Рыбный Мурман. 1958 г. Апрель.
За строгую экономию, за снижение себестоимости продукции * Я В своих исторических решениях XX съезд КПСС обратил осо бое внимание партийных организаций и хозяйственных руководи телей на необходимость безусловного выполнения государственных заданий каждым предприятием по всем показателям, неуклонного роста производительности труда, снижения себестоимости и улуч шения качества продукции, осуществления строгого режима эконо мии, настойчивого сокращения затрат труда на производство едини цы продукции. О путях снижения себестоимости, режима экономии, ликвида ции бесхозяйственности и говорилось на состоявшейся 23 апреля экономической конференции, созванной управлением и партийпым комитетом тралового флота. * * Поговорить серьезно было о чем. В прошлом году недолов ры бы по флоту составил 778 тысяч центнеров рыбы, справилось с планом незначительное число ко раблей. Снижена была сорт ность соленой рыбы и субпродук тов, а вместо снижения себестои мости продукции допущено ее удорожание на 13,8 процента. Общий убыток по флоту составил на 28,8 миллиона рублей больше плана. И в текущем году флот работа ет неважно. Недолов сейчас со ставляет более 100 тысяч цент неров. Об этих недостатках в произ водственной деятельности трало вого флота, о решениях бюро Мурманского обкома КПСС и уп равления рыбной промышленно сти Мурманского совнархоза было сказано в выступлении главного инженера флота тов. Каменцева и в докладе заместителя началь ника планово-экономического от дела совнархоза тов. Дунаевского. НЕДОСТАТКИ ОСТАЛИСЬ ТЕ ЖЕ Было над чем задуматься при сутствовавшим на конференции капитанам кораблей, отрядным специалистам, начальникам и ра ботникам отделов управления флота, партийному активу. Ведь разговор об этих недостатках вел ся и 10 месяцев тому назад, в июне 1957 года. Многие, сидев шие в зале 23 апреля, были уча стниками и прошлой конферен ции, а положение с тех пор поч ти не изменилось. В своем докладе о путях сни жения себестоимости продукции начальник планового отдела фло та тов. Феофилатьев привел много фактов, характеризующих боль шие недостатки в решении это го вопроса. Он сказал, что непроизводи тельные простои флота составили в прошлом году свыше 8 тысяч судосуток, в течение которых можно было выловить дополни тельно свыше полмиллиона центнеров рыбы и снизить ее се бестоимость по 19 рублей 39 ко пеек на центнер. Несмотря на большой произ водственный береговой и управ ленческий алпа/рат (в тол чис ле 89 инженеров и групповых механиков, 12 морских инспекто ров, большое конструкторское бюро и экспериментальную базу) техническая эксплуатация трау леров с бортовым тралением еже годно ухудшается. При увеличе нии общего количества траулеров (по сравнению с 1950 годом) в 2,9 раза, число находившихся на промысле увеличилось только в два с половиной раза. Не улуч шается положение и в нынешнем году. Сверхнормативные стоян ки в порту уже составляют 1629 судосуток. Траулеры стоят в ожи дании ремонта, в ремонте сверх срока, в ожидании команд, а все это, в конечном счете, повышает себестоимость продукции. Плохая техническая эксплуа тация, отсутствие контроля судо вой администрации и групповых механиков за качеством и объе мом ремонта привели в 1957 го ду к перерасходу 7 миллионов рублей только по текущему ре монту. Новая техника используется на кораблях плохо. Взять, к приме ру опреснители Ермолина. Ко рабли, где они установлены, не увеличили продолжительности плавания, так как полученную дополнительную воду расходуют на бытовые нужды. Большой расход топлива, ору дий лова, соли я льда не способ ствует снижению себестоимости продукции. МИЛЛИОНЫ ЛЕТЯТ НА ВЕТЕР Цифры, приводимые докладчи ком, красноречиво говорят о сла бой борьбе на кораблях за стро гую экономию. Соли в прошлом году перерасходовано 7.891 тон на, льда — 6.902 тонны, пере- износ орудий лова по рефрижера торным кораблям выразился поч ти в 4 миллиона рублей, пере расход дизельного топлива — свыше чем на 7 миллионов. Вот здесь и кроются огромные резервы сниженяя себестоимости. О нарушение правил техниче ской эксплуатации судов и ме ханизмов говорил в своем содок ладе и начальник технического отдела флота тов. Захарьин. Он внее ряд предложений, ко торые помогли бы исправить имеющиеся недостатки. В частно сти, он предложил решить вопрос об изменении оплаты команде за техническое состояние судов и досрочный отход, наладить обес печение материалами и инстру ментами токарного парка трауле ров, а также обеспечить корабли качественным углем и дизельным топливом. Начальник отдела эксплуата ции тов. Васильев привел ряд примеров, по которым можно су дить об огромных неиспользо ванных резервах флота по сни жению себестоимости. Доставка воды с Трех Ручьев для трауле ров лихтерами, сказал он, увели чила ее стоимость с 75 копеек чуть ли не до ста рублен за тон ну. Из-за отсутствия контроля суда после пополнения на уголь ной базе часами простаивают на рейде. Тысячи рублей летят на ветер из-за того, что не решен вопрос о сдаче хорошего льда с кораблей береговым предприяти ям. Недисциплинированность ча сти моряков, а иногда и команд ного состава приводит к сверх плановым простоям. ЭТО ЗАВИСИТ ОТ МОРЯКОВ О качестве рыбной продукции говорил начальник отдела обра ботки флота тов. Калашников. Он сказал, что только от снижения в прошлом году сортности соленой рыбы, рыбьего жира, муки и кон сервов флот недополучил 1,5 миллиона рублей. Тов. Калашников говорил о том, что, если сократить против плана выпуск охлажденной и со леной рыбы второго сорта, то это увеличит доходы тралфлота на 2 — 3 миллиона рублей. Далее он ставит вопрос о том, чтобы шире практиковать свежье- вые рейсы по так называемой «зеленой улице». КОРАБЛИ ОДИНАКОВЫЕ, А ИТОГИ РАЗНЫЕ На траулере «Латвия» (капи тан тов. Ружников) из рейса в рейс экономят топливо, орудия ло ва, соль и лед. Здесь ежерейсно анализируются не только прж - водственные, но и финансовые показатели. Не случайно, поэто му, в 1958 году убыток против планового на корабле значитель- но снижен. Иное положение на траулере «Веха» (капитан тов. Попов). На этом корабле команда до еих пор не знает результатов работы за 1957 год. За первый же квартал текущего года сверхплановый убыток на «Вехе» составляет 350 тысяч рублей. Траулер «Сталинабад» (капи тан тов. Сиволайнен) за рейс в 55 суток сдал готовой продук ции 7715 центнеров, снизил се бестоимость одного центнера на 69 рублей 63 копейки, дал при были 1 миллион 261 тысячу рублей. А траулер «Чехов» (капи тан тов. Гунин) за такое же ко личество дней выловил рыбы меньше, израсходовал топлива и орудий лода на 70 тысяч рублей больше. И поэтому себестоимость здесь выше, чем на «Сталила- баде$. В прошлом году перерасход только по орудиям лова и про мысловому снаряжению выразил ся по флоту на сумму 3 миллио на 960 тысяч рублей. Казалось бы, что из печально го урока прошлого года будут сделаны соответствующие выво ды. Однако бесхозяйственное расходование государственн-лх средств имеет место и сейчас. Предварительный подсчет пока зал, что по ряду кораблей уже в первом квартале текущего го да перерасходовано соли свыше чем на 50 тысяч рублей, угля — на 60, льда — на 16 тысяч руб лей. Списаны, как негодные, 26 с лишним тысяч консервных ба нок на 20 тысяч рублей. Много и других фактов бесхо зяйственности приводили участ ники конференции, вносили пред ложения, направленные к тому, чтобы за счет сокращения не производительных расходов, пу тем жесткой экономии и береж ливости добиться экономии госу дарственных средств и снижения себестоимости продукции. ОБ ЭТОМ НАДО СЕРЬЕЗНО ПОДУМАТЬ Выступивший в прениях капи тан траулера «Петрозаводск» тов. Силантьев обратил внимание кон ференции на необходимость ук репления хозяйственного расче та на судах тралового флота. Он сказал, что уже заканчивается четвертый месяц 1958 года, а промфинпланов на кораблях еще нет. Экипажи кораблей должны принимать самое активное уча стие в Финансовой деятельности судна. Для этого следует устано вить для каждого корабля по квартальную денежную сумму эксплуатационных расходов, план финансовой прибыли и выделить определенный процент поквар тальных премий экипажам за экономию отпущенных средств. Одновременно нужно установить и фонд капитана. Такая постановка дела дает ка питану возможность реально осу ществлять руководство финансо вой деятельностью судна и мате риально заинтересует весь эки паж. Предложение тов. Силантьева встретило живое одобрение уча стников конференции. Верно, оно потребует соответствующей раз работки в отделах управления. ВПЕРЕДИ — КОММУНИСТЫ Выступивший затем первый ио- мощиик капитана траулера сПяк- ша» тов. Матвеев поделился опы том борьбы экипажа за рентабель ную работу корабля. В прошлом году моряки «Пик ши» выполнили план по добыче рыбы на 115 процентов, сви.ш- ли себестоимость одного центнера продукции на 25 рублей 72 ко пейки. За счет экономии и береж ливости экипаж добился сверх плановой прибыли в 146 тысяч рублей. Коммунисты и комсомольцы ко рабля возглавляли борьбу экипа жа за план, за рентабельную ра боту. Этот вопрос неоднократно был предметом обсуждения иа собраниях, в стенной печати. - При работе в районах с тяже лыми грунтами здесь не стесня лись перенимать опыт других су дов. Во время снабжения в Тюва- губе мастер по добыче коммунист тов. Борькин ходил со своими по мощниками на траулер «Двина» н знакомился с вооружением трала. После перевооружения нижней подборы по-новому дело пошло значительно лучше. Капитан траулера «Пионер» тов. Кретов высказал претензии в адрес отдела снабжения, работни ки которого зачастую новое про мысловое снаряжение засчиты вают, как бывшее в употребле нии, что сказывается на экондаю- ческих показателях кораблей. В экспериментальном рейсе (декабрь—январь) команда «Пи онера» изготовила 500 бочея сельди, но по вин» работников от дела обработки флот не подучил причитающейся прибыли. В прениях на конференция вы ступили также начальник про мыслового отдела флота тов. По пов, капитан отряда учебных су дов тов. Едемский я другие, все го 16 человек. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РЕШИЛА: Повысить ответственность командного состава и моряков флота за полное использование сырье вой базы и увеличение вылова рыбы каждым траулером. Вести повседневную работу среди эки пажей по соблюдению строгого режима экономии и бережливости, широко популяризировать опыт работы траулеров, имеющих хорошие экономиче ские показатели. Продолжить оправдавшее себя шефство передовых кораблей над отстающими. Плановому отделу в месячный срок довести до экипажей всех траулеров производственно-фи нансовые планы, а бухгалтерии ежерейсно вру чать командованию кораблей рейсовую калькуля цию за прошедший рейс. Начальникам отрядов совместно с главной бухгалтерией и плановым отделом систематически проводить на кораблях совещания по итогам рейса о результатах хозяй ственной деятельности. Обеспечить более четкое и оперативное руко водство работой поискового и промыслового фло тов в море со стороны штаба и отрядных специа листов за счет лучшей расстановки кораблей по районам промысла. Считать целесообразным по стоянное нахождение в море заместителя началь ника флота и большинства отрядных специали стов. Усилить поиски рыбы в новых районах и не прерывное наблюдение за районами возможных подходов косяков. Свести до минимума непроиз водительные потери промыслового времени, за счет чего увеличить суточный режим траления. В осенне-зимний период на лов сельди разно глубинным тралом направить в Северную Атлан тику максимальное количество рефрижераторных траулеров, и для этой же цели па дрифтерный промысел направить 50 траулеров типа «Пио нер» и паровые, снабжая их на месте промысла всем необходимым. При этом произвести сокраще ние численности команд за счет освоения вторых профессий. Не допускать непроизводительных простоев з порту из-за несвоевременного снабжения, по ви не личного состава и другим причинам. Усилить технический надзор за ходом ремонта траулеров, строго следить за правильным оформ лением первичной документации, sa качеством, сроками и стоимостью работ и расходованием ма* териалов. Техническому отделу и отрядным спе циалистам вести широкую разъяснительную ра боту о правильной технической эксплуатация ме ханизмов, обеспечить за счет этого не менее 320 безремонтных стоянок, силами команд провести ремонтные работы в объеме 340 тысяч нормо- часов. Отделу обработки обеспечить корабля подроб ным руководством по обработке соленой рыбы в третьем квартале; командному составу траулеров обеспечить строгое соблюдение технологических инструкций; полностью использовать все рыбные отходы; на рефрижераторных траулерах произво дить выработку муки из окуневых голов; перейти на изготовление томатных консервов и консервов из бланшированной печени. Промысловому отделу и отрядным специали стам обеспечить правильную эксплуатацию и хранение орудий лова и промснаряжения на ко раблях; совместно с отделом снабжения добить ся полного возврата изношенных сетей, особенно капрона и тросов; бухгалтерии и отделу снабже ния до 15 мая ввести новый порядок учета и вы дачи промыслового снаряжения на суда. Для укрепления хозрасчета на траулерах я по вышения экономических показателей работы фло та пересмотреть и ужесточить нормы расхода ма териалов и топлива, расширить номенклатуру нормируемых материалов и обеспечить их отпуск только в пределах норм; прекратить объемную приемку угля, соли и льда. Конференция предложила управлению флота обратиться по ряду вопросов в управление рыб ной промышленности совнархоза, чтобы разреше ние их улучшило работу флота и его экономиче ские показатели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz