Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.

17 (513), 2 октября 1956 г. О внедрении новой техники в прибрежный промысел До Отечественной войны на прн- >жном промысле в Баренцевом мо- техника добычи была весьма при- тивной: ловили треску ярусом с , а дрифтерную сельдь с так назы- емых «касаток» — небольших ло­ вя нных моторно-парусных боги- >в. И те и другие суда были мало­ доходны, а методы лова — мало- доилводительны. Прибрежный про- ысел ограничивался полосою в — 10 миль от берета. После войны в прибрежном про- ыеле появилось значительно более ореходное судно — композитная асатка, имевшая право плавания же в пределах 100 миль от берета, фактически уходившая намного 1лыие. Выдерживая штормы любой 1 лы, она имела просторную неза- гроенную палубу, позволявшую об­ катывать значительно большее оличество сетей, по сравнению со гарой касаткой. В 1945 году было предложено во- ружить композитную касатку ма- ым тралом, обеспечивающим рабо- у судна в течение круглото года на равнительно большой акватории, ьомпо'зитная касатка, вооруженная 1 алым тралом, стала именоваться <малым рыболовным траулером». В следующем году на касатке установили механизированный сете­ подъемный дрифтерный рол, значи­ тельно облегчавший и ускорявший работу с дрифтерным порядком. Таким образом, рыбная промыш­ ленность Мурмана обогатилась но­ вым типом судна универсального ха­ рактера, вооруженного тремя видами орудий лова: малым тралом, дриф­ терным порядком и кошельковым не­ водом. Эта универсальность судна нового типа позволяла ему облавливать с помощью трала обильные косяки трески, когда они в первой половине года подходят к беретам Мурмана. На смену трески появляется сельдь, ко­ торую те же суда берут при помощи дрифтерных сетей. Когда концентра­ ция сельди достигает большой вели­ чины, суда переходят на третий вид лова — кошельковым неводом, обес­ печивающим большие уловы, до­ стигающие за один замет 30 тонн сельди, а иногда и больше. Таким образом, композитная ка- | сатка явилась первым на Барен­ цевом море судном типа траулер — дрифтер сейнер. Добыча рыбы в прибрежном промысле с их помощью стала быстро расти. Так, если в 1948 году на прибрежном лову было добыто 79211 центнеров рыбы, то в 1954 году добыча составила уже 225456 центнеров. Производитель­ ность труда повысилась почти в три раза. Об этом убедительно говорят такие цифры. Если вылов, в пере­ счете на одного рыбака, в 1948 году составлял 70,3 центнера, то в 1954 году он вырос до 231,2 центнера. С появлением новой техники во флоте и связанным с ней увеличе­ нием добычи, естественно, следова­ ло немедленно подтянуть и берего­ вое хозяйство: увеличить длину при­ чальных линий, значительно расши­ рить приемку рыбы, вооружить мо­ торно-рыболовные станции хотя бы небольшими ремонтными мастерски­ ми. К сожалению, этого не было сде­ лано, вследствие чего возникла дис­ пропорция между добывающей спо­ собностью флота и способностью бе­ рега его обслуживать. В 1954 году на вооружение мо­ торно-рыболовных станций стали поступать суда нового типа, так на­ зываемые сейнеры «РС-300». В два раза мощнее композитных касаток, они имеют экипаж на 30 процентов больше, работают 18-метровым тралом, вооружены эхолотом и ра­ диопеленгатором. Кроме трала, они способны работать дрифтерными се­ тями и кошельковым неводом. Вме­ сте с тем, на «РС-300» обнаружился и ряд недостатков. Так, траловая лебедка на них установлена с тяго­ вым усилием в 2,5 тонны, что поз­ воляет применять лишь 18-метро­ вый трал, в то время как мощность двигателя в 300 сил могла бы обес­ печить ей возможность работы с 23-метровым тралом. На сейнере «РС-300» нет рабочих мачт, облег­ чающих подъем орудий лова, допу­ щена чрезмерная седловатость в но­ совой части судна, что при обледе­ нении палубы затрудняет труд лов­ цов. Да фальшборте применено леер- ное устройство, мешающее работе с орудиями лова, корма сделана тран­ цевой формы. В настоящее время разработан но­ вый тип «РС-300», успешно про­ шедший испытания на Охотском мо­ ре. Он будет внедряться и на Ба­ ренцевом море. Первое судно долж­ но поступить к нам на вооружение в четвертом квартале этого года. До конца шестой пятилетки таких су­ дов поступит несколько десятков. В новый тип «РС-300» внесен ряд улучшений. Он длиннее сущест­ вующего сейнера на 5 метров, обла­ дает лучшими мореходными качест­ вами. Вместо 2,5-тонной лебедки установлена 4-тонная, позволяю­ щая перейти на 23 -метровый трал. Однако ряд недостатков в новом типе «РС-300» сохранился. Так, у него опять не установлено мачтовое устройство, сохранено леерное ограждение на фальшбортах, оста­ лась чрезмерная седловатость носо­ вой части палубы, сохранилась тран­ цевая корма. Несмотря на увеличение длины судна на 5 метров, наиболее цепная для производства центральная часть палубы между траловой лебедкой и сходом в жилое помещение не толь­ ко не увеличилась, но даже умень­ шилась на одну четверть метра. Вдо­ бавок она загромождена централь­ ными и бортовыми роульсами. Несмотря на увеличение размеров судна и возросшую его производи­ тельность вследствие применения 23-метрового трала, вместо 18-мет­ рового, количество экипажа на новом «РС-300» пропорционально не уве­ личено, а уменьшено на одного че­ ловека. Если на существующем сейнере при суточных уловах, превышающих 10 тонн, наличного состава экипа­ жа в количестве 16 человек не хва­ тает для шкерки рыбы и судно ложится в дрейф, то тем более не хватит для уборки рыбы 15 человек на новом типе «РС-300»,>уловы ко­ торого должны значительно превы­ сить существующие. Наличие таких досадных дефек­ тов на судне нового типа следует объяснить тем, что при его проек­ тировании ни проектировщики, ни специалисты Министерства, разраба­ тывавшие задания, не дали себе тру­ да приехать в Мурманск, чтобы на месте посоветоваться с рыбаками, имеющими опыт в эксплуатации по­ добных кораблей. Министерство рыб­ ной промышленности при внедрении новой техники игнорирует мнение местных организаций, не вызывает их представителей при обсуждении заданий и разработанных проектов судов, навязывает заключение до­ говоров на постройку новых судов, не присылал их проектов. Как мы уже указывали, добыча рыбы с 1948 года по. 1954 год уве­ личилась в три раза. В течение ше­ стой пятилетки она возрастет еще в два раза, пропорционально увеличе­ нию количества промысловых судов. Флот растет и качественно. Между тем беретовое хозяйство продолжает оставаться таким же, ка­ ким оно было 10 лет тому назад. Длина причальных линий не увели­ чивается. Техника разгрузки судов не совершенствуется и темпы ее продолжают оставаться, в лучшем случае, на уровне 4 тонн в час. Суда простаивают в ожидании ремонта, так как не хватает судоремонтных средств. Простаивают они и при снабжении. Говорят, что в наших портах по­ бережья, таких, например, как Порт- Владимир, нет удобных мест для за­ стройки, а в таких губах, как Тери- берская, невозможно соорудить мол ограждения места стоянки судов. Но ведь никто до сих пор всерьез про­ ектированием рыбных портов на по­ бережье не занимался. Например, в Порт-Владимире, действительно от­ личающемся неприступностью сво­ их скалистых берегов, между МРС и рыбозаводом имеется обширная от­ мель, засыпка которой позволит увеличить длину новой причальной линии на ,500 метров, что полностью удовлетворит потребность МРС в складах, мастерских, вешалах. Для ограждения гаваней от при­ бойной волны следовало бы заняться разработкой предложения капитана тов. Полторацкого о применении глу­ боководных пловучих бонов огражде­ ния. Разрешение подобных вопросов относится к компетенции Главмур- манрыбпрома. Он должен немедленно приступить к разработке проекта комплексного развития беретового хозяйства. Диспропорция, наблюдающаяся между развитием флота и берега и продолжающая угрожающе расти, должна быть срочно ликвидирована. Н. ВАСИЛЬЕВ. Старший инспектор по экс­ плуатации флота Управле­ ния по делам рыболовецких колхозов и МРС. Передовая работница жестя­ но-баночной фабрики Мурман­ ского рыбокомбината К. Андрю­ щенко систематически перекры­ вает нормы выработки. В авгу­ сте она добилась выполнения производственных показателей на 235 процентов. Свои успехи на производстве передовая работница посвящает 39-й годовщине Великой Ок­ тябрьской социалистической ре волюции. В честь праздника она решила добиться еще более вы­ соких показателей в работе, чтобы порадовать Родину новы­ ми успехами социалистического труда. На снимке: К. АНДРЮЩЕН­ КО за браковкой жести. Фото Б. Алексеева. Судам—нормальную связь Трудно представить в настоящее снизил темпы добычи рыбы, и эки- время жизнь и работу промысловых !пажи ряда судов, борющиеся за вы- В ы с о к а я в ы р а б о т к а Механический цех наполнен мер- похвалой отзываются в цехе о то- (было обработать разъемы нижних ным гулом станков. За каждым из них сосредоточенно трудятся люди. Коллектив этого важнейшего произ­ водственного участка судоремонтно­ го завода Главмурманрыбпрома сей­ час имеет наиболее высокие показа­ тели. Он несет трудовую вахту, по­ священную 39-й годовщине Вели­ кой Октябрьской социалистической революции. В честь всенародного праздника станочники обязались вы­ полнить октябрьскую программу не менее чем на 120 процентов. Многие станочники показывают образцы самоотверженного труда. С каре тов. Богданове. Ему ежедневно приходится изготовлять самые раз­ личные детали. Это связано с из­ вестными трудностями. Но опытно­ му специалисту они не страшны. Сменная выработка тов. Богданова составляет не ниже 250 процентов. Еще более высокие показатели у токаря тов. Мирошниченко, кото­ рый известен в цехе как активный рационализатор. В субботу 29 сентября тов. Ми­ рошниченко получил срочное зада­ ние. Для средних траулеров надо половинок мотылевых подшипников, выточить 12 поршневых колец ком­ прессоров, обработать скалку водо- помпы главного двигателя и выто­ чить уплотнительные кольца. По нормам на все эти работы отводи­ лось 23 часа. До предела уплотнив рабочий день, тов. Мирошниченко сумел выполнить ответственное за­ дание за 6 часов. Сейчас в механическом цехе нет ни одного рабочего, который не выполнил бы сменных норм. ю. мошков. судов без радио и навигационных приборов. Исправность эхолота, пе­ ленгатора, радиостанции, оператив­ ность в работе радиста обеспечивают успешный труд на промысле, спо­ собствуют .увеличению добычи сельди. На тех средних траулерам, где ра­ ботают опытные, технически гра­ мотные и любящие свое дело ради­ сты, там, как правило, экипажи по­ стоянно наращивают темпы добычи. >На 'сельдяном флоте есть немало радистов, которые своим честным, добросовестным трудом 'обеспечивают судам бесперебойную связь, до кон­ ца используют эхолоты и радиопе­ ленгаторы, отлично справляются с обработкой служебной и личной кор­ респонденции. К таким специалистам относятся радисты тт. Журавлев, Сухоиван, Смоляков, Кузьмичев, Злобин, Фролов, Михайлов, Двинии, Уткин и многие другие. Эти товарищи отлично овладели своей специальностью, повседневно повышают технические знания, не допускают в работе поломок, ава­ рий, своевременно1предупреждая их, ремонтируя приборы и аппаратуру своими силами. Этим они оказыва­ ют огромную помощь командованию кораблей. Судоводительский состав на этих траулерах всегда находится в курсе всех дел отряда и флота, в целом всегда имеет -ясное представле­ ние, в каком районе имеется сельдь и куда следует вести судно, чтобы добиться хороших результатов в труде. Большую pai6oTy по ремонту эхо­ лотов и радиоаппаратуры непосред­ ственно на промысле производят ра­ диотехники тт. Карцев, Литвиненко, Муранов, Тюрдеев, инженеры тт. Ка­ лашников и Совва.. Бывает, что на судак необходимо срочно исправить радио или навигационные приборы. В таких случаях, не считаясь со вре­ менем, эти товарищи опускаются на суда и устраняют недостатки, дают радистам хорошие практические со­ веты. Тошво за август радиотехни­ ки и инженеры произвели ремонт, осмотр эхолотов и радиостанций на более чем половине судов сельдяно­ го флота. Однако у нас еще имеется немало случае®, (когда радисты из-за мало­ опытноеда и плохого отношения к своим обязанностям не обеспечива­ ют суда нормальной связью. Так, на среднем траулере № 4202 рабо­ тал радист Усков. Он часто подво­ дил командование корабля в выбо­ ре районов промысла, в определении мест для выметки сетей. Получалось это в результате того, что радист плохо разбирался в аппаратуре, пу­ тал, давал неправильные сведения. В итоге средний траулер № 4202 лов 10— 10,5 тысяч центнеров сель­ ди, обогнали его. Плохую помощь оказывают экипа­ жам своих судов радисты тт. Митя- гин, Квашнин со средних траулеров №№ 435 и 151. Не все радисты стараются повы­ шать свои технические знания, ра­ ботают со «старым багажом», в ре­ зультате нарушаются правила экс­ плуатации ’аппаратуры и приборок; они не могут выполнять даже самую элементарную работу. На многих судах, например, на средних траулерах №№ 427, 331, 837, 680 и других плохо работают трансляционные узлы. Они отрабо­ тали уже по несжольку лет и, есте­ ственно, требуют полной замены не только многих деталей, но даже де­ монтажа. Такое положение, объясняется тем, что в порту, в частности на су­ доремонтном заводе Главмурманрыб­ прома, мало еще делают для того, чтобы выпускать в море суда с от­ лично отремонтированной аппара­ турой. Специалистам из радиоцеха завода нужно не затягивать ремонт­ ные работы до момента отхода судна в море, а производить ремонт свое­ временно в присутствии и при непо­ средственном участии радистов. Не­ обходимо также обязать и судовых связистов, чтобы они перед отходом судна тщательно в присутствии группового радиотехника, проверяли исправность аппаратуры и ее готов­ ность к работе. Немало претензий можно выска­ зать и в адрес отдела связи «Мур- мансельди». Часто там назначают радистов на суда перед самым их выходом на щюмыюел, не познакомив даже как следует с радиостанцией. В таких случаях |радисты не знают «больных мест» своих раций. В слу­ чае выхода аппаратуры из строя приходится тратить много времени, чтобы устранить тот или иной де­ фект. Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство не жалеют средств, чтобы оснащать наши суда богатой современной мощной радио­ техникой и навигационными прибо­ рами. Священный долг каждого ра­ диста беречь эту аппаратуру, уха­ живать за ней, правильно и грамот­ но пользоваться ею, повышать свои знания, не допускать поломок, ава­ рий, а, используя ее до конца, оказы­ вать всемерную помощь промысло­ викам в наращивании темпов про­ мысла, в успешном выполнении го­ сударственного плана и приняггых социалистических обязательств. И.лисицинскии. Начальник связи сельдяной экспедиции «Мурман- сельдь». ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Читатели нашей газеты тт. Мале­ ев и Полевкин обратились в редак­ цию с жалобой на грубость мастера тарного цеха Мурманского рыбоком­ бината тов. Сенченко, который оскорблял рабочих нецензурной бранью. Письмо было направлено админи­ страции предприятия для принятия мер. Директор комбината, тов. Сазы- кин ответил редакции, что жалоба тт. Малеева и Полевкина подтверди­ лась. Мастер тов. Сенченко строго предупрежден.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz