Рыбный Мурман. 1956 г. Октябрь.
№ 123 (519), 16 октября 1956 г Р Ы Б Н Ы Й М 7 Р М А Н 3 Промысловое судовождение в новом районе На днях на средний траулер № 4225 пришли в гости уча щиеся 10-6 класса Мурманской школы № 12. Школьники за ключили договор на дружбу с моряками судна. Юные курсан ты знакомились с устройством корабля, с судовыми механиз мами. На снимке: радиометрист среднего траулера № 4225 А. И. ЛИСТОВ знакомит учащихся с судовым радиолокатором. Фото Б. Алексеева. Передовая бригада Очередная листовка-молния, которая вышла на Абрам-мысских 'Судоремонтных мастерских, сообща ет о том, что механическому цеху присуждено переходящее Красное знамя мастерских. Сентябрьский план здесь выпол нен на 112,1 процента. Достижению успеха в цехе помогла хорошая орга низация труда. Здесь стали практиковать вечер ние совещания мастеров. (На этих коротких деловых встречах подво- дяися итоги за день, обсуждаются задания на следующий. Это дало возможность упорядочить распреде ление работ между 'бригадами и уп лотнить иашрувку рабочих в тече ние смены. Налажена тесная взаимо связь между бригадами. Лучшей бригадой в цехе руководит Н. И. Кубришев. Она работает без брака и в дни предоктябрьского социалистического соревнования добивается высокой производительности труда. Промысловую работу траулер «Ашхабад» начал на юге от острова Шпицберген и продолжал на юго- восточном склоне Медвежинской бан ки. С самого начала рейса весь штурманский состав активно при нялся за изучение новых для нас электрорадионавигационных прибо ров. Вскоре мы убедились, что при боры работают безукоризненно, а штурманы хорошо освоили их экс плуатацию. В связи со сложной промысловой обстановкой в Баренцовом море нам было дано указание следовать к ме сту промысла траулера «Сверд ловск» к берегам Канады, на Нью фаундлендскую банку. Кроме нашего судна, туда был направлен и траулер «Н. Островский». Капитан тов. Беменко поставил перед судоводителями корабля зада чу по определению места судна на вигационными л астрономическими способами, бдительнее нести вахты в новых для нас условиях. Снявшись с Медвежинской банки 23 августа, мы рассчитывали обог нуть остров Исландия с юго-восточ ной стороны. Следуя водами Норвеж ского и Гренландского морей, а так же Атлантического океана, штурман ский состав использовал все возмож ности для определения места судна астрономическими способами. На каждой вахте, как правило, брались высоты солнца либо других небес ных светил и рассчитывались линии положения корабля. Точность своих определений мы часто сверяли со штурманами траулера «И. Остров ский». Периодически пользовались и определениями места судна с по мощью радиомаяков всенаправленно го действия «Бушмиле» и «Ставан гер», хотя это и было затруднено в связи с отсутствием специальных секторных карт. У беретов Исландии нам удалось сделать несколько навигационных определений по береговым примет ным пунктам. Кстати сказать, берега Исландии изобилуют характерными, далеко видимыми приметными пунк тами. Отдалившись от берегов, мы продолжали тщательно вести счисле ния. . 1 сентября около 4 часов после полуночи мы увидели огни траулера «Свердловск». Первые траления показали, что промысловая база здесь исключи тельно богата. Для ориентировки по глубинам нам был передан с трауле ра «Свердловск» промысловый план шет. Трачтирование происходило на глу бинах от 310 до 450 метров. Начали работу в восточной части Ньюфаунд лендской банки. Грунт здесь по рельефу ровный. Преобладает песок и гравий, а также слежавшийся ка мень. Однако на глубинах менее 310 метров были зарегистрированы задевы. Баеров вытравливали до 450 сажен, что при таких глубинах явно недостаточно. Тралмрование происходило, в ос новном, курсами северо-запад и юго- восток, или с севера на юг. Для луч шей ориентировки нами были уста новлены буи в начале и конце тра ления. Несколько раз определяли на правление и скорость течения. Было установлено, что течение в этом рай оне, в основном, идет на запад и се веро-запад, а временами на юго- восток. При этом скорость его не пре вышает 0,3— 0,5 узла. При тралении машине задавали от 70 до 85 оборотов в минуту в за висимости от состояния моря и кур са. Как правило, скорость судна, помимо гидравлического лага, опре делялась с помощью планширного лага. Ловился в новом районе преиму щественно окунь-клювач (точно та кой, как у нас на Копытовской бан ке) длиною до 35— 40 сантиметров. В качестве прилова попадалась крупная треска. Отдельные экземп ляры ее доходили до 135 сантимет ров. Попадались также крупные экземпляры белого палтуса. Концентрации здесь весьма значи тельные. За 35— 40 минут траления в некоторых местах попадало в трал до 10— 12 тонн рыбы. Интересно то обстоятельство, что на определенных склонах этой банки и определенных изобатах мы подни мали временами то более крупного окуня, то мелкого. В частности, если тралировали на глубинах 360— 2S0 метров, то замечали, что окунь попа дался более крупный, но подъемы его не превышали пяти тонн. На глуби нах же 420— 340 метров попадалось больше трески. В конце промысла траулер «Ворошиловград», работая на северном склоне банки, имел иодъемы почти одной трески, они доходили до 4— 5 тонн. Если за 19 суток промысла в Ба ренцевом море нами было добыто всего 152 тонны рыбы, то за время работы на Ньюфаундлендской банке за 14 суток мы добыли 362 тонны окуня и более 50 тонн трески. Суда тина «Пушкин» имеют боль шой радиус автономного плавания. Поэтому простые арифметические расчеты убедительно говорят о целе сообразности использования этого, хотя и отдаленного, но богатейшего промыслового района. Окуня мы брикетировали по 10 килограммов обезглавленного и по 8 килограммов с головами. Рыба нахо дилась в морозильных камерах по 3,5 часа, что вполне достаточно для ее качественной заморозки. Мне думается, что целесообразно брать окуня без голов, так как в этом случае его, естественно, можно взять больше. Более компактные по лучаются также брикеты, если их делать из обезглавленного окуня (крупного и мелкого вместе). Это спо собствует более полному использова нию кубатуры трюмов. Обработка окуня была организова на на палубе. В рыбосбо;>вик его опускать неудобно, так как он плохо скользит по каналам бункера. По этому на палубе установили три ры боразделочных стола, за каждым из них ставили по два рубщика. Затем рыба опускалась в вентиляторы ле вого и правого бортов. Верхняя часть Ход ЗА 50— 105 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР выполнения обязательств на11 октября 1956 г. Наименование траулеров . * • «о Я as о и ее о. 0 'Х & » 2 £ 1 S “ ■ | 2 s s ЙОн с ® 4 « я Н ® И С 1 с©со Т S П ^ й о 3 Й4 л 60 я ® сь ва СЭ ооо в ч t* н _ к» щXя Я g га 3. «Некрасов» «Добролюбов» «Гоголь» 100000 79895 214 105000 74835 219 70000 65496 — «Серафимович» 100000 60070 — «Пушкин» 75000 59391 217 «Достоевский» 85000 57977 225 «Салтыков- Щедрин» 75000 56601 — «Новороссийск» 68000 56095 230 «Чехов» 65000 54978 189 «Н. Островский» 75000 49269 — «Новиков- 60000 47398 — 70000 46308 149 60000 43456 175 50000 42076 194 70000 39991 153 50000 38233 192 55000 37596 165 50000 36676 172 70000 36448 163 50000 36415 187 «Благовещенск» 50000 35430 189 «Семга» 50000 35205 172 Прибой» «Кремль» «Ереван» «Сосновец» «Ижевск» «Каунас» «Моржовец» «Соловецкий» «Победа» «Азербайджан» «Тифон» «Лот» «Лавна» «.Кедровка» их была снабжена деревянными во- j «Златоуст» ронками. Оттуда рыба попадала с правого борта} непосредственно в моечную машину. Для обработки большого количест ва рыбы нам потребовалось система тически вызывать подвахту. Поэто му простоев из-за уборки уловов не было. Хочется выразить пожелание, что бы наши снабженцы обращали боль ше внимания на обеспечение кораб лей, уходящих в отдаленный район промысла, необходимым снаряже нием. Мы в этом рейсе испытывали большие затруднения в промысловом снабжении. Все это, конечно, отра- жалось на успехе нашей работы. А. АНТИПА. Старший помощник капи тана траулера «Ашхабад». рРУППУ курсантов Высшего мо- * реходного училища направля ли на производственную практику на плавбазе «Памяти Ильича». Бу дущие механики 'флота, в отглажен ной, ладно пригнанной форменной одежде стояли в отделе кадров «Мурмансельди» и шумно выражали свое недовольство. — Идти В' рейс на таком корабле? Что же это такое? Котел там ста рый, никуда не гадится. Из всех судов флота она самая тихоходная. Да что говорить, за вахту 22 мили проходит! Эх, не везет нам. — А вы не отчаивайтесь, — ска зали им в отделе кадров.— Практи ку на этом судне получите хоро шую. Машинная команда там боевая. Обратите особое внимание на работу старшего кочегара Попова. Виртуоз своего дела. Настоящий мастер огня. ... Плавбаза «Памяти Ильича» шла в Северную Атлантику. Ветер дул в скулу корабля, препятствуя его ходу. Сейчас многое зависело от умелой работы кочегаров. Сумеют они поднять хороший пар — судно преодолеет сопротивление ветра и не замедлит хода. А торопиться в рай он промысла нужно обязательно — средние траулеры стали брать бо гатые уловы. У топок кипела работа. Среди ко чегаров выделялся высокий строй ный человек, одетый в синю® рабо- М а с т е р огня на шее — повязка из лоскута марли. Его ловкие движения и быстрые действия говорили о том, что он много лет провел у топок. Порою пламя открытой топки ос вещало лицо этого человека. Оно выражало силу воли, энергию и уве ренность. Это был Николай Захаро вич Попов, старшина кочегаров. Посмотришь на такого человека и залюбуешься. Вот трудится, все от дает любимому делу. Труд у топок требует особого ма стерства. Чтобы держать пар на мар ке, обеспечивать необходимые обо роты машин и механизмов корабля, нужно тщательно изучить все по роды угля и научиться работать на различных слоях. На вахте вместе со старыми коче гарами стояли и курсанты-практи канты. Николай Захарович отбро сил в сторону лопату, вытер потное лицо лоскутом марли и стал расска зывать, как добиться в топке хоро шего жара, а в котлах держать пар на марке. — Наши суда снабжаются в ос новном воркутинским и силезским углем, — говорил старшина кочега ров. — По качеству они разные. Однако на них можно хорошо рабо тать. Грузят например, на судно крупный он или мелкий. При мел ком — работай на среднем слое, а при крупном — на толстом. Это да ет хорошие результаты, пар быстро поднимается. При крупном Силезском угле также требуется держать тол стый слой, почаще пользоваться резаком для прочистки колосников. Бросаешь в топку мелкий силезский уголь — держи тонкий слой. И в самом деле. Другие кочегары набросают много угля, так, что по том его и расшуровать трудно. Вро де и горит он, а жара нет, пар па дает, судно замедляет ход. А Ни колай Попов распахнет дверцу топ ки, легким движением пошурует ло миком — такой жар поднимается, что становится невыносимо стоять рядом. А на это у него уходит какое- то мгновение. Хорошо и легко работать кочега рам с Николаем Поповым. Он охот но передает молодежи свой богатый опыт. Это при его помощи кочегары тт. Рахубин и Гапна стали успеш но трудиться, быстро, без потери па ра производить чистку топок. — Главное в работе кочегара, — говорит Николай Захарович Попов, — любить свое дело, чувствовать! что ты своей работой даешь жизнь и ход кораблю. Бережно нужно от- «Заволжск» «Новгород» «Шекюна» «Амдерма» «Ярославль» «Шенкурск» «Аксай» «Хабаровск» «Мишуков» «Сатурн» «Марс» «Скумбрия» «Советск» «Стрелок» «Красно- гвардейск» 50000 34903 185 55000 34685 201 50000 34124 169 50000 33732 164 60000 33284 — 60000 32847 — 50000 32589 184 50000 32186 147 50000 31605 156 50000 31236 145 50000 30726 162 50000 30708 148 60000 30472 123 50000 30228 158 50000 28896 137 50000 27485 153 50000 26548 122 50000 26123 159 50000 25255 126 50000 21252 123 чую спецовку, на голове — берет, воркутинский уголь — определи носиться и к своему рабочему инст рументу. Ухаживай за ним, береги, и он никогда не подведет тебя в ра боте. Николай Захарович Попов плавает на плавбазе «Памяти Ильича» не так уж много, .с 1954 года. Однако и за это время он зарекомендовал се бя отличным специалистом, дисцип линированным, чутким и отзывчи вым товарищем. Даже на таких «старых» котлах, как у плавбазы, он со своими това рищами добивается высокой произ водительности труда. И пар держат на марке, и котлы ремонтируют са ми, и сэкономили за первое полуго дие три процента угля. В честь 39-й годовщины Великого Октября группа кочегаров плавбазы «Памяти Ильича» взяла обязатель ства держать пар не ниже 13 кило граммов, сэкономить угля не ниже 4 процентов, в порту производить ремонт по котельной части своими силами. Из четвертого рейса плавбаза «Памяти Ильича» вернулась на 5 суток досрочно, намного перевы полнив задание. В этом заслуга и группы кочегаров, руководимой Ни колаем Захаровичем Поповым. Вер нувшись из .рейса, курсанты-практи канты горячо благодарили мастера огня «за науку», они будут еще долго вспоминать свое плавание на этом судне. Е. САМОХИН. ЗА 10— 10,5 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ Ход выполнения обязательств на 11 октября 1956 г. №№ средних траулеров Социалисти ческие обязательства (в центнерах) Фактический вылов (в иент- нервУ Количества суток на лову с начала года) 4214 10000 7048 240 4202 10500 6886 248 4123 10500 6851 235 420 10000 6832 254 170 10000 6482 242 183 10000 6185 242 189 10000 6006 256 4218 10000 5865 254 4215 10000 5823 255 178 10000 5759 241 833 10000 5643 217 688 10000 5611 252 159 10000 5607 207 4122 10000 5322 213 223 10000 5099 204 По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо ра бочего рыбозавода № 1 Мурманско го рыбокомбината тов. Абашкина о том, что автомашины, доставляющие рабочих комбината в пос. Верхняя Роста, плохо оборудованы для рейсов в зимнее время. Директор комбината тов. Сазыкин ответил редакции, что в настоящее время одна из этих машин находит ся в ремонте, а затем будут отремон тированы и остальные.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz