Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.
К КОММУНИЗМУ, К ИЗОБИЛИЮ! Обсуждаем тезисы доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС Пути повышения эффективности работы тралового флота g ПОСЛЕДНИЕ годы значи- пришли к выводу, что наиболее ления ваера выше продольной оси. гарантировать эксплуатацию си- тельно вырос флот не рациональный путь, хотя н более Все это позволило увеличивать ловых установок на экономичных только по количеству новых су- сложный, должен заключаться в скорость до 5 и выше узлов, с режимах. дов, но и по мощности трауле- повышении распорной способно- сохранением нормального гори- А Пйка проблема эффективного ров. Если де 1950 года мощность сти траловых досок за ачет улуч- зонтального раскрытия и даже с использования мощности флота ос- большинетва судов составляла шения их гидродинамических ка- некоторым его повышением. тается еще практически нерешен- 600— 800 лошадиных сил, то честв и частично за счет увели- Испытания показали что при Евй- ® ее Я 61116111110 должны быть теперь есть суда мощностью чения площади досок. С этой скоростном тралении (3 9— 4 уз- пРивлея* в н специалисты-кораб- 2000 лошадиных сил. целью нами были разработаны ла) увеличппается выло’в в cpL . лестроители и гидромеханики. А между тем мы до сих пор конструкции новых многощеле- нем н а '35 процентов. Повышен- Тогда в ближайшие годы свстоя- имеем еще одни и те же традо- вых овальных траловых досок ные скорости уменьшили подти- ние и технической вые сети, распорные средства и площадью пять квадратных мет- рание и аварийность сетей эксплуатация тралового флота промысел ведем как на трауле- ров. Сравнительные испытания ^ ак как увет}Ичен11е - горизон- намног® улучшится, рах мощностью 600, так и 2000 опытных досок, проводившиеся в тального раскрытия донного тра- Теперь уже известно, что воз- сил с одинаковой скоростью- Ком- прошлом году, показали, что они ла путем повышения распорной интенсивность лова ска- плекеные теплотехнические испы- увеличили горизонтальное рас- -СЙЛЫ досок и скоростное трале- зываетс* ва денном промысле. По- тания траулеров типа «Пушкин» крытие трала между досками на Нй(| принодят к увеличению соп- этому исслеДоваддя по определе- показали, что по этим причинам 35 вроцентов и соответственно по- • роТИВЛения ceT&g то это П03В0. нию интенсивности тралового лова мощность судов при тралении ие- высиди вылов, пользуется недопустима низка. Таким образом, мы можем обое- Так, даже при самых ке&ш » - нвваьгне утверждать, что увелоте- ляет удлиннять кабели и за счет такЖе иеобходимо организовать и этого еще больше увеличить гори- С0В0ЬУПН® с качественным повы- зонтальное раскрытие между де- шеннем эффективности флота и приятных метеоролвгэтееких ус- вие горизонтального раскрытия сками д 0 aT&g же притане прн изучением влияния его на вылов. ловиях — при 7— 8 баллах и между досками является одним из повышенных скоростях траления Тогда такие исследования смогут скореств траления 3,5 узла, ва- наиболее важных факторов иовы- следует удлтшять кабели до 80 предопределить необходимые ти- грузка на двигатель составляет шения вылова. Это треаует и __JOO метров- Повышение скоро- пы’ ^ Ч 6 РЫ и количестве новых примерно одну треть номиналь- белим» мощнеети судна, так как сте£ Траления как чы же _ судов, так как все эти «бетоя- н м нагрузи . Значит, главный увеличение ^горизонтального рас- _швал1т весьма эффективно при тельства &УДУТ накладывать опре- двнгатель рефрижераторных еудвв крм пм «дав донного трала ведет определенных условиях и поэто- Деленные требования в отношении имеет большой резерв мощности. к увеличению сопротивления. J[y должно gbITb ВНедрено в тра- продолжительности рейса, кубату- Рассматривая основные пути При проектировании траулеров ловом флоте ' Ры трюмов и запасов топлива, ко- повышения вылова рыбы и улуч- следует учитывать это. Однако простое механическое т°Рые как и мощность, должны шения работы флота на режиме Теперь о скорости траления. увеличение оборотов двигателя ®ыть cl?Poro соизмеримы с улова- траления, вначале поговорим о Првизводительность трала долж- без учета взаимосвязи всего комп- ми для того’ что^ы Работа трауле ров была высоко рентабельной. - s . й ства - траловая сеть) и без уче- Если ж е “ определению этих по- тралом, остро реагируют на дви- жен быть тем больше, чем боль- та состояння моря и нааравДенш 1 о т е л е й подходить лишь на ос- жение водц, создаваемое распор- ше будет екорость и горизонталь- ветра не может гарантировать новании голых _ статистических ными досками. Поэтому они ин- ное раскрытие трала между до- что П’0вышение СК0»0сти всегда Данньн' Т01 можно 'будет совершить ствнктивно стремятся пртаать- сками. Между тем, простое меха- будет спответствов,ать ЭК 10 номич- гРУб>'ю ошибку при разработке но- гориэонтальном раскрытии тра- на зависеть прежде всего от про- лекса (траулер— распорные сред- Р° о ла. Донные рыоы, облавливаемые траливаемои площади. Улов дол- __ Tnmnna« ^ vr,2. Если же к скорости ся к грунту. ?го предположение ническое увеличение скорости HQ. - №Л(>ВЫХ усттновок и вых типов тРаУлеРов. хорошо подтверждается нракти- евьппе трех узлов всегда приво- гидр0динамическ03ту равновесию Следовательно, исследования по кои. Каждый промысловик зна- дило к уменьшению горизонталь- ^ ^ р д ^ дОСОК Поэтому когда определению интенсивности трало- ет, что если загрузка груитропд ного раскрытия трала и резкому £ ^ \ т т Q не^ ’ 0Д^ В0Г0 лова для определения сырье- мала и оооннцы не олеетят, то снижению улова. Было установ стп повьгшеття эффективности вых запасов, выбора типов судов, улова в трале нет. >лов падает и лен», что основная причина паде- тралового фЛОта ^ счет ликвида- а также установления количе- при отрыве досок от грунта, хотя ния уловистости тралов на повы Ц1Ш создавшейся диспропорции ства траулеров, одновременно на- в этом случае вертикальное рас- шенных скоростях заключается между увеличившейся мощностью ходящихся на промысле, необхв- крытпе сетей резко увеличивается, не в конструкции сетей, а в низ- СуДОВ И о р у д ИЯМ11 лова И pei;o- Димо включить в план исследо- Значит, одним из основных факто- них гидродинамических качествах мендуем конкретные конструктив- ввтеяьеких работ на бли;каишие ров, повышающих уловистость распорных досок, которые приво- \ _ «го™ годы донного трала, должно явиться дят к частичному закрытию тра- * ’ ‘ ,т увеличение горизонтального рас- ла. Мы установили, что и при ппмпяп,1Т„ 7. н/?1 ' . Использование всех перечислен- крыт,ш между досками. Это очень нормальных скоростях ни один из НЬИ ВУТеИ Н0ВЬ,“ шия ^ ф€КТИВ’ убедительно ' подтверждалось и тралов, находящихся на вооруже- T ’ но''ти Ч»«“ ввго Флата будет спо- опьтми , которые проводились в нии Флота, не имел должного с&бствовать ?спшиому вьшолне- 1 9 5 0 - 1 9 5 ! годах с траловыми раскрытия, которое могла. вбеепе- ^ ксплуатацт{ флота нию задач, которые будут постав- досками повышенной распорной чить конструкцн* его сетной ча- " Г я с Г г Г Т Л п З я ^ РЬ1°Н°И промышлен- силы на траулерах «Севасто- ст„. В е п ш с ш * перед m m ’ npeJC™ ® M ПОЛЬ» и <сОдесса». встала задача разработать такие ШРННые распорные средства буд?т и * МАТРОСОВ , нл«н науч- Увеличение горизонтального распорные средства, которые бы 05РРП(11твят1 но-технического общества раскрытия трала между распор- обеспечивали оптимальное рас- большие скопости и R v ivt тралового флота, ными досками за счет удлиннения крытие сетей и позволили произ- трала’ &ольнгае скорости и будут кабелей, как известно, также по- водить траление на больших ско- вьппает вылов. Однако при ско- ростях беа всякого уменьшения ростях траления 2,8— 3,2 уз- этого раскрытия. Конструктивное ла увеличение длины кабелей вы- разрешение такой задачи решило ше 40 метров приводит к их про- бы и проблему эффективного ис- впеанию, быстрому износу, заде- пользования мощности больших вам за камни и обрыву. В Гер- кораблей. мании в последние годы в целях Как известно, с этой целью увеличения горизонтального рас- были разработаны новые распор- грытия трала применили вторую ные доски эллиптической формы пару малых досок площадью око- с вертикальной щелью, которая ло одного квадратного метра, ус- должна была устранять вихре- танавливаемых перед крыльями вое сопротивление. Для обеспече- сетной части трала вместо клаче- ния динамического равновесия вок. Считается, что это повышает досок относительно всех трех осей вылов на 30 процентов. пространства был применен бал- Анализируя основные пути уве- ластный киль, щель выполнена лишения вылова гыбкг й»лото*. мы наклонно и смещена точка коетт- Ассортимент надо расширять Большим спросом у населения нашего города всегда пользова лась мурманская мелкая сельдь (маринованная, типа кильки) в бан ках. Однако за последнее время она не появляется в магазинах. Почему же Мурманский и Кандалакшский, рыбокомбинаты прекра тили выработку этой продукции? На этих предприятиях мало выпускается и консервов из атлан тической сельди, которая в осенне-зимний период по вкусовым ка чествам превосходит сельдь других бассейнов. Рефрижераторные транспортные суда часто доставляют мел кую свежую сельдь из Атлантики и Мотовского залива. Ее при нимают холодильные заводы №№ 1 и 2. Но из-за плохой организа ции сбыта рыбы хотя бы на местном рынке зачастую она отво зится на мукомольный завод, как утиль. Надо использовать все резервы для расширения ассортимента рыбной продукции. К. БЕЗБОРОДОВ, диспетчер первоге участка рыбного порта. Техническая учеба помогает Более тысячи рабочих и слу жащих рыбного порта, помощ ников крановщиков, кочегаров и подкатчиков по обслужива нию котельных, машинистов, мотористов судов, водителей автомашин, слесарей, электри ков, электроагрегатчиков и ра ботников других профессий в текущем году повысили тех нические знания, получили высокие разряды, стали рабо тать самостоятельно. На первом участке порта помощник крановщика тов. Абдулхакимов сейчас работает крановщиком, кочегары тт. Кожевников, Петров стали ме ханиками котельных энерго хозяйства. В портовом флоте самостоятельно работают на питан мотобота «Водолаз» тов- Григорьев, его помощник тов. Ларченко»помощник капитана буксирного парохода «Чусо вой» тов. Хлевной. Все они до .учебы были матроеами. Груз чики первого участка тт. Во- лобуев, Васильев, Савиво*г Эськова приобрели специаль ность водителя автомобиля. Знания, полученные при обучении, помогли стать мно гим механизаторам хорошими специалистами. До учебы на курсах крановщик мог работать только на одном каком-либо кране или на паровом, или на портальном if все текущие ремонты кранов производи лись работниками судоремонт ного завода. После же обуче ния крановщик овладел рабо той на любом кране различ ной марки, кроме того, вееь те кущий ремонт механизаторы производит теперь сами. К чи слу лучших крановщиков, ов ладевших смежными профес сиями, относятся тт. Любчен- ко, Ковалев, Сапожников, Поп ков и другие. За последние два месяца техническим обучением "охва чено свыше 100 человек мото ристов, автослесарей, бригади ров электропаролебедчиков и других специальностей- В це лях улучшения состояния ра боты автотранспорта свыше 120 водителей прошли курсы по пятидесятичасовои про грамме и успешно сдали эк замены. Отличные знания правил уличного движения показали шоферы тт. Сиротка, Чмыр, Терещук н другие. В настоящее время такие заня тия проводятся с другими группами шоферов. В будущем году техническим обучением будет охвачено около семисот портовиков. И. ЖУКОВ, диспетчер автобазы рыбного порта. г На Мурманской судоверфи многие детали корабельных ме - xohusmdq воссталакивают ся с помощью вибродуголой наплав ки. На снимке: инженер-технолог 0тов. КОМ О РНИ К и токарь тов . М И Х А Й Л О В наблюдают за вибродуговой наплавкой. Фото С. Васина. ПоучигпЬся Сейчас в Мурманск начали приходить корабли Архангельского тралового флота. Удивляет при этом одно обстоятельство: промышляя в одних районах с мурманскими траулерами, архангель ские моряки добывают рыбы больше, чем наши. Например, 7 декабря в порт пришел архангель ский траулер «Курс», имея на борту 35 тонн свежей и 130 тонн еоленой рыбы, а также 7 тонн рыбьего жира. А из шести мурманских траулеров » тот день самый большой груз доставил «Магни тогорск», ио он все же был почти в два раза •Р у соседей меньше, чем у «Курса» — 35 тонн свежей и 40 тонн соленой рыбы, 2 тонны жира. 9 декабря архангельский траулер «Ростов» привез 105 тонн свежей и соленой рыбы и 4 тонны жира. Возникает вопрос: почему же архангельские моряки ведут промысел успешнее мурманчан? 11 $ следует ли поучиться у своих соседей да ае* ренять их опыт? Б. АНУФРНЕВСКИЙ, диспетчер рыбоком бината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz