Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.
3 РЫБ НЫЙ М У Р М А Н №1 1 8 (514), 4 октября 1956 Сорок лет назад... Сегодня нашему городу испол няется сорок лет со дня его ос нования. Трудящиеся Мурманска, руководимые своей родной Ком мунистической партией, продела ли большую работу по строитель ству на берегу Кольского залива областного центра Мурманской области. А ведь совсем еще недавно в этих цветущих теперь местах ца рили в полном смысле слова за пущение и хаос, хотя незамерза ющий Кольский залив и другие заливы и губы Мурмана с давних пор привлекали внимание море плавателей и торговых людей. В особенности интерес к эгим ме стам усилился после того, как уездный административный центр Мурмана был перенесен из г. Ко лы в новый город Александровск, ныне Полярный. Много говорилось и писалось в ■то время о необходимости пост ройки железнодорожной магист рали, связывающей незамерзаю щие порты Мурмана с центром России. Однако к началу 1914 года не было даже проекта этой дороги. II, естественно, когда раз разилась первая мировая война, порт, единственный порт на се вере Архангельский — замерзаю щий в течение пяти; месяцев, не мог обеспечить нормальной пере работки грузооборота морского транспорта, даже при наличии мощных ледоколов, а балтийские порты блокировались немецким военным флотом. Поэтому с на чалом военных действий резко стал вопрос о постройке желез ной дороги от Петрозаводска до Мурманска. Зимой 1914 — 1915 годов на чались изыскания, а затем и по стройка Мурманской дороги од новременно с нескольких участ ков. Вместе с тем велись работы по созданию порта на Мурмане. Местом для строительства порта был выбран Кольский залив, ост рова Семенова и небольшая бух- ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛА ♦ та того же наименования. Там, где находился самый большой из этой группы островков, располо женных вблизи правого берега залива, были построены прича лы для приема кораблей дальнего плавания. Первым судном, приш вартовавшимся к временному причалу этого островка, был па роход «Сибирь», доставивший груз муки для строителей дороги и порта. Вначале город на берету Кольского залива назывался Ро- манов-начМурмане, а после свер жения царского строя получил новое наименование — Мур манск. Что же представлял собой город в 1917 году? Вдоль залива от торгового порта размещались деревянные постройки барачного типа для нужд железной дороги и порта, баня. Жилые бараки строились из гофрированного же леза, так называемые «чемода ны». Кроме того, были бараки и деревянные. Последний предста витель этого типа бараков стоял на месте постройки нового дома против вокзала (снесен в этом году). Служебные помещения осве щались электричеством от вре менной электростанции, обслужи ваемой двигателем внутреннего сгорания; жилые бараки освеща лись керосиновыми лампами. Быстро развивалось частное «строительство». Около ручья, где теперь строится новый ста дион, лепились маленькие хибар ки, в большинстве принадлежа щие китайцам, корейцам, буря там и другим иногородцам, рабо тавшим на строительстве дорог и порта. Сильно изменился Мурманск за годы советской власти. Те перь даже трудно себе предста вить, где размещались в 1917 го ду административные и торговые учреждения. Не припомнить все го этого. Столько много построено в городе за годы советской власти. Там, где проходят теперь глав ные магистрали города — прос пекты имени Ленина и Сталина — в то время находился пу стырь, поросший лесом, мелкой сосной и березой. Ребята ходили сюда собирать морошку. В начале 1917 года в жизни города произошло большое собы тие — прошел первый сквозной поезд из Петрограда в Мурманск. Быстрый рост строительства города начался после изгнания интервентов с территории Коль- ското полуострова. В особенности широкий размах строительство в городе приобрело с началом по стройки рыбного порта и перене сения базы тралового флота из Архангельска в Мурманск. Партия, правительство, лично великий наш вождь и учитель В. И. Ленин уделяли большое внимание развитию рыболовства на Мурмане. Владимир Ильич Ленин просил великого русского ученого М. Книповича дать свои предложения о развитии рыбного дела на Крайнем Севере нашей Родины, а в марте 1921 года под писал декрет об организации научно-исследовательского инсти тута для изучения северных мо рей, их островов и побережий. С тех пор прошли года. Многое за это время изменилось на су ровой Кольской земле. Много пе ремен произошло и в самом Мур манске. Моряки промысловых флотов все эти годы свято хранят в своих сердцах память о великом Ленине — основателе социалисти ческого государства, свято выпол няют указания Коммунистической партии, под руководством которой наш народ уверенно идет к ком мунизму. с. копытов. Бывший капитан трало вого флота, пенсионер. Советское государство проявляет большую заботу о рыболовецких колхозах Заполярья. Яркое тому свидетельство — постоянное по полнение промыслового флота новы ми судами. Недавно в Мурманск пришло еще П о п о л н я е т с я к о л х о з н ы два сейнера. Они переданы колхо зам «Ударник» и «Зеленцы». Ко рабли оснащены новейшими прибо рами, в том числе рыбоискателями. Промысловый флот пополнил ся и двумя малыми рыболов- Пенза. В средней школе № 44 с начала учебного года создана группа продленного дня. Более 30 школьников первых — четвертых классов охотно посе щают ее. Здесь они готовят до машние задания, играют, читают вместе книги. Для детей отведе на специальная комната. Роди тели их спокойно трудятся, зная, что за детьми есть при смотр. Такие же группы прод ленного дня организованы и в ряде других школ области. На снимке: в группе продлен ного дня 44-й средней школы. Фото В. Гришина. Фотохроника ТАСС. . + НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ Радиорелейные линии связи й ф л о т ньгми сейнерами типа «МРС-80». Всего в этом году рыболовецкие колхозы Кольского полуострова по- лучилй И новых кораблей. В бли жайшее время ожидается приход еще одного сейнера. В течение шестой пятилетки на мечено ввести в действие не менее десяти тысяч километров радио релейных линий. Уже сейчас боль шое число сообщений передается по таким линиям связи. Начато строительство новых магистралей между Москвой и рядом крупных городов страны. Современные радиорелейные магистрали связи работают в ди апазоне ноли от пяти до двадцати сантиметров. Как известно, ультракороткие радиоволны распространяются по добно лучам света в пределах прямой видимости, то есть пря молинейно, не огибая земной по верхности. Вследствие этих осо бенностей распространения ульт ракоротких волн передача сигнала может быть осуществлена при по мощи ретрансляций (промежуточ ных переприемных устройств). Для осуществления связи, напри мер, между двумя городами строится ретрансляционная линия, представляющая собой цепочку приемно-передающих радиостан ций. Они установлены друг от друга в зависимости от рельефа местности на расстоянии пятьде сят—семьдесят километров на специальных башнях высотой 6 0—80 метров. В настоящее время разработа ны особые переприемные уст ройства в гористых местностях, так называемые пассивные отра жатели. Отражатель — это пло ское металлическое зеркало пло щадью тридцать квадратных мет ров, установленное на стальном каркасе. От него и отражаются ультракороткие радиоволны. Каж дый такой отражатель заменяет переприемную станцию, что зна чительно удешевляет стоимоси сооружения радиорелейных линий. Каждая переприемная станция имеет остронаправленные антен ны, приемник и передатчик. С по мощью остронаправленных антенн принимаются ослабленные сигна лы от предыдущей станции и пос ле их усиления передаются на следующую станцию. На промежуточных станциях радиорелейной линии для связи в двух направлениях устанавли ваются два передатчика и два при емника. Они работают автомати чески и не требуют постоянного обслуживающего персонала. Си стема сигнализации немедленно сообщает на конечную станцию или на опорный пункт о всех на рушениях работы аппаратуры. Для нашей страны с ее необъ- ятными просторами этот новый вид связи имеет особо важное значение. Сейчас на радиорелей ных магистралях применяется ап паратура, которая позволяет вести 2 4—60 телефонных разговоров на одной линии. Разработаны еще более мощные системы для одно временной передачи по одному ка налу нескольких сот телефонных разговоров, а также программы телевидения. Строительство радиорелейных линий даст возможность обмени ваться телевизионными и веща тельными программами между Москвой, Ленинградом, столицами республик и другими крупными городами Советского Союза. При менение этих линий связи позво лит обмениваться телевизионными программами с зарубежными стра нами. Инженеры М. РЕЗНИКОВ, В. КОНЬКОВ. Над океаном медленно таял ут ренний туман. Сквозь туманную завесу уже пробивались солнечные лучи п, играя, весело переливались на гладкой водной поверхности. В этот утренний час радиооператор среднего траулера № 170 Журав лев докладывал своему капитану Михаилу Григорьевичу Коткину. — Взят пеленг из северо-восточ ного района. Там сейчас три кораб ля облавливают косяк. По дан ным концентрация сельди боль шая. Кстати, это недалеко от ме ста, где находится наше судно. Журавлев назвал капитану по мер квадрата и его литер. Большая концентрация сельди! Кого из судоводителей не взволну ют такие слова. От этих слов у каждого члена экипажа сильнее за бьется сердце и, как говорится, ру ки зачешутся по работе. Но как решиться иттн туда? Ведь были же случаи, когда судно шло в те ме ста, куда подсказывали пеленги, но там оказывалось случайное скоп ление сельди. Может и на этот раз случиться так же. Михаил Григорьевич посовето вался с судоводительским составом, с мастером лова Николаем Афа насьевичем Дорошенко. Все они — ■опытные промысловики. После под- Н А В Е Р Н О М К У Р С Е л делено, что в это время в тех квад ратах должна быть сельдь. Поздно вечером средний траулер «N5 170 подошел к месту промысла. Недалеко от него готовился к вы- метке сетей экипаж среднего трау лера М 157, руководимый капита ном тов. Бойко. Уловы на его суд не были богатые. Капитан Коткин и его помощни ки, тщательно изучив место вымет- ки сетей, определив течение, глуби ну косяка и направление движения сельди, пришли к выводу, что надо работать на 10-мбтровых поводцах. Голова стаи пойдет прямо в сети. Мастер по добыче рыбы Дорошен ко сразу же, не мешкая, приступил с матросами к вооружению верхней подборы поводцами нужного раз мера. Работа кипела. Ловкие руки ма тросов успевали быстро подвязы вать поводцы, закреплять кухтыли. Через некоторое время порядок был выметан. Корабль, развернувшись по ветру, стал медленно дрейфо вать. Самым волнующим моментом на кораоле являются часы ожидания. Они кажутся бесконечно длинными, счетов было приблизительно опре- ' и за это время каждый член экипа жа о многом передумает. А пораз мыслить было о чем. В этом году экипаж судна борет ся за вылов 10 тысяч центнеров рыбы. Нужно сделать и использо вать все ресурсы, привести в дей ствие все резервы, чтобы с честью сдержать свое слово, успешно вы полнить принятое обязательство. После XX съезда Коммунистиче ской партии у многих моряков суд на изменился подход к делу, к сво ей работе. Каждый проникся чув ством ответственности, старается внести свой посильный вклад в общее дело всего коллектива. И хотя по результатам добычи сельди средний траулер № Г70 числится в числе передовых по флоту, нельзя останавливаться на достиг нутом, надо ловить лучше и боль ше. Так учит советских людей Коммунистическая партия. ...Через несколько часов с мости ка послышалась команда — при ступить к выборке сетей. Надежды моряков на успех оправдались. Этот удачный дрейф увеличил количе ство выловленной сельди еще на 300 центнеров. Пока часть матросов выбирала и трясла сети, а другая занялась ее уборкой, судоводительский состав продолжал внимательно изучать по ложение на месте промысла. А об становка в океане быстро меняется. Вот уже значительное время дует ветер с южного направления. При нем сельдь начинает подниматься ближе к поверхности океана. Рабо тать на поводцах с прежними раз мерами уже нельзя. Верхняя часть косяка может пройти над сетыо. Будет пролов. Опять команда с мостика, и ма стер лова тов. Дорошенко меняет размеры поводцов до 5 метров. Суд но готовится к новому дрейфу. На палубе развернулось соревно вание за быстрейшую уборку сель ди. Главную роль в этом деле иг рают мастер по обработке рыбы тов. Вистровокий и его помощник тов. Савельев. Каждый из матросов знает, что качество сельди' зависит от ее первичной обработки. Поэтому нужно добиваться, чтобы рыба не залеживалась на палубе, чтобы она поштучно пересыпалась солью, чтобы укладывалась в чистую, крепкую тару и дозировалась так, как этого требует технологическая инструкция. { Вот за этим и следили внима тельно мастер тов. Вистровский и его помощник тов. Савельев. К их большому удовлетворению, к матро сам нельзя было предъявить ника ких претензий. Работали они до бросовестно и быстро. Вскоре зна чительная часть трюма уже была забита бочками с продукцией. Несмотря на то, что в коллективе судна не хватало двух матросов — работа выполнялась вовремя. От лично трудились матросы тт. Ума- нец, Войтович и многие другие. Второй и третий дрейфы также прошли успешно. Всего на корабль было взято более 70 тонн сельди. Весь груз был сдан на плавбазу «Памяти Ильича» и определен вы сокой сортностью. А через сутки экипаж среднего траулера № 170 снова уходил на промысел, чтобы искать, находить и ловить сельдь, увеличивать ее добычу. Сейчас на счету экипажа этого судна уже около 6 тысяч вылов ленной сельди. Развертывая пред октябрьское социалистическое со ревнование, моряки уверены, что свое слово они с честью сдержат, свое обязательство выполнят. Е. САМОХИН. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96. промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 4316. Тир. 3.500 ПН 00443.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz