Рыбный Мурман. 1958 г. Декабрь.

Д АЛЕКО за пределами на­ шей области известна трудовая доблесть морянов тралового флота. Продукция, вырабатываемая на наших промысловых судах, пользует­ ся заслуженной славой не только в нашей стране, но и за границей. Но мало кто зна­ ет, сколько мужества, отваги, упорства, смекалки проявля­ ют матросы и капитаны, ме- ханини и кочегары наших траулеров в борьбе с суровей стихией Баренцева моря и Северной Атлантики. Мзло кто знает, что труд промысло­ вика это труд человека, все­ го себя отдающего Родине и нередко рискующего жизнью для блага народа. Уже давно у нас в городе, да и в других местах можно было слышать разговоры о том, что вот-де пишут наши писатели хоро­ шие книги о шахтерах, в по­ корителях целины, о сталева­ рах, а о тружениках моря нниг почему-то нет. Слушал эти разговоры и первый по­ мощник капитана плавбазы «Атлантика» А. С. Шевцов. Он давно уже задумал напи- Моряки обсуждают повесть сать ннигу о славных рыба­ ках Заполярья и долге над ней работал. Причем работал в море, читая написанное про­ мысловикам, советуясь с ни­ ми. В сокращенном виде по­ весть А. Шевцова «На все четыре ветра» была напеча­ тана в журнале «Звезда». Она вызвала большой интерес у моряков тралового флота, у всех мурманчан. Неснолько раз автор повести встречался со своими читателями, сове­ товался с ними, спрашивал, что нужно сделать для того, чтобы его произведение стало лучше, художественнее. Недавно состоялась чита­ тельская конференция моря­ ков тралового флота с участи­ ем автора повести «На все четыре ветра», на которой присутствовало 160 человеи. Моряки подробно обсудили достоинства и недостатки по- своего то в а р ища вести, высказали много дель­ ных советов ее автору, а так­ же пожелания, чтобы повесть была доработана и выпущена Мурманским книжным изда­ тельством отдельной книгой. Выступая на читательской конференции, автор повести «На все четыре ветра» А. Шевцов поблагодарил чи­ тателей за критику, за дель­ ные замечания и сназал. что они помогут ему дополнить и исправить рукопись. В заключение конференции А. Шевцов прочитал свой но­ вый рассказ, напечатанный в журнале «Звезда», «Курс сдал». Сегодня мы публикуем от­ клики читателей на повесть А. Шевцова «На все четыре ветра». ПРАВДИВЫЕ ОБРАЗЫ |ГОГДА читаешь хорошую кни- * * гу, то всегда учишься че­ му-то новому, вспоминая в обра­ зах, выведенных автором, знако­ мых людей. В этом и состоит ценность каждого художестйенно- го произведения. Хорошо выведены в книге А. Шевцова Петренко и Хруста- лев. Они наш.™ общий язык и это помогает им в работе. Такие люди у нас есть, и их немало, у них мы учимся. Но есть в повести и отрица- телыше герои, которые вызывают отвращение и, к сожалению, еще имеются на наших флотах. Возь­ мем. например, капитана Курдю­ мова. Это любитель заграничных духов, носит бородку лопаткой, любит покрасоваться перед моло­ дежью. восхваляет себя. Таков он на берегу. А каково поведение Курдюмова в море? С командой не говорит, утаивает уловы. К сожалению, Курдюмов и «курдю- мовшина» существуют.. и бороть­ ся е ниш дело всей обществен- хостн. Курдюмов заявляет, что воспи­ тание личного состава дело толь­ ко иомпояита. Он никогда не по­ говорят с моряками, не ободрит команду, его нзлюоленное обра­ щение к подчиненным было «дар­ моед». Он даже ел отдельно от команды. Читая повесть, я узнал в Курдюмове капитана Пустот­ ного. (который уже не работает у вас). Машинную команду, прямо скажу, авгор обидел. От работы механиков н кочегаров зависит многое, и в повести нужно отра­ зить полнее их жизнь и героиче­ ский труд. Мне ^кажется. что повесть А. Шевцова «На все четыре вет­ ра» нужна н полезна. Особенно мне ' нравится ее первая часть. Над второй частью автору следует еще поработать. Издание повести отдельной книгой дело нужное. А. ВОРОБЬЕВ, первый помощник капитана траулера «Златоуст». ТАКИМ И ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛИТРАБОТНИК К ом м уни с ти ­ ческая партия учи т н а с повседневно заниматься воспитанием масс. У нас, на траловом флоте, этим при ­ званы заниматься в первую очередь пер­ вые пом ощ ни ки капитанов , или к а к их называю т , помполиты . В "повести выведен первый пом ощ ни к капитана комм уни с т Хрусталев . Он тер'пеливо и кропотливо воспитывает личный состав вверенного ему корабля . Образ политработника Х р у - сталева вполне реален. У нас на наш их кораблях много т а ки х людей. Хорошо сделал автор, что описал его со всеми слабостями, свойственными человеку. Хрусталев пришел на корабль , не зная моря, он подвержен морской болезни. К а к большинство новичков он не знал, с чего начать. Н о он не мог быть просто наблюдателем событий, происходящих на траулере. Хрусталев быстро осваивается с судовой ж и зн ью , активно вмешивается во все вопросы. Повесть правдиво показывает все дей­ ствия Хрусталева. Он удачно начал ра ­ боту на траулере, потому что не был оди- Показать геропззг моряков КАК известно, в годы Великой Отечественной воины многие ко­ рабли тралового флота, большинство его моряков участвова­ ли в сражениях с фашистскими пиратами, сбивали вражеские са­ молеты, топили подводные лодки. Наши промысловики показали се­ бя подлинными героями. Говоря о повести А. Шевцова «На все четыре ветра», которая мне понравилась, я хочу посоветовать автору дополнить ее глава­ ми, в которых бы рассказывалось о героизме, стойкости и вынос­ ливости моряков, об их участии в Великой .Отечественной войне. Д. ЛУЗИН, машинист рыбомучной установки. ПОЛЕЗНАЯ КНИГА ПОВЕСТЬ А. ШЕВЦОВА име- ководствуясь виденными им фяк- ет определенные достоин- тами. ства. Прежде всего она правдива. Однако следует отметить, что Так, например, сравнивая ее с повесть имеет и недостатки. Она романом Пикуля «Океанский слишком фотографична. В ней патруль», видишь, что автор «На много совершенно ненужных все четыре ветра» не пошел по СТ|за'ниц' наП0М№наюЩих инструк­ ции по выполнению определен- легкому пути в поисках детектива, ньгх производственных процессов. а написал свое произведение, ру- Многие образы схематичны. Спорен эпизод, в котором ояи- сывается испытание трала. Автор должен помнить, что в жизни мы не встречаем только хороших и тольно плохих людей. У каждого человека есть свои по­ ложительные и отрицательные стороны. И тем не менее повесть читается с удовольствием. О. КРОТОВА, заместитель начальника уп­ равления тралового флота. нок , потому, что опирался на передовую часть команды , на комм унистов Петренко , Степко , на профсоюзную и комсомоль ­ с кую ор ганизации . Первый пом ощ ни к к а ­ питана принципиально подходит к реше­ нию всех вопросов. Вот пример. Все пом ­ нят про ступо к Петренко , его лихачество при ш вартовке в порту . Это сделалось предметом обсуждения , ч то помогло и в целом партор ганизации , и лично ком м у ­ нисту Петренко . В повести успешно показан рост совет­ с ких людей. Читатели видят, что труд , затраченный Хрусталевым на воспитание лично го состава корабля , не прошел да ­ ром. К н и га имеет недостатки . Н о она прав ­ диво отражает быт и ж и зн ь моряков , она долж на быть выпущена отдельным изданием. К. ЯРУШЕВ, первый помощник капитана траулера «Лебедка». А ЧТО ДЕЛАЛ КАПИТАН? ПОВЕСТЬ «На все четыре * * ветра» я прочел недавно. Прямо скажу, она мне понрави­ лась. Красной нитью в этом про­ изведении проходит борьба ста­ рого, консервативного, с новым, прогрессивным. Я имею в виду капитанов Курдюмова в Пет­ ренко. И тем яе менее автор допустил одну ошибку. Судя по прочитан­ ному, воспитательная работа ве­ лась только помполитом. А что же делал в этом отношении капи­ тан? С. ПЛОТНИКОВ, напитан траулера «Сталин­ град». Повесть нужно издать Повесть имает больше» по­ литическое значение. В ней очень ярме помазана борьба невого со старым. О недостатках повести мож­ но было бы и не говорить. Ав­ тор слышал о них на чита­ тельских конференциях и, безусловно, учтет критику про­ мысловиков. Хетелееь бы тольио, чтобы он сменяя свою книгу более лиричней, опи­ сал прелесть северной при­ роды. Издание этой повести отдельной книгой будет встре­ чено горячим одобрением. В. ЗАМЫШЛЯЕВ, первый помощник капи­ тана. f ЖИЗНЬЮ мода- ^ ков нашего про­ мыслового флота а * знаком очень давно. Встречался за это вре­ мя и с капитанами, н е помполнтами. и с матросами, был близ­ ко знаком с коренны­ ми поморами. И вот что мне хочется ска­ зать. что из всех не­ многих книг, напи­ санных об этих людях, «На все четыре вет­ ра» произвела на ме­ ня самое глубокое впечатление. Мне ка­ жется, ее полезно про­ честь как старым, так и молодым моря­ кам потому, что в ней рассказывается о том, чего может добиться Это вз ято из жизни человек, вставший на правильный, чеетвый путь. Многие факты взя­ ты автором из нашей действительности. На­ пример, утаивание уловов. Этим еще «бо­ леют» некоторые на­ ши старые капитаны. Такой факт даже об­ суждался на послед­ нем п-ромысловом со­ вете. Повесть показывает, как нужно правильно воспитывать людей. Читая ее, я и для се­ бя нашел много по­ лезного, хотя опыт партийно - политиче­ ской работы у меня большой. Несколько слов о героях повести. Такие, как Петренко и его учитель Фирсов, часто встречаются на флоте, таких ЛЮдей немало. Бывают и случаи, по­ добные тому, когда Петренко решил пори­ соваться во время швартовки и допустил аварию. Все это реаль­ но, правильно и то, что капитан Петренко осознает свои ошибки и исправляет их. Сде­ лать это ему помогают коллектив, политра­ ботник. ✓ Курдюмовых у нас становится все мень­ ше. Это собственник, который привык скры­ вать свои знания, свой опыт, но такие явления у нас изжи­ ваются на флоте, и повесть, по-моемт, по­ может сделать это. В повести слиш­ ком мало показан ге­ роизм моряков в Оте­ чественную. войну. Считаю, что автору нужно ис-править эту ошибк<у. А. ТУПИКОВ, первый помощник капитана траулера «Север». ДРУЖБА РОЖДАЕТСЯ Б ТРУДЕ Из повести сделать роман сЩ Е в 30-х годах мне приходилось читать книгу Воеводича и Рысса «Буря», в которой рассказывалось о моряках тралового флота. Больше книг на эту тему долгое время не выходило. И вот я прочел повесть А. Шевцова, в которой рассказывается о промыс­ ловиках. об их жизни в послевоенный период. Автор удачно пока­ зал процесс сплочения коллектива, правдиво показана роль пер­ вого помощника капитана и всего командного состава в воспита­ нии моряков. Я считаю, что автор должен дополнить повесть, сде­ лать из нее роман. При этом следует учесть недостатки, которые имеются в по­ вести. Прежде всего, по-моему, некоторые герои идеализированы. И. ПРОСТНЕВ, первый помощник капитана траулера «Засольщик*. Если первая часть повести бо­ гата образами, читается легко и с интересом, то вторая ее часть на- ы Н Е ОЧЕНЬ понравились об- сплоченный коллектив и что мо- поминает скорее очерк. Этот не- разы рядовых моряков, вы- ряки в конце концов становятся достаток должен быть исправлен, писанные автором А. Шевцовым, истинными друзьями и настоящи- д 0 эта книга нужна морякам, и Они очень жизненны и правди- ми работниками. Именно так и вы. Есть среди молодых матросов бывает в жизни, так называемые «аристократы» и Значение произведения А. Шев- «работяпи». Они разделились на цова, на мой взгляд, заключается два лагеря, каждый из которых в его новизне, познавательности и относится друг к другу пренебре- правдивости. Я впервые прочел жительно. Но все это продолжает- художественное произведение, в ся до первого серьезного иены- котором бы так правдиво и иите- тания, до шторма-. Автор хорошо ресно рассказывалось о жизни показал, что борьба со стихией, рыбаков. Однако, наряду с боль- совместный труд помогли разным шими достоинствами в понести людям объединиться в целый, имеются м недостатки. они ждут ее издания. А. ЗИМОВЕЙСКОВ, первый помощник капитана траулера «Одесса». 9 декабря 1958 г. Z с?р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz