Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.
№ 125 (521), 20 октября 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ГУ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫСЛА Очень часто на промысле быва j г ..лгропе. так и на первых крыло- С Л У Ч Я И ПППКТППТ* Ш 1 Ж Ы Р И Г П Л r m - u r n n n a v Ы Р П ^ Г П Т Т И М П п я я - ют случаи порывов нижней пла сти трала. Часть промысловиков объясняет это плохими грунтами, другие — недостатками в кон струкции орудий лова. Как те, так и другие в какой-то степени пра вы, так как действительно флот иногда работает в районах с очень тяжелым грунтом и конструкции тралов у нас не идеальные, они имеют тот или другой недостаток. Но существует и другая причина порывов нижней пласти трала. Нижняя однорядная пласть в горизонтальной плоскости имеет вид правильной трапеции. Верхняя однорядная пласть одинакова с ней. Эти пласти сшиваются по бо ковым кромкам и если их про дуть, то они образуют усеченный конус с выпуклым срезом и с вог нутым основанием. В сечении основание при про дувке будет иметь вид правильно го круга. Но если спроектировать передние кромки при продувке на горизонтальную поверхность, то они будут иметь вид кривых, обра щенных выпуклостью в сторону мешка. Стрелка прогиба будет в данном случае максимальной при этом раскрытии. Такого идеального раскрытия никакие тралы не имеют. Кроме того, к передней кромке нижней пласти мы прикрепляем нижнюю подбору, а именно, центральный шестиметровый грунтроп. Крыло вые грунтропы прикрепляются к конусам и крыльям. Нижняя под бора ставится с таким расчетом, чтобы она вся шла по грунту. Сле довательно, если посмотреть на трал спереди, устанавливая свой глаз на уровне нижней подборы, то нижнюю подбору будем видеть в виде 'горизонтальной прямой. Так как нижняя пласть присоеди няется к грунтропу, то и она бу дет иметь по горизонтали вид прямой не только спереди, но и сверху, то-есть не иметь никакого прогиба в сторону мешка. Нижняя подбора на грунте, ес ли смоиреть на нее сверху, имеет вых грунтропах необходимо раз мещать около конусов, так как трал в районе конусов имеет зна чительную силу для подъема от рыва от грунта. Одновременно та кое размещение груза создает не одну силу оттягивания вершины параболы назад, а две силы, ко торые будут иметь точки натяже ния на обеих сторонах параболы, примерно в трех метрах от центра вершины. А это заставит вершину параболы принять более тупой вид. После этого можно изменить длину цепок. В районе конусов цепки остаются без изменения, а приближаясь к центру, их следует уменьшать. Все перечисленные меры не сколько улучшат работу трала, уменьшая рвань сетей и попада ние в них камней. Разберем несколько примеров. Часто в трал попадают мелкие камни размером меньше большо го металлического бобенца. Как они могли перевалиться через на битый грунтроп? Неужели нижняя подбора трала зарывается целиком в грунт? Конечно, нет. Единствен ная причина состоит в том, что при неправильной загрузке всех грунтропов, крылья ложатся и во локутся по грунту,'подрезая цеп ками и футропом посторонние предметы. Такое же положение и с нижней пластью. Вторая причина заключается в методе набивки центральных грун тропов. Можно с уверенностью сказать, что ни на одном траулере нет жестко набитого центрального грунтропа, который почти не под дается изгибу. А ведь набить так грунтроп можно при помощи ле бедки. Что при этом выигрывается? Во- первых, центральный грунтроп не прогибается, а если и прогибается, то незначительно; во-вторых, си лы натяжения распределяются рав номерно по всей пласти; в-треть их, нижняя пласть не имеет сла- вид параболы, или цепной линии, | бины и не ложится на грунт, а, обращенной вершинои к тралу. Причем вершина прикрепляется к нижней пласти. Заостренность вершины зави сит от нескольких причин. Основ ные причины следующие: горизон тальное раскрытие трала, разме щение груза на грунтропах и ме тод набивки грунтропов. Остановимся на двух последних причинах. Как влияет размещение груза на вид параболической кри вой грунтропов? Многие промысловики основное внимание уделяют на загрузку центрального грунтропа и мало об ращают внимания на крыловые грунтропы. Что получается при этом? Центр сильно утяжелен и тянет всю нижнюю подбору за вершину параболы назад, тем са мым заостряя вершину, вследствие чего нижние крылья около конусов и сами конусы ложатся на грунт, подтираются привязки цепок в этом районе, а в худшем случае рвутся крылья и конусы. Но это еще не все. Нижняя пласть получает большую слаби ну по центру, вследствие чего об разуется провес сетей, которые все время, волочась по грунту, или подтираются, или рвутся. Кроме того, происходит неравномерное распределение сил натяжения по всей пласти не только однорядной, но и двухрядной. Для избежания этого можно ре комендовать такую загрузку: на первые крыловые грунтропы от центрального ставить в два раза больше отрицательного груза на каждый грунтроп по сравнению с центральным, а на вторые крыло вые, если трал полнокрылый, оди наковый отрицательный груз с центральным. При этом необходи мо постоянно помнить, что основ ной груз как на центральном наоборот, поднимается немного вы ше; в-четвертых, конусы и крылья не ложатся, чем уменьшается воз можность их рвани; в-пятых, зна чительно сокращается попадание посторонних предметов в трал и наконец, в-шестых, несколько уве личится горизонтальное раскрытие орудий лова. На траулерах типа «Пушкин» можно рекомендовать и ставить жестким трехметровый централь ный грунтроп и одновременно де лать вырез в нижней пласти. Вы рез этот нужно делать следующим образом: весь нижний гуж, то- есть 100 ячей вырезаются в виде трапеции, имеющей сбавку в каж дом ряду по одной ячее. Всего вы резается 25 рядов. Таким образом, нижний гуж будет иметь 50 ячей, к которому и будет присоединять- жении металлические кухтыли и бобенцы разных размеров. На практике встречаются такие слу чаи, когда траулеры, работая в од ном районе, имеют хорошие уло вы. Но стоит им перейти в другой район, как часть траулеров имеет проловы. Для примера возьмем Централь ный район. Грунтовые условия как на глубинах 150— 170 метров, так и на глубинах 2 5 0—300 метров здесь почти одинаковые. Нижняя подбора обычно вооружается ме таллическими бобенцами диамет ром 400 мм., с добавлением не большого груза, так как считается, что эти бобенцы имеют отрица тельную пловучесть. И вот слу чается, что стоит траулеру резко увеличить глубину, как трал не ловит рь/бу, в то время как другие корабли на этих же глубинах бе рут хорошие уловы. Такие же слу чаи наблюдаются и при вооруже нии нижней подборы большими металлическими бобенцами, не смотря на то, что на каждый бобе- нец ставится по две больших чушки. Трал, имеющий одинаковую под бору, часто на меньших глубинах ловит лучше рыбу, чем на боль ших при одинаковой концентрации рыбы. В чем же причина пролова? В таких случаях причину обыч но ищут во всем, кроме нижней подборы. Изучая детально этот вопрос, можно прийти к выводу, что пролов объясняется нижней подборой. Прежде всего нужно правильно производить загрузку грунтропов. Если траулер с мелких глубин пе реходит на большие, то обязатель но необходимо проверить загруз ку грунтропов и добавить допол нительный груз. Необходимо учесть, что металлические бобен цы диаметром 400 мм. на боль ших глубинах имеют меньшую от рицательную пловучесть, а воз можно имеют даже положитель ную пловучесть на глубинах более 250 метров. Поэтому нечего боять ся утяжеления подборы. Промыс ловики обычно определяют, идет или не идет трал по грунту по степени блеска бобенцев. Но это не всегда верно. Кроме того, нуж но учитывать, что металлические кухтыли на больших глубинах имеют большую подъемную силу, чем на мелких глубинах. Совершенно верно делает капи тан тов. Копытов, который загру- Помощь подшефной школе Большую помощь в подготовке к | бят 60 пар лыж, брусья, переклади- новому учебному году оказал подшеф ной школе № 4 г. Мурманска кол лектив тралового флота. В период летних каникул в школу прибыл представитель шефов, чтобы договориться, как нужно1 быстрее л лучше подготовить к началу занятий учебные кабинеты и обеспечить их необходимыми механизмами и инст рументами. За короткий срок флотские органи зации оборудовали в школе кабинет машиноведения, установив в нем ма кет паровой машины и автомобиля. Электромеханический кабинет по полнился новыми приборами и ин струментами. Полностью обеспечена инструментами и слесарная мастер ская. В настоящее время закончено оборудование столярной мастерской. Большую помощь школе оказали шефы и в подготовке к спортивной зиме. Траловый флот закупил для ре- ны, маты, лыжные ботинки и другой спортивный инвентарь. Хорошо налажена живая связь между шефами и учащимися. Моряки часто бывают в своих подшефных классах, выступают на собраниях, вечерах, пионерских сборах с инте ресными докладами и беседами. В свою очередь школьники совершают экскурсии на корабли. Стремясь оказать помощь школе в развитии художественной самодея тельности, общественные организа ции флота подарили школьникам ба ян и выделили денежные средства на приобретение струнного оркестра. На днях общественность школы направила коллективу моряков тра лового флота сердечную благодар ность за помощь и внимание/ кото рые они оказывают своим подшеф никам. Успешный рейс траулера „Ворошиловград" После 48неурочного плавания в порт вооврдаился 'рефрижераторный траулер «Ворошиловград». Команда судна вела промысел в новом отдаленном районе — у ост рова Ньюфаундленда. На базу доставлен полный груз рыбопродук ции. 'К выгрузке предъявлено более шестисот тонн свежемороженого окуня, палтуса и 'трескового филе. Из рейса доставлено также около 20 тысяч банок консервов, 50 тонн рыбной муки и несколько тонн рыбь его жира. На г р а д ы В проходившем недавно общест венном смотре технического состоя ния судов и механизмов моряки пор тового флота приняли самое актив ное участие. 12 октября в красном уголке порта состоялся вечер, на котором был зачитан приказ Министра рыб ной промышленности C00P тов. Ишкова об итогах смотра и вручены вначки «Отличник социалистическо го соревнования рыбной промыш ленности СООР» лучшим участникам смотра. Среди награжденных — боцман жает нижнюю подбору с таким p a - 1буксирного парохода «Норвежец» счетом, чтобы не только погасить [тов. Нвкин, старший кочегар бук- и дать отрицательную пловучесть нижней подборе, но и учитывает подъемную силу всех кухтылей, ставя дополнительный груз на нижнюю подбору, чтобы погасить л у ч ш И м сирного парохода «Портовик» тов. Лебедева, начальник судоазай радио станции буксирного парохода «Бога тырь» тов. Вальков и другие. Благодаря за награды, капитан парохода «Норвежец» тов. Ануфриев и начальник судовой радиостанции тов. Вальков -заверили руководство порта, что и впредь они будут рабо тать еще более честно. С приветствием к награжденным от руководства порта выступил на чальник портфлота тов. Кривов. От профсоюзной организации пе редовиков приветствовал 'Председа тель портового комитета профсоюза тов. Тихолав. Э к с к у р с и я на п р о и з в о д с т в о На днях учащиеся 7 «<а» класса подъемную силу кухтылей. Необ- „ ш 1 ^ 1 ходимо в его метод внести только 'МУРмансК(ш школы № 5 совершили корректив на изменение глубин. экскурсию на второй участок рыб- ______ ___ ................ ....... Я думаю, что промысловый от- ного порта. Инженер-механизатор ся центральныйт 'рехм етровый I дел Флота сумеет сделать соответ- тов. Попов ознакомил юных гостей грунтроп. ствующие расчеты й составит таб- с работой портальных кранов. Такой вырез можно рекомендо- “ аждые 50 метР°в ™Уби' Школьники наблюдали за процес- вать и при жестко набитом цент- ™ ™ ^ ~ ению гюдъемной си* сом разгрузки угля с лихтера «Ве- ральном трехметровом г р у п п е на всех траулерах. Он не только бобенцев и по уменьшению отри- крыльев С а ТУн Г „ Т Й ' Ж £ “ 6° ' у в е л и ^ н и и ^ р т и к а л ы м ^ЖрадкрьГ " » ™ е л Ьн„й „^Г уТ ес”™ '“ Т а " Профсокшая б и Ь ш т а а рьймго тия тте™ й вертикального раскры- лых бобенцев Такие таблицы ^ порта подобрала литературу и вьюе- i ил орудии лиыа. легчат быстроту и правильность ■сила рекомендательные списки книг Даже если при вырезе трехмет- загрузки нижней подборы, что по повышению квалификации pial6o- уЛуЧШвНШ0 "I*™-™»- шения величины гужа стрелка про- я обращаюсь ко всем промыс- гиба грунтропа значительно умень- ловикам и руководителям флота с шится и практически им можно просьбой обменяться опытом ра пренеоречь. боты по затронутым в этой статье Для полноценной работы трала вопросам, высказать свои сообра- неюбходимо центральный грунтроп жения через нашу бассейновую набивать жестко при помощи, ле- газету «Рыбный Мурман». бедки. Это будет предохранять R KVrm imnR от порчи нижнюю пласть, умень- n п ^ о п ь ц и н . шит попадание камней и т. д. | Старший помощник капита- Траловый флот имеет на воору- на траулера «Гоголь ». ха» и снабжением топливом про мысловых судов. Лучший крановщик порта тов. Ковалев рассказал учащимся о сво их методах работы. Гости побывали на буксирных и промысловых судах, ознакомились с жизнью и бытом экипажей. В помощь повышению квалификации рабочих чих. Здесь могут найти необходимые пособия (кузнецы, токари, слесари, сварщики,, шоферы, каменщики, маг ляры и другие специалисты. I В о с е Траулер «Аскольд» 9 октября в 9 часов утра -пришел в порт и, по ука занию диспетчеров, стал на рейде. После этого диспетчерская служ ба совершенно забыла о том, что на судне находится 40 человек, продол жительное время не видевших бе рега. м ь ч а с о в н а р е й д е Согласно приказу по траловому флоту, части 'экипажа корабля, при бывающего до 12 часов дня, предо ставляется выходной день. Мы же простояли в 300 метрах от берега до 16 часов. Затем к нам прибыл .катер, а в 17 часов корабль поставили к причалу. Таким образом, в день при хода в порт люди томились от без- делия на борту корабля, а восполь зоваться по-настоящему отдыхом ни кто не мог. Н. ПЧЕЛЬНИКОВ. Капитан траулера «Аскольд». Украинская ССР. Коллектив строителей Каховского гидро узла готовится к сдаче гидросооружения. Досрочно завершен мон таж шестого, последнего гидроаг регата. На снимке: общий вид Каховского гидроузла. Фото Ю. Лихуты. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz