Рыбный Мурман. 1956 г. Январь.

НАВС ТРЕЧУ X X СЪ Е ЗД У КПСС ПЕРЕДОВИКОВ ПРОИЗВОДСТВА! Всемерно развивать массовое движение рационализаторов, изобретателей и новаторов производства, а также обеспечить широкую пропаганду и распространение передового опыта. (Из проекта Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 1960 годы). * На поисковом корабле В прошлом году я находился на промысле в составе экипажа сред­ него траулера № 158, возглавляе­ мого капитаном тов. Бойко. Этот корабль входил в состав оперативной разведки и обслуживал группу про- .мыс-ловых судов. С июля по ноябрь лов сельди производился в Северной Атлантике в районе Ян-Майена. В любых условиях коллектив среднего траулера № 158 обеспечивал успех работы промысловых судов, безоши­ бочно определял скопления сельди, направление выметки дрифтерных порядков п длину буйковых повод- цов и, к тому же, вылавливал рыбы значительно больше других поиско­ вых судов. Этот успех экипажа поискового судна не случаен. Трудовая победа завоевана в результате слаженной работы всех моряков, умелого ис- ИЗ ОПЫТА -РАБОТЫ ЭКИПАЖА СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 158 Наш опыт показал, что во время полярного дня и ветре 3— 4 балла этот способ дает хорошие ..результа­ ты и может быть рекомендован дру­ гим судам. Он ж е нами применялся и. при штилевых погодах. щий» слой воды (слой, где темпера- I ЭР.емя полярной ночи мы ус- тура резко меняется).. В этом случае иешно применяли спосоо буксиров- мы получаем на эхограмме запись ки порядка.. Для этой цели на левом рыбы, тогда как в действитель- 6 °РТУ за низ вант при помощи че- ности ее нет. Иногда -судоводители, келя крепили гак , через который желая определить размер косяка, не проводили на кнехт правого борта обнаруживают рыбу на обратных становой вожак. Судно ходом поддер- курсах и делают поспешные выво- живали в нужном направлении, не ды, не учитывая отпугивающего допуская «складывания» дрифтер- действия работы винта. ного порядка. При таком креплении Когда рыба обнаружена, очень к°нца вожака судно хорошо слу- важно решить вопрос о направлении шается руля. рыбы. Выметку дрифтерного поряд- Поправки н старым правилам ка надо производить перпендику- _ лярно ее движению. ® руководствах по дрифтерному а а а промыслу часто встречаются .утвер- ТворчесниV подход н делу | ждения, что толщина вожака долж- Воспитанник Мурманского мореходного училища Юрий Сергеевич Денисаров пришел в траловый флот в 1954 году. За короткий промежуток времени он проявил себя знающим механи­ ком, накопил большой опыт и охотно делится им с товарищами. На снимке: третий механик траулера «Нева» Ю. С. ДЕНИ­ САРОВ на вахте. Фото Б. Алексеева. пользования техники, умения капи- . , — ------- --- ------ ------------------ ---— . _0 тана и всего штурманского состава На среднем траулере П 158 вы - 1 на Уменьшаться от судна к концу I года не менее и ты сяч цщтшдою правильно анализировать промысле- мотку дрифтерного порядка мы про - 1 .............. ...... — -------- , ,о РКТ)ЯЛ0В» вую обстановку. т и п л ш т ТТЛ уп-iv <-.viraa ТТпп атом I ждение, по-моему, неправильно. Мы I рижераторного траулера ^ е в р а л о в ^Проектом Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему пла­ ну развития народного хозяйства Ра с т у т з н а н и я мо ряк о в Обсудив в порту обращение эки-1 первых же дней зарекомендовал себя паж а траулера «Добролюбов» и хорошим, исполнительным работни- взяв обязательство добыть в течение сети выходили за борт в виде туго -1 применяли вожак более толстый с концов и более тонкий в середи­ не. Это обеспечивало нам безопас- ССОР на 1956— 1960 годы предус­ матривается широкое распростра­ нение передового опыта, достижений новаторов. Опыт поисковиков помо­ жет в наступившем году улучшить работу сельдяного флота. Вот почему я хочу рассказать о труде экипажа среднего траулера № 158 . Умелый анализ обстановки На судне тщательно велись два планшета. На промысловом планше­ те заносились за пятидневку основ­ ные сведения об уловах других су­ дов, на другом — поверхностная температура. .Она измерялась через каждые пятнадцать минут на хо­ довой вахте и два раза в дрейфе. Анализ этих данных давал ясное представление о перемещении рыбы. Особенно важно для судоводителя знать связь между штормовыми ус­ ловиями моря и поведением рыбы. Надо также иметь в виду, что на запись эхолота влияет «подстилаю- го жгута, что исключало возмож­ ность намотки их на впнт, необхо­ димость применения каких-либо ог- ную выборку порядка с любого кон- радителей и значительно сокращало Ц'а» в зависимости от направления время на выметку дрифтерного по- ветРа - рядка. Такой способ выметки тре- Мореходные качества корабля из- бует слаженной работы всей коман- меняются по мере приема улова на ды, тщательной укладки подбор и борт судна. Мы убедились, что вна- вожака. У нас поводцы койлались у чале следует грузить носовой трюм, борта, а их концы накладывались на так как при Диференте на нос суд- тросы, протянутые от фальшборта н0 меньше «рыскает» и лучше слу- до стрелы. шается руля, что облегчает выбор- Во время дрейфа судоводитель КУ дрифтерного порядка. Корабль збязан следить за изменением на- I при тако1"[ загрузке также меньше вышли в море с твердым намерением встретить XX съезд КПСС трудовыми успехами. Особенно широко развернулось со­ циалистическое соревнование после ком. После смены он много времени проводил в машинном отделении, за­ давал многочисленные вопросы стар ­ шему механику тов. Гейн и другим членам машинной команды, старал­ ся не пропустить ни одного занятия по техучебе. И когда встал вопрос, кого назначить на освободившееся место моториста, выбор единодушно правления и силы ветра. Например, при ветре, совпадающем с линией хода рыбы, перпендикулярно вы ­ метанному порядку, дрейф судна приведет к его искривлению. Ц&сть сетей около судна постепенно распо­ ложится параллельно ходу рыбы, что приведет к уменьшению улови- стости этих сетей. Для того, чтобы избежать этого, мы применяли свободный дрейф по­ рядка и судна. Судно в этом случае не связано с дрифтерным порядком. подвержен бортовой качке. * * * Обобщение передового опыта и перенесение его на другие суда на­ много облегчит задачу резкого уве­ личения добычи рыбы за счет под­ тягивания отстающих судов до уровня передовых. Ю. ПТАЩЕНКО. Курсант 5 курса Мурман­ ского Высшего мореход­ ного училища. ПОМОГАТЬ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ Июльский Пленум ЦК КПСС, на- механизмов, орудий лова, в улучше- метив пути улучшения работы про- нии организации и условий труда мышлениости, широкого развертыва- (оказали рационализаторы и изобре- ния борьбы за лучшее и спол ь - . татели флота. Только в прошлом вование имеющейся и внедрение но- году от внедрения рационализатор- вой техники, указал на необходи-' ских предложений получен услов­ ность самого широкого раслростра -: ный экономический эффект, выра- нения передового опыта, улучш ени я ! знвшийся в 480 тысяч рублей, работы с рационализаторами и изо- Но в этом деле имеется еще много бретателями. Партия учит партий- недостатков. Движение’ ращионалиг- ных, советских и хозяйственных руководителей заботливо относиться к начинаниям рабочих и инженерно- технических работников, поддержи­ вать новаторов, людей . творческой мысли, убирать с их пути бюрокра­ тические препятствия. В проекте Директив XX съезда КПСС по ше­ стому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 — 1 960 годы также уделяется мно­ го внимания этому вопросу. Руководствуясь указаниями пар­ тии,. практически проводя их в жйзнь, коллектив сельдяного флота добился за последние годы некото­ рых успехов в . выполнении государ­ ственных планов, в освоений новой т ехн и ки на промысле в Северной Атлантике. Большую помощь моря­ к а м в совершенствовании судовых заторов в сельдяном флэте не стало массовым, узок круг авторов пред­ ложений, направленных на совер­ шенствование техники и производ­ ственных процессов,- отделы управ­ ления не всегда своевременно ока­ зывают помощь новаторам. Большой вопрос — выгрузка бо­ чек с сельдью со среднего траулера на плов учую базу в районе промыс­ ла . В морских условиях эта опера­ ция затруднена. Многие рационали- заторы, болея душой за производ­ ство, ищут пути ускорения разгру­ зочных операций, сокращения вре­ мени стоянки средних траулеров! у пловучих баз. Капитан Владимир Иванович Князе 1 в предложил пло­ щадку для выгрузки бочек. Это не­ сложное сооружение вот уже с 20 августа прошлого года «маринует­ ся» на судоремонтном заводе Глав- мурманрыбпрома. Заказ на изго­ товление площадки завод принял, а выполнить его никак «руки не до­ ходят». Со стороны членов машинных команд средних траулеров посту­ пает много жалоб на преждевремен­ ный выход из строя топливной' ап­ паратуры, вызванный недоброкачест­ венной очисткой топлива от приме­ сей. Рационализаторы тт. Рахии- ский и Бородулин предложили но­ вые топливные фильтры с более эффективными отечественными фильтрующими элементами. Внедре­ ние новых фильтров помогло бы резко улучшить техническое состоя­ ние судовых двигателей, предотвра­ тить преждевременный износ топ­ ливной аппаратуры. Это отлично понимают и на судоремонтном заводе Главмурманрыбпрома, где взялись изготовить новые фильтры. Но и с внедрением этого предложения пело затормозилось по вине судоремонт­ ников. А. ГАРБУЗ. Инженер по рационализа­ ции управления «Мурман- сельдь». ц и и и и у * > и * v w « w ^ - - Л Г -----; — I л л _ _ _ _ того как промысловики ознакоми- пал на Страксона. Ъ помощью това- лись с переданным по радио проек- {р т ц ей он отлично изучил новую для том Директив XX съезда партии по него специальность, шестому пятилетнему плану. Повмо- Также хорошо справился в этом ду — на палубе, в каютах, в ма- рейсе с обязанностями машиниста шинном отделении, в помещении ры- рыбомучной установки тов. Дюжев, бофабрики — ведутся 'оживленные д в прошлом рейсе он работал па- беседы о тех огромных перспективах, дубным матросом. Овладеть техникой которые открываются перед рыбака- ему помог машинист рыбомучной ми нашей страны и в частности пе- установки тов. Осмоловский. Сейчас ред промысловиками рыбного Мур- вдвоем они перекрывают норму по мана в новой пятилетке. выработке рыбной муки. Моряки «Некрасова» не просто ве- ц а рефрижераторных траулерах дут разговоры о новом пятилетием I КОрМОВОГО траления прочно вошло в плане. Они серьезно думают о том, I разговорный обиход хорошее русское что может сделать коллектив ко- I слово «добытчик». Так с оттенком рабля, чтобы внести свой скромный I ласковой уважительности здесь на - вклад в его успешное претворение в зЫвают «цех, кто выполняет самое жизнь. важное дело — добывает рыбу, обес- — Во всяком деле главное люди, д^чивает сырьем и филейщиков, и — говорит капитан-директор тов. консервщиков, и всех других рыбо- Елфимов. На новые корабли нуж - обработчиков. Мастера по добыче ры - но много специалистов. Где же их и I палубные матросы траулера «Не- готовить, Как не на судах, уж е всту- ^раСоВ» являются в подлинном пивших в строи. смысле этого слова добытчиками. Еще в прошлом году н а траулере q iih добывают много рыбы даже в «Некрасов» по-деловому была постав -1 сложных зимних условиях. Сейчас лена техническая и производствен- суточное задание по вылову н а ко- н ая учеба. Сейчас на корабле учатся pag>le систематически выполняется буквально все члены экипажа. на 120— 125 процентов. В этот рейс на «Некрасове» не „ пошло несколько специалистов, ко- .Большая заелУга в « « торых направили на вновь прибыва- ле®ит старшему мастеру по добыче ющие рефрижераторные суда кор- Рыоы тов- Бобылеву. Он и его до­ мового траления. В числе их списал- мощники мастера по добыче ры ­ ся и третий механик Лепешкин. Его оы отлично освоили метод кор- назначили н а новый большой ко-1 И(>В0Г() ТРЫ вны , о д ерж а т орудия рабль, но уже не третьим, а вторым механиком. После ухода Лепешкина командо­ вание траулера не обращалось в от­ дел кадров с просьбой прислать вза­ мен его нового специалиста. Такой специалист нашелся на судне. Бы в ­ ший моторист Колыманов сейчас хо­ рошо справляется с обязанностями третьего механика. — Интересно то, — рассказывает капитан-директор, — что Колыманов приобрел знания механика у нас на корабле. В первом рейсе он работал слесарем-наладчиком, во втором был выдвинут на должность мотори­ ста, а вот теперь мы доверили ему сложные агрегаты. Таких, как |Колыманов, н а корабле много. Укладчик грузов в трюме, а попросту говоря, грузчик Страксон с лова в образцовом состоянии. Здесь так же, как и в машинном отделе­ нии, люди упорно учатся. Начало первого в этом году рейса траулера «Некрасов» говорит само за себя. В трюмы уже уложено немало готовой продукции, но промысловики хотят добиться еще лучших резуль­ татов в работе. Окрыленные проек­ том Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану, они дали слово выловить сверх полуто­ рамесячного плана 1.000 центнеров рыбы. Коллектив корабля уверенно идет к намеченной цели, в упорном труде накапливая опыт и знания, которые помогут ему добиться но­ вых успехов. С: ДЕМИН. Наш спец. корр. Баренцово море. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz