Рыбный Мурман. 1956 г. Ноябрь.

fs _ _ ................. № 138 (534), 22 ноября 1956 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Комсомольцы идут впереди Весь рейс наш траулер «Чирчик» работал на Кашинском мелководье. Днем подъемы здесь были хорошие. Некоторые из них доходили до 5— 6 тонн за 2—2,5 часа траления. Судоводители корабля под руко­ водством капитана Александра Ва­ сильевича Чурова хорошо держали корабль на рыбных концентрациях. Они часто -..делали обсервации, по­ стоянно измеряли глубины. При хо­ де с тралом учитывали течения и ветры. Успешно оправлялись со своими обязанностями мастера. по добыче рыбы тт. Ромашкевич и Гаврин. Ору­ дия лова имели очень мало поврежде­ ний. Значительно был улучшен 'су­ точный режим траления. По 5—8 минут промыслового времени сбере­ галось при спуске и подъеме трала. За счет этого команда сделала не­ сколько дополнительных тралений. 'На уборке уловов весь экипаж ра­ ботал, как говорят, с огоньком. Да оно и понятно — на судне у нас много молодежи. Матрос — комсомолец тов. Ли- сицкий, например, замечательные образцы труда) показывал на обез­ главливании рыбы. Он обеспечивал сырьем 3— 4 шкерщиков. Пример другим в работе показывал также матрос — комсомолец тов. Телегин, успевающий быстро разде­ лывать по 12— 14 рыбин в минуту. Соревнуясь с Телегиным, хорошо трудились матрос тов. Соболев и другие. Нельзя не сказать и о работе ма­ шинной команды. Во главе со стар­ шим механиком тов. Цеховлес она обеспечивала в течение плавания требуемый ход кораблю и беспере­ бойную работу всех судовых меха­ низмов. Слаженный и четкий труд всего экипажа обеспечили нам перевыпол­ нение рейсового задания. В* порт до­ ставлено 148 тонн рыбы при рейсо­ вом задании 123 тонны. Не считаясь со временем, работали консервный мастер тов. Ленин и ма­ стер по жиротоплению тов. Кату- нин. Они более чем в два раза пре­ высили план по выработке консервов. Почти вдвое перевыполнил зада­ ние по выпуску рыбной муки маши­ нист рьгбомучной установки тов. Паскин. Отправляясь в очередное плава­ ние, команда траулера «Чнрчик» будет еще настойчивее бороться за повышение уловов рыбы, за досроч­ ное выполнение годовой программы по всем показателям. М. ТИТОВ. Матрос траулера «Чирчнк», заместитель секретаря ком- ч сомольской организации. Передовой onbim помог В прошлую стоянку в порту мы узнали о том, что экипаж траулера «Чехов» добился повышения веса брикетов замораживаемой рыбы- колодки до 12 килограммов, а филе более 13 килограммов. Для ознаком­ ления с этим достижением туда на­ правилась группа членов нашего коллектива, возглавляемая техноло­ гом тов. Курляяд. Она детально по­ знакомилась с опытом увеличения! веса брикетов мороженой рыбы и убедилась в большой эффективности нового метода работы. С первых же дней нового рейса рыбообработчики нашего корабля ис­ пользовали ценный опыт экипажа рефрижераторного траулера «Чехов» и получили очень хорошие результа­ ты без каких-либо материальных затрат и потерь времени. Дело это простое: заполненный рыбой .проти­ вень переворачивается и кладется в таком виде, т. е. крышкой вниз, в морозильную тележку. Три брикета весом по 11 килограммов мороженой рыбы-колодки получаются ровны­ ми, хорошо укладываются в кар­ тонный ящик. Это позволяет увели­ чивать вес продукции в каждом ящи­ ке на 3 килограмма', емкость моро­ зильных тележек возрастает на 10 процентов, а емкость трюмов — на 60 тонн. Наши попытки довести вес каждо­ го брикета до 12 килограммов пока не увенчались успехом, так как в этом случае при морозке противаи подвергаются порче вследствие их сильной деформации. Однако коллек­ тив продолжает работать над повы­ шением веса брикетов и не теряет надежды на успех. Так, непосредственная передача передового опыта с одного корабля на другой помогает бороться за уве­ личение выпуска высококачествен­ ной рыбной продукции. И, НИКОНОВ. Первый помощник капита­ на траулера «Ижевск». (По радио). ) Оживленно в Мурманском рыбном порту. Каждый день сю­ да приходят промысловые корабли, предъявляя к сдаче добытую рыбу. Отсюда в далекие рейсы отправляются рефрижераторные суда, плавбазы, средние рыболовные траулеры. На снимке: в зимний день в Мурманском рыбном порту. Фотоэтюд Б. Алексеева. Промысловики сигнализируют Эт о нас б е с п о к о и т Не один уже раз моряки «Мур- мансельди» говорили о плохом снаб­ жении средних траулеров промысло­ вым вооружением и бочкотарой. Но результатов от этих разговоров пока еще нет. Так, недавно выходя на промысел, наш экипаж получил се­ ти очень плохого качества. Когда сети стали выбирать, они сразу же порвались. При малейшей тряске сети быстро рвутся, так как нить очень слабая, а когда бывает много рыбы, вся сеть отваливается за борт. На судно приходит уже не сеть, а чистая под­ бора. ' Кроме того, нами была засолена рыба в чаны — не хватало бочко­ тары. На плавбазе «Генерал Черня­ ховский» судну выдали бочки, изго­ товленные из гнилых досок, со. ще­ лями. Разве в такой таре можно со­ хранить рыбу? При затаривании, например, одной бочки нужно сме­ нить 2— 3 дна потому, что они ло­ маются при малейшем ударе. Моряков очень волнует вопрос, когда же будет положен конец тако­ му безобразному снабжению средних рыболовных траулеров! А. ЧУШКИН. Председатель судового ко­ митета среднего рыболовно­ го траулера № 218. Неоправданная уравниловка В практике работы отдела добычи управления «Мурмансельдь» есть, на мой взгляд, серьезное упущение в деле наказания виновников пере­ расхода промыслового вооружения. Так, в рейсе с февраля по июнь нынешнею года мы перевыполнили вадайие по добыче сельди, но, не­ смотря на все меры, принятые эки­ пажем в борьбе с потерями сетемате- риалов, мы допусти® перерасход их на 20 тысяч рублей. Конечно, про­ мысловый отдел вправе потребовать от нас погашения определенной доли нанесенного государству убытка. 'Как известно, в этом случае с мастеров по добыче удерживается одна треть ставки. Однако почему-то существу­ ет неоправданная уравниловка: одна треть ставки удерживается при пере­ расходе промвооружения как на сумму 20 тысяч, так и 120 тысяч рублей. По-моему, удержания надо производить пропорционально раз­ мерам допущенных потерь сетемате- риалов. Б ЦАРЕВ. Старший мастер по добыче сельди среднего траулера № 241. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ПЛАВБАЗЫ «ПАМЯТИ ИЛЬИЧА» На опубликованную под таким заголовком корреспонденцию («Рыбный Мурман» за 27 сентяб­ ря с. г.) редакция получила ответ от главного инженера управления «Мурмансельдь» тов. Бородулина. Он сообщает, что замечания авто­ ра — диспетчера 1-го участка пор­ та тов. Рыженкова — о задержках при обработке плавбазы управле­ ние сельдяного флота считает справедливыми и приняло меры к устранению недостатков. На плав­ базах производится замена шкен- тельных тросов, профилактический осмотр лебедок, чистка льял и т. д. Однако, как пишет в своем от­ вете тов. Бородулин, «Мурман- сельди» нужна помощь портови­ ков. От них требуется, в частно: сти, бережное отношение к грузо­ вым устройствам, равномерная разгрузка судна, чтобы не созда­ вался большой дифферент. Необ­ ходимо также произвести дноуглу­ бительные работы, чтобы плавбазы не садились на грунт и не сполза­ ли в сторону от причала. * * * «СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА» Тал называлась заметка, опубли­ кованная 25 октября в газете «Рыбный Мурман». В ней шла речь о создании необходимых ус­ ловий для проведения своими си­ лами (ремонта механизмов на холо­ дильнике № 1. Главный инженер Мурманского рыбокомбината тов. Шейко отве­ тил редакции, что холодильному заводу № 1 разрешено иметь, кро­ ме дежурных слесарей, четырех слесарей-сделыциков. В их распо­ ряжение выделен электросвароч­ ный аппарат. Материалы и инст­ рументы выделяются в зависимо­ сти от наличия их в отделе снаб­ жения. Организацию ремонтных мастер­ ских при каждом заводе админист­ рация комбината считает, нецеле­ сообразной, так как основная на­ грузка по ремонту и изготовлению новых деталей ложится на ремонт­ но-механические мастерские. * * * «ТАК РОЖДАЮТСЯ ПРОСТОИ» На заметку под таким заголов­ ком заместитель начальника 1-го участка порта по технической ча­ сти тов. Колесняк сообщил редак­ ции, что заметка обсуждена на сменном собрании механизаторов. Принято решение улучшить техни­ ческое наблюдение за состоянием стеллингов. С о в е т ы п р о м ы с л о в и к а м Как избежать потопления дрифтерного порядка от обильного улова Автор статьи не претендует на открытие каких-то новых, неизвест­ ных еще промысловикам способов предотвращения потерь орудий лова в Северной Атлантике от обильных уловов. Здесь просто делается по­ пытка обобщить опыт, накопленный моряками в решении этой задачи. Известно, что в осенне-зимний период, и особенно в ноябре — де­ кабре, сельдь в Северной Атлантике образует весьма плотные и мощные концентрации на сравнительно не­ большой акватории. Сельдь в это время имеет очень слабые передви­ жения в горизонтально^ направле­ нии и резкие вертикальные мигра­ ции. Имеющиеся на судах эхолоты, фишлупы и гидроакустические станции в этот период фиксируют в течение суток в определенные часы подъем сельди в верхние слои, по­ могают следить и за ее опусканием. Вот это стремительное опускание рыбы на глубину является, как пока установлено, основной при­ чиной потопления порядка. Вот,пример наблюдения за пове­ дением сельди в течение 20 ок­ тября с. г. Поисковый средний траулер М° 185 в квадратах 84—-85 Ч-Ц, при температуре воды 5° в 17 часов 40 минут по показаниям приборов обнаружил мощную кон­ центрацию сельди на глубинах 65—80 метров и начал следить за нею. Спустя час рыба поднялась уже на глубины в 30:—50 метров, а еще через 20 минут она измени­ ла свое положение и оказалась на глубине в 40— 50 метров. В 18 ча­ сов 40 минут концентрация зани­ мала положение на глубинах в 35— 50 метрах, в 19 часов — 50— 65 метров, а в 20 часов 30 минут начала стремительно опус­ каться на большую глубину, до полного исчезновения записей эхолота. ' Обычно потопление порядков от обильных уловов происходит при наличии очень хороших показаний эхолота, которые в то же время по­ могают промысловикам фиксировать и начало опускания сельди. Поэто­ му, принимая предупредительные меры против потопления порядков, следует считать первым и основным правилом почти непрерывное наблю­ дение за поведением сельди с по­ мощью эхолота, имея его хорошие показания до и после выметни се­ тей. Необходимо также регулярно, через 2— 3 часа, а иногда и рань­ ше, делать проверку первых 5— 10 сетей, какие бы трудности эта про­ верка не представляла. Непрерывное наблюдение за по­ ведением сельди и проверка улова в первых сетях — наиболее эффек­ тивный способ борьбы с потопле­ нием-порядка, с потерями ценного промыслового вооружения, которые приводят к убыткам в миллионы рублей, как это было в прошлом году. Однако это далеко не единст­ венные способы борьбы с аварий­ ностью орудий лова. Следует не пренебрегать постановкой с борта корабля контрольной сети ((обычная сеть, установленная вертикально). Дает хоропГие результаты установка дополнительных, через 1—2 сетки, буев. Надо также помнить о том, что нельзя увлекаться вытравлива­ нием большого количества «голого» стояночного конца вожака, который создает в моменты ослабления ветра дополнительную нагрузку на первые от судна сети. При свежей погоде в дрейфе с сетями лучше подрабаты­ вать машиной, чем вытравливать лишнюю бухту тяжелого стояночно­ го вожака и надеяться на крепость каната. Следует, однако, предосте­ речь капитанов, что и маленькая длина вытравленного «голого» во­ жака приводит к подрезке сетей и намотки их на вожак. Всякий раз следует исходить из имеющегося у судоводителей опыта. Само собой разумеется, что к «голому» вожаку следует подвязывать буй и пару буев на первом от судна сетном поводце. Эффективным способом борьбы с потерями сетей, который оправдал себя еще в прошлом году, являются кратковременные дрейфы на укоро­ ченных до 30— 35 сетей порядках. В этом случае, при наличии соот­ ветствующего наблюдения за пове­ дением сельди, в течение суток можно успешнее делать два дрейфа. Например, первый дрейф начинать в 17— 18 часов, с выборкой его в 20— 21 час, и второй дрейф— ноч­ ной — с началом выборки в обыч­ ное время, т. е. в 7 часов утра. Этот метод удобен еще и тем, что в усло­ виях неустойчивой зимней погоды можно значительно сократить поте­ ри промыслового времени, выбирая для кратковременного дрейфа перио­ ды затишья между штормами. Ясно, что наряду с упомянутыми выше способами необходим самый тщательный контроль палубной команды за состоянием промвоору­ жения. Следует ежедневно прове­ рять крепость вожака, поводцов, сетных приухов, оплеток буев и т. д. Особую ответственность в это время несут вахтенные помощники капи­ тана, от расторопности и . внима­ тельности которых в значительной мере зависит целость порядка и ус-, пех дрейфа. В качестве профилактической меры против потерь порядка сле­ дует вооружать его светящимися буями. ' Необходимо учесть,, что никакого общего «рецепта» по обеспечению сохранности порядка от обильных уловов не существует. Применение! каждого указанного здесь и любого другого способа предупреждения гибели сетей ведется .с учетом усло­ вий промысла. Перед каждым дрей­ фом капитаны должны сделать глу­ бокий и всесторонний анализ соз­ давшейся обстановки, учитывая по­ ведение сельди, мощность ее кон­ центрации, погоду и т. п. Промысловики справедливо отме­ чают, что руководители сельдяного флота не создали для экипажей необходимых условий для успешной работы в осенне-зимний период нынешнего тода. Это, в первую очередь, относится к бесперебойно­ му снабжению флота доброкачест­ венным и в достаточном количестве промвооруженпем. А. БАРАЛ. Заместитель начальника ' объединенной перспектив­ ной разведки в Северной Атлантике.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz