Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
№ 59 (455), 19 мая 1956 г РЫБ НЫЙ м у р м а н 3 Преодолеть отставание тралового флота Образовавшаяся в первой подо- j востоке. Появилась треска над Тери- вине мая задолженность Мурман- 9 На плавбазе „Памяти Ильича" Хорошо растает экипаж плавучей базы «-Памяти Ильича», ! быстро принимая рыбу от средних траулеров. На снимке— выгрузка бочек с рыбой, доставленных промыс ловым судном на плавбазу. Фото А. Савина и Н. Шмакова. Наша помощь промысловикам ского тралового флота по до быче рыбы вызывает тревогу за судьбу выполнения майского плана. Во второй половине месяца морякам надо систематически перевыполнять суточные задания, чтобы ликвидиро вать недолов. Эта задача не легкая, но выполнимая. Траловый флот в первой половине мая вынужден был работать при несколько усложнившейся промыс ловой обстановке, так как снизился улов окуня в районе Копытова, а треска ушла в районы, где про мышлять донным тралом нет воз можности из-за чрезвычайно плохих грунтовых условий. Основой для промысла в это время являлась пикша, которая была в нескольких районах и в большом количестве. Обрабатывать пикшу труднее, и она дает меньше субпродуктов. Кроме того, промысел ее в это время года протекает в таких местах, кото рые не так удобны для траления, как те районы, в которых флот ра ботал, например, в апреле. Все эти обстоятельства и поста вили промысловиков в условия, резко отличающиеся от тех, к каким они привыкли за последние месяцы. Однако, если проанализировать рабо ту мурманских траулеров за 15 дней мая, то окажется, что их экипажи могли выполнить план, если бы су-' да не задерживались в рыбном пор ту и если бы в море выполнялся ре жим траления. Порт — наше узкое место. В пос леднее время очень редко на лову находится, запланированное число траулеров. Но тем не менее выпол нение плана добычи рыбы и при этом условии было вполне возможно потому, что в море неизменно удер живалась хорошая промысловая об становка в местах, удобных для промысла. Как только эта обстанов ка немного усложнилась, флот ока зался в пролове, так как был к ней не подготовлен. С начала второй половины мая наметилось улучшение условий для промысла. Обнаружены мощные кон центрации трески в районе острова Медвежий, снова повысились уловы окуня в районе Копытова. Отлич ные концентрации пикши и трески имеются в прибрежных квадратах на беркой. На специальном совещании в про мысловой разведке приняты реше ния по обеспечению поиска рыбы во всех перспективных местах. Необходимо, чтобы траулеры, ра ботающие в прибрежных районах моря, имели промысловые планше ты, показывающие удобные для про мысла места. На судах должен быть установлен режим траления, при годный для сложных грунтовых ус ловий. В конце концов совершенно необходимо, чтобы на каждом судне уборка улова была организована так, чтобы исключалось лежание в дрейфе из-за уборки рыбы. В первой половине мая флот потерял на это немало часов. В прибрежных квадратах уловы обычно бывают большими, и нет не обходимости тралить по 1,5— 2 ча са. Траление не должно превышать одного часа. За этим надо следить и самим капитанам и тем, кто руково дит промыслом в прибрежных райо нах. Совершенно очевидно, что пра вильная информация о ходе про мысла, которую дают в сводке про мысловые суда, обязательна для всех капитанов, Это и понятно. Све дения, искажающие действительную обстановку, всегда дезориентируют и руководство флота и самих про мысловиков. А между тем факты дезинформации об уловах продол жают иметь место. Богатая сырьевая база, обнару женная в районе острова Медвежий, очень эффективно должна быть ис пользована нашими рефрижератор ными траулерами, которые могли бы добывать там рыбу для заготовки филе отличного качества. Необходимо также увеличить группу судов, работающую на обло ве окуня, так как новая «вспыш ка» на этом промысле поможет нам ускорить выполнение плана по до быче этой ценной рыбы, а мы его пока реализовали только на 50 процентов. У коллектива флота есть все воз можности в короткий срок преодо леть отставание. Г. ПОПОВ. Старший инженер промыс ловой разведки Главмур- манрыбпрома. Борясь за выполнение историче ских решений XX съезда КПСС, эки паж поискового траулера «Умба» обязался в каждом рейсе находить коцентрации рыбы, обеспечиваю щие выполнение кораблями флота суточных заданий. В марте и начале апреля команда траулера «Умба» обнаружила кон центрации пикши и трески. Уловы за два часа траления доходили от двух до трех тонн. Однако промыс ловые корабли не были направлены к ним для облова косяков. Их облав ливали и контролировали мы сами, за семь суток взяли на борт около 95 тонн рыбы. Устойчивость обнаруженных на ми концентраций подтвердил и по исковый траулер «Кедровка». Недавно мы вернулись из очеред ного плавания. В районе Финмар- кенской банки нами были обнаруже- лавливали свыше 20 промысловых судов. Так, например, подошедшие к нам траулеры «Добролюбов», «Пере коп» и другие брали за сутки по 15— 20 тонн пикши и трески. Свое предмайское ^обязательство команда траулера «Умба» выполни ла с честью. Образцы труда в пред праздничных рейсах показали мат росы тт. Ежов, Разумов, Жигалов, мастер по обработке рыбы тов. Фе доров, засольщики тт. Тарасов, Крючков, кочегары тт. Забара и Ку черявый. Их работа являлась при мером для всех остальных членов экипажа. Закрепляя успехи предмайского соревнования, экипаж траулера «Умба» приложит все усилия, что бы регулярно обеспечивать промыс ловые корабли сырьевой базой, спо собствовать увеличению вылова рыбы. Д. ЛУЗИН. Первый помощник капитана траулера «Умба». После ремонта... Мурманская судоверфь — 'одно из крупнейших предприятий в области. Оно постоянно оснащается новым ; оборудованием. ЗдесУ много работает ! ^передовиков производства. Но, к сты. | *ду большого коллектива судоверфи, многие работники предприятия до пускают брак и переделки, ремонти руя промысловые корабли. После среднего ремонта, произве денного Мурманской судоверфью, наш траулер в начале февраля вы шел в первый в нынешнем году про мысловый рейс. Если в этом месяце мы сумели пробыть на промысле в общей сложности 21 сутки и выпол нить задание по вылову рыбы на 157,5 процента, то дальше нас по стигли неудачи. Произошло это из- за бракодельства судоремонтников. Разве можно успешно работать, когда на промысле мы постоянно имели непроизводительные простои из-за заеданий подвесных и направ ляющих роликов, ремонта траловой лебедки. Плохо установленные су доверфью полупортики обоих бортов приводили к частым заеданиям се тей при подъеме и спуске трала. Ото рвавшийся киль правого борта ме шал при работе с орудиями лова, так как под него попадал кабель. Пора работникам технического от дела Мурманской судоверфи ’ и так называемым наблюдающим инжене рам, направляемым на это предприя тие управлением тралового флота, больше заботиться о качестве ремон та промысловых кораблей. А. БУЛЬКОТИН. Мастер по добыче рыбы траулера «Комсомолец». ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ЧЕТКО НЕСТИ ВАХТЕННУЮ СЛУЖ БУ» Под таким заголовком 18 апреля была помещена заметка в газете «Рыбный Мурман». В редакцию поступили ответы от и. о. начальника «Мурмансельди» тов. Бородулина и главного капита на тралового флота тов. Трибушного. Они сообщают, что случаи наруше ния порядка несения вахтенной службы действительно имели место. В настоящее время усилен контроль со стороны главных капитанов фло тов за несением вахтенной службы. ны мощные скопления крупной пик ши и трески. Найденный нами косяк рыбы об- И в трудных условиях можно перевыполнять план Хорошо работает в мае экипаж ( 3.267 центнеров рыбы. Экипаж не- траулера «Полярная правда», руко-, редового судна, занимающий второе водимый опытным промысловиком : место во флоте, находится накануне тов. Вихаревым. завершения майской программы. В этом месяце коллектив «Поляр- Работа экипажа траулера «Поляр ной правды» должен выловить по ная правда» убедительно свидетель- * гп й г. ствует о том, что сейчас, при слож- плану 3.650 центнеров рыбы. Б. - но» npOMbICJIOBOg обстановке, можно годаря самоотверженному труду про -■. не ТОлько справляться с заданиями, мысловиков за 15 дней добыто! но и значительно их перевыполнять. 3 . Лежавший у окна Янсен тихо за стонал. Старый Айвар, шаркая но гами по каменному полу, подошел к нему. В узкое окно с трудом проби валась синева короткого северного дня. Чтобы разглядеть лицо больно го, старый Айвар низко нагнулся над постелью. Лицо Янсена было бледно. Он что-то невнятно пробор мотал и замолчал. — Янсен,— тихо позвал старый Айвар, — проснись, дружище... Я сварил немного ягод, слышишь, Ян сен? Веки больного дрогнули, и Айвар разглядел * синие, как небо весной, глаза друга, устремленные на него. — Попей, дружище, — радостно засуетился Айвар, — тебе надо обя зательно попить чего-нибудь горя чего... — Он, бережно поддерживая исхудавшее тело друга, начал поить его из^кружки, на дне которой густой массой слежались ягоды брусники. Янсен пил, а Айвар смотрел на него и думал. Мысли его были неве селы. Вчера они съели последний хлеб. Кончилась и рыба, которую с осени запасал Янсен. Этот прокля тый буран наделал много беды. До рогу в сапках до ближайшего поселка завалило снегом. Старый Айвар по пробовал одолеть мертвую целину, простирающуюся от самого маяка, но через полтора часа вернулся, изму ченный и мокрый. Телефон молчал: провода, наверное, были оборваны. Конечно, в поселке люди догадаются, что на маяке произошло несчастье, но ведь пройдет много времени... И в довершение ко всему заболел Ян сен. Вчера он весь вечер жаловался, что ему холодно, все просил, чтобы Айвар затопил печь. За весь день он съел только маленький кусочек хлеба. Айвар сам уже давно чувствовал, как голодная истома расслабляет его тело, как все чаще и чаще возникает страстное желание сесть и не дви гаться, не шевелиться. Но Айвар не имел права распускать себя. А вдруг Янсен заметит? И кто же тогда заж жет вечером маяк? Напившись, Ян сен откинулся на подушку и благо дарно посмотрел на друга. — Спасибо, Айвар... Там я оста вил и тебе, попей немного. Айвар заботливо укрыл друга и сел рядом. — Сегодня утром, — сказал он, выпустив вверх тон кую струйку дыма, — я видел два советских рыболовных траулера. Они шли домой в Россию. Знаешь, дружище, когда я смотрел им вслед, то подумал: а что, если бы русские узнали о нашей беде? — Как, по-твоему, помогли бы они нам? , — Вот что я скажу тебе, Айвар,— откашлявшись, проговорил Янсен.— Ты спрашиваешь — помогли бы нам русские? Я начинаю думать, что ты многое забыл, Айвар. Ты забыл майо ра Павлова, забыл его солдат, кото рые освободили наш маяк. Люди из советской страны достойны уваже ния, и я думаю, что они обязательно помогли бы нам и сейчас, если бы знали, что мы здесь переживаем... Они добрые соседи, Айвар. Ты же сам рассказывал мне о русских помо рах, которые приходили в гости к Элмару. Нет, Айвар, хоть ты и сед, но я скажу тебе, что ты поступаешь неблагородно, думая о них так. Они добрые люди, — повторил Янсен и, помолчав, докончил, — и очень хо рошие соседи. В его голосе было много душевной теплоты и трогательной любви к людям большой страны, откуда на норвежскую землю приходили осво бодители. Старый Айвар долго мол чал, увлеченный потоком простых, но выразительных слов. А когда Янсен, утомленный долгой тирадой, заснул, Айвар сунул трубку в кар ман, еще раз заботливо укутал дру га, и, шаркая ногами, пошел к выхо ду. Море, вплотную подступившее к подножию старого маяка, было пу стынно. Айвар повернулся, чтобы пойти, обратно, и тут же остановился, при влеченный неожиданным зрелищем: из-за каменистого мыса медленно выходило судно. Вот порыв ветра широко развернул полотнище, и низ кие лучи зажгли его ярким пла менем. — Русский корабль... — прошеп тал старый Айвар. Перед ним невдалеке от маяка шел советский рыболовный траулер. Точ но такой же, какой он видел утром. П этот разговор с Янсеном. Какое совпадение! А советский корабль все приближался, его контуры станови лись отчетливее. Вот уже простым глазом можно было различить на па лубе маленькие фигурки моряков. Айвар, вдруг повернувшись, реши тельно пошел в комнату. 4 . Рыболовный траулер после дли тельного плавания на далеких про сторах Северной Атлантики возвра щался домой. Позади остались штор мовые ночи и суровые моряцкие буд ни. Радостное чувство владело мыс лями всех моряков. До родного пор та осталось совсем немного — ка ких-то десять— двенадцать часов. На палубе судна возле борта стоя ло несколько человек, и среди них выделялась кряжистая фигура боц мана Пантелеева. Он что-то расска зывал окружавшим его морякам, мно гие из которых лишь год назад при шли на это судно. Истории у боц мана всегда были интересные, зани мательные. Ему было что рассказать молодым: помор по происхождению, моряк по профессии, боцман Панте леев до самозабвения любил Север и никогда с ним не расставался. В штурманской рубке капитан Борис Павлович сосредоточенно рас сматривал лежавшую на коленях лоцию. В рубке стояла тишина. По щелкивал лаг да снизу доносился приглушенный стук корабельного дизеля. — К Тросхольму подходим, Борис Павлович,— нарушил общее молча ние штурман Володя. Среднего роста, со смуглым лицом, тщательно побри тый, он производил приятное впе чатление. Володя подошел к руле вому, из-за его спины взглянул на освещенную картушку компаса. — Три градуса право... Хорошо, так и держать! Невдалеке от судна тянулся узкий каменистый мыс. Малиновый круг солнца повис в низких, похожих на вату, облаках. Склоны сопок, башня старого маяка, даже палуба медлен но идущего траулера — все было окрашено в нежные розовые тона. Капитан встал, положил на стол ло цию. Он долго и молча смотрел на маяк, потом повернулся и негромко спросил у штурмана: — Где ты воевал, Володя? — На Балтике, — ответил не без удивления штурман. — А что? — Да так... — помедлив, сказал Борис Павлович. — А я вот здесь,— он кивнул на темнеющие скалы. — Возле Тросхольма наш катер в сорок первом году потопил первый транс порт фашистов. Маяк в войну не за жигали, так мы вслепую ходили по звездам да по компасу. Вот сейчас за мысом будет небольшой островок, в том месте мы высаживали десант морских пехотинцев майора Павло ва. Слыхал про такого? Вот он маяк от немцев и освобождал... Говорили, что они здорово его заминировали... А вон там, за островком...,— капитан вдруг умолк, весь подался вперед и стал пристально вглядываться туда, где возвышалась громада маяка. (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz