Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

БЛИЖЕ К ЖИЗНИ, К ПРОИЗВОДСТВУ ОБСУЖДАЕМ ТЕЗИСЫ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ" ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ D НАСТОЯЩЕЕ время повсе- специальностям токаря, слесаря, улучшению нашей матедаальнои лестно проходит обсужде- машяниста-турбилиста, химика- базы с тем, чтобы ома могла пол- вис тезисов Пленума ЦК КПСС и лаборалта, электрика. В этом ностью удовлетворить потребно- Совета Министров СССР «Об ук- учебном году многие из них уже сти школы, ррилении связи школы с жизнью самостоятельно работают по спе- Нам необходимо очень еерьез- и о дальнейшем развитии систе- циальиостям. Окончив 9 классов но подумать о создании при шко- мм народного образования в и пройдя месячную произвол- ле механической мастерской, по­ стране». Оно приняло всенарод- ственную практику, они получа- стройке теплицы, пополнению ный характер и показывает свое- ют квалификационные разряды, оборудованием мастерских, каби- временность и жиленную необчо- Надо сказать, что в евое время, Нетов физики, химии, биологии, димость поставленного партией и когда мы начинали эту работу, электротехники, правительством вопроса. родители учащихся встретили Большое внимание в школе Наша школа уже в течение это начинание школы с большим нужно уделять физическому и ас- трех лет ставит основной целью удовлетворением. Десятикласс- тегическому воспитанию, а ма- своей работы воспитание учащих- ники изучают электротехнику и териальная база для этого у нас ся в труде. Воцрос этот решается автомобиль. И эго дало результа- совершенно неудовлетюоритель- рлз.тичными nytgjjdl в различных ты. ная. Очевидно, надо решать вопрос классах, в зависимости от воз- Кроме этого, ученики 8 — 10 о пристройке к школе спортивно- раетных особенностей школьна- классов с удовольствием участ- го зала. жов. Привлечение детей к посиль- вуют в обществевно-лроизткт- И, наконец, нам необходимо ному труду начинается уже с пер- венном труде .4 В прошлом году на еще больше развивать связи уча- вого класса и продолжается одном из комсомольских собраний щихся с моряками промыслового вплоть до выпускного — деся- было решено отработать «а строи- флота, проводить совместные ме- того. тельстве жилья по 60 часов каж- роприятия, встречи с иередоника- Уже в первом классе на уро- дому комсомольцу. Это предложе- ми производства, руководителями ках ручного труда дети приучают- ние подхватили все учащиеся и флота, так как это оказывает по- ся к работе с бумагой, картоном, в результате за год была продела- ложительное влияние на учащих- клеем, учатся шить и т д. Зти на большая работа. ся. навыки в последующих классах Взятые обязательства были пе- Мы надеемся, что траловый совершенствуются, а с 5 класса ревыполнены, каждый ученик флот окажет нам необходимую по- пмсольники переходят работать в 8 — 10 классов отработал по 65 мощь при реорганизации школы, мастерские. часов. ^ Реорганизация школы в свете Особое внимание на уроках С начала этого учебного года тезисов ЦК КПСС и Сонета Мини- ручного труда в 1— 4 классах и учащиеся снова взяли на себя стров СССР — дело огромной госу- работе в мастерских в 5— 7 обязательство отработать на дарственной важности, которое классах уделяется культуре тру- строительстве по 65 часов каж- поможет советским педагогам го­ да, экономному расходованию ма- дый. Первые итоги работы на товить подрастающее поколение в териала. строительстве хороши: учащиеся дуХе настоящих строителей ком- Но кроме уроков труда учащие- выполняют нормы на 150— 170 ^унизма. ея привлекаются к уборке клас- процентов нормы, сных помещений. территории Такая постановка воспитания школы, сбопу металлолома и ма- детей, связь их с производством кулатуры. Учащиеся 5— 7 клас- положительно сказались на об- сов ежегодно весной и летом тру- шем порядке в школе, улучше- дятся в подсобном хозяйстве нии дисциплины и успеваемости «Арктика». учащихся. В тезисах уделяется серьезное Но при существующих ныне внимание обучению девочек на- учебных программах, такая об­ выкай. связанным со спецификой щественно-производственная ра- жеяского труда. Уже в этом учеб- бота является для учащихся ном году в нашей школе девочки большой перегрузкой. Организа- 5—7 классов обучаются курсу ция школы в свете тезисов ЦК домоводства. Школа располагает КПСС поможет избежать этой пе- хорошо оборудованной швейной регрузки, а следовательно, сохра- мастерской. кухней, столовой, в нить здоровье учащихся. В на- котсрых девочки обучаются крой- шей школе, благодаря отеческой ке и шитью, приготовлению пи- заботе нашего шефа — тралового щи. сервировке стола, стирке и флота, создана неплохая мате- гллженью белья и т. д. риальная база. Но имея в виду В порядке опыта с прошлого перестройку школы, можно с учебного года в нашей школе была уверенностью сказать, что уже на введена специализация для уча- будущий год она нас ни в коей щихся 8 -х классов. Работая один мере не будет удовлетворять. Уже день в неделю на Мурманской сейчас нам совместно с руковод- тэи , ученики этих классов по ством тралового флота необходи- в-собым программам обучались мо разработать мероприятия по If А. МЕЛКИСЕДЕКЯНЦ, ди­ ректор 4-й средней школы. — Любовь к труду =— —это главное — Каждый юноша, каждая девушка, — как говорил Н. С. Хрущев на XIII съезде комсомола, — должны знать, что, учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, полезные для человека, для об­ щества. Научить их этому должны мы, педагоги. Как это сде­ лать, хорошо сказано в тезисах ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о даль­ нейшем развитии системы народного образования в стране». ч Большое внимание в тезисах уделяется политехническо­ му обучению. Роль учебных мастерских по металлу и дереву должна возрасти в школах до уровня других основных дис­ циплин. Они должны быть хорошо оборудованными, а по­ рядки, установленные в мастерских, должны быть похожи­ ми на порядки, существующие на производстве. При мастер­ ских необходимо в обязательном порядке сделать инстру­ ментальные. Следить за инструментом и выдавать его уча­ щимся для работы должны сами ученики (под наблюдением преподавателя), как это делается на производстве. За не­ брежное отношение к материальным ценностям и брак в ра­ боте нужно строго взыскивать и высмеивать в стенной пе­ чати школы. Это научит учащихся бережно относиться к на­ родному добру. Мне кажется, что настало время сказать о том, что необ­ ходимо разработать основной перечень рекомендательных изделий (от простых до более сложных) для учащихся 5— 7 классов. Согласно этому перечню местная промышленность должна давать заказы на изготовление нужных ей изделий, а снабжение материалами поручить совнархозам. Это повы­ сит интерес детей к занятиям в мастерских, а уровень зна­ ний, полученный ими в столярных и слесарных мастерских, позволит присваивать производственные разряды. Кроме практических знаний, ученикам необходимо давать и теоретическую подготовку по слесарному и столярному де­ лу, по технологии металла и дерева. Для этого следует при мастерских оборудовать специальные небольшие классы с наглядными пособиями, в которых они смогли бы не только записать объяснение преподавателя, но и посмотреть на при­ мере, показанном учителем. Н. РОМАНОВ, преподаватель по труду. Важный п р е д м е т •ЗДОРОВЬЕ детей, правильное ^ и х физическое и умственное развитие, привитие им необходи­ мых жизненных навыков является одним из основных вопросов, ре­ шаемых школой. У нас есть все необходимое, чтобы успешно решить этот во­ прос — высококвалифициро­ ванные кадры, советская система . физического воспитания, славные спортивные традиции, но нет со­ вершенно необходимого: нет базы в низовых коллективах, нет базы в школах. В Мурманске нет ни одной школы, в которой были бы созда­ ны все необходимые условия для Ученик 9-го класса БЕЛЯКОВ во время производственной прак- правильной постановки физиче* тики на Мурманской ТЭЦ получает профессию токаря. МЫСЛИ МАТЕМАТИКА школы позволит значительно повы­ сить качество обучения, а также ликвиди- ется то, что до сих пор оно, по существу, ровать разрыв между школой и жизнью. не принимает никакого активного участия Мне хочется остановиться только на од- в деле трудового обучения учащихся сред- ном вопросе взаимосвязи школы и произ- ней школы, хотя и ждет в лице их поиол- волства. Учащиеся нашей средней школы во вре­ мя обучения должны познать производст­ венный процесс, получить определенные трудовые навыки и твердую убежденность в необходимости освоения основ наук для того, чтобы быть достойным участником созидательного труда. В настоящее время ученики 9-х классов проходят производст­ венную практику. Для этого отводится 4 часа еженедельно. Это не так уж и мало, но если проанализировать процесс практи­ ки, то она дает значительно меньше ожи­ даемого. Существенным недостатком в во­ просе связи производства со школой явля- I стр. 2 декабря 1958 г. '••нения своих кадров. В настоящее время предприятия не идут дальше предоставления места и некоторых инструментов для обеспечения трудовой практики детей. Несет ли предприятие какую-либо ответ­ ственность за качество практики? — Нет. Самый же большой пробел производствен­ ников заключается в том, что школьники не получают доказательства необходимо* сти изучения математики (я говорю толь­ ко о математике). Для детей остается не­ ясным, что для того, чтобы быть квалифи­ цированным рабочим, необходимо хорошо знать то, что изучается в школе. Производ­ ство должно показывать детям, что без хорошего усвоения тех дисциплин, кото­ рые изучаются в школе, невозможно но­ ваторство, без хороших знаний нельзя гра­ мотно эксплуатировать механизмы, нельзя повышать производительность труда. В связи с этим представители предприя­ тий должны принять участие в создания программы обучения, особенно это каса­ ется восьмилетней школы. Кто, как не про­ изводственники должны быть за­ интересованы в объеме тех зна­ ний, которые будут даваться их будущим кадрам. - - : . Сам процесс обучения должен гбыть по­ строен таким образом, чтобы учащийся уже в школе получил необходимые навыки о трудовом процессе. Ведь в школе можно значительно быстрее и на высоком теоре­ тическом уровне дать учащимся навыки в применении знаний при выполнении изме­ рительных и вычислительных работ. На­ пример, съемка местности, разметка и рас­ четы при выполнении деталей определен* ной конфигурации, определение места ко­ рабля в море, учет дрейфа и другое. Изучение этих приложений математики требует создания определенной матери­ альной базы непосредственно в школе. Сейчас у нас проводятся измерительные работы, но такими инструментами, которы­ ми не работали даже наши деды. Неуди­ вительно, что после окончания школы уча­ щийся окажется в неловком положении, хотя он и будет иметь аттестат зрелости, в котором будет записан как один из ос­ новных предметов основы производства. В школе должны быть теодолит, даль­ номер и целый комплект инструментов и деталей производственного процесса. М ЛУКАШОВ, учитель математики 4-й средней школы. ского воспитания детей. В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР- говорится о не­ обходимости улучшения работы в области физического воспитания. Физическое воспитание детей школьного возраста оставляет желать много и много лучшего. Каждый школьник должен иметь спортивный разряд по из­ бранному виду спорта. Это тре­ бование совершенно необходимо, но его трудно осуществить в современных условиях в боль­ шинстве школ. Первое, что необходимо каж ­ дой школе решить в ближайшие полтора—два года — построить гимнастический зал со всем осна- щением для основной гимнастики. Второе, как минимум во всех классах, кроме 1—3-го, должно быть по шесть часов уроков фи­ зического воспитания в не­ делю (три раза по 90 минут). Третье — совершенствование в избранных видах спорта, начиная с 5-х классов. С. ПУШКАРЕВ, учитель физического воспи­ тания 4-й школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz