Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

№ 53 (449), 5 мая 1956 г. 7 М А Я - Д Е Н Ь Р А Д И О Наша страна—родина радио 1 . Более полувека тому назад бла­ годаря изобретению великого рус­ ского ученого А. С. Попова Рос­ сия стала родиной радио. Однако подлинный расцвет радио в нашей стране начался только после Ве­ ликой Октябрьской социалистиче­ ской революции. В. И. Ленин еще на заре Со­ ветской власти оценил огромные возможности радио как массового средства пропаганды и агитации, как универсальную форму связи, как незаменимый способ распрост­ ранения знаний и приобщения на­ родных масс к культуре. В первые годы после револю­ ции, в пору тяжелых испытаний гражданской войны, В. И. Ленин Декретом от 21 июля 1918 года «О централизации радиотехниче­ ского дела» и Декретом от 2 де­ кабря 1918 года, излагающим «Положение о радиолаборатории и мастерской НКПИТ» положил начало быстрому развитию радио в нашей стране. В Декрете от 2 декабря 1918 года Владимир Ильич дал на много лет вперед поразительную по полноте и ясно­ сти программу работ в области советской радиотехники. А. С. Попов начал свою науч­ ную деятельность еще студентом физико-математического факуль­ тета Петербургского университета. Эта деятельность явилась столь разносторонней, что ни один круп­ ный вопрос в области физики и в особенности электротехники, не решался в Московском ведомстве без участия А. С. Попова. По свидетельству многих уче­ ных и студентов известно, что А. С. Попов умел ясно и четко ставить сложные вопросы, нахо­ дил простое решение их для прак­ тических целей. Еще раньше Герц обнаружил колебания электромагнитных волн, но он не нашел им практического применения, а его опыты не вы­ шли из кабинета лаборатории; не­ сколько ранее появилась и работа Бранли о свойстве металлических интерференцию волн, отражение волн от препятствий, находящихся между передатчиком и приемни­ ком. На этом явлении спустя не­ сколько десятилетий, осуществле­ на радиолокация. Им же предска­ зана возможность использования радио для определения места судна. Радио прочно вошло и в жизнь моряков нашего бассейна. Если несколько лет назад число радио­ локаторов во флоте исчислялось единицами, то теперь у нас их многие десятки, а скоро будут сотни. Еще 10—15 лет тому на­ зад эхолоты и гидроакустические станции для нас были редким яв­ лением, сейчас нет судов, кото­ рые бы не имели эхолотов. При­ чем флот в Северной Атлантике при помощи эхолотов обнаружи­ вает скопления сельди и с боль­ шим успехом ее облавливает. Современную технику радио­ связи и средства электрорадиона­ вигации обслуживает многочислен­ ный коллектив специалистов. Сот­ ни судовых радиооператоров, гид­ роакустиков, метристов и спери- стов успешно со знанием дела экс­ плуатируют эту сложную и много­ образную технику, помогая про­ мысловикам успешно выполнять и перевыполнять производственные планы добычи рыбы. Они выпол­ няют громадную работу по куль­ турному воспитанию моряков, об­ служивая судовые трансляцион­ ные установки. Нельзя не отметить молодых и растущих операторов: тов. Корне­ ва с траулера «Шилка», тов. Му- шкатерова с траулера «Амдерма», выпускников Мурманского море­ ходного училища радиотехников- операторов тт. Кррнина с трауле­ ра «Перекоп», Жирохова с трау­ лера «Лот», начальника радио­ станции плавбазы «Воркута» тов. Вислых, отрядного гидроакустика тов. Петрова и многих других, примерных по дисциплине в эфи­ ре и хорошо знающих свое дело специалистов. К сожалению, имеются хотя и Щ® Штттш ж Радист плавбазы «Воркута» Л. А. ТУРИКО В в судовой ра­ диорубке. Фото четвертого механика плавбазы «Воркута» А. Образ­ цова. --------- - -------------------й " й ----------------------------- На вахте в эфире а, порошков изменять свою проводи-1единичные, но тем более * досад- мость под действием электриче - 1 ные, факты грубого нарушения ских колебаний. Но ни Герц, ни дисциплины и слабого знания сво- Бранли, равно как и многие дру- его дела со стороны некоторых ра- гие физики, изучавшие электромаг- дистов. Совсем недавно грубо на- нитные волны, не смогли и не пы- рушили Правила радиосвязи ра- тались осуществить переход от диеты траулеров «Кедровка» и чисто лабораторных исследований «Кремль» Паршин и Фомин, отдельных частных вопросов к их Большая роль в укреплении ди- широким обобщениям и практиче- сциплины в эфире, в соблюдении скому применению. | норм частот, улучшении опера- Этот принципиальный шаг впе- J тивности радиосвязи принадле- ред, открывший новую страницу в жит нашему радиоцентру, который истории человечества, был сделан должен быть действительно руко­ именно' Александром Степанови- водящим штабом по радиосвязи, чем Поповым, нашим соотечест- Но радиоцентр пока не использу- венником — великим изобретате- ет всех своих прав и обязанностей лем радио. руководящей радиостанции. А „ возможности у него есть. Работ- О . ники радиоцентра тт. Быстрова, 7 мая 1895 года на заседании Истомин, Павлов, супруги Ратта- Русского физико-химического об- сеп>Васютин и другие обладают щества А. С. Попов продемонстри-1 богатым опытом и высокой квали- ровал первый в мире радиоприем- Фикадией. ник. В приемнике впервые была применена антенна; для «усиле- Прекрасна и увлекательна пер- ния» сигналов Попов включил по- спектива развития радиотехники следовательно с когерером (трубка во всех областях промышленности, с порошком) чувствительное элек- культуры и быта людей. Челове- тромагнитное реле, а для предот- чество с благодарностью вспоми- вращения внешних воздействий нает нашего выдающегося сооте- был применен металлический эк- чественника — великого изобре- ран. В дальнейшем Попов, ис- тателя радио Александра Степа- пользуя явления резонанса, ввел новича Попова, а народы Совет- настройку на нужную длину вол- ского Союза гордятся тем, что ны. Уже в первом приемном уст- честь и приоритет этого выдаю- ройстве Попова содержались важ- щегося открытия принадлежит нейшие элементы, без которых нац1ей Родине, сейчас не обходится ни один сов- К. ХАЗОВ. ременный радиоприемник. Старший инженер по связи А. С. Попов обнаружил также I Главмурманрыбпрома. * * * Его уважает весь экипаж Большим уважением у моряков траулера «Добролюбов» поль­ зуется начальник судовой радио­ станции Вениамин Петрович Ми- тусов. Он не только мастер своего дела, но и активный рационализа­ тор. Недавно тов. Митусов осу­ ществил предложение по замене остро дефицитных ламп обыч­ ными. ... Темный ноябрьский вечер. Мотошхуна «Труд» идет вдоль бе­ рега Мотовского залива в Порт- Владимир. Вдруг отказало дизель- динамо. Об этом надо немедленно сообщить в Мурманск. Радист на­ стойчиво, в течение почти часа, выбивает ключом Морзе позывные флотской радиостанции, но сигна­ лы маломощного передатчика мо­ тошхуны тонут в хаосе звуков, за­ полняющих эфир. «Что это? Его кто-то зовет?» в наушниках слышен басовитый звук мощной радиостанции. Ока­ зывается, где-то у берегов Норве­ гии идет курсом на Мурманск па­ роход «Воркута» — пловучая ба­ за сельдяного флота. Радист этого корабля предлагает своему това­ рищу с мотошхуны помощь. Еще несколько минут, и аварийная ра­ диограмма с «Труда» достигает своего назначения. Радисты считают, что они — самые общительные работники в мире. И, пожалуй, для такого ут­ верждения есть все основания. Радисты, особенно корабельные, не только первыми узнают ново­ сти международной жизни, об из­ менении погоды и т. д., но и ча­ сто предупреждают о надвигаю­ щейся опасности, даже предот­ вращают беду. Случай со шхуной «Труд» — рядовое происшествие, но и в нем, как в капельке воды, ясно видна товарищеская взаимопо­ мощь, присущая радистам, их чувство ответственности за общее дело. Радист пловучей базы «Вор­ кута» Леонид Афанасьевич Тури- ков, который помог своему това­ рищу по труду со шхуны «Труд» — один из лучших членов экипа­ жа. Он трудится на этом корабле около трех лет. Судовая партий­ ная организация оказала ему вы­ сокое доверие, приняв кандидатом в члены КПСС. Леонид Афанасьевич не был радиолюбителем, не увлекался по­ стройкой детекторных приемни­ ков, не просиживал бессонных но­ чей над изучением новой, «особен­ ной» схемы какого-либо интерес­ ного радиоустройства, но радиоде­ ло он полюбил всей душой, на всю жизнь, как только начал в 1947 году заниматься в Мурманском клубе ДОСААФ. Тяга к знаниям была настолько, велика, а Леониду Афанасьевичу так хотелось как можно быстрее пересесть от учеб­ ного стола к пульту «настоящей» радиостанции, что уже спустя три месяца он сдал зачеты и получил возможность работать на судне. Ему, как и любому моряку, за­ помнилось первое судно, на борт которого он вступил впервые. Это был средний траулер «Книпович». Здесь Леонид Афанасьевич про­ был всего месяц, так и не побывав в море. Командование корабля ре шило, что молодому радисту по лезно будет поучиться в учебно­ курсовом комбинате. Он согласил­ ся. Занимаясь в учебном комбина­ те, который готовит моряков мно­ гих специальностей, Леонид Афа­ насьевич не только получил но­ вые знания, но и «отшлифовал» практические навыки работы на радиоаппаратуре. После учебы он был направлен на средний траулер «Котельщик» (ныне «Печенга»). Вот тогда-то Леонид Афанасьевич и получил свое морское крещение. Рос сельдяной флот. На новые корабли требовалось много спе­ циалистов. Леонид Афанасьевич работает радистом на средних траулерах №№ 123, а потом на 155. Когда эти промысловые су­ да использовались на траловом ло­ ву в Баренцевом море, Леонид Афанасьевич был флагманским радистом, хорошо справлялся со своими обязанностями. — Много знакомых ребят рабо­ тало в то время, — вспоминает Леонид Афанасьевич. — Ведь ра­ дисты быстро знакомятся, чаще всего заочно, в эфире. Я был строгим флагманом, и товарищи по работе подчас обижались на ме­ ля, а потом при встрече признава­ ли себя неправыми, убеждались, что в нашем деле упущений быть не может, как говорится: дружба дружбой, а служба — службой. В конце 1949 года большая группа радистов была направлена в Ленинград на курсы усовершен­ ствования. Поехал учиться снова и Леонид Афанасьевич. Занимал- ся он хорошо, дипломную работу подготовил на «отлично». На кур­ сах познакомился с гидроакусти­ ческой и радиотехнической аппа­ ратурой, научился ею управлять. Возвратившись в Мурманск, он поработал немного на «Онеге» и вскоре был направлен на только что вступившую в строй сельдяно­ го флота пловучую базу «Ворку­ та», где и трудится по настоящее время. Рассказывая об этом радисте, нельзя не упомянуть имени Бори­ са Петровича Вислых — началь­ ника радиостанции плавбазы «Воркута», одного из лучших спе­ циалистов сельдяного флота. Лео­ ниду Афанасьевичу и другим ра­ дистам он помогает постоянно по­ полнять свои знания, изучать и умело использовать новую техни­ ку, обеспечивать четкую радио­ связь с промысловыми судами в Северной Атлантике и на перехо- дах. Так, честно выполняя свой долг, трудятся и многие другие радисты нашего бассейна — на­ дежные помощники рыбаков. - П. БЫСТРОУМОВ. С О Р Е В Н О В А Н И Е П Л О В Ц О В На днях в плавательном бас­ сейне Дома междурейсового отды­ ха проходили соревнования на лич­ но-командное первенство доброволь­ ного спортивного общества «Пище­ вик», в которых приняли участие пловцы коллективов физкультуры тралового флота, судоремонтного за­ вода Главмурманрыбпрома, высшего и среднего мореходных училищ и других предприятий рыбной про­ мышленности города. Спортсмены мерялись силами в эстафете 4x100, на дистанциях 100 метров вольным стилем, 200 метров брассом, 100 метров на спипе и в смешанной эстафете. Особенно острая борьба разгоре­ лась между командами судоверфи и пловцами среднего мореходного учи­ лища. Победу одержала команда су­ доверфи. В личном первенстве хороших ре­ зультатов в заплыве на 100 метров вольным стилем добился токарь су­ доверфи Станислав Лотонин. Эту же дистанцию в заплыве на спине вы­ играл токарь судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Альберт Ши­ ряев. Победители соревнований награж­ дены грамотами и подарками. После тяжелой и продолжительной болезни скончался один из старей­ ших работников тралового флота, член КПСС с 1942 года, первый по­ мощник капитана Степан Павлович Жиганов. С. П. Жиганов родился в 1914 году в семье рабочего-железнодорожника. В 1933 году он приехал в Мурманск и поступил работать в траловый флот. Сначала С. П. Жиганов был ма­ тросом, затем засольщиком, мастером по добыче рыбы, старшим мастером, боцманом. В 1948 году тов. Жиганова, как одного из лучших производственни­ ков и активного общественника, пар­ тийный комитет флота выдвинул на должность первого помощника капи­ тана. Работая в этой должности на разных траулерах, тов. Жиганов про­ явил себя с хорошей стороны. Он правильно строил партийно-органи­ зационную и массово-политическую работу, направляя усилия моряков на успешное выполнение государст­ венного плана и обязательств. С. П. Жиганов был награжден ор­ деном Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. Светлая память о Степане Павло­ виче Жиганове надолго сохранится в наших сердцах. Группа товарищей. ВН И М А Н ИЮ Ч И Т А Т ЕЛ ЕЙ Газета «Рыбный Мурман» с 5 мая с. г. будет выходить по вторникам, четвергам и суб­ ботам. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Дирекция, партбюро и за­ водской комитет профсоюза Мурманского рыбокомбината с прискорбием извещают о скоропостижной смерти ста­ рейшего работника предприя­ тия, директора рыбозавода № 1, члена КПСС Константина Павловича МОРОЗОВА, последовавшей 3 мая 1956 года, и выражает глубокое соболезнование семье покой­ ного. Похороны состоятся в вос­ кресенье, 6 мая 1956 года. Вынос тела покойного из помещения клуба рыбокомби­ ната в 2 часа дня. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, эая. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 2128. Тир. 3500. ПН 01699

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz