Рыбный Мурман. 1956 г. Январь.
№ 13 (409), 29 января Г956 г. HS № X fl\v У С К О Р И Т Ь В Н Е Д Р Е Н И Е Н О В Ш Е С Т В А Механик Ермолин и его опреснитель Ветераны тралового флота хо рошо знают Павла Матвеевича Ермолина. В 1935 году после окончания Архангельского море ходного училища он стал плавать третьим механиком на траулере «Москва», а через несколько лет возглавил машинную команду это го корабля. Старший механик стремился к тому, чтобы грамотно эксплуати ровать паросиловые установки, обеспечить наименьший расход воды и топлива и тем самым про длить срок пребывания судна на промысле. И это ему удалось. В 1938 году продолжительность рейса траулера «Москва» была доведена до 21 суток — почти на трое суток больше времени пре бывания на лову остальных судов такого же типа. Уже тогда, на траулере «Моск ва», пробудилась творческая, но ваторская мысль старшего меха ника Ермолина. Потом Павел Ма твеевич плавал на рефрижераторе «Комсомолец Арктики», а в кон це 1944 года получил назначение на краболов «Анастас Микоян». Работать на краболове было очень трудно. На судне ощущался большой недостаток в пресной во де. Нехватало из-за этого пара для крабоконсервного завода, и механизмы здесь нередко простаи вали. А на бытовые нужды воды и вовсе не было. Но, наконец, проблема с водой была решена. Павел Матвеевич Ермолин — человек пытливого ума и творческих замыслов — со здал опреснитель новой системы, который давал за сутки 30 тонн пресной воды. Новый опреснитель отличался простотой устройства, работал длительное время без чистки, не требовал дополнитель- которое отличается близоруко стью, отсутствием перспективы нежеланием применить на промыс ловых кораблях это ценное нов шество. В письме указывалось, что опреснитель Ермолина невоз можно установить на кораблях типа «Рига», то есть на тех судах, на которых наиболее остро ощу щалась потребность в пресной во де. В траловом флоте восстали против самого принципа исполь зования опреснителя, действую щего на отработанном паре от вспомогательных механизмов. Это письмо, подписанное ис полняющим обязанности главного инженера тов. Зосимовым и от вергавшее предложение тов. Ер молина, еще раз убедительно до казывало нежелание руководите лей тралового флота принять дей ственные меры по улучшению тех нического состояния траулеров типа «Рига», по ликвидации при чин аварий котлов на этих судах, по удовлетворению бытовых нужд моряков. И неудивительно поэтому, что и после приезда тов. Ермолина в Мурманск никто не проявлял осо бой заинтересованности в быст рейшем изготовлении первого об разца опреснителя, который пред полагалось установить на трауле ре «Молдавия». Новатор ходил по отделам главка, чтобы получить дефицитные материалы для созда ния опреснителя, часами просижи вал в техническом отделе управ ления флота, осаждал руководи телей судоремонтного завода Главмурманрыбпрома, где изго товляли опреснитель. Все выгля дело так, будто во внедрении цен ного новшества на кораблях тра лового флота заинтересован лишь сам изобретатель. Об отношении руководителей технического отде ла флота к новшеству тов. Ермо лина лучше всего говорит откро венное признание начальника те плотехнической группы тов. Росных затрат топлива. Он действо вал на отработанном паре вспомо -1 лякова. гательных механизмов, вырабаты-1 — Если бы Ермолин сюда не вал дистиллированную воду, обе- приехал и если, бы он не проявил большой настойчивости и выдерж- спечивал питание котлов водой высокого качества. Новшество Ермолина нашло широкое применение не только на краболовах, но и на судах китобой ного флота Дальнего Востока. Пе ребои с пресной водой на кораб лях прекратились, паросиловые установки действовали безотказ но, моряки в любое время могли помыться в бане. Больше того— суда были освобождены от ежеме сячного хождения за водой в пор ты побережья, они стали нахо диться на путине без всякого пе рерыва в течение восьми—девяти месяцев. Изобретение Павла Матвеевича Ермолина получило высокую оценку. 11 августа 1955 года был издан приказ по Министерству рыбной промышленности СССР за № 339, в котором отмечаются по ложительные качества нового оп реснителя и ставится вопрос о том, что его применение выходит далеко за пределы Дальнего Во стока. Иосность и равнодушие В Мурманске об опреснителе Ермолина знали еще три года то му назад. Знали, но и пальцем не пошевелили, чтобы внедрить его в производство, хотя уже в то время и в траловом флоте и в «Мурман- сельди», на промысловых судах и пловучих базах моряки испыты вали острую нужду в пресной воде. Траловый флот пополнялся кораб лями типа «Рига», на которых этот недостаток ощущался наибо лее остро. Министерство рыбной промыш ленности, учитывая положитель ный опыт использования опресни телей системы Ермолина на Даль нем Востоке и на Балтике, напра вило автора изобретения в Мур манск. Еще до приезда тов. Ермолина на Север в траловом флоте рас смотрели чертежи водоопресни тельной установки и направили в ки, опреснителя не было бы до сих пор и неизвестно, чем бы это дело кончилось. Но Павел Матвеевич из тех лю дей, которые не останавливаются на полпути, доводят начатое дело до конца, не боятся трудностей, преодолевают их, как бы тяжело это не было. Встретив поддержку со стороны политотдела и работни ков конструкторского бюро тт. По пова, Коробицына, он получил ра бочие чертежи, осуществил вместе с судоремонтниками изготовление опреснителя, который был уста новлен на траулере «Молдавия». На испытания опреснителя Ермолина из Ленинграда была выз вана теплотехническая группа «Гипрорыбфлота» и опытный спе циалист по теплообменным аппа ратам тов. Цыганков. Послав на испытания только одного механи ка-наставника тов. Зверева, управ ление тралового флота и на этот раз осталось в стороне. Испытания оправдали расчеты автора опреснителя, надежды мо ряков: с помощью установки тов. Ермолина ежесуточно вырабаты валось 7 тонн дистиллированной воды, обеспечивавшей технические и бытовые нужды моряков; улуч шилась также эксплуатация всей машинно-котельной установки. В бочну мёда— ломку дегтя Корабль вернулся в порт. Моря ки были рады итогам рейса. Стар ший механик корабля тов. Шук шин и другие члены машинной команды одобрительно отозвались об изобретении Ермолина. Они сказали свое веское слово: опрес нитель нужен, польза от него боль шая! Но не решились этого сказать работники технического отдела уп равления тралового флота, кото рые 24 января с. г. собрались Вначале все шло гладко. Вни мательно выслушали групповые механики, механики-наставники и другие работники отдела рассказ Павла Матвеевича о его опресни теле, отчет руководителя теплотех нической группы «Гипрорыбфло та» тов. Погодина о результатах проведенных испытаний. Но когда вопрос был поставлен, как говорит ся, ребром — быть или не быть на кораблях тралового флота опрес нителю Ермолина, — тов. Погодин замялся. Ссылаюсь на некомпетент ность, на то, что это, мол, можно сказать только после обобщения материалов испытаний в институте, он в заключение довел до сведения присутствующих «особое мнение» тов. Цыганкова. Подчеркивая, что тов. Цыганков большой специалист по теплойбменным аппаратам, ру ководитель группы воспользовался его письмом для оправдания своей нерешительности. Это «особое мнение» тов. Цы ганкова и оказалось ложкой дегтя в бочке с медом. Буквально, в трех словах сказав об удовлетворитель ной работе испарительной установ ки системы Ермолина, тов. Цыган ков на девяти листах своего пись ма кромсает вдоль и поперек это новшество. Здесь что ни пункт, то придирка, вплоть до того, что най дено отсутствие технических усло вий на изготовление и постановку испарительной установки. Охаивая «примитивную» конст рукцию (моряки ее называют иначе — простой и надежной), тов. Цы ганков рекомендует ввести в дей ствие установленные на судах фир менные опреснители, с переделкой их на использование отработанного пара. Кстати сказать, эта передел ка вызовет затраты значительнее тех, что необходимы на изготовле ние и установку нового опресни теля. Автор «особого мнения» до пустил и извращение фактов. Так, он пишет, что змеевик подсушки пара при испытаниях оказался из лишним в конструкции опресни теля, хотя таких испытаний не уда лось провести из-за недоброкаче ственно изготовленного запорного клапана. Ратуя за переделки и модерни зацию имеющихся опреснителей, тов. Цыганков рекомендует не внедрять в производство опресни тель системы Ермолина, ограни чившись одним экземпляром, уста новленным на «Молдавии». Спра шивается, серьезно ли поведение этого специалиста, который не по считал нужным побеседовать с ин женерно-техническими работника ми флота, детально объяснить свои возражения против опресни теля Ермолина?! Он не нашел лучшего выхода, как оставить свое письменное «особое мнение» и уехать в Ленинград. Не на высоте оказались и руководители техниче ского отдела. Только один меха ник-наставник тов. Зверев сказал прямо: — Да, опреснитель этот нас вполне удовлетворяет, он необхо дим! * * * Ценность новшества тов. Ермо лина неоспорима. Внедрение его опреснителя на кораблях тралово го флота не только улучшает тех ническое состояние котлов, удов летворяет потребность моряков в пресной воде, но и открывает боль шие возможности для продления промысловых рейсов и, тем самым для увеличения вылова рыбы. Новое обычно пробивает себе до рогу в борьбе со старым. Но оно всегда одерживает победу. Нет ни какого сомнения в том, что и опреснитель Ермолина найдет ши рокое применение на кораблях тра лового флота. Но чем больше по мощи будет оказываться новатору, чем решительнее будут работники технического отдела, тем скорее опреснитель Ермолина станет не отъемлемой частью машинно-ко тельных установок на наших трау лерах. Необходимо смело внедрять в производство все передовое, новое, как это требуют решения июльско- Машинная команда траулера «Аксай» пользуется заслужен ным уважением среди моряков корабля. Включившись в социали стическое соревнование в честь XX съезда КПСС, механики, ма шинисты и кочегары содержат все судовые механизмы в образцо вом порядке и обеспечивают бесперебойную работу машины. На снимке: второй механик траулера «Аксай» В. 3. ШЕВ ЧУК и кочегар П. В. РЕЗАНОВ на вахте. Фото Б. Алексеева. В ц е х е б е з п е р е м е н На судоремонтном заводе Глав- мурманрыбпрома я работаю четвер тый месяц, но за этот короткий пе риод времени мне пришлось столк нуться со многими нерешенными во просами. I хотя задачи цеха механи зации, инструмента и приспособ лений, куда я назначен мастером, мне ясны, я все же не мог добиться их решения. Первый месяц работы в цехе отличался увеличением вы пуска приспособлений, правда, не сложных по устройству. Но это бы ло временным явлением. Во втором месяце цех стал работать значитель но хуже, стали наблюдаться случаи брака. Отчасти это произошло из-за сложности изготовлявшихся приспо соблений, частично из-за ошибок в чертежах, которые де;$л техниче ский отдел, а подчас и по моей ви не. Когда же, наконец, все приспо собления были 'изготовлены, рабо чие стали простаивать. И вот тут-то мне пришлось столк нуться с недальновидностью, мягко выражаясь, начальника техническо го отдела тов. Дитинского. Вызыва ет однажды директор его и меня и опрашивает: «Почему цех не выпол няет своей главной задачи по изго товлению нового и ремонту имеюще гося инструмента, крайне необхо димого для ремонта судов?» Тов. Литинсвий подтвердил: «Да, мастер цеха несвоевременно, плохо выпол няет такие заказы» . Я был в недоу мении: «Разве не Литинский мне говорил о том, что главная наша задача заниматься приспособления ми, а инструмент пусть ремонтиру ют в тех цехах, где расположены инструментальные -кладовые?» Вскоре после этого цех присту пил к изготовлению инструмента. Но дело снова застопорилось — не оказалось необходимой документа- ции. Махнув рукой на принципы борьбы за высокую культуру произ водства, мы стали изготовлять ин струмент, руководствуясь своим опытом, а подчас вслепую. Позже для упорядочения этого дела был выделен один инженер, но ему хва ти т работы еще на три месяца, прежде чем цех получит необходи мую документацию. Спрашивается, где же технический отдел был рань ше? Ведь завод существует не пер вый месяц. До моего прихода в цех здесь бы ла бригада. Тов. Литинский без к а кого-либо согласования с админист- «неофициально», как это подчерк _ v - n n n „ rTT^ QT„r нул исполняющий обязанности ;го Пленума ЦК КПСС и проект главного инженера тов. Левкин, VY ™ ™ чтобы обсудить результаты испы тания опреснителя системы Ермо- областной комитет партии письмо, лина. Директив XX съезда партии по ше стой пятилетке. Е. БРОИДО. П. БЫСТРОУМОВ. рацией распустил ее. Вначале, не зная специфики работы предприя тия, я не придал этому факту осо бого значения, а вот сейчас могу прямо сказать: цеху нужна брига да, нужен нормировщик. Этого на стоятельно требует жизнь. Сейчас, работая по 10— 11 часов, я не могу решить одновременно массу неотложных вопросов, часть кото рых под силу бригадиру. Позже я столкнулся с фактом грубого подрыва авторитета мастера со стороны тов. Литинокого. Я од нажды откровенно поговорил с ним и признался, что, пожалуй, с работой не справлюсь. «Подавай на расчет», — последовал с его стороны «дру жеский» совет. Подумав, я так и сделал. В тот же день, котда я по дал заявление об увольнении, тов. Литинский сказал рабочим, что ма стер уходит, не справившись со сво ими обязанностями. На следующий день начальник технического отдела в увольнении мне отказал. Спустя день, когда мы не пришли к едино му мнению при решении' одного про изводственного вопроса, он накричал на меня, объявив: «Завтра тебя на заводе не будет!». Но и «завтра» меня не уволили, а объявили выговор. В приказе это было сформулировано примерно так : «За грязь в помещении, за поломку оборудования, за плохое руководство цехом, за брак по вине мастера». Вот уж , действительно, семь бед— один ответ. Проект Директив X I съезда пар тии по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 — 1960 годы предусмат ривает значительный рост рыбопро мыслового флота. Перед судоремонт никами стоят новые ответственные задачи по улучшению технического состояния промысловых судов. Наш участок призван обеспечить пред приятие необходимым инструментом и приспособлениями, которые долж ны облегчить труд рабо чих, ускорить и удешевить ремонтные операции. Чтобы успешно решить эту задачу, надо перестроить работу цеха, а руково дителям завода оказать помощь кол лективу в этой перестройке. Б. СПИРИН. Мастер цеха механизации, инструмента и приспособ лений судоремонтного заво да Главмурманрыбпрома. Р е й с о в о е з а д а н и е п е р е к р ы т о С каждым днем среди промысло- лантики вернулся средний траулер виков сельдяного флота ширится № 146 . Экипаж судна выполнил социалистическое соревнование за рейсовое задание на 118 ,8 процен- достойную встречу XX с ъ е з д а , та , выловив 4023 центнера сель- КПСС. ! ди вместо 3387 центнеров по Недавно б порт из Северной Ат - 1 плану. Ц Е Н Н О Г О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz