Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
№ 53 (449), 5 мая 1956 г. 7 М А Я - Д Е Н Ь Р А Д И О Наша страна—родина радио 1 . Более полувека тому назад бла годаря изобретению великого рус ского ученого А. С. Попова Рос сия стала родиной радио. Однако подлинный расцвет радио в нашей стране начался только после Ве ликой Октябрьской социалистиче ской революции. В. И. Ленин еще на заре Со ветской власти оценил огромные возможности радио как массового средства пропаганды и агитации, как универсальную форму связи, как незаменимый способ распрост ранения знаний и приобщения на родных масс к культуре. В первые годы после револю ции, в пору тяжелых испытаний гражданской войны, В. И. Ленин Декретом от 21 июля 1918 года «О централизации радиотехниче ского дела» и Декретом от 2 де кабря 1918 года, излагающим «Положение о радиолаборатории и мастерской НКПИТ» положил начало быстрому развитию радио в нашей стране. В Декрете от 2 декабря 1918 года Владимир Ильич дал на много лет вперед поразительную по полноте и ясно сти программу работ в области советской радиотехники. А. С. Попов начал свою науч ную деятельность еще студентом физико-математического факуль тета Петербургского университета. Эта деятельность явилась столь разносторонней, что ни один круп ный вопрос в области физики и в особенности электротехники, не решался в Московском ведомстве без участия А. С. Попова. По свидетельству многих уче ных и студентов известно, что А. С. Попов умел ясно и четко ставить сложные вопросы, нахо дил простое решение их для прак тических целей. Еще раньше Герц обнаружил колебания электромагнитных волн, но он не нашел им практического применения, а его опыты не вы шли из кабинета лаборатории; не сколько ранее появилась и работа Бранли о свойстве металлических интерференцию волн, отражение волн от препятствий, находящихся между передатчиком и приемни ком. На этом явлении спустя не сколько десятилетий, осуществле на радиолокация. Им же предска зана возможность использования радио для определения места судна. Радио прочно вошло и в жизнь моряков нашего бассейна. Если несколько лет назад число радио локаторов во флоте исчислялось единицами, то теперь у нас их многие десятки, а скоро будут сотни. Еще 10—15 лет тому на зад эхолоты и гидроакустические станции для нас были редким яв лением, сейчас нет судов, кото рые бы не имели эхолотов. При чем флот в Северной Атлантике при помощи эхолотов обнаружи вает скопления сельди и с боль шим успехом ее облавливает. Современную технику радио связи и средства электрорадиона вигации обслуживает многочислен ный коллектив специалистов. Сот ни судовых радиооператоров, гид роакустиков, метристов и спери- стов успешно со знанием дела экс плуатируют эту сложную и много образную технику, помогая про мысловикам успешно выполнять и перевыполнять производственные планы добычи рыбы. Они выпол няют громадную работу по куль турному воспитанию моряков, об служивая судовые трансляцион ные установки. Нельзя не отметить молодых и растущих операторов: тов. Корне ва с траулера «Шилка», тов. Му- шкатерова с траулера «Амдерма», выпускников Мурманского море ходного училища радиотехников- операторов тт. Кррнина с трауле ра «Перекоп», Жирохова с трау лера «Лот», начальника радио станции плавбазы «Воркута» тов. Вислых, отрядного гидроакустика тов. Петрова и многих других, примерных по дисциплине в эфи ре и хорошо знающих свое дело специалистов. К сожалению, имеются хотя и Щ® Штттш ж Радист плавбазы «Воркута» Л. А. ТУРИКО В в судовой ра диорубке. Фото четвертого механика плавбазы «Воркута» А. Образ цова. --------- - -------------------й " й ----------------------------- На вахте в эфире а, порошков изменять свою проводи-1единичные, но тем более * досад- мость под действием электриче - 1 ные, факты грубого нарушения ских колебаний. Но ни Герц, ни дисциплины и слабого знания сво- Бранли, равно как и многие дру- его дела со стороны некоторых ра- гие физики, изучавшие электромаг- дистов. Совсем недавно грубо на- нитные волны, не смогли и не пы- рушили Правила радиосвязи ра- тались осуществить переход от диеты траулеров «Кедровка» и чисто лабораторных исследований «Кремль» Паршин и Фомин, отдельных частных вопросов к их Большая роль в укреплении ди- широким обобщениям и практиче- сциплины в эфире, в соблюдении скому применению. | норм частот, улучшении опера- Этот принципиальный шаг впе- J тивности радиосвязи принадле- ред, открывший новую страницу в жит нашему радиоцентру, который истории человечества, был сделан должен быть действительно руко именно' Александром Степанови- водящим штабом по радиосвязи, чем Поповым, нашим соотечест- Но радиоцентр пока не использу- венником — великим изобретате- ет всех своих прав и обязанностей лем радио. руководящей радиостанции. А „ возможности у него есть. Работ- О . ники радиоцентра тт. Быстрова, 7 мая 1895 года на заседании Истомин, Павлов, супруги Ратта- Русского физико-химического об- сеп>Васютин и другие обладают щества А. С. Попов продемонстри-1 богатым опытом и высокой квали- ровал первый в мире радиоприем- Фикадией. ник. В приемнике впервые была применена антенна; для «усиле- Прекрасна и увлекательна пер- ния» сигналов Попов включил по- спектива развития радиотехники следовательно с когерером (трубка во всех областях промышленности, с порошком) чувствительное элек- культуры и быта людей. Челове- тромагнитное реле, а для предот- чество с благодарностью вспоми- вращения внешних воздействий нает нашего выдающегося сооте- был применен металлический эк- чественника — великого изобре- ран. В дальнейшем Попов, ис- тателя радио Александра Степа- пользуя явления резонанса, ввел новича Попова, а народы Совет- настройку на нужную длину вол- ского Союза гордятся тем, что ны. Уже в первом приемном уст- честь и приоритет этого выдаю- ройстве Попова содержались важ- щегося открытия принадлежит нейшие элементы, без которых нац1ей Родине, сейчас не обходится ни один сов- К. ХАЗОВ. ременный радиоприемник. Старший инженер по связи А. С. Попов обнаружил также I Главмурманрыбпрома. * * * Его уважает весь экипаж Большим уважением у моряков траулера «Добролюбов» поль зуется начальник судовой радио станции Вениамин Петрович Ми- тусов. Он не только мастер своего дела, но и активный рационализа тор. Недавно тов. Митусов осу ществил предложение по замене остро дефицитных ламп обыч ными. ... Темный ноябрьский вечер. Мотошхуна «Труд» идет вдоль бе рега Мотовского залива в Порт- Владимир. Вдруг отказало дизель- динамо. Об этом надо немедленно сообщить в Мурманск. Радист на стойчиво, в течение почти часа, выбивает ключом Морзе позывные флотской радиостанции, но сигна лы маломощного передатчика мо тошхуны тонут в хаосе звуков, за полняющих эфир. «Что это? Его кто-то зовет?» в наушниках слышен басовитый звук мощной радиостанции. Ока зывается, где-то у берегов Норве гии идет курсом на Мурманск па роход «Воркута» — пловучая ба за сельдяного флота. Радист этого корабля предлагает своему това рищу с мотошхуны помощь. Еще несколько минут, и аварийная ра диограмма с «Труда» достигает своего назначения. Радисты считают, что они — самые общительные работники в мире. И, пожалуй, для такого ут верждения есть все основания. Радисты, особенно корабельные, не только первыми узнают ново сти международной жизни, об из менении погоды и т. д., но и ча сто предупреждают о надвигаю щейся опасности, даже предот вращают беду. Случай со шхуной «Труд» — рядовое происшествие, но и в нем, как в капельке воды, ясно видна товарищеская взаимопо мощь, присущая радистам, их чувство ответственности за общее дело. Радист пловучей базы «Вор кута» Леонид Афанасьевич Тури- ков, который помог своему това рищу по труду со шхуны «Труд» — один из лучших членов экипа жа. Он трудится на этом корабле около трех лет. Судовая партий ная организация оказала ему вы сокое доверие, приняв кандидатом в члены КПСС. Леонид Афанасьевич не был радиолюбителем, не увлекался по стройкой детекторных приемни ков, не просиживал бессонных но чей над изучением новой, «особен ной» схемы какого-либо интерес ного радиоустройства, но радиоде ло он полюбил всей душой, на всю жизнь, как только начал в 1947 году заниматься в Мурманском клубе ДОСААФ. Тяга к знаниям была настолько, велика, а Леониду Афанасьевичу так хотелось как можно быстрее пересесть от учеб ного стола к пульту «настоящей» радиостанции, что уже спустя три месяца он сдал зачеты и получил возможность работать на судне. Ему, как и любому моряку, за помнилось первое судно, на борт которого он вступил впервые. Это был средний траулер «Книпович». Здесь Леонид Афанасьевич про был всего месяц, так и не побывав в море. Командование корабля ре шило, что молодому радисту по лезно будет поучиться в учебно курсовом комбинате. Он согласил ся. Занимаясь в учебном комбина те, который готовит моряков мно гих специальностей, Леонид Афа насьевич не только получил но вые знания, но и «отшлифовал» практические навыки работы на радиоаппаратуре. После учебы он был направлен на средний траулер «Котельщик» (ныне «Печенга»). Вот тогда-то Леонид Афанасьевич и получил свое морское крещение. Рос сельдяной флот. На новые корабли требовалось много спе циалистов. Леонид Афанасьевич работает радистом на средних траулерах №№ 123, а потом на 155. Когда эти промысловые су да использовались на траловом ло ву в Баренцевом море, Леонид Афанасьевич был флагманским радистом, хорошо справлялся со своими обязанностями. — Много знакомых ребят рабо тало в то время, — вспоминает Леонид Афанасьевич. — Ведь ра дисты быстро знакомятся, чаще всего заочно, в эфире. Я был строгим флагманом, и товарищи по работе подчас обижались на ме ля, а потом при встрече признава ли себя неправыми, убеждались, что в нашем деле упущений быть не может, как говорится: дружба дружбой, а служба — службой. В конце 1949 года большая группа радистов была направлена в Ленинград на курсы усовершен ствования. Поехал учиться снова и Леонид Афанасьевич. Занимал- ся он хорошо, дипломную работу подготовил на «отлично». На кур сах познакомился с гидроакусти ческой и радиотехнической аппа ратурой, научился ею управлять. Возвратившись в Мурманск, он поработал немного на «Онеге» и вскоре был направлен на только что вступившую в строй сельдяно го флота пловучую базу «Ворку та», где и трудится по настоящее время. Рассказывая об этом радисте, нельзя не упомянуть имени Бори са Петровича Вислых — началь ника радиостанции плавбазы «Воркута», одного из лучших спе циалистов сельдяного флота. Лео ниду Афанасьевичу и другим ра дистам он помогает постоянно по полнять свои знания, изучать и умело использовать новую техни ку, обеспечивать четкую радио связь с промысловыми судами в Северной Атлантике и на перехо- дах. Так, честно выполняя свой долг, трудятся и многие другие радисты нашего бассейна — на дежные помощники рыбаков. - П. БЫСТРОУМОВ. С О Р Е В Н О В А Н И Е П Л О В Ц О В На днях в плавательном бас сейне Дома междурейсового отды ха проходили соревнования на лич но-командное первенство доброволь ного спортивного общества «Пище вик», в которых приняли участие пловцы коллективов физкультуры тралового флота, судоремонтного за вода Главмурманрыбпрома, высшего и среднего мореходных училищ и других предприятий рыбной про мышленности города. Спортсмены мерялись силами в эстафете 4x100, на дистанциях 100 метров вольным стилем, 200 метров брассом, 100 метров на спипе и в смешанной эстафете. Особенно острая борьба разгоре лась между командами судоверфи и пловцами среднего мореходного учи лища. Победу одержала команда су доверфи. В личном первенстве хороших ре зультатов в заплыве на 100 метров вольным стилем добился токарь су доверфи Станислав Лотонин. Эту же дистанцию в заплыве на спине вы играл токарь судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Альберт Ши ряев. Победители соревнований награж дены грамотами и подарками. После тяжелой и продолжительной болезни скончался один из старей ших работников тралового флота, член КПСС с 1942 года, первый по мощник капитана Степан Павлович Жиганов. С. П. Жиганов родился в 1914 году в семье рабочего-железнодорожника. В 1933 году он приехал в Мурманск и поступил работать в траловый флот. Сначала С. П. Жиганов был ма тросом, затем засольщиком, мастером по добыче рыбы, старшим мастером, боцманом. В 1948 году тов. Жиганова, как одного из лучших производственни ков и активного общественника, пар тийный комитет флота выдвинул на должность первого помощника капи тана. Работая в этой должности на разных траулерах, тов. Жиганов про явил себя с хорошей стороны. Он правильно строил партийно-органи зационную и массово-политическую работу, направляя усилия моряков на успешное выполнение государст венного плана и обязательств. С. П. Жиганов был награжден ор деном Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. Светлая память о Степане Павло виче Жиганове надолго сохранится в наших сердцах. Группа товарищей. ВН И М А Н ИЮ Ч И Т А Т ЕЛ ЕЙ Газета «Рыбный Мурман» с 5 мая с. г. будет выходить по вторникам, четвергам и суб ботам. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Дирекция, партбюро и за водской комитет профсоюза Мурманского рыбокомбината с прискорбием извещают о скоропостижной смерти ста рейшего работника предприя тия, директора рыбозавода № 1, члена КПСС Константина Павловича МОРОЗОВА, последовавшей 3 мая 1956 года, и выражает глубокое соболезнование семье покой ного. Похороны состоятся в вос кресенье, 6 мая 1956 года. Вынос тела покойного из помещения клуба рыбокомби ната в 2 часа дня. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, эая. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 2128. Тир. 3500. ПН 01699
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz