Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
р ы б н ы й м у р м а н № 60 (456), 22 мая 1956 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Пропаганда материаловXX съезда КПСС Исключительный интерес вызвали среди коллектива рыбного порта ис торические документы XX съезда КПСС. С большим вниманием изу чают их портовики. Некоторую работу по пропаганде материалов XX съезда КПСС продела ла и партийная библиотека рыбного порта. Так, для слушателей лектория был прочитан цикл лекций о между народном положении н о шестом пя тилетием плане развития народного хозяйства СССР. На эти же темы дважды проводились семинарские за нятия. Следует отметить, что в текущем учебном году несколько улучшилась постановка занятий в кружках и по литшколах, повысился уровень ра боты пропагандистов. Примером это го могут служить кружки," руководи мые пропагандистами членами КПСС тт. Бургутто и Петруниным. Здесь программный материал тесно увязы вается с жизнью, с производствен ными задачами коллектива рыбного порта. В своих беседах со слушате лями пропагандисты тт. Бургутто и Петрунин приводят многочисленные местные примеры, дают анализ ра боты отдельных участков порта, по могают членам кружка правильно понять стоящие перед ними задачи и намерить необходимые меры для их выполнения. Все это способствует повышению слушателями не только своих политических знаний, но и трудовой активности на производ стве. Механизаторы 1-го участка порта коммунисты тт. Колесов, Никишев, крановщики 2-го участка члены КПСС тт. Акимов, Михеев, Осокин и другие сочетают успешную полити ческую учебу с отличной производ ственной работой. Важную роль в пропаганде исто рических материалов XX съезда иг рают агитаторы. Они систематически проводят среди портовиков беседы непосредственно на рабочих местах. Повседневную, целеустремленную по литическую агитацию ведут комму нисты тт. Иванов, Шкавин, Разин и другие. Все они личным примером на производстве показывают образцы того, как надо на деле выполнять решения Коммунистической партии. В помощь агитаторам партийная библиотека разработала ряд бесед на различные темы. В последнее время, например, были подготовлены тексты бесед о 86-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, о праздно вании международного праздника трудящихся 1 Мая и другие. Не менее важное место в пропа ганде документов съезда занимает наглядная агитация. С этой целью партийная библиотека совместно с профсоюзной оформили фотомонтажи, рассказывающие о работе XX съезда КПСС и принятых им решениях, об итогах пятой и задачах шестой пя тилетки, о жизни и деятельности В. И. Ленина. Отдельно организован стенд с выставленной на нем лите ратурой, посвященной XX съезду КПСС. Пользуются также посетители библиотеки и материалом, который отображает работу коллектива рыб ного порта в 1955 году, его деятель ность в первом квартале 1956 года. Сожаление вызывает тот факт, что до последнего времени у нас не было никаких материалов о работе пере довиков производства. Изучение исторических докумен тов XX съезда КПСС сопровождается новым повышением творческой тру довой активности коллектива порта. Результатом этого явилось то, что государственный . план погрузо- разгрузочных работ в первом квар тале выполнен на 122 процента, а задание четырех месяцев — к 12 апреля вместо 25 апреля по социа листическому обязательству. Несмотря на некоторые успехи в пропаганде материалов XX съезда КПСС, мы имеем и серьезные недо статки в этом важнейшем первосте пенном деле. К ним относится еще слабая посещаемость и активность слушателей кружков, неудовлетвори тельная работа отдельных агитато ров. Сеть партийного просвещения рыбного порта заканчивает учебный год. Партийной организации порта, каждому коммунисту уже сейчас необходимо тщательно готовиться к новому учебному году, внимательно проанализировать допущенные ошиб ки с тем, чтобы они не повторялись, наметить конкретные меры По ко ренному улучшению и более широ кому развертыванию пропаганды исторических документов XX съезда КПСС. Я. НЕРОНОВ. Заведующий партийной биб лиотекой рыбного порта. 2 5 лет на трудовом посту Заметки о норвежском рыболовстве 2. П р о м ы с е л с е л ь д и В водах Норвегии размножается наиболее многочисленная раса сель ди, называемая атлантическо-скан динавской. Это название отражает особенности ее распространения. Она размножается у берегов Скандина вии, а в период нагула распростра нена в морях Северной Атлантики. Эта раса по сравнению с другими сельдями в наименьшей степени при вязана й береговым и прибрежным водам, появляясь вблизи берегов в период нереста. Взрослые атланти ческо-скандинавские сельди пример но 11 месяцев в году обитают вдали от берегов, совершая миграции на север и северо-запад в область по лярного фронта, где атлантические воды соприкасаются с полярными и где образуются благоприятные усло вия развития планктона и откорма сельди. За длительное пребывание вдали от берегов в открытых просто рах океана эта раса сельди приобре ла и второе название — океаниче ская, в отличие от сельдей, населяю щих прибрежные воды. Районы и условия откорма этой расы сельди стали известны только в последние годы, когда Советский Союз развернул промысел ее в Нор вежском и Гренландском морях. Еще совсем недавно промысел атлантиче ско-скандинавских сельдей происхо- Трудно, пожалуй, найти в «Мурмансельди» механика, ко торый бы не знал Александра Григорьевича Черемного. Хо рошо он известен и многим мо рякам тралового флота. Старший механик тов. Че- ремный плавает на кораблях на шего бассейна уже 25 лет. Ров но четверть века тому назад, 21 мая 1931 года, Александр Гри горьевич, выпускник Архангель ского училища, поступил на ра боту в траловый флот. Плавал он на траулерах «Окунь», «Кум жа», «Нева»... В течение длительного време ни — в довоенный период, во время войны и в послевоенные годы — он работал на траулере № 14. Много труда вложил Александр Григорьевич, чтобы все судовые механизмы действо вали безотказно, чтобы от лично эксплуатировалась все агрегаты. Моряки, плавающие с ним на одном корабле, вспоми нают, что старший механик по стоянно обучал молодежь, про являл повседневную заботу не только о главной машине, вспо могательных механизмах, но и о рыбомучной установке и дру гом судовом оборудовании. В годы первой послевоенной пятилетки, работая на кораблях тралового флота, тов. Черемный много сделал для того,'чтобы в ■отличном состоянии были судо вые механизмы. Коммунист тов. Черемный всегда шел в первых рядах со ревнующихся, личным приме ром и страстным словом агита тора увлекал моряков на борьбу за высокие уловы. Им было вне сено немало рационализатор ских предложений, осуществле ние которых способствовало улучшению работы корабель ных агрегатов. Более трех лет Александр Григорьевич работает в сельдя ном флоте. Он был старшим ме хаником на плавбазах «Памяти Ильича», «Воркута», а сейчас плавает на «Антарктике». Рабо ту свою он любит, отлично ее знает и все время делится с молодыми механиками своим богатым производственным опы том. Старший механик тов. Че ремный — поборник всего пере дового, нового. Под его руко водством на плавбазе «Антарк тика» был внедрен испаритель системы Ермолина, который дает каждые сутки до 20 тонн пресной воды. На работе тов. Черемный частично потерял трудоспособ ность. У него была возможность уйти на пенсию, но коммунист не покинул трудовой пост и ус- лешно продолжает выполнять обязанности старшего механика. За безупречную работу в рыб ной промышленности нашего бассейна Александр Григорье вич награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Управление сельдяного флота в связи с 25-летним юбилеем работы тов. Черемного на ко раблях рыбного Мурмана награ дило его именными золотыми часами. Б. ЕВГЕНЬЕВ. На снимке: А. Г. ЧЕРЕМ- НЫИ в машинном отделении. Фото капитана плавбазы «Ан тарктика» В. Корсак. С полным грузом окуня 19 мая в порт с полным грузом морского окуня возвратился траулер «Слава». Под руководством опытного капитана Семена Яковлевича Сухо- пяткина команда судна за десять суток плавания, по предварительным данным, предъявила к выгрузке бо лее 150 тонн ценной рыбы. Почти весь окунь доставлен в свежем виде. Промысел команда вела в при брежных районах, где имеются тя желые задевистые грунты. Однако и в этих трудных условиях лова моря ки «Славы» выполнили свое обяза тельство, принятое при выходе на промысел. С полным грузом морского окуня траулер «Слава» возвращается в порт не первый раз. Претворяя в жизнь решения XX съезда КПСС, моряки судна стремятся дать потре бителю как можно больше ценной и вкусной рыбопродукции. Хорошее начинание поддержано Комсомольцы Высшего мореходно го училища, желая увековечить па мять славного сына Ленинского ком сомола мурманчанина Героя Совет ского Союза Анатолия Бредова, от давшего жизнь за мпр и счастье со ветских людей, обратились ко всей молодежи нашего города с призывом соорудить на собственные средства памятник Герою. Начинание курсантов поддержали моряки сельдяного флота. Комсо мольцы среднего траулера № 4229 собрали на памятник более 200 руб лей. Молодые моряки этого корабля призвали комсомольцев и молодежь всех судов сельдяного флота после довать их примеру. у Г. РОЖИН. Секретарь комитета ВЛКСМ сельдяного флота. дил только вблизи берегов Норвегии во время ее размножения. В начале нашего столетия Норве гия добывала около одного миллиона центнеров сельди в год. Накануне первой мировой войны вылов ее уве личился до трех миллионов центне ров. На этом уровне уловы сохраня лись до 1925— 1926 гг. К началу второй мировой войны уловы сельди в Норвегии возросли до 6— 7 мил лионов центнеров. В последний пе риод Норвегия добывает сельди 12— 14 миллионов центнеров в год. К берегам Норвегии сельдь при ближается в середине января. Нерест ее происходит в феврале и первой половине марта. Большая часть атлантическо-скандинавских сельдей размножается вдоль юго-западного побережья Норвегии. Нерест этой расы выявлен также на банке Ви кинг, по северному склону матери кового свала Северного моря, к за паду от Шотландских островов, во круг Фарерского архипелага и у южных берегов Исландии. Наиболее близко к Баренцовому морю нерест сельди наблюдается вдоль Лофотен ских островов. В период икрометания плотность косяков сельди достигает максимума, поэтому основным орудием ее добы чи в Норвегии является кошелько вый невод. Такими неводами вылав ливают от 60 до 80 процентов всего улова. Лов производят в моторных дорах по так называемой двухботной систе ме. Кошельковый невод набирается на обе дорки и последние, соединен ные между собой бортами, выходят в район лова. Огромное значение в развитии кошелькового лова сельди в Норвегии сыграли эхолоты, которые установлены сейчас на всех судах, занимающихся сельдяным рыболов ством. Широко применяются на кошель ковом лове сельди небольшие мотор ные лодки с эхолотами и радиотеле графными станциями. Эти лодки за менили теперь нотбаса, который раньше производил поиск косяков сельди с помощью щупа, состоящего из небольшого груза и тонкой метал лической проволоки. Современный нотбас находит сельдь с помощью эхолота и по радио дает указания о замете невода. Моторные дорки имеют приспособ ление для механического кольцева ния кошелька. На носу дорок уста навливаются кранбалки с блоками, а от моторов приводятся в движение небольшие шпили для стягивания кошелька. Улов кошелькового невода за один замет достигает иногда не скольких тысяч центнеров. За сезон в 25— 30 дней одним кошельковым ' неводом вылавливается до 12— 15 . тысяч центнеров сельди. Из кошельков сельдь выливается в транспортные суда коплерами. Большую часть улова, обычно не меньше 75— 80 процентов, норвеж цы направляют на сельдяные фабри ки для получения жира и кормовой муки. Остальную часть улова заса ливают или замораживают, исполь зуют для консервов и наживки для яруса при лове трески. Сельдяной промысел не ограничи вается выловом взрослой нерестую щей сельди. Норвежцы добывают жирную неполовозрелую сельдь, сходную по вкусовым качествам с мурманской, а также мелкую сельдь. Промысел последней развит в север ных провинциях страны и произво дится он главным образом осенью. Норвегия промышляет сельдь и за пределами своих вод. Ежегодно около 200 судов направляются летом к бе регам Исландии и далее на север к острову Ян-Майен. В это время ры баки вылавливают сельдь дрифтер ными сетями и кошельками. Несколько десятков судов рабо тают летом в Северном море, добывая банковую сельдь. Из семейства сельдевых норвежцы помимо сельди ловят еще шпрота в фиордах южной Норвегии и в Скагер раке. ' В общем балансе вылова сельдь составляет около 75— 80 процентов, определяя характер всего рыболов ства Норвегии. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук. Нужна помощь судоремонтников Коллектив траулера «Шексна» обязался в нынешнем году выло вить 50 тысяч центнеров рыбы. На 12 мая было добыто около 20 тысяч центнеров трески, пикши и окуня. Сейчас судно простаивает в пор ту из-за просадки жаровой трубы котла. Коллектив траулера обра щается с просьбой к коллективу судоремонтного завода Главмурман- рыбпрома ускорить ремонт жаровой трубы котла, траловой лебедки и главной машины корабля. Моряки судна приложат все уси лия, чтобы оказать действенную по мощь судоремонтникам в их работе. По поручению общего соб рания экипажа траулера «Шексна» капитан ШАЙ ТАНОВ, секретарь партий ной организации ДМИТ РИЕВ, старший механик КИРИК. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «НО ВЫ Е РАЙОНЫ НА СЛУЖ БУ ПРОМЫСЛОВИКОВ» На корреспонденцию под таким заголовком («Рыбный Мурман» за 12 мая) заместитель начальника главка тов. Киреев сообщил редак ции, что в текущем году предусмот рено в течение июня, июля, августа и сентября производить проверку за падного Шпицбергена и других при легающих к нему районов. Для более детального изучения этих и других отдаленных промысловых районов Министерством рыбной промышлен ности. СССР предусмотрено создать в 1956 году группу перспективной разведки, которой будут выделены три траулера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz