Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

№ 111 (507), 18 сентября 1956 г Р ЫБ НЫЙ М 7 Р М А Н 3 О скотских шкурах и недовыловленной рыбе Отдел снабжения тралового флота! продолжает неоперативно, явно в недостаточном количестве обеспечи­ вать корабли промысловым снаряже­ нием перед отходом их в море. У снабженцев уже вошло в обычаи вдвое, а то и втрое уменьшать выда­ чу нужных материалов, которые указываются в заявках моряков. На рефрижераторные траулеры типа «Пушкин», как правило, дает- ,ся на 1 >еис очень мало скотских шкур, хотя эти суда находятся на промысле длительное время. Инте­ ресно знать — кто же вырабатывал нормы для выдачи этих шкур на рефрижераторные корабли? Интерес­ но это потому, что автор разработ­ ки норм не учел длину двухрядного мешка. которыми работают трауле­ ры с бортовым тралением и с кор­ мовым. На обычных судах длина двухряд­ ного мешка составляет 16 метров и трению о грунт подвергается 51— 7 метров сетного полотна. Чтобы защи­ тить этот участок полотна от по­ вреждений, обычно подвязывается две, а на плохих грунтах — три скотских шкуры. У рефрижераторных же траулеров типа «Пушкин» двухрядный мешок 25-метровой длины и значит о грунт трутся от 10 до 15 метров сетей. И для того, чтобы не повредить их, необходимо подвязывать под них не менее пяти скотских шкур. Однако такого количества шкур мы не получаем:. •Взять 'К примеру наш последний рейс. Он длился 48 суток. На это время плавания отдел снабжения выдал на судно всего 15 скотских шкур. А для промысла, тем более, что мы работали в районах с плохими грунтовыми условиями, требовалось не менее 25— 30 штук шкур. Да н шкуры-то были очень плохого каче­ ства. А если подсчитать, что один тра­ улер за период рейса имеет по 30 и более подтираний тралового мешка и теряет каждый раз примерно 1.5— 2 тонны рыбы, то за все вре­ мя плавания команда не долавлива­ ет по 45— 60 тонн рыбы. Руководству флота необходимо по­ думать о снабжении судов нужным количеством скотских шкур, или же о замене их специальными фартука­ ми или дорожками, ‘Которые бы пре­ дохраняли орудия лова от поврежде­ ний при тралениях. Уходя в рейс, команда не получи­ ла также нужного количества кух- тылей и бобпнцев. Из-за несвоевременного и плохого снабжения промысловым снаряжени­ ем коллектив траулера вынуя;ден был трижды в море делать переходы 'К другим судам для приема от них недостающего снабжения, теряя на это много ценного промыслового вре­ мени. 'Сейчас, когда наступает осенне- зимний сезон, снабжение в море не всегда можно принять. Помехой это­ му явятся частые штормы и тума­ ны. Поэтому отделу снабжения фло­ та нужно выдавать все необходимое для промысла во время междурейсо­ вых стоянок и отказаться от до­ сылки недостающего снабжения в море. В. ЕПИФАНОВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера «Заволжск». За две недели—400 центнеров сельди Там, где строятся новые траулеры Быстро растет группа новых ко­ раблей тралового флота — рыболов­ ных рефрижераторных траулеров. Чтобы успешно вести ремонт этих судов, коллектив судоремонтного за­ вода Главмурманрыбпрома использу­ ет все возможности для изучения новой техники. Недавно группа су­ доремонтников побывала в Федера­ тивной Республике Германии на вер­ фи, где строятся траулеры типа «Пушкин». Мастер слесарного цеха тов. Трифонов, бригадир тов. Заха­ ров и слесарь тов. Колесов изучали корабельные механизмы рыбофабри- ки во время монтажа. Особое внима­ ние было уделено изучению филети- ровочной машины. ЛЮДИ НАШЕГО БАССЕЙНА В Е Т Е Р А Н Ф Л О Т А D ЭТОТ майский день старший мастер по добыче рыбы тра­ улера «Ижевск» Максим Павлович Лебедев испытывал волнение: ведь на судно должна была прибыть норвежская рыболовная делега­ ция, а вместе с нею, и Министр рыбной промышленности СССР А. А. Ишков. У такого заботливо­ го и рачительного хозяина, как Максим Павлович, траловое хо­ зяйство всегда в образцовом по­ рядке. Как говорится, и комар но­ су не подточит. Но все же... А когда гости прибыли на ко­ рабль, собрались на палубе и Мак­ сим Павлович приступил к спуску трала, волнение как рукой сняло. Матросы под руководством Лебе­ дева быстро, четко и сноровисто выполняли все операции с орудия­ ми лова. Старший мастер и его товарищи работали без суеты, спо­ койно. По всему было видно, что каждый из них хорошо знает свое дело. Корабль промышлял в прибреж­ ном районе, там, где были очень тяжелые грунтовые условия. И не­ смотря на мастерство, проявлен­ ное и судоводителями, и мастера­ ми по добыче рыбы, на слип был поднят трал с повреждениями. За ремонт орудий лова взялись Мак­ сим Павлович и матрос Игнатий Козак. Дело у них спорилось. Ле­ бедев чинил трал так искусно, что один из норвежцев, наблюдая за работой старшего мастера, с во­ сторгом произнес на ломаном рус­ ском языке: — Ваш тралмастер отшен ка- рош! Во время пребывания на трау- Промысел сельди в прошлом рей­ се мы начали 10 июля. Но план команда судна не выполнила: вме­ сто 660 центнеров было добыто все­ го 225 центнеров сельди. Несомненно, что неудовлетвори­ тельная промысловая обстановка, сложившаяся в июле в районе рабо­ ты северной группы судов, сильно сказалась на результатах труда мно­ гих экипажей. Однако нельзя сва­ ливать все только на это. Виновны в пролове и моряки траулеров, кото­ рые отрицательно отнеслись к совету начальника экспедиции тов. Гунина о переброске флота в южные рай­ оны, где корабли брали хорошие уловы. Но моряки некоторых судов и в северной зоне добились лучших по­ казателей в июле, чем мы. Так, на­ пример, работая вместе с нами, команда среднего траулера 34? 353 взяла в июле 350 центнеров сельди. Успешно здесь работал также эки­ паж среднего траулера № 4202. На партийных и профсоюзных собраниях команда нашего корабля конкретно разобралась в причинах, тормозящих выполнение плана, на­ метила конкретные мероприятия для улучшения работы. Известно, что успех промысла, в основном, зависит от правильно ор­ ганизованного поиска концентраций сельди, глубокого анализа промыс­ ловой обстановки, правильного рас­ положения дрифтерного порядка в районе, где обнаружена рыба. Вот на это-то и было обращено наше вни- >МсШИ6. Как же мы осуществляем эти основные факторы промысловой ра­ боты? '■ Выбрав в первой половине дня сети, мы восстанавливаем на своем промысловом планшете всю полноту промысла за истекшие сутки. Имея свое обсервованное место и учтя ошибки предыдущего дрейфа, пелен­ гуем корабли, которые имеют хоро­ шие уловы. На планшет наносим их дрейф, длину поводцов, температуры, улов и т. д. Принимаем во внима­ ние также ошибки и предложения от­ дельных капитанов, высказываемые на промысловых совещаниях. После этого полную нанесенную на планшет обстановку корректируем данными общефлотского совещания. Таким образом, у нас получаются предварительные выводы в отноше­ нии протяженности промыслового района, направлении движения сель­ ди, выборе длины поводцов при той лере «Ижевск» Министр рыбной промышленности СССР Александр Акимович Ишков дал высокую оценку работе экипажа. Хорошо он отозвался и о стар­ шем мастере по добыче рыбы. Ми­ нистр и раньше много слышал о ветеране тралового флота Макси­ ме Павловиче Лебедеве: ведь всего четыре месяца назад он наградил Лебедева ценным подарком за ус­ пешную работу на траулере «Ста­ линград». Теперь министр лично видел, как трудится один из луч­ ших промысловиков рыбного Мур- мана. За Максимом Павловичем Лебе­ девым упрочилась слава замеча­ тельного специалиста. Много лет плавает он на судах тралового флота и, пожалуй, трудно найти на предприятии такого мастера по добыче рыбы, который знал ору­ дия лова лучше Максима Павлови­ ча. И в этом нет ничего удивитель­ ного. Лебедев, на каком бы кораб­ ле он ни плавал, все время возит­ ся с тралами: изучает их, приво­ дит в порядок, совершенствует орудия лова. Так было на «Дви­ не», где он работал в довоенные годы, так он поступал и на «Пик­ ше» в тот период, когда экипаж этого корабля шел в авангарде со­ ревнования за высокие уловы. Почти 5 лет проработал Максим Павлович на траулере «Сталин­ град». Здесь он проявил не мало творчества: по-новому на судне ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ В ПРОШЛОМ РЕЙСЕ или другой температуре, при различ­ ных показаниях эхолота. Если у нас до этого были хорошие уловы, то мы ведем местный поиск рыбы, как бы уточняем положение! судна на концентрации рыбы, выби­ раем наиболее выгодное место для следующего дрейфа. При низких уло­ вах мы подтягиваемся, используя радиопеленгатор, к кораблям, добив­ шимся в это время хороших показа­ телей в работе. Учитывая показания эхолота, обя­ зательно проверяем величину сель­ дяных косяков, их движение (при­ мерные скорость и направление). Выметываем сети вблизи центра ко­ сяка на случай изменения пути ры­ бы вследствие завихрения нормаль­ но учитываемого течения, или на случай возможното просчета, оши­ бочности предположенного пути сельди. Вместе с ориентировкой по показаниям эхолота попутно ищем температурный градиент примени­ тельно к температурным данным, при которых был взят хороший улов нами или другими судами. На снимке: второй по­ мощник капитана среднего траулера № 4214 тов. ГАЛ­ КИН с помощью секстана по­ лучает необходимые данные для определения местонахож­ дения судна. Фото из «Полярной правды». стали вооружать тралы, внесли кое-какие изменения в их оснаст- НУ. К этому руку приложил стар­ ший мастер по добыче рыбы. И в том, что коллектив «Сталинграда» в прошлом году добился рекорд­ ного вылова, немалая заслуга Максима Павловича. И сейчас, на «Ижевске», Лебе­ дев не знает покоя. Его всегда ви­ дят за работой; Как только под­ нимают или спускают трал, стар­ ший мастер по добыче рыбы обя­ зательно на палубе. Кое-кто из мо­ лодых моряков не раз задавал Ле­ бедеву вопрос: — Когда вы, Максим Павлович, отдыхаете? Ведь всегда мы вас видим на палубе. — Как лишний разок проверю тралы, так и буду отдыхать, — от­ вечает обычно старший мастер. Отличный знаток орудий лова, Максим Павлович Лебедев все время заботится о том, чтобы пе­ редать свой опыт молодым про­ мысловикам. На траулере «Ста­ линград» он обучил целую группу молодежи. И на «Ижевске» не держит свои знания под спудом. Многое перенимают у Лебедева мастера по добыче рыбы и мат­ росы. Игнатий Козак на траулер «Ижевск» пришел с «Пушкина». Там он неплохо освоил промыс­ ловое дело, научился быстро вы­ полнять все производственные опе­ рации по спуску трала на судах Показательно, что много нам по­ могает нанесение на планшет изо­ терм. Проведенная через взятые в короткие промежутки времени изо­ терма на температурах, где начина­ ются показания рыбы эхолотом, и изотерма, проведенная на темпера­ турах, где кончаются эхолотные за­ писи, помогает точнее установить не только движение, ширину и мощ­ ность обнаруженной концентрации, но и дает возможность при выметке сетей учитывать гидрометеорологи­ ческую обстановку, избегать выноса дрифтерного порядка на «безрыбные» температуры. А как показал опыт работы нашего траулера в первой половине августа, плотные концент­ рации сельди при своем движении примыкали вплотную к этой «без- рыбной» изотерме. Поэтому нередко находящиеся рядом с нами, но по другую сторож изотермы суда име­ ли иролов. Мы же брали хорошие уловы. Тщательный анализ температур с учетом эхолотных показаний дает возможность правильно установить длину поводцов. В августе, напри­ мер, были случаи, что суда, про­ мышляющие в средних обсервован- ных квадратах на различных темпе­ ратурах, при одних и тех же эхолот­ ных показаниях работали на повод- цах различной длины. Одни с пяти­ метровыми поводцами брали обиль­ ные уловы, а удлинив поводцы на 10— 15 метров, поднимали сети пу­ стыми. Другие же корабли, наоборот, с поводцами длиной 10— 15 метров поднимали много рыбы, а с пятимет­ ровыми поводцами были в пролове. Это, очевидно, зависит не столько от вертикального температурного гра­ диента, как от вертикальното пере­ мещения сельди в зависимости от времени суток и поверхностных тем­ ператур. Учитывая все это, воспринимая советы и указания флагмана, команда нашего корабля за две' не­ дели августа выловила 400 центне­ ров сельди. Впервые командуя средним трау­ лером, я большую помощь на про­ мысле получал от капитана поиско­ вого траулера Николая Григорьеви­ ча Носкова и флагмана первого от­ ряда судов Бориса Васильевича Бе- режненко. Ю. ГОНТАРЕВ. Капитан среднего траулера «Алдан». нового типа. Матрос Козак хоро­ шо зарекомендовал себя и на «Ижевске». В ходе работы Игна­ тий присматривался к тому, как ремонтирует трал, как вооружает орудия лова Максим Павлович. Лебедев охотно все объяснял мат­ росу, будучи уверенным в том, что из Козака выйдет неплохой мастер по добыче рыбы. Так оно и случилось. С по­ мощью Максима Павловича Игна­ тий Козак изучил все то, что надо знать мастеру, и недавно выдви­ нут на эту должность. Максим Павлович Лебедев поль­ зуется большим авторитетом и уважением у всех моряков трало­ вого флота. Когда он плавал на траулере «Сталинград», там его любовно называли: «Наш Мак­ сим». И теперь на «Ижевске» сно­ ва нередко можно слышать эти слова. Лебедев уже не молод. Ему по­ шел шестой десяток. Но человек, отдавший промысловому делу многие годы своей жизни, не хо­ чет расставаться с кораблем. Он вместе со всеми моряками трало­ вого флота активно участвует в соревновании за высокие уловы. Б. ЕВГЕНЬЕВ. На снимке: старший мастер по добыче рыбы траулера «Ижевск» М. ЛЕБЕДЕВ (слева) и мастер по добыче рыбы И. КОЗАК. Фото автора .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz