Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.
ПромЪюел— дело творческое В последнее время мы вели про мысел на Канинско-Колгуевском мелководье. Особенностью работы в этом районе в нынешнем году является то обстоятельство, что рыба непрерывно находится в дви жении. Так, например, в одном квадрате днем траулер имеет хо рошие подъемы рыбы. Моряки ста вят буй и корабль держится около него, и в результате на. следующий день оказывается в пролове, т. к. рыбы у этого буя уже не было, она оказывалась в сторон© миль на 10 — 2 0 . Вторая особенность работы в этом районе состояла в том, что рыба ловилась только в дневное время. Хорошие уловы корабли бра ли лишь в светлое время суток. А с наступлением темноты рыба, как говорится, «отказывала». Почему это получается? Что влияет на поведение рыбы? Как она ведет себя в ночное время? Куда уходит? — Все эти вопросы естественно, очень волнуют про мысловиков. П нам бы хотелось ус- .лышать ответ на эти воатрюсы от ра ботников Полярного института. Но они, к сожалению, хранят молча ние. Большую помощь кораблям, ра ботавшим на !•ашш ско-КолтуеисК 4 Ч мелководье, оказал экипаж поиско вого траулера «Киев». Он сообщил о направлении движения рыбы, о придонных температурах. Это поз воляло промысловикам судить: где можно ждать хороших уловов на следующий день. В последнее время большой упор делался на промысловую выдерж ку судоводителей, на то, что при снижении уловов корабли продол жали работать на прежнем месте. Эта тактика абсолютно не пригодна сейчас на Канинско-Колгуевском мелководье. Рыба здесь не стоит на одном месте, поэтому основную роль в успешной работе траулера играет уже не промысловая вы держка, а умение правильно опре делить направление движения ко сяка :и с наступлением светлого вре мени оказаться, каш говорят, «на рыбе». Если же корабль работал на од ном месте и при плохих подъемах, судоводитель, проявляя .«промысло вую выдержку», оставался там же, то он неизбежно оказывался в про- лове и вынужден был все-таки пе реходить в другой квадрат. Из этого следует тот логический вывод, что при наличии в этом районе у другого корабля хороших уловов нужно немедленно перехо дить к нему, не боясь потерять 1 — 2 часа времени. Эту потерю воз местят хорошие уловы. К промысловой работе нельзя подходить шаблонно. Если в одном районе промысловая выдержка и является залогом успешной работы траулера, то в другом месте при другой обстановке она совершенно не подходит. Нужно внимательно следить за работой других судов, за поисковиками, за придонными температурами, которые дают поис ковые корабли, и на основании этих данных решать, где и какую тактику промысловой работы при менить. Судоводительскому составу флота необходимо обя 1 зательно знать, какой придонной температуры при держивается та или иная рыба. Промысел — дело творческое. От учета особенностей района, об становки и периода времени зави сит успех лова. А. ЛАВРЕНТЬЕВ. Старший помощник капита на траулера «Киров». Т ак т р у д я т с я п е р е д о в и к и На днях в очередной рейс в безбрежные северо-атлантиче ские просторы ушла плавбаза «Атлантика». За время преды дущего плавания на корабле было изготовлено свыше 5000 центнеров готовой продукции при плане 3 тысячи центнеров. Здесь хорошо потрудилась бригада рыбообработчиков, ру ководимая мастером тов. Игна- шевым. Готовя достойные трудовые подарки в честь 39-й годовщи ны Великой Октябрьской со циалистической революции, она добивалась высоких производ ственных показателей. На снимке — бригада рыбо обработчиков за работой. Фото из «Полярной правды». Со к р а т и т ь з а т р а ты на орудия лова и промысловое снаряжение ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «В ОЖИДАНИИ ИНСТРУКЦИИ» Так называлась заметка, опубли кованная 28 августа в газете «Рыб ный Мурман». Как 'сообщил 'редакции главный инженер управления сельдяного фло та тов. Бородулин, ленинградское отделение Гипрорыбфлота заканчива ет подготовку к изданию вновь пере работанных «Правил технической эксплуатации судов», где будут учтены все особенности эксплуата ции промыслового флота. «УПРОСТИТЬ СНАБЖЕНИЕ СУДОВ МАСЛАМИ» торых две предназначены для снаб жения судов маслами, а две — для выкачки и перевозки рыбьего жира. С получением машин снабжение су- На замешу под таким заголовком (|«Рыбный Мурман» за 11 сентября) заместитель начальника рыбного порта тов. Бургутто сообщил редак ции, что рыбным портом дана заявка на поставку четырех цистерн, из ко- дов масла-ми будет механизировано. В рыбной промышленности основ ная часть стоимости рыбной про дукции складывается на промысло вых судах. А это в значительной степени определяет уровень цен на рыботовары, направляемые потреби телю. В связи с этим возникает не обходимость проводить строжайший режим экономии и добиваться систе матического снижения себестоимости добычи рыбы. Одним из элементов снижения се бестоимости добычи рыбы является сокращение затрат на орудия лова, которые занимают большой удельный вес в общих затратах на добычу. По управлению сельдяного флота удельный вес затрат на износ и ре монт орудий лова за первое полуго дие 1956 года составил 20,4 про цента от общей себестоимости добы чи, или 91 рубль 56 копеек на каж дый центнер рыбы. Сверхплановый износ и ремонт орудий лова .выра зился в сумме 11.953.000 рублей, что равно стоимости трех средних рыболовных траулеров отечественной постройки. Произошел он в основном по двум причинам. Первая из них — несо блюдение нормативов, особенно по износу сетей в связи с плохой сырьевой базой в летний период, 'когда на всех судах имелся их пе рерасход, так как износ сетей пла нируется на количество выловлен ной селыди, без учета времени н а хождения сетей в эксплуатации. Вторая причина заключается в том, что в дрифтерный порядок ста вили утолщенный канат. А это естественно удорожает стоимость орудий лова, так как стоимость ка натов исчисляется за килограмм, а не за метр< Постановка утолщенных канатов для постройки орудий лова увеличи вает их вес, а значит и удорожает стоимость, затрачиваются излишние материалы на изготовление самих Ксша/гов. . •sici: Приведем примеры. Сетные подбо ры в настоящее время изготовляют ся из пенькового, смольного каната размером 30 миллиметров. На одну сеть его расходуется 14,259 кило граммов по цене 20 рублей 50 ко пеек за килограмм. Следовательно, стоимость каната на одну сеть со ставит 292 рубля 30 копеек. 'При изготовлении сетных подбор из та кого же каната размером 25 мил лиметров, его потребуется 10.308 килограммов по той же цене за ки лограмм. В этом случае стоимость на одну сеть составит 211 рублей 31 копейку. Применение 25- миллиметрового каната даст возмож ность сэкономить на одну подбору 3,951 килограмма каната, или 80 рублей 99 копеек. В течение года только для одного сельдяного флота изготовляется 68000 сетных подбор. Следователь но, применение 25 -миллиметрового каната для подбор могло бы дать экономию в сумме 5707,3 тысячи рублей и сократить расход пеньки на изготовление каналов в коли честве 268,6 тонны. Еще больший экономический эф фект удалось бы получить при за мене пенькового каната сизальским и, главным образом, вожаков. В на стоящее время вожаки изготовляют ся из каната «геркулес», при работе с которым деформируется порядок сетей, особенно в штилевую погоду. Как показала практика последних лет, при работе с вожаком из «гер кулеса» ревко понижается вылов сельди. Вожак же из сизальского каната много легче геркулесового, он меньше стягивает сети и поэтому повышает их уловистость. Приведенные примеры свидетель ствуют о том, что имеются большие неиспользованные резервы снижения затрат на орудия лова, а следова тельно, и снижения себестоимости добычи рыбы. Увеличить поставки сизальского каната, всемерно добиваться сокра щения износа орудий лова на про мысловых кораблях, создавая мате риальную заинтересованность судо вых команд в экономии орудий лова, улучшить ведение сетесяастного хо зяйства, хранение и ремонт орудий лова — все эти мероприятия дадут возможность сэкономить десятки миллионов рублей государственных средств и снизить себестоимость ры бопродукции. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника пла ново-производственного отде ла управления «Мурман- сельдь». ^ТВОРЧЕСКИ подходят к ре- шению производственных за дач машиностроители Кандалак ши. В этом году они внесли во семьдесят рационализаторских предложений, направленных на усовершенствование технологиче ского процесса и поднятие произ водительности труда. Только одно новшество, применяемое сейчас при обработке крышек к двигате лям в 300 лошадиных сил, даст предприятию около сорока тысяч рублей экономии в год. Это ценное рационализаторское предложение внесено работниками завода тт. Рождественским и Гладышевым. Продукция механического заво да идет во все концы нашей Роди ны — в Черноморский, Каспий ский, Дальневосточный и другие бассейны страны. Но особенно много запасных частей, машин и механизмов поставляет он промыс ловикам и рыбообработчикам Мур мана. Одного лишь тралового сна ряжения предприятие выпускает почти сто наименований. Здесь и скобы для опускания трала, и штыри для них, и кухтыли, верт люги, гаки, ролики, автоматиче ские штопор-блоки и многое дру гое. Хорошо понимая важность обес печения моряков траловым снаря жением, машиностроители прила гают все силы к тому, чтобы с честью справиться с возложенны ми на них обязанностями. На заводе много нового, инте ресного. Здесь применяют аппарат для гаммадефектосвопии металла. Для рыбаков и рыбообработчиков С его помощью быстро и безоши бочно выявляются дефекты в от ливках и сварных швах. Этот ап парат действует с применением радиокобальта. Еще сравнительно недавно завод выпускал плоские траловые доски. Однако они не полностью удовлетворяли промыс ловиков — слишком трудно было работать с ними на неровном рель ефе дна, сети часто рвались. Учитывай запросы моряков, ма шиностроители стали выпускать i овальные траловые доски. Но те- j перь и они уже не отвечают требо ваниям моряков. Сейчас на заво де делаются доски-решетки. Они конструктивно отличаются от пер вых двух видов досок — длиннее прежних примерно на метр, цели ком изготовляются из металла. Две пробных доски-решетки уже прошли испытания и показали не плохие эксплуатационные каче ства. На изготовлении досок нового вида отлично трудится бригада слесарей-котелыциков тов. Курни кова. Ежедневно она выполняет нормы выработки на 180—200 процентов. День и ночь бороздят воды Ба ренцева моря корабли тралового флота. Суда уходят в рейс на 15—20 суток, а новые рефрижера торные корабли — на значительно большее время. На такой срок трудно запастись пресной водой. А она нужна и для котельной, и для стирки белья, в душевой — всю ду. Сейчас траулеры, промышля ющие рыбу, снабжаются водой с танкера, который беспрерывно курсирует из порта на промысел, от судна к судну. Таной способ обеспечения водой очень дорог. Давно уже промысловики, науч ные работники и инженеры заду мываются над тем, чтобы «добы вать» опресненную воду в море. Сравнительно недавно изобрета тель тов. Ермолин сконструировал водоопреснитель, действующий по принципу перегонного аппарата. Опытный экземпляр водоопресни теля уже установлен на одном из траулеров и прошел испытания. Сейчас на Кандалакшском меха ническом заводе изготовляется первая партия усовершенствован ных опреснителей воды. В нынеш нем году завод должен выпустить 146 опреснителей. В цехе металлоконструкций из готовлением нового агрегата зани мается бригада Кокарева. Она стремится как можно быстрее и лучше выполнить заказ моряков. Слесари-котельщики -систематиче ски перевыполняют производствен ные задания более чем в полтора раза. В этом цехе нет рабочих, у которых выполнение норм выра ботки было бы ниже 140 процен тов. Отлично здесь трудится бригада тов. Тяпинова. Она изготовляет опытный образец рыбопосолочной машины. Этот агрегат предназна чен для посола рыбы на траулерах непосредственно в море. Исторические решения XX съез да КПСС поставили перед машино строителями новые задачи в обла сти дальнейшего роста производи тельности труда, улучшения каче ства выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Пере довые токари, слесари, фрезеров щики, мастера, литейщики с честью их выполняют. Оригиналь ное приспособление сделал токарь тов. Катин. С помощью его он на резает резьбу без холостого хода при левом и правом перемещении суппорта. С применением оправки появилась возможность произво дить вторую ходовую нарезку, и работа ускорилась в два раза. Много ценного для ускорения выпуска тралового снаряжения внесли также и мастера. По пред ложению мастера механического цеха тов. Алексеева усовершенст вован процесс обработки пальца к автомату включения и выключения траловой доски. Применение это го новшества даст заводу двад цать тысяч рублей экономии в год. Здесь же, в механическом цехе, станочница тов. Каверина произ водит обработку корпусов автома тов траловой доски не на долбеж ном, как это делалось раньше, а на фрезерном станке. Идею заме ны станков внесли мастера Алек сеев и Вяликов. В результате ме таллообработка ускорилась в два раза. Таких примеров вдумчивого подхода к делу можно привести много. Машиностроители Канда лакши не жалеют ни сил, ни зна ний, чтобы дать как можно больше машин, механизмов и тралового снаряжения для промысловиков и рыбообработчиков Мурмана. Для шестого пятилетнего плана характерным является н е , только количественный рост объема про изводства, но и качественное изме нение структуры производствен ной программы. В 1960 году вы пуск запасных частей к судовым механизмам возрастет на 84 ,8 про цента. В настоящее время на предприятии освоено изготовле ние всех намеченных на нынешний год запасных частей. Особенно хороших результатов! добились машиностроители на вы пуске поршневых колец, изготов ление которых переведено на по ток. Это организационно-техниче ское мероприятие даст заводу пол миллиона рублей экономии в год. Выпуск новых машин, механиз мов и запасных частей имеет ис ключительно важное значение для промысловиков Мурмана. Это поз волит резко сократить простои флота в капитальном и текущем ремонте, даст возможность повы сить темпы добычи рыбы. Б. ПЕТРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz