Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.

№ 125 (521), 20 октября 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ГУ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫСЛА Очень часто на промысле быва j г ..лгропе. так и на первых крыло- С Л У Ч Я И ПППКТППТ* Ш 1 Ж Ы Р И Г П Л r m - u r n n n a v Ы Р П ^ Г П Т Т И М П п я я - ют случаи порывов нижней пла сти трала. Часть промысловиков объясняет это плохими грунтами, другие — недостатками в кон струкции орудий лова. Как те, так и другие в какой-то степени пра­ вы, так как действительно флот иногда работает в районах с очень тяжелым грунтом и конструкции тралов у нас не идеальные, они имеют тот или другой недостаток. Но существует и другая причина порывов нижней пласти трала. Нижняя однорядная пласть в горизонтальной плоскости имеет вид правильной трапеции. Верхняя однорядная пласть одинакова с ней. Эти пласти сшиваются по бо­ ковым кромкам и если их про­ дуть, то они образуют усеченный конус с выпуклым срезом и с вог­ нутым основанием. В сечении основание при про­ дувке будет иметь вид правильно­ го круга. Но если спроектировать передние кромки при продувке на горизонтальную поверхность, то они будут иметь вид кривых, обра­ щенных выпуклостью в сторону мешка. Стрелка прогиба будет в данном случае максимальной при этом раскрытии. Такого идеального раскрытия никакие тралы не имеют. Кроме того, к передней кромке нижней пласти мы прикрепляем нижнюю подбору, а именно, центральный шестиметровый грунтроп. Крыло­ вые грунтропы прикрепляются к конусам и крыльям. Нижняя под­ бора ставится с таким расчетом, чтобы она вся шла по грунту. Сле­ довательно, если посмотреть на трал спереди, устанавливая свой глаз на уровне нижней подборы, то нижнюю подбору будем видеть в виде 'горизонтальной прямой. Так как нижняя пласть присоеди­ няется к грунтропу, то и она бу­ дет иметь по горизонтали вид прямой не только спереди, но и сверху, то-есть не иметь никакого прогиба в сторону мешка. Нижняя подбора на грунте, ес­ ли смоиреть на нее сверху, имеет вых грунтропах необходимо раз­ мещать около конусов, так как трал в районе конусов имеет зна­ чительную силу для подъема от­ рыва от грунта. Одновременно та­ кое размещение груза создает не одну силу оттягивания вершины параболы назад, а две силы, ко­ торые будут иметь точки натяже­ ния на обеих сторонах параболы, примерно в трех метрах от центра вершины. А это заставит вершину параболы принять более тупой вид. После этого можно изменить длину цепок. В районе конусов цепки остаются без изменения, а приближаясь к центру, их следует уменьшать. Все перечисленные меры не­ сколько улучшат работу трала, уменьшая рвань сетей и попада­ ние в них камней. Разберем несколько примеров. Часто в трал попадают мелкие камни размером меньше большо­ го металлического бобенца. Как они могли перевалиться через на­ битый грунтроп? Неужели нижняя подбора трала зарывается целиком в грунт? Конечно, нет. Единствен­ ная причина состоит в том, что при неправильной загрузке всех грунтропов, крылья ложатся и во­ локутся по грунту,'подрезая цеп­ ками и футропом посторонние предметы. Такое же положение и с нижней пластью. Вторая причина заключается в методе набивки центральных грун­ тропов. Можно с уверенностью сказать, что ни на одном траулере нет жестко набитого центрального грунтропа, который почти не под­ дается изгибу. А ведь набить так грунтроп можно при помощи ле­ бедки. Что при этом выигрывается? Во- первых, центральный грунтроп не прогибается, а если и прогибается, то незначительно; во-вторых, си­ лы натяжения распределяются рав­ номерно по всей пласти; в-треть­ их, нижняя пласть не имеет сла- вид параболы, или цепной линии, | бины и не ложится на грунт, а, обращенной вершинои к тралу. Причем вершина прикрепляется к нижней пласти. Заостренность вершины зави­ сит от нескольких причин. Основ­ ные причины следующие: горизон­ тальное раскрытие трала, разме­ щение груза на грунтропах и ме­ тод набивки грунтропов. Остановимся на двух последних причинах. Как влияет размещение груза на вид параболической кри­ вой грунтропов? Многие промысловики основное внимание уделяют на загрузку центрального грунтропа и мало об­ ращают внимания на крыловые грунтропы. Что получается при этом? Центр сильно утяжелен и тянет всю нижнюю подбору за вершину параболы назад, тем са­ мым заостряя вершину, вследствие чего нижние крылья около конусов и сами конусы ложатся на грунт, подтираются привязки цепок в этом районе, а в худшем случае рвутся крылья и конусы. Но это еще не все. Нижняя пласть получает большую слаби­ ну по центру, вследствие чего об­ разуется провес сетей, которые все время, волочась по грунту, или подтираются, или рвутся. Кроме того, происходит неравномерное распределение сил натяжения по всей пласти не только однорядной, но и двухрядной. Для избежания этого можно ре­ комендовать такую загрузку: на первые крыловые грунтропы от центрального ставить в два раза больше отрицательного груза на каждый грунтроп по сравнению с центральным, а на вторые крыло­ вые, если трал полнокрылый, оди­ наковый отрицательный груз с центральным. При этом необходи­ мо постоянно помнить, что основ­ ной груз как на центральном наоборот, поднимается немного вы­ ше; в-четвертых, конусы и крылья не ложатся, чем уменьшается воз­ можность их рвани; в-пятых, зна­ чительно сокращается попадание посторонних предметов в трал и наконец, в-шестых, несколько уве­ личится горизонтальное раскрытие орудий лова. На траулерах типа «Пушкин» можно рекомендовать и ставить жестким трехметровый централь­ ный грунтроп и одновременно де­ лать вырез в нижней пласти. Вы­ рез этот нужно делать следующим образом: весь нижний гуж, то- есть 100 ячей вырезаются в виде трапеции, имеющей сбавку в каж­ дом ряду по одной ячее. Всего вы­ резается 25 рядов. Таким образом, нижний гуж будет иметь 50 ячей, к которому и будет присоединять- жении металлические кухтыли и бобенцы разных размеров. На практике встречаются такие слу­ чаи, когда траулеры, работая в од­ ном районе, имеют хорошие уло­ вы. Но стоит им перейти в другой район, как часть траулеров имеет проловы. Для примера возьмем Централь­ ный район. Грунтовые условия как на глубинах 150— 170 метров, так и на глубинах 2 5 0—300 метров здесь почти одинаковые. Нижняя подбора обычно вооружается ме­ таллическими бобенцами диамет­ ром 400 мм., с добавлением не­ большого груза, так как считается, что эти бобенцы имеют отрица­ тельную пловучесть. И вот слу­ чается, что стоит траулеру резко увеличить глубину, как трал не ловит рь/бу, в то время как другие корабли на этих же глубинах бе­ рут хорошие уловы. Такие же слу­ чаи наблюдаются и при вооруже­ нии нижней подборы большими металлическими бобенцами, не­ смотря на то, что на каждый бобе- нец ставится по две больших чушки. Трал, имеющий одинаковую под­ бору, часто на меньших глубинах ловит лучше рыбу, чем на боль­ ших при одинаковой концентрации рыбы. В чем же причина пролова? В таких случаях причину обыч­ но ищут во всем, кроме нижней подборы. Изучая детально этот вопрос, можно прийти к выводу, что пролов объясняется нижней подборой. Прежде всего нужно правильно производить загрузку грунтропов. Если траулер с мелких глубин пе­ реходит на большие, то обязатель­ но необходимо проверить загруз­ ку грунтропов и добавить допол­ нительный груз. Необходимо учесть, что металлические бобен­ цы диаметром 400 мм. на боль­ ших глубинах имеют меньшую от­ рицательную пловучесть, а воз­ можно имеют даже положитель­ ную пловучесть на глубинах более 250 метров. Поэтому нечего боять­ ся утяжеления подборы. Промыс­ ловики обычно определяют, идет или не идет трал по грунту по степени блеска бобенцев. Но это не всегда верно. Кроме того, нуж­ но учитывать, что металлические кухтыли на больших глубинах имеют большую подъемную силу, чем на мелких глубинах. Совершенно верно делает капи­ тан тов. Копытов, который загру- Помощь подшефной школе Большую помощь в подготовке к | бят 60 пар лыж, брусья, переклади- новому учебному году оказал подшеф­ ной школе № 4 г. Мурманска кол­ лектив тралового флота. В период летних каникул в школу прибыл представитель шефов, чтобы договориться, как нужно1 быстрее л лучше подготовить к началу занятий учебные кабинеты и обеспечить их необходимыми механизмами и инст­ рументами. За короткий срок флотские органи­ зации оборудовали в школе кабинет машиноведения, установив в нем ма­ кет паровой машины и автомобиля. Электромеханический кабинет по­ полнился новыми приборами и ин­ струментами. Полностью обеспечена инструментами и слесарная мастер­ ская. В настоящее время закончено оборудование столярной мастерской. Большую помощь школе оказали шефы и в подготовке к спортивной зиме. Траловый флот закупил для ре- ны, маты, лыжные ботинки и другой спортивный инвентарь. Хорошо налажена живая связь между шефами и учащимися. Моряки часто бывают в своих подшефных классах, выступают на собраниях, вечерах, пионерских сборах с инте­ ресными докладами и беседами. В свою очередь школьники совершают экскурсии на корабли. Стремясь оказать помощь школе в развитии художественной самодея­ тельности, общественные организа­ ции флота подарили школьникам ба­ ян и выделили денежные средства на приобретение струнного оркестра. На днях общественность школы направила коллективу моряков тра­ лового флота сердечную благодар­ ность за помощь и внимание/ кото­ рые они оказывают своим подшеф­ никам. Успешный рейс траулера „Ворошиловград" После 48неурочного плавания в порт вооврдаился 'рефрижераторный траулер «Ворошиловград». Команда судна вела промысел в новом отдаленном районе — у ост­ рова Ньюфаундленда. На базу доставлен полный груз рыбопродук­ ции. 'К выгрузке предъявлено более шестисот тонн свежемороженого окуня, палтуса и 'трескового филе. Из рейса доставлено также около 20 тысяч банок консервов, 50 тонн рыбной муки и несколько тонн рыбь­ его жира. На г р а д ы В проходившем недавно общест­ венном смотре технического состоя­ ния судов и механизмов моряки пор­ тового флота приняли самое актив­ ное участие. 12 октября в красном уголке порта состоялся вечер, на котором был зачитан приказ Министра рыб­ ной промышленности C00P тов. Ишкова об итогах смотра и вручены вначки «Отличник социалистическо­ го соревнования рыбной промыш­ ленности СООР» лучшим участникам смотра. Среди награжденных — боцман жает нижнюю подбору с таким p a - 1буксирного парохода «Норвежец» счетом, чтобы не только погасить [тов. Нвкин, старший кочегар бук- и дать отрицательную пловучесть нижней подборе, но и учитывает подъемную силу всех кухтылей, ставя дополнительный груз на нижнюю подбору, чтобы погасить л у ч ш И м сирного парохода «Портовик» тов. Лебедева, начальник судоазай радио­ станции буксирного парохода «Бога­ тырь» тов. Вальков и другие. Благодаря за награды, капитан парохода «Норвежец» тов. Ануфриев и начальник судовой радиостанции тов. Вальков -заверили руководство порта, что и впредь они будут рабо­ тать еще более честно. С приветствием к награжденным от руководства порта выступил на­ чальник портфлота тов. Кривов. От профсоюзной организации пе­ редовиков приветствовал 'Председа­ тель портового комитета профсоюза тов. Тихолав. Э к с к у р с и я на п р о и з в о д с т в о На днях учащиеся 7 «<а» класса подъемную силу кухтылей. Необ- „ ш 1 ^ 1 ходимо в его метод внести только 'МУРмансК(ш школы № 5 совершили корректив на изменение глубин. экскурсию на второй участок рыб- ______ ___ ................ ....... Я думаю, что промысловый от- ного порта. Инженер-механизатор ся центральныйт 'рехм етровый I дел Флота сумеет сделать соответ- тов. Попов ознакомил юных гостей грунтроп. ствующие расчеты й составит таб- с работой портальных кранов. Такой вырез можно рекомендо- “ аждые 50 метР°в ™Уби' Школьники наблюдали за процес- вать и при жестко набитом цент- ™ ™ ^ ~ ению гюдъемной си* сом разгрузки угля с лихтера «Ве- ральном трехметровом г р у п п е на всех траулерах. Он не только бобенцев и по уменьшению отри- крыльев С а ТУн Г „ Т Й ' Ж £ “ 6° ' у в е л и ^ н и и ^ р т и к а л ы м ^ЖрадкрьГ " » ™ е л Ьн„й „^Г уТ ес”™ '“ Т а " Профсокшая б и Ь ш т а а рьймго тия тте™ й вертикального раскры- лых бобенцев Такие таблицы ^ порта подобрала литературу и вьюе- i ил орудии лиыа. легчат быстроту и правильность ■сила рекомендательные списки книг Даже если при вырезе трехмет- загрузки нижней подборы, что по повышению квалификации pial6o- уЛуЧШвНШ0 "I*™-™»- шения величины гужа стрелка про- я обращаюсь ко всем промыс- гиба грунтропа значительно умень- ловикам и руководителям флота с шится и практически им можно просьбой обменяться опытом ра пренеоречь. боты по затронутым в этой статье Для полноценной работы трала вопросам, высказать свои сообра- неюбходимо центральный грунтроп жения через нашу бассейновую набивать жестко при помощи, ле- газету «Рыбный Мурман». бедки. Это будет предохранять R KVrm imnR от порчи нижнюю пласть, умень- n п ^ о п ь ц и н . шит попадание камней и т. д. | Старший помощник капита- Траловый флот имеет на воору- на траулера «Гоголь ». ха» и снабжением топливом про­ мысловых судов. Лучший крановщик порта тов. Ковалев рассказал учащимся о сво­ их методах работы. Гости побывали на буксирных и промысловых судах, ознакомились с жизнью и бытом экипажей. В помощь повышению квалификации рабочих чих. Здесь могут найти необходимые пособия (кузнецы, токари, слесари, сварщики,, шоферы, каменщики, маг ляры и другие специалисты. I В о с е Траулер «Аскольд» 9 октября в 9 часов утра -пришел в порт и, по ука­ занию диспетчеров, стал на рейде. После этого диспетчерская служ­ ба совершенно забыла о том, что на судне находится 40 человек, продол­ жительное время не видевших бе­ рега. м ь ч а с о в н а р е й д е Согласно приказу по траловому флоту, части 'экипажа корабля, при­ бывающего до 12 часов дня, предо­ ставляется выходной день. Мы же простояли в 300 метрах от берега до 16 часов. Затем к нам прибыл .катер, а в 17 часов корабль поставили к причалу. Таким образом, в день при­ хода в порт люди томились от без- делия на борту корабля, а восполь­ зоваться по-настоящему отдыхом ни­ кто не мог. Н. ПЧЕЛЬНИКОВ. Капитан траулера «Аскольд». Украинская ССР. Коллектив строителей Каховского гидро­ узла готовится к сдаче гидросооружения. Досрочно завершен мон­ таж шестого, последнего гидроаг регата. На снимке: общий вид Каховского гидроузла. Фото Ю. Лихуты. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz