Рыбный Мурман. 1958 г. Август.
I Письма с траулера „ Жигули “ 2. После первых тралений После десятичасовой стоянки в Тюва-губе «Жигули» вышел из Кольского залива. Ветер не слиш ком свежий. И сразу бросается в глаза, что корабль идет медленно. Тахометр показывает 50— 60 обо ротов винта в минуту. Пар стоит не на марке. Давление пара вме сто 16 колеблется от 8 до 12 . У некоторых членов машинной команды чувствуется утомление, сказывается выпивка, кочегары работают не в полную силу, часто отдыхают. Уголь сжигается невер но. Колосниковая решетка спере ди забросана углем, а сзади пу стая. Происходит плохое нагрева ние воды в котле. Перерасход топ лива на судне стал систематиче ским явлением. В последние рейсы за сутки тратилось вместо 11— 12 тонн угля, по 18— 20 тонн в сут ки. Корабль, который два года то му назад вступил в эксплуатацию и рассчитан на 18-суточное пла вание, возвращается с промысла через 14 суток. Чем это вызвано? Прежде все го текучестью кадров, неумелой технической эксплуатацией меха низмов, плохим заводским ремон том их. Перед каждым рейсом при ходят новые люди, подчас равно душные к работе или неопытные. Некоторые из них плохо следят за механизмами. Старший механик не всегда досматривает за подо гревом воды в котле. Много претензий к работникам судоремонтного завода управления рыбной промышленности. В прош лый раз изготовленные заводом кольца цилиндра главной машины стали пропускать пар, количество оборотов понизилось. Состояние ветрогона вызывает большую тре вогу у моряков. Поршень цилиндра сделан из чугуна, а не из стали. — Наверное, одну губку пой маем, — заметил радист тов. Жу- ряко, ожидавший первого подъема трала. Но капитан тов. Давкнис возразил ему, что губка в сети не попадается. Судно делает циркуляцию. Вот доска взята на стопор. Вспенивая поверхность воды, появляются из глубины клячевки, кухтыли. Про ходит несколько мгновений и не вдалеке от борта корабля всплы вает наполненный рыбой трало вый мешок. — Хороший косячок зацепили, — удовлетворенно говорит капи тан, — не менее трех тонн взя ли, — определяет он на глаз. За второй подъем на борт было взято около пяти тонн крупной и ровной трески. На уборку улова вышли все матросы, штурманы, члены машинной команды, радист, первый помощник капитана. На рыбоделах все идет по конвейеру: один подает рыбу, другой обез главливает ее, третий отделяет внутренности. Разделанные тушки скользят в трюм для засолки. Ра бота спорится. По-прежнему тревожит машина. Давление пара в котле падает. Ча сто останавливается рыбомучная установка. Динамомашины ремон тируются. А вот снова вышел из строя ветрогон: поломался чугун ный поршень. Токарь тов. Бода нии приспособил старый стальной покоробленный поршень. Дело кое-как наладилось. Однако циф ра простоев увеличивается. Пре пятствия для промысла продол жаются. В. ВАРЯГИН. Баренцево море. (По радио). Трудовая победа ленинградских судостроителей Судостроители Балтийского завода имени С. Орджоникид зе одержали новую трудовую победу. Спущен на воду ди зель-электроход «Ярославль» водоизмещением 10 тысяч тонн — последний из строящейся се рии рефрижераторов, предназ наченных для рыболовного флота страны. На снимке: спуск на воду ди- зель-электрохода «Ярославль». Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. ❖ Завод может работать рентабельно Первый полногрузный Из первого рейса возвратился траулер «Миллерово». Экипаж судна под руководством капитана тов. Чаплыгина добился неплохих показателей в работе. Промысел проходил ца Медве- жинской банке, где грунтовые ус ловия тяжелые. Однако орудия лова были вооружены так, что они имели мало повреждений, не брали губки и приносили хорошие уловы. За 2 часа траления подни мали на борт до 3 тонн окуня и трески. В этом немалая заслуга старшего мастера по добыче тов. Галкина. В социалистическом соревнова нии в честь X I I съезда профсою зов отличились матросы тт. Лу- хов, Пахомов, Жигулин, засоль щики тт. Васильев, Виноградов и другие. В порт экипаж траулера «Мил- лерово» доставил 191 тонну ры бы при плане 170 тонн. В последние месяцы снизил свои производственные показате ли коллектив холодильного за вода Mi 2 Мурманского рыбоком бината. Пл^н июня им был вы> полнен на 90 процентов, не луч ше шли дела и в июле. Плохая, нерентабельная работа ведет к убыткам. Только во втором квар тале предприятие перерасходовало свыше миллиона рублей государ ственных средств. Одна из основных причин от ставания — это нехватка свежей рыбы, поставляемой экипажами судов тралового флота. За 25 дней июля завод только четыре раза принял сырья столько, сколько требовалось, а во все остальные дни его поступало по 80— 70— 50— 20 и даже по 16 тонн вместо 110 тонн по плану. Администрация завода и, в част ности, директор тов. Пахомов и главный инженер тов. Белова тре бовали от заместителя директора комбината по обработке тов. Ми-, ронова добиться того, чтобы ру ководители флота упорядочили обеспечение ов-ежьем, но добить ся этого не смогли. Руководители комбината не чутки к нуждам предприятия, сам тов. Миронов — редкий гость на холодиль ном заводе. Оставаясь равно душным, он лишь обещает вы править положение, но слова его расходятся с делом. Другой, не менее серьезный тормоз в работе предприятия — отсутствие в цехах нормальных условий для высокопрошводи- тельного труда. Возьмем помеще ние морозильно-расфасозочного цеха. В нем теснота, сырость, хо- лось Бункера, весы, другое обору- доваше — все обмерзло льдом. Почему? Да только потому, что работа здесь организовала с на рушением самых элементарных требований технологии, охраны труда и техники безопасности. Разве можно совмещать два та кие производства, как морозиль ное и расфасовочное? — Нельзя, — соглашаются руководители предприятия, но... Давно идет разговор о том, что расфасовочный цех надо переве сти в другое место, то есть на второй этаж. Там будет сухо, тепло и светло. Труженики моро зильного цеха тоже вздохнули бы облегченно. Вопрос об этом переоснащении рассматривался в рыбокомбинате дважды — первый раз в февра ле текущего года, второй в июне — и дважды единодушно одоб рялся и... откладывался. Уже было начали приступать к кон кретному делу, но директор ком бината тов Сазыкин ушел в от пуск, заместитель тов. Кононов и другие руководители без него разрешать задачу не хотят. Вот, мол, приедет директор, тогда бу дет видно. С каждым днем в работе кол лектива все более остро сказыва ются и те недостатки, которые были допущены в проектирова нии, строительстве и оснащении самого холодильного завода. В здании не было предусмотрено ме сто для складирования запасов сырья. Механизация цехов в на стоящее время находится на низ ком уровне. Транспортировка тя желых тележек с так называемы ми противнями, спуск рыбы на ленты, мойка, расфасовка — все это люди выполняют вручную, кустарным способом. Поэтому ад министрация завода с помощью рыбокомбината, партийных и хо зяйственных организаций должна позаботиться об ускорении вы полнения намеченных мероприя тий по механизации трудоемких процессов. Директор холодильного завода тов. Пахомов, главный инженер тов. Белова, партийная и профсо юзная организации смогут многое организовать и осуществить свои ми силами, если они по-настояще му возьмутся за улучшение орга низации труда в цехах, за созда ние рабочим нормальных условий для роста производительности, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. В. АЛЕКСЕЕВ. Печатается в порядке обсуждения Новое пособие—на старом ма т е р и а л е Мурманское книжное издатель ство выпустило в свет книгу «Устройство и эксплуатация тра ла», написанную С. Л .Фридманом и Т. М. Русак. Прежде чем дать оценку этой книге, хочется заме тить, что не слишком ли много в последние годы вышло в свет по собий об устройстве трала. Посо бия тт. Михова, Ахлынова, Овчин никова, Фридмана и еще Фридма на и Русака. Неужели конструк ция тралов и техника их эксплуа тации так быстро меняется и тре бует своевременных обобщений? Надо прямо сказать, что лишнее нагромождение пособий по од ному и тому же вопросу не служит на пользу дела. Может быть, авто рам новой книги удалось найти что-то новое, полезное для про мысловиков и они хотят поде литься этим новым, чтобы оно способствовало увеличению добы чи рыбы и расширению знаний Промысловиков? А может бьггь, ь книге действительно собран обоб щающий многолетний опыт рабо ты тралового флота? Но, увы! В книге «Устройство и эксплуатация трала» ничего нового и ничего обобщающего нет. Эта шестая по счету книга описывает одни и те же тралы, дает те же самые циф ры, те же названия, ту же тео рию. Остановимся более подробно на шестом разделе книги. О промере ваеров здесь сказано слишком сжато и непонятно. Например, что хотели сказать авторы такой Фра зой: «Расстояние 50 м. считается между первыми марками, осталь ные в расчет не принимаются»!?!) Неправильно сказано в книге, что команду о травлении кабелей дает мастер по добыче. Ее дает вахтен ный штурман. При спуске трала руль ложится на борт не после травления досок, как утверждают авторы, а перед началом выметки сетей. Если следовать «советам» авторов: «Затем стравливают в во ду траловые доски... Когда ваера достаточно отойдут от борта, вах тенный штурман кладет руль в сторону трала и дает полный ход, т. е. делает циркуляцию». — Если это так, то промысловикам часами бы пришлось ждать, когда молено дать ход для циркуляции. Ход всегда дается сразу же после окон чания травления досок и никогда не надо ждать, чтобы ваера ото шли от борта. Неправильно утверждается так же, что при подъеме трала отсое диняется линь удавного стропа. Выбирается только слабина его. При спуске и подъеме трала в штормовую погоду положение ру ля имеет большое значение. Ни когда не рекомендуется стопо рить задний ход, а нужно пере кладкой руля поддерживать судно так, как требует обстановка. Гово ря Промысле окуня, авторы не учли, что в настоящее время ос новные окуневые районы это — Копытовская банка и склоны Мед- вежинской банки, а специфика работы в этих районах совершен но другая и во многом не подхо дит к описаниям книга. Необходимо отметить, что авто ры на страницах 146 и 147 в пункте 11 дают неверную реко мендацию: «Для того, чтобы избе жать завертов, надо... выполняя быстрый поворот (за 5 — 6 минут) после приведения судна на желае мый курс, уменьшить ход или совсем остановить машину для бы стрейшего погашения скорости судна, чтобы быстрее посадить трал на грунт, а затем вновь дать нормальные обороты». Если следовать этому «совету», то заверт трала будет обяза тельно. В книге даются схемы набивки грунтропов. Но эти схемы уста рели и в практике почти не при меняются. Рекомендуемая форму ла инженера Овчинникова для вы числения длины вытравления вае ров непригодна на промысле. Во- первых, в нее включены не все члены переменного значения. Во- вторых, мы не имеем возможно сти измерить натяжение ваера на стопорблоке и нельзя забывать, что натяжение зависит от многих факторов: размера трала, грунта, глубины, курса, ветра, волнения, течения, скорости траления и ДРУГИХ. В конце книги есть приложе ния, в числе которых имеется та бель снабжения траулеров про мысловым снаряжением. Это уста ревший табель и его давно нужно было бы пересмотреть. Промысло вики были бы благодарны авто рам, если бы они указали, что этот табель не соответствует дей ствительности, что его нужно из менить, так как снабжение но не му ведет к срыву нормальной промысловой работы. Ведь ни на одном траулере не берут пять до сок, а всегда берут шесть, так почему же в табеле стоит цифра «5». Если снабжаться по табелю, то 4 клячевки и 200 кухтылей хватит только на два рабочих трала, а где же вооружение на запасной трал. В последние годы промысел начал расширяться на больших глубинах 350— 500 метров, а буйлиня по табелю дают 400 метров. Поэтому не случайно в море не хватает промвооруже- ния и начинаются поиски и ком бинирования. Хочется также отметить, что в морской практике узел, которым вяжутся сети, назывался шкото вым, а не косым узлом, как назы вают его авторы, а также под ри сунком № 6 на странице 23 пе репутана надпись. Говоря в целом о недостатках книги, хочется сказать, что в ней теория и устройство трала не увя зываются с практикой. Ведь не секрет, что на практике мы, про мысловики, не придерживаемся теоретических указаний по тра лам. Например, работая 35-метро вым тралом, набиваем не пол ностью 5 грунтропов; длинный де- лежный линь заменили коротким; многие промысловики на фигур ные клячевки ставят бобинцы диа метром 500, а не 600 миллимет ров, как положено. Если бы не были выпущены до этого времени книги тт. Михова, Ахлынова, Овчинникова, Фридма на и Падорина, то конечно, новая книга, несмотря на ее некоторые отрицательные стороны, сыграла свою роль в деле познания орудий лова. Но вся беда в том, что эта книга является не обоб щенным опытом тралового Фло та, а своеобразным конспектом предыдущих книг. В. КУЗНЕЦОВ, капитан траулера «Курейка». РЫБНЫЙ м у р м а н 2 августа 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz