Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

Ближе к жизни, к производству! Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР „Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране" — Пути улучшения работы — ■ мореходного училища Наступил момент, когда и мы — коллектив частей, объединяющих теорию с практикой- Пер- Мурманского мореходного училища и обществен- вая часть плана «что изучается в стационаре», ность города-порта — должны подумать о выбо- вторая часть «что проходится в море* или «в ре правильного пути перестройки нашего учи- учебных мастерских». Ряд предметов спеццикла лища. Над чем же нам следует подумать и какие должен изучаться во время стажировки. Эти ме- вопросы являются принципиальными в работе роприятия разгрузят курсантов, облегчат препо- учебного заведения, готовящего моряков? Кого давание и приблизят его к жизни, нужно готовить? Кого принимать в училище? Ка- Третья часть разбираемого вопроса, касающая- кими способами можно улучшить подготовку спс- ся педагогического персонала, также тесно свя- циалистов и какие затраты понадобятся для под- зана с упомянутой реформой. Преподаватель рас- готовки отличных специалистов? планирует курс с учетом прохождения части его в условиях учебного плавания или учебных ма­ стерских. Здесь он сам или его коллега из соста­ ва экипажа судна сможет совместить обучение Ясно, что средние мореходные училища с 4— 5-летним сроком обучения даже на базе 8 классов могут и должны готовить штурманов дальне! о с непосредственной работой на палубе, в машине, плавания, механиков второго разряда (унинерса- в paJ, 10 pylil!e. Фактическая (вязь с произ- И , ) » Ралиотехников-элепторадиоиамгаторои благотворно повлияет иа преподавай- лей и курсантов, дополнив знания навыками и умением. Станет обогащаться опытом и молодеж­ ный педагогический состав училища, так как он окажется вынужденным тратить часть своего времени непосредственно на работу и приобре­ тение навыков в том деле, которому обучает курсантов. Преподаватели, ведущие свои пред- или электромехаников второго разряда. При этом стаж плавания в период учебы должен быть до­ статочным (и формально и практически!) для по­ лучения первого морского диплома и занятия младшей командной должности на судне (3-го по­ мощника капитана, 3-го механика, 2 -го ради­ ста или электромеханика). Разговоры о том, что средние мореходные учи- меты только по книгам и не имеющие собствен- лища должны готовить только штурманов мало- ного производственного опыта, или приобретут го плавания и механиков третьего разряда, не его, или уйдут из училища. В обоих случаях обоснованы. Это подтверждается многолетним это принесет пользу курсантам. мытом и морской практикой как транспортного, в повышением требований к препода- так и промыслового флотов. Тем более окажется достаточным срок обучения ( 4— 5 лет), если ^тслям нужно продумать и частичное уменьте- чаеть предметов учебного плана будет изучаться ние их лекционной нагрузки, заменив лекции в в период плавания на учебном судне. какой-то мере работой в мастерских, в лабсрато- В училище на наш взгляд нужно принимать риях, в кружках и на судах. юношей с образованием 8 классов при наличии g статье «Педагогические идеи Чернышевско- обязательного плавательного ценза в любой долж- _ •» , , ^ _ ности не менее полугода. го и Добролюбова» профессор Смирнов говорит, _ что для обеспечения успеха в педагогическом Для поступающих на механическое отделение допустимо половину этого срока проработать на Учителю надо иметь высокое я разносто- судоремонте. ронпее образование. Ему необходимо более, не- Но чтобы 15-^16-легний юноша мог полу- жели всякому другому специалисту, заниматься чить доступ в море, необходимо разрешить ео- своим делом с любовью, усердно и добросовест- держание учеников на судах рыбной промышлен- но, по своим качествам он должен быть тем кем ности. Кстати сказать, такая практика имела ме- хочет сделать своих воспитанников* сто много лет назад, когда учились в «мореход- „ ках» мы — старшее поколение. На судах были dTa глУбокая и справедливая мысль должна ученики и юнги не в том, странном понимании быть положена в основу работы педагогического этого слова, которое непонятно как привилось в персонала на новом этапе, промысловом флоте, где порой пожилую жевщи- п ну-уборщицу называют юнгой, совершенно забы- Остается сказать об учебном судне и органн- вая о нелепости такого определения. зации учебы на нем. Этому вопросу необходимо Третий вопрос — «Какими способами улуч- Уделить большое внимание. Судно должно быть шить подготовку специалистов?» — являете* со- достаточно велико, чтобы вместить четыре груп- етавным. В него входят: а) учебный план, б) ма- пы курсантов, располагать помещениями, при- териальная база, в) педагогический персонал. _ D , v , „ годными для классных занятий, в иметь по 12— Разберем его по частям. Учебный план - ос- 15 ра6от1п1 мест в „ ( ионном документ - программа дейсгппй всего рас, етом, чтобы , етМртая часть практикантов учебного заведения. В нем заложены и намечен- ва10юлмь работе допуст1ш, „ 4.1 группах иые к изучению предметы, и сроки, и целена- п0 25 ч е а т к _ 50 cyJ„ BC„ ™ e l „ 50 , е- праилениость практики. хаииков. Они разбиты на 4 ( 4 -часовые) ваГ- Учебные планы наших мореходных училищ ты. Следовательно, одновременно работают 12 заимствованы из училищ морского флота ео все- судоводителей и 12 механиков. ми их недостатками и без преимуществ, давае- п мых наличием плавпрактики на учебных* cue- Предполагается, что плавать и учиться на та- циально оборудованных судах. Добавление таких, ком сУДне будут вторые курсы училища. Судно, необходимых: для рыбной промышленности предме- предназначенное для учебной практики, может тов. как «промысловое рыболовство», «технология ть ®е только промысловым но и транспорт- рыбных продуктов», «промысловые механизмы», ным< Транспортное судно во многом удобнее, чем «гидроакустика», без удаления или сокращения но промысловое, так как ооычно оно располагает объему каких-либо менее важных для промысло- ®ольшими помещениями и при регулярности виков предметов, стеснило учебный план, довело Реисов может быть легче поставлено в график учебную неделю до 42 часов, перегрузив кур- учебного плана. сайтов. В распределении часов по предметам пло- При 8Т0М промысловую часть практики еудо- хо учтен профиль специалистов. Это относится к водители смогут пройти на следующем курсе, на- черчению, технической механике, электронавига- годясь на рыболовном судне. Помимо ряда спе- ционным приоорам, английскому языку. Неудач- циальных предметов, таких, как «морская прак- ны сроки практики. Все это говорит о необюди- тика», «навигация», «радионавигация», часть мости перестройки учебных планов, а затем и «астрономии», «двигатели внутреннего сгора- чаети программ по предметам. ния», «силовые установки», «вспомогательные Учебный план ^строится на полном использова- механизмы», «электрооборудование», «устройст- нии материальной базы: лабораторий, учебных во корабля», целесообразно перенести на период мастерских и выделенных для учебных целей су- плавания ванятия английским языком, изучение дов. Но в Мурманском мореходном училище име- отдельных разделов «экономики, организации н ются только некоторые лаборатории, а учебных планирования», а возможно что и политэконо- мастерских и учебного флота нет. мии. Для этого не потребуется создавать болыпо- При перестройке ^работы училища такое поло- го штата педагогов, так как вполне возможно жение материальной базы, как сейчас, остаться укомплектовать экипаж учебного судна образо- ие может. Прежде всего должно быть выделено ванными моряками, могущими уделить часть учебное судно и построены учебные мастерские, времени преподавательской работе: в нашем В раечете на это и надо составить новый учебный флоте немало таких людей, нужно только яаин- план. В нем должна быть учтена возможность тересовать их- прохождения части предметов в период учебио- к КА» * МДВ> Мурмиско- го плавания на специальном судне. Тогда план будет состоять из двух, органически связанных ге мореходного училища. Изменить практику подготовки специалистов О А ПОСЛЕДНИЕ три года флот зочарованных в выбранной ими нашего бассейна пополнил- профессии, необходимо будущих ся большим количеством новых курсантов, уже зачисленных в кораблей, оборудованных совре- училище, перед занятиями на* менными электронавигационными правлять на суда рьрбопромысло- приборами, весьма эффективно вого флота на 1 — 1,5 месяца с позволяющими увеличить добычу целью, чтобы они смогли озна* рыбы, улучшить безопасность су- комиться с условиями работы в довожденпя. Но судоводительский море, с выбранной ими специаль- состав флота и в их числе боль- ностью. В этом случае занятия шинетво выпускников мореход- следует начинать примерно в ного училища оказались непод- 1— 15 октября, готовленными к грамотной экс- Плавательная практика кур- плуатации этой техники. Где сайтов, как правило, бывает в же как ни в стенах училища бу- летне-осенний период, то есть в дущий судоводитель должен по- период благоприятной метеороло-* лучить прочные теоретические гической обстановки в море, знания и практические навыки в Окончив училище, многие вьшуск- эксплуатации электровавигацион- ники даже не испытали жестоко* ных приборов. го шторма. В результате они ока-* Училище имеет прекрасно обо- зываются не подготовленными к рудованный кабинет электрора- самостоятельной борьбе ео ста* дионавигацнонных приборов, но хией. программа, по которой учат кур- Вторую практику необходимо сайтов, не отвечает современным проходить на судах рыбопромыс- требованиям. Необходимо корен- лового флота бортового траления ным образом пересмотреть про- в период с января по апрель, грамму, увеличить число часов на чтобы в зимних условиях кур- теоретическое изучение электро- санты могли сделать 3— 4 рейса навигационных приборов и прак- в должности матроса, сдать тех- тические занятия; следует изу- минимум на матроса первого чать аппаратуру не только отече- класса- А за рейс— два в летний егвенного производства, но и наи- период, как это делается в на- более распространенные во флоте стоящее время, курсанты не в приборы иностранных марок. состоянии усвоить обязанности Надо добиться, чтобы выпуск- матроса и узнать суровую мор-< ник мореходного училища по скую жизнь, окончании его имел свидетельст- Третью, так называемую штур- во электронавигатора и не только манскую практику, необходимо имел, но и отвечал требованиям, проходить на учебных судах под предъявляемым к электронавига- руководством опытных и грамот- тору. Необходимо ввести специ- ных судоводителей, альный курс радиолокации, кото- Под учебные суда необходимо рый бы предусматривал деталь- переоборудовать корабли польской ное изучение основ радиолокации, постройки. На них не следует устройство радиолокационных ставить ни траловых дуг, ни ле- етанций «Створ» и «Нептун», бедок, ни прочего технологическо- радиолокационную метеорологию, го оборудования. В помещении использование радиолокатора в рыбомучной установки можно обо- разлнчных условиях плавания. рудовать электронавигационный Пора отказаться от порочной кабинет с действующей аппарату- практики ведения учебных про- рой, обслуживание и экеплуата- кладок на учебных картах. Их цию которой следует поручить следует вести на навигационных курсантам. В резервном и глав­ картах северного басеейна, то ном трюмах можно создать кубри- есть иа тех картах, с которыми ки на 45— 50 человек куреан- большинетво выпускников столк- тов, а также учебный класс, нется в своей практической дея- Расширив и удлинив шлюпочную тельности. палубу. Можно дополнительно у с- В курс «морской лоции» необ- тановить две епасательные шлюп- ходимо ввести раздел: «Север- ки - что вполне удовлетворит тре- ный морской бассейн», который бования Регистра СССР в отноше- бы предусматривал общее озна- нии количества спасательных комление с морями Северного средств. Ледовитого и Атлантического оке- Переоборудование двух таких анов, детальное изучение Варен- кораблей стоит гораздо дешевле, цева моря, в частности Кольского чем постройка специального суд- залива и Мурманского берега. А на- Некоторые товарищи могут то как правило выпускники в возразить, зачем, дескать снимать лучшем случае имеют смутное траловое оборудование, надо что- представленне о Кольском заливе^ бы выпускник мог работать с не говоря уже о более отдален- тралом. По-моему, это не обяза­ ны* пунктах побережья. тельно. Прежде всего необходимо В рыболовном флоте отсутет- курсанту дать хорошую штур- вуют сигнальщики. Кто как ни манскую практику, а научиться выпускники училища должны спускать и поднимать трал, как владеть всеми тонкостями сиг- показала практика, можно за нального дела, а они, как прави- три— четыре вахты- А месяца до- ло, кроме позывных, номера суд- статочно, чтобы успешно рабо- на и улова ничего не могут ни тать в группе судов, для этого передать, ни принять, не говоря лишь необходимы прочные теоре- уже о семафоре и международ- тические знания и хорошие штур- ном своде сигналов. По-моему, не- манские навыки, полученные на обходимо ввести изучение свг- учебных судах и в учебных клас- налопроизводства не как раздел сах. морской практики на определен­ ном этапе изучения, а с пер­ вых дней пребывания курсанта в стенах училища. Неплохо бы было, если бы бу­ дущий судоводитель знал и ра­ диотелеграфное морзе в пределах 40— 60 знаков в минуту, тогда бы не пришлось отрывать радио­ оператора для определения позыв­ ных радиомаяков. А такие случаи во флоте имеются. Чтобы не было товарищей, ра- 13 декабря 1858 г. 3 стр. H. ЛЯПИН, штурман даль» него плавания, старший по_ мошник капитана траулера «Лот».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz