Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.
17 (513), 2 октября 1956 г. О внедрении новой техники в прибрежный промысел До Отечественной войны на прн- >жном промысле в Баренцевом мо- техника добычи была весьма при- тивной: ловили треску ярусом с , а дрифтерную сельдь с так назы- емых «касаток» — небольших ло вя нных моторно-парусных боги- >в. И те и другие суда были мало доходны, а методы лова — мало- доилводительны. Прибрежный про- ысел ограничивался полосою в — 10 миль от берета. После войны в прибрежном про- ыеле появилось значительно более ореходное судно — композитная асатка, имевшая право плавания же в пределах 100 миль от берета, фактически уходившая намного 1лыие. Выдерживая штормы любой 1 лы, она имела просторную неза- гроенную палубу, позволявшую об катывать значительно большее оличество сетей, по сравнению со гарой касаткой. В 1945 году было предложено во- ружить композитную касатку ма- ым тралом, обеспечивающим рабо- у судна в течение круглото года на равнительно большой акватории, ьомпо'зитная касатка, вооруженная 1 алым тралом, стала именоваться <малым рыболовным траулером». В следующем году на касатке установили механизированный сете подъемный дрифтерный рол, значи тельно облегчавший и ускорявший работу с дрифтерным порядком. Таким образом, рыбная промыш ленность Мурмана обогатилась но вым типом судна универсального ха рактера, вооруженного тремя видами орудий лова: малым тралом, дриф терным порядком и кошельковым не водом. Эта универсальность судна нового типа позволяла ему облавливать с помощью трала обильные косяки трески, когда они в первой половине года подходят к беретам Мурмана. На смену трески появляется сельдь, ко торую те же суда берут при помощи дрифтерных сетей. Когда концентра ция сельди достигает большой вели чины, суда переходят на третий вид лова — кошельковым неводом, обес печивающим большие уловы, до стигающие за один замет 30 тонн сельди, а иногда и больше. Таким образом, композитная ка- | сатка явилась первым на Барен цевом море судном типа траулер — дрифтер сейнер. Добыча рыбы в прибрежном промысле с их помощью стала быстро расти. Так, если в 1948 году на прибрежном лову было добыто 79211 центнеров рыбы, то в 1954 году добыча составила уже 225456 центнеров. Производитель ность труда повысилась почти в три раза. Об этом убедительно говорят такие цифры. Если вылов, в пере счете на одного рыбака, в 1948 году составлял 70,3 центнера, то в 1954 году он вырос до 231,2 центнера. С появлением новой техники во флоте и связанным с ней увеличе нием добычи, естественно, следова ло немедленно подтянуть и берего вое хозяйство: увеличить длину при чальных линий, значительно расши рить приемку рыбы, вооружить мо торно-рыболовные станции хотя бы небольшими ремонтными мастерски ми. К сожалению, этого не было сде лано, вследствие чего возникла дис пропорция между добывающей спо собностью флота и способностью бе рега его обслуживать. В 1954 году на вооружение мо торно-рыболовных станций стали поступать суда нового типа, так на зываемые сейнеры «РС-300». В два раза мощнее композитных касаток, они имеют экипаж на 30 процентов больше, работают 18-метровым тралом, вооружены эхолотом и ра диопеленгатором. Кроме трала, они способны работать дрифтерными се тями и кошельковым неводом. Вме сте с тем, на «РС-300» обнаружился и ряд недостатков. Так, траловая лебедка на них установлена с тяго вым усилием в 2,5 тонны, что поз воляет применять лишь 18-метро вый трал, в то время как мощность двигателя в 300 сил могла бы обес печить ей возможность работы с 23-метровым тралом. На сейнере «РС-300» нет рабочих мачт, облег чающих подъем орудий лова, допу щена чрезмерная седловатость в но совой части судна, что при обледе нении палубы затрудняет труд лов цов. Да фальшборте применено леер- ное устройство, мешающее работе с орудиями лова, корма сделана тран цевой формы. В настоящее время разработан но вый тип «РС-300», успешно про шедший испытания на Охотском мо ре. Он будет внедряться и на Ба ренцевом море. Первое судно долж но поступить к нам на вооружение в четвертом квартале этого года. До конца шестой пятилетки таких су дов поступит несколько десятков. В новый тип «РС-300» внесен ряд улучшений. Он длиннее сущест вующего сейнера на 5 метров, обла дает лучшими мореходными качест вами. Вместо 2,5-тонной лебедки установлена 4-тонная, позволяю щая перейти на 23 -метровый трал. Однако ряд недостатков в новом типе «РС-300» сохранился. Так, у него опять не установлено мачтовое устройство, сохранено леерное ограждение на фальшбортах, оста лась чрезмерная седловатость носо вой части палубы, сохранилась тран цевая корма. Несмотря на увеличение длины судна на 5 метров, наиболее цепная для производства центральная часть палубы между траловой лебедкой и сходом в жилое помещение не толь ко не увеличилась, но даже умень шилась на одну четверть метра. Вдо бавок она загромождена централь ными и бортовыми роульсами. Несмотря на увеличение размеров судна и возросшую его производи тельность вследствие применения 23-метрового трала, вместо 18-мет рового, количество экипажа на новом «РС-300» пропорционально не уве личено, а уменьшено на одного че ловека. Если на существующем сейнере при суточных уловах, превышающих 10 тонн, наличного состава экипа жа в количестве 16 человек не хва тает для шкерки рыбы и судно ложится в дрейф, то тем более не хватит для уборки рыбы 15 человек на новом типе «РС-300»,>уловы ко торого должны значительно превы сить существующие. Наличие таких досадных дефек тов на судне нового типа следует объяснить тем, что при его проек тировании ни проектировщики, ни специалисты Министерства, разраба тывавшие задания, не дали себе тру да приехать в Мурманск, чтобы на месте посоветоваться с рыбаками, имеющими опыт в эксплуатации по добных кораблей. Министерство рыб ной промышленности при внедрении новой техники игнорирует мнение местных организаций, не вызывает их представителей при обсуждении заданий и разработанных проектов судов, навязывает заключение до говоров на постройку новых судов, не присылал их проектов. Как мы уже указывали, добыча рыбы с 1948 года по. 1954 год уве личилась в три раза. В течение ше стой пятилетки она возрастет еще в два раза, пропорционально увеличе нию количества промысловых судов. Флот растет и качественно. Между тем беретовое хозяйство продолжает оставаться таким же, ка ким оно было 10 лет тому назад. Длина причальных линий не увели чивается. Техника разгрузки судов не совершенствуется и темпы ее продолжают оставаться, в лучшем случае, на уровне 4 тонн в час. Суда простаивают в ожидании ремонта, так как не хватает судоремонтных средств. Простаивают они и при снабжении. Говорят, что в наших портах по бережья, таких, например, как Порт- Владимир, нет удобных мест для за стройки, а в таких губах, как Тери- берская, невозможно соорудить мол ограждения места стоянки судов. Но ведь никто до сих пор всерьез про ектированием рыбных портов на по бережье не занимался. Например, в Порт-Владимире, действительно от личающемся неприступностью сво их скалистых берегов, между МРС и рыбозаводом имеется обширная от мель, засыпка которой позволит увеличить длину новой причальной линии на ,500 метров, что полностью удовлетворит потребность МРС в складах, мастерских, вешалах. Для ограждения гаваней от при бойной волны следовало бы заняться разработкой предложения капитана тов. Полторацкого о применении глу боководных пловучих бонов огражде ния. Разрешение подобных вопросов относится к компетенции Главмур- манрыбпрома. Он должен немедленно приступить к разработке проекта комплексного развития беретового хозяйства. Диспропорция, наблюдающаяся между развитием флота и берега и продолжающая угрожающе расти, должна быть срочно ликвидирована. Н. ВАСИЛЬЕВ. Старший инспектор по экс плуатации флота Управле ния по делам рыболовецких колхозов и МРС. Передовая работница жестя но-баночной фабрики Мурман ского рыбокомбината К. Андрю щенко систематически перекры вает нормы выработки. В авгу сте она добилась выполнения производственных показателей на 235 процентов. Свои успехи на производстве передовая работница посвящает 39-й годовщине Великой Ок тябрьской социалистической ре волюции. В честь праздника она решила добиться еще более вы соких показателей в работе, чтобы порадовать Родину новы ми успехами социалистического труда. На снимке: К. АНДРЮЩЕН КО за браковкой жести. Фото Б. Алексеева. Судам—нормальную связь Трудно представить в настоящее снизил темпы добычи рыбы, и эки- время жизнь и работу промысловых !пажи ряда судов, борющиеся за вы- В ы с о к а я в ы р а б о т к а Механический цех наполнен мер- похвалой отзываются в цехе о то- (было обработать разъемы нижних ным гулом станков. За каждым из них сосредоточенно трудятся люди. Коллектив этого важнейшего произ водственного участка судоремонтно го завода Главмурманрыбпрома сей час имеет наиболее высокие показа тели. Он несет трудовую вахту, по священную 39-й годовщине Вели кой Октябрьской социалистической революции. В честь всенародного праздника станочники обязались вы полнить октябрьскую программу не менее чем на 120 процентов. Многие станочники показывают образцы самоотверженного труда. С каре тов. Богданове. Ему ежедневно приходится изготовлять самые раз личные детали. Это связано с из вестными трудностями. Но опытно му специалисту они не страшны. Сменная выработка тов. Богданова составляет не ниже 250 процентов. Еще более высокие показатели у токаря тов. Мирошниченко, кото рый известен в цехе как активный рационализатор. В субботу 29 сентября тов. Ми рошниченко получил срочное зада ние. Для средних траулеров надо половинок мотылевых подшипников, выточить 12 поршневых колец ком прессоров, обработать скалку водо- помпы главного двигателя и выто чить уплотнительные кольца. По нормам на все эти работы отводи лось 23 часа. До предела уплотнив рабочий день, тов. Мирошниченко сумел выполнить ответственное за дание за 6 часов. Сейчас в механическом цехе нет ни одного рабочего, который не выполнил бы сменных норм. ю. мошков. судов без радио и навигационных приборов. Исправность эхолота, пе ленгатора, радиостанции, оператив ность в работе радиста обеспечивают успешный труд на промысле, спо собствуют .увеличению добычи сельди. На тех средних траулерам, где ра ботают опытные, технически гра мотные и любящие свое дело ради сты, там, как правило, экипажи по стоянно наращивают темпы добычи. >На 'сельдяном флоте есть немало радистов, которые своим честным, добросовестным трудом 'обеспечивают судам бесперебойную связь, до кон ца используют эхолоты и радиопе ленгаторы, отлично справляются с обработкой служебной и личной кор респонденции. К таким специалистам относятся радисты тт. Журавлев, Сухоиван, Смоляков, Кузьмичев, Злобин, Фролов, Михайлов, Двинии, Уткин и многие другие. Эти товарищи отлично овладели своей специальностью, повседневно повышают технические знания, не допускают в работе поломок, ава рий, своевременно1предупреждая их, ремонтируя приборы и аппаратуру своими силами. Этим они оказыва ют огромную помощь командованию кораблей. Судоводительский состав на этих траулерах всегда находится в курсе всех дел отряда и флота, в целом всегда имеет -ясное представле ние, в каком районе имеется сельдь и куда следует вести судно, чтобы добиться хороших результатов в труде. Большую pai6oTy по ремонту эхо лотов и радиоаппаратуры непосред ственно на промысле производят ра диотехники тт. Карцев, Литвиненко, Муранов, Тюрдеев, инженеры тт. Ка лашников и Совва.. Бывает, что на судак необходимо срочно исправить радио или навигационные приборы. В таких случаях, не считаясь со вре менем, эти товарищи опускаются на суда и устраняют недостатки, дают радистам хорошие практические со веты. Тошво за август радиотехни ки и инженеры произвели ремонт, осмотр эхолотов и радиостанций на более чем половине судов сельдяно го флота. Однако у нас еще имеется немало случае®, (когда радисты из-за мало опытноеда и плохого отношения к своим обязанностям не обеспечива ют суда нормальной связью. Так, на среднем траулере № 4202 рабо тал радист Усков. Он часто подво дил командование корабля в выбо ре районов промысла, в определении мест для выметки сетей. Получалось это в результате того, что радист плохо разбирался в аппаратуре, пу тал, давал неправильные сведения. В итоге средний траулер № 4202 лов 10— 10,5 тысяч центнеров сель ди, обогнали его. Плохую помощь оказывают экипа жам своих судов радисты тт. Митя- гин, Квашнин со средних траулеров №№ 435 и 151. Не все радисты стараются повы шать свои технические знания, ра ботают со «старым багажом», в ре зультате нарушаются правила экс плуатации ’аппаратуры и приборок; они не могут выполнять даже самую элементарную работу. На многих судах, например, на средних траулерах №№ 427, 331, 837, 680 и других плохо работают трансляционные узлы. Они отрабо тали уже по несжольку лет и, есте ственно, требуют полной замены не только многих деталей, но даже де монтажа. Такое положение, объясняется тем, что в порту, в частности на су доремонтном заводе Главмурманрыб прома, мало еще делают для того, чтобы выпускать в море суда с от лично отремонтированной аппара турой. Специалистам из радиоцеха завода нужно не затягивать ремонт ные работы до момента отхода судна в море, а производить ремонт свое временно в присутствии и при непо средственном участии радистов. Не обходимо также обязать и судовых связистов, чтобы они перед отходом судна тщательно в присутствии группового радиотехника, проверяли исправность аппаратуры и ее готов ность к работе. Немало претензий можно выска зать и в адрес отдела связи «Мур- мансельди». Часто там назначают радистов на суда перед самым их выходом на щюмыюел, не познакомив даже как следует с радиостанцией. В таких случаях |радисты не знают «больных мест» своих раций. В слу чае выхода аппаратуры из строя приходится тратить много времени, чтобы устранить тот или иной де фект. Коммунистическая партия и Со ветское правительство не жалеют средств, чтобы оснащать наши суда богатой современной мощной радио техникой и навигационными прибо рами. Священный долг каждого ра диста беречь эту аппаратуру, уха живать за ней, правильно и грамот но пользоваться ею, повышать свои знания, не допускать поломок, ава рий, а, используя ее до конца, оказы вать всемерную помощь промысло викам в наращивании темпов про мысла, в успешном выполнении го сударственного плана и приняггых социалистических обязательств. И.лисицинскии. Начальник связи сельдяной экспедиции «Мурман- сельдь». ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Читатели нашей газеты тт. Мале ев и Полевкин обратились в редак цию с жалобой на грубость мастера тарного цеха Мурманского рыбоком бината тов. Сенченко, который оскорблял рабочих нецензурной бранью. Письмо было направлено админи страции предприятия для принятия мер. Директор комбината, тов. Сазы- кин ответил редакции, что жалоба тт. Малеева и Полевкина подтверди лась. Мастер тов. Сенченко строго предупрежден.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz