Рыбный Мурман. 1956 г. Сентябрь.

ВСЕ СИЛЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТСТАВАНИЯ! СЕЛЬДЯНОЙ ФЛОТМОЖЕТ РАБОТАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ — — - - - _ ф За последние дни промысловая обстановка в Северной Ат­ лантике несколько улучшилась. Однако и сейчас многие суда ра­ ботают плохо, допускают немало пустых дрейфов, оказываются в пролове и не выполняют суточных и рейсовых заданий. Задол­ женность флота перед государством почти не уменьшается. На днях к плавбазе «Памяти Ильича» подошли два передо­ вых корабля — средний траулер № 4202 (капитан тов. Ардеев) -— — - — ■ а Главное— поиск сельди и выбор места дрейфа КАПИТАН СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 4202 К. В. АРДЕЕВ и средний траулер № 189 (капитан тов. Смола). Их экипажи за 10 дней добыли по 700—750 центнеров сельди. Выездная редакция газеты «Рыбный Мурман» на сельдяном промысле совместно с руководством экспедиции организовали со­ вещание экипажей судов, стоящих у базы, для передачи передо­ вого опыта и выявления недостатков, мешающих судам успешно ловить рыбу. Ниже публикуются выступления участников совещания. ' *' ------- ---------------- - - --------- ............................. . ' ' ' ------------- Экипаж траулера N° 4202, успеш­ но промышляя в прошлом году, вы­ ловил 10 тысяч центнеров сельди. Поддерживая хорошие традиции, мо­ ряки нашего судна обязались в этом году выловить 10.500 центнеров сельди. Это вполне реально и выпол­ нимо. Уже сейчас, несмотря на лет­ нюю сложную обстановку, мы имеем на своем счету более 5 тысяч цент­ неров добытой сельди. Экипаж уве­ рен, что за оставшиеся четыре ме­ сяца он выполнит взятое социали­ стическое обязательство. Как моряки нашего судна доби­ ваются успеха? Самое главное в ра­ боте промысловика — это поиск ме­ ста, тщательный и продуманный вы­ бор района, где можно наверняка метать сети, зная, что здесь улов будет хорошим. Прослушав внимательно информа­ ции капитанов на совещаниях, про­ водимых по радио, делаем определен­ ный вывод, куда лучше идти. По­ стоянно принимаем пеленги с дру­ гих судов. Придя на место, очень важно сразу же изучить район про­ мысла, его особенности, в частности, направление и скорость течения, определить снос судна, узнать глу­ бину расположения косяков, уточ­ нить по записям эхолота количество и миграцию сельди. Так мы и по­ ступаем. Зная все этп данные, пра­ вильно подбираем поводцы и дела­ ем точный заход на рыбу. Основным в поиске сельди и вы­ боре места для выметки сетей яв­ ляется инициатива капитанов. Одна­ ко часто самостоятельность и ини­ циатива капитанов сковывается на­ вязчивыми решениями флагманов. Нередко вместо того, чтобы поддер­ жать инициативу капитанов, флаг­ ман предлагает подтянуться к нему и вести поиски. Приходится менять свое решение и действовать по указанию флагмана. А это зачастую приводит к неудаче. Показателен в этом отношении наш последний рейс. Взяв пеленги и сделав определенный вывод в вы­ боре места дрейфа, я решил вести судно в тот район, где предполагал обнаружить сельдь. Однако флагман тов. Бережненко «рекомендовал» подтянуться к нему. С большим тру­ дом удалось «выторговать» свое об­ любованное место. Что же получи­ лось? Здесь мы добыли за 'несколько дней около 700 центнеров сельди. Другие суда нашего отряда, промыш­ лявшие по рекомендации тов. Бе­ режненко, имели очень низкие уло­ вы. Останься мы там, не было бы добыто 700 центнеров сельди. По мнению многих капитанов флагману нужно находиться не на поисковом судне, а на промысловом. Он должен учить, показывать на собственном примере, как удачнее выбрать место, как правильно орга­ низовать промысел. К сожалению, сейчас помощи от флагманов мы ви­ дим мало. Он сообщает нам только количество общего вылова, а в детали промысла не вникает. Стало быть, и полезных советов от него трудно дождаться. Успеху на промысле в значитель­ ной мере способствует групповой по­ иск сельди. В прошлом году я искал рыбу вместе с капитаном среднего траулера Л? 4196 Калининградской флотилии тов. Полулиховым. Про­ мышляя в разных квадратах, мы по­ стоянно держали связь по радио. Найдет он косяк — сообщает мне, и наше судно идет туда. Мы найдем — радируем ему, и его траулер к нам подтягивается. В результате никогда мы в пролове не оказывались. В этом году я пробовал так же работать с капитанами наших сред­ них траулеров №№ 849, 16, 178. Радиус поиска был шире, а, стало быть, и возможностей к успеху — больше. Однако после одной — двух неудач наши группы распадались. Капитаны погнались за «большой рыбой» и пренебрегли промысловой выдержкой. Групповой поиск из 2— 3 судов оправдывает себя, да­ ет хорошие результаты и его нуж­ но всемерно развивать. имеет возможности обеспечить им наши суда? Ведь на всех калинин­ градских судах — сизальские вожа­ ки. Их применение положительно сказывается на промысле. Капитан тов. Ардеев правильно говорил о недостатках в организа­ ции поиска. Нужно работать груп­ пой,. согласованно, дружно. У нас же каждый капитан — сам по себе, ищет и ловит единолично. С этим пороком на флоте нужно бороться. Руководители флота поступили по-моему неправильно, отпустив са­ мых опытных капитанов тт. Сухору- кова, Земскова, Подолько, Митрофа­ нова в отпуск именно тогда, когда промысловая обстановка усложни­ лась. Некому было давать советы молодым капитанам, никто не мог оказать им деловой, существенной помощи. Коллектив нашего судна — друж­ ный и спаянный. Он образцово тру­ дится при уборке рыбы. Воодушев­ ленные историческими решениями XX съезда партии, моряки нашего среднего траулера выполнят свои обязательства — выловят в этом го­ ду 10 тысяч центнеров сельди. Больше внимания ремонту судов СТАРШИЙ МЕХАНИК СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 4164 А. М. КАПАЛИН Хорошо работает на траулере «Гоголь» старший мастер по до­ быче рыбы Н. С. Семенов. На снимке: Н. С. СЕМЕНОВ. Фото Б. Селина. Успеха на промысле можно до­ биться только в том случае, когда судовые механизмы действуют четко и безотказно. Машинная команда на­ шего корабля отдает все силы, что­ бы помочь экипажу хорошо ловить рыбу. Однако у нас есть претензии к судоремонтникам и работникам технического отдела управления «Мурмансельдь». По приходе в порт мы сдали за­ каз на ремонт или. замену винта. При осмотре якобы ничего не обна­ ружилось. Однако на переходе суд­ но вдруг стало терять ход. Только на промысле водолазы с плавбазы «Памяти Ильича» обнаружили по­ гнутость лопастей винта. В этих условиях ремонт и замена винта не­ возможны. Придется снова идти в порт. Вот к чему приводит халат­ ное отношение к делу судоремонт­ ников и работников технического от­ дела. За последнее время на многих су­ дах стала часто выходить из строя топливная аппаратура. Это объяс­ няется тем, что изменилось качество топлива. В нем имеется некоторое количество серы. Попадает в него и вода. Получается окисление и это портит аппаратуру. Необходимо по­ заботиться о том, чтобы суда снаб­ жались топливом хорошего качества. Плохо обстоит дело с внедрением рационализаторских предложений. На судах «Мурмансельди» силами механиков создаются и устанавли­ ваются различные приспособления, как-то: топливные фильтры, отстой­ ники. Однако все это не находит широкого распространения. Снабжайте нас необходимым промвооружением! КАПИТАН СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 189 П. Н. СМОЛА Орудия лова— в образцовом порядке МАСТЕР ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 4202 В. И. ГОРБУНОВ Уловистость сетей во многом за- дополнительный комплект поводцов. В летний период многие жалова- висит от того, как они содержатся на корабле. Вот почему еще на пере­ ходе промысловое вооружение на на­ шем судне тщательно проверяется, устраняются его недостатки. На про­ мысле сети всегда бывают у нас в технической исправности. После вы­ борки они хорошо просушиваются. Такой уход дает возможность ими долго пользоваться. Перед началом дрейфа я всегда прислушиваюсь к информациям ка­ питана об особенностях района дрей­ фа. Если нужно, то подготавливаю лись на отсутствие сельди. На это сваливали все неудачи на промысле, оправдывали пустые дрейфы. Я ду­ маю, что это не совсем так. Сельдь была. Многие суда добивались хо­ роших уловов. Проловы летом были в основном из-за несоответствий миллиметража сетей и отсутствия сизальского вожака. Странно, что руководители флота, зная об этом, не приняли своевременно необходи­ мых мер. Найти хороший район,- богатый рыбой, и выбрать место для вымет­ ки сетей — еще не все. На нашем судне это относят к первому эта­ пу работы. Второй этап не менее важен: надо внимательно изучить район, образцово подготовить сети, поводцы. Учитывая показания эхоло­ та, необходимо правильно подобрать длину поводцов. Это основное: Пу­ стые дрейфы и бывают часто из-за того, что капитаны не умеют пра­ вильно подобрать длину поводцов. Все это заранее предусмотрев, де­ лаем заход по предполагаемому хо­ ду рыбы и производим выметку се­ тей. Хорошие уловы обязательно на­ носим на планшет: иначе придется работать вслепую. Бывает, что эхо­ лот показывает наличие сельди, од­ нако дрейфы в этом месте получают­ ся пустые. Так происходит оттого, что отдельные капитаны не опреде­ лили снос судна, не изучили движе­ ние сельди, неправильно подобрали иоводцы. Нужно и здесь иметь про­ мысловую выдержку. Необходимо до­ ждаться, когда сельдь поднимется до соответствующего горизонта и тогда начинать метать сети навер­ няка. Пустые дрейфы и вообще проло­ вы на многих судах в летний пери­ од объясняются еще и отсутствием у нас сетей требуемого для этого периода миллиметража. Морякам нужны были сети 30-миллиметро­ вые, а получили они — 32— 34- миллиметровые. Теперь наоборот: требуются 32— 34-миллиметровые сети, а снабжают — 30-миллиметро­ выми. Такое недоразумение отрица­ тельно сказывается на работе всего флота. У калининградцев в этой части дело обстоит совсем иначе. У них и уловы выше. В отделе снаб­ жения «Мурмансельди», видимо, не учитывают, какой ассортимент сель­ ди ловится в определенный пери­ од года. Много было разговоров о том, что геркулесовый вожак деформирует сети: он слишком тяжелый, полу­ чается провес порядка. Гораздо удобнее было бы иметь сизальский вожак. Неужели отдел снабжения не Базы должны работать четко ВТОРОЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 189 Н. Г. БЕЛКО С улучшением сырьевой базы промысловое время должно ценить­ ся как никогда. Это хорошо понима­ ют все моряки флота. Однако они вынуждены тратить его на излиш­ ние переходы от базы к базе, про­ стаивать здесь в ожидании разгруз­ ки и погрузки. Нашему судну пришлось дважды разгружаться у плавбазы «Антарк­ тика», и мы там теряли много вре­ мени. Последний груз сдавали на «Память Ильича». Раньше средний траулер успевали полностью разгру­ зить и снабдить за 12 часов. Сей­ час за эти часы успевают сделать лишь половину. Таким образом вре­ мени тратится вдвое больше. Происходит это потому, что на базе неправильно организован труд рыбообработчиков. На среднем трау­ лере работает три человека, а на базе 6. Нужно сделать наоборот, и обработка судна пойдет быстрее. Ру­ ководство экспедиции и командова­ ние баз должны сделать все, чтобы суда обрабатывались скоростными методами. * * * На совещании выступили, кро­ ме того, старший помощник капи­ тана тов. Зайцев, мастер по добыче рыбы тов. Сюмкин (средний траулер № 189), капитан тов. Летов (сред­ ний траулер № 4164), второй «по­ мощник капитана тов. Нурми (сред­ ний траулер Хг 4164), а также тт. Гунин, Калинин, Ахлынов. Вы­ ступавшие вскрыли ряд недостат­ ков и ошибок в организации промыс­ ла. Было высказано много предло­ жений по улучшению работы флота, ликвидации отставания и успешному выполнению социалистических обя­ зательств. Отчего возникают простои Согласно договору, заключенному между Мурманским рыбокомбинатом и рыбным портом, последний должен обеспечивать наши предприятия ав­ тотранспортом для производственно­ хозяйственных работ. Для этого еже­ суточно комбинат дает заявки. На деле же порт крайне плохо выполняет свои договорные обяза­ тельства. При суточном планирова­ нии автобаза порта (начальник тов. Саницкий) почти никогда не учи­ тывает потребность наших пред­ приятий в машинах и из-за этого бывают случаи, когда работы на от­ дельных заводах приостанавли­ ваются. 'Как правило, например, нам от­ казывают в машинах для перевозки утиля на завод рыбной муки, отхо­ дов, песка, металлолома и мусора. Неделями не выделяются автома­ шины и для вывозки обрезков чер­ ной жести, предназначенной для вторичной переработки. Перевозку этих грузов работники порта считают, видимо, делом вто­ ростепенным, которое может и по­ дождать. Сейчас на ряде объектов комбина­ та идет деятельная подготовка к зиме. Проходит асфальтирование территории, ремонт жилых и произ­ водственных помещений и т. д. Все работы связаны с доставкой мате­ риалов, следовательно, с потреб­ ностью в автотранспорте. Поскольку ремонт обычно производится днем, то и машины нужны в это время. А как раз днем-то нх и дают мини­ мальное количество. * Например, 4 сентября в смену с 8 часов утра до 16-30 дня комбинату требовалось 32 автомашины и 8 автокар. Портом же было выделено всего 14 машин и 4 автокары. Как же их распреде­ лять, кому-давать в первую очередь? Жилищно-коммунальному отделу ежедневно требуется от 5 до 8 ма­ шин, чтобы обеспечить топливом баню в Нагорном, завезти уголь для общежитий в Верхне-Ростинском поселке. Но все работы у ЖКО сры­ ваются, так как автотранспорт он получает в последнюю очередь и не больше трех машин в день. В договоре предусмотрено получе­ ние штрафа с автобазы в том слу­ чае, если она в течение суток не выполнит заявку комбината. Десят­ ки и сотни суток заявки заводов не выполняются, однако никаких штра­ фов база не уплачивает. Не ведут за этим контроль как бухгалтерии предприятий, так и центральная. При создавшемся положении ры­ бокомбинат не только имеет непроиз­ водительные простои, но и задержи­ вает отгрузку продукции потреби­ телям. А. СЕРОВ. Диспетчер рыбокомбината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz