Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.
№ 116 (512), 29 сентября 1956 г. Будни малого траулера Николай Афонин, покинув родные места в Вологодской области, связал свою жизнь с морем — стал рыба ком. По нраву пришлось парню суро вое Баренцово море. Вероятно слу чилось это еще и потому, что море любит сильных и смелых. А уж эти- то качества у Николая были. Четвертый 'год плавает он капита ном на малом траулере «Утро» рыбо ловецкой артели «Новая Титовка». До этого много времени был помощ ником у известного капитана Рей- дара Ялмаровича Ойена. Это он на учил Николая -сложному рыбацкому делу, распознавать признаки появле ния штормов, рассказывал о тех местах, тде чаще ■всего держатся рьгбные косяки. Экипаж, который возглавляет сейчас капитан Н. Афонин, .выпол нил уже более двух годовых заданий. Он сдал государству 4.100 центнеров рыбы. На всех судах, которые МРС пре доставила в распоряжение рыболо вецких артелей, рыбаками плавают колхозники. И там, ще заботятся о постоянном составе команды, дела идут хороню. Так было и на малом траулере «Утро», когда он принад лежал колхозу «Энергия». Но после того, как это судно ■передали в «Но вую Титовку», положение измени- ЛОСЬ. ) Частая смена команды отрица тельно влияла на работу. Да это и вполне понятно: на судно приходи ли новые рыбаки, менее опытные и они, естественно, промышляли хуже. Приняв под свое командование корабль, капитан П. Афонин поста рался сохранить на судне хорошие традиции. Он воспитал в команде гордость за честь своето корабля, стремление к самоотверженному труду на благо любимой Родины. Многое в ритмичной работе трау лера зависит от машинной команды Старший механик тов. Сивков и его товарищи прилагают все силы, что бы судовая машина и механизмы действовали четко и бесперебойно, обеспечивая необходимые обороты. Все мелкие неполадки в машинном отделении они стараются устранить в рейсе, чтобы сократить стоянки у причалов, чтобы больше времени находиться в море. Добросовестный и самоотвержен ный труд рыбаков приносит им вы сокие заработки. За семь месяцев каждый из них заработал примерно По 17 тысяч рублей. Как-то капитан Афонин сказал: — Кто как работает, тот так и за работок свой расходует... Вот, к примеру, матрос тов. Его ров. Он добросовестно трудится, соб ран и дисциплинирован. Свою 'зара ботную плату он расходует разумно. За последнее время Егоров, напри мер, приобрел для своей ,жвны повое дорогое пальто, а для себя — при личный костюм. А оба судовые меха ника купили по мотоциклу. Примеров из жизни и работы эки пажа малого траулера «Утро» можно привести мното. Рыбаки-колхозники этого судна не жалеют сил на про мысле, настойчиво повышают свое мастерство, наращивают темпы добы чи рыбы. В честь 39-й годовщины Великой Октябрьской социалистиче ской революции они еще шире раз вернули социалистическое соревно вание за высокие уловы. Сейчас экипаж малого траулера «Утро» снова на промысле. Он добы вает рыбу в счет третьето года ше стой пятилетки. Р. НАДЕЖДИНА. Обязательство в действии Подготовка к промыслу сельди Из опыта прошлых лет известно, что в октябре— ноябре в губы Коль ского, Мотовского и Печенгского за ливов заходят большие косяки сель ди. Экипажи судов Полярной МРС го товятся к ее промыслу. Раньше кол хозные рыбаки выставляли капроно вые невода на пеньковых подборах. Это приводило к преждевременному их износу. Теперь рыбаки готовят капроновые подборы. На мотобот «Мираж» выдан новый капроновый невод. Судоводительский состав колхозных кораблей приводит в образцовое состояние навигацион ные приборы, суда проходят девиа цию. Многие суда Полярной МРС, от правляясь па промысел, берут тралы и .дрифтерные сети для того, чтобы избежать проловов. Экипажи сейне ров 5255 и 5254 (капитаны тт. Степаненко и Ерофеев) ведут без- брамный лов. Это дает положитель ные результаты — экономия на каждое судно составляет до трех ты сяч рублей в год. СИЛА СОРЕВНОВАНИЯ Экипаж нашего судна соревнует ся за повышение добычи сельди с моряками среднего траулера Ns 353. И это не случайно. Оба корабля, входя в состав одного отряда, од новременно вышли на промысел. Многие члены экипажей лично зна комы друг с другом, знают поло жительные и отрицательные сторо ны в работе обоих судов. На промысле в июле средний траулер № 353 показал себя от носительно передовым судном в на шем отряде. Его экипаж в небла гоприятной промысловой обстанов ке сумел выловить более 300 цент неров сельди. Наш же корабль за этот период добыл только 200 цент неров рыбы. Когда на общем собрании об суждался вызов на социалистиче ское соревнование моряков среднего траулера № 353 и принимались повышенные обязательства, члены экипажа нашего судна охотно от кликнулись на эти начинания. С этого дня на судне еще шире развернулось социалистическое со ревнование. В нем принимали актив ное участие все члены экипажа. На ступил август. Мы внимательно сле дили за работой экипажа среднего траулера 353, анализировали по сводкам и материалам совещаний его успехи и промахп, а, встречаясь с лим на промысле, советовались, кон сультировались в отношении про мысловой обстановки, длины повод- цов и температур. Как-то, не найдя по показаниям нашего эхолота косяков сельди, мы взяли пеленг среднего траулера 353. Это судно имело средние по казания и уже находилось на 'них в дрейфе с сетями. Надо сказать, ч |о в работе экипажей наших судов нет конкуренции. Социалистическое со ревнование у нас — это дружный, коллективный труд, мы всегда гото вы прийти другг другу на помощь, всегда честно сообщаем, в каком квадрате и сколько берем сельди. И вот «Алдан» подошел туда, где дрейфовал наш товарищ. Мы про консультировались, сделали расчет, учтя движение сельди, снос судна и •дрейф, проверили температурный градиент и выметали сети на другом румбе от показаний эхолота. Утром мы имели значительный улов, а у товарищей вышел просчет — они ра но выметали сети, и 'селыдь прошла мимо порядка, не поднявшись на го ризонт установленных поводцов. К половине августа экипаж сред него траулера № 353, руководимый капитаном Анатолием Ивановичем Ларкиным, шел впереди нас. К 20 августа их судно имело 800 центне ров добытой сельди, а наше только 600. Велико было желание догнать и перегнать соревнующихся с нами то- Лучшие бракеры-укладчики коптильного завода Е. Д. Рас садина и А. В. Ильинова система тически перевыполняют нормы вы работки. На снимке: Е. Д. РАССА ДИНА (слева) и А. В. ИЛЬИ НОВА за работой. Фото В. Алексеева. БОГАТЫЕУЛОВЫ Приняв на себя новые повышен ные обязательства в честь 39-й го довщины Великой Октябрьской со циалистической революции, экипажи многих кораблей траловото флота ус пешно претворяют их в жизнь. Несмотря на сложные условия промысла, команды судов проявляют промысловую выдержку, правильно вооружают орудия лова, увеличива ют суточный режим траления, умело ортанизуют труд моряков при работе с тралом и на обработке рыбы. Большого успеха в последнем пла вании, посвященном предстоящему всенародному празднику, добилась команда траулера «Лосось». Под командованием капитана Павла Вик торовича Воеводина за 18 суток про мысла она доставила в порт 175 тонн трески и пикши, значительно превы сив рейсовое задание. С богатым уловом вернулся с моря экипаж рефрижераторного траулера «Серафимович». По предварительным данным он предъявил к выгрузке около шестисот тонн свежемороженой рыбы и трескового филе. За рейс команда изготовила 98 тонн рыбной муки, 45 тысяч банок консервов. Выполнил задание jjefica также лидер тралового флота — экипаж рефрижераторного траулера «Некра сов». Получено сообщение, что с полным грузом рыбопродукции идет в родной порт от берегов -Канады рефрижера торный траулер «Николай Остров ский». Траулер «Киров» дал прощальные гудки и взял курс в широкие мор ские просторы. Вскоре за кормой судна скрылись в туманной дымке очертания родного города. В корабельном салоне собралась почти вся команда. Перед моряками выступил первый помощник капита на тов. Трапезников. Он сказал: — Советский народ готовится к празднованию 39-й годовщины Ве ликой Октябрьской социалистиче ской революции. Эту знаменатель ную дату коллективы предприятий, строек и транспорта собираются встретить достойными трудовыми по дарками. Моряки, как и все совет ские люди, также должны встретить славный юбилей Советской власти новыми успехами на промысле. Выступающие члены экипажа го ворили на собрании коротко, по-де ловому. Они отмечали еще имеющие ся на корабле недостатки, предлага ли пути их устранения, вскрывали неиспользованные резервы для повы шения добычи рыбы. — Вернуться в порт с перевыпол нением рейсового задания! — так единодушно решили моряки прослав ленного траулбра «Киров». Команда передового корабля Обяза лась к 7 ноября завершить тодовую протрамму по вылову рыбы и до кон ца года дать стране дополнительно пять тысяч центнеров трески, пик ши и окуня, к годовщине Великого Октября закончить выполнение годового задания по выработке кон сервов и изготовить дополнительно к годовому плану не менее 20 тонн высококачественной рыбной муки. В первый же день прихода на банку Чиркова команда «'Кирова» пристроилась к работе у буя трауле ра '«Серафимович». За траление здесь стали поднимать на борт по 1,5— 2 тонны рыбы. Внезапно набежавший шторм затруднил уборку рыбы. Крупные волны, разбиваясь о борт корабля, холодными брызгами обдавали рабо тающих за рыборазделочными стола ми матросов. Однако это не мешало трудиться им с удвоенной энергией. Матросы тт. Кузнецов и Барбо лин, занятые на обезглавливании трески, успевали обеспечивать сырьем по три—четыре шкерщика. — Не отставай, Саша! — шутил Кузнецов, подвигая ловким движе нием руки обезглавленную рыбу матросу Сидоренко, — надо весь улов убрать до следующего трала. Предоктябрьское обязательство не зря ведь принимали... И работа спорилась. Бьгстро и ловко сверкали в руках матросов тт. Кошкина, Сидоренко, Киселева и других рыборазделочные ножи. Рыба потоком ома в мойки, а после это го уже сваливались в трюм. В трюме также не было завалов. Засольщики тт. Малофеев и Ипатов бывшие матросы, получившие новые специальности на судне, чет ко справлялись со своими обязанно стями. Под руководством опытного мастера по обработке рыбы тов. Ха барова они тщательно перетирали каждую рыбину солью, строго по инструкции укладывали рыбу в трюмные отсеки. Когда же в трюм попадала непра вильно разделанная рыбина, она сра зу же возвращалась обратно на па лубу для вторичной обработки. — Неправильно разделанная ры бина ведет к снижению сортности всей рыбопродукции, — пояснял ма стер по обработке рыбы тов. Хабаров матросу, который допустил брак в работе. И сразу же показывал моло дому моряку, как нужно правильно делать разрез на брюшной полости рыбины, как отделять печень от внутренностей. Такая организация труда при об работке уловов обеспечила морякам траулера «Киров» хорошую сорт ность рыбопродукции в этом рейсе. 22-е суток находился в плавании траулер «Киров». Опытный промыс ловик — капитан корабля Яков Алексеевич Мошков 'проявил, как го ворят на флоте, промысловую вы держку. Вместе с траулером «Киров» на Демидовской банке работали и дру гие корабли. Подъемы рыбы в этой зоне лова были неравномерными. Они то увеличивались, то совсем затуха ли. Во время спада промысла многие экипажи судов не проявляли должной выдержки, уходили в дру гие районы, где на некоторое время появлялась треска -или пикша. Де лая переходы, они прибывали туда уже в то время, когда рыба «отка зывала», а на Демидовской банке, она, наоборот, появлялась. Капитан траулера «Киров» тов. Мошков, по опыту прошлых рейсов, учел это обстоятельство. Не уходя из района промысла, он понемногу прод вигал судно восточнее, так как в этом направлении -шла рыба. При об наружении концентраций капитан ставил свой буй, водил корабль за данными курсами, придерживался отмеченных в планшете глубин, точно определяя местонахождение своего судна. Промысловая выдержка, грамот ное судовождение, стремление экипа жа подготовить к предстоящему все народному празднику достойную встречу — все это помогло морякам траулера «Киров» успешно выпол нить рейсовое задание по веем пока зателям. Б. ЧЕРВОВ. .варящей. На судне стал тщательнее производиться поиск, а для расчетов на планшете, после обсерваций, с утра наносилась полная промысловая обстановка, суда по квадратам с подробной характеристикой уловов и температур, сведения поисковых ко раблей, направление и скорость те чения, примерное направление и скорость сельдяных косяков, а также •другие сведения по материалам от рядных и флотских совещаний. Это дало свои результаты. После 20 августа при переходе от базы к промысловому району, не доходя до него 100 миль, мы обнаружили кон центрацию сельди. Кораблей в этом даете не было. Куда идут эти кося ки? Не просчитаться бы. Дали знать на другие суда. Моряки собрались в рубке и с интересом наблюдали жир ные записи эхолота, наносимые на .маневренный планшет вместе с тем пературой и указанием глубины ко сяков. Обойдя косяки за два часа полно го хода судна многомильным много угольником, мы установили, что сельдь двигалась в южном и юго-за падном направлении. Выметали по рядок, расположив сети с востока на запад, так, чтобы преградить ей путь. И 22 августа за один дрейф мы взяли 280 центнеров сельди. Тогда к нам подтянулись и другие суда. При шел и средний траулер № 353. В этот день его экипаж взял 110 цент неров. В салоне нашего судна висит диа грамма добычи сельди двумя сорев нующимися между собой судами. Утром 28 августа перед выбором се дей была вывешена очередная свод ка. В ней сообщалось, что к 27 ав густа месячный план добычи сель ди экипаж «Алдана» перевыполнил, вместо плановых 910 центнеров бы ло добыто уже 930 центнеров сель ди, а средний траулер № 353 на это же число выполнил месячный план на 83 процента. Но мы не успокаивались на до стигнутом, знали, что имеем дело с серьезным «противником». И в са- умом деле, через некоторое время ста ло известно, что моряки среднето траулера N° 353 берут хорошие уло вы в восточном районе. Уже выборка первой половины порядка свидетель ствовала о том, что нас опять обог нали. Моряки «Алдана» рады успе хам товарищей. Но они полны реши мости продолжать борьбу за- первен ство в соревновании и уверены, что ре уступят его. ...По волнам океана быстро летит небольшое двухмачтовое судно. На борту надпись— «Алдан». Оно идет туда, тде большая часть флота ус пешно облавливает косяки сельди, внимательно просматривает сети, го товя йорядок ® выметке, бывалый рыбак, пятидесятидвухлетний мастер лова Василий Петрович Понкратов; уверенно стоит у штурвала передо вик производства матрос — бондарь Зарубин; старательно чинит сети матрос Лебедев, один из дисциплини рованных и умелых моряков судна. В трюмах корабля уже 50 тонн добытой сельди. Но этого мало. Нуж но взять полный груз. Необходимо догнать и перетнать моряков сред него траулера № 353. И экипаж на шего судна этого добьется. Такова сила социалистического соревнова ния. Ю. ГОНТАРЕВ. Капитан среднего траулера «Алдан». Северная Атлантика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz