Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

№ 116 (512), 29 сентября 1956 г. Будни малого траулера Николай Афонин, покинув родные места в Вологодской области, связал свою жизнь с морем — стал рыба­ ком. По нраву пришлось парню суро­ вое Баренцово море. Вероятно слу­ чилось это еще и потому, что море любит сильных и смелых. А уж эти- то качества у Николая были. Четвертый 'год плавает он капита­ ном на малом траулере «Утро» рыбо­ ловецкой артели «Новая Титовка». До этого много времени был помощ­ ником у известного капитана Рей- дара Ялмаровича Ойена. Это он на­ учил Николая -сложному рыбацкому делу, распознавать признаки появле­ ния штормов, рассказывал о тех местах, тде чаще ■всего держатся рьгбные косяки. Экипаж, который возглавляет сейчас капитан Н. Афонин, .выпол­ нил уже более двух годовых заданий. Он сдал государству 4.100 центнеров рыбы. На всех судах, которые МРС пре­ доставила в распоряжение рыболо­ вецких артелей, рыбаками плавают колхозники. И там, ще заботятся о постоянном составе команды, дела идут хороню. Так было и на малом траулере «Утро», когда он принад­ лежал колхозу «Энергия». Но после того, как это судно ■передали в «Но­ вую Титовку», положение измени- ЛОСЬ. ) Частая смена команды отрица­ тельно влияла на работу. Да это и вполне понятно: на судно приходи­ ли новые рыбаки, менее опытные и они, естественно, промышляли хуже. Приняв под свое командование корабль, капитан П. Афонин поста­ рался сохранить на судне хорошие традиции. Он воспитал в команде гордость за честь своето корабля, стремление к самоотверженному труду на благо любимой Родины. Многое в ритмичной работе трау­ лера зависит от машинной команды Старший механик тов. Сивков и его товарищи прилагают все силы, что­ бы судовая машина и механизмы действовали четко и бесперебойно, обеспечивая необходимые обороты. Все мелкие неполадки в машинном отделении они стараются устранить в рейсе, чтобы сократить стоянки у причалов, чтобы больше времени находиться в море. Добросовестный и самоотвержен­ ный труд рыбаков приносит им вы­ сокие заработки. За семь месяцев каждый из них заработал примерно По 17 тысяч рублей. Как-то капитан Афонин сказал: — Кто как работает, тот так и за­ работок свой расходует... Вот, к примеру, матрос тов. Его­ ров. Он добросовестно трудится, соб­ ран и дисциплинирован. Свою 'зара­ ботную плату он расходует разумно. За последнее время Егоров, напри­ мер, приобрел для своей ,жвны повое дорогое пальто, а для себя — при­ личный костюм. А оба судовые меха­ ника купили по мотоциклу. Примеров из жизни и работы эки­ пажа малого траулера «Утро» можно привести мното. Рыбаки-колхозники этого судна не жалеют сил на про­ мысле, настойчиво повышают свое мастерство, наращивают темпы добы­ чи рыбы. В честь 39-й годовщины Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции они еще шире раз­ вернули социалистическое соревно­ вание за высокие уловы. Сейчас экипаж малого траулера «Утро» снова на промысле. Он добы­ вает рыбу в счет третьето года ше­ стой пятилетки. Р. НАДЕЖДИНА. Обязательство в действии Подготовка к промыслу сельди Из опыта прошлых лет известно, что в октябре— ноябре в губы Коль­ ского, Мотовского и Печенгского за­ ливов заходят большие косяки сель­ ди. Экипажи судов Полярной МРС го­ товятся к ее промыслу. Раньше кол­ хозные рыбаки выставляли капроно­ вые невода на пеньковых подборах. Это приводило к преждевременному их износу. Теперь рыбаки готовят капроновые подборы. На мотобот «Мираж» выдан новый капроновый невод. Судоводительский состав колхозных кораблей приводит в образцовое состояние навигацион­ ные приборы, суда проходят девиа­ цию. Многие суда Полярной МРС, от­ правляясь па промысел, берут тралы и .дрифтерные сети для того, чтобы избежать проловов. Экипажи сейне­ ров 5255 и 5254 (капитаны тт. Степаненко и Ерофеев) ведут без- брамный лов. Это дает положитель­ ные результаты — экономия на каждое судно составляет до трех ты­ сяч рублей в год. СИЛА СОРЕВНОВАНИЯ Экипаж нашего судна соревнует­ ся за повышение добычи сельди с моряками среднего траулера Ns 353. И это не случайно. Оба корабля, входя в состав одного отряда, од­ новременно вышли на промысел. Многие члены экипажей лично зна­ комы друг с другом, знают поло­ жительные и отрицательные сторо­ ны в работе обоих судов. На промысле в июле средний траулер № 353 показал себя от­ носительно передовым судном в на­ шем отряде. Его экипаж в небла­ гоприятной промысловой обстанов­ ке сумел выловить более 300 цент­ неров сельди. Наш же корабль за этот период добыл только 200 цент­ неров рыбы. Когда на общем собрании об­ суждался вызов на социалистиче­ ское соревнование моряков среднего траулера № 353 и принимались повышенные обязательства, члены экипажа нашего судна охотно от­ кликнулись на эти начинания. С этого дня на судне еще шире развернулось социалистическое со­ ревнование. В нем принимали актив­ ное участие все члены экипажа. На­ ступил август. Мы внимательно сле­ дили за работой экипажа среднего траулера 353, анализировали по сводкам и материалам совещаний его успехи и промахп, а, встречаясь с лим на промысле, советовались, кон­ сультировались в отношении про­ мысловой обстановки, длины повод- цов и температур. Как-то, не найдя по показаниям нашего эхолота косяков сельди, мы взяли пеленг среднего траулера 353. Это судно имело средние по­ казания и уже находилось на 'них в дрейфе с сетями. Надо сказать, ч |о в работе экипажей наших судов нет конкуренции. Социалистическое со­ ревнование у нас — это дружный, коллективный труд, мы всегда гото­ вы прийти другг другу на помощь, всегда честно сообщаем, в каком квадрате и сколько берем сельди. И вот «Алдан» подошел туда, где дрейфовал наш товарищ. Мы про­ консультировались, сделали расчет, учтя движение сельди, снос судна и •дрейф, проверили температурный градиент и выметали сети на другом румбе от показаний эхолота. Утром мы имели значительный улов, а у товарищей вышел просчет — они ра­ но выметали сети, и 'селыдь прошла мимо порядка, не поднявшись на го­ ризонт установленных поводцов. К половине августа экипаж сред­ него траулера № 353, руководимый капитаном Анатолием Ивановичем Ларкиным, шел впереди нас. К 20 августа их судно имело 800 центне­ ров добытой сельди, а наше только 600. Велико было желание догнать и перегнать соревнующихся с нами то- Лучшие бракеры-укладчики коптильного завода Е. Д. Рас­ садина и А. В. Ильинова система­ тически перевыполняют нормы вы­ работки. На снимке: Е. Д. РАССА­ ДИНА (слева) и А. В. ИЛЬИ­ НОВА за работой. Фото В. Алексеева. БОГАТЫЕУЛОВЫ Приняв на себя новые повышен­ ные обязательства в честь 39-й го­ довщины Великой Октябрьской со­ циалистической революции, экипажи многих кораблей траловото флота ус­ пешно претворяют их в жизнь. Несмотря на сложные условия промысла, команды судов проявляют промысловую выдержку, правильно вооружают орудия лова, увеличива­ ют суточный режим траления, умело ортанизуют труд моряков при работе с тралом и на обработке рыбы. Большого успеха в последнем пла­ вании, посвященном предстоящему всенародному празднику, добилась команда траулера «Лосось». Под командованием капитана Павла Вик­ торовича Воеводина за 18 суток про­ мысла она доставила в порт 175 тонн трески и пикши, значительно превы­ сив рейсовое задание. С богатым уловом вернулся с моря экипаж рефрижераторного траулера «Серафимович». По предварительным данным он предъявил к выгрузке около шестисот тонн свежемороженой рыбы и трескового филе. За рейс команда изготовила 98 тонн рыбной муки, 45 тысяч банок консервов. Выполнил задание jjefica также лидер тралового флота — экипаж рефрижераторного траулера «Некра­ сов». Получено сообщение, что с полным грузом рыбопродукции идет в родной порт от берегов -Канады рефрижера­ торный траулер «Николай Остров­ ский». Траулер «Киров» дал прощальные гудки и взял курс в широкие мор­ ские просторы. Вскоре за кормой судна скрылись в туманной дымке очертания родного города. В корабельном салоне собралась почти вся команда. Перед моряками выступил первый помощник капита­ на тов. Трапезников. Он сказал: — Советский народ готовится к празднованию 39-й годовщины Ве­ ликой Октябрьской социалистиче­ ской революции. Эту знаменатель­ ную дату коллективы предприятий, строек и транспорта собираются встретить достойными трудовыми по­ дарками. Моряки, как и все совет­ ские люди, также должны встретить славный юбилей Советской власти новыми успехами на промысле. Выступающие члены экипажа го­ ворили на собрании коротко, по-де­ ловому. Они отмечали еще имеющие­ ся на корабле недостатки, предлага­ ли пути их устранения, вскрывали неиспользованные резервы для повы­ шения добычи рыбы. — Вернуться в порт с перевыпол­ нением рейсового задания! — так единодушно решили моряки прослав­ ленного траулбра «Киров». Команда передового корабля Обяза­ лась к 7 ноября завершить тодовую протрамму по вылову рыбы и до кон­ ца года дать стране дополнительно пять тысяч центнеров трески, пик­ ши и окуня, к годовщине Великого Октября закончить выполнение годового задания по выработке кон­ сервов и изготовить дополнительно к годовому плану не менее 20 тонн высококачественной рыбной муки. В первый же день прихода на банку Чиркова команда «'Кирова» пристроилась к работе у буя трауле­ ра '«Серафимович». За траление здесь стали поднимать на борт по 1,5— 2 тонны рыбы. Внезапно набежавший шторм затруднил уборку рыбы. Крупные волны, разбиваясь о борт корабля, холодными брызгами обдавали рабо­ тающих за рыборазделочными стола­ ми матросов. Однако это не мешало трудиться им с удвоенной энергией. Матросы тт. Кузнецов и Барбо­ лин, занятые на обезглавливании трески, успевали обеспечивать сырьем по три—четыре шкерщика. — Не отставай, Саша! — шутил Кузнецов, подвигая ловким движе­ нием руки обезглавленную рыбу матросу Сидоренко, — надо весь улов убрать до следующего трала. Предоктябрьское обязательство не зря ведь принимали... И работа спорилась. Бьгстро и ловко сверкали в руках матросов тт. Кошкина, Сидоренко, Киселева и других рыборазделочные ножи. Рыба потоком ома в мойки, а после это­ го уже сваливались в трюм. В трюме также не было завалов. Засольщики тт. Малофеев и Ипатов бывшие матросы, получившие новые специальности на судне, чет­ ко справлялись со своими обязанно­ стями. Под руководством опытного мастера по обработке рыбы тов. Ха­ барова они тщательно перетирали каждую рыбину солью, строго по инструкции укладывали рыбу в трюмные отсеки. Когда же в трюм попадала непра­ вильно разделанная рыбина, она сра­ зу же возвращалась обратно на па­ лубу для вторичной обработки. — Неправильно разделанная ры­ бина ведет к снижению сортности всей рыбопродукции, — пояснял ма­ стер по обработке рыбы тов. Хабаров матросу, который допустил брак в работе. И сразу же показывал моло­ дому моряку, как нужно правильно делать разрез на брюшной полости рыбины, как отделять печень от внутренностей. Такая организация труда при об­ работке уловов обеспечила морякам траулера «Киров» хорошую сорт­ ность рыбопродукции в этом рейсе. 22-е суток находился в плавании траулер «Киров». Опытный промыс­ ловик — капитан корабля Яков Алексеевич Мошков 'проявил, как го­ ворят на флоте, промысловую вы­ держку. Вместе с траулером «Киров» на Демидовской банке работали и дру­ гие корабли. Подъемы рыбы в этой зоне лова были неравномерными. Они то увеличивались, то совсем затуха­ ли. Во время спада промысла многие экипажи судов не проявляли должной выдержки, уходили в дру­ гие районы, где на некоторое время появлялась треска -или пикша. Де­ лая переходы, они прибывали туда уже в то время, когда рыба «отка­ зывала», а на Демидовской банке, она, наоборот, появлялась. Капитан траулера «Киров» тов. Мошков, по опыту прошлых рейсов, учел это обстоятельство. Не уходя из района промысла, он понемногу прод­ вигал судно восточнее, так как в этом направлении -шла рыба. При об­ наружении концентраций капитан ставил свой буй, водил корабль за­ данными курсами, придерживался отмеченных в планшете глубин, точно определяя местонахождение своего судна. Промысловая выдержка, грамот­ ное судовождение, стремление экипа­ жа подготовить к предстоящему все­ народному празднику достойную встречу — все это помогло морякам траулера «Киров» успешно выпол­ нить рейсовое задание по веем пока­ зателям. Б. ЧЕРВОВ. .варящей. На судне стал тщательнее производиться поиск, а для расчетов на планшете, после обсерваций, с утра наносилась полная промысловая обстановка, суда по квадратам с подробной характеристикой уловов и температур, сведения поисковых ко­ раблей, направление и скорость те­ чения, примерное направление и скорость сельдяных косяков, а также •другие сведения по материалам от­ рядных и флотских совещаний. Это дало свои результаты. После 20 августа при переходе от базы к промысловому району, не доходя до него 100 миль, мы обнаружили кон­ центрацию сельди. Кораблей в этом даете не было. Куда идут эти кося­ ки? Не просчитаться бы. Дали знать на другие суда. Моряки собрались в рубке и с интересом наблюдали жир­ ные записи эхолота, наносимые на .маневренный планшет вместе с тем­ пературой и указанием глубины ко­ сяков. Обойдя косяки за два часа полно­ го хода судна многомильным много­ угольником, мы установили, что сельдь двигалась в южном и юго-за­ падном направлении. Выметали по­ рядок, расположив сети с востока на запад, так, чтобы преградить ей путь. И 22 августа за один дрейф мы взяли 280 центнеров сельди. Тогда к нам подтянулись и другие суда. При­ шел и средний траулер № 353. В этот день его экипаж взял 110 цент­ неров. В салоне нашего судна висит диа­ грамма добычи сельди двумя сорев­ нующимися между собой судами. Утром 28 августа перед выбором се­ дей была вывешена очередная свод­ ка. В ней сообщалось, что к 27 ав­ густа месячный план добычи сель­ ди экипаж «Алдана» перевыполнил, вместо плановых 910 центнеров бы­ ло добыто уже 930 центнеров сель­ ди, а средний траулер № 353 на это же число выполнил месячный план на 83 процента. Но мы не успокаивались на до­ стигнутом, знали, что имеем дело с серьезным «противником». И в са- умом деле, через некоторое время ста­ ло известно, что моряки среднето траулера N° 353 берут хорошие уло­ вы в восточном районе. Уже выборка первой половины порядка свидетель­ ствовала о том, что нас опять обог­ нали. Моряки «Алдана» рады успе­ хам товарищей. Но они полны реши­ мости продолжать борьбу за- первен­ ство в соревновании и уверены, что ре уступят его. ...По волнам океана быстро летит небольшое двухмачтовое судно. На борту надпись— «Алдан». Оно идет туда, тде большая часть флота ус­ пешно облавливает косяки сельди, внимательно просматривает сети, го­ товя йорядок ® выметке, бывалый рыбак, пятидесятидвухлетний мастер лова Василий Петрович Понкратов; уверенно стоит у штурвала передо­ вик производства матрос — бондарь Зарубин; старательно чинит сети матрос Лебедев, один из дисциплини­ рованных и умелых моряков судна. В трюмах корабля уже 50 тонн добытой сельди. Но этого мало. Нуж­ но взять полный груз. Необходимо догнать и перетнать моряков сред­ него траулера № 353. И экипаж на­ шего судна этого добьется. Такова сила социалистического соревнова­ ния. Ю. ГОНТАРЕВ. Капитан среднего траулера «Алдан». Северная Атлантика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz