Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

№ 109 (505), 13 сентября 1956 г. Р ЫБ НЫЙ МУ РМАН В помощь промысловикам О задевах и завертах трала На промысле бывают частые слу-1 же траление ведется на ветер и чаи завсртов трала, на распутывание против течения, то желательно суд- которых затрачивается много време- но повернуть лагом, вытянуть вае- ни. Они происходят как по вине су- ра и уже тогда производить разверт доводителей, так и по вине мастеров заверта так, как было сказано по добыче рыбы. выше. Часто бывает такой заверт, когда Таким образом на устранение за- на стопоре ваера завернуты на 360 верта ваеров на 360 градусов затра- градусов, а трал идет нормально. Это чивается всего 8— 12 минут, из них получается от неправильного трав- 5 минут отводится на циркуляцию лення ваеров, то есть носовой ваер траулера и 3— 7 минут — на вы­ травят рывками и много уклоняют- тяжку ваеров. ся в сторону ваеров. Если же вае- Выше мы рассказали о заверте ра отдать со стопора, то при вы- ваеров с левого борта, то есть про­ борке они пойдут на разрыв, а из- тив часовой стрелки, за этого заверт с ваеров переходит С правого борта заверт ваеров по­ па кабеля и сам трал. От этого за- лучается также от неправильного верт усложняется, портятся ваера, травления ваеров, когда кормовой деформируется сетное полотно. ваер травится 'рывками и под дейст- Для устранения такого заверта нет вием течения или ветра судно укло- необходимости отдавать ваера со няется в обратную сторону. Ликви- стопора, чтобы развернуть их. дация такого заверта производится Судоводительскому составу нужно также, как и заверт с левого бор- хорошо знать тактико-технические та. Только перед отдачей стопора данные свое-го корабля, особенно ра- нужно повернуть корабль на 90 дпус его циркуляции, так как при градусов вправо, застопорить ход, ‘ устранении заверта судно, описы- затем отдать ваера со стопора и вая циркуляцию вправо или влево, когда они станут на панер, дать суд- должно пройти над ваерами до тра- ну полный задний ход, создав инер- ловых досок, чтобы ваерами не под- щио назад, потом быстро перело- резать их. жить руль в сторону разворота и Прежде чем приступить к развер- дать полный ход вперед. Когда судно ту ваеров, необходимо определить, в повернет еще на 60— 80 градусов, Их труд достоин похвалы какую сторону сделан заверт: по часовой стрелке, или против ее. В первом случае разверт ваеров нуж­ но делать по часовой стрелке, то есть вправо. Когда же ваера завер­ нуты против часовой стрелки, их разверт делается влево. Обычно за­ верт ваеров по часовой стрелке бы­ вает с правого борта, а против часо­ вой стрелки — с левого. Это объяс­ няется циркуляцией при травлении ваеров. Если заверт ваеров произведен по часовой стрелке или против нее, в зависимости от этото, ставим руль право на борт, или лево на борт, даем судну полный ход или форси­ рованный и описываем циркуляцию на 360 градусов, то есть приходим на тот курс, который был раньше, ваера со стопора не отдаем. В том и друтом случаях, не доходя до преж­ него курса примерно 20—30 граду­ сов, сбавляем судну ход до малого для того, чтобы не оборвать ваера, так как траловые доски и трал в это время не двигаются, а лежат на грунте. Если грунты плохие, то можно, не разворачивая ваера, про­ должать идти с тралом. Но перед тем. как отдать ваера со стопора, требуется повернуть судно согласно заверту на 90 градусов, затем от­ дать ваера со стопора, медленно вы­ бирать их, делая одновременно цир­ куляцию. При подходе судна к ста­ рому (курсу нужно застопорить ход, принять вначале кормовую траловую доску, а затем — носовую. Если же в этом случае окажется малое количество ваеров и обнару­ жится, что при описании циркуля­ ции судно пройдет за траловыми дос­ ками, то обязательно нужно доба­ вить ваера с таким расчетом, что­ бы (при циркуляции корабль мог пройти до траловых досок. При этом нужно учитывать влияние течений и ветров, так как при наличии их судно будет опизывать при цирку­ ляции эллипс. Удобно, когда корабль ведет тра­ ление по ветру и по течению. Тог­ да можно описывать циркуляцию и при малом количестве ваеровг. Если следует застопорить машину и выб­ рать ваера. Много теряется времени и нано­ сится большой материальный ущерб государству, когда экипажи трауле­ ров на промысле попадают на заде- вы. Задевы также бывают разные. Однако почти при всех задевах по­ вреждаются орудия лова. Освобождаются от задевов обычно возвращением корабля на обратный курс. Но бывают случаи, когда при попадании на задев лопаются кабе­ ля или даже ваера. При таких заде­ вах возвращение на обратный путь не поможет. Задача судоводителей и мастеров по добыче рыбы, попав на задев, не терять орудия лова, а выбрать их неповрежденными. Для этого требуется прежде всего тесный контакт между судоводителями, ма­ шинной командой и мастерами по добыче. Для быстрейшего принятия нуж­ ных мер при задеве стопора должны быть замкнуты слабо. При малей­ шем задеве их нужно приотдать, чтобы они свободно травились. В это время дается полный задний ход кораблю для погашения инерции. После этого, дав судну несколько поступательное движение назад, требуется соединить барабаны и на­ чать осторожно выбирать ваера. Ес­ ли требуют обстоятельства, то нуж­ но ложиться на обратный курс, а если ваера идут слабо, то выборку их нужно продолжать. Короче говоря, для того, чтобы не иметь повреждений сетей и от­ рывов трала при задевах, требуется большая бдительность судоводите­ лей и мастеров по добыче рыбы. Взять к примеру наш корабль. За период работы более года у нас был только один случай в рейсе № 9, когда при задеве оторвало трал. При всех задевах мы всегда точ­ но определяем координаты, наносим их на промысловый планшет, а по приходу в порт сообщаем об этом в промысловый отдел флота. Ф. ДЖАМАЛЕТДИНОВ. Капитан траулера «Соло­ вецкий». Сводка на 11 сентября 1956 года » а • 3 m * Ш ЩО Ф ф я о 5Г И О Ч н « 2 х s о Ш X ж X у « О X Я X о 3 4 S н = 2 в О .Ч и Я г о « ч С С 2 С Экипаж траулера «Котель- нич» настойчиво борется за до­ срочное выполнение годового плана и своих социалистических обязательств. На нашем судне немало передовиков производ­ ства, показывающих образцы самоотверженного труда. Осо­ бенно хорошо работает бригада консервщиков, возглавляемая мастером Иваном Ивановичем Федоровым. Его ценит каждый член экипажа нашего судна. Это тов. Федоров завоевал честным, добросовестным отно­ шением к своей работе. Иван Иванович пользуется большим авторитетом и уваже­ нием у всех моряков корабля. Он отлично знает свое дело, пе­ редает богатый опыт членам бригады, трудится, не считаясь со временем. Как бы сложна ни была промысловая обстанов­ ка, консервный мастер Федоров и его товарищи — сепаратор­ щик Вячеслав Федорович Ше­ мякин, мастер по жиротопле­ нию Рафаил Михайлович Пра- хов и ученик консервного ма­ стера Виктор Семенович Мель­ ников принимают все меры к выполнению заданий по выпус­ ку ценной продукции. В состав бригады входят два комсомольца — тт. Шемякин и Мельников. К порученному де­ лу они относятся добросовест­ но, постоянно заботятся о сбе­ режении каждого грамма тре­ сковой печени. В нынешнем году моряки нашего траулера должны выра­ ботать 130 тысяч банок консер­ вов. Благодаря хорошей работе бригады во главе с тов. Федо­ ровым годовой план близок к осуществлению. Уже изготовле­ но более 126 тысяч банок кон­ сервов. Особенно хорошо по­ трудились Федоров и его това­ рищи в девятом рейсе. По за­ данию требовалось выработать 9.800 банок ценной продукции, но этот показатель был значи­ тельно перекрыт. Когда судно возвратилось в порт, бригада сдала на рыбокомбинат 18.300 банок консервов. Высокая тре­ бовательность к себе и ко всем членам бригады консервщиков «орабля — вот что характерно для консервного мастера Ива­ на Ивановича Федорова. Ка­ кие бы ему ни поручали зада­ ния, он старается справиться с ним так, как этого требует ад­ министрация корабля. Моряки нашего траулера гордятся бригадой консервщи­ ков. Они считают, что труд Ивана Ивановича Федорова и его товарищей по работе д о стоин похвалы. А. ТИХОМИРОВ. Первый помощник капи­ тана траулера «Котель- нич». На снимке: члены передовой бригады консервщиков (спра­ ва налево) консервный мастер И. ФЕДОРОВ, мастер по жиро­ топлению Р. ПРАХОВ, сепа­ раторщик В. ШЕМЯКИН и ученик консервного мастера В. МЕЛЬНИКОВ. Фото радиооператора траулера «Котельнич» И. Бушманова. Траловый флот 68,6 20,6 Сельдяной флот 49,3 21,6 База активного лева 128,3 8,2 * • * Все ближе конец третьего квар­ тала, а план трех месяцев выпол­ нен: траловым флотом — на 52,8 процента, сельдяным флотом — на 55,5 процента. После наметившего­ ся в августе улучшения промысло­ вой обстановки в Северной Атланти­ ке в первой декаде сентября снова наблюдается спад в работе сельдяно­ го флота. Вместо запланированных на десять дней 45.300 центнеров сельди выловлено всего 29.300 цент­ неров. Задолженность с начала года в вылове этой ценной рыбы состав­ ляет по «Мурмансельди» более 130 тысяч центнеров. Моряки сельдяного флота стремят­ ся наверстать упущенное, но здесь еще не созданы все условия для вы­ полнения -плана и обязательств. Сла­ бо организован труд экипажей пло­ вучих баз. Флагманы отрядов не­ редко проявляют формализм в руко­ водстве порученными группами су­ дов. Сейчас в «Мурмансельди» осо­ бенно плохо обстоит дело со снабже­ нием кораблей, уходящих на промы­ сел, промвооружением. Плохо продолжает работать тра­ ловый флот. Суточные задания по вылову рыбы в сентябре не выпол­ няются. За декаду долг перед госу­ дарством вырос почти на 61 тысячу центнеров и составляет с начала го­ да более 495 тысяч центнеров. Во флоте велика аварийность тралов, а меры по передаче опыта промысло­ виков, которые и в трудных усло­ виях нынешнего года добиваются неплохих показателей в вылове ры­ бы, умело используют орудия лова, не принимаются. Промысловики Базы активного лова, досрочно справившись с вы­ полнением годового плана, успокои­ лись на достигнутом, не сумели за­ крепить успеха и работают в сен­ тябре неудовлетворительно. Вп е р е д и еще мн о г о р аб о ты Портовики экономят промысловое время Бригада грузчиков, возглавляемая тов. Карташовой, является одной из лучших на первом участке рыбного порта. Она систематически перевы­ полняет сменные задания, экономит морякам ценное промысловое время. Заранее подготовилась бригада тов. Карташовой к обработке трау­ лера «Байкал». Как только судно подошло к причалу, сразу же заки­ пела работа. С удвоенной энергией трудились грузчицы. Они сумели взять из трюмов корабля в полтора раза больше рыбы, чем планирова­ лось заданием и сберегли экипажу траулера 2 часа 20 минут промыс­ лового времени. Хорошо поработали в последние дни грузчики бригады тов. Назаро­ вой. Только при обработке траулера «Лоцман» они сэкономили промысло­ викам 2 часа 44 минуты. Па днях траулер «Меркурий» вер­ нулся из очередного рейса. Промыс­ ловая обстановка на этот раз была особенно тяжелая. По экипаж кораб­ ля все же перевыполнил рейсовый план. Еще не было 'случая в этом году, чтобы моряки нашего судна не вы­ полнили задания. Несмотря на слож­ ность обстановки, мы промышляли всегда успешно. Многое засясит от слаженной ра­ боты экипажа. Взять .хотя бы ма­ шинную команду. Работает она всег­ да четко и бесперебойно. Старший механик тов. Маркелов организует труд машинистов и механиков так, что любая неисправность устраняет­ ся в кратчайший срок. Многие чле­ ны машинной команды, благодаря помощи механиков, отлично освоили специальность, безупречно обслужи­ вают технику. К таким относится, в частности, старший машинист Эдгар Пиирсалу. При больших уловах все моряки выходили на уборку рыбы, не счита­ ясь с отдыхом. Это позволило нам во-время обработать рыбу, убрать ее в трюм. Стараний мастер по добыче комму­ нист тов. Иванов приложил немало труда, чтобы орудия лова всегда бы­ ли в хорошем состоянии. Он всегда с ТРАУЛЕР «МЕРКУРИИ» ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОЙ ПЛАН любовью ухаживает за своим заведы- ванием, бережет тралы. Владимир Петрович Иванов не первый год ра­ ботает в траловом флоте, хорошо изу­ чил промысловое вооружение, знает, как его применять. Так тралы на на­ шем судне всегда вооружаются в за­ висимости от грунтовых условий. На хороших грунтах Владимир Петро­ вич утяжеляет нижнюю подбору тра­ ла, вооружая ее малыми бобинцами. Но в последнее время нашему суд­ ну приходилось чаще работать на тяжелых, задевистых грунтах. Что­ бы избежать порывов и потерь трала, мы облегчали его, подвешивая до­ полнительные кухтыли, чтобы трал приподнялся, получил большую пло- вучесть. При этом тов. Иванов сле­ дил за тем, чтобы он сохранил преж­ нюю уловистость. Владимир Петрович передает зна­ ния и опыт молодым морякам. Недав­ но, например, сдал зачеты на масте­ ра по рыбодобыче Павел Колобанов, а сейчас тов. Иванов обучает моло­ дого матроса Замятина. Многое зависит и от точности су­ довождения, от умения точно «дер­ жаться на рыбе». Штурманский со­ став корабля всегда точно определя­ ет место судна в море, в какую бы пагоду мы не промышляли. Постоян­ но ведется промысловая прокладка. Внимательно следили мы за рабо­ той других кораблей, по три раза в сутки внимательно анализировали сводки, чтобы выяснить, где наибо­ лее стойкие концентрации рыбы. При этом траулер не делал лишних пере­ бежек. В период штормов траулер не пре­ кращал лов. При 7— 8 балльном ветре мы удерживали судно кормой на волну (во время спуска и подъема трала и продолжали лов. На всех участках работы на суд­ не были созданы комсомольские по­ сты, которые следили за экономией смазочных материалов, за тем, чтобы рыба и печень не уходили за борт. Это говорит о том, что каждый мо­ ряк чувствует личную ответствен­ ность за работу всего экипажа. Впереди у нас еще много работы. И моряки траулера «Меркурий» при­ ложат все силы к тому, чтобы пере­ выполнить свое социалистическое обязательство. В. СИРИЦА. . Капитан комсомольско-мо- лодежного траулера «Мер­ курий».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz