Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

Забытые предложения Морякам сельдяного флота в ше-1 Л1» 464, помог экипажу в борьбе з.ч зтой пятилетке предстоит значи- выполнение плана, гельно увеличить вылов сельди в На кораблях сельдяного флота Северной Атлантике. Решение этой специалисты часто обижаются на важной задачи немыслимо без макси- то, что технику трудно эксплуатиро- мального использования новой тех- вать из-за механических примесей в ники, предоставляемой промыслови- дизельном топливе. Тов. Мампория. кам государством, без механизации совместно со вторым механиком тов. трудоемких процессов. К этой рабо- Ломовым изменил систему очистки те должны быть привлечены новато- топлива и добился того, что оно ста­ ры производства, изобретатели и ра- ло поступать к распылителям хоро- ционализаторы. шо очищенным. Трехмесячный смотр рационализа- С тех пор прошло больше года, торскон работы, проведенный в сель- тов. Мампория работает на одной из дяном флоте, показывает, что в на- плавбаз, а новшества его не нашли тем коллективе много способных на флоте широкого применения, хо- производственников, которые твор- тя о них знают и в техническом от­ чески решают поставленные перед деле управления «Мурмансельдь». ними задачи, вносят много нового, Однако работники отдела не позабо- ценного в совершенствование техни- тились о том, чтобы предложения кп. Однако в этом деле есть еще мно- тт. Мампория и Ломова послужилп го серьезных недостатков. делу улучшения эксплуатации судо- Очень часто ценные предложения вой техники, увеличению вылова являются достоянием только отдель- рыбы. Не обратили внимания на ных экипажей потому, что во флоте творчество рационализаторов пар- нет широкой пропаганды всего ново- тийные и профсоюзные работники, го, что приобретается в ходе практи- Но бывает иногда, что принимают- ческого использования корабельной ся такие решения: «Провести испы- техники и орудий лова.^Вот харак-^ тания, дать по предложению псчер- терный пример. Бывший старший пывающие данные, наметить пути механик среднего траулера № 464 его внедрения». Но и такие peine- г. С. Мампория сделал приспособле- ния нередко остаются только на бу- ние для измерения температуры по- маге. Автор этой статьи и капитан верхностных слоев воды на ходу суд- тов. Герович еще во втором квартале на. Приспособление очень удобно прошлого года внесли предложение тем, что судоводитель может следить до частичной механизации выборки п за показаниями эхолота и за из- длинных поводцов дрифтерных по- менением температуры, не выходя из рядков в осенне-зимний период. Бы- рулевой рубки. Это особенно ценно до решено провести испытание по при поиске рыбы, так как предо- атому предложению. Прошло полто- ставляется возможным безошибочно ра года, но испытания до сих пор не определять температурный скачок, проведены и, вероятно, в управле- увязывать показания приборов с нии о принятом решении забыли. В рыбном порту. Фото Б. Алексеева. Когда недостатки становятся хроническими температурным режимом и правиль­ но определять место дрейфа. Приспособления тов. Мампория для определения температуры по­ верхностных слоев воды на ходу суд­ на несложно по устройству. С этой целью он использовал резервную помпу главного двигателя, переклю- Второй раз мною и капитаном тов. Запеваловым в июле прошлого года был предложен новый способ трале­ ния сельди сельдяным тралом с вы­ водом одного ваера от борта корабля. Вначале это предложение рассматри­ валось на «узком» техническом со­ вете, потом было переслано в чпв ее на пожарную матистраль. С | ДИНРО. Авторы о судьбе предложе- помощыо резинового шланга заборт - 1 ния не были поставлены в извест­ ная вода подается к термометру, установленному в тройнике напро­ тив иллюминатора. Постоянная пода­ ча забортной воды помогала в этом случае быстро определять малейшее изменение температуры, способство­ вала правильной оценке результатов поисковой работы. Рационализатор тов. Мампория этим приспособлени­ ем значительно облегчил работу су­ доводителей среднего траулера ность. Пора в управлении «Мурман­ сельдь» навести порядок в этом деле, оказывать рационализаторам помощь и поддержку, по-настоящему забо­ титься о внедрении в производство их предложений. И. АХЛЫНОВ. Инженер-инструктор отдела добычи управления сельдя­ ного флота. 'Коллектив нашего завода призван помотать промысловикам увеличи­ вать вылов рыбы для населения на­ шей страны. Досрочным и высокока­ чественным . ремонтом корабельной техники мы можем сократить между­ рейсовые стоянки траулерош с тем, чтобы моряки использовали сэконом­ ленное время для работы на промыс­ ле. Но не всегда нам удается выпол­ нить заказы промысловиков без вся­ ких помех. Трубопроводчики из месяца в ме­ сяц выполняют план на 110—120 процентов. Но ряд трудностей очень тормозит дело. Особенно серьезно сказывается на деятельно­ сти коллектива плохое обеспечение необходимыми материалами: трубами, болтами, изоляцией и т. д. Этот недо­ статок стал «хроническим». О нем говорят на собраниях и различных совещаниях, а дело ни с места. Не так давно потребовалось произвести переоборудование креповых цистерн на траулерах «Кедровка», «Кубань» и других судах. Трубопроводчики не мопли вначале выполнить эти зака­ зы из-за отсутствия труб диаметром 36 миллиметров. Иногда выход из положения под­ сказывают сами работники завода, но и это мало помогает, так как к их голосу не всегда прислушиваются. Заводские изолировщики производят футеровку судовых котлов и ремонт камбузньтх плит, ло и эти рабочие нередко вынуждены простаивать из- за отсутствия огнеупорного кирпича и шамота. Я предложил дробильную Разве так ремонтируют В конце июля на среднем рыболов­ ном траулере № 241 был закончен ремонт главного двигателя и шпиля. После этого судно вышло в очеред­ ной пробеловьш рейс. Однако уже на переходе стало ясно, что рабочие судоремонтного завода Главмурман- рыбпрома плохо выполнили свое де­ ло. На промысле мы вынуждены бы­ ли своими силами устранять недо­ статки и недоделки в машинном от­ делении. Пришлось снимать цилинд­ ровые крышки и втулки, устранять пропуски тазов из-под цилиндровых головок, притирать пусковые клапа­ ны и т. д. Компрессор главного двигателя, взятый с другого судна, также ока­ зался в неисправности и потребова­ лось немало времени, чтобы привести его в рабочее состояние. Судоремонт­ ники не разобрали лубрикаторную масленку. В результате, в ней нако­ пилось много грязи и отстоя. Судоремонтники, производя замену унлотшительного сальника и про­ кладки в районе маховика главного двигателя, сделали это так плохо, что пришлось снова, уже 'в трудных условиях рейса, перебирать все за­ ново. Много времени затратили рабочие завода на установку электрошпиля. машину, которая могла бы дать не­ обходимое количество шамота в любое время из отходов кирпича. Но техни­ ческий отдел медлит с изготовлени­ ем такой машины. Отдельные работники, несущие от­ ветственность за прием и оформле­ ние ремонтной документации, не предъявляют требовательности к ме- 1-,ыи несколько дней центровали ei , ханикам при согласовании заказов, неоднократно разоирали и соопрали, К ним относятся производители ра- но с приходом судна на промысел, бот тт. Смирнов, Заболотный и дру- 'нам пришлось вновь разоирать гае шпиль, заменять подшипники. Бригада котлочистов нашего цеха ® связи с тем, что наше судно по выполняет периодическую чистку су- 'приходе из рейса в порт должно довых 'Котлов. Обычно для выполне- встать в средний ремонт, с согласия тлтя этой нелегкой работы применяет- техотдела управления «Мурмшн- ся специальный инструмент, так на- сельдь» в головных подшипниках зываемые шланги. Сейчас создалось главного двигателя оставлены увели- тяжелое положение, так как фир- ченные зазоры. В результате глав- менные шланги использовать нельзя 1НЫй двигатель работает со стуком, из-за большого диаметра, а имевшие- коленчатый вал дизель-динамо .№ 1 ся до этого вышли из строя. Нет и имеет увеличенную элептичность и обещанного техническим отделом об- конусность. легченного электромотора для приве- Вот к а к о тносятся к своему делу дения в движение гибких валов этих судоремонтники и работники техни- шлангов. ческого отдела «Мурмансельди». Вот Настало время решительно покон- в чем кроются причины частых ава- чить с этими недостатками, создать рий на судах сельдяного флота. Вме- все условия для судоремонтников, j K o - сто того, чтобы выполнять план, ус- торые вступают сейчас в предок- пешно бороться за претворение в тябрьское социалистическое сорев- жизнь социалистических обяза- нование, стремясь отметить 39-ю тельств, члены машинной команды годовщину Великого Октября новыми успехами в труде. М. ЩЕРБИН. Мастер трубопроводного це­ ха судоремонтного завода Главмурманрыбпрома. вынуждены тратить массу времени на ту работу, которая должна произ­ водиться в порту. А. НАДОРОВ. Второй механик среднего траулера № 241. Н Е О П Р А В Д А Н Н Ы Е З А Б О Т Ы 1 . На траулер «Тифон» я цришел в середине мая нынешнего года. Про­ ходил один рейс матросом, а потом меня назначили боцманом. Дело это мне знакомое, приходилось им зани­ маться на военных судах, когда слу­ жил в Северном флоте. Велико у ме­ ня было желание навести на корабле порядок, к хозяйству которого я уже присмотрелся. С этого и начались мои злоключения. Меня удивляет и возмущает рав­ нодушие, с каким выполняют свои обязанности многие моряки и судо­ ремонтники. Кому не известно, что каждая работа, выполненная рабо­ чими судоремонтного завода, прове­ ряется строгим, придирчивым конт­ ролером — морем. От того, насколько хорошо выполняются на берегу на­ ши заказы на приведение в порядок корабельной техники, зависит ус­ пех работы моряков на всех участ­ ках производства. Рейс тому назад ремонтировалась рыбомучная уста­ новка. Электромотор этого важного агрегата привели в порядок электри­ ки судоремонтного завода Главмур­ манрыбпрома. Они же совместно с работниками других цехов оборудо­ вали мощную вентиляцию. Судно готово к отходу. Работы все выполнены, проконтролированы, приняты. Машинист рыбомучной ЗАМЕТКИ БОЦМАНА + установки тов. Кулаго был доволен — наконец-то в помещении не бу­ дет жары, улучшится качество вы­ пускаемой им продукции. Но радость его была преждевременной. Вот ры­ бомучная установка запущена. Но что это — ротор мотора ее вращает­ ся в обратную сторону? Выпуск про­ дукции был приостановлен, и меха­ ники почти в течение суток устра­ няли этот дефект. 2 . Это случилось, как говорят, не по моему заведыванию. Но вскоре’ и мне пришлось столкнуться с брако­ дельством судоремонтников. При подъеме трала, когда делят улов, подъему мешка на палубу препят­ ствуют фордуны. Они нередко нано­ сят повреждения рыбе, да и сами понемногу перетираются. Чтобы из­ бежать этого, мы решили поставить здесь небольшие металлические щи­ ты и дали заводу заказ на их изго­ товление. Я не знаю, по чьему ука­ занию заказ наш был отклонен, а на фордуны были поставлены специаль­ ные предохранительные трубы, кото­ рые ухудшили положение. Дело в том, что эти трубы — цилиндриче­ ские в центре, с конусами с обоих концов — закрыли талрепа, с по­ мощью которых натягиваются фор­ дуны, а концы груб без каких-либо предохранительных втулок, вра­ щаясь, перерезают фордуны. Авторы этого '«приспособления» не подумали над тем, какой вред оно нанесет. А случилось так, что через некоторое время фордун левого бор­ та был перетерт и верхняя часть мачты была согнута. Казалось бы, несложное дело — изготовить задрайки к дверям. Но и эту простую работу судоремонтники выполнили очень плохо. Задрайки, поставленные на двери, были с за­ усенцами, гайки их не закреплены шплинтами. Пришлось все это сде­ лать своими силами. 3 . Много говорят у нас о недостатках в р*аботе снабженческого аппарата. В этом я убедился сразу же, как только стал боцманом траулера. По­ требовалось покрасить некоторые ча­ сти судна. В течение стоянии, ко­ торая затянулась, я двенадцать раз был у начальника отдела снабжения тов. Лебедева. Узнав, что на складах есть требовавшиеся нам белила, ко­ торые, вероятно, хранились до при­ хода рефрижераторных траулеров, и, не добившись получения необходи­ мых красок, я призвал на помощь старшего помощника капитана на­ шего судна тов. Громова. Он сумел «выклянчить» 10 килограммов бе­ лил. А вот другой, не менее вопиющий пример. Еще год тому назад, когда судно вступило в строй тралового флота, командование просило при­ нять на склады отдела снабжения 100-метровый буксирный трос. Но этого не было сделано. Когда я при­ нял боцманское хозяйство, то тоже обратился с такой же просьбой. Н ее снабженцы не удовлетворили. Недавно моряки нашего судна наб­ людали такую картину. На переходе вдруг был застопорен ход, а с носа огромной шеей заскользил за борт толстый буксирный трос. Надоело вам умолять снабженцев принять его, а также то, что трос, общим весом в одну тонну, всякий раз на­ валивался на якорь-цепь, лишая подчас возможности быстро отдать якорь. По приказанию старшего по­ мощника капитана этот ненужный на нашем корабле трос (а где-то он мог быть с успехом использован) был отдан «в подарок» морю. 4 . Время от 'времени состояние судов проверяется инспекцией Морско­ го регистра СССР. Недавно такая проверка была и у нас. Мне каза­ лось, что она поможет быстро устра­ нить некоторые серьезные недостат­ ки в ’сохранении корабельного иму­ щества. Напрасные надежды! По­ ложение осталось без перемен. Вот как это было. Проверил ин­ спектор состояние многих участков судна, подходит к двери боцманской кладовой, просит: «Откройте!» Я с радостью делаю это, надеясь, что на­ конец-то командование судна полу­ чит хороший урок. Дело в том, что я просил старшего механика тов. Зверева поставить в кладовой грел­ ки, а он не помот мне в этом. Без грелок в кладовой постоянно сыро, спецодежда покрывается плесенью, банки консервов неприкосновенного запаса проржавели. Положение усу­ губляется еще и тем, что через люк, у которого износилась уплотнитель­ ная резина, из форпика при качке судна поступает вода. Инспектор ушел, и все осталось попрежнему. Командный состав корабля знает об этом, но ничего не делает для то­ го, чтобы моряки могли получать из боцманской кладовой сухую, а не отсыревшую и с плесенью спец­ одежду. * * * Много забот у боцмана промысло­ вого корабля. Если бы вся его энер­ гия была направлена не на преодоле­ ние искусственно создаваемых трудностей, подобных тем, о кото­ рых здесь рассказано, а на поддер­ жание в исправности и порядке ко­ рабельного хозяйства, суда имели бы значительно лучшее техническое состояние. В. ФОФАНОВ. Боцман траулера «Тифон»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz