Рыбный Мурман. 1956 г. Ноябрь.
fs _ _ ................. № 138 (534), 22 ноября 1956 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Комсомольцы идут впереди Весь рейс наш траулер «Чирчик» работал на Кашинском мелководье. Днем подъемы здесь были хорошие. Некоторые из них доходили до 5— 6 тонн за 2—2,5 часа траления. Судоводители корабля под руко водством капитана Александра Ва сильевича Чурова хорошо держали корабль на рыбных концентрациях. Они часто -..делали обсервации, по стоянно измеряли глубины. При хо де с тралом учитывали течения и ветры. Успешно оправлялись со своими обязанностями мастера. по добыче рыбы тт. Ромашкевич и Гаврин. Ору дия лова имели очень мало поврежде ний. Значительно был улучшен 'су точный режим траления. По 5—8 минут промыслового времени сбере галось при спуске и подъеме трала. За счет этого команда сделала не сколько дополнительных тралений. 'На уборке уловов весь экипаж ра ботал, как говорят, с огоньком. Да оно и понятно — на судне у нас много молодежи. Матрос — комсомолец тов. Ли- сицкий, например, замечательные образцы труда) показывал на обез главливании рыбы. Он обеспечивал сырьем 3— 4 шкерщиков. Пример другим в работе показывал также матрос — комсомолец тов. Телегин, успевающий быстро разде лывать по 12— 14 рыбин в минуту. Соревнуясь с Телегиным, хорошо трудились матрос тов. Соболев и другие. Нельзя не сказать и о работе ма шинной команды. Во главе со стар шим механиком тов. Цеховлес она обеспечивала в течение плавания требуемый ход кораблю и беспере бойную работу всех судовых меха низмов. Слаженный и четкий труд всего экипажа обеспечили нам перевыпол нение рейсового задания. В* порт до ставлено 148 тонн рыбы при рейсо вом задании 123 тонны. Не считаясь со временем, работали консервный мастер тов. Ленин и ма стер по жиротоплению тов. Кату- нин. Они более чем в два раза пре высили план по выработке консервов. Почти вдвое перевыполнил зада ние по выпуску рыбной муки маши нист рьгбомучной установки тов. Паскин. Отправляясь в очередное плава ние, команда траулера «Чнрчик» будет еще настойчивее бороться за повышение уловов рыбы, за досроч ное выполнение годовой программы по всем показателям. М. ТИТОВ. Матрос траулера «Чирчнк», заместитель секретаря ком- ч сомольской организации. Передовой onbim помог В прошлую стоянку в порту мы узнали о том, что экипаж траулера «Чехов» добился повышения веса брикетов замораживаемой рыбы- колодки до 12 килограммов, а филе более 13 килограммов. Для ознаком ления с этим достижением туда на правилась группа членов нашего коллектива, возглавляемая техноло гом тов. Курляяд. Она детально по знакомилась с опытом увеличения! веса брикетов мороженой рыбы и убедилась в большой эффективности нового метода работы. С первых же дней нового рейса рыбообработчики нашего корабля ис пользовали ценный опыт экипажа рефрижераторного траулера «Чехов» и получили очень хорошие результа ты без каких-либо материальных затрат и потерь времени. Дело это простое: заполненный рыбой .проти вень переворачивается и кладется в таком виде, т. е. крышкой вниз, в морозильную тележку. Три брикета весом по 11 килограммов мороженой рыбы-колодки получаются ровны ми, хорошо укладываются в кар тонный ящик. Это позволяет увели чивать вес продукции в каждом ящи ке на 3 килограмма', емкость моро зильных тележек возрастает на 10 процентов, а емкость трюмов — на 60 тонн. Наши попытки довести вес каждо го брикета до 12 килограммов пока не увенчались успехом, так как в этом случае при морозке противаи подвергаются порче вследствие их сильной деформации. Однако коллек тив продолжает работать над повы шением веса брикетов и не теряет надежды на успех. Так, непосредственная передача передового опыта с одного корабля на другой помогает бороться за уве личение выпуска высококачествен ной рыбной продукции. И, НИКОНОВ. Первый помощник капита на траулера «Ижевск». (По радио). ) Оживленно в Мурманском рыбном порту. Каждый день сю да приходят промысловые корабли, предъявляя к сдаче добытую рыбу. Отсюда в далекие рейсы отправляются рефрижераторные суда, плавбазы, средние рыболовные траулеры. На снимке: в зимний день в Мурманском рыбном порту. Фотоэтюд Б. Алексеева. Промысловики сигнализируют Эт о нас б е с п о к о и т Не один уже раз моряки «Мур- мансельди» говорили о плохом снаб жении средних траулеров промысло вым вооружением и бочкотарой. Но результатов от этих разговоров пока еще нет. Так, недавно выходя на промысел, наш экипаж получил се ти очень плохого качества. Когда сети стали выбирать, они сразу же порвались. При малейшей тряске сети быстро рвутся, так как нить очень слабая, а когда бывает много рыбы, вся сеть отваливается за борт. На судно приходит уже не сеть, а чистая под бора. ' Кроме того, нами была засолена рыба в чаны — не хватало бочко тары. На плавбазе «Генерал Черня ховский» судну выдали бочки, изго товленные из гнилых досок, со. ще лями. Разве в такой таре можно со хранить рыбу? При затаривании, например, одной бочки нужно сме нить 2— 3 дна потому, что они ло маются при малейшем ударе. Моряков очень волнует вопрос, когда же будет положен конец тако му безобразному снабжению средних рыболовных траулеров! А. ЧУШКИН. Председатель судового ко митета среднего рыболовно го траулера № 218. Неоправданная уравниловка В практике работы отдела добычи управления «Мурмансельдь» есть, на мой взгляд, серьезное упущение в деле наказания виновников пере расхода промыслового вооружения. Так, в рейсе с февраля по июнь нынешнею года мы перевыполнили вадайие по добыче сельди, но, не смотря на все меры, принятые эки пажем в борьбе с потерями сетемате- риалов, мы допусти® перерасход их на 20 тысяч рублей. Конечно, про мысловый отдел вправе потребовать от нас погашения определенной доли нанесенного государству убытка. 'Как известно, в этом случае с мастеров по добыче удерживается одна треть ставки. Однако почему-то существу ет неоправданная уравниловка: одна треть ставки удерживается при пере расходе промвооружения как на сумму 20 тысяч, так и 120 тысяч рублей. По-моему, удержания надо производить пропорционально раз мерам допущенных потерь сетемате- риалов. Б ЦАРЕВ. Старший мастер по добыче сельди среднего траулера № 241. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ПЛАВБАЗЫ «ПАМЯТИ ИЛЬИЧА» На опубликованную под таким заголовком корреспонденцию («Рыбный Мурман» за 27 сентяб ря с. г.) редакция получила ответ от главного инженера управления «Мурмансельдь» тов. Бородулина. Он сообщает, что замечания авто ра — диспетчера 1-го участка пор та тов. Рыженкова — о задержках при обработке плавбазы управле ние сельдяного флота считает справедливыми и приняло меры к устранению недостатков. На плав базах производится замена шкен- тельных тросов, профилактический осмотр лебедок, чистка льял и т. д. Однако, как пишет в своем от вете тов. Бородулин, «Мурман- сельди» нужна помощь портови ков. От них требуется, в частно: сти, бережное отношение к грузо вым устройствам, равномерная разгрузка судна, чтобы не созда вался большой дифферент. Необ ходимо также произвести дноуглу бительные работы, чтобы плавбазы не садились на грунт и не сполза ли в сторону от причала. * * * «СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА» Тал называлась заметка, опубли кованная 25 октября в газете «Рыбный Мурман». В ней шла речь о создании необходимых ус ловий для проведения своими си лами (ремонта механизмов на холо дильнике № 1. Главный инженер Мурманского рыбокомбината тов. Шейко отве тил редакции, что холодильному заводу № 1 разрешено иметь, кро ме дежурных слесарей, четырех слесарей-сделыциков. В их распо ряжение выделен электросвароч ный аппарат. Материалы и инст рументы выделяются в зависимо сти от наличия их в отделе снаб жения. Организацию ремонтных мастер ских при каждом заводе админист рация комбината считает, нецеле сообразной, так как основная на грузка по ремонту и изготовлению новых деталей ложится на ремонт но-механические мастерские. * * * «ТАК РОЖДАЮТСЯ ПРОСТОИ» На заметку под таким заголов ком заместитель начальника 1-го участка порта по технической ча сти тов. Колесняк сообщил редак ции, что заметка обсуждена на сменном собрании механизаторов. Принято решение улучшить техни ческое наблюдение за состоянием стеллингов. С о в е т ы п р о м ы с л о в и к а м Как избежать потопления дрифтерного порядка от обильного улова Автор статьи не претендует на открытие каких-то новых, неизвест ных еще промысловикам способов предотвращения потерь орудий лова в Северной Атлантике от обильных уловов. Здесь просто делается по пытка обобщить опыт, накопленный моряками в решении этой задачи. Известно, что в осенне-зимний период, и особенно в ноябре — де кабре, сельдь в Северной Атлантике образует весьма плотные и мощные концентрации на сравнительно не большой акватории. Сельдь в это время имеет очень слабые передви жения в горизонтально^ направле нии и резкие вертикальные мигра ции. Имеющиеся на судах эхолоты, фишлупы и гидроакустические станции в этот период фиксируют в течение суток в определенные часы подъем сельди в верхние слои, по могают следить и за ее опусканием. Вот это стремительное опускание рыбы на глубину является, как пока установлено, основной при чиной потопления порядка. Вот,пример наблюдения за пове дением сельди в течение 20 ок тября с. г. Поисковый средний траулер М° 185 в квадратах 84—-85 Ч-Ц, при температуре воды 5° в 17 часов 40 минут по показаниям приборов обнаружил мощную кон центрацию сельди на глубинах 65—80 метров и начал следить за нею. Спустя час рыба поднялась уже на глубины в 30:—50 метров, а еще через 20 минут она измени ла свое положение и оказалась на глубине в 40— 50 метров. В 18 ча сов 40 минут концентрация зани мала положение на глубинах в 35— 50 метрах, в 19 часов — 50— 65 метров, а в 20 часов 30 минут начала стремительно опус каться на большую глубину, до полного исчезновения записей эхолота. ' Обычно потопление порядков от обильных уловов происходит при наличии очень хороших показаний эхолота, которые в то же время по могают промысловикам фиксировать и начало опускания сельди. Поэто му, принимая предупредительные меры против потопления порядков, следует считать первым и основным правилом почти непрерывное наблю дение за поведением сельди с по мощью эхолота, имея его хорошие показания до и после выметни се тей. Необходимо также регулярно, через 2— 3 часа, а иногда и рань ше, делать проверку первых 5— 10 сетей, какие бы трудности эта про верка не представляла. Непрерывное наблюдение за по ведением сельди и проверка улова в первых сетях — наиболее эффек тивный способ борьбы с потопле нием-порядка, с потерями ценного промыслового вооружения, которые приводят к убыткам в миллионы рублей, как это было в прошлом году. Однако это далеко не единст венные способы борьбы с аварий ностью орудий лова. Следует не пренебрегать постановкой с борта корабля контрольной сети ((обычная сеть, установленная вертикально). Дает хоропГие результаты установка дополнительных, через 1—2 сетки, буев. Надо также помнить о том, что нельзя увлекаться вытравлива нием большого количества «голого» стояночного конца вожака, который создает в моменты ослабления ветра дополнительную нагрузку на первые от судна сети. При свежей погоде в дрейфе с сетями лучше подрабаты вать машиной, чем вытравливать лишнюю бухту тяжелого стояночно го вожака и надеяться на крепость каната. Следует, однако, предосте речь капитанов, что и маленькая длина вытравленного «голого» во жака приводит к подрезке сетей и намотки их на вожак. Всякий раз следует исходить из имеющегося у судоводителей опыта. Само собой разумеется, что к «голому» вожаку следует подвязывать буй и пару буев на первом от судна сетном поводце. Эффективным способом борьбы с потерями сетей, который оправдал себя еще в прошлом году, являются кратковременные дрейфы на укоро ченных до 30— 35 сетей порядках. В этом случае, при наличии соот ветствующего наблюдения за пове дением сельди, в течение суток можно успешнее делать два дрейфа. Например, первый дрейф начинать в 17— 18 часов, с выборкой его в 20— 21 час, и второй дрейф— ноч ной — с началом выборки в обыч ное время, т. е. в 7 часов утра. Этот метод удобен еще и тем, что в усло виях неустойчивой зимней погоды можно значительно сократить поте ри промыслового времени, выбирая для кратковременного дрейфа перио ды затишья между штормами. Ясно, что наряду с упомянутыми выше способами необходим самый тщательный контроль палубной команды за состоянием промвоору жения. Следует ежедневно прове рять крепость вожака, поводцов, сетных приухов, оплеток буев и т. д. Особую ответственность в это время несут вахтенные помощники капи тана, от расторопности и . внима тельности которых в значительной мере зависит целость порядка и ус-, пех дрейфа. В качестве профилактической меры против потерь порядка сле дует вооружать его светящимися буями. ' Необходимо учесть,, что никакого общего «рецепта» по обеспечению сохранности порядка от обильных уловов не существует. Применение! каждого указанного здесь и любого другого способа предупреждения гибели сетей ведется .с учетом усло вий промысла. Перед каждым дрей фом капитаны должны сделать глу бокий и всесторонний анализ соз давшейся обстановки, учитывая по ведение сельди, мощность ее кон центрации, погоду и т. п. Промысловики справедливо отме чают, что руководители сельдяного флота не создали для экипажей необходимых условий для успешной работы в осенне-зимний период нынешнего тода. Это, в первую очередь, относится к бесперебойно му снабжению флота доброкачест венным и в достаточном количестве промвооруженпем. А. БАРАЛ. Заместитель начальника ' объединенной перспектив ной разведки в Северной Атлантике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz