Рыбный Мурман. 1956 г. Ноябрь.

№ 141 (537), 29 ноября 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Растут темпы промысла Получив разрешение флагмана, каштан траулера «Благовещенск» Виталий Федорович Зекин повел ко­ рабль от острова Харлов на Канин- свое мелководье. К «месту промысла прибыли ран­ ним утром. На горизонте виднелись десятки дымков работающих судов. После приема утренней сводки капитан дал указание своим помощ­ никам запеленговать траулеры, ко­ торые имели хорошие уловы, и сле­ довать к ним. П вот последовала команда: «Трал за борт!». Орудия лова были заранее подго­ товлены к работе. Поэтому спуск их в воду прошел быстро. Старший мастер по добыче рыбы — опытный промысловик. Алек­ сандр Иванович Мошков всегда в порядке содержит свое заведывание. На этот раз он, как обычно, со свои­ ми помощниками еще да переходе проверил распределение бобинцев и груза на нижней подборе трала, про­ смотрел правильность подвязки кух- тылей, прочность 'сетей. Любовь к делу, практический опыт помогают Мошкову своевременно определить перекос ваеров при ходе с тралом, избежать завертов орудий лова, бы­ стро устранить повреждения сетного полотна. П недаром на траулере «Благовещенск» хорошо обстоят де­ ло с суточным режимом траления, с экономией се'гематериалов. Первый подъем принес хороший улов. На палубу было поднято около двух тонн пикши. — Константин Васильевич, — подозвал к себе капитан вахтенного помощника Смирнова, — нужно бу­ дет придерживаться курса, которым сейчас шли. Не теряйте из видимо­ сти буя, при ходе учитывайте тече­ ния и ветер, чаще измеряйте глуби­ ны. Все данные обязательна заноси­ те в промысловый планшет. Когда в штурманской рубке про­ исходил этот разговор, на палубе кипела работа. Матросы и вышед­ шие на подвахту штурманы, меха­ ники, боцман, юнга, слесарь труди­ лись за тремя рыборазделочными столами. Быстро и умело владея головору- бами, матросы тт. Жуков и Емелья­ нов, занятые на обезглавливании рыбы, обеспечивали сырьем по 3— 4 шкерщика. Большим потоком посту­ пала в мойки разделанная пикша, а затем ссыпалась в трюмы. Матросы тт. Горшунов, Кузьмин, Кат и дру­ гие успевали за минуту разделы­ вать по 12 и даже по 16 рыбин. — Александр, — остановил мат­ роса ,тов. Кот старший мастер по обработке рыбы тов. Свиридов, — вот ты спешишь, а из брюшной по­ лости рыбы удаляешь не все внут­ ренности. А это же брак, сортность рыбы понижается. Рыбный мастер сделал замечание о недоброкачественной шкерке и боц­ ману тов. Медведеву. А затем встал сам за рыборазделочный стол и по­ казал, как нужно правильно разде­ лывать рыбу. Старший мастер по обработке ры­ бы Илья Петрович Свиридов — хо- Ш'ИЙ специалист, знающий свое дело. Он очень тщательно следит за разделкой уловов, не допускает бра­ ка в работе, борется за сохранение, высоких качеств рыбопродукции. В каждом рейсе Свиридов проводит за­ нятия по технологии обработки рыбы. Старания передового производст­ венника дают положительные ре­ зультаты. Как правило, рыба, до­ ставленная в порт, сдается сорт­ ностью выше плановой. Хорошо отзывается капитан и о работе машинной команды. Здесь под руководством старшего механика Григория Ивановича Сержанта об­ разцы труда показывают второй ме­ ханик тов. Скалкин, кочегары тт. Митор, Кузьменко. Успешно потрудился в море эки­ паж траулера «Благовещенск». В порт доставлено 173 тонны рыбы при рейсовом задании в 130 тонн. Старательно работали консервный мастер тов. Первушин и мастер по жиротоплению тов. Шелепутов. За время плавания они изготовили 15.000 банок консервов, вдвое боль­ ше плана. Значительно превысив го­ довую программу по выработке ■цен­ ной продукции, тт. Первушин и Шелепутов следующим выходом в море завершат свое социалистиче­ ское обязательство. Почти в два рати перевыполнил рейсовый план М1алшнист рыбомуч­ ной установки тов. Иванов, предъ­ явивший к выгрузке 14 тонн рыб­ ной муки. Вся эта продукция уже сдана в счет будущего года. — Рейсовое задание выполнено по всем показателям! — рапортуют Родине моряки траулера «Благове­ щенск». У них одно стремление — добиваться все больших успехов, бо­ роться за досрочное выполнение плана первого года шестой пяти­ летки. Правильный курс у моряков «Благовещенска». . Попутного им ветра! Б. ЧЕРВОВ. На вахте— Саша Варзугин Инструкция и действительность Как-то в январе прошлого года в отделе кадров обрати­ лись к капитану среднего 4 траулера № 4226 с просьбой взять учеником в машинное отделение молодого паренька. «Молодой, это не беда, лишь бы дело полюбил»,—ответил капитан и дал согласие. Так •в сельдяном флоте появился -еще один ученик моториста — Саша Варзугин. «Север­ ная фамилия», — шутили то­ варищи по работе, сразу при­ нявшие Сашу дружелюбно и полюбившие его как младше­ го брата за трудолюбие и ис­ полнительность, за неукроти­ мое желание все знать, все уметь. Шел ли ремонт, осмат­ ривался ли и изучался какой- либо капризный и наиболее сложный узел двигателя — ученик не только слушает и запоминает, но сам, своими руками делает то, что ему поручат. Теперь Саша Варзугин не ученик: с июня нынешнего года он моторист, полноправ­ ный член машинной команды. Полюбив судовую технику, став ее хозяином, он добросо­ вестно несет трудовую вахту, уверенно, как вы видите это на снимке, выполняет все команды, поступающие с капитанского мостика. И в том, что экипаж одержал большую победу, досрочно справившись с планом перво­ го года шестой пятилетки, есть заслуга н молодого спе­ циалиста. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. Предупреждать аварии судов на промысле В последнее время в Северной Атлантике участились случаи на­ рушения промысловой дисциплины и правил предупреждения столкно­ вения судов. Некоторые работники флота оправдывают это тем, что все флотилии сельдяных экспедиций значительно увеличились по коли­ честву судов, работают скученно, нередко в нескольких квадратах. Все это верно, но тем не менее ка­ питаны средних траулеров, все судоводители должны строго вы­ полнять правила предупреждения столкновения судов, никогда не за­ бывать, что лучше считать себя ближе к опасности, чем допустить притупление бдительности, особенно в дрейфе с сетями. Пренебрежение к этим правилам ведет к авариям, связанным с переметкой, сцепле­ нием порядков и потерей их. Ориентировку в темное время го­ да затрудняет большое количество огней на судах, работающих рядом, отсутствие светящихся буев на конце порядка. Еще год тому назад часть судов ставила такие буи, теперь они отсутствуют, а управле^ ние флота ничего не сделало для обеспечения ими всех кораблей. Из-за этого в случае потери по­ рядка поиски его затруднены. Некоторые капитаны судов как Мурманской экспедиции, так и других флотилий еще до выметки сетей включают рыболовные огни, вводят в заблуждение приближаю­ щиеся к ним корабли, стремясь «отогнать» их подальше, а потом через 1— 2 часа расположиться в дрейф. Так 10 октября поступили судоводители среднего траулера № 4229, включившие рыболовные огни в 17 часов 20 минут, хотя выметку сетей производили значи­ тельно позже. Многие суда во время дрейфа с сетями не включают огней и.поэто­ му подвергаются опасности столк­ новения с другими кораблями. На­ пример, 3 октября нынешнего года средний траулер X» 4321 (Калинин­ градской флотилии) в 21 час 5 ми­ нут не имел ни одного огня и вклю­ чил их только при подходе среднего траулера № 237 на расстояние в 2 кабельтовых. Выключение огней, а также отсутствие звуковых сигна­ лов в тумане ведет к авариям. Все капитаны промысловых су­ дов должны не только сами строго соблюдать установленные правила, но и бороться с лихачеством, делать все от них зависящее для преду­ преждения аварий кораблей на промысле. Ю. ДМИТРИЕВ. Заместитель начальника Мурманской сельдяной экс­ педиции. С опережением графика Когда траулер «Сосновец» подхо­ дил к причалу, бригада грузчиков первого участка рыбном порта во главе с тов. Волковой уже была в сборе. — Команда траулера доставила богатый улов, хорошо поработала в море, — говорила Тов. Волкова чле­ нам своей бригады,—надо и нам по­ трудиться лучше, чтобы ие задер­ жать корабль в порту. — Постараемся! — в один голос ответили грузчицы. Замечательно поработала в этот день бригада тов. Волковой. Она су­ мела за смену взять из трюмов ко­ рабля около 100 тонн рыбы при плане 78 тонн и сберегла экипажу судна 1 час 49 минут. Как бы трудовую эстафету от бригады тов. Волковой приняли Грузчицы во главе с тт. Гусевой и Сосновской. И они отличились в работе. Досрочно выгрузив рыбу, бритады тт. Гусевой и Сосновской сэкономили морякам «Сосновца» около четырех часов промыслового времени. Успешно, с опережением графика, трудились в эти дни и другие кол­ лективы грузчиков первого участка рыбного порта. По 1,5—2,6 часа 'промыслового времени сберегли бригады тт. Назаровой, Сафроновой, Носволоцкой при обработке траулеров «Ржев», «Аскольд», «Ваенга» и Других. Промысловики знают, как еще далеки от совершенства некоторые инструкции по обработке рыбы. Об отдельных спорных положениях мне и хочется рассказать. Так, в новой инструкции по об­ работке сельди, утвержденной за­ местителем Министра рыбной про­ мышленности СССР тов. Русаковым в нынешнем году (Т. У. «NT» 464-56), сказано, что обветренная рыба при­ нимается как нестандартная. По- моему, это условие необходимо уточнить. Если летом в солнечную погоду при небольшом волнении рыба, не попавшая сразу к рыбо- делу и пролежавшая на открытом месте более часа, действительно высыхает и соль к ней не приста­ ет, то это может повлиять на ее сортность. Другое дело осенью, когда выборка сетей происходит при волнении моря в 4— 5 баллов, рыба постоянно смачивается за­ бортной водой и почти живой на­ правляется в тару, она не может подвергаться обветриванию. Условия осенне-зимнего периода при приемке рыбы никто не учи­ тывает, часть ее незаконно объяв­ ляется «обветренной» и относится к нестандартной или второсортной. 11 октября с. г. мы сдавали 67 тонн сельди на плавбазу «Антарк­ тика». При анализе почти из каж­ дой бочки до 5—6 рыбин весом, в среднем, по 450 грамм относилось ко второму сорту. Откуда же все-таки появляется осенью обветренная рыба, когда в уловах преобладает крупная и жир­ ная сельдь? Происходит это потому, что в бочках, поставленных на ста­ кан, верхние слои рыбы тузлуком не омываются, она оказывается как бы посоленной всухую. Делая ана­ лиз, мастер-приемщик изгибает ры- бйну из стороны в сторону и заме­ чает морщины, признавая ее «об­ ветренной». Это утверждение не­ верно. Все дело в том, что рыба очень жирная и из-за этого на ее коже легко при изгибе обнаружить складки. Чтобы доказать это, мы продела­ ли следующий опыт. Специально отобрали самую крупную сельдь, подержали ее в соли на рыбоделе более четырех часов, потом уложи­ ли в бочки рядовой кладкой, зали­ ли тузлуком. Вскрыли эту бочку только через пять дней и не обна­ ружили на теле рыбы никаких мор­ щин. Ее нельзя было назвать ни в коем случае обветренной. Так, сле­ по следуя положениям инструкции, мастера-приемщики пловучих баз незаконно снижают сортность ры­ бы, принимаемой со средних трауле­ ров. Есть, конечно, работники, как, например, заведующий лабораторией плавбазы «Антарктика» тов. Шам- рай, которые согласны с тем, что де­ ло не в косности мастеров, а в стро­ гих и не совсем определенных требо­ ваниях инструкций. Следует это по­ ложение уточнить, создать более бла­ гоприятные условия для определе­ ния сортности сельди, подготовлен­ ной к сдаче на базы в разных ус- ловиях. Инструкция обходит молчанием такой важный вопрос обработки сельди, как ее обезглавливание. Ин­ тересно то, что с 1948 по 1955 год никто не пытался при снижения сортности рыбы ссылаться на на­ личие в ней калянуса. В весенне- летний .период промысла нынешнего года руководители экспедиции вдруг заболели «калянусобоязнью», требуя обезглавливания сельда. Чтобы определить влияние каля- ,нуса на состояние консистен­ ции мяса сельди, мы также,прибегли к опыту. Прежде чем начать его, я убедился в том, что калянус не име­ ет каких-либо кислот и на вкус схо­ ден с рыбой в свежем виде. Для опыта было взято четыре бочки. В первую бочку уложили на­ валом 440 штук сельди, во вторую — 330 штук сельди с головой, в третьей бочке рыба была уложена в хлорвиниловом мешке, чтобы опре­ делить, не влияет ли он на хране­ ние рыбы с калянусом. Четвертая бочка, бывшая неоднократно в упо­ треблении, была взята с той же целью. Сельдь во всех четырех бочках была посолена с дозировкой соли в 18— 20 процентов, вместо 24 поло­ женных. Бочки были оставлены на палубе и находились в худший, по сравнению с трюмом, условиях хра­ нения, т. е. с более выраженным влиянием бортовой качки, солнца и т. д. Только через месяц мы вскрыли эти бочки и при проверке обнаружили, что из 330 штук сельди только два экземпляра ока­ зались со слабым брюшком из-за то­ го, что больше всего подвергались прению. В остальных бочках сельдь была хорошего качества. Сдали ее на базу мы без каких-либо претен­ зий со стороны маст;еров-приемщи­ ков. 7 мая, опираясь на результаты проведенного опыта, мы решили сдать 39 тонн необезгдавленной сельди. На плавбазе «Воркута» при­ нять ее отказались. Пошли к «Ат­ лантике». Сделанный здесь айализ дал хорошие результаты. Первым сортом было принято 98,2 процента, но в приемной квитанции было от­ мечено, что допущено нарушение инструкции по обработке рыбы, хо­ тя такой инструкции у нас на суд­ не не было и мы не могли ею поль­ зоваться. Ничем не обосновано и утвержде­ ние о том, что калянус влияет на окраову брюшка рыбы. Велик убыток от обезглавливания сельди. Кроме того, что она имеет большую соленость, теряется до 30 процентов j?e веса. Однажды я захо­ тел узнать^ сколько можно получить жира из отходов, выбрасываемых за борт. Оказалось, что из двух ведер голов и внутренностей сельди можно вытопить не менее 2600 граммов жира. В свое время было разрешено обезглавливать до 15 процентов улова. Это указание часто наруша­ лось, рыбы обезглавливалось боль­ ше. Можно с уверенностью сказать, что на каждом центнере обезглав­ ленной рыбы государство терпят убыток не в 50-—-70 рублей, как утверждает управление «Мур- мансельдь», а значительно боль­ ш е— до 400 рублей. Потери эти ничем не оправданы, моряки не за­ интересованы в обезглавливаний ры­ бы и считают эту операцию ненуж­ ной. П. ШУБИН, Рыбмастер среднего> траулера № 353. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ОДНА ТУРАЧКА В связи с опубликованием в га­ зете «Рыбный Мурман» заметки под таким заголовком, замести­ тель главного инженера тралового флота тов. Захарьин сообщил ре­ дакции следующее: «Указанный «ОДНО СДЕЛАЛИ, А ОБ Так называлась заметка, в ко­ торой говорилось о недостатках в постановке физкультурной работы на судоремонтном заводе Главмур- манрыбпрома. Председатель завкома тов. Шад­ рин сообщил редакции, что фак- ВМЕСТО ДВУХ» факт подтвердился. Сейчас на Кан­ далакшском механическом заводе заказаны шестерни, которые будут готовы к концу ноября. После это­ го их установят на траловой лебед­ ке траулера «Меркурий». ОСТАЛЬНОМ ЗАБЫЛИ» ты, приведенные в заметке, под­ твердились. В настоящее время на заводе созданы две лыжные и одна конькобежная секции, начато обу­ чение двух инструкторов-общест- венников, закуплены спортивная форма и инвентарь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz