Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

№ 63 (459), 29 мая 1956 г. РЫБНЫЙ м у р м а н 3 Письма из Северной А т л ан т и ки 2. Чем озабоченЬя промЫсловики Нашдому кораблю полноценное промвоорумение Следует особо остановиться на пу­ тях улучшения использования про­ мыслового флота в Северной Атлан­ тике. В настоящее время, как пра­ вило, средние траулеры уходят из порта, не обеспеченные необходимым количеством промыслового вооруже­ ния. Многолетний опыт работы в Северной Атлантике говорит о том, что промысловые корабли должны иметь на борту перед началом рейса не менее 250 сетей с ячеей, соответ­ ствующей условиям лова в данный период. Сейчас промысловиков обязывают иметь в дрифтерном порядке не ме­ нее 120 сетей. Норматив этот не­ выполним, так как на судах нет до­ статочного количества сед^й, кухты- лей и поводцового троса. Большин­ ство кораблей имеет в порядке по 70— 90 'сетей и только отдельные «счастливчики» — 100— 110 се­ тей, причем и это промвооружение нередко имеет значительный износ. Неверно, по-моему, поступают у нас с теми судами, которые теряют по какой-либо причине промысловое вооружение. Если капитан промыс­ лового корабля по своей вине поте­ рял дрифтерный порядок, необходимо немедленно выдать на это судно промвооружение с тем, чтобы эки­ паж не имел непроизводительного простоя, мог бы добычей сельди компенсировать ущерб, нанесенный аварией орудий лова. Виновники по­ тери порядка должны быть наказа­ ны, но морякам необходимо создать все условия для бесперебойной ра­ боты. А у нас поступают наоборот. На среднем траулере INI 176 по вине капитана Мешкова в начале апреля был утоплен порядок, и эки­ паж в течение 20 суток промышлял 3fr—60 сетями, собранными с горем пополам с нескольких судов. Вот другой пример. В марте, как известно, большинство кораблей зна­ чительно перевыполнило задание по вылову сельди. А вот экипаж сред­ него траулера № 14 мартовский план «вытянул» только на 95,7 процента, выловив всего 555 цент­ неров сельди. Произошло это потому, что на этом судне руководители флотилии не заменили изношенных в штормовую погоду орудий лова. Только в конце марта на этот ко­ рабль было передано со среднего траулера № 4275 45 сетей, которые не улучшили положения, так как время было упущено и не было бо­ гатой сырьевой базы. Еще раз о топливе В течение продолжительного вре­ мени сельдяной флот получает не­ доброкачественное дизельное топли­ во. Механики вот уже третий год жалуются на то, что оно имеет мно' го механических примесей и воды. В конце марта — начале апреля танкер «Уржум» доставил в район промысла топливо очень низкого ка­ чества. Из-за высокой кислотности его вышла из строя топливная аппа­ ратура на многих судах. Например, средний траулер № 157, получив топливо с плавбазы «Памяти Ильи­ ча», в течение восьми суток испы­ тывал серьезные затруднения в эксплуатации техники, а потом вы­ нужден был вернуться к Фарерским островам, стать здесь на якорь и по­ терять трое суток на ремонт топлив­ ной аппаратуры. Вот другой вопи­ ющий .пример. На судне большого тоннажа, пловучей базе «Совет­ ская Арктика», несмотря на то, что здесь осуществляется отличная фильтрация топлива, произошло за­ клинивание топливной аппаратуры и корабль был под угрозой аварии. Можно без преувеличения ска­ зать, что если положение со снабже­ нием судов топливом не будет улуч­ шено, то многие из них придется поставить на прикол. Руководители «Мурмансельди», в том числе глав­ ный инженер тов. Бородулин, не предпринимают решительных мер по обеспечению флота высококачествен­ ным топливом, отмахиваются от сиг­ налов с кораблей, подчас обвиняя в этом самих же моряков. Удивляет и такая «закономер­ ность». Как только флот в осенне- зимний период начинает активный лов сельди, на промысловых судах ощущается острая нужда в топливе, хотя корабли в это время делают короткие переходы и работают в од­ ном райояе. Часто бывает так, что богатая сырьевая база используется слабо, а средние траулеры стоят у плавбаз в ожидании топлива. Г. ОГАРКОВ. Помощник юапнтана-флаг- мана по политработе отряда судов сельдяного флота. Опреснитель Ермолина— на все корабли типа „Рига“ В нашей газете уже сообщалось о том, что по чертежам и под руковод­ ством судового механика Кработреста тов. Ермолина изготовлен и установ­ лен на траулере «Молдавия» опрес­ нитель его системы. Опреснитель от­ лично себя зарекомендовал на кораб­ ле. Траулер на промысле был обес­ печен ^ необходимым количеством пресной воды, что позволило увели­ чить длительность рейса на двое — четверо суток. В статье «Ускорить внедрение ценного новшества» газета ставила вопрос о необходимости быстрейшего изготовления опреснителей Ермолина и установки их на большой группе траулеров. Недавно Министр рыбной промыш­ ленности СССР тов. Ишков издал приказ о внедрении опреснителей системы Ермолина на рыболовных траулерах Главмурманрыбпрома. В приказе отмечаются положительные качества этого новшества, говорится, что наличие на судах типа «Рига» дополнительного запаса пресной во­ ды имеет очень большое значение для улучшения работы кораблей. В\ приказе Минцртра намечены практические мероприятия по широ­ кому внедрению опреснителей систе­ мы Ермолина на траулерах. В тече­ ние 1956 года на Мурманской судо­ верфи должно быть изготовлена 20 опреснителей системы Ермолина, и в этом же году коллективу предприя­ тия предстоит семь опреснителей смонтировать на промысловых судах типа>«Рига». Остальные 13 опресни­ телей предложено смонтировать си­ лами предприятий Главмурманрыб­ прома. Начальнику Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе нужно представить в Министерство предложение об уста-J новкс в течение 1957 года опресни­ телей системы Ермолина на осталь­ ных кораблях типа «Рига» и на траулерах других серий, учитывая при этом рекомендации автора опрес­ нителя и решение технического со­ вета. Приказ Министра рыбной про­ мышленности кладет начало широ­ кому использованию на кораблях Мурманского тралового флота опрес­ нителя системы Ермолина. Следует всем работникам наших предприя­ тий, отвечающих за выполнение это­ го приказа, всемерно способствовать тому, чтобы ценное новшество как можно скорее было на максимальном количестве промысловых судов. Опыт морянов траулера „Волхов" всем экипажам В прошлом году во время массо­ вого лова морского окуня в районе Копытова моряки траулера «Волхов» (капитан тов. Савинов) успешно пользовались методом передачи до­ бытой рыбы непосредственно в тра­ ловом мешке на рефрижераторное судно. В этом году экипаж корабля, работая на облове окуневых кон­ центраций, также с большим успе­ хом использовал этот метод, что позволило промысловикам значи­ тельно увеличить вылов окуня, раторного судна поднимают им весь плав к себе на борт и с помощью удавного линя производят дележку улова. На дележном стропе также имеет­ ся линь из геркулесового троса дли­ ной 8 метров. На его свободном кон­ це прикреплены два металлических кухтыля. За этот линь моряки реф­ рижератора приподнимают дележный строп своим гаком на шкентеле, за­ цепляют за строп и поднимают улов на борт корабля. ' ЛИМЬ ■\ J уда ь й о и 2 2 м с т р о п 5,5 м Уд А6 н о й СТРОП 8,5 AtfTP сэкономить много промыслового времени. В чем же состоит преимущество передачи улова непосредственно в траловых мешках на рефрижератор­ ное судно? На густых концентра­ циях рыбы, когда в трал за корот­ кое траление попадает 10 тонн и больше морского окуня, на подня­ тие улова непосредственно на палу­ бу промыслового корабля уходит полтора часа, а иногда и того боль­ ше. Передавая же рыбу на рефри­ жераторное судно непосредственно в траловом мешке, моряки при хоро­ шей организации труда затрачивают на эту операцию примерно 30 ми­ нут. Таким образом на каждом тра­ лении экономится до часа промыс­ лового времени, суточный вылов ры­ бы значительно увеличивается. Траулер «Волхов» снабжен обыч­ ными двадцатиметровыми окуневы­ ми траловыми мешками. Еогда трал Когда моряки промыслового судна отрежут двухрядный мешок и выб­ росят плав за борт, корабль задним ходом отходит от мешка. Рефриже­ ратор в это же время подходит к мешку с рыбой и выбрасывает за борт вместе с плавом пустой двух­ рядный мешок. После этого моряки траулера за­ бирают пустой мешок с таким рас­ четом, чтобы он находился с подвет­ ренного борта. Одновременно с этим мастера по добыче рыбы пришивают двухрядный мешок к однорядному. Для успешной передачи мешков с рыбой на каждом корабле нужно иметь трп готовых мешка. Один из них должен пришиваться, другой с рыбой передаваться на рефрижера­ торное судно, а третий, уже пуетой, передаваться на промысловый ко­ рабль. Опыт работы моряков траулера «Волхов» и других кораблей пока- Рыболовецким колхозам—срецние траулеры*) Промысловый флот моторно-рыбо­ ловных станций нашей области в от­ дельные периоды года используется неудовлетворительно. Значительное число малых рыболовных траулеров не выходит на промысел в осенне- зимний период,'подолгу простаивает из-за штормовой погоды и запреще­ ния Главмурманрыбпрома покидать места стоянок. Несколько мотоботов, имеющихся в распоряжении МРС, используются на облове мойвы толь­ ко три —- четыре месяца в году. С 1 октября прошлого года по 1 марта нынешнего года промысло­ вый флот МРС;при плане в 31.700 центнеров рыбы добыл фактически 3.800 центнеров. Средний зарабо­ ток одного рыбака, в том числе и командного состава, за сданную ры­ бу в этот период составил 90 рублей в месяц. Ясно, что при существующем по­ ложении у рыбаков-колхозников нет никакой материальной заинтересо­ ванности в своей работе. Рыболовец­ кие колхозы в зимние месяцы испы­ тывают серьезные материальные за­ труднения, тормозящие нормальную хозяйственную деятельность, отра­ жающуюся и на трудовой дисципли­ не рыбаков. Укрепление экономики рыболовец­ *) В порядке обсуждения. ких колхозов ‘настойчиво требует создания необходимых условий для лучшего использования флота, для постоянного обеспечения заработной платой рыбаков-колхозников. Этого можно добиться только в том слу­ чае, если рыболовецкий флот будет работать в течение круглого года. Вот почему, по-моему, моторно-ры­ боловные станции должны получить на свое вооружение средние трау­ леры. На этих судах рыбаки-колхоз­ ники смогут вести промысел в тече­ ние круглого года, работая не только у берега, но и в отдаленных районах Баренцева моря. Весной нынешнего года МРС долж­ ны были получить пять сейнеров, но фактически флот был пополнен толь­ ко двумя судами такого типа. Чтобы избежать отставания, МРС был пе­ редан из «Мурмансельди» средний траулер X» 432. В мае этот корабль вышел в свой первый рейс. Экипаж его был укомплектован рыбаками из колхоза «Новая Титовка». За деся­ тисуточный рейс команда среднего траулера N° 432 выловила около 1200 центнеров трески — т. е. вы­ полнила четверть годового плана, предусмотренного для одного сейнера. Этот пример убедительно говорит о том, что в условиях постоянного увеличения за счет переселенцев числа рыбаков в колхозах побе­ режья, выгоднее иметь не сейнеры, а средние траулеры. Об укреплении экономической мо­ щи рыболовецких колхозов было много сказано в выступлениях упол­ номоченных на областном собрании Рыбакколхозсоюза 9— 10 апреля 1956 года. Освоение новых промыс­ ловых судов типа средний траулер позволит не только укрепить эконо­ мику колхозов, но и значительно увеличить добычу рыбы в течение всего года. Главмурманрыбпрому и Министер­ ству рыбной промышленности СССР при рассмотрении этого вопроса сле­ дует учесть, что, вооружив колхоз­ ников средними траулерами, яеобхо димо будет перестроить работу и бе­ реговых предприятий. Особенно серьезное внимание должно быть уделено улучшению состояния меха­ низации разгрузочных работ и об­ работки рыбы на предприятиях по­ бережья. Потребуется реконструиро­ вать причальное хозяйство, по-нэво- му организовать работу приемных пунктов. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного уп­ равления МРС. \ ЛМНЬ 8 МЕТР ПЛАВ (ю о к у т и Е м ) i Z -mc t p o&wm л и н ь . П й и м м н н ь м к Ш 6 К £ Л И Н Ь 8 МЕ-ТР 1 УДА6Н0Й линь 2 c ? mftp дглежныи^ с т р о п 5 , 5 м с т р с рыбой всплывает на поверхность, двухрядный мешок с уловом отре­ зается от однорядного мешка и в районе удавного стропа завязывается посадочным тросом. Удавной строп перевязывается восьмеркой. Линь от удавного стропа отрезается от хатлайна и привязывается к ранее подготовленному плаву. Плав состоит из ста металличе­ ских кухтылей, которые посажены на геркулесовый трос и между сог бой связаны также геркулесовым тросом. Имеется еще лийь длиною около 8 метров, с двумя металличе­ скими кухтылями. Моряки рефриже- зывает, что к одному рефрижера­ тору следует прикреплять не более трех промысловых траулеров. Все они должны работать рядом, в непо­ средственной близости от рефриже­ раторного судна. Руководителям промыслового отде­ ла, канитанам-наставникам и всем промысловикам необходимо позабо­ титься о том, чтобы опыт моряков траулера «Волхов» был передан на все корабли. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник вого флота. трало- Портовики хорошо бункеруют корабли & Закрепляя успехи предмайского соревнования, коллектив второго участка рыбного порта стремится досрочно бункеровать промысловые корабли углем. Грузчики в содружестве с механи­ заторами каждое судно обрабатывают за полтора часа при норме в два ча­ са. Только за 24 мая при погрузке угля на корабли тралового флота бы­ ло сэкономлено более пяти часов. 37 минут сберегли экипажу трауле­ ра «Грязовец» грузчики бригады тов. Хлопотина. На столько же времени раньше срока закончила погрузку угля на траулер «Енисей» бригада тов. Кириловского. Бригада тов. Сер­ геева сберегла полчаса при бункеров­ ке углем экипажу траулера «Северо­ морск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz