Рыбный Мурман. 1956 г. Январь.

№ 13 (409), 29 января Г956 г. HS № X fl\v У С К О Р И Т Ь В Н Е Д Р Е Н И Е Н О В Ш Е С Т В А Механик Ермолин и его опреснитель Ветераны тралового флота хо­ рошо знают Павла Матвеевича Ермолина. В 1935 году после окончания Архангельского море­ ходного училища он стал плавать третьим механиком на траулере «Москва», а через несколько лет возглавил машинную команду это­ го корабля. Старший механик стремился к тому, чтобы грамотно эксплуати­ ровать паросиловые установки, обеспечить наименьший расход воды и топлива и тем самым про­ длить срок пребывания судна на промысле. И это ему удалось. В 1938 году продолжительность рейса траулера «Москва» была доведена до 21 суток — почти на трое суток больше времени пре­ бывания на лову остальных судов такого же типа. Уже тогда, на траулере «Моск­ ва», пробудилась творческая, но­ ваторская мысль старшего меха­ ника Ермолина. Потом Павел Ма­ твеевич плавал на рефрижераторе «Комсомолец Арктики», а в кон­ це 1944 года получил назначение на краболов «Анастас Микоян». Работать на краболове было очень трудно. На судне ощущался большой недостаток в пресной во­ де. Нехватало из-за этого пара для крабоконсервного завода, и механизмы здесь нередко простаи­ вали. А на бытовые нужды воды и вовсе не было. Но, наконец, проблема с водой была решена. Павел Матвеевич Ермолин — человек пытливого ума и творческих замыслов — со­ здал опреснитель новой системы, который давал за сутки 30 тонн пресной воды. Новый опреснитель отличался простотой устройства, работал длительное время без чистки, не требовал дополнитель- которое отличается близоруко­ стью, отсутствием перспективы нежеланием применить на промыс­ ловых кораблях это ценное нов­ шество. В письме указывалось, что опреснитель Ермолина невоз­ можно установить на кораблях типа «Рига», то есть на тех судах, на которых наиболее остро ощу­ щалась потребность в пресной во­ де. В траловом флоте восстали против самого принципа исполь­ зования опреснителя, действую­ щего на отработанном паре от вспомогательных механизмов. Это письмо, подписанное ис­ полняющим обязанности главного инженера тов. Зосимовым и от­ вергавшее предложение тов. Ер­ молина, еще раз убедительно до­ казывало нежелание руководите­ лей тралового флота принять дей­ ственные меры по улучшению тех­ нического состояния траулеров типа «Рига», по ликвидации при­ чин аварий котлов на этих судах, по удовлетворению бытовых нужд моряков. И неудивительно поэтому, что и после приезда тов. Ермолина в Мурманск никто не проявлял осо­ бой заинтересованности в быст­ рейшем изготовлении первого об­ разца опреснителя, который пред­ полагалось установить на трауле­ ре «Молдавия». Новатор ходил по отделам главка, чтобы получить дефицитные материалы для созда­ ния опреснителя, часами просижи­ вал в техническом отделе управ­ ления флота, осаждал руководи­ телей судоремонтного завода Главмурманрыбпрома, где изго­ товляли опреснитель. Все выгля­ дело так, будто во внедрении цен­ ного новшества на кораблях тра­ лового флота заинтересован лишь сам изобретатель. Об отношении руководителей технического отде­ ла флота к новшеству тов. Ермо­ лина лучше всего говорит откро­ венное признание начальника те­ плотехнической группы тов. Росных затрат топлива. Он действо­ вал на отработанном паре вспомо -1 лякова. гательных механизмов, вырабаты-1 — Если бы Ермолин сюда не вал дистиллированную воду, обе- приехал и если, бы он не проявил большой настойчивости и выдерж- спечивал питание котлов водой высокого качества. Новшество Ермолина нашло широкое применение не только на краболовах, но и на судах китобой­ ного флота Дальнего Востока. Пе­ ребои с пресной водой на кораб­ лях прекратились, паросиловые установки действовали безотказ­ но, моряки в любое время могли помыться в бане. Больше того— суда были освобождены от ежеме­ сячного хождения за водой в пор­ ты побережья, они стали нахо­ диться на путине без всякого пе­ рерыва в течение восьми—девяти месяцев. Изобретение Павла Матвеевича Ермолина получило высокую оценку. 11 августа 1955 года был издан приказ по Министерству рыбной промышленности СССР за № 339, в котором отмечаются по­ ложительные качества нового оп­ реснителя и ставится вопрос о том, что его применение выходит далеко за пределы Дальнего Во­ стока. Иосность и равнодушие В Мурманске об опреснителе Ермолина знали еще три года то­ му назад. Знали, но и пальцем не пошевелили, чтобы внедрить его в производство, хотя уже в то время и в траловом флоте и в «Мурман- сельди», на промысловых судах и пловучих базах моряки испыты­ вали острую нужду в пресной воде. Траловый флот пополнялся кораб­ лями типа «Рига», на которых этот недостаток ощущался наибо­ лее остро. Министерство рыбной промыш­ ленности, учитывая положитель­ ный опыт использования опресни­ телей системы Ермолина на Даль­ нем Востоке и на Балтике, напра­ вило автора изобретения в Мур­ манск. Еще до приезда тов. Ермолина на Север в траловом флоте рас­ смотрели чертежи водоопресни­ тельной установки и направили в ки, опреснителя не было бы до сих пор и неизвестно, чем бы это дело кончилось. Но Павел Матвеевич из тех лю­ дей, которые не останавливаются на полпути, доводят начатое дело до конца, не боятся трудностей, преодолевают их, как бы тяжело это не было. Встретив поддержку со стороны политотдела и работни­ ков конструкторского бюро тт. По­ пова, Коробицына, он получил ра­ бочие чертежи, осуществил вместе с судоремонтниками изготовление опреснителя, который был уста­ новлен на траулере «Молдавия». На испытания опреснителя Ермолина из Ленинграда была выз­ вана теплотехническая группа «Гипрорыбфлота» и опытный спе­ циалист по теплообменным аппа­ ратам тов. Цыганков. Послав на испытания только одного механи­ ка-наставника тов. Зверева, управ­ ление тралового флота и на этот раз осталось в стороне. Испытания оправдали расчеты автора опреснителя, надежды мо­ ряков: с помощью установки тов. Ермолина ежесуточно вырабаты­ валось 7 тонн дистиллированной воды, обеспечивавшей технические и бытовые нужды моряков; улуч­ шилась также эксплуатация всей машинно-котельной установки. В бочну мёда— ломку дегтя Корабль вернулся в порт. Моря­ ки были рады итогам рейса. Стар­ ший механик корабля тов. Шук­ шин и другие члены машинной команды одобрительно отозвались об изобретении Ермолина. Они сказали свое веское слово: опрес­ нитель нужен, польза от него боль­ шая! Но не решились этого сказать работники технического отдела уп­ равления тралового флота, кото­ рые 24 января с. г. собрались Вначале все шло гладко. Вни­ мательно выслушали групповые механики, механики-наставники и другие работники отдела рассказ Павла Матвеевича о его опресни­ теле, отчет руководителя теплотех­ нической группы «Гипрорыбфло­ та» тов. Погодина о результатах проведенных испытаний. Но когда вопрос был поставлен, как говорит­ ся, ребром — быть или не быть на кораблях тралового флота опрес­ нителю Ермолина, — тов. Погодин замялся. Ссылаюсь на некомпетент­ ность, на то, что это, мол, можно сказать только после обобщения материалов испытаний в институте, он в заключение довел до сведения присутствующих «особое мнение» тов. Цыганкова. Подчеркивая, что тов. Цыганков большой специалист по теплойбменным аппаратам, ру­ ководитель группы воспользовался его письмом для оправдания своей нерешительности. Это «особое мнение» тов. Цы­ ганкова и оказалось ложкой дегтя в бочке с медом. Буквально, в трех словах сказав об удовлетворитель­ ной работе испарительной установ­ ки системы Ермолина, тов. Цыган­ ков на девяти листах своего пись­ ма кромсает вдоль и поперек это новшество. Здесь что ни пункт, то придирка, вплоть до того, что най­ дено отсутствие технических усло­ вий на изготовление и постановку испарительной установки. Охаивая «примитивную» конст­ рукцию (моряки ее называют иначе — простой и надежной), тов. Цы­ ганков рекомендует ввести в дей­ ствие установленные на судах фир­ менные опреснители, с переделкой их на использование отработанного пара. Кстати сказать, эта передел­ ка вызовет затраты значительнее тех, что необходимы на изготовле­ ние и установку нового опресни­ теля. Автор «особого мнения» до­ пустил и извращение фактов. Так, он пишет, что змеевик подсушки пара при испытаниях оказался из­ лишним в конструкции опресни­ теля, хотя таких испытаний не уда­ лось провести из-за недоброкаче­ ственно изготовленного запорного клапана. Ратуя за переделки и модерни­ зацию имеющихся опреснителей, тов. Цыганков рекомендует не внедрять в производство опресни­ тель системы Ермолина, ограни­ чившись одним экземпляром, уста­ новленным на «Молдавии». Спра­ шивается, серьезно ли поведение этого специалиста, который не по­ считал нужным побеседовать с ин­ женерно-техническими работника­ ми флота, детально объяснить свои возражения против опресни­ теля Ермолина?! Он не нашел лучшего выхода, как оставить свое письменное «особое мнение» и уехать в Ленинград. Не на высоте оказались и руководители техниче­ ского отдела. Только один меха­ ник-наставник тов. Зверев сказал прямо: — Да, опреснитель этот нас вполне удовлетворяет, он необхо­ дим! * * * Ценность новшества тов. Ермо­ лина неоспорима. Внедрение его опреснителя на кораблях тралово­ го флота не только улучшает тех­ ническое состояние котлов, удов­ летворяет потребность моряков в пресной воде, но и открывает боль­ шие возможности для продления промысловых рейсов и, тем самым для увеличения вылова рыбы. Новое обычно пробивает себе до­ рогу в борьбе со старым. Но оно всегда одерживает победу. Нет ни­ какого сомнения в том, что и опреснитель Ермолина найдет ши­ рокое применение на кораблях тра­ лового флота. Но чем больше по­ мощи будет оказываться новатору, чем решительнее будут работники технического отдела, тем скорее опреснитель Ермолина станет не отъемлемой частью машинно-ко­ тельных установок на наших трау­ лерах. Необходимо смело внедрять в производство все передовое, новое, как это требуют решения июльско- Машинная команда траулера «Аксай» пользуется заслужен­ ным уважением среди моряков корабля. Включившись в социали­ стическое соревнование в честь XX съезда КПСС, механики, ма­ шинисты и кочегары содержат все судовые механизмы в образцо­ вом порядке и обеспечивают бесперебойную работу машины. На снимке: второй механик траулера «Аксай» В. 3. ШЕВ­ ЧУК и кочегар П. В. РЕЗАНОВ на вахте. Фото Б. Алексеева. В ц е х е б е з п е р е м е н На судоремонтном заводе Глав- мурманрыбпрома я работаю четвер­ тый месяц, но за этот короткий пе­ риод времени мне пришлось столк­ нуться со многими нерешенными во­ просами. I хотя задачи цеха механи­ зации, инструмента и приспособ­ лений, куда я назначен мастером, мне ясны, я все же не мог добиться их решения. Первый месяц работы в цехе отличался увеличением вы ­ пуска приспособлений, правда, не­ сложных по устройству. Но это бы­ ло временным явлением. Во втором месяце цех стал работать значитель­ но хуже, стали наблюдаться случаи брака. Отчасти это произошло из-за сложности изготовлявшихся приспо­ соблений, частично из-за ошибок в чертежах, которые де;$л техниче­ ский отдел, а подчас и по моей ви­ не. Когда же, наконец, все приспо­ собления были 'изготовлены, рабо­ чие стали простаивать. И вот тут-то мне пришлось столк­ нуться с недальновидностью, мягко выражаясь, начальника техническо­ го отдела тов. Дитинского. Вызыва­ ет однажды директор его и меня и опрашивает: «Почему цех не выпол­ няет своей главной задачи по изго­ товлению нового и ремонту имеюще­ гося инструмента, крайне необхо­ димого для ремонта судов?» Тов. Литинсвий подтвердил: «Да, мастер цеха несвоевременно, плохо выпол­ няет такие заказы» . Я был в недоу­ мении: «Разве не Литинский мне говорил о том, что главная наша задача заниматься приспособления­ ми, а инструмент пусть ремонтиру­ ют в тех цехах, где расположены инструментальные -кладовые?» Вскоре после этого цех присту­ пил к изготовлению инструмента. Но дело снова застопорилось — не оказалось необходимой документа- ции. Махнув рукой на принципы борьбы за высокую культуру произ­ водства, мы стали изготовлять ин ­ струмент, руководствуясь своим опытом, а подчас вслепую. Позже для упорядочения этого дела был выделен один инженер, но ему хва­ ти т работы еще на три месяца, прежде чем цех получит необходи­ мую документацию. Спрашивается, где же технический отдел был рань­ ше? Ведь завод существует не пер­ вый месяц. До моего прихода в цех здесь бы­ ла бригада. Тов. Литинский без к а ­ кого-либо согласования с админист- «неофициально», как это подчерк _ v - n n n „ rTT^ QT„r нул исполняющий обязанности ;го Пленума ЦК КПСС и проект главного инженера тов. Левкин, VY ™ ™ чтобы обсудить результаты испы­ тания опреснителя системы Ермо- областной комитет партии письмо, лина. Директив XX съезда партии по ше стой пятилетке. Е. БРОИДО. П. БЫСТРОУМОВ. рацией распустил ее. Вначале, не зная специфики работы предприя­ тия, я не придал этому факту осо­ бого значения, а вот сейчас могу прямо сказать: цеху нужна брига­ да, нужен нормировщик. Этого на ­ стоятельно требует жизнь. Сейчас, работая по 10— 11 часов, я не могу решить одновременно массу неотложных вопросов, часть кото­ рых под силу бригадиру. Позже я столкнулся с фактом грубого подрыва авторитета мастера со стороны тов. Литинокого. Я од­ нажды откровенно поговорил с ним и признался, что, пожалуй, с работой не справлюсь. «Подавай на расчет», — последовал с его стороны «дру­ жеский» совет. Подумав, я так и сделал. В тот же день, котда я по­ дал заявление об увольнении, тов. Литинский сказал рабочим, что ма­ стер уходит, не справившись со сво­ ими обязанностями. На следующий день начальник технического отдела в увольнении мне отказал. Спустя день, когда мы не пришли к едино­ му мнению при решении' одного про­ изводственного вопроса, он накричал на меня, объявив: «Завтра тебя на заводе не будет!». Но и «завтра» меня не уволили, а объявили выговор. В приказе это было сформулировано примерно так : «За грязь в помещении, за поломку оборудования, за плохое руководство цехом, за брак по вине мастера». Вот уж , действительно, семь бед— один ответ. Проект Директив X I съезда пар­ тии по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 — 1960 годы предусмат­ ривает значительный рост рыбопро­ мыслового флота. Перед судоремонт­ никами стоят новые ответственные задачи по улучшению технического состояния промысловых судов. Наш участок призван обеспечить пред­ приятие необходимым инструментом и приспособлениями, которые долж­ ны облегчить труд рабо­ чих, ускорить и удешевить ремонтные операции. Чтобы успешно решить эту задачу, надо перестроить работу цеха, а руково­ дителям завода оказать помощь кол­ лективу в этой перестройке. Б. СПИРИН. Мастер цеха механизации, инструмента и приспособ­ лений судоремонтного заво­ да Главмурманрыбпрома. Р е й с о в о е з а д а н и е п е р е к р ы т о С каждым днем среди промысло- лантики вернулся средний траулер виков сельдяного флота ширится № 146 . Экипаж судна выполнил социалистическое соревнование за рейсовое задание на 118 ,8 процен- достойную встречу XX с ъ е з д а , та , выловив 4023 центнера сель- КПСС. ! ди вместо 3387 центнеров по Недавно б порт из Северной Ат - 1 плану. Ц Е Н Н О Г О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz