Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

р ы б н ы й м у р м а н № 60 (456), 22 мая 1956 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Пропаганда материаловXX съезда КПСС Исключительный интерес вызвали среди коллектива рыбного порта ис­ торические документы XX съезда КПСС. С большим вниманием изу­ чают их портовики. Некоторую работу по пропаганде материалов XX съезда КПСС продела­ ла и партийная библиотека рыбного порта. Так, для слушателей лектория был прочитан цикл лекций о между­ народном положении н о шестом пя­ тилетием плане развития народного хозяйства СССР. На эти же темы дважды проводились семинарские за­ нятия. Следует отметить, что в текущем учебном году несколько улучшилась постановка занятий в кружках и по­ литшколах, повысился уровень ра­ боты пропагандистов. Примером это­ го могут служить кружки," руководи­ мые пропагандистами членами КПСС тт. Бургутто и Петруниным. Здесь программный материал тесно увязы­ вается с жизнью, с производствен­ ными задачами коллектива рыбного порта. В своих беседах со слушате­ лями пропагандисты тт. Бургутто и Петрунин приводят многочисленные местные примеры, дают анализ ра­ боты отдельных участков порта, по­ могают членам кружка правильно понять стоящие перед ними задачи и намерить необходимые меры для их выполнения. Все это способствует повышению слушателями не только своих политических знаний, но и трудовой активности на производ­ стве. Механизаторы 1-го участка порта коммунисты тт. Колесов, Никишев, крановщики 2-го участка члены КПСС тт. Акимов, Михеев, Осокин и другие сочетают успешную полити­ ческую учебу с отличной производ­ ственной работой. Важную роль в пропаганде исто­ рических материалов XX съезда иг­ рают агитаторы. Они систематически проводят среди портовиков беседы непосредственно на рабочих местах. Повседневную, целеустремленную по­ литическую агитацию ведут комму­ нисты тт. Иванов, Шкавин, Разин и другие. Все они личным примером на производстве показывают образцы того, как надо на деле выполнять решения Коммунистической партии. В помощь агитаторам партийная библиотека разработала ряд бесед на различные темы. В последнее время, например, были подготовлены тексты бесед о 86-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, о праздно­ вании международного праздника трудящихся 1 Мая и другие. Не менее важное место в пропа­ ганде документов съезда занимает наглядная агитация. С этой целью партийная библиотека совместно с профсоюзной оформили фотомонтажи, рассказывающие о работе XX съезда КПСС и принятых им решениях, об итогах пятой и задачах шестой пя­ тилетки, о жизни и деятельности В. И. Ленина. Отдельно организован стенд с выставленной на нем лите­ ратурой, посвященной XX съезду КПСС. Пользуются также посетители библиотеки и материалом, который отображает работу коллектива рыб­ ного порта в 1955 году, его деятель­ ность в первом квартале 1956 года. Сожаление вызывает тот факт, что до последнего времени у нас не было никаких материалов о работе пере­ довиков производства. Изучение исторических докумен­ тов XX съезда КПСС сопровождается новым повышением творческой тру­ довой активности коллектива порта. Результатом этого явилось то, что государственный . план погрузо- разгрузочных работ в первом квар­ тале выполнен на 122 процента, а задание четырех месяцев — к 12 апреля вместо 25 апреля по социа­ листическому обязательству. Несмотря на некоторые успехи в пропаганде материалов XX съезда КПСС, мы имеем и серьезные недо­ статки в этом важнейшем первосте­ пенном деле. К ним относится еще слабая посещаемость и активность слушателей кружков, неудовлетвори­ тельная работа отдельных агитато­ ров. Сеть партийного просвещения рыбного порта заканчивает учебный год. Партийной организации порта, каждому коммунисту уже сейчас необходимо тщательно готовиться к новому учебному году, внимательно проанализировать допущенные ошиб­ ки с тем, чтобы они не повторялись, наметить конкретные меры По ко­ ренному улучшению и более широ­ кому развертыванию пропаганды исторических документов XX съезда КПСС. Я. НЕРОНОВ. Заведующий партийной биб­ лиотекой рыбного порта. 2 5 лет на трудовом посту Заметки о норвежском рыболовстве 2. П р о м ы с е л с е л ь д и В водах Норвегии размножается наиболее многочисленная раса сель­ ди, называемая атлантическо-скан­ динавской. Это название отражает особенности ее распространения. Она размножается у берегов Скандина­ вии, а в период нагула распростра­ нена в морях Северной Атлантики. Эта раса по сравнению с другими сельдями в наименьшей степени при­ вязана й береговым и прибрежным водам, появляясь вблизи берегов в период нереста. Взрослые атланти­ ческо-скандинавские сельди пример­ но 11 месяцев в году обитают вдали от берегов, совершая миграции на север и северо-запад в область по­ лярного фронта, где атлантические воды соприкасаются с полярными и где образуются благоприятные усло­ вия развития планктона и откорма сельди. За длительное пребывание вдали от берегов в открытых просто­ рах океана эта раса сельди приобре­ ла и второе название — океаниче­ ская, в отличие от сельдей, населяю­ щих прибрежные воды. Районы и условия откорма этой расы сельди стали известны только в последние годы, когда Советский Союз развернул промысел ее в Нор­ вежском и Гренландском морях. Еще совсем недавно промысел атлантиче­ ско-скандинавских сельдей происхо- Трудно, пожалуй, найти в «Мурмансельди» механика, ко­ торый бы не знал Александра Григорьевича Черемного. Хо­ рошо он известен и многим мо­ рякам тралового флота. Старший механик тов. Че- ремный плавает на кораблях на­ шего бассейна уже 25 лет. Ров­ но четверть века тому назад, 21 мая 1931 года, Александр Гри­ горьевич, выпускник Архангель­ ского училища, поступил на ра­ боту в траловый флот. Плавал он на траулерах «Окунь», «Кум ­ жа», «Нева»... В течение длительного време­ ни — в довоенный период, во время войны и в послевоенные годы — он работал на траулере № 14. Много труда вложил Александр Григорьевич, чтобы все судовые механизмы действо­ вали безотказно, чтобы от­ лично эксплуатировалась все агрегаты. Моряки, плавающие с ним на одном корабле, вспоми­ нают, что старший механик по­ стоянно обучал молодежь, про­ являл повседневную заботу не только о главной машине, вспо­ могательных механизмах, но и о рыбомучной установке и дру­ гом судовом оборудовании. В годы первой послевоенной пятилетки, работая на кораблях тралового флота, тов. Черемный много сделал для того,'чтобы в ■отличном состоянии были судо­ вые механизмы. Коммунист тов. Черемный всегда шел в первых рядах со­ ревнующихся, личным приме­ ром и страстным словом агита­ тора увлекал моряков на борьбу за высокие уловы. Им было вне­ сено немало рационализатор­ ских предложений, осуществле­ ние которых способствовало улучшению работы корабель­ ных агрегатов. Более трех лет Александр Григорьевич работает в сельдя­ ном флоте. Он был старшим ме­ хаником на плавбазах «Памяти Ильича», «Воркута», а сейчас плавает на «Антарктике». Рабо­ ту свою он любит, отлично ее знает и все время делится с молодыми механиками своим богатым производственным опы­ том. Старший механик тов. Че­ ремный — поборник всего пере­ дового, нового. Под его руко­ водством на плавбазе «Антарк­ тика» был внедрен испаритель системы Ермолина, который дает каждые сутки до 20 тонн пресной воды. На работе тов. Черемный частично потерял трудоспособ­ ность. У него была возможность уйти на пенсию, но коммунист не покинул трудовой пост и ус- лешно продолжает выполнять обязанности старшего механика. За безупречную работу в рыб­ ной промышленности нашего бассейна Александр Григорье­ вич награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Управление сельдяного флота в связи с 25-летним юбилеем работы тов. Черемного на ко­ раблях рыбного Мурмана награ­ дило его именными золотыми часами. Б. ЕВГЕНЬЕВ. На снимке: А. Г. ЧЕРЕМ- НЫИ в машинном отделении. Фото капитана плавбазы «Ан­ тарктика» В. Корсак. С полным грузом окуня 19 мая в порт с полным грузом морского окуня возвратился траулер «Слава». Под руководством опытного капитана Семена Яковлевича Сухо- пяткина команда судна за десять суток плавания, по предварительным данным, предъявила к выгрузке бо­ лее 150 тонн ценной рыбы. Почти весь окунь доставлен в свежем виде. Промысел команда вела в при­ брежных районах, где имеются тя­ желые задевистые грунты. Однако и в этих трудных условиях лова моря­ ки «Славы» выполнили свое обяза­ тельство, принятое при выходе на промысел. С полным грузом морского окуня траулер «Слава» возвращается в порт не первый раз. Претворяя в жизнь решения XX съезда КПСС, моряки судна стремятся дать потре­ бителю как можно больше ценной и вкусной рыбопродукции. Хорошее начинание поддержано Комсомольцы Высшего мореходно­ го училища, желая увековечить па­ мять славного сына Ленинского ком­ сомола мурманчанина Героя Совет­ ского Союза Анатолия Бредова, от­ давшего жизнь за мпр и счастье со­ ветских людей, обратились ко всей молодежи нашего города с призывом соорудить на собственные средства памятник Герою. Начинание курсантов поддержали моряки сельдяного флота. Комсо­ мольцы среднего траулера № 4229 собрали на памятник более 200 руб­ лей. Молодые моряки этого корабля призвали комсомольцев и молодежь всех судов сельдяного флота после­ довать их примеру. у Г. РОЖИН. Секретарь комитета ВЛКСМ сельдяного флота. дил только вблизи берегов Норвегии во время ее размножения. В начале нашего столетия Норве­ гия добывала около одного миллиона центнеров сельди в год. Накануне первой мировой войны вылов ее уве­ личился до трех миллионов центне­ ров. На этом уровне уловы сохраня­ лись до 1925— 1926 гг. К началу второй мировой войны уловы сельди в Норвегии возросли до 6— 7 мил­ лионов центнеров. В последний пе­ риод Норвегия добывает сельди 12— 14 миллионов центнеров в год. К берегам Норвегии сельдь при­ ближается в середине января. Нерест ее происходит в феврале и первой половине марта. Большая часть атлантическо-скандинавских сельдей размножается вдоль юго-западного побережья Норвегии. Нерест этой расы выявлен также на банке Ви­ кинг, по северному склону матери­ кового свала Северного моря, к за­ паду от Шотландских островов, во­ круг Фарерского архипелага и у южных берегов Исландии. Наиболее близко к Баренцовому морю нерест сельди наблюдается вдоль Лофотен­ ских островов. В период икрометания плотность косяков сельди достигает максимума, поэтому основным орудием ее добы­ чи в Норвегии является кошелько­ вый невод. Такими неводами вылав­ ливают от 60 до 80 процентов всего улова. Лов производят в моторных дорах по так называемой двухботной систе­ ме. Кошельковый невод набирается на обе дорки и последние, соединен­ ные между собой бортами, выходят в район лова. Огромное значение в развитии кошелькового лова сельди в Норвегии сыграли эхолоты, которые установлены сейчас на всех судах, занимающихся сельдяным рыболов­ ством. Широко применяются на кошель­ ковом лове сельди небольшие мотор­ ные лодки с эхолотами и радиотеле­ графными станциями. Эти лодки за­ менили теперь нотбаса, который раньше производил поиск косяков сельди с помощью щупа, состоящего из небольшого груза и тонкой метал­ лической проволоки. Современный нотбас находит сельдь с помощью эхолота и по радио дает указания о замете невода. Моторные дорки имеют приспособ­ ление для механического кольцева­ ния кошелька. На носу дорок уста­ навливаются кранбалки с блоками, а от моторов приводятся в движение небольшие шпили для стягивания кошелька. Улов кошелькового невода за один замет достигает иногда не­ скольких тысяч центнеров. За сезон в 25— 30 дней одним кошельковым ' неводом вылавливается до 12— 15 . тысяч центнеров сельди. Из кошельков сельдь выливается в транспортные суда коплерами. Большую часть улова, обычно не меньше 75— 80 процентов, норвеж­ цы направляют на сельдяные фабри­ ки для получения жира и кормовой муки. Остальную часть улова заса­ ливают или замораживают, исполь­ зуют для консервов и наживки для яруса при лове трески. Сельдяной промысел не ограничи­ вается выловом взрослой нерестую­ щей сельди. Норвежцы добывают жирную неполовозрелую сельдь, сходную по вкусовым качествам с мурманской, а также мелкую сельдь. Промысел последней развит в север­ ных провинциях страны и произво­ дится он главным образом осенью. Норвегия промышляет сельдь и за пределами своих вод. Ежегодно около 200 судов направляются летом к бе­ регам Исландии и далее на север к острову Ян-Майен. В это время ры­ баки вылавливают сельдь дрифтер­ ными сетями и кошельками. Несколько десятков судов рабо­ тают летом в Северном море, добывая банковую сельдь. Из семейства сельдевых норвежцы помимо сельди ловят еще шпрота в фиордах южной Норвегии и в Скагер­ раке. ' В общем балансе вылова сельдь составляет около 75— 80 процентов, определяя характер всего рыболов­ ства Норвегии. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук. Нужна помощь судоремонтников Коллектив траулера «Шексна» обязался в нынешнем году выло­ вить 50 тысяч центнеров рыбы. На 12 мая было добыто около 20 тысяч центнеров трески, пикши и окуня. Сейчас судно простаивает в пор­ ту из-за просадки жаровой трубы котла. Коллектив траулера обра­ щается с просьбой к коллективу судоремонтного завода Главмурман- рыбпрома ускорить ремонт жаровой трубы котла, траловой лебедки и главной машины корабля. Моряки судна приложат все уси­ лия, чтобы оказать действенную по­ мощь судоремонтникам в их работе. По поручению общего соб­ рания экипажа траулера «Шексна» капитан ШАЙ­ ТАНОВ, секретарь партий­ ной организации ДМИТ­ РИЕВ, старший механик КИРИК. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «НО ВЫ Е РАЙОНЫ НА СЛУЖ БУ ПРОМЫСЛОВИКОВ» На корреспонденцию под таким заголовком («Рыбный Мурман» за 12 мая) заместитель начальника главка тов. Киреев сообщил редак­ ции, что в текущем году предусмот­ рено в течение июня, июля, августа и сентября производить проверку за­ падного Шпицбергена и других при­ легающих к нему районов. Для более детального изучения этих и других отдаленных промысловых районов Министерством рыбной промышлен­ ности. СССР предусмотрено создать в 1956 году группу перспективной разведки, которой будут выделены три траулера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz