Рыбный Мурман. 1958 г. Август.

I Письма с траулера „ Жигули “ 2. После первых тралений После десятичасовой стоянки в Тюва-губе «Жигули» вышел из Кольского залива. Ветер не слиш­ ком свежий. И сразу бросается в глаза, что корабль идет медленно. Тахометр показывает 50— 60 обо­ ротов винта в минуту. Пар стоит не на марке. Давление пара вме­ сто 16 колеблется от 8 до 12 . У некоторых членов машинной команды чувствуется утомление, сказывается выпивка, кочегары работают не в полную силу, часто отдыхают. Уголь сжигается невер­ но. Колосниковая решетка спере­ ди забросана углем, а сзади пу­ стая. Происходит плохое нагрева­ ние воды в котле. Перерасход топ­ лива на судне стал систематиче­ ским явлением. В последние рейсы за сутки тратилось вместо 11— 12 тонн угля, по 18— 20 тонн в сут­ ки. Корабль, который два года то­ му назад вступил в эксплуатацию и рассчитан на 18-суточное пла­ вание, возвращается с промысла через 14 суток. Чем это вызвано? Прежде все­ го текучестью кадров, неумелой технической эксплуатацией меха­ низмов, плохим заводским ремон­ том их. Перед каждым рейсом при­ ходят новые люди, подчас равно­ душные к работе или неопытные. Некоторые из них плохо следят за механизмами. Старший механик не всегда досматривает за подо­ гревом воды в котле. Много претензий к работникам судоремонтного завода управления рыбной промышленности. В прош­ лый раз изготовленные заводом кольца цилиндра главной машины стали пропускать пар, количество оборотов понизилось. Состояние ветрогона вызывает большую тре­ вогу у моряков. Поршень цилиндра сделан из чугуна, а не из стали. — Наверное, одну губку пой­ маем, — заметил радист тов. Жу- ряко, ожидавший первого подъема трала. Но капитан тов. Давкнис возразил ему, что губка в сети не попадается. Судно делает циркуляцию. Вот доска взята на стопор. Вспенивая поверхность воды, появляются из глубины клячевки, кухтыли. Про­ ходит несколько мгновений и не­ вдалеке от борта корабля всплы­ вает наполненный рыбой трало­ вый мешок. — Хороший косячок зацепили, — удовлетворенно говорит капи­ тан, — не менее трех тонн взя­ ли, — определяет он на глаз. За второй подъем на борт было взято около пяти тонн крупной и ровной трески. На уборку улова вышли все матросы, штурманы, члены машинной команды, радист, первый помощник капитана. На рыбоделах все идет по конвейеру: один подает рыбу, другой обез­ главливает ее, третий отделяет внутренности. Разделанные тушки скользят в трюм для засолки. Ра­ бота спорится. По-прежнему тревожит машина. Давление пара в котле падает. Ча­ сто останавливается рыбомучная установка. Динамомашины ремон­ тируются. А вот снова вышел из строя ветрогон: поломался чугун­ ный поршень. Токарь тов. Бода­ нии приспособил старый стальной покоробленный поршень. Дело кое-как наладилось. Однако циф­ ра простоев увеличивается. Пре­ пятствия для промысла продол­ жаются. В. ВАРЯГИН. Баренцево море. (По радио). Трудовая победа ленинградских судостроителей Судостроители Балтийского завода имени С. Орджоникид­ зе одержали новую трудовую победу. Спущен на воду ди­ зель-электроход «Ярославль» водоизмещением 10 тысяч тонн — последний из строящейся се­ рии рефрижераторов, предназ­ наченных для рыболовного флота страны. На снимке: спуск на воду ди- зель-электрохода «Ярославль». Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. ❖ Завод может работать рентабельно Первый полногрузный Из первого рейса возвратился траулер «Миллерово». Экипаж судна под руководством капитана тов. Чаплыгина добился неплохих показателей в работе. Промысел проходил ца Медве- жинской банке, где грунтовые ус­ ловия тяжелые. Однако орудия лова были вооружены так, что они имели мало повреждений, не брали губки и приносили хорошие уловы. За 2 часа траления подни­ мали на борт до 3 тонн окуня и трески. В этом немалая заслуга старшего мастера по добыче тов. Галкина. В социалистическом соревнова­ нии в честь X I I съезда профсою­ зов отличились матросы тт. Лу- хов, Пахомов, Жигулин, засоль­ щики тт. Васильев, Виноградов и другие. В порт экипаж траулера «Мил- лерово» доставил 191 тонну ры­ бы при плане 170 тонн. В последние месяцы снизил свои производственные показате­ ли коллектив холодильного за­ вода Mi 2 Мурманского рыбоком­ бината. Пл^н июня им был вы> полнен на 90 процентов, не луч­ ше шли дела и в июле. Плохая, нерентабельная работа ведет к убыткам. Только во втором квар­ тале предприятие перерасходовало свыше миллиона рублей государ­ ственных средств. Одна из основных причин от­ ставания — это нехватка свежей рыбы, поставляемой экипажами судов тралового флота. За 25 дней июля завод только четыре раза принял сырья столько, сколько требовалось, а во все остальные дни его поступало по 80— 70— 50— 20 и даже по 16 тонн вместо 110 тонн по плану. Администрация завода и, в част­ ности, директор тов. Пахомов и главный инженер тов. Белова тре­ бовали от заместителя директора комбината по обработке тов. Ми-, ронова добиться того, чтобы ру­ ководители флота упорядочили обеспечение ов-ежьем, но добить­ ся этого не смогли. Руководители комбината не чутки к нуждам предприятия, сам тов. Миронов — редкий гость на холодиль­ ном заводе. Оставаясь равно­ душным, он лишь обещает вы­ править положение, но слова его расходятся с делом. Другой, не менее серьезный тормоз в работе предприятия — отсутствие в цехах нормальных условий для высокопрошводи- тельного труда. Возьмем помеще­ ние морозильно-расфасозочного цеха. В нем теснота, сырость, хо- лось Бункера, весы, другое обору- доваше — все обмерзло льдом. Почему? Да только потому, что работа здесь организовала с на­ рушением самых элементарных требований технологии, охраны труда и техники безопасности. Разве можно совмещать два та­ кие производства, как морозиль­ ное и расфасовочное? — Нельзя, — соглашаются руководители предприятия, но... Давно идет разговор о том, что расфасовочный цех надо переве­ сти в другое место, то есть на второй этаж. Там будет сухо, тепло и светло. Труженики моро­ зильного цеха тоже вздохнули бы облегченно. Вопрос об этом переоснащении рассматривался в рыбокомбинате дважды — первый раз в февра­ ле текущего года, второй в июне — и дважды единодушно одоб­ рялся и... откладывался. Уже было начали приступать к кон­ кретному делу, но директор ком­ бината тов Сазыкин ушел в от­ пуск, заместитель тов. Кононов и другие руководители без него разрешать задачу не хотят. Вот, мол, приедет директор, тогда бу­ дет видно. С каждым днем в работе кол­ лектива все более остро сказыва­ ются и те недостатки, которые были допущены в проектирова­ нии, строительстве и оснащении самого холодильного завода. В здании не было предусмотрено ме­ сто для складирования запасов сырья. Механизация цехов в на­ стоящее время находится на низ­ ком уровне. Транспортировка тя­ желых тележек с так называемы­ ми противнями, спуск рыбы на ленты, мойка, расфасовка — все это люди выполняют вручную, кустарным способом. Поэтому ад­ министрация завода с помощью рыбокомбината, партийных и хо­ зяйственных организаций должна позаботиться об ускорении вы­ полнения намеченных мероприя­ тий по механизации трудоемких процессов. Директор холодильного завода тов. Пахомов, главный инженер тов. Белова, партийная и профсо­ юзная организации смогут многое организовать и осуществить свои­ ми силами, если они по-настояще­ му возьмутся за улучшение орга­ низации труда в цехах, за созда­ ние рабочим нормальных условий для роста производительности, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. В. АЛЕКСЕЕВ. Печатается в порядке обсуждения Новое пособие—на старом ма т е р и а л е Мурманское книжное издатель­ ство выпустило в свет книгу «Устройство и эксплуатация тра­ ла», написанную С. Л .Фридманом и Т. М. Русак. Прежде чем дать оценку этой книге, хочется заме­ тить, что не слишком ли много в последние годы вышло в свет по­ собий об устройстве трала. Посо­ бия тт. Михова, Ахлынова, Овчин­ никова, Фридмана и еще Фридма­ на и Русака. Неужели конструк­ ция тралов и техника их эксплуа­ тации так быстро меняется и тре­ бует своевременных обобщений? Надо прямо сказать, что лишнее нагромождение пособий по од­ ному и тому же вопросу не служит на пользу дела. Может быть, авто­ рам новой книги удалось найти что-то новое, полезное для про­ мысловиков и они хотят поде­ литься этим новым, чтобы оно способствовало увеличению добы­ чи рыбы и расширению знаний Промысловиков? А может бьггь, ь книге действительно собран обоб­ щающий многолетний опыт рабо­ ты тралового флота? Но, увы! В книге «Устройство и эксплуатация трала» ничего нового и ничего обобщающего нет. Эта шестая по счету книга описывает одни и те же тралы, дает те же самые циф­ ры, те же названия, ту же тео­ рию. Остановимся более подробно на шестом разделе книги. О промере ваеров здесь сказано слишком сжато и непонятно. Например, что хотели сказать авторы такой Фра­ зой: «Расстояние 50 м. считается между первыми марками, осталь­ ные в расчет не принимаются»!?!) Неправильно сказано в книге, что команду о травлении кабелей дает мастер по добыче. Ее дает вахтен­ ный штурман. При спуске трала руль ложится на борт не после травления досок, как утверждают авторы, а перед началом выметки сетей. Если следовать «советам» авторов: «Затем стравливают в во­ ду траловые доски... Когда ваера достаточно отойдут от борта, вах­ тенный штурман кладет руль в сторону трала и дает полный ход, т. е. делает циркуляцию». — Если это так, то промысловикам часами бы пришлось ждать, когда молено дать ход для циркуляции. Ход всегда дается сразу же после окон­ чания травления досок и никогда не надо ждать, чтобы ваера ото­ шли от борта. Неправильно утверждается так­ же, что при подъеме трала отсое­ диняется линь удавного стропа. Выбирается только слабина его. При спуске и подъеме трала в штормовую погоду положение ру­ ля имеет большое значение. Ни­ когда не рекомендуется стопо­ рить задний ход, а нужно пере­ кладкой руля поддерживать судно так, как требует обстановка. Гово­ ря Промысле окуня, авторы не учли, что в настоящее время ос­ новные окуневые районы это — Копытовская банка и склоны Мед- вежинской банки, а специфика работы в этих районах совершен­ но другая и во многом не подхо­ дит к описаниям книга. Необходимо отметить, что авто­ ры на страницах 146 и 147 в пункте 11 дают неверную реко­ мендацию: «Для того, чтобы избе­ жать завертов, надо... выполняя быстрый поворот (за 5 — 6 минут) после приведения судна на желае­ мый курс, уменьшить ход или совсем остановить машину для бы­ стрейшего погашения скорости судна, чтобы быстрее посадить трал на грунт, а затем вновь дать нормальные обороты». Если следовать этому «совету», то заверт трала будет обяза­ тельно. В книге даются схемы набивки грунтропов. Но эти схемы уста­ рели и в практике почти не при­ меняются. Рекомендуемая форму­ ла инженера Овчинникова для вы­ числения длины вытравления вае­ ров непригодна на промысле. Во- первых, в нее включены не все члены переменного значения. Во- вторых, мы не имеем возможно­ сти измерить натяжение ваера на стопорблоке и нельзя забывать, что натяжение зависит от многих факторов: размера трала, грунта, глубины, курса, ветра, волнения, течения, скорости траления и ДРУГИХ. В конце книги есть приложе­ ния, в числе которых имеется та­ бель снабжения траулеров про­ мысловым снаряжением. Это уста­ ревший табель и его давно нужно было бы пересмотреть. Промысло­ вики были бы благодарны авто­ рам, если бы они указали, что этот табель не соответствует дей­ ствительности, что его нужно из­ менить, так как снабжение но не­ му ведет к срыву нормальной промысловой работы. Ведь ни на одном траулере не берут пять до­ сок, а всегда берут шесть, так почему же в табеле стоит цифра «5». Если снабжаться по табелю, то 4 клячевки и 200 кухтылей хватит только на два рабочих трала, а где же вооружение на запасной трал. В последние годы промысел начал расширяться на больших глубинах 350— 500 метров, а буйлиня по табелю дают 400 метров. Поэтому не случайно в море не хватает промвооруже- ния и начинаются поиски и ком­ бинирования. Хочется также отметить, что в морской практике узел, которым вяжутся сети, назывался шкото­ вым, а не косым узлом, как назы­ вают его авторы, а также под ри­ сунком № 6 на странице 23 пе­ репутана надпись. Говоря в целом о недостатках книги, хочется сказать, что в ней теория и устройство трала не увя­ зываются с практикой. Ведь не секрет, что на практике мы, про­ мысловики, не придерживаемся теоретических указаний по тра­ лам. Например, работая 35-метро­ вым тралом, набиваем не пол­ ностью 5 грунтропов; длинный де- лежный линь заменили коротким; многие промысловики на фигур­ ные клячевки ставят бобинцы диа­ метром 500, а не 600 миллимет­ ров, как положено. Если бы не были выпущены до этого времени книги тт. Михова, Ахлынова, Овчинникова, Фридма­ на и Падорина, то конечно, новая книга, несмотря на ее некоторые отрицательные стороны, сыграла свою роль в деле познания орудий лова. Но вся беда в том, что эта книга является не обоб­ щенным опытом тралового Фло­ та, а своеобразным конспектом предыдущих книг. В. КУЗНЕЦОВ, капитан траулера «Курейка». РЫБНЫЙ м у р м а н 2 августа 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz