Рыбный Мурман. 1958 г. Апрель.

С 6 t l H K l I К 0 П Ы Т 0 В <1 Идет смотр рационализаторской работы Траулер «Шенкурск» пришел окуня. Для того, чтобы не подти- Предложения моряков „Ашхабада" на Копытовскую банку дней че- ралось сетное полотно о неров- рез пять после выхода из порта, ности морского дна, внутрь полу- К объявленному по флоту тралового мешка», предупреж- Механик- наладчик тоз. Мо- По указанию начальника про- кутка тралового мешка была общественному смотру-кон- дающее порывы. Это предло- жаев придумал и внедрил на * „Иг. гг>птг*гт « гтпглгпо тьо курсу по рационализации и жение внедрено на корабле, нашем корабле очень простои, мысла тройные траления до при- подшита скотская шкур . Д изобретательству моряки реф- оформлено, сделан эскиз с ука- но оригинальный по замыслу хода в эту зону лова были сдела- шкуры были подведены снизу рИЖераторного траулера «Аш- занием размеров, составлена стопор для надежного крепле­ ны на Вайда-губской и Демидов- двухрядного мешка. Правильно, хабад» отнеслись по-деловому, пояснительная записка. Доку- ния морозильных тележек. Это ской банках. Однако успеха они со знанием дела оборудовали ма- Вначале были проведены орга- менты будут переданы в базо- предложение оформлено и бу- не принесли. стера по добыче иижнюю подбо- низационные мероприятия: со- вую общественную комиссию дет передано в общефлотскую Команда корабля, стремясь ру трала. здана комиссия, на производ- цо проведению смотра. комиссию, выполнить свое предмайское обя- По инициативе капитана и ственных совещаниях рыбооб- Второе предложение тов. На судовой комиссии было зательство, решила наверстать старшего мастера по добыче бы- Работчиков. машинной и па- Михайлова - приспособить, также рассмотрено предложе- v „ ____ ___ 7. лубнои команд зачитаны при- переоборудовать левый борт ние электромеханика тов. Оме- упущенное время, во чтобы то ли удлинены кабели. Это увелн- казы п0 флоту 0 проведении кормовой палубы под ремонт лина по устройству вытяжной ни стало выполнить рейсовое чило горизонтальное раскрытие смотра, разъяснены цели и за- и вооружение запасных тралов вентиляции из помещения задание. трала и повысило уловы , дачи проводимых мероприя- еще не внедрено. На это пере- электромотора траловой лебед- В районе Копытова были свои -Неся предпраздничную трудо- тий. оборудование требуется разре- ки и ряд других рационализа- особенности промысла. В разное вую вахту, весь коллектив 20 апреля перед приходам в шение главного инженера фло- торских предложений, облег- время суток рыба ловилась не- «Шенкурска» был охвачен со- порт на заседании судовой ко- та. чающих и ускоряющих ремонт одинаково. С 6 до 8 часов утра, циалистическим соревнованием, миссии были подведены пер- Известно, что во время про- двигателей. Заслуживает знл- няпшш рп чя тпялргшр полнима- вп пяте K O T n m гтпяли komm v - вые ктоги- мастер по мысла при свежей погоде, кач- мания такое предложение, как например, за траление подшша во главе которого стояли комму^ до^ ыче рыбы тов. Михайлов ке, работы по загрузке и вы- приспособление для быстрой ли на борт не более тонны окуня, нисты и комсомольцы. Каждый соо^щИЛ( чт0 раньше на про- грузке морозильных камер съемки и постановки компрес- В дневное же время уловы уве- член команды трудился за дво- мысле окуня при обильных связаны с опасностью. Неред- сионных колец на поршни личивались до 3—4 тонн. А их. Особенно отличились матро- уловах траловый мешок, выхо- ки были случаи, когда клети главного двигателя. ночью рыба почта совсем «от- сы тт. Вороши, Кураксии, Була- дя из глубины на поверхность срывались и наносили увечья Работа по дальнейшему называла». Все это учел капитан тов, Осипов, Давиденкш, стар- моря, перегибался, лопался и работающим у них. Об этом подъему творческой инициатя- судна Иван Иванович Гончарук. ший мастер по обработке рыбы рыба уходила; то же самое нередко говорилось, присыла- вы моряковi продолжается. В дневное время команда стара- тов. Панков и другие. происходило и при подъеме лись из технического отдела В. ЕЛФИМОВ, стар- й у . 1 ? „ „ мешка на слип. Тов .Михаилов флота предупреждения, но шин механик рефриже- лась сделать как можно оолыне С похвалой отзывается капи- предложил «Дополнительное конкретных мер не принима- раторного траулера тралении. Для этого ночью под- хан о хорошей работе машин- острапливание 25-метрового лось. «Ашхабад», готавливалось все необходимое: ной команды, которую возглав- ремонтировались орудия лова, Ляет старший механик комму- комплектовались подвахты на нист тов. Каримов. В рейсе не- помощь шкерщикам. ожиданно вышла из строя сек- Во избежание потери про- ция пароперегревателя. Это гро- о значении рационализации оттуда должно попасть на за- рыбной промышленности сроч- мыслового времени, траулер зило срывом рейса. Однако чле- и изобретательства, о помощи ключение в рыбокомбинат. но изготовить рабочие черте- «Шенкурск» не делал перехода Ны машинной команды нашли новаторам на наших пред- Но на этом движение наше- жи бочкопогрузчика-2 для це­ нз одного квадрата в другой, выход из трудного положения приятиях говорят много, но не го предложения и прекрати- редачи заказа Кандалакшско- Чтобы строго держаться задан- Несмотря на высокую температу- 906 хозяйственные руководите- лось. Как попало оно в «Мур- му механическому заводу. Тех- ных курсов и глубин, судоводи- рУ в котле третий механик тов ™ подкрепляют свои слова и мансельдь». так и находится нический отдел управления то* тршл плл пипчштсткп»! г ’ „ п„ . обещания практическими де- там до настоящего времени. ропнл нас с изготовлением _ 1 Варанов, слесарь тов. Ваююренко лами зт0 я испытал на собст- Обращались мы по этому чертежей. Мы их сделали и от- систематически производили и старший машинист тов. Вере- венном опыте. поводу и в технический отдел правили на завод. А там наши астрономические определения, айн сумели своевременно заглу- Совместно со старшим кон- управления рыбной промыш- чертежи откорректировали и... учитывали течения, направление шить секцию дымогарных тру- структором Мурманского ры- ленностн совнархоза, и в положили на полку. Почему и силу ветра, пеленговали кораб- бок и ликвидировали аварию. бокомбинагга тов. Палькиным «Мурмансельдь». Каждый раз же так получилось, если неод- ли, которые брали хорошие уло- л nnfiprms ’ мы разработали схему гндро- мы получали обнадеживающие нократные испытания опытно- вы д - купора, предназначенного ответы, но на самом деле сдви- го образца показали, что ма* Нятлячияпртк и смсыnitv ппп- пеРвк>маиского праздника воз- длЯ откупорки и закупор- гов никаких нет. шина работает хорошо и ее якич «-глпший м ч г т р п пл вРатились с промысла моряки ки бочек с сельдью, ко- А ведь ежедневно при от- нужно как можно быстрее - ' и R я дооыче траулера «Шенкурск». Они до- торый должен также снимать крывании и укупорке бочек- внедрять в производство? тов. исупога. в порту оыли полу- СТавяли в порт около 140 тоня и осаживать обручи. Такой сельдянок не только десятки. Есть у меня и другие про­ чены старые ваера. Гов. Ису- свежего и соленого окуня, при гидрокупор нужен в равной но и сотни их выходят из тенаии. По закону авторам ра- нов со своими помощника- рейсовом задании 108 тонн до- степени как рыбокомбинату, строя, тысячи рублей государ- ционализаторских предложе- ми тт. Спешиловым и Горшко- свочно выполнили ппогп’амму так и «Мурмансельди».. По- ствеяных денег летят на ветер, ний положено денежное возна- вым перекомбинировали их. мйгяпя этому мы и решили подать Вот второй пример. Еще гражденне. Но вот уже около Нижние концы ваеров переста- ^ свое предложение через управ- осенью прошлого года был ис- трех месяцев решается вопрос. Очередное плавание экипаж ление рыбной промышленно- пытан бочкопогрузчик-2 для кто должен выплачивать воз- Так новшества внедрять нельзя ставили по дие пары иабелей. всеиародиог^, п р д а а , выло- ^ д |ле К л е ^ .М у ^ ы б с б ы - е , иа Ивана». Все это позволило спускать ору- мть сверх апрельского плана не управления и через несколько ту». Наше конструкторское П. БОРИСОВ, старший дня лова на глубины, где держа- менее dUU центнеров рыбы. дней направлено для заключе-бюро получило указание тех- конструктор Мурман- лись наибольшие концентрации Б. ЧЕРВОВ. ния в «Мурмансельдь», а уже нического отдела управления ского рыбокомбината. О Во время рейса на рефриже­ раторном траулере «Витебск» на банку Флемиш-Кап. с янва­ ря по март 1958 года были про­ ведены гидроакустические наб­ людения за вертикальными миг­ рациями морского окуня. Первые сведения о верти­ кальных перемещениях окуня на этой банке были получены в феврале — марте 1957 года на траулере «Свердловск» (капи­ тан тов. Задорин). Там наблю­ дали, что в ночное время на южном склоне Флемиш-Капа окуиъ совершал вертикальные миграции и попадался в трал в очень малом количестве. Капитан траулера «Некра­ сов» тов. Елфимов сообщал также, что в январе 1958 года были хорошие подъе­ мы днем на западном склоне банки Флемиш-Кап. Максималь­ ные подъемы бывали в течение нескольких дневных часов, в это время несколько лишних минут траления приводили к чрезмерному переполнению тра­ ла. Во второй половине дня подъемы постепенно падали до 2,5— 1,5 тонны, а в ночное вре­ мя и до 0.5 тонны. К концу января на Флемиш- Капе собралось 15 судов. Окунь в это время продвигался по .за­ падному склону на север. Груп­ па судов растянулась на рас­ стояние свыше 50 миль и всюду имела уловы. В первых числах февраля облов окуня произво­ дился в четырех квадратах. Су­ точные уловы колебались в пре­ делах 20—30 тоня. Как показали гидроакустиче­ ские наблюдения, вертикальные перемещения окуня проявляют- вертикальных перемещениях морского окуня ся следующим образом. В мо­ мент захода солнца окунь под­ нимался в толщу воды. Причем поведение крупного и мелкого окуня имело некоторые разли­ чия. Крупный окунь питался светящимся анчоусом, который по показаниям гидролокатора «Лодар», совершал вертикаль­ ные перемещения в темное вре­ мя суток от грунта к поверхно­ сти. Этот подъем происходил с глубины 450—600 метров за 40—60 минут (в зависимости от погоды. В туманную погоду подъем начинался раньше и со­ вершался медленней). Питаю­ щийся анчоусом крупный окунь поднимался сразу за слоем анчоуса. Окунь из придонного слоя поднимался до глубин 200—250 метров от поверхно­ сти моря, где рассеивался, а анчоус поднимался в поверхно­ стный слой. В это же время мелкий окунь также переме­ щался на расстояние в 30— 50 метров от грунта и рассеивался. Уловы в то время падали до 1,5—0,5 тонны. В уловах был только мелкий окунь (25— 30 см). Характер таких вертикаль­ ных перемещений показан на эхограмме (см. рис.), получен­ ной на рефрижераторном трау­ лере «Витебск». Ночью крупный окунь дер­ жался в толще воды в 200— 250 метрах от грунту. Об этом же сообщали и капитаны трау­ леров. промышлявших в районе Флемиш-Кап. В момент восхода солнца окунь быстро опускался. Уловы увеличивались, но грунта до­ стигала не вся масса рыбы, а только часть — мелкий окунь. В уловах он и преобладал. В это время в трал его попадачо до 3— 4 тонн. Чем светлее бы­ ло утро, тем быстрее окунь опу­ скался вплотную к грунту. К 9— 10 часам он весь был у дна. На эхограммах запись рыбы сливалась с грунтом. Поэтому, чтобы ее отличить от последне­ го, приходилось сбавлять уси­ ление на 2—3 деления. С 10 до 14 часов уловы были макси­ мальные — 8— 10 тонн (мел­ кого окуня до 85 процентов, среднего и крупного до 20 про­ центов). В туманную и штормовую по­ году окунь опускался на дно даже днем. В такие дни дневные уловы не превышали трех тонн. В январе—марте месяцах ло­ вился окунь-клювач. Во второй половине февраля окунь продвигался на большие глубины и в первых числах мар­ та облавливался на глубине 650— 680 метров, при этом «Лодар» и эхолот «Атлас-Вер­ ке» отчетливо регистрировали скопления рыбы на ленте само­ писцев. Например: на траулере «Ворошиловград» капитан тов. Спрыгин 8 марта, используя показании «Лодара», имел уло­ вы до трех тонн на глубине 690 метров. Подобное явление наблюда­ лось в 1957 году на южном склоне банки Флемиш-Кап. Пос­ ле перехода окуня на большие глубины, он исчез из уловов. В 1958 году после спада уловов на больших глубинах, на север­ ном склоне банки, имели уло­ вы на глубинах 470—550 мет­ ров. Окунь был крупный (30— 35 см). В первых числах марта поведение окуня изменилось. Он опускался ночью ко дну. Осо­ бенно такое поведение проявля­ лось с 5 марта. С 22 часов уло­ вы резко увеличивались, дости­ гая 5—6 тонн (экипажи трауле­ ров «Сталинабад», «Ворошилов­ град», Витебск» и «Некрасов» имели в это время уловы до 6 тонн). После 3-х часов ночи окунь поднимался в толщу во­ ды, а с рассветом опускался к грунту. Такую миграцию совер­ шал по-Вадимомумелкий окунь, который регистрировался на эхограммах третьим (нижним! слоем. (Смотрите рисунок). Используя гидроакустиче­ ские приборы: гидролокатор «Лодар», фишлупу и эхолот «Атлас-Верке», удалось прове­ сти интересные наблюдения за вертикальными миграциями морского окуня. Необходимо ис­ пользовать все гидроакустиче­ ские приборы для наблюдения за рыбой. Это поможет успеш­ ному выполнению плана. При­ боры, установленные на судах типа «Пушкин», позволяют ре- гиегприоозать рыбу до глубин 600—700 метров. Не надо за­ бывать о том, что эхолот «Ат­ лас-Верке», установленный в штурманской рубке, регистри­ рует рыбу до 600 метров и да­ ет хорошее представление о плотности скопления. М. ЩЕРБИНО, научный сотрудник ПИНРО. РЫБНЫЙ МУРМАН 29 апреля 1958 г. 3стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz