Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
№ 63 (459), 29 мая 1956 г. РЫБНЫЙ м у р м а н 3 Письма из Северной А т л ан т и ки 2. Чем озабоченЬя промЫсловики Нашдому кораблю полноценное промвоорумение Следует особо остановиться на пу тях улучшения использования про мыслового флота в Северной Атлан тике. В настоящее время, как пра вило, средние траулеры уходят из порта, не обеспеченные необходимым количеством промыслового вооруже ния. Многолетний опыт работы в Северной Атлантике говорит о том, что промысловые корабли должны иметь на борту перед началом рейса не менее 250 сетей с ячеей, соответ ствующей условиям лова в данный период. Сейчас промысловиков обязывают иметь в дрифтерном порядке не ме нее 120 сетей. Норматив этот не выполним, так как на судах нет до статочного количества сед^й, кухты- лей и поводцового троса. Большин ство кораблей имеет в порядке по 70— 90 'сетей и только отдельные «счастливчики» — 100— 110 се тей, причем и это промвооружение нередко имеет значительный износ. Неверно, по-моему, поступают у нас с теми судами, которые теряют по какой-либо причине промысловое вооружение. Если капитан промыс лового корабля по своей вине поте рял дрифтерный порядок, необходимо немедленно выдать на это судно промвооружение с тем, чтобы эки паж не имел непроизводительного простоя, мог бы добычей сельди компенсировать ущерб, нанесенный аварией орудий лова. Виновники по тери порядка должны быть наказа ны, но морякам необходимо создать все условия для бесперебойной ра боты. А у нас поступают наоборот. На среднем траулере INI 176 по вине капитана Мешкова в начале апреля был утоплен порядок, и эки паж в течение 20 суток промышлял 3fr—60 сетями, собранными с горем пополам с нескольких судов. Вот другой пример. В марте, как известно, большинство кораблей зна чительно перевыполнило задание по вылову сельди. А вот экипаж сред него траулера № 14 мартовский план «вытянул» только на 95,7 процента, выловив всего 555 цент неров сельди. Произошло это потому, что на этом судне руководители флотилии не заменили изношенных в штормовую погоду орудий лова. Только в конце марта на этот ко рабль было передано со среднего траулера № 4275 45 сетей, которые не улучшили положения, так как время было упущено и не было бо гатой сырьевой базы. Еще раз о топливе В течение продолжительного вре мени сельдяной флот получает не доброкачественное дизельное топли во. Механики вот уже третий год жалуются на то, что оно имеет мно' го механических примесей и воды. В конце марта — начале апреля танкер «Уржум» доставил в район промысла топливо очень низкого ка чества. Из-за высокой кислотности его вышла из строя топливная аппа ратура на многих судах. Например, средний траулер № 157, получив топливо с плавбазы «Памяти Ильи ча», в течение восьми суток испы тывал серьезные затруднения в эксплуатации техники, а потом вы нужден был вернуться к Фарерским островам, стать здесь на якорь и по терять трое суток на ремонт топлив ной аппаратуры. Вот другой вопи ющий .пример. На судне большого тоннажа, пловучей базе «Совет ская Арктика», несмотря на то, что здесь осуществляется отличная фильтрация топлива, произошло за клинивание топливной аппаратуры и корабль был под угрозой аварии. Можно без преувеличения ска зать, что если положение со снабже нием судов топливом не будет улуч шено, то многие из них придется поставить на прикол. Руководители «Мурмансельди», в том числе глав ный инженер тов. Бородулин, не предпринимают решительных мер по обеспечению флота высококачествен ным топливом, отмахиваются от сиг налов с кораблей, подчас обвиняя в этом самих же моряков. Удивляет и такая «закономер ность». Как только флот в осенне- зимний период начинает активный лов сельди, на промысловых судах ощущается острая нужда в топливе, хотя корабли в это время делают короткие переходы и работают в од ном райояе. Часто бывает так, что богатая сырьевая база используется слабо, а средние траулеры стоят у плавбаз в ожидании топлива. Г. ОГАРКОВ. Помощник юапнтана-флаг- мана по политработе отряда судов сельдяного флота. Опреснитель Ермолина— на все корабли типа „Рига“ В нашей газете уже сообщалось о том, что по чертежам и под руковод ством судового механика Кработреста тов. Ермолина изготовлен и установ лен на траулере «Молдавия» опрес нитель его системы. Опреснитель от лично себя зарекомендовал на кораб ле. Траулер на промысле был обес печен ^ необходимым количеством пресной воды, что позволило увели чить длительность рейса на двое — четверо суток. В статье «Ускорить внедрение ценного новшества» газета ставила вопрос о необходимости быстрейшего изготовления опреснителей Ермолина и установки их на большой группе траулеров. Недавно Министр рыбной промыш ленности СССР тов. Ишков издал приказ о внедрении опреснителей системы Ермолина на рыболовных траулерах Главмурманрыбпрома. В приказе отмечаются положительные качества этого новшества, говорится, что наличие на судах типа «Рига» дополнительного запаса пресной во ды имеет очень большое значение для улучшения работы кораблей. В\ приказе Минцртра намечены практические мероприятия по широ кому внедрению опреснителей систе мы Ермолина на траулерах. В тече ние 1956 года на Мурманской судо верфи должно быть изготовлена 20 опреснителей системы Ермолина, и в этом же году коллективу предприя тия предстоит семь опреснителей смонтировать на промысловых судах типа>«Рига». Остальные 13 опресни телей предложено смонтировать си лами предприятий Главмурманрыб прома. Начальнику Главмурманрыбпрома тов. Сапанадзе нужно представить в Министерство предложение об уста-J новкс в течение 1957 года опресни телей системы Ермолина на осталь ных кораблях типа «Рига» и на траулерах других серий, учитывая при этом рекомендации автора опрес нителя и решение технического со вета. Приказ Министра рыбной про мышленности кладет начало широ кому использованию на кораблях Мурманского тралового флота опрес нителя системы Ермолина. Следует всем работникам наших предприя тий, отвечающих за выполнение это го приказа, всемерно способствовать тому, чтобы ценное новшество как можно скорее было на максимальном количестве промысловых судов. Опыт морянов траулера „Волхов" всем экипажам В прошлом году во время массо вого лова морского окуня в районе Копытова моряки траулера «Волхов» (капитан тов. Савинов) успешно пользовались методом передачи до бытой рыбы непосредственно в тра ловом мешке на рефрижераторное судно. В этом году экипаж корабля, работая на облове окуневых кон центраций, также с большим успе хом использовал этот метод, что позволило промысловикам значи тельно увеличить вылов окуня, раторного судна поднимают им весь плав к себе на борт и с помощью удавного линя производят дележку улова. На дележном стропе также имеет ся линь из геркулесового троса дли ной 8 метров. На его свободном кон це прикреплены два металлических кухтыля. За этот линь моряки реф рижератора приподнимают дележный строп своим гаком на шкентеле, за цепляют за строп и поднимают улов на борт корабля. ' ЛИМЬ ■\ J уда ь й о и 2 2 м с т р о п 5,5 м Уд А6 н о й СТРОП 8,5 AtfTP сэкономить много промыслового времени. В чем же состоит преимущество передачи улова непосредственно в траловых мешках на рефрижератор ное судно? На густых концентра циях рыбы, когда в трал за корот кое траление попадает 10 тонн и больше морского окуня, на подня тие улова непосредственно на палу бу промыслового корабля уходит полтора часа, а иногда и того боль ше. Передавая же рыбу на рефри жераторное судно непосредственно в траловом мешке, моряки при хоро шей организации труда затрачивают на эту операцию примерно 30 ми нут. Таким образом на каждом тра лении экономится до часа промыс лового времени, суточный вылов ры бы значительно увеличивается. Траулер «Волхов» снабжен обыч ными двадцатиметровыми окуневы ми траловыми мешками. Еогда трал Когда моряки промыслового судна отрежут двухрядный мешок и выб росят плав за борт, корабль задним ходом отходит от мешка. Рефриже ратор в это же время подходит к мешку с рыбой и выбрасывает за борт вместе с плавом пустой двух рядный мешок. После этого моряки траулера за бирают пустой мешок с таким рас четом, чтобы он находился с подвет ренного борта. Одновременно с этим мастера по добыче рыбы пришивают двухрядный мешок к однорядному. Для успешной передачи мешков с рыбой на каждом корабле нужно иметь трп готовых мешка. Один из них должен пришиваться, другой с рыбой передаваться на рефрижера торное судно, а третий, уже пуетой, передаваться на промысловый ко рабль. Опыт работы моряков траулера «Волхов» и других кораблей пока- Рыболовецким колхозам—срецние траулеры*) Промысловый флот моторно-рыбо ловных станций нашей области в от дельные периоды года используется неудовлетворительно. Значительное число малых рыболовных траулеров не выходит на промысел в осенне- зимний период,'подолгу простаивает из-за штормовой погоды и запреще ния Главмурманрыбпрома покидать места стоянок. Несколько мотоботов, имеющихся в распоряжении МРС, используются на облове мойвы толь ко три —- четыре месяца в году. С 1 октября прошлого года по 1 марта нынешнего года промысло вый флот МРС;при плане в 31.700 центнеров рыбы добыл фактически 3.800 центнеров. Средний зарабо ток одного рыбака, в том числе и командного состава, за сданную ры бу в этот период составил 90 рублей в месяц. Ясно, что при существующем по ложении у рыбаков-колхозников нет никакой материальной заинтересо ванности в своей работе. Рыболовец кие колхозы в зимние месяцы испы тывают серьезные материальные за труднения, тормозящие нормальную хозяйственную деятельность, отра жающуюся и на трудовой дисципли не рыбаков. Укрепление экономики рыболовец *) В порядке обсуждения. ких колхозов ‘настойчиво требует создания необходимых условий для лучшего использования флота, для постоянного обеспечения заработной платой рыбаков-колхозников. Этого можно добиться только в том слу чае, если рыболовецкий флот будет работать в течение круглого года. Вот почему, по-моему, моторно-ры боловные станции должны получить на свое вооружение средние трау леры. На этих судах рыбаки-колхоз ники смогут вести промысел в тече ние круглого года, работая не только у берега, но и в отдаленных районах Баренцева моря. Весной нынешнего года МРС долж ны были получить пять сейнеров, но фактически флот был пополнен толь ко двумя судами такого типа. Чтобы избежать отставания, МРС был пе редан из «Мурмансельди» средний траулер X» 432. В мае этот корабль вышел в свой первый рейс. Экипаж его был укомплектован рыбаками из колхоза «Новая Титовка». За деся тисуточный рейс команда среднего траулера N° 432 выловила около 1200 центнеров трески — т. е. вы полнила четверть годового плана, предусмотренного для одного сейнера. Этот пример убедительно говорит о том, что в условиях постоянного увеличения за счет переселенцев числа рыбаков в колхозах побе режья, выгоднее иметь не сейнеры, а средние траулеры. Об укреплении экономической мо щи рыболовецких колхозов было много сказано в выступлениях упол номоченных на областном собрании Рыбакколхозсоюза 9— 10 апреля 1956 года. Освоение новых промыс ловых судов типа средний траулер позволит не только укрепить эконо мику колхозов, но и значительно увеличить добычу рыбы в течение всего года. Главмурманрыбпрому и Министер ству рыбной промышленности СССР при рассмотрении этого вопроса сле дует учесть, что, вооружив колхоз ников средними траулерами, яеобхо димо будет перестроить работу и бе реговых предприятий. Особенно серьезное внимание должно быть уделено улучшению состояния меха низации разгрузочных работ и об работки рыбы на предприятиях по бережья. Потребуется реконструиро вать причальное хозяйство, по-нэво- му организовать работу приемных пунктов. н . СОКОЛОВ. Старший инженер-экономист Мурманского областного уп равления МРС. \ ЛМНЬ 8 МЕТР ПЛАВ (ю о к у т и Е м ) i Z -mc t p o&wm л и н ь . П й и м м н н ь м к Ш 6 К £ Л И Н Ь 8 МЕ-ТР 1 УДА6Н0Й линь 2 c ? mftp дглежныи^ с т р о п 5 , 5 м с т р с рыбой всплывает на поверхность, двухрядный мешок с уловом отре зается от однорядного мешка и в районе удавного стропа завязывается посадочным тросом. Удавной строп перевязывается восьмеркой. Линь от удавного стропа отрезается от хатлайна и привязывается к ранее подготовленному плаву. Плав состоит из ста металличе ских кухтылей, которые посажены на геркулесовый трос и между сог бой связаны также геркулесовым тросом. Имеется еще лийь длиною около 8 метров, с двумя металличе скими кухтылями. Моряки рефриже- зывает, что к одному рефрижера тору следует прикреплять не более трех промысловых траулеров. Все они должны работать рядом, в непо средственной близости от рефриже раторного судна. Руководителям промыслового отде ла, канитанам-наставникам и всем промысловикам необходимо позабо титься о том, чтобы опыт моряков траулера «Волхов» был передан на все корабли. Г. ФОРОЩУК. Капитан-наставник вого флота. трало- Портовики хорошо бункеруют корабли & Закрепляя успехи предмайского соревнования, коллектив второго участка рыбного порта стремится досрочно бункеровать промысловые корабли углем. Грузчики в содружестве с механи заторами каждое судно обрабатывают за полтора часа при норме в два ча са. Только за 24 мая при погрузке угля на корабли тралового флота бы ло сэкономлено более пяти часов. 37 минут сберегли экипажу трауле ра «Грязовец» грузчики бригады тов. Хлопотина. На столько же времени раньше срока закончила погрузку угля на траулер «Енисей» бригада тов. Кириловского. Бригада тов. Сер геева сберегла полчаса при бункеров ке углем экипажу траулера «Северо морск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz