Рыбный Мурман. 1956 г. Ноябрь.
№ 141 (537), 29 ноября 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Растут темпы промысла Получив разрешение флагмана, каштан траулера «Благовещенск» Виталий Федорович Зекин повел ко рабль от острова Харлов на Канин- свое мелководье. К «месту промысла прибыли ран ним утром. На горизонте виднелись десятки дымков работающих судов. После приема утренней сводки капитан дал указание своим помощ никам запеленговать траулеры, ко торые имели хорошие уловы, и сле довать к ним. П вот последовала команда: «Трал за борт!». Орудия лова были заранее подго товлены к работе. Поэтому спуск их в воду прошел быстро. Старший мастер по добыче рыбы — опытный промысловик. Алек сандр Иванович Мошков всегда в порядке содержит свое заведывание. На этот раз он, как обычно, со свои ми помощниками еще да переходе проверил распределение бобинцев и груза на нижней подборе трала, про смотрел правильность подвязки кух- тылей, прочность 'сетей. Любовь к делу, практический опыт помогают Мошкову своевременно определить перекос ваеров при ходе с тралом, избежать завертов орудий лова, бы стро устранить повреждения сетного полотна. П недаром на траулере «Благовещенск» хорошо обстоят де ло с суточным режимом траления, с экономией се'гематериалов. Первый подъем принес хороший улов. На палубу было поднято около двух тонн пикши. — Константин Васильевич, — подозвал к себе капитан вахтенного помощника Смирнова, — нужно бу дет придерживаться курса, которым сейчас шли. Не теряйте из видимо сти буя, при ходе учитывайте тече ния и ветер, чаще измеряйте глуби ны. Все данные обязательна заноси те в промысловый планшет. Когда в штурманской рубке про исходил этот разговор, на палубе кипела работа. Матросы и вышед шие на подвахту штурманы, меха ники, боцман, юнга, слесарь труди лись за тремя рыборазделочными столами. Быстро и умело владея головору- бами, матросы тт. Жуков и Емелья нов, занятые на обезглавливании рыбы, обеспечивали сырьем по 3— 4 шкерщика. Большим потоком посту пала в мойки разделанная пикша, а затем ссыпалась в трюмы. Матросы тт. Горшунов, Кузьмин, Кат и дру гие успевали за минуту разделы вать по 12 и даже по 16 рыбин. — Александр, — остановил мат роса ,тов. Кот старший мастер по обработке рыбы тов. Свиридов, — вот ты спешишь, а из брюшной по лости рыбы удаляешь не все внут ренности. А это же брак, сортность рыбы понижается. Рыбный мастер сделал замечание о недоброкачественной шкерке и боц ману тов. Медведеву. А затем встал сам за рыборазделочный стол и по казал, как нужно правильно разде лывать рыбу. Старший мастер по обработке ры бы Илья Петрович Свиридов — хо- Ш'ИЙ специалист, знающий свое дело. Он очень тщательно следит за разделкой уловов, не допускает бра ка в работе, борется за сохранение, высоких качеств рыбопродукции. В каждом рейсе Свиридов проводит за нятия по технологии обработки рыбы. Старания передового производст венника дают положительные ре зультаты. Как правило, рыба, до ставленная в порт, сдается сорт ностью выше плановой. Хорошо отзывается капитан и о работе машинной команды. Здесь под руководством старшего механика Григория Ивановича Сержанта об разцы труда показывают второй ме ханик тов. Скалкин, кочегары тт. Митор, Кузьменко. Успешно потрудился в море эки паж траулера «Благовещенск». В порт доставлено 173 тонны рыбы при рейсовом задании в 130 тонн. Старательно работали консервный мастер тов. Первушин и мастер по жиротоплению тов. Шелепутов. За время плавания они изготовили 15.000 банок консервов, вдвое боль ше плана. Значительно превысив го довую программу по выработке ■цен ной продукции, тт. Первушин и Шелепутов следующим выходом в море завершат свое социалистиче ское обязательство. Почти в два рати перевыполнил рейсовый план М1алшнист рыбомуч ной установки тов. Иванов, предъ явивший к выгрузке 14 тонн рыб ной муки. Вся эта продукция уже сдана в счет будущего года. — Рейсовое задание выполнено по всем показателям! — рапортуют Родине моряки траулера «Благове щенск». У них одно стремление — добиваться все больших успехов, бо роться за досрочное выполнение плана первого года шестой пяти летки. Правильный курс у моряков «Благовещенска». . Попутного им ветра! Б. ЧЕРВОВ. На вахте— Саша Варзугин Инструкция и действительность Как-то в январе прошлого года в отделе кадров обрати лись к капитану среднего 4 траулера № 4226 с просьбой взять учеником в машинное отделение молодого паренька. «Молодой, это не беда, лишь бы дело полюбил»,—ответил капитан и дал согласие. Так •в сельдяном флоте появился -еще один ученик моториста — Саша Варзугин. «Север ная фамилия», — шутили то варищи по работе, сразу при нявшие Сашу дружелюбно и полюбившие его как младше го брата за трудолюбие и ис полнительность, за неукроти мое желание все знать, все уметь. Шел ли ремонт, осмат ривался ли и изучался какой- либо капризный и наиболее сложный узел двигателя — ученик не только слушает и запоминает, но сам, своими руками делает то, что ему поручат. Теперь Саша Варзугин не ученик: с июня нынешнего года он моторист, полноправ ный член машинной команды. Полюбив судовую технику, став ее хозяином, он добросо вестно несет трудовую вахту, уверенно, как вы видите это на снимке, выполняет все команды, поступающие с капитанского мостика. И в том, что экипаж одержал большую победу, досрочно справившись с планом перво го года шестой пятилетки, есть заслуга н молодого спе циалиста. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. Предупреждать аварии судов на промысле В последнее время в Северной Атлантике участились случаи на рушения промысловой дисциплины и правил предупреждения столкно вения судов. Некоторые работники флота оправдывают это тем, что все флотилии сельдяных экспедиций значительно увеличились по коли честву судов, работают скученно, нередко в нескольких квадратах. Все это верно, но тем не менее ка питаны средних траулеров, все судоводители должны строго вы полнять правила предупреждения столкновения судов, никогда не за бывать, что лучше считать себя ближе к опасности, чем допустить притупление бдительности, особенно в дрейфе с сетями. Пренебрежение к этим правилам ведет к авариям, связанным с переметкой, сцепле нием порядков и потерей их. Ориентировку в темное время го да затрудняет большое количество огней на судах, работающих рядом, отсутствие светящихся буев на конце порядка. Еще год тому назад часть судов ставила такие буи, теперь они отсутствуют, а управле^ ние флота ничего не сделало для обеспечения ими всех кораблей. Из-за этого в случае потери по рядка поиски его затруднены. Некоторые капитаны судов как Мурманской экспедиции, так и других флотилий еще до выметки сетей включают рыболовные огни, вводят в заблуждение приближаю щиеся к ним корабли, стремясь «отогнать» их подальше, а потом через 1— 2 часа расположиться в дрейф. Так 10 октября поступили судоводители среднего траулера № 4229, включившие рыболовные огни в 17 часов 20 минут, хотя выметку сетей производили значи тельно позже. Многие суда во время дрейфа с сетями не включают огней и.поэто му подвергаются опасности столк новения с другими кораблями. На пример, 3 октября нынешнего года средний траулер X» 4321 (Калинин градской флотилии) в 21 час 5 ми нут не имел ни одного огня и вклю чил их только при подходе среднего траулера № 237 на расстояние в 2 кабельтовых. Выключение огней, а также отсутствие звуковых сигна лов в тумане ведет к авариям. Все капитаны промысловых су дов должны не только сами строго соблюдать установленные правила, но и бороться с лихачеством, делать все от них зависящее для преду преждения аварий кораблей на промысле. Ю. ДМИТРИЕВ. Заместитель начальника Мурманской сельдяной экс педиции. С опережением графика Когда траулер «Сосновец» подхо дил к причалу, бригада грузчиков первого участка рыбном порта во главе с тов. Волковой уже была в сборе. — Команда траулера доставила богатый улов, хорошо поработала в море, — говорила Тов. Волкова чле нам своей бригады,—надо и нам по трудиться лучше, чтобы ие задер жать корабль в порту. — Постараемся! — в один голос ответили грузчицы. Замечательно поработала в этот день бригада тов. Волковой. Она су мела за смену взять из трюмов ко рабля около 100 тонн рыбы при плане 78 тонн и сберегла экипажу судна 1 час 49 минут. Как бы трудовую эстафету от бригады тов. Волковой приняли Грузчицы во главе с тт. Гусевой и Сосновской. И они отличились в работе. Досрочно выгрузив рыбу, бритады тт. Гусевой и Сосновской сэкономили морякам «Сосновца» около четырех часов промыслового времени. Успешно, с опережением графика, трудились в эти дни и другие кол лективы грузчиков первого участка рыбного порта. По 1,5—2,6 часа 'промыслового времени сберегли бригады тт. Назаровой, Сафроновой, Носволоцкой при обработке траулеров «Ржев», «Аскольд», «Ваенга» и Других. Промысловики знают, как еще далеки от совершенства некоторые инструкции по обработке рыбы. Об отдельных спорных положениях мне и хочется рассказать. Так, в новой инструкции по об работке сельди, утвержденной за местителем Министра рыбной про мышленности СССР тов. Русаковым в нынешнем году (Т. У. «NT» 464-56), сказано, что обветренная рыба при нимается как нестандартная. По- моему, это условие необходимо уточнить. Если летом в солнечную погоду при небольшом волнении рыба, не попавшая сразу к рыбо- делу и пролежавшая на открытом месте более часа, действительно высыхает и соль к ней не приста ет, то это может повлиять на ее сортность. Другое дело осенью, когда выборка сетей происходит при волнении моря в 4— 5 баллов, рыба постоянно смачивается за бортной водой и почти живой на правляется в тару, она не может подвергаться обветриванию. Условия осенне-зимнего периода при приемке рыбы никто не учи тывает, часть ее незаконно объяв ляется «обветренной» и относится к нестандартной или второсортной. 11 октября с. г. мы сдавали 67 тонн сельди на плавбазу «Антарк тика». При анализе почти из каж дой бочки до 5—6 рыбин весом, в среднем, по 450 грамм относилось ко второму сорту. Откуда же все-таки появляется осенью обветренная рыба, когда в уловах преобладает крупная и жир ная сельдь? Происходит это потому, что в бочках, поставленных на ста кан, верхние слои рыбы тузлуком не омываются, она оказывается как бы посоленной всухую. Делая ана лиз, мастер-приемщик изгибает ры- бйну из стороны в сторону и заме чает морщины, признавая ее «об ветренной». Это утверждение не верно. Все дело в том, что рыба очень жирная и из-за этого на ее коже легко при изгибе обнаружить складки. Чтобы доказать это, мы продела ли следующий опыт. Специально отобрали самую крупную сельдь, подержали ее в соли на рыбоделе более четырех часов, потом уложи ли в бочки рядовой кладкой, зали ли тузлуком. Вскрыли эту бочку только через пять дней и не обна ружили на теле рыбы никаких мор щин. Ее нельзя было назвать ни в коем случае обветренной. Так, сле по следуя положениям инструкции, мастера-приемщики пловучих баз незаконно снижают сортность ры бы, принимаемой со средних трауле ров. Есть, конечно, работники, как, например, заведующий лабораторией плавбазы «Антарктика» тов. Шам- рай, которые согласны с тем, что де ло не в косности мастеров, а в стро гих и не совсем определенных требо ваниях инструкций. Следует это по ложение уточнить, создать более бла гоприятные условия для определе ния сортности сельди, подготовлен ной к сдаче на базы в разных ус- ловиях. Инструкция обходит молчанием такой важный вопрос обработки сельди, как ее обезглавливание. Ин тересно то, что с 1948 по 1955 год никто не пытался при снижения сортности рыбы ссылаться на на личие в ней калянуса. В весенне- летний .период промысла нынешнего года руководители экспедиции вдруг заболели «калянусобоязнью», требуя обезглавливания сельда. Чтобы определить влияние каля- ,нуса на состояние консистен ции мяса сельди, мы также,прибегли к опыту. Прежде чем начать его, я убедился в том, что калянус не име ет каких-либо кислот и на вкус схо ден с рыбой в свежем виде. Для опыта было взято четыре бочки. В первую бочку уложили на валом 440 штук сельди, во вторую — 330 штук сельди с головой, в третьей бочке рыба была уложена в хлорвиниловом мешке, чтобы опре делить, не влияет ли он на хране ние рыбы с калянусом. Четвертая бочка, бывшая неоднократно в упо треблении, была взята с той же целью. Сельдь во всех четырех бочках была посолена с дозировкой соли в 18— 20 процентов, вместо 24 поло женных. Бочки были оставлены на палубе и находились в худший, по сравнению с трюмом, условиях хра нения, т. е. с более выраженным влиянием бортовой качки, солнца и т. д. Только через месяц мы вскрыли эти бочки и при проверке обнаружили, что из 330 штук сельди только два экземпляра ока зались со слабым брюшком из-за то го, что больше всего подвергались прению. В остальных бочках сельдь была хорошего качества. Сдали ее на базу мы без каких-либо претен зий со стороны маст;еров-приемщи ков. 7 мая, опираясь на результаты проведенного опыта, мы решили сдать 39 тонн необезгдавленной сельди. На плавбазе «Воркута» при нять ее отказались. Пошли к «Ат лантике». Сделанный здесь айализ дал хорошие результаты. Первым сортом было принято 98,2 процента, но в приемной квитанции было от мечено, что допущено нарушение инструкции по обработке рыбы, хо тя такой инструкции у нас на суд не не было и мы не могли ею поль зоваться. Ничем не обосновано и утвержде ние о том, что калянус влияет на окраову брюшка рыбы. Велик убыток от обезглавливания сельди. Кроме того, что она имеет большую соленость, теряется до 30 процентов j?e веса. Однажды я захо тел узнать^ сколько можно получить жира из отходов, выбрасываемых за борт. Оказалось, что из двух ведер голов и внутренностей сельди можно вытопить не менее 2600 граммов жира. В свое время было разрешено обезглавливать до 15 процентов улова. Это указание часто наруша лось, рыбы обезглавливалось боль ше. Можно с уверенностью сказать, что на каждом центнере обезглав ленной рыбы государство терпят убыток не в 50-—-70 рублей, как утверждает управление «Мур- мансельдь», а значительно боль ш е— до 400 рублей. Потери эти ничем не оправданы, моряки не за интересованы в обезглавливаний ры бы и считают эту операцию ненуж ной. П. ШУБИН, Рыбмастер среднего> траулера № 353. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ОДНА ТУРАЧКА В связи с опубликованием в га зете «Рыбный Мурман» заметки под таким заголовком, замести тель главного инженера тралового флота тов. Захарьин сообщил ре дакции следующее: «Указанный «ОДНО СДЕЛАЛИ, А ОБ Так называлась заметка, в ко торой говорилось о недостатках в постановке физкультурной работы на судоремонтном заводе Главмур- манрыбпрома. Председатель завкома тов. Шад рин сообщил редакции, что фак- ВМЕСТО ДВУХ» факт подтвердился. Сейчас на Кан далакшском механическом заводе заказаны шестерни, которые будут готовы к концу ноября. После это го их установят на траловой лебед ке траулера «Меркурий». ОСТАЛЬНОМ ЗАБЫЛИ» ты, приведенные в заметке, под твердились. В настоящее время на заводе созданы две лыжные и одна конькобежная секции, начато обу чение двух инструкторов-общест- венников, закуплены спортивная форма и инвентарь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz