Рыбный Мурман. 1958 г. Август.
Трудовые будни „некрасовцев" Письма с траулера „Жшцли" W . ДВУХМЕСЯЧНОГО плава ния у берегов Канады воз вратился рефрижераторный трау- 4. Рейс мог быть п о л н о г р у з н ы м Прежде чем рассказать об угля. Нет. Корабль пришел итогах рейса, который только порт, имея запас угля суток на что завершили моряки траулера двое— трое. Так сказать, вопре- «Жигули», уместно вспомнить од- ки традиции, но метко сказанное когда-то в А произошло то, что эки-паж противовес известной старинной судна отправился в рейс с очень русской пословице выражение ограниченным количеством соли и победителей судят. Это выра- и льда. Совершенно не рассчиты- жеше, как нельзя лучше, подхо- вая на многое, хотя поступающие дит к оценке работы экипажа, с промысла сводки говорили о где достоинства переплетаются с неплохих уловах, руководство недостатками, а об успехах нельзя корабля (капитан тов. Давкиис, говорить без упрека. На судне мастер по обработке рыбы тов* есть свои положительные и от- Пономарев) не побеспокоились о рицательные стороны. Заслужи- пополнении запасов. Но тогда это вает одобрения тот факт, что^лю- было еще полбеды. Предсказы- ди ясно понимали — каждый из вать, как сложится рейс, очень них по крупице вносит свою до- трудно. лю в общий успех. Вот эта вы- Через восемь суток, когда в сокая сознательность и помогла трюм было взято 130 тонн рыбы слесарю тов. Баданину в корот- и выполнено такам образом рей- кий срок переделать старый пор- сов-ое задание, лед кончился. И шень и заново отремонтировать без того малое его количество только что за сутки до этого «от- сильно подтаяло от длительного ремонтированный» на заводе вет- хранения. Пришлось бросать об ротан. наруженную концентрацию ры- Не старательно, нет! Это со- бы, забирать выставленный буй всем не то слово. Героически и идти в Тюва-губу на пополне но решению судового ломите- ’ ’РУДИлаеь моряки. Приходилось ние. Переход занял двенадцать РПЩ НА ПЕРЕХОДЕ до места та 19 передовых моряков кораб- Удавляться, когда же они отды- часов, и в вахтенном журнале в Ы т -_________ _______________ _ _ _______ w vo ттп Tforrxrraiia ггл» ТТои тлилг/»* ЯТЛТ ДйНк тМ М Х Л Я Г г . — Ha просторах Атлантики самоотверженно трудятся моряки рефрижераторного траулера «Некрасов». НА СНИМКЕ: на борт траулера «Некрасов» поднят трал с богатым уловом З А Д В А М Е С Я Ц А промысла аишаж обсудил ля занесены на Доску надета хали- Капитана тов. Давкшгса этот день появилась запись лер «Заволжск». Команда ко- почин моряков траулера «Некра- Восьми членам экипажа отли- М0Ж1Н0 было видеть на мостике я 6 тонн- в ДРУг«е же дни уловы рабля, соревнуясь в честь ХП сов», создавши юомплеюсные чившимся в работе объявлены лк>бое ®Pejta мя и ночи- Судово- составляли до 20 тонн. На э ш съезда профсоюзов, сократила смены. На судне организовали благодарности. В числе передови- Дители. механики, машинисты, раз снова была допущена опгаб- срок пребывашя на промысле, две таких смены. В каждую из ков соревнования отмечены ма- сменяясь со своей вахты, наде- ка, снова сказалось то в корне выловила и обработала 916 тоин них вошло по 17 рыбообработчн- стер по добыче тов Карелин валй Рыбацкую робу и вставали неверное мнение, как бы не взять рыбы при задании в 660 тоня. ков. мастер по обработке рыбы и третий механик — комсомолец 34 Рыбодел. И так каждый день, лишнего. В итоге через сутей с Впервые в истории рефриже- по шесть человек палубной тов. Афонов, рыбообработчики отставляя’ в сторону прокладку небольшим и этот лед вышел. А раторного флота, работающего в команды. Смелы успевали обра- гг. Федоров, Житников, Аглиев, курсов или протирая промаслен- уловы оыли все те же стаоиль- отдаленных районах, моряки пе- батывать по 25—30 тонн окуня член КПСС тов. Матыскин, трюм- ные Р У ^ люди выходили на ные — до четырех тонн за трале- редали в море на плавбазу и трески. ный тов. Терехов, моторист тов. уборку рыбы. Вахта сменялась ние. Сложив в трюм еще 10 «Иркутск» 275 тонн готовой ры- Первенство в социалистиче- Бунт, рефрижераторный маши- подвахтой. За подвахтой насту- тонн парной рыбы на четырнад- бопродукции. ском соревновании завоевала нист тов. Куделин и другие. _ пала вахта. И откуда Только бра- цатые сутки корабль снялся с _ n * * * смена мастера тов. Мартова. Су- * * * ЛИС СЛ • лл г» 1 fj _у РАУЛЕР вьппел в море пос- довой комптет профсоюза прясу- Н А КОРАБЛЕ работала заоч- В рейсе можно было наблю- бд>1 и „ свежей, 7 ^ ле гарантийного ремонта. днл ей переходящий яьишел. ная школа моряков. Руко- дать, как менялись люда, меня- парной, i t © № и . Поэтому яа судне было много * * * водил занятиями внештатный лось их отношение к работе, а Ж;ИРа* 6 тысячи оашок кшнсервив, новых членов экипажа. Некото- q М0РЕ был ^ новый преподаватель заочной школы отсюда и результаты. Вот взять ™ г^ 3’ 0 рш из них оказались на про- О „ пшиьсоюза мастеР 110 ^Работке рыбы тов. к примеру хотя бы кочегаров, ротором было заявлено- в порт, мысле впервые. Для повисли * Моп-^п Мптпп»л*пт шк ifnmп« Ря.тлпл пя нвт ftfjTin н^мллл на- А результаты могли быгь выше* организовали техническую бу. Моряков обучали помощник капитана хов, старший механик тов. Пан ков, второй механик тов. Егоров, технолог тов ческая учеба продолжалась в те чение всего рейса. «™ ,™ » „ „ 2 Г 1 'Z 5 Z E 2 2 Z Мар™»- Мотористы гг. | щ Раяьше на « « ш . и » » - “ «ы— у уче ЧИК0|| тов Шалаховым. Судовая ^ от я Л>угие сдали экзамены для реканий. Говорили, что, мол, и ремонтом и поведени- д п Та»™ профсоюзная организация систе- поступления в 7 класс. Старший уголь-то жгут без толку, Расх°" ем людей на берегу наконец, А. П. Коре- мат,ичесхи оглашала итоги сорев- мехаяик тов. Панков подготовил- дуют топлива больше, а пар на собственные просчеты, нлвалия м азсtv мопжамл «Ча- ся к поступлению в девятый марке не держат. Из-за этого и ые свои Л ’ . , «Ярославля» а так- класс заочной школы, рефриже- судно ходит всего по две недели Цифры о - и ' „ . Коновалов. Т е х * - и » М - ™ ы й «ехаяив тов. Казаивн в норе. Такое «нение было на- ” “Габ™ м бы ле. На общих собраниях обсуж- в восьмой. столько сильно, что и в машин- ^ пару тоин MjrKHi тов; Ани- дены итоги работы за первый Моряки прослушали лекции и ном отделении было уверовали в выпустил бы ещё несколько квартал и за полугодие и задачи беседы о международном поло-невозможность постоянно держать кеев выпустил______щ е ....... ...... _ Вдолгу не останемся на рейс, подведены итоги сорев- жении, о борьбе народов Ливана пар на марке. было^бьГбоями?^рыбы. Рейс°мог новаяия между сменами и служ- й Иордании за национальную не- Но на этот раз вернуться в , n0J1H0rDV3.HbIM Экипаж нашего поискового тра- бами> вРУчеды победителям пере- зависимость и на ш п и тем *порт пришлось не w ^ a когда на - • ___ ~ ходящие вымпелы. ь- ч ь р в и в . исходе были последние лопаты улера в этом году обязался об- ходящие наружить шесть концентраций рыбы. Работать мы начали с февраля, но за шесть месяцев уже удалось найти четыре кося ка, в том числе два мощных. Примечателен последний рейс. В первой его половине команда занималась измерением темпера туры воды в районе острова На дежды, изучала течение, делала пробные траления. Но ничего хо рошего вроде не предвиделось. Коллектив духом не пал, он на стойчиво продолжал поиски. И вот. наконец, концентрация об наружена, уловы достигали четы рех тонн. Через несколько дней появились три траулера. Экипа жи их имели неплохие уловы. Удачные поиски — не случай ны, они — результат самоотвер женного труда всего экипажа. Вахты, соревнуясь между собой, борются за четкую работу на всех участках, особенно, за со кращение времени на спуск и подъем трала. Замечательно тру дятся матросы Виктор Конторин и Николай Смирнов, кочегары Николай Поляков и Зиновий Зубрицкий. В последнем рейсе, не в ущерб поисковому делу, экипаж добыл 110 тоня крупной трески, а в предыдущем — 160 тонн окуня* Г. ГРИГОРЬЕВ, второй по мощник капитана траулера «Траверз». Английская книга о морском рыболовстве В Лондоне издана книга английского специалиста по рыбной промышленности Роберта Моргана «Мировое морское рыбо ловство». В ней довольно подробно харак теризуются природные условия жизни рыб, техника промысла и обработки, величина и состав уловов по отдельным странам, бас сейнам, частям света. Особенно подробно описано английское морское рыболовство. Правда, приводимые в книге цифровые данные относятся, главным образом, к 1951—53 гг. и могут показаться устарев шими. Однако рыбная промышленность многих зарубежных стран, в том числе и Англии, развивается сравнительно медлен но. Поэтому характеристика английского рыболовства, которую дает Р. Морган, не утратила своего значения по сей день. Англия (вместе с Шотландией, Уэлсом и Северной Ирландией) ежегодно вылавли вает немногим более 10 миллионов цент неров рыбы-сырца. В сравнении с предво енными годами роста нет. По вылову ры бы Англия уступает из европейских стран только Норвегии ,но стоит значительно по зади Японии, Китая, Советского Союза и США. Англия, как и другие крупные евро пейские страны (Франция, Западная Гер мания) больше ввозит, чем вывозит рыбы и рыбных продуктов. В 1951 году средний вылов на одного англичанина равнялся 22 кг, а потребление — 25 кг. Английский траловый флот — самый большой в мире. В 1952 году он насчиты вал 1059 траулеров; однако 174 из них были построены еще до 1913 года. Много в английском траловом флоте мелких су дов, по размерам напоминающих наши средние траулеры и еще меньших. Таким образом, по сравнению с другими европей скими странами (например, с Западной Германией) Англия располагает сильно устаревшим, траловым флотом. Однако, постепенная* модернизация флота происхо дит и в Англии. Летом 1954 года совер шил свой первый рейс мощный англий ский траулер с кормовым тралением, водо измещением 2605 тонн н трехмесячной длительностью плавания. Он может до ставлять в порт 550 тонн мороженого фи ле .Правда, строительство подобных трау леров в Англии не стало массовым. Поисковой техникой английский рыбо- лозный флот оснащен хорошо; уже в 1952 году 90 процентов судов имели эхолоты. Средний вылов рыбы на одного английско го рыбака — около 35 тонн в год — сле дует считать довольно высоким. Малые английские траулеры работают преимущественно в Северном море, более мощные — у берегов Исландии и Норве гии, в южных и северо-западных районах Баренцева моря. Почти весь улов достав ляется на берег в свежем виде. В 1953 году 62 процента всей выловлен ной рыбы в Англии составляли тресковые породы. Сравнительно высок был удель ный вес камбаловых рыб — свыше 6 про центов. На долю сельди пришлось примерно 20 процентов. Сельдь промышляется, главным образом, дрифтерными сетями с неболь ших судов, которые уходят в море не бо лее чем на сутки и доставляют в порт свежую рыбу. Китобойный промысел в Англии развит хорошо. По добыче китов Англия в 1951 году* стояла на втором месте в мире (после Норвегии). Существенное значение имеют в Англии и другие нерыбные объекты. Так, в 1953 го ду добыча съедобных моллюсков и рако образных превысила 26 тысяч тонн. Немаловажную роль в экономике Анг лии играет строительство промысловых судов, в том числе н для зарубежных стран. Как известно, дизельные траулеры типа «Пионер» вошли в состав Мурман ского тралового флота. Англичанами по» строены почти все траулеры Исландии. За последние десятилетия в английском рыболовстве осуществлена централизация. Траулеры дальнего действия являются до* рогостоящими судами (один день эксплуа тации современного английского траулера обходится в 250 фунтов стерлингов, но вый трал стоит 400 фунтов). Владельцами траулеров в Англии являются крупные фирмы, часто пользующиеся поддержкой правительства (кредитами, дотациями). Для ремонта, разгрузки и снабжения боль ших траулеров необходимы хорошо обору-» дованные порты с причальной линией, рас положенной у значительных глубин. Поэ тому почти весь английский траловый флот дальнего действия сосредоточился теперь в немногих крупных портах. К. КОНСТАНТИНОВ, научный со трудник ПИНРО. 3 стр. М У Р М А Н 19 августа 1958 IV
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz