Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.
Д АЛЕКО за пределами на шей области известна трудовая доблесть морянов тралового флота. Продукция, вырабатываемая на наших промысловых судах, пользует ся заслуженной славой не только в нашей стране, но и за границей. Но мало кто зна ет, сколько мужества, отваги, упорства, смекалки проявля ют матросы и капитаны, ме- ханини и кочегары наших траулеров в борьбе с суровей стихией Баренцева моря и Северной Атлантики. Мзло кто знает, что труд промысло вика это труд человека, все го себя отдающего Родине и нередко рискующего жизнью для блага народа. Уже давно у нас в городе, да и в других местах можно было слышать разговоры о том, что вот-де пишут наши писатели хоро шие книги о шахтерах, в по корителях целины, о сталева рах, а о тружениках моря нниг почему-то нет. Слушал эти разговоры и первый по мощник капитана плавбазы «Атлантика» А. С. Шевцов. Он давно уже задумал напи- Моряки обсуждают повесть сать ннигу о славных рыба ках Заполярья и долге над ней работал. Причем работал в море, читая написанное про мысловикам, советуясь с ни ми. В сокращенном виде по весть А. Шевцова «На все четыре ветра» была напеча тана в журнале «Звезда». Она вызвала большой интерес у моряков тралового флота, у всех мурманчан. Неснолько раз автор повести встречался со своими читателями, сове товался с ними, спрашивал, что нужно сделать для того, чтобы его произведение стало лучше, художественнее. Недавно состоялась чита тельская конференция моря ков тралового флота с участи ем автора повести «На все четыре ветра», на которой присутствовало 160 человеи. Моряки подробно обсудили достоинства и недостатки по- своего то в а р ища вести, высказали много дель ных советов ее автору, а так же пожелания, чтобы повесть была доработана и выпущена Мурманским книжным изда тельством отдельной книгой. Выступая на читательской конференции, автор повести «На все четыре ветра» А. Шевцов поблагодарил чи тателей за критику, за дель ные замечания и сназал. что они помогут ему дополнить и исправить рукопись. В заключение конференции А. Шевцов прочитал свой но вый рассказ, напечатанный в журнале «Звезда», «Курс сдал». Сегодня мы публикуем от клики читателей на повесть А. Шевцова «На все четыре ветра». ПРАВДИВЫЕ ОБРАЗЫ |ГОГДА читаешь хорошую кни- * * гу, то всегда учишься че му-то новому, вспоминая в обра зах, выведенных автором, знако мых людей. В этом и состоит ценность каждого художестйенно- го произведения. Хорошо выведены в книге А. Шевцова Петренко и Хруста- лев. Они наш.™ общий язык и это помогает им в работе. Такие люди у нас есть, и их немало, у них мы учимся. Но есть в повести и отрица- телыше герои, которые вызывают отвращение и, к сожалению, еще имеются на наших флотах. Возь мем. например, капитана Курдю мова. Это любитель заграничных духов, носит бородку лопаткой, любит покрасоваться перед моло дежью. восхваляет себя. Таков он на берегу. А каково поведение Курдюмова в море? С командой не говорит, утаивает уловы. К сожалению, Курдюмов и «курдю- мовшина» существуют.. и бороть ся е ниш дело всей обществен- хостн. Курдюмов заявляет, что воспи тание личного состава дело толь ко иомпояита. Он никогда не по говорят с моряками, не ободрит команду, его нзлюоленное обра щение к подчиненным было «дар моед». Он даже ел отдельно от команды. Читая повесть, я узнал в Курдюмове капитана Пустот ного. (который уже не работает у вас). Машинную команду, прямо скажу, авгор обидел. От работы механиков н кочегаров зависит многое, и в повести нужно отра зить полнее их жизнь и героиче ский труд. Мне ^кажется. что повесть А. Шевцова «На все четыре вет ра» нужна н полезна. Особенно мне ' нравится ее первая часть. Над второй частью автору следует еще поработать. Издание повести отдельной книгой дело нужное. А. ВОРОБЬЕВ, первый помощник капитана траулера «Златоуст». ТАКИМ И ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛИТРАБОТНИК К ом м уни с ти ческая партия учи т н а с повседневно заниматься воспитанием масс. У нас, на траловом флоте, этим при званы заниматься в первую очередь пер вые пом ощ ни ки капитанов , или к а к их называю т , помполиты . В "повести выведен первый пом ощ ни к капитана комм уни с т Хрусталев . Он тер'пеливо и кропотливо воспитывает личный состав вверенного ему корабля . Образ политработника Х р у - сталева вполне реален. У нас на наш их кораблях много т а ки х людей. Хорошо сделал автор, что описал его со всеми слабостями, свойственными человеку. Хрусталев пришел на корабль , не зная моря, он подвержен морской болезни. К а к большинство новичков он не знал, с чего начать. Н о он не мог быть просто наблюдателем событий, происходящих на траулере. Хрусталев быстро осваивается с судовой ж и зн ью , активно вмешивается во все вопросы. Повесть правдиво показывает все дей ствия Хрусталева. Он удачно начал ра боту на траулере, потому что не был оди- Показать геропззг моряков КАК известно, в годы Великой Отечественной воины многие ко рабли тралового флота, большинство его моряков участвова ли в сражениях с фашистскими пиратами, сбивали вражеские са молеты, топили подводные лодки. Наши промысловики показали се бя подлинными героями. Говоря о повести А. Шевцова «На все четыре ветра», которая мне понравилась, я хочу посоветовать автору дополнить ее глава ми, в которых бы рассказывалось о героизме, стойкости и вынос ливости моряков, об их участии в Великой .Отечественной войне. Д. ЛУЗИН, машинист рыбомучной установки. ПОЛЕЗНАЯ КНИГА ПОВЕСТЬ А. ШЕВЦОВА име- ководствуясь виденными им фяк- ет определенные достоин- тами. ства. Прежде всего она правдива. Однако следует отметить, что Так, например, сравнивая ее с повесть имеет и недостатки. Она романом Пикуля «Океанский слишком фотографична. В ней патруль», видишь, что автор «На много совершенно ненужных все четыре ветра» не пошел по СТ|за'ниц' наП0М№наюЩих инструк ции по выполнению определен- легкому пути в поисках детектива, ньгх производственных процессов. а написал свое произведение, ру- Многие образы схематичны. Спорен эпизод, в котором ояи- сывается испытание трала. Автор должен помнить, что в жизни мы не встречаем только хороших и тольно плохих людей. У каждого человека есть свои по ложительные и отрицательные стороны. И тем не менее повесть читается с удовольствием. О. КРОТОВА, заместитель начальника уп равления тралового флота. нок , потому, что опирался на передовую часть команды , на комм унистов Петренко , Степко , на профсоюзную и комсомоль с кую ор ганизации . Первый пом ощ ни к к а питана принципиально подходит к реше нию всех вопросов. Вот пример. Все пом нят про ступо к Петренко , его лихачество при ш вартовке в порту . Это сделалось предметом обсуждения , ч то помогло и в целом партор ганизации , и лично ком м у нисту Петренко . В повести успешно показан рост совет с ких людей. Читатели видят, что труд , затраченный Хрусталевым на воспитание лично го состава корабля , не прошел да ром. К н и га имеет недостатки . Н о она прав диво отражает быт и ж и зн ь моряков , она долж на быть выпущена отдельным изданием. К. ЯРУШЕВ, первый помощник капитана траулера «Лебедка». А ЧТО ДЕЛАЛ КАПИТАН? ПОВЕСТЬ «На все четыре * * ветра» я прочел недавно. Прямо скажу, она мне понрави лась. Красной нитью в этом про изведении проходит борьба ста рого, консервативного, с новым, прогрессивным. Я имею в виду капитанов Курдюмова в Пет ренко. И тем яе менее автор допустил одну ошибку. Судя по прочитан ному, воспитательная работа ве лась только помполитом. А что же делал в этом отношении капи тан? С. ПЛОТНИКОВ, напитан траулера «Сталин град». Повесть нужно издать Повесть имает больше» по литическое значение. В ней очень ярме помазана борьба невого со старым. О недостатках повести мож но было бы и не говорить. Ав тор слышал о них на чита тельских конференциях и, безусловно, учтет критику про мысловиков. Хетелееь бы тольио, чтобы он сменяя свою книгу более лиричней, опи сал прелесть северной при роды. Издание этой повести отдельной книгой будет встре чено горячим одобрением. В. ЗАМЫШЛЯЕВ, первый помощник капи тана. f ЖИЗНЬЮ мода- ^ ков нашего про мыслового флота а * знаком очень давно. Встречался за это вре мя и с капитанами, н е помполнтами. и с матросами, был близ ко знаком с коренны ми поморами. И вот что мне хочется ска зать. что из всех не многих книг, напи санных об этих людях, «На все четыре вет ра» произвела на ме ня самое глубокое впечатление. Мне ка жется, ее полезно про честь как старым, так и молодым моря кам потому, что в ней рассказывается о том, чего может добиться Это вз ято из жизни человек, вставший на правильный, чеетвый путь. Многие факты взя ты автором из нашей действительности. На пример, утаивание уловов. Этим еще «бо леют» некоторые на ши старые капитаны. Такой факт даже об суждался на послед нем п-ромысловом со вете. Повесть показывает, как нужно правильно воспитывать людей. Читая ее, я и для се бя нашел много по лезного, хотя опыт партийно - политиче ской работы у меня большой. Несколько слов о героях повести. Такие, как Петренко и его учитель Фирсов, часто встречаются на флоте, таких ЛЮдей немало. Бывают и случаи, по добные тому, когда Петренко решил пори соваться во время швартовки и допустил аварию. Все это реаль но, правильно и то, что капитан Петренко осознает свои ошибки и исправляет их. Сде лать это ему помогают коллектив, политра ботник. ✓ Курдюмовых у нас становится все мень ше. Это собственник, который привык скры вать свои знания, свой опыт, но такие явления у нас изжи ваются на флоте, и повесть, по-моемт, по может сделать это. В повести слиш ком мало показан ге роизм моряков в Оте чественную. войну. Считаю, что автору нужно ис-править эту ошибк<у. А. ТУПИКОВ, первый помощник капитана траулера «Север». ДРУЖБА РОЖДАЕТСЯ Б ТРУДЕ Из повести сделать роман сЩ Е в 30-х годах мне приходилось читать книгу Воеводича и Рысса «Буря», в которой рассказывалось о моряках тралового флота. Больше книг на эту тему долгое время не выходило. И вот я прочел повесть А. Шевцова, в которой рассказывается о промыс ловиках. об их жизни в послевоенный период. Автор удачно пока зал процесс сплочения коллектива, правдиво показана роль пер вого помощника капитана и всего командного состава в воспита нии моряков. Я считаю, что автор должен дополнить повесть, сде лать из нее роман. При этом следует учесть недостатки, которые имеются в по вести. Прежде всего, по-моему, некоторые герои идеализированы. И. ПРОСТНЕВ, первый помощник капитана траулера «Засольщик*. Если первая часть повести бо гата образами, читается легко и с интересом, то вторая ее часть на- ы Н Е ОЧЕНЬ понравились об- сплоченный коллектив и что мо- поминает скорее очерк. Этот не- разы рядовых моряков, вы- ряки в конце концов становятся достаток должен быть исправлен, писанные автором А. Шевцовым, истинными друзьями и настоящи- д 0 эта книга нужна морякам, и Они очень жизненны и правди- ми работниками. Именно так и вы. Есть среди молодых матросов бывает в жизни, так называемые «аристократы» и Значение произведения А. Шев- «работяпи». Они разделились на цова, на мой взгляд, заключается два лагеря, каждый из которых в его новизне, познавательности и относится друг к другу пренебре- правдивости. Я впервые прочел жительно. Но все это продолжает- художественное произведение, в ся до первого серьезного иены- котором бы так правдиво и иите- тания, до шторма-. Автор хорошо ресно рассказывалось о жизни показал, что борьба со стихией, рыбаков. Однако, наряду с боль- совместный труд помогли разным шими достоинствами в понести людям объединиться в целый, имеются м недостатки. они ждут ее издания. А. ЗИМОВЕЙСКОВ, первый помощник капитана траулера «Одесса». 9 декабря 1958 г. Z с?р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz