Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

№ 61 (457), 24 мая 1956 г. РЫБ НЫЙ М 7 Р М А Н 3 Ленинград. В шестой пяти­ летке Балтийский судострои­ тельный завод построит для рыбной промышленности десят­ ки дизельэлектроходных рефри­ жераторов. В мае спущен на во­ ду рефрижератор «Курган». Мощные холодильные установ­ ки позволят перевозить в его трюмах до 3,5 тысячи тонн све­ жезамороженной рыбы. На снимке: спуск рефрижера­ тора «Курган» на воду. Фото Д. Быстрова. Фотохроника ТАСС. Добыча рыбы Сводка на 21 мая 1956 года, I I И С Ь Л I A I J ’. i С Е R E P Л О Й А Т . 1 А 1 1 Т 11 Н И 1. П Е Р Е С Т Р О И Т Ь Р А Б О Т У П Е Р С П Е К Т И В Н О Й Р А З В Е Д К И 3со BJ о £я ь- ш К о Ф D с й гг м о в S 5 « 2 о-о о К £5 В и с 3 а о f- и Ж О OJ S ж о г я о ж о: ж с . и я Е о о 2 Траловый флот 39,5 53,8 Сельдяной флот 29,1 23,4 База активного лова 83,8 132,7 Колхозы 51,9 96,8 * * * В четвертой пятидневке мая ве­ дущие рыбодобывающие предприятия — траловый и сельдяной флоты— работали неудовлетворительно, уве­ личили свою задолженность перед страной. Моряки тралового флота недодали за последние пять дней более 25 ты­ сяч центнеров рыбы. Задание пяти­ дневки реализовано всего лишь на 80,7 процента. Сейчас основная группа трауле­ ров сосредоточена в прибрежных районах. Здесь имеются неплохие концентрации рыбы. Успех промыс­ ла здесь будет решать строжайшее соблюдение правил судовождения, умелая работа с орудиями лова. Богатые^ промысловые концентра­ ции обнаружены в Медвежинском районе. Отдельные подъемы здесь до­ ходят до десяти тонн. Необходимо ко­ рабли, выходящие из порта, направ­ лять в этот район, чтобы полностью использовать хорошую сырьевую базу. Серьезную тревогу вызывает по­ ложение, создавшееся на сельдяном промысле. Минувшая пятидневка была ознаменована неудовлетвори­ тельной работой промысловиков «Мурмансельди». В этом значитель­ но повинна перспективная разведка, не оказывающая необходимой помо­ щи морякам. Подход рыбы в прибрежные райо­ ны способствует успешной работе коллектива Базы активного лова и рыбаков-колхозников. Успехи по­ следних дней нужно закрепить и развить. Рыбаки Приморского края обрати­ лись ко всем работникам рыбной промышленности Советского Союза с призывом развернуть соревнование за досрочное выполнение государст­ венного плана первого года шестой пятилетки. Нет никакого сомнения в том, что трудящиеся нашего бас­ сейна горячо откликнутся на этот призыв, обеспечат высокие показа­ тели в труде. Перед работниками перспективной разведки северо-атлантической сель­ дяной экспедиции стоят ответствен­ ные задачи по обеспечению промыс­ ловиков устойчивой сырьевой ба­ зой, по глубокому изучению этого района рыболовства. Но с этими за­ дачами перспективная разведка в настоящее время справляется плохо. Работа ее по существу никем не контролируется. Часто получается так, что концентрации сельди, об­ наруженные судами оперативной разведки, вторично фиксируются перспективной разведкой и подчас выдаются за «найденные» ею. Если посмотреть, кто же обнару­ жил мощные концентрации сельди, которые облавливались флотом с января по апрель нынешнего года, то окажется, что сделали это в ос­ новном коллективы судов оператив­ ной разведки, хотя главное назна­ чение их — расстановка кораблей отрядов на наиболее выгодных уча­ стках промысла, подготовка сырье­ вой базы на ближайшее время. Так, в начале года на банке Ви­ кинг мощные концентрации сельди обнаружил экипаж среднего трау­ лера № 4233, принадлежащий опе­ ративной разведке. После этого флот успешно работал здесь продолжи­ тельное время. В первой половине марта, когда сырьевая база стала менее устойчивой, на помощь про­ мысловикам снова пришли коллек­ тивы судов оперативной разведки. Моряки среднего траулера № 4289 (капитан тов. Тихомиров) обнару­ жили сельдь северо-восточнее Фа­ рерских островов. Вызывает удивление тот факт, что суда перспективной разведки в пе­ риод, когда сельдяной флот рабо­ тает успешно, находятся непосред­ ственно в районе промысла, нередко дублируют работу оперативной раз­ ведки, мало того, прибегают к явно­ му очковтирательству. Вот тому на­ глядный пример. Когда средний тра­ улер № 4275 обнаружил рыбу се­ веро-восточнее Фарерских островов, сюда же вышло одно из судов кали­ нинградской флотилии — средний траулер N° 4278, который тоже при­ надлежит перспективной разведке. Сообщая в сводке о своей работе, командование этого корабля, указа­ ло, что находится в 40— 50 милях от среднего траулера Л! 4275, хотя фактически судно было в пределах видимости, примерно в 7— 8 милях от него. Допуская в своей работе грубые ошибки, работники перспективной разведки серьезно подорвали свой авторитет. Им очень часто не верят, может быть, даже тогда, когда дают­ ся правильйые прогнозы. Значительный ущерб делу при­ несли ничем не подтвержденные раз­ глагольствования руководителей пер­ спективной разведки в апреле. Вме­ сто того, чтобы принять все меры для развертывания активного обсле­ дования восточных и других районов, они стали на 'скользкий путь посул, дезориентации промысловиков. Так, работник ПИНРО тов. Юданов, ко­ торый прибыл на промысел в марте, в начале апреля, когда уловы резко снизились, пообещал: «Рыба будет 7— 8 апреля». Но рыбы не было ни в эти дни, ни позже, хотя заме­ ститель начальника перспективной разведки тов. Барал «предсказывал» появление ее 9— 10 апреля, диспет­ чер тов. Пакулин — 13, а вернув­ шийся в это время начальник раз­ ведки тов. Шаповалов — 28 апре­ ля. Он же «обрадовал» промыслови­ ков сообщением о том, что сельдь поднимется на глубины в 15— 30 метров от поверхности моря. Все эти заявления основывались только на одном желании «ободрить» моряков, не имели под собой никакой науч­ ной почвы и поэтому не оправда­ лись. А рыба была. Нашел ее 14 апре­ ля капитан среднего траулера «N 2 157 тов. Бойко. По своей ини­ циативе он вышел севернее на 100 миль от расположения флота и об­ наружил концентрацию сельди. Уло­ вы здесь составляли более 100 ки­ лограммов на сеть. Подошедшие сюда другие суда флота успешно про­ мышляли несколько дней. Потом ко­ рабль оперативной разведки — сред­ ний траулер N° 4233 — обнаружил рыбу северо-западнее, создав таким образом условия для работы флота И на этом участке. Как правило, промысловики ориентируются теперь только на прогнозы судов оперативной развед­ ки. Необходимо немедленно, в бли­ жайшее время, заняться перестрой­ кой работы перспективной разведки. По-моему, начать это надо с уста­ новления надлежащего контроля за работой поисковиков. По существу­ ющему учету с начала нынешнего года судами перспективной разведки обнаружено значительное количе­ ство косяков. Но такие данные гово­ рят только о том, что за эти «кося­ ки» поисковики получили деньги. А какую пользу принесла эта работа сельдяному флоту? Приведенные вы­ ше факты убедительно говорят о том, что польза эта невелика. Пора добиться такого положения, чтобы каждый обнаруженный судами пер­ спективной разведки косяк под­ тверждался командованием флоти­ лии, корабли которой ведут его об­ лов. Нельзя слепо верить тем по­ исковикам, которые гонятся за ко­ личеством обнаруженных концент­ раций, чаще всего таких, обнару­ жить которые не представляет труда. На суда перспективной разведки необходимо послать опытных капи­ танов, которые бы работали инициа­ тивно, используя богатый опыт про­ мысловиков, накопленный за многие годы работы в Баренцовом море и Северной Атлантике. Нельзя при этом допускать сковывания инициа­ тивы капитанов, как это еще часто делают научные работники ПИНРО и руководители перспективной раз­ ведки. Больше пользы принесет определение для таких судов райо­ нов поисковой работы, а не мелоч­ ная опека, которая существует в настоящее время. Широкое развитие промысла в Северной Атлантике требует акти­ визации работы ПИНРО. Но научную работу необходимо вести без ущерба для выполнения задач по обеспече­ нию флота устойчивой сырьевой ба­ зой. По-моему, в настоящее время многие поисковые суда перегруже­ ны заданиями ПИНРО, отвлекаются от решения своих основных задач. В предыдущие годы в период низ­ ких уловов капитаны промысловых судов вели поиск сельди по своей инициативе. Были в этом моряки заинтересованы и материально, так как за каждый обнаруженный косяк им выплачивалось 50 процентов вознаграждения, которое обычно по­ лучают п о и с к о в и к и . Справочником по заработной плате и условиям тру­ да работников северо-атлантической экспедиции на 1956 год этого не предусматривается. Составители справочника заняли странную пози­ цию, решив «сэкономить» некоторую сумму государственных средств, за­ трачиваемых ранее на поисковую ра­ боту промысловыми судами. Объяс­ нить это можно только близору­ костью, а не заботой о нуждах про- ' иьводства. Партия и правительство нацели­ вают работников рыбной промыш­ ленности нашей страны на освоение новых районов промысла. Непрочь об этом поговорить и работники ПИНРО, но на деле ничего, напри­ мер, не предпринимают для изуче­ ния районов западнее Фарерских островов. Если восточнее этих остро­ вов работает несколько флотилий как нашей страны, так и других ев­ ропейских государств, то западнее промысла не ведет никто. Я не могу утверждать, что в западных райо­ нах имеются богатые концентрации сельди. Но, тем не менее, обследо­ вание их необходимо производить уж потому, что наше государство рас­ полагает мощным современным рыбо­ промысловым флотом, коллективу которого по плечу выполнение слож­ ных задач добычи рыбы в дальних районах. В течение года в Северной Атлан­ тике в определенные периоды можно ловить мелкую сельдь, наподобие мурманской. Часто капитаны судов говорят о том, что эхолоты «записы­ вают» сельдь, а в выметанный по­ рядок она не попадает. Можно пред­ положить, что мелкая сельдь не объячеивается в сетях. Необхо­ димо провести опытный лов мелкой сельди в Северной Атлантике, ис­ пользуя сети с ячеей в 24— 26 мм. Известно, что такую сельдь облавли­ вали суда Польской Народной Рес­ публики. Улучшение работы перспективной разведки в северо-атлантической сельдяной экспедиции поможет до­ биться высоких темпов промысла не только Мурманского сельдяного фло­ та, но и других флотилий страны. Г. ОГАРКОВ. Помощник напитана-флаг- мана по политработе отря­ да судов сельдяного флота. П р о м ы ш л я я в п р и б р е ж н ы х р а й о н а х На полторы тысячи банок консер­ вов превысил план в этом рейсе консервный мастер тов. Шубин. Нельзя не отметить слаженную ра­ боту машинной команды на трауле­ ре «Моржовец» во главе со стар­ шим механиком тов. Бессараб. С на­ чала года она уже сделала три без­ ремонтных стоянки в порту. Досрочно закончив пятимесячное задание, экипаж «Моржовца» нахо­ дится накануне завершения полуго­ дового плана. Моряки передового судна полны решимости выловить в этом году 55.000 центнеров рыбы на 8.000 центнеров больше плана. После шестнадцати суток плавания в порт возвратился траулер «Моржо­ вец». Команда судна под руководст­ вом молодого, но опытного капитана Виталия Александровича Смирно­ ва перевыполнила рейсовое задание, предъявив к выгрузке 255 тонн рыбы. — Работать пришлось в прибреж­ ных районах, — рассказывает капи­ тан тов. Смирнов, —■здесь тяжелые задевистые грунты. Начали промы­ сел у полуострова Рыбачьего и за­ кончили у острова Олений. Чтобы меньше было повреждений орудий ло­ ва, старший мастер по добыче рыбы тов. Борькин со своими помощника­ ми облегчили траловый мешок. Внутрь его было подшито 30 метал­ лических кухтылей, а к кутку меш­ ка подвязали пенопластовую бочку. Было уменьшено время прохождения с тралом. Тралировали от 30 минут до часа. За это время на борт подни­ мали от 3 до 6 тонн пикши и трески. Слаженно трудилась команда при уборке уловов. Пример в работе по­ казали здесь матросы тт. Головчан- ский, Вандышев, Акимов, Зыков. Хорошо поработал мастер рыбо­ мучной установки тов. Лоенко. За рейс он изготовил 17 тонн ценной продукции, значительно больше за­ дания. Поел© окончания мореходного училища В. В. Романовский был направлен на плавбазу «Атлан­ тика». Проработав некоторое время мотористом, он был пере­ веден на должность третьего ме­ ханика. Хороший специалист, он принимает активное участие в общественной работе. На снимке: третий механик В. В. РОМАНОВСКИИ у поста управления главного двигателя плавбазы «Атлантика». Фото старшего механика тлавбазы «Атлантика» В. Каландаришвили. ЗА 50— 100 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств на 21 мая 1956 г. №№ средних траулеров а ^ е s о о. в н0 1 2 н s к 3 5 ф S и С9 r f 3 о « О Ф УО о р» о о « в 14 О а» iг В«в н и О)ЕГ я о ЧЯ со S си © и «Добролюбов» «Некрасов» «Серафимович» «Гоголь» «Достоевский» «Пушкин» «Салтыков- Щедрин» «Кремль» «Новороссийск» «Ереван» «Н. Островский» «Моржовец» «Сосновец» «Каунас» «Благовещенск» «Чехов» «Амдерма» «Победа» «Соловецкий» «Новиков-Прибой «Лот» «Аксай» «Тифон» «Шенкурск» «Семга» «Мишуков» «Шексна» «Азербайджан» «Кедровка» «Новгород» «Лавна» «Красногвардейск «Скумбрия» «Сатурн» «Советск» «Марс» «Стрелок» 86.000 100.000 78.500 70.000 85.000 75.000 60.000 70.000 68.000 60.000 75.000 55.000 50.000 50.000 50.000 65.000 50.000 70.000 50.000 » 52.800 55.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 » 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 40.097 39.566 36.020 33.312 32.621 32.192 30.217 29.712 29.236 26.521 24.710 23.871 23.820 23.758 22.822 22.567 22.154 21.933 21.559 20.532 20.389 20.369 20.354 20.331 19.993 19.702 19.527 19.525 18.997 18.833 18.621 18.206 17.956 17.089 12.758 12.248 10.980 С богатым уловом С богатыми уловами возвращают­ ся в порт многие корабли тралового флота. С полными трюмами пикши и трески ошвартовался у причала тра­ улер «Челябинск». По предваритель­ ным данным, команда судна предъ­ явила к выгрузке 250 тонн рыбьь Значительно перевыполнили рей­ совые задания вернувшиеся в порт экипажи траулеров «Киров», «Мак­ сим Горький», «Сосновец» и других.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz