Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.
№ 109 (505), 13 сентября 1956 г. Р ЫБ НЫЙ МУ РМАН В помощь промысловикам О задевах и завертах трала На промысле бывают частые слу-1 же траление ведется на ветер и чаи завсртов трала, на распутывание против течения, то желательно суд- которых затрачивается много време- но повернуть лагом, вытянуть вае- ни. Они происходят как по вине су- ра и уже тогда производить разверт доводителей, так и по вине мастеров заверта так, как было сказано по добыче рыбы. выше. Часто бывает такой заверт, когда Таким образом на устранение за- на стопоре ваера завернуты на 360 верта ваеров на 360 градусов затра- градусов, а трал идет нормально. Это чивается всего 8— 12 минут, из них получается от неправильного трав- 5 минут отводится на циркуляцию лення ваеров, то есть носовой ваер траулера и 3— 7 минут — на вы травят рывками и много уклоняют- тяжку ваеров. ся в сторону ваеров. Если же вае- Выше мы рассказали о заверте ра отдать со стопора, то при вы- ваеров с левого борта, то есть про борке они пойдут на разрыв, а из- тив часовой стрелки, за этого заверт с ваеров переходит С правого борта заверт ваеров по па кабеля и сам трал. От этого за- лучается также от неправильного верт усложняется, портятся ваера, травления ваеров, когда кормовой деформируется сетное полотно. ваер травится 'рывками и под дейст- Для устранения такого заверта нет вием течения или ветра судно укло- необходимости отдавать ваера со няется в обратную сторону. Ликви- стопора, чтобы развернуть их. дация такого заверта производится Судоводительскому составу нужно также, как и заверт с левого бор- хорошо знать тактико-технические та. Только перед отдачей стопора данные свое-го корабля, особенно ра- нужно повернуть корабль на 90 дпус его циркуляции, так как при градусов вправо, застопорить ход, ‘ устранении заверта судно, описы- затем отдать ваера со стопора и вая циркуляцию вправо или влево, когда они станут на панер, дать суд- должно пройти над ваерами до тра- ну полный задний ход, создав инер- ловых досок, чтобы ваерами не под- щио назад, потом быстро перело- резать их. жить руль в сторону разворота и Прежде чем приступить к развер- дать полный ход вперед. Когда судно ту ваеров, необходимо определить, в повернет еще на 60— 80 градусов, Их труд достоин похвалы какую сторону сделан заверт: по часовой стрелке, или против ее. В первом случае разверт ваеров нуж но делать по часовой стрелке, то есть вправо. Когда же ваера завер нуты против часовой стрелки, их разверт делается влево. Обычно за верт ваеров по часовой стрелке бы вает с правого борта, а против часо вой стрелки — с левого. Это объяс няется циркуляцией при травлении ваеров. Если заверт ваеров произведен по часовой стрелке или против нее, в зависимости от этото, ставим руль право на борт, или лево на борт, даем судну полный ход или форси рованный и описываем циркуляцию на 360 градусов, то есть приходим на тот курс, который был раньше, ваера со стопора не отдаем. В том и друтом случаях, не доходя до преж него курса примерно 20—30 граду сов, сбавляем судну ход до малого для того, чтобы не оборвать ваера, так как траловые доски и трал в это время не двигаются, а лежат на грунте. Если грунты плохие, то можно, не разворачивая ваера, про должать идти с тралом. Но перед тем. как отдать ваера со стопора, требуется повернуть судно согласно заверту на 90 градусов, затем от дать ваера со стопора, медленно вы бирать их, делая одновременно цир куляцию. При подходе судна к ста рому (курсу нужно застопорить ход, принять вначале кормовую траловую доску, а затем — носовую. Если же в этом случае окажется малое количество ваеров и обнару жится, что при описании циркуля ции судно пройдет за траловыми дос ками, то обязательно нужно доба вить ваера с таким расчетом, что бы (при циркуляции корабль мог пройти до траловых досок. При этом нужно учитывать влияние течений и ветров, так как при наличии их судно будет опизывать при цирку ляции эллипс. Удобно, когда корабль ведет тра ление по ветру и по течению. Тог да можно описывать циркуляцию и при малом количестве ваеровг. Если следует застопорить машину и выб рать ваера. Много теряется времени и нано сится большой материальный ущерб государству, когда экипажи трауле ров на промысле попадают на заде- вы. Задевы также бывают разные. Однако почти при всех задевах по вреждаются орудия лова. Освобождаются от задевов обычно возвращением корабля на обратный курс. Но бывают случаи, когда при попадании на задев лопаются кабе ля или даже ваера. При таких заде вах возвращение на обратный путь не поможет. Задача судоводителей и мастеров по добыче рыбы, попав на задев, не терять орудия лова, а выбрать их неповрежденными. Для этого требуется прежде всего тесный контакт между судоводителями, ма шинной командой и мастерами по добыче. Для быстрейшего принятия нуж ных мер при задеве стопора должны быть замкнуты слабо. При малей шем задеве их нужно приотдать, чтобы они свободно травились. В это время дается полный задний ход кораблю для погашения инерции. После этого, дав судну несколько поступательное движение назад, требуется соединить барабаны и на чать осторожно выбирать ваера. Ес ли требуют обстоятельства, то нуж но ложиться на обратный курс, а если ваера идут слабо, то выборку их нужно продолжать. Короче говоря, для того, чтобы не иметь повреждений сетей и от рывов трала при задевах, требуется большая бдительность судоводите лей и мастеров по добыче рыбы. Взять к примеру наш корабль. За период работы более года у нас был только один случай в рейсе № 9, когда при задеве оторвало трал. При всех задевах мы всегда точ но определяем координаты, наносим их на промысловый планшет, а по приходу в порт сообщаем об этом в промысловый отдел флота. Ф. ДЖАМАЛЕТДИНОВ. Капитан траулера «Соло вецкий». Сводка на 11 сентября 1956 года » а • 3 m * Ш ЩО Ф ф я о 5Г И О Ч н « 2 х s о Ш X ж X у « О X Я X о 3 4 S н = 2 в О .Ч и Я г о « ч С С 2 С Экипаж траулера «Котель- нич» настойчиво борется за до срочное выполнение годового плана и своих социалистических обязательств. На нашем судне немало передовиков производ ства, показывающих образцы самоотверженного труда. Осо бенно хорошо работает бригада консервщиков, возглавляемая мастером Иваном Ивановичем Федоровым. Его ценит каждый член экипажа нашего судна. Это тов. Федоров завоевал честным, добросовестным отно шением к своей работе. Иван Иванович пользуется большим авторитетом и уваже нием у всех моряков корабля. Он отлично знает свое дело, пе редает богатый опыт членам бригады, трудится, не считаясь со временем. Как бы сложна ни была промысловая обстанов ка, консервный мастер Федоров и его товарищи — сепаратор щик Вячеслав Федорович Ше мякин, мастер по жиротопле нию Рафаил Михайлович Пра- хов и ученик консервного ма стера Виктор Семенович Мель ников принимают все меры к выполнению заданий по выпус ку ценной продукции. В состав бригады входят два комсомольца — тт. Шемякин и Мельников. К порученному де лу они относятся добросовест но, постоянно заботятся о сбе режении каждого грамма тре сковой печени. В нынешнем году моряки нашего траулера должны выра ботать 130 тысяч банок консер вов. Благодаря хорошей работе бригады во главе с тов. Федо ровым годовой план близок к осуществлению. Уже изготовле но более 126 тысяч банок кон сервов. Особенно хорошо по трудились Федоров и его това рищи в девятом рейсе. По за данию требовалось выработать 9.800 банок ценной продукции, но этот показатель был значи тельно перекрыт. Когда судно возвратилось в порт, бригада сдала на рыбокомбинат 18.300 банок консервов. Высокая тре бовательность к себе и ко всем членам бригады консервщиков «орабля — вот что характерно для консервного мастера Ива на Ивановича Федорова. Ка кие бы ему ни поручали зада ния, он старается справиться с ним так, как этого требует ад министрация корабля. Моряки нашего траулера гордятся бригадой консервщи ков. Они считают, что труд Ивана Ивановича Федорова и его товарищей по работе д о стоин похвалы. А. ТИХОМИРОВ. Первый помощник капи тана траулера «Котель- нич». На снимке: члены передовой бригады консервщиков (спра ва налево) консервный мастер И. ФЕДОРОВ, мастер по жиро топлению Р. ПРАХОВ, сепа раторщик В. ШЕМЯКИН и ученик консервного мастера В. МЕЛЬНИКОВ. Фото радиооператора траулера «Котельнич» И. Бушманова. Траловый флот 68,6 20,6 Сельдяной флот 49,3 21,6 База активного лева 128,3 8,2 * • * Все ближе конец третьего квар тала, а план трех месяцев выпол нен: траловым флотом — на 52,8 процента, сельдяным флотом — на 55,5 процента. После наметившего ся в августе улучшения промысло вой обстановки в Северной Атланти ке в первой декаде сентября снова наблюдается спад в работе сельдяно го флота. Вместо запланированных на десять дней 45.300 центнеров сельди выловлено всего 29.300 цент неров. Задолженность с начала года в вылове этой ценной рыбы состав ляет по «Мурмансельди» более 130 тысяч центнеров. Моряки сельдяного флота стремят ся наверстать упущенное, но здесь еще не созданы все условия для вы полнения -плана и обязательств. Сла бо организован труд экипажей пло вучих баз. Флагманы отрядов не редко проявляют формализм в руко водстве порученными группами су дов. Сейчас в «Мурмансельди» осо бенно плохо обстоит дело со снабже нием кораблей, уходящих на промы сел, промвооружением. Плохо продолжает работать тра ловый флот. Суточные задания по вылову рыбы в сентябре не выпол няются. За декаду долг перед госу дарством вырос почти на 61 тысячу центнеров и составляет с начала го да более 495 тысяч центнеров. Во флоте велика аварийность тралов, а меры по передаче опыта промысло виков, которые и в трудных усло виях нынешнего года добиваются неплохих показателей в вылове ры бы, умело используют орудия лова, не принимаются. Промысловики Базы активного лова, досрочно справившись с вы полнением годового плана, успокои лись на достигнутом, не сумели за крепить успеха и работают в сен тябре неудовлетворительно. Вп е р е д и еще мн о г о р аб о ты Портовики экономят промысловое время Бригада грузчиков, возглавляемая тов. Карташовой, является одной из лучших на первом участке рыбного порта. Она систематически перевы полняет сменные задания, экономит морякам ценное промысловое время. Заранее подготовилась бригада тов. Карташовой к обработке трау лера «Байкал». Как только судно подошло к причалу, сразу же заки пела работа. С удвоенной энергией трудились грузчицы. Они сумели взять из трюмов корабля в полтора раза больше рыбы, чем планирова лось заданием и сберегли экипажу траулера 2 часа 20 минут промыс лового времени. Хорошо поработали в последние дни грузчики бригады тов. Назаро вой. Только при обработке траулера «Лоцман» они сэкономили промысло викам 2 часа 44 минуты. Па днях траулер «Меркурий» вер нулся из очередного рейса. Промыс ловая обстановка на этот раз была особенно тяжелая. По экипаж кораб ля все же перевыполнил рейсовый план. Еще не было 'случая в этом году, чтобы моряки нашего судна не вы полнили задания. Несмотря на слож ность обстановки, мы промышляли всегда успешно. Многое засясит от слаженной ра боты экипажа. Взять .хотя бы ма шинную команду. Работает она всег да четко и бесперебойно. Старший механик тов. Маркелов организует труд машинистов и механиков так, что любая неисправность устраняет ся в кратчайший срок. Многие чле ны машинной команды, благодаря помощи механиков, отлично освоили специальность, безупречно обслужи вают технику. К таким относится, в частности, старший машинист Эдгар Пиирсалу. При больших уловах все моряки выходили на уборку рыбы, не счита ясь с отдыхом. Это позволило нам во-время обработать рыбу, убрать ее в трюм. Стараний мастер по добыче комму нист тов. Иванов приложил немало труда, чтобы орудия лова всегда бы ли в хорошем состоянии. Он всегда с ТРАУЛЕР «МЕРКУРИИ» ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОЙ ПЛАН любовью ухаживает за своим заведы- ванием, бережет тралы. Владимир Петрович Иванов не первый год ра ботает в траловом флоте, хорошо изу чил промысловое вооружение, знает, как его применять. Так тралы на на шем судне всегда вооружаются в за висимости от грунтовых условий. На хороших грунтах Владимир Петро вич утяжеляет нижнюю подбору тра ла, вооружая ее малыми бобинцами. Но в последнее время нашему суд ну приходилось чаще работать на тяжелых, задевистых грунтах. Что бы избежать порывов и потерь трала, мы облегчали его, подвешивая до полнительные кухтыли, чтобы трал приподнялся, получил большую пло- вучесть. При этом тов. Иванов сле дил за тем, чтобы он сохранил преж нюю уловистость. Владимир Петрович передает зна ния и опыт молодым морякам. Недав но, например, сдал зачеты на масте ра по рыбодобыче Павел Колобанов, а сейчас тов. Иванов обучает моло дого матроса Замятина. Многое зависит и от точности су довождения, от умения точно «дер жаться на рыбе». Штурманский со став корабля всегда точно определя ет место судна в море, в какую бы пагоду мы не промышляли. Постоян но ведется промысловая прокладка. Внимательно следили мы за рабо той других кораблей, по три раза в сутки внимательно анализировали сводки, чтобы выяснить, где наибо лее стойкие концентрации рыбы. При этом траулер не делал лишних пере бежек. В период штормов траулер не пре кращал лов. При 7— 8 балльном ветре мы удерживали судно кормой на волну (во время спуска и подъема трала и продолжали лов. На всех участках работы на суд не были созданы комсомольские по сты, которые следили за экономией смазочных материалов, за тем, чтобы рыба и печень не уходили за борт. Это говорит о том, что каждый мо ряк чувствует личную ответствен ность за работу всего экипажа. Впереди у нас еще много работы. И моряки траулера «Меркурий» при ложат все силы к тому, чтобы пере выполнить свое социалистическое обязательство. В. СИРИЦА. . Капитан комсомольско-мо- лодежного траулера «Мер курий».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz