Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.

ПромЪюел— дело творческое В последнее время мы вели про­ мысел на Канинско-Колгуевском мелководье. Особенностью работы в этом районе в нынешнем году является то обстоятельство, что рыба непрерывно находится в дви­ жении. Так, например, в одном квадрате днем траулер имеет хо­ рошие подъемы рыбы. Моряки ста­ вят буй и корабль держится около него, и в результате на. следующий день оказывается в пролове, т. к. рыбы у этого буя уже не было, она оказывалась в сторон© миль на 10 — 2 0 . Вторая особенность работы в этом районе состояла в том, что рыба ловилась только в дневное время. Хорошие уловы корабли бра­ ли лишь в светлое время суток. А с наступлением темноты рыба, как говорится, «отказывала». Почему это получается? Что влияет на поведение рыбы? Как она ведет себя в ночное время? Куда уходит? — Все эти вопросы естественно, очень волнуют про­ мысловиков. П нам бы хотелось ус- .лышать ответ на эти воатрюсы от ра­ ботников Полярного института. Но они, к сожалению, хранят молча­ ние. Большую помощь кораблям, ра­ ботавшим на !•ашш ско-КолтуеисК 4 Ч мелководье, оказал экипаж поиско­ вого траулера «Киев». Он сообщил о направлении движения рыбы, о придонных температурах. Это поз­ воляло промысловикам судить: где можно ждать хороших уловов на следующий день. В последнее время большой упор делался на промысловую выдерж­ ку судоводителей, на то, что при снижении уловов корабли продол­ жали работать на прежнем месте. Эта тактика абсолютно не пригодна сейчас на Канинско-Колгуевском мелководье. Рыба здесь не стоит на одном месте, поэтому основную роль в успешной работе траулера играет уже не промысловая вы­ держка, а умение правильно опре­ делить направление движения ко­ сяка :и с наступлением светлого вре­ мени оказаться, каш говорят, «на рыбе». Если же корабль работал на од­ ном месте и при плохих подъемах, судоводитель, проявляя .«промысло­ вую выдержку», оставался там же, то он неизбежно оказывался в про- лове и вынужден был все-таки пе­ реходить в другой квадрат. Из этого следует тот логический вывод, что при наличии в этом районе у другого корабля хороших уловов нужно немедленно перехо­ дить к нему, не боясь потерять 1 — 2 часа времени. Эту потерю воз­ местят хорошие уловы. К промысловой работе нельзя подходить шаблонно. Если в одном районе промысловая выдержка и является залогом успешной работы траулера, то в другом месте при другой обстановке она совершенно не подходит. Нужно внимательно следить за работой других судов, за поисковиками, за придонными температурами, которые дают поис­ ковые корабли, и на основании этих данных решать, где и какую тактику промысловой работы при­ менить. Судоводительскому составу флота необходимо обя 1 зательно знать, какой придонной температуры при­ держивается та или иная рыба. Промысел — дело творческое. От учета особенностей района, об­ становки и периода времени зави­ сит успех лова. А. ЛАВРЕНТЬЕВ. Старший помощник капита­ на траулера «Киров». Т ак т р у д я т с я п е р е д о в и к и На днях в очередной рейс в безбрежные северо-атлантиче­ ские просторы ушла плавбаза «Атлантика». За время преды­ дущего плавания на корабле было изготовлено свыше 5000 центнеров готовой продукции при плане 3 тысячи центнеров. Здесь хорошо потрудилась бригада рыбообработчиков, ру­ ководимая мастером тов. Игна- шевым. Готовя достойные трудовые подарки в честь 39-й годовщи­ ны Великой Октябрьской со­ циалистической революции, она добивалась высоких производ­ ственных показателей. На снимке — бригада рыбо­ обработчиков за работой. Фото из «Полярной правды». Со к р а т и т ь з а т р а ты на орудия лова и промысловое снаряжение ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «В ОЖИДАНИИ ИНСТРУКЦИИ» Так называлась заметка, опубли­ кованная 28 августа в газете «Рыб­ ный Мурман». Как 'сообщил 'редакции главный инженер управления сельдяного фло­ та тов. Бородулин, ленинградское отделение Гипрорыбфлота заканчива­ ет подготовку к изданию вновь пере­ работанных «Правил технической эксплуатации судов», где будут учтены все особенности эксплуата­ ции промыслового флота. «УПРОСТИТЬ СНАБЖЕНИЕ СУДОВ МАСЛАМИ» торых две предназначены для снаб­ жения судов маслами, а две — для выкачки и перевозки рыбьего жира. С получением машин снабжение су- На замешу под таким заголовком (|«Рыбный Мурман» за 11 сентября) заместитель начальника рыбного порта тов. Бургутто сообщил редак­ ции, что рыбным портом дана заявка на поставку четырех цистерн, из ко- дов масла-ми будет механизировано. В рыбной промышленности основ­ ная часть стоимости рыбной про­ дукции складывается на промысло­ вых судах. А это в значительной степени определяет уровень цен на рыботовары, направляемые потреби­ телю. В связи с этим возникает не­ обходимость проводить строжайший режим экономии и добиваться систе­ матического снижения себестоимости добычи рыбы. Одним из элементов снижения се­ бестоимости добычи рыбы является сокращение затрат на орудия лова, которые занимают большой удельный вес в общих затратах на добычу. По управлению сельдяного флота удельный вес затрат на износ и ре­ монт орудий лова за первое полуго­ дие 1956 года составил 20,4 про­ цента от общей себестоимости добы­ чи, или 91 рубль 56 копеек на каж­ дый центнер рыбы. Сверхплановый износ и ремонт орудий лова .выра­ зился в сумме 11.953.000 рублей, что равно стоимости трех средних рыболовных траулеров отечественной постройки. Произошел он в основном по двум причинам. Первая из них — несо­ блюдение нормативов, особенно по износу сетей в связи с плохой сырьевой базой в летний период, 'когда на всех судах имелся их пе­ рерасход, так как износ сетей пла­ нируется на количество выловлен­ ной селыди, без учета времени н а ­ хождения сетей в эксплуатации. Вторая причина заключается в том, что в дрифтерный порядок ста­ вили утолщенный канат. А это естественно удорожает стоимость орудий лова, так как стоимость ка­ натов исчисляется за килограмм, а не за метр< Постановка утолщенных канатов для постройки орудий лова увеличи­ вает их вес, а значит и удорожает стоимость, затрачиваются излишние материалы на изготовление самих Ксша/гов. . •sici: Приведем примеры. Сетные подбо­ ры в настоящее время изготовляют­ ся из пенькового, смольного каната размером 30 миллиметров. На одну сеть его расходуется 14,259 кило­ граммов по цене 20 рублей 50 ко­ пеек за килограмм. Следовательно, стоимость каната на одну сеть со­ ставит 292 рубля 30 копеек. 'При изготовлении сетных подбор из та ­ кого же каната размером 25 мил­ лиметров, его потребуется 10.308 килограммов по той же цене за ки­ лограмм. В этом случае стоимость на одну сеть составит 211 рублей 31 копейку. Применение 25- миллиметрового каната даст возмож­ ность сэкономить на одну подбору 3,951 килограмма каната, или 80 рублей 99 копеек. В течение года только для одного сельдяного флота изготовляется 68000 сетных подбор. Следователь­ но, применение 25 -миллиметрового каната для подбор могло бы дать экономию в сумме 5707,3 тысячи рублей и сократить расход пеньки на изготовление каналов в коли­ честве 268,6 тонны. Еще больший экономический эф­ фект удалось бы получить при за­ мене пенькового каната сизальским и, главным образом, вожаков. В на­ стоящее время вожаки изготовляют­ ся из каната «геркулес», при работе с которым деформируется порядок сетей, особенно в штилевую погоду. Как показала практика последних лет, при работе с вожаком из «гер­ кулеса» ревко понижается вылов сельди. Вожак же из сизальского каната много легче геркулесового, он меньше стягивает сети и поэтому повышает их уловистость. Приведенные примеры свидетель­ ствуют о том, что имеются большие неиспользованные резервы снижения затрат на орудия лова, а следова­ тельно, и снижения себестоимости добычи рыбы. Увеличить поставки сизальского каната, всемерно добиваться сокра­ щения износа орудий лова на про­ мысловых кораблях, создавая мате­ риальную заинтересованность судо­ вых команд в экономии орудий лова, улучшить ведение сетесяастного хо­ зяйства, хранение и ремонт орудий лова — все эти мероприятия дадут возможность сэкономить десятки миллионов рублей государственных средств и снизить себестоимость ры­ бопродукции. А. СИДОРОВ. Заместитель начальника пла­ ново-производственного отде­ ла управления «Мурман- сельдь». ^ТВОРЧЕСКИ подходят к ре- шению производственных за­ дач машиностроители Кандалак­ ши. В этом году они внесли во­ семьдесят рационализаторских предложений, направленных на усовершенствование технологиче­ ского процесса и поднятие произ­ водительности труда. Только одно новшество, применяемое сейчас при обработке крышек к двигате­ лям в 300 лошадиных сил, даст предприятию около сорока тысяч рублей экономии в год. Это ценное рационализаторское предложение внесено работниками завода тт. Рождественским и Гладышевым. Продукция механического заво­ да идет во все концы нашей Роди­ ны — в Черноморский, Каспий­ ский, Дальневосточный и другие бассейны страны. Но особенно много запасных частей, машин и механизмов поставляет он промыс­ ловикам и рыбообработчикам Мур­ мана. Одного лишь тралового сна­ ряжения предприятие выпускает почти сто наименований. Здесь и скобы для опускания трала, и штыри для них, и кухтыли, верт­ люги, гаки, ролики, автоматиче­ ские штопор-блоки и многое дру­ гое. Хорошо понимая важность обес­ печения моряков траловым снаря­ жением, машиностроители прила­ гают все силы к тому, чтобы с честью справиться с возложенны­ ми на них обязанностями. На заводе много нового, инте­ ресного. Здесь применяют аппарат для гаммадефектосвопии металла. Для рыбаков и рыбообработчиков С его помощью быстро и безоши­ бочно выявляются дефекты в от­ ливках и сварных швах. Этот ап­ парат действует с применением радиокобальта. Еще сравнительно недавно завод выпускал плоские траловые доски. Однако они не полностью удовлетворяли промыс­ ловиков — слишком трудно было работать с ними на неровном рель­ ефе дна, сети часто рвались. Учитывай запросы моряков, ма­ шиностроители стали выпускать i овальные траловые доски. Но те- j перь и они уже не отвечают требо­ ваниям моряков. Сейчас на заво­ де делаются доски-решетки. Они конструктивно отличаются от пер­ вых двух видов досок — длиннее прежних примерно на метр, цели­ ком изготовляются из металла. Две пробных доски-решетки уже прошли испытания и показали не­ плохие эксплуатационные каче­ ства. На изготовлении досок нового вида отлично трудится бригада слесарей-котелыциков тов. Курни­ кова. Ежедневно она выполняет нормы выработки на 180—200 процентов. День и ночь бороздят воды Ба­ ренцева моря корабли тралового флота. Суда уходят в рейс на 15—20 суток, а новые рефрижера­ торные корабли — на значительно большее время. На такой срок трудно запастись пресной водой. А она нужна и для котельной, и для стирки белья, в душевой — всю­ ду. Сейчас траулеры, промышля­ ющие рыбу, снабжаются водой с танкера, который беспрерывно курсирует из порта на промысел, от судна к судну. Таной способ обеспечения водой очень дорог. Давно уже промысловики, науч­ ные работники и инженеры заду­ мываются над тем, чтобы «добы­ вать» опресненную воду в море. Сравнительно недавно изобрета­ тель тов. Ермолин сконструировал водоопреснитель, действующий по принципу перегонного аппарата. Опытный экземпляр водоопресни­ теля уже установлен на одном из траулеров и прошел испытания. Сейчас на Кандалакшском меха­ ническом заводе изготовляется первая партия усовершенствован­ ных опреснителей воды. В нынеш­ нем году завод должен выпустить 146 опреснителей. В цехе металлоконструкций из­ готовлением нового агрегата зани­ мается бригада Кокарева. Она стремится как можно быстрее и лучше выполнить заказ моряков. Слесари-котельщики -систематиче­ ски перевыполняют производствен­ ные задания более чем в полтора раза. В этом цехе нет рабочих, у которых выполнение норм выра­ ботки было бы ниже 140 процен­ тов. Отлично здесь трудится бригада тов. Тяпинова. Она изготовляет опытный образец рыбопосолочной машины. Этот агрегат предназна­ чен для посола рыбы на траулерах непосредственно в море. Исторические решения XX съез­ да КПСС поставили перед машино­ строителями новые задачи в обла­ сти дальнейшего роста производи­ тельности труда, улучшения каче­ ства выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Пере­ довые токари, слесари, фрезеров­ щики, мастера, литейщики с честью их выполняют. Оригиналь­ ное приспособление сделал токарь тов. Катин. С помощью его он на­ резает резьбу без холостого хода при левом и правом перемещении суппорта. С применением оправки появилась возможность произво­ дить вторую ходовую нарезку, и работа ускорилась в два раза. Много ценного для ускорения выпуска тралового снаряжения внесли также и мастера. По пред­ ложению мастера механического цеха тов. Алексеева усовершенст­ вован процесс обработки пальца к автомату включения и выключения траловой доски. Применение это­ го новшества даст заводу двад­ цать тысяч рублей экономии в год. Здесь же, в механическом цехе, станочница тов. Каверина произ­ водит обработку корпусов автома­ тов траловой доски не на долбеж­ ном, как это делалось раньше, а на фрезерном станке. Идею заме­ ны станков внесли мастера Алек­ сеев и Вяликов. В результате ме­ таллообработка ускорилась в два раза. Таких примеров вдумчивого подхода к делу можно привести много. Машиностроители Канда­ лакши не жалеют ни сил, ни зна­ ний, чтобы дать как можно больше машин, механизмов и тралового снаряжения для промысловиков и рыбообработчиков Мурмана. Для шестого пятилетнего плана характерным является н е , только количественный рост объема про­ изводства, но и качественное изме­ нение структуры производствен­ ной программы. В 1960 году вы­ пуск запасных частей к судовым механизмам возрастет на 84 ,8 про­ цента. В настоящее время на предприятии освоено изготовле­ ние всех намеченных на нынешний год запасных частей. Особенно хороших результатов! добились машиностроители на вы­ пуске поршневых колец, изготов­ ление которых переведено на по­ ток. Это организационно-техниче­ ское мероприятие даст заводу пол­ миллиона рублей экономии в год. Выпуск новых машин, механиз­ мов и запасных частей имеет ис­ ключительно важное значение для промысловиков Мурмана. Это поз­ волит резко сократить простои флота в капитальном и текущем ремонте, даст возможность повы­ сить темпы добычи рыбы. Б. ПЕТРЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz