Рыбный Мурман. 1956 г. Ноябрь.

№ 134 (530), 13 ноября 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ВЫЯВЛЯТЬ И ПРИВОДИТЬ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА ☆ ☆ Т о л Ь к о в п е р ед Последние два рейса траулер «Слава» работал на Фннмаркенской банке в одних и тех же промысло­ вых квадратах. Молодой капитан Феликс Иванович Новосельский — ученик известного на флоте промыс­ ловика, ныне капитана-наставника, Семена Яковлевича Сухопятюина — хорошо освоил лов окуня у норвеж­ ских берегов. Особенно напряженно трудилась (команда «Славы» в предпразднич­ ном рейсе. Тяжелые задевистые грунты с губкой и кораллами, силь­ ные течения, частые туманы затруд­ няли работу. Однако эти трудности моряки успешно преодолевали, на­ стойчиво борясь за увеличение до­ бычи рыбы, за доставку в порт к празднику богатого улова. Судоводители работали по про­ мысловому планшету, составленному капитаном тов. Сухопяткиным, хо­ рошо изучившим этот район лова. Выбрав для промысла площадку без задевистых мест, на которой держа­ лись значительные концентрации рыбы, штурманы нанесли ее на планшет. Так как рыба держалась узкими полосками и трудно было хо­ дить заданными курсами из-за те­ чений, на противоположных концах площадки, по указанию капитана, были поставлены буи. Один — где спускали трал, а другой, — где под­ нимали орудия лова. В ночное время уловы рыбы рез­ ко снижались. Утром же и днем — увеличивались. За 40— 50 минут траления на борт команда поднима­ ла от 1,5 до 3 тонн крупного золо­ тистого окуня. Такое поведение рыбы было учте­ но командованием корабля. Ночью, когда уловы опадали, на палубе ра­ ботала только одна вахта, осталь­ ные моряки отдыхали. В это же вре- Анисимов. Выполняя свои предок­ тябрьские обязательства, они успе­ вали обрабатывать до 6— 7 рыбин в минуту, сохраняя высокое качество продукции. Разделанная рыба укладывалась в мелкораздробленный лед вниз брюш­ ками, чтобы из брюшной полости стекала вода, ускоряющая порчу рыбы. Тщательно велся и посол оку­ ня. Каждая рыбина натиралась еолыо и укладывалась спинками вниз, чтобы в брюшной полости со­ хранялся тузлук. Старания мастеров по обработке рыбы не пропали даром. Рыбопро-1 дукция от них 'принята сортностью выше плановой. Усердно трудились в предпразд­ ничном рейсе, 'проявляя творчество в работе, и мастера по добыче рыбы во главе с Арсентием Макаровичем Дысовым. Они умело вооружили ору­ дия лова, и тралы почти не имели повреждений. Была облегчена ниж­ няя подбора. Для того, чтобы сети не шли по дну и не брали губки, ма­ стера по добыче рыбы подвязали по всему футропу 15 кухтылей, облегчили также и траловый мешок. Нельзя не отметить четкую и слаженную работу машинной коман­ ды иод руководством старейшего ра­ ботника флота — пенсионера стар­ шего механика Дмитрия Захаровича Родионова. Она также с честью вы­ полнила свое предоктябрьское обяза­ тельство. Моряки, досрочно закончив годо­ вую программу, дали любимой Родине дополнительно к заданию около трех тысяч центнеров рыбы. Уходя в очередное плавание, команда обсудила итоги предпразд­ ничного соревнования. ж Раньше в механических мастерских рыбного порта различные шайбы изготовлялись на токарном станке. Теперь по предложению крановщика тов. Саиожникова сконструирован штамп для пресс-ножниц, на которых может производиться изготовление шайб с одной операцией даже неквалифицированным рабочим. Новые приспособления значи­ тельно повышают выработку шайб. На снимке: ученик слесаря А. Муравьев за штамповкой шайб на пресс-ножницах с приспособлением для штамповки по предложению тов. Сапожникова. Фото Б. Алексеева. К чему приводит неграмотное обслуживание м е х а н и з м о в — Закрепить и приумножить ус- мя ремонтировались орудия лова, 1П6Х|И* достигнутые в соревновании подготавливалось все необходимое для успешного лова днем. В дневное время на уборке окуня трудились постоянно две вахты. Два разделочных стола были отведены под разделку рыбы, которая заготав­ ливалась в свежем виде, а один ры- бодел — для шкерки окуня под соль. Разделка — работа очень трудо­ емкая и требующая умения. На эту операцию ставились опытные (матро­ сы тт. Золотов, Ладченко, Игнатов, в честь всенародного праздника, — такова наша задача, — заявил на общесудовом собрании капитан ко­ рабля тов. Новосельсюпй. Своего капитана горячо поддержа­ ли все моряки траулера, полные стремления идти только вперед. Они дали слово трудиться с удвоенной энергией, доставить в порт богатый улов рыбы, внести свой вадад в ук­ репление могущества любимой От­ чизны. Б. ЧЕРВОВ. Сейчас в траловом флоте имеется уже более двух десятков новейших рефрижераторных кораблей, обору­ дованных по последнему слову тех­ ники. Сложные дорогостоящие ме­ ханизмы этих судов требуют внима­ тельного отношения к ним, чуткого ухода. Однако технический отдел флота зачастую посылает на рефрижера­ торные траулеры малоподготовлен­ ных, необученных людей. Это при­ водит к тому, что не Имеющие опы­ та, слабо знающие технику специа­ листы часто выводят механизмы из строя, портят их. Например, на траулере «Гоголь» по вине неопытных, шедших всего- навсего в первый рейс машинистов, была выведена из строя рыбомучная установка. Техническая учеба для молодых •специалистов кораблей на флоте не организована, пособий для обслужи­ вания новейшей техники кораблей типа «Пушкин» нет. Дело порой доходит до смешного. Те же машинисты траулера «Го- толь», забив в подволок гвоздь, прибили электропровод, что при­ вело к остановке в работе некото­ рых цехов. Технический отдел должен вести неослабный контроль за эксплуата­ цией техники. Ведь чем бережнее к ней относишься, тем дольше она ра­ ботает. Часто работа механизмов зависит от качества горючего. А уголь, ко­ торым пополняются корабли в Тю- ва-губе, как правило, всегда очень плохого качества: земля да порода. Ковда используется этот уголь, л техника порются, и кочегары не мо­ гут держать пар на парке. Неумелое использование техники 'приводит к поломкам, а порою и к крупным авариям. В тралфлоте так уже принято, что чуть ли не после каждого рейса суда должны стано­ виться в ремонт. iB этом есть и вина отдельных капитанов, которые при­ дают недостаточно значения профи­ лактическому ремонту и саморе- монту во время дрейфа. Пора покончить с варварским от­ ношением к технике и научиться грамотно, умело обслуживать, ее. Г. ГЛУШЕНОК. Инструктор базового коми­ тета тралового флота. ☆ 0 створных радиомаяках На помощь судоводителям при ту­ мане или парении залива может придти установка створных радио­ маяков, осуществляющих направлен­ ную передачу радиоволн при помо­ щи двух рамочных антенн. При излучении волн такими ан­ теннами образуется сектор равно­ сигнальной зоны, в которой судово­ дитель слышит обыкновенный ра­ диосигнал — непрерывный звук. Если судно уклонится от равно­ сигнальной зоны вправо или влево, то судоводитель услышит вместо не­ прерывного звука букву по коду (к примеру — вправо «А», влево «Н»), Буквы кода подбираются та­ кие, чтобы налагались одна на дру­ гую, образовывая непрерывный звук. ' Равносигнальная зона (сектор) створного радиомаяка проходит по направлению, где нет опасностей. Услышав буквенный сигнал, со­ ответствующий направлению, судо­ водитель отворачивает в сторону равносигнальной зоны. На повороте действует другой ма­ як, так же устроенный, но передаю­ щий звук выше или ниже тоном. Дальность действия таких радиомая­ ков— 10— 15 миль. Для оборудования Кольского зали­ ва такими створными радиомаяками необходимо установить их четыре. Существуют комбинированные ра­ диомаяки, используемые на подход­ ных к узкостям маякам. Они пред­ ставляют собой обычные радиомаяки кругового действия с дополнительной установкой звуковой воздушной или подводной сигнализации. Радиомаяк и источник звука по­ дают одновременно свой сигнал. Ра­ диосигнал на судне будет принят в момент излучения. Звук распростра­ няется в воздухе за 5,5 секунды в 1 милю. Достаточно измерить секун­ домером время от приема радиосигна­ ла до момента приема звука, чтобы узнать расстояние до радиомаяка. Определение сводится к приему по пеленгу и расстоянию. Такие комбинированные радио­ маяки хорошо было бы установить на Сеть-наволокском и на Детдншш маяках. Эти мероприятия значительно об­ легчат работу судоводителей, умень­ шат простои и аварийность. В. ПАВЛИЧЕНКО. Капитан траулера «Мишуков». Новаторы траулера „Чехов •& На траулере «Чехов» много мо­ ряков с беспокойным характером, людей, думающих о том, как лучше использовать передовую технику, чтобы доставлять в порт как мож­ но больше высококачественной рыб­ ной продукции. Рационализаторы, новаторы корабля первыми задума­ лись над проблемой увеличения гру­ зовместимости трюмов. 'Как известно, на траулерах типа «Пушкин» готовая продукция до­ ставляется в порт в картонных ящи­ ках неттовым весом филе- 30, а ко­ лодка 27 килограммов. Как можно увеличить вес ящика? Вот вопрос, который поставили перед с(гбой ра­ ционализаторы корабля. Раньше взвешенная колодка или филе, будучи положенной в против­ ни, укладывалась на тележку и направлялась в холодильные каме­ ры. При таком способе морозки нижняя часть продукции была гладкой, а верхняя имела своеобраз­ ную бугристость. К тому же, про­ дукция не всегда одинаково хорошо промораживалась. В филе, например, под пергаментом сверху образовы­ вались, так называемые, воздушные карманы, где температура морозки равнялась 3— 5 градусам. А что, если противни, закрыв крышкой, перевертывать и класть в клеть вверх дном? Попробовали и получилось неплохо. Под тяжестью рыба плотнее прилегала к крынгке и теперь верхняя и нижняя поверх­ ности продукции стали одинаково гладкими. Повысилось качество мо­ розки, а упаковщицы без особого труда укладывали по три брикета в ящик. Но этот первый шаг не решал главного вопроса. Вес брикетов от этого не увеличился. Тогда технолог корабля Федор Павлович Заморов вместе со старшим механиком Алек­ сандром Афанасьевичем Макаровым решили изготовить из дюралюми­ ния специальные скобочки. Напол­ нив противни колодкой, укладчицы стали накрывать их крышками и с торцовых сторон надевали легкие скобочки. Они как бы помогали спрессовывать брикеты. Вес их, естественно, увеличился. Теперь в ящик стало входить 32 килограмма колодки и 35 килограммов филе. Кроме того, гладкая поверхность бри­ кетов с обеих сторон, достигнутая благодаря тому, что стали грузить в морозильные камеры противни вверх дном, позволила укладывать в трюм в высоту по 8 рядов, а не по 7, как это делалось раньше. В результате, если в прошлом рейсе в отсек трюма № 2 вошло только 2622 ящика филе общим весом 86.526 килограммов, то в этом рейсе смогли в тот же от­ сек погрузить 2900 ящиков с общим весом 101.500 килограммов. Таким образом, грузовместимость увеличи­ лась почти на 15 тонн. Еще более производительнее на корабле использовали вместимость отсека третьего трюма, куда грузили колодку. В прошлом рейсе сюда было погружено 2834 ящика весом 85.020 килограммов, а сейчас вошло 3441 ящик весом 110.112 кило­ граммов. Это больше чем на 25 тонн. Казалось, что цель достигнута. Но новаторы траулера на этом не успокоились. Они решили облегчить труд укладчиц, сократить время за счет упразднения одной из двух скоб. С этой целью по предложе­ нию старшего механика в торцовой части противня было просверлено 800-миллиметровое отверстие. А на крышках сделали металлические штифты. Укладчица, наложив в противень рыбную продук­ цию, берет крышку, вставляет штифт в отверстие, а на второй то­ рец противня с крышкой одевает скобу. Процесс этот* значительно ускорил укладку и облегчил труд рыбообработчиков. Однако и это новшество не удов­ летворило судовых новаторов. На корабле имеется свыше 800 против­ ней. Сколько надо металла, чтобы изготовить к каждому из них по штифту, не говоря уже о труде, сле­ саря. Поэтому Александр Афанась­ евич Макаров и занялся изготовле­ нием специального пресса. Пресс этот уже готов. Он прост в устройст­ ве и легок в обращении с ним. Укладчице нужно поставить проти­ вень с филе или колодкой на пресс и отвернуть рычаг на шланге с сжатым воздухом. Под давлением в 800 килограммов филе прессуется. Причем, качество его от этого ни­ сколько не ухудшается. Первые ис­ пытания пресса дали положитель­ ные результаты. Теперь в ящик можно будет укладывать те же са­ мые три брикета, но вес их уже бу­ дет равняться 39 килограммам, а укладка колодки при помощи скобо­ чек позволит довести вес ящика до 36 килограммов. Осуществление этого новшества позволит повысить грузовместимость трюмов рефриже­ раторного траулера до 700 тонн. Помимо этого достигается лучшая и более полная загрузка железнодо­ рожных ледников. Опыт новаторов траулера «Чехов» заслуживает широкого распростране­ ния. Перенесение его на другие рефрижераторные траулеры даст возможность флоту в периоды хоро­ ших концентраций рыбы увеличить грузовместимость трюмов почий на 3000 тонн. Следует отметить также, что но­ вый метод укладки рыбной продук­ ции даст 'Возможность получить весьма значительную экономию на таре. На траулере «Чехов» для 600 тонн продукции брали 20 тысяч штук картонных ящиков. Каждый из них стоит 7 рублей 75 копеек. Те­ перь экипаж сможет в эту же тару уложить на 100 тонн рыбы больше. Иначе говоря, ящиков потребуется на 3.500 штук меньше. Таким об­ разом, расходы на тару только в од­ ном рейсе сокращаются более чем на 27 тысяч рублей. За год экономия составит 162 тысячи рублей, а весь рефрижераторный флот способен сэкономить государству на таре бо­ лее трех миллионов рублей в год. * * * Творчество моряков траулера «Че­ хов» — одно из слагаемых успеха экипажа этого передового корабля. И в там, что коллективу судна по ито­ гам Всесоюзного социалистического соревнования за третий квартал при­ суждено переходящее Красное Знамя Министерства рыбной промышленно- сш СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности, — нема­ лая заслуга новаторов траулера. Моряки «Чехова» полны решимо­ сти закрепить и приумножить до­ стигнутые успехи, обеспечить до­ срочное выполнение своего социали­ стического обязательства. Б. ФЕДОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz