Рыбный Мурман. 1958 г. Апрель.
С 6 t l H K l I К 0 П Ы Т 0 В <1 Идет смотр рационализаторской работы Траулер «Шенкурск» пришел окуня. Для того, чтобы не подти- Предложения моряков „Ашхабада" на Копытовскую банку дней че- ралось сетное полотно о неров- рез пять после выхода из порта, ности морского дна, внутрь полу- К объявленному по флоту тралового мешка», предупреж- Механик- наладчик тоз. Мо- По указанию начальника про- кутка тралового мешка была общественному смотру-кон- дающее порывы. Это предло- жаев придумал и внедрил на * „Иг. гг>птг*гт « гтпглгпо тьо курсу по рационализации и жение внедрено на корабле, нашем корабле очень простои, мысла тройные траления до при- подшита скотская шкур . Д изобретательству моряки реф- оформлено, сделан эскиз с ука- но оригинальный по замыслу хода в эту зону лова были сдела- шкуры были подведены снизу рИЖераторного траулера «Аш- занием размеров, составлена стопор для надежного крепле ны на Вайда-губской и Демидов- двухрядного мешка. Правильно, хабад» отнеслись по-деловому, пояснительная записка. Доку- ния морозильных тележек. Это ской банках. Однако успеха они со знанием дела оборудовали ма- Вначале были проведены орга- менты будут переданы в базо- предложение оформлено и бу- не принесли. стера по добыче иижнюю подбо- низационные мероприятия: со- вую общественную комиссию дет передано в общефлотскую Команда корабля, стремясь ру трала. здана комиссия, на производ- цо проведению смотра. комиссию, выполнить свое предмайское обя- По инициативе капитана и ственных совещаниях рыбооб- Второе предложение тов. На судовой комиссии было зательство, решила наверстать старшего мастера по добыче бы- Работчиков. машинной и па- Михайлова - приспособить, также рассмотрено предложе- v „ ____ ___ 7. лубнои команд зачитаны при- переоборудовать левый борт ние электромеханика тов. Оме- упущенное время, во чтобы то ли удлинены кабели. Это увелн- казы п0 флоту 0 проведении кормовой палубы под ремонт лина по устройству вытяжной ни стало выполнить рейсовое чило горизонтальное раскрытие смотра, разъяснены цели и за- и вооружение запасных тралов вентиляции из помещения задание. трала и повысило уловы , дачи проводимых мероприя- еще не внедрено. На это пере- электромотора траловой лебед- В районе Копытова были свои -Неся предпраздничную трудо- тий. оборудование требуется разре- ки и ряд других рационализа- особенности промысла. В разное вую вахту, весь коллектив 20 апреля перед приходам в шение главного инженера фло- торских предложений, облег- время суток рыба ловилась не- «Шенкурска» был охвачен со- порт на заседании судовой ко- та. чающих и ускоряющих ремонт одинаково. С 6 до 8 часов утра, циалистическим соревнованием, миссии были подведены пер- Известно, что во время про- двигателей. Заслуживает знл- няпшш рп чя тпялргшр полнима- вп пяте K O T n m гтпяли komm v - вые ктоги- мастер по мысла при свежей погоде, кач- мания такое предложение, как например, за траление подшша во главе которого стояли комму^ до^ ыче рыбы тов. Михайлов ке, работы по загрузке и вы- приспособление для быстрой ли на борт не более тонны окуня, нисты и комсомольцы. Каждый соо^щИЛ( чт0 раньше на про- грузке морозильных камер съемки и постановки компрес- В дневное же время уловы уве- член команды трудился за дво- мысле окуня при обильных связаны с опасностью. Неред- сионных колец на поршни личивались до 3—4 тонн. А их. Особенно отличились матро- уловах траловый мешок, выхо- ки были случаи, когда клети главного двигателя. ночью рыба почта совсем «от- сы тт. Вороши, Кураксии, Була- дя из глубины на поверхность срывались и наносили увечья Работа по дальнейшему называла». Все это учел капитан тов, Осипов, Давиденкш, стар- моря, перегибался, лопался и работающим у них. Об этом подъему творческой инициатя- судна Иван Иванович Гончарук. ший мастер по обработке рыбы рыба уходила; то же самое нередко говорилось, присыла- вы моряковi продолжается. В дневное время команда стара- тов. Панков и другие. происходило и при подъеме лись из технического отдела В. ЕЛФИМОВ, стар- й у . 1 ? „ „ мешка на слип. Тов .Михаилов флота предупреждения, но шин механик рефриже- лась сделать как можно оолыне С похвалой отзывается капи- предложил «Дополнительное конкретных мер не принима- раторного траулера тралении. Для этого ночью под- хан о хорошей работе машин- острапливание 25-метрового лось. «Ашхабад», готавливалось все необходимое: ной команды, которую возглав- ремонтировались орудия лова, Ляет старший механик комму- комплектовались подвахты на нист тов. Каримов. В рейсе не- помощь шкерщикам. ожиданно вышла из строя сек- Во избежание потери про- ция пароперегревателя. Это гро- о значении рационализации оттуда должно попасть на за- рыбной промышленности сроч- мыслового времени, траулер зило срывом рейса. Однако чле- и изобретательства, о помощи ключение в рыбокомбинат. но изготовить рабочие черте- «Шенкурск» не делал перехода Ны машинной команды нашли новаторам на наших пред- Но на этом движение наше- жи бочкопогрузчика-2 для це нз одного квадрата в другой, выход из трудного положения приятиях говорят много, но не го предложения и прекрати- редачи заказа Кандалакшско- Чтобы строго держаться задан- Несмотря на высокую температу- 906 хозяйственные руководите- лось. Как попало оно в «Мур- му механическому заводу. Тех- ных курсов и глубин, судоводи- рУ в котле третий механик тов ™ подкрепляют свои слова и мансельдь». так и находится нический отдел управления то* тршл плл пипчштсткп»! г ’ „ п„ . обещания практическими де- там до настоящего времени. ропнл нас с изготовлением _ 1 Варанов, слесарь тов. Ваююренко лами зт0 я испытал на собст- Обращались мы по этому чертежей. Мы их сделали и от- систематически производили и старший машинист тов. Вере- венном опыте. поводу и в технический отдел правили на завод. А там наши астрономические определения, айн сумели своевременно заглу- Совместно со старшим кон- управления рыбной промыш- чертежи откорректировали и... учитывали течения, направление шить секцию дымогарных тру- структором Мурманского ры- ленностн совнархоза, и в положили на полку. Почему и силу ветра, пеленговали кораб- бок и ликвидировали аварию. бокомбинагга тов. Палькиным «Мурмансельдь». Каждый раз же так получилось, если неод- ли, которые брали хорошие уло- л nnfiprms ’ мы разработали схему гндро- мы получали обнадеживающие нократные испытания опытно- вы д - купора, предназначенного ответы, но на самом деле сдви- го образца показали, что ма* Нятлячияпртк и смсыnitv ппп- пеРвк>маиского праздника воз- длЯ откупорки и закупор- гов никаких нет. шина работает хорошо и ее якич «-глпший м ч г т р п пл вРатились с промысла моряки ки бочек с сельдью, ко- А ведь ежедневно при от- нужно как можно быстрее - ' и R я дооыче траулера «Шенкурск». Они до- торый должен также снимать крывании и укупорке бочек- внедрять в производство? тов. исупога. в порту оыли полу- СТавяли в порт около 140 тоня и осаживать обручи. Такой сельдянок не только десятки. Есть у меня и другие про чены старые ваера. Гов. Ису- свежего и соленого окуня, при гидрокупор нужен в равной но и сотни их выходят из тенаии. По закону авторам ра- нов со своими помощника- рейсовом задании 108 тонн до- степени как рыбокомбинату, строя, тысячи рублей государ- ционализаторских предложе- ми тт. Спешиловым и Горшко- свочно выполнили ппогп’амму так и «Мурмансельди».. По- ствеяных денег летят на ветер, ний положено денежное возна- вым перекомбинировали их. мйгяпя этому мы и решили подать Вот второй пример. Еще гражденне. Но вот уже около Нижние концы ваеров переста- ^ свое предложение через управ- осенью прошлого года был ис- трех месяцев решается вопрос. Очередное плавание экипаж ление рыбной промышленно- пытан бочкопогрузчик-2 для кто должен выплачивать воз- Так новшества внедрять нельзя ставили по дие пары иабелей. всеиародиог^, п р д а а , выло- ^ д |ле К л е ^ .М у ^ ы б с б ы - е , иа Ивана». Все это позволило спускать ору- мть сверх апрельского плана не управления и через несколько ту». Наше конструкторское П. БОРИСОВ, старший дня лова на глубины, где держа- менее dUU центнеров рыбы. дней направлено для заключе-бюро получило указание тех- конструктор Мурман- лись наибольшие концентрации Б. ЧЕРВОВ. ния в «Мурмансельдь», а уже нического отдела управления ского рыбокомбината. О Во время рейса на рефриже раторном траулере «Витебск» на банку Флемиш-Кап. с янва ря по март 1958 года были про ведены гидроакустические наб людения за вертикальными миг рациями морского окуня. Первые сведения о верти кальных перемещениях окуня на этой банке были получены в феврале — марте 1957 года на траулере «Свердловск» (капи тан тов. Задорин). Там наблю дали, что в ночное время на южном склоне Флемиш-Капа окуиъ совершал вертикальные миграции и попадался в трал в очень малом количестве. Капитан траулера «Некра сов» тов. Елфимов сообщал также, что в январе 1958 года были хорошие подъе мы днем на западном склоне банки Флемиш-Кап. Максималь ные подъемы бывали в течение нескольких дневных часов, в это время несколько лишних минут траления приводили к чрезмерному переполнению тра ла. Во второй половине дня подъемы постепенно падали до 2,5— 1,5 тонны, а в ночное вре мя и до 0.5 тонны. К концу января на Флемиш- Капе собралось 15 судов. Окунь в это время продвигался по .за падному склону на север. Груп па судов растянулась на рас стояние свыше 50 миль и всюду имела уловы. В первых числах февраля облов окуня произво дился в четырех квадратах. Су точные уловы колебались в пре делах 20—30 тоня. Как показали гидроакустиче ские наблюдения, вертикальные перемещения окуня проявляют- вертикальных перемещениях морского окуня ся следующим образом. В мо мент захода солнца окунь под нимался в толщу воды. Причем поведение крупного и мелкого окуня имело некоторые разли чия. Крупный окунь питался светящимся анчоусом, который по показаниям гидролокатора «Лодар», совершал вертикаль ные перемещения в темное вре мя суток от грунта к поверхно сти. Этот подъем происходил с глубины 450—600 метров за 40—60 минут (в зависимости от погоды. В туманную погоду подъем начинался раньше и со вершался медленней). Питаю щийся анчоусом крупный окунь поднимался сразу за слоем анчоуса. Окунь из придонного слоя поднимался до глубин 200—250 метров от поверхно сти моря, где рассеивался, а анчоус поднимался в поверхно стный слой. В это же время мелкий окунь также переме щался на расстояние в 30— 50 метров от грунта и рассеивался. Уловы в то время падали до 1,5—0,5 тонны. В уловах был только мелкий окунь (25— 30 см). Характер таких вертикаль ных перемещений показан на эхограмме (см. рис.), получен ной на рефрижераторном трау лере «Витебск». Ночью крупный окунь дер жался в толще воды в 200— 250 метрах от грунту. Об этом же сообщали и капитаны трау леров. промышлявших в районе Флемиш-Кап. В момент восхода солнца окунь быстро опускался. Уловы увеличивались, но грунта до стигала не вся масса рыбы, а только часть — мелкий окунь. В уловах он и преобладал. В это время в трал его попадачо до 3— 4 тонн. Чем светлее бы ло утро, тем быстрее окунь опу скался вплотную к грунту. К 9— 10 часам он весь был у дна. На эхограммах запись рыбы сливалась с грунтом. Поэтому, чтобы ее отличить от последне го, приходилось сбавлять уси ление на 2—3 деления. С 10 до 14 часов уловы были макси мальные — 8— 10 тонн (мел кого окуня до 85 процентов, среднего и крупного до 20 про центов). В туманную и штормовую по году окунь опускался на дно даже днем. В такие дни дневные уловы не превышали трех тонн. В январе—марте месяцах ло вился окунь-клювач. Во второй половине февраля окунь продвигался на большие глубины и в первых числах мар та облавливался на глубине 650— 680 метров, при этом «Лодар» и эхолот «Атлас-Вер ке» отчетливо регистрировали скопления рыбы на ленте само писцев. Например: на траулере «Ворошиловград» капитан тов. Спрыгин 8 марта, используя показании «Лодара», имел уло вы до трех тонн на глубине 690 метров. Подобное явление наблюда лось в 1957 году на южном склоне банки Флемиш-Кап. Пос ле перехода окуня на большие глубины, он исчез из уловов. В 1958 году после спада уловов на больших глубинах, на север ном склоне банки, имели уло вы на глубинах 470—550 мет ров. Окунь был крупный (30— 35 см). В первых числах марта поведение окуня изменилось. Он опускался ночью ко дну. Осо бенно такое поведение проявля лось с 5 марта. С 22 часов уло вы резко увеличивались, дости гая 5—6 тонн (экипажи трауле ров «Сталинабад», «Ворошилов град», Витебск» и «Некрасов» имели в это время уловы до 6 тонн). После 3-х часов ночи окунь поднимался в толщу во ды, а с рассветом опускался к грунту. Такую миграцию совер шал по-Вадимомумелкий окунь, который регистрировался на эхограммах третьим (нижним! слоем. (Смотрите рисунок). Используя гидроакустиче ские приборы: гидролокатор «Лодар», фишлупу и эхолот «Атлас-Верке», удалось прове сти интересные наблюдения за вертикальными миграциями морского окуня. Необходимо ис пользовать все гидроакустиче ские приборы для наблюдения за рыбой. Это поможет успеш ному выполнению плана. При боры, установленные на судах типа «Пушкин», позволяют ре- гиегприоозать рыбу до глубин 600—700 метров. Не надо за бывать о том, что эхолот «Ат лас-Верке», установленный в штурманской рубке, регистри рует рыбу до 600 метров и да ет хорошее представление о плотности скопления. М. ЩЕРБИНО, научный сотрудник ПИНРО. РЫБНЫЙ МУРМАН 29 апреля 1958 г. 3стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz