралов на повы Ц1Ш создавшейся диспропорции ства траулеров, одновременно на- в этом случае вертикальное рас- шенных скоростях заключается между увеличившейся мощностью ходящихся на промысле, необхв- крытпе сетей резко увеличивается, не в конструкции сетей, а в низ- СуДОВ И о р у д ИЯМ11 лова И pei;o- Димо включить в план исследо- Значит, одним из основных факто- них гидродинамических качествах мендуем конкретные конструктив- ввтеяьеких работ на бли;каишие ров, повышающих уловистость распорных досок, которые приво- \ _ «го™ годы донного трала, должно явиться дят к частичному закрытию тра- * ’ ‘ ,т увеличение горизонтального рас- ла. Мы установили, что и при ппмпяп,1Т„ 7. н/?1 ' . Использование всех перечислен- крыт,ш между досками. Это очень нормальных скоростях ни один из НЬИ ВУТеИ Н0ВЬ,“ шия ^ ф€КТИВ’ убедительно ' подтверждалось и тралов, находящихся на вооруже- T ’ но''ти Ч»«“ ввго Флата будет спо- опьтми , которые проводились в нии Флота, не имел должного с&бствовать ?спшиому вьшолне- 1 9 5 0 - 1 9 5 ! годах с траловыми раскрытия, которое могла. вбеепе- ^ ксплуатацт{ флота нию задач, которые будут постав- досками повышенной распорной чить конструкцн* его сетной ча- " Г я с Г г Г Т Л п З я ^ РЬ1°Н°И промышлен- силы на траулерах «Севасто- ст„. В е п ш с ш * перед m m ’ npeJC™ ® M ПОЛЬ» и <сОдесса». встала задача разработать такие ШРННые распорные средства буд?т и * МАТРОСОВ , нл«н науч- Увеличение горизонтального распорные средства, которые бы 05РРП(11твят1 но-технического общества раскрытия трала между распор- обеспечивали оптимальное рас- большие скопости и R v ivt тралового флота, ными досками за счет удлиннения крытие сетей и позволили произ- трала’ &ольнгае скорости и будут кабелей, как известно, также по- водить траление на больших ско- вьппает вылов. Однако при ско- ростях беа всякого уменьшения ростях траления 2,8— 3,2 уз- этого раскрытия. Конструктивное ла увеличение длины кабелей вы- разрешение такой задачи решило ше 40 метров приводит к их про- бы и проблему эффективного ис- впеанию, быстрому износу, заде- пользования мощности больших вам за камни и обрыву. В Гер- кораблей. мании в последние годы в целях Как известно, с этой целью увеличения горизонтального рас- были разработаны новые распор- грытия трала применили вторую ные доски эллиптической формы пару малых досок площадью око- с вертикальной щелью, которая ло одного квадратного метра, ус- должна была устранять вихре- танавливаемых перед крыльями вое сопротивление. Для обеспече- сетной части трала вместо клаче- ния динамического равновесия вок. Считается, что это повышает досок относительно всех трех осей вылов на 30 процентов. пространства был применен бал- Анализируя основные пути уве- ластный киль, щель выполнена лишения вылова гыбкг й»лото*. мы наклонно и смещена точка коетт- Ассортимент надо расширять Большим спросом у населения нашего города всегда пользова­ лась мурманская мелкая сельдь (маринованная, типа кильки) в бан­ ках. Однако за последнее время она не появляется в магазинах. Почему же Мурманский и Кандалакшский, рыбокомбинаты прекра­ тили выработку этой продукции? На этих предприятиях мало выпускается и консервов из атлан­ тической сельди, которая в осенне-зимний период по вкусовым ка­ чествам превосходит сельдь других бассейнов. Рефрижераторные транспортные суда часто доставляют мел­ кую свежую сельдь из Атлантики и Мотовского залива. Ее при­ нимают холодильные заводы №№ 1 и 2. Но из-за плохой организа­ ции сбыта рыбы хотя бы на местном рынке зачастую она отво­ зится на мукомольный завод, как утиль. Надо использовать все резервы для расширения ассортимента рыбной продукции. К. БЕЗБОРОДОВ, диспетчер первоге участка рыбного порта. Техническая учеба помогает Более тысячи рабочих и слу­ жащих рыбного порта, помощ­ ников крановщиков, кочегаров и подкатчиков по обслужива­ нию котельных, машинистов, мотористов судов, водителей автомашин, слесарей, электри­ ков, электроагрегатчиков и ра­ ботников других профессий в текущем году повысили тех­ нические знания, получили высокие разряды, стали рабо­ тать самостоятельно. На первом участке порта помощник крановщика тов. Абдулхакимов сейчас работает крановщиком, кочегары тт. Кожевников, Петров стали ме­ ханиками котельных энерго­ хозяйства. В портовом флоте самостоятельно работают на­ питан мотобота «Водолаз» тов- Григорьев, его помощник тов. Ларченко»помощник капитана буксирного парохода «Чусо­ вой» тов. Хлевной. Все они до .учебы были матроеами. Груз­ чики первого участка тт. Во- лобуев, Васильев, Савиво*г Эськова приобрели специаль­ ность водителя автомобиля. Знания, полученные при обучении, помогли стать мно­ гим механизаторам хорошими специалистами. До учебы на курсах крановщик мог работать только на одном каком-либо кране или на паровом, или на портальном if все текущие ремонты кранов производи­ лись работниками судоремонт­ ного завода. После же обуче­ ния крановщик овладел рабо­ той на любом кране различ­ ной марки, кроме того, вееь те­ кущий ремонт механизаторы производит теперь сами. К чи­ слу лучших крановщиков, ов­ ладевших смежными профес­ сиями, относятся тт. Любчен- ко, Ковалев, Сапожников, Поп­ ков и другие. За последние два месяца техническим обучением "охва­ чено свыше 100 человек мото­ ристов, автослесарей, бригади­ ров электропаролебедчиков и других специальностей- В це­ лях улучшения состояния ра­ боты автотранспорта свыше 120 водителей прошли курсы по пятидесятичасовои про­ грамме и успешно сдали эк­ замены. Отличные знания правил уличного движения показали шоферы тт. Сиротка, Чмыр, Терещук н другие. В настоящее время такие заня­ тия проводятся с другими группами шоферов. В будущем году техническим обучением будет охвачено около семисот портовиков. И. ЖУКОВ, диспетчер автобазы рыбного порта. г На Мурманской судоверфи многие детали корабельных ме - xohusmdq воссталакивают ся с помощью вибродуголой наплав­ ки. На снимке: инженер-технолог 0тов. КОМ О РНИ К и токарь тов . М И Х А Й Л О В наблюдают за вибродуговой наплавкой. Фото С. Васина. ПоучигпЬся Сейчас в Мурманск начали приходить корабли Архангельского тралового флота. Удивляет при этом одно обстоятельство: промышляя в одних районах с мурманскими траулерами, архангель­ ские моряки добывают рыбы больше, чем наши. Например, 7 декабря в порт пришел архангель­ ский траулер «Курс», имея на борту 35 тонн свежей и 130 тонн еоленой рыбы, а также 7 тонн рыбьего жира. А из шести мурманских траулеров » тот день самый большой груз доставил «Магни­ тогорск», ио он все же был почти в два раза •Р у соседей меньше, чем у «Курса» — 35 тонн свежей и 40 тонн соленой рыбы, 2 тонны жира. 9 декабря архангельский траулер «Ростов» привез 105 тонн свежей и соленой рыбы и 4 тонны жира. Возникает вопрос: почему же архангельские моряки ведут промысел успешнее мурманчан? 11 $ следует ли поучиться у своих соседей да ае* ренять их опыт? Б. АНУФРНЕВСКИЙ, диспетчер рыбоком­ бината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz