Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

№ 104 (500), 1 сентября 1956 г, Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Выгрузка рыбопродукции в рыбном порту с рефрижератор­ ного траулера. Фото Б. Алексеева. НАХОДИТЬ СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ Взаимная проверка Недавно по решению областного совета профсоюзов для обмена опы­ том по вопросам организации труда на Кандалакшский консервный ком­ бинат выезжала делегация мурман­ ских рыбообработчиков. Мурманчанам было чему поучить­ ся в Кандалакше. Придя на смену, кандалакшские консервщики не спрашивают мастера, чем надо зани­ маться, а сразу же идут на свое ра­ бочее место. А на Мурманском ком­ бинате, пока мастер распределит лю­ дей, теряется немало времени. Понравилось мурманчанам и са­ нитарно-гигиеническое состояние производственных помещений, 29 августа с этой же целью кан- далакшцы посетили Мурманский ры­ бокомбинат. Они сделали ряд заме­ чаний по организации труда и про­ изводственной санитарии, позаимст­ вовали кое-что из механизации. Такая взаимная поездка принесла большую пользу коллективам обоих предприятий. .......... Успех работы экипажей кораблей тралового и сельдяного флотов во многом зависит от нас, портовиков. Сумеем мы быстро обработать ко­ рабль — значит он раньше уйдет на промысел, и его команда больше вы­ ловит рыбы; произойдет у нас неу­ вязка — корабль лишние часы, а иногда и сутки задержится в порту. В коллективе грузчиков первого участка порта имеются бригады, где люди знают цену минутам и часам и стараются их экономить. Но есть и такие бригады, которые по вине своих руководителей непроизводи­ тельно теряют время и тем самым за­ тягивают выход судов на промысел. «Секрет» успеха наших передовых бригад несложен. Он состоит в уме­ нии бригадира правильно учитывать индивидуальные способности каждо­ го члена коллектива и, в соответст­ вии с этим, ставить его на такое де­ ло, где он больше принесет пользы. 24 августа бригады тт. Шихе.ри- на и Коржева разгружали сельдь с иловучей базы «Новосибирск». Ко­ личество людей было одинаковое — по 9 человек в бригаде, условия ра­ боты — тоже. Однако разница в ко­ личестве выгруженной продукции оказалась значительной: коллектив тов. Шихерина сумел взять с кораб­ ля 140 тонн сельди, а тов. Коржева — только 97 тонн. Причина состояла в том, что бригадир Шихерин так расставил своих людей, что они не теряли лиш­ него времени на разгрузочные рабо­ ты, действовали слаженно и умело. Во время разгрузки «Новосибирска» были моменты, когда автомашины, отвозившие продукцию, не успевали быстро обернуться. Это время вся бригада использовала на работе в трюме. Люди подкатывали из даль­ них углов бочки к люку, чтобы их можно было быстрее и удобнее вы­ гружать. А когда появлялись маши­ ны, разгрузка (продолжалась. Совсем иначе было поставлено де­ ло у тов. Коржева. При отсутствии машин люди у него сидели. Особенно плохо были загружены работой два лебедчика и сигнальщик. Сам брига­ дир не видел своих недостатков, а прорабы ему не указали на ошибки. Шихерин правильно учитывал ин­ дивидуальные способности каждого В. МАЕВСКИИ. Начальник тралового флота. человека. Он всегда находился на самом ответственном участке, всегда видел, как трудятся его люди, заме­ чал, где затирает, и сразу же шел на помощь — переставлял людей, делал все, чтобы разгрузка шла бес­ перебойно. Ничего этого не делал бригадир Коржев. Отсюда и резуль­ таты. 25 августа фронт работ был одина­ ков почти у всех бритад, а результа­ ты оказались разными. Бригада № 50 (бригадир тов. Карташева) вы­ гружала рыбу с траулера «Абхазия» при помощи портальных кранов. Пе­ ред началом разгрузки бригадир объяснила людям условия работы, определила каждому его место. Обычно на этом причале за смену убирают 60— 70 тонн, а бригада Карташевой выгрузила 85 тонн ры­ бы. На это количество продукции по нормативам надо затрачивать 14 ча­ сов 10 минут, а коллектив уложился в 8 часов. Экипаж траулера «Днепропет­ ровск» хорошо потрудился в ми­ нувшем рейсе, значительно пере­ выполнял задание. На корабле много передовиков производства, замечательных мастеров своего дела. На снимке: передовики социа­ листического соревнования — матросы Василий ВЛАСОВ (еле- ва) и Василий БОГОСЛАВЕЦ. Фото из «Полярной правда». В более лучших условиях работа­ ла бригада тов. Токаревой на раз­ грузке траулера «Орион». На этом причале обычно берут за бмену до 100 тонн рыбы, а у Токаревой было выгружено только 75. Верно, про­ стоя у нее не было, но низкая про­ изводительность труда вызывалась неправильной расстановкой людей, отсутствием контроля со стороны бригадира. У Токаревой, как и у некоторых других бригадиров, есть вредная привычка — подбиралъ себе работу полегче. Чаще всего она выполняет роль сигналыцицы и не видит, как трудятся ее люди в трюме. Погоня бригадира за легким делом и приво­ дит к бесконтрольности за деятель­ ностью коллектива. Примеров успешной и плохой ра­ боты можно привести много. И всег­ да многое зависит от самих бригади­ ров. Поэтому’ с ними надо больше заниматься, чаще проводить совеща­ ния по обмену опытом, разбирать не­ достатки, подсказывать пути их уст­ ранения. Следует сказать, что у портови­ ков и рыбообработчиков до сих пор нет тесной увязки. Наши бригады, например, должны прекращать рабо­ ту в 16 часов 30 минут, но все вре­ мя заканчивают ее на полчаса рань­ ше. Происходит это из-за того, что рыбообработчики за 30 минут до конца смены выключают мойки. А за это время каждая бригада может выгрузить несколько тонн рыбы. И так бывает ежедневно. Кроме того, по вине рыбообработ­ чиков бригады ежедневно имеют скрытые простои. Например, 25 ав­ густа бригада тов. Карташевой в те­ чение смены не работала в общей сложности около часа, так как мойки выключались несколько раз. Резервов повышения производи­ тельности труда у нас много, надо только уметь их находить. Основной из них — правильная организация труда. Над улучшением ее и надо на­ стойчиво работать как портовикам, так и нашим соседям — рыбообра­ ботчикам. Ф. РОЖНОВ. Прораб первого участка рыбного порта. 3 . Побывав в рыбных портах Анг­ лии, побеседовав с промысловиками, нам стало ясно, что сейчас в стра­ не определился наиболее рентабель­ ный тип рыболовного арктического траулера. Он представляет собой ко­ рабль, водоизмещение которого 1500 тонн. Судно имеет скорость хода 12 — 14 миль. На траулере уста­ новлена паровая машина тройного расширения, мощностью в 1200 — 1500 лошадиных сил. Охлажден­ ные трюмы могут принять 250 — 300 тонн рыбы. Траулер хорошо обо­ рудован электронавигационными приборами. Нам рассказали, что в ближайшие два года промысловый флот Великобритании пополнится 22 подобными судами. В порту Гримсби мы посетили та­ кой траулер «Брайман». Он имеет длину между перпендикулярами 180 футов, мощность машины — (Продолжение. Нач. см. в газете за 28 августа с. г.). 1300 лошадиных сил, скорость — 12 миль, паровой котел работает на жидком топливе, расходуя 6 — 8 тонн мазута в сутки. Этот корабль может находиться в море до 35 су­ ток. В его трюмы вмещается до 250 тонн свежей рыбы. Экипаж траулера, по сравнению с нашими промысловыми судами, не­ велик. Он состоит всего лишь из 20 человек. В состав команды вхо­ дят: капитан, его помощник, стар­ ший механик, его помощник, два кочегара, боцман и матросы. Моря­ ки на промысле работают 18 часов в сутки и имеют шесть часов отды­ ха. Знание тралмейстерскога дела в полном объеме для капитана, его помощника и боцмана является обя­ зательным. Радиодело должны знать капитан, его помощник или стар­ ший механик. Все члены палубной команды обязаны уметь чинить трал, обслуживать лебедку, разде­ лывать и обрабатывать рыбу в трюме. Траловое вооружение на эггом судне обычное. Прямоугольные доски по возвращению корабля из рейса осмаливаются. На траулере имеется двадцать 500-миллиметровых бобин- цев и кухтыли «Филипс» без таре­ лок. Когда мы были на траулере, никого из промысловиков здесь не оказалось: судно обслуживалось бе­ реговой бригадой. В Англии сущест­ вует правило — все траулеры пол­ ностью обслуживаются береговыми бригадами с момента прихода в порт до самого отхода судна на про- мысел.% Из бесед с представителями анг­ лийского рыболовства выяснилось, что поискового флота, как таково­ го, в стране нет. Каждый каоитан сам занимается поисками рыбы. Конкуренция, стремление быстрее доставить в порт улов, выгоднее его сдать приводят к тому, что капита­ ны скрывают друг от друга места, где имеются богатые подъемы. ’ •* 4 . В Англии довольно широко ведут­ ся научно-исследовательские рабо­ ты, связанные с изучением районов промысла и созданием новых ору­ дий лова. При посещении города Абердин наша делегация осмотрела научную лабораторию, которую по­ казывал нам заместитель директо­ ра доктор Тэйк. Это хорошо обору­ дованное, благоустроенное научно- исследовательское учреждение. Лабо­ ратория изучает поведение рыб, ору­ дия лова. Она имеет хороший аква­ риум. Здесь снимаются фильмы о по­ ведении рыб и орудий лова в воде. Нам, например, был показан фильм о том, как ведет себя рыба при снюрреваднон промысле. Кам­ бала старается уйти вперед по хо­ ду трала, но постепенно попадает в сеть, а часть ее уходит пвд сеть. Приборов для определения верти­ кального и горизонтального раскры­ тия орудий лова лаборатория не имеет, а измеряет эти параметры при помощи водолазов и эхолотов. Лаборатория не дает краткосроч­ ных и долгосрочных прогнозов о состоянии сырьевой базы. Правда, нам сообщил Доктор Тэйк, что в ближайшем будущей они будут за­ ниматься и этим делом. Показатель­ но, что лаборатория не имеет тес­ ной связи с промысловиками, а пользуется данными, получаемыми из управления по белой рыбе. Ма­ териальная база этого научно-ис­ следовательского учреждения так же невелика: оно располагает одним траулером и одним сейнером. Побывали мы и в другой лабора­ тории, находящейся в городе Лоус­ тофте. Здесь производятся интерес­ ные опыты по определению напол­ нения трала рыбой. Эти наблюде­ ния ведутся при помощи эхолота. Ученые лаборатории в Лоустофте, а также других городов Англии, .ко­ торые мы посетили, приветствовали приезд делегации советских специа­ листов, высказали пожелание, чтобы и в дальнейшем производил­ ся систематический обмен техниче­ ской и научной информацией. (Продолжение следует). „НЕУДАЧНИН" Ты приехал на север мечтой окрылен, Во вселенную , словно в невесту влюблен, А теперь возвращаешься худ и не брит И лицо лихорадочным блеском горит. Ты о славе мечтал, ты стремился вперед, А теперь неудачником каждый вовет Говорят: — Не рожден под счастливой ввевдой, ГоворятI — Все еще впереди, молодой. Только сердцу покоя никак не найдешь, Только дома ты радостной встречи не ждешь. Там родные, там старая добрая мать, Что лишь внает о счастье сыновьем мечтать. Неудачник... А дело неплохо ведь знал! Неудачник... А как на баяне играл! Поевд, тише! Не надо. Помедленней мчись! В мыслях — яркой картиной Прошедшая жизнь: Ясноглазое детство и школьные дни , Яркой радугой врезаны в память они. А потом — трудовой, несгорающий жар, А потом — ничего . Только пьяный угар. И , казалось, совсем с пустяков • началось: Посидеть в ресторане случайно пришлось, Судно — в море, А ты отставал , отставал, Каждый вечер — пивная, да «Арктики» зал. \ А работа не ждет, время быстро идет, И другие матросы приходят в тралфлот. Молодые сумели тебя обогнать Ты же... снова бежал на «вокзал» выпивать. А далекой дорогой родного села Мать на почту Рубли трудовые несла. И сейчас иждивенцем приедешь ты к ней ... Ты не думал о матери старой своей! Помнишь Валю? Ее ты как будто любил , А потом ты все чувства ее оскорбил, Обманул и испачкал, нахально смеясь, Не любовь у тебя — похотливая грязь. На собранье тебя вызывал комсомол, Но явиться ты силы в себе не нашел. А потом... пьяный гвалт и бутылочный звон, Драка, шум, в отделение был приведен. Что ж... уволен. Слонялся по равным пивным... Ты домой возвратишься быть может иным. Только вряд ли и там ты поддержку найдешь. Только вряд ли и там без труда проживешь. «Неудачникам» путь у нас всюду закрыт ,— Это прежняя совесть тебе говорит. — Слезы? — Плачешь? — Ну что ж, не хочу утешать. — Стыдно? — Стыдно таким вот домой приезжать. Пусть посмотрят соседи 9 былые друзья, Пусть проснется заснувшая совесть твоя. * * * И подумает пусть над твоею судьбой Тоту кто жил, тот, кто рядом работал с тобой. И. КОРОБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz