Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.
№ 111 (507), 18 сентября 1956 г Р ЫБ НЫЙ М 7 Р М А Н 3 О скотских шкурах и недовыловленной рыбе Отдел снабжения тралового флота! продолжает неоперативно, явно в недостаточном количестве обеспечи вать корабли промысловым снаряже нием перед отходом их в море. У снабженцев уже вошло в обычаи вдвое, а то и втрое уменьшать выда чу нужных материалов, которые указываются в заявках моряков. На рефрижераторные траулеры типа «Пушкин», как правило, дает- ,ся на 1 >еис очень мало скотских шкур, хотя эти суда находятся на промысле длительное время. Инте ресно знать — кто же вырабатывал нормы для выдачи этих шкур на рефрижераторные корабли? Интерес но это потому, что автор разработ ки норм не учел длину двухрядного мешка. которыми работают трауле ры с бортовым тралением и с кор мовым. На обычных судах длина двухряд ного мешка составляет 16 метров и трению о грунт подвергается 51— 7 метров сетного полотна. Чтобы защи тить этот участок полотна от по вреждений, обычно подвязывается две, а на плохих грунтах — три скотских шкуры. У рефрижераторных же траулеров типа «Пушкин» двухрядный мешок 25-метровой длины и значит о грунт трутся от 10 до 15 метров сетей. И для того, чтобы не повредить их, необходимо подвязывать под них не менее пяти скотских шкур. Однако такого количества шкур мы не получаем:. •Взять 'К примеру наш последний рейс. Он длился 48 суток. На это время плавания отдел снабжения выдал на судно всего 15 скотских шкур. А для промысла, тем более, что мы работали в районах с плохими грунтовыми условиями, требовалось не менее 25— 30 штук шкур. Да н шкуры-то были очень плохого каче ства. А если подсчитать, что один тра улер за период рейса имеет по 30 и более подтираний тралового мешка и теряет каждый раз примерно 1.5— 2 тонны рыбы, то за все вре мя плавания команда не долавлива ет по 45— 60 тонн рыбы. Руководству флота необходимо по думать о снабжении судов нужным количеством скотских шкур, или же о замене их специальными фартука ми или дорожками, ‘Которые бы пре дохраняли орудия лова от поврежде ний при тралениях. Уходя в рейс, команда не получи ла также нужного количества кух- тылей и бобпнцев. Из-за несвоевременного и плохого снабжения промысловым снаряжени ем коллектив траулера вынуя;ден был трижды в море делать переходы 'К другим судам для приема от них недостающего снабжения, теряя на это много ценного промыслового вре мени. 'Сейчас, когда наступает осенне- зимний сезон, снабжение в море не всегда можно принять. Помехой это му явятся частые штормы и тума ны. Поэтому отделу снабжения фло та нужно выдавать все необходимое для промысла во время междурейсо вых стоянок и отказаться от до сылки недостающего снабжения в море. В. ЕПИФАНОВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера «Заволжск». За две недели—400 центнеров сельди Там, где строятся новые траулеры Быстро растет группа новых ко раблей тралового флота — рыболов ных рефрижераторных траулеров. Чтобы успешно вести ремонт этих судов, коллектив судоремонтного за вода Главмурманрыбпрома использу ет все возможности для изучения новой техники. Недавно группа су доремонтников побывала в Федера тивной Республике Германии на вер фи, где строятся траулеры типа «Пушкин». Мастер слесарного цеха тов. Трифонов, бригадир тов. Заха ров и слесарь тов. Колесов изучали корабельные механизмы рыбофабри- ки во время монтажа. Особое внима ние было уделено изучению филети- ровочной машины. ЛЮДИ НАШЕГО БАССЕЙНА В Е Т Е Р А Н Ф Л О Т А D ЭТОТ майский день старший мастер по добыче рыбы тра улера «Ижевск» Максим Павлович Лебедев испытывал волнение: ведь на судно должна была прибыть норвежская рыболовная делега ция, а вместе с нею, и Министр рыбной промышленности СССР А. А. Ишков. У такого заботливо го и рачительного хозяина, как Максим Павлович, траловое хо зяйство всегда в образцовом по рядке. Как говорится, и комар но су не подточит. Но все же... А когда гости прибыли на ко рабль, собрались на палубе и Мак сим Павлович приступил к спуску трала, волнение как рукой сняло. Матросы под руководством Лебе дева быстро, четко и сноровисто выполняли все операции с орудия ми лова. Старший мастер и его товарищи работали без суеты, спо койно. По всему было видно, что каждый из них хорошо знает свое дело. Корабль промышлял в прибреж ном районе, там, где были очень тяжелые грунтовые условия. И не смотря на мастерство, проявлен ное и судоводителями, и мастера ми по добыче рыбы, на слип был поднят трал с повреждениями. За ремонт орудий лова взялись Мак сим Павлович и матрос Игнатий Козак. Дело у них спорилось. Ле бедев чинил трал так искусно, что один из норвежцев, наблюдая за работой старшего мастера, с во сторгом произнес на ломаном рус ском языке: — Ваш тралмастер отшен ка- рош! Во время пребывания на трау- Промысел сельди в прошлом рей се мы начали 10 июля. Но план команда судна не выполнила: вме сто 660 центнеров было добыто все го 225 центнеров сельди. Несомненно, что неудовлетвори тельная промысловая обстановка, сложившаяся в июле в районе рабо ты северной группы судов, сильно сказалась на результатах труда мно гих экипажей. Однако нельзя сва ливать все только на это. Виновны в пролове и моряки траулеров, кото рые отрицательно отнеслись к совету начальника экспедиции тов. Гунина о переброске флота в южные рай оны, где корабли брали хорошие уловы. Но моряки некоторых судов и в северной зоне добились лучших по казателей в июле, чем мы. Так, на пример, работая вместе с нами, команда среднего траулера 34? 353 взяла в июле 350 центнеров сельди. Успешно здесь работал также эки паж среднего траулера № 4202. На партийных и профсоюзных собраниях команда нашего корабля конкретно разобралась в причинах, тормозящих выполнение плана, на метила конкретные мероприятия для улучшения работы. Известно, что успех промысла, в основном, зависит от правильно ор ганизованного поиска концентраций сельди, глубокого анализа промыс ловой обстановки, правильного рас положения дрифтерного порядка в районе, где обнаружена рыба. Вот на это-то и было обращено наше вни- >МсШИ6. Как же мы осуществляем эти основные факторы промысловой ра боты? '■ Выбрав в первой половине дня сети, мы восстанавливаем на своем промысловом планшете всю полноту промысла за истекшие сутки. Имея свое обсервованное место и учтя ошибки предыдущего дрейфа, пелен гуем корабли, которые имеют хоро шие уловы. На планшет наносим их дрейф, длину поводцов, температуры, улов и т. д. Принимаем во внима ние также ошибки и предложения от дельных капитанов, высказываемые на промысловых совещаниях. После этого полную нанесенную на планшет обстановку корректируем данными общефлотского совещания. Таким образом, у нас получаются предварительные выводы в отноше нии протяженности промыслового района, направлении движения сель ди, выборе длины поводцов при той лере «Ижевск» Министр рыбной промышленности СССР Александр Акимович Ишков дал высокую оценку работе экипажа. Хорошо он отозвался и о стар шем мастере по добыче рыбы. Ми нистр и раньше много слышал о ветеране тралового флота Макси ме Павловиче Лебедеве: ведь всего четыре месяца назад он наградил Лебедева ценным подарком за ус пешную работу на траулере «Ста линград». Теперь министр лично видел, как трудится один из луч ших промысловиков рыбного Мур- мана. За Максимом Павловичем Лебе девым упрочилась слава замеча тельного специалиста. Много лет плавает он на судах тралового флота и, пожалуй, трудно найти на предприятии такого мастера по добыче рыбы, который знал ору дия лова лучше Максима Павлови ча. И в этом нет ничего удивитель ного. Лебедев, на каком бы кораб ле он ни плавал, все время возит ся с тралами: изучает их, приво дит в порядок, совершенствует орудия лова. Так было на «Дви не», где он работал в довоенные годы, так он поступал и на «Пик ше» в тот период, когда экипаж этого корабля шел в авангарде со ревнования за высокие уловы. Почти 5 лет проработал Максим Павлович на траулере «Сталин град». Здесь он проявил не мало творчества: по-новому на судне ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ В ПРОШЛОМ РЕЙСЕ или другой температуре, при различ ных показаниях эхолота. Если у нас до этого были хорошие уловы, то мы ведем местный поиск рыбы, как бы уточняем положение! судна на концентрации рыбы, выби раем наиболее выгодное место для следующего дрейфа. При низких уло вах мы подтягиваемся, используя радиопеленгатор, к кораблям, добив шимся в это время хороших показа телей в работе. Учитывая показания эхолота, обя зательно проверяем величину сель дяных косяков, их движение (при мерные скорость и направление). Выметываем сети вблизи центра ко сяка на случай изменения пути ры бы вследствие завихрения нормаль но учитываемого течения, или на случай возможното просчета, оши бочности предположенного пути сельди. Вместе с ориентировкой по показаниям эхолота попутно ищем температурный градиент примени тельно к температурным данным, при которых был взят хороший улов нами или другими судами. На снимке: второй по мощник капитана среднего траулера № 4214 тов. ГАЛ КИН с помощью секстана по лучает необходимые данные для определения местонахож дения судна. Фото из «Полярной правды». стали вооружать тралы, внесли кое-какие изменения в их оснаст- НУ. К этому руку приложил стар ший мастер по добыче рыбы. И в том, что коллектив «Сталинграда» в прошлом году добился рекорд ного вылова, немалая заслуга Максима Павловича. И сейчас, на «Ижевске», Лебе дев не знает покоя. Его всегда ви дят за работой; Как только под нимают или спускают трал, стар ший мастер по добыче рыбы обя зательно на палубе. Кое-кто из мо лодых моряков не раз задавал Ле бедеву вопрос: — Когда вы, Максим Павлович, отдыхаете? Ведь всегда мы вас видим на палубе. — Как лишний разок проверю тралы, так и буду отдыхать, — от вечает обычно старший мастер. Отличный знаток орудий лова, Максим Павлович Лебедев все время заботится о том, чтобы пе редать свой опыт молодым про мысловикам. На траулере «Ста линград» он обучил целую группу молодежи. И на «Ижевске» не держит свои знания под спудом. Многое перенимают у Лебедева мастера по добыче рыбы и мат росы. Игнатий Козак на траулер «Ижевск» пришел с «Пушкина». Там он неплохо освоил промыс ловое дело, научился быстро вы полнять все производственные опе рации по спуску трала на судах Показательно, что много нам по могает нанесение на планшет изо терм. Проведенная через взятые в короткие промежутки времени изо терма на температурах, где начина ются показания рыбы эхолотом, и изотерма, проведенная на темпера турах, где кончаются эхолотные за писи, помогает точнее установить не только движение, ширину и мощ ность обнаруженной концентрации, но и дает возможность при выметке сетей учитывать гидрометеорологи ческую обстановку, избегать выноса дрифтерного порядка на «безрыбные» температуры. А как показал опыт работы нашего траулера в первой половине августа, плотные концент рации сельди при своем движении примыкали вплотную к этой «без- рыбной» изотерме. Поэтому нередко находящиеся рядом с нами, но по другую сторож изотермы суда име ли иролов. Мы же брали хорошие уловы. Тщательный анализ температур с учетом эхолотных показаний дает возможность правильно установить длину поводцов. В августе, напри мер, были случаи, что суда, про мышляющие в средних обсервован- ных квадратах на различных темпе ратурах, при одних и тех же эхолот ных показаниях работали на повод- цах различной длины. Одни с пяти метровыми поводцами брали обиль ные уловы, а удлинив поводцы на 10— 15 метров, поднимали сети пу стыми. Другие же корабли, наоборот, с поводцами длиной 10— 15 метров поднимали много рыбы, а с пятимет ровыми поводцами были в пролове. Это, очевидно, зависит не столько от вертикального температурного гра диента, как от вертикальното пере мещения сельди в зависимости от времени суток и поверхностных тем ператур. Учитывая все это, воспринимая советы и указания флагмана, команда нашего корабля за две' не дели августа выловила 400 центне ров сельди. Впервые командуя средним трау лером, я большую помощь на про мысле получал от капитана поиско вого траулера Николая Григорьеви ча Носкова и флагмана первого от ряда судов Бориса Васильевича Бе- режненко. Ю. ГОНТАРЕВ. Капитан среднего траулера «Алдан». нового типа. Матрос Козак хоро шо зарекомендовал себя и на «Ижевске». В ходе работы Игна тий присматривался к тому, как ремонтирует трал, как вооружает орудия лова Максим Павлович. Лебедев охотно все объяснял мат росу, будучи уверенным в том, что из Козака выйдет неплохой мастер по добыче рыбы. Так оно и случилось. С по мощью Максима Павловича Игна тий Козак изучил все то, что надо знать мастеру, и недавно выдви нут на эту должность. Максим Павлович Лебедев поль зуется большим авторитетом и уважением у всех моряков трало вого флота. Когда он плавал на траулере «Сталинград», там его любовно называли: «Наш Мак сим». И теперь на «Ижевске» сно ва нередко можно слышать эти слова. Лебедев уже не молод. Ему по шел шестой десяток. Но человек, отдавший промысловому делу многие годы своей жизни, не хо чет расставаться с кораблем. Он вместе со всеми моряками трало вого флота активно участвует в соревновании за высокие уловы. Б. ЕВГЕНЬЕВ. На снимке: старший мастер по добыче рыбы траулера «Ижевск» М. ЛЕБЕДЕВ (слева) и мастер по добыче рыбы И. КОЗАК. Фото автора .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz