Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

№ 58 (454), мая 1956 г. РЫБ НЫЙ М У Р М А Н З а м е т к и о н о р в е ж с к о м р ы б о л о в с т в е /. На м о р с к и х п р о м ы с л а х По вылову рыбы и добыче ки­ тов Норвегия занимает одно из первых мест в мире. В 1954 году улов рыбы в стране составил 19 млн. центнеров, в 1955 году — 16,3 млн. центнеров. В последний сезон китобойного промысла про­ дукция жира составила 1,7 млн. центнеров. Это количество соответ­ ствует 7,5 млн. центнеров китов в живом весе. Китобойная флотилия Норвегии состоит из 9 маток и 100 китобойцев, которые производят отстрел китов в водах Антарктики. 1 . Исключительно благоприятные естественно-исторические предпо­ сылки определяют крупный весьгла производительный лов рыбы в при­ брежных водах. У берегов Норве­ гии размножаются две наиболее многочисленные рыбы северных морей — треска и сельдь. Вся взрослая треска Баренцова моря, вся треска Медвежинско-Шпицбер- генского района ежегодно посеща­ ет берега Норвегии, чтобы в теп­ лых атлантических водах воспроиз­ вести свое потомство. Большая часть трески размножается в Вест- фиорде, площадь которого только в два — три раза больше Мотов­ ского залива. Неудивительно, что там плотность стай достигает 3—5 крупных рыб на один метр поверх­ ности воды. Вдоль юго-западного побережья Норвегии размножается сельдь, которая потом откармли­ вается на огромной площади Нор­ вежского и Гренландского морей. Треска и сельдь составляют 85—87 процентов от всего улова Норвегии. Наибольший улов сель­ ди Норвегии был в 1954 году — 14,7 млн. центнеров. Треска еже­ годно добывается в количестве 2—2,5 млн. центнеров. Прибрежное рыболовство в Нор­ вегии носит резко выраженный се­ зонный характер. Лов сельди начи­ нается в конце января и заканчи­ вается в начале марта. Промысел трески ведется с конца февраля по май. В эти месяцы добывается до 75—80 процентов годового улова. В летние месяцы треска и сельдь уходят от берегов для откорма. В водах Норвегии рыбы остается мало. Межпутинный период норвежские рыбаки стараются интенсивно за­ полнить. Сотни ботов уходят про­ мышлять треску на Финмаркен и на север в район острова Медве­ жий. Суда покрупнее идут к запад­ ным берегам Гренландии. Флот, приспособленный для лова сельди, направляется к берегам Исландии и далее на север — к острову Ян- Майен. Зверобойные боты про­ мышляют вблизи полярных вод мелких китов, дельфинов и акул. .Часть судов уходит к югу, в Се­ верное море, где промышляют скумбрию и тунцов. В Норвегии развит промысел креветок и крабов, их годовая до­ быча достигает 100 тысяч центне­ ров. Норвегия имеет небольшие устричные и омаровые хозяйства. В октябре — ноябре большая часть флота возвращается домой и готовится к весеннему леву в при­ брежных водах. 2 . Недавно в Норвегии побыва­ ла делегация работников рыб­ ной промышленности СССР. Члены делегации, в состав ко­ торой входили мурманчане — главный инженер тралового фло­ та В. М. Каменцев и заведующий лаборатории сельди ПИНРО, доктор биологических наук Ю. Ю. Марти — посетили рай­ оны рыбного промысла, ознако­ мились с работой норвежских рыбаков. По просьбе редакции тов. Марти написал для газеты «Рыб­ ный Мурман» несколько статей о норвежском рыболовстве. сравнительно больших по размеру судах и на шлюпках, которые по­ могают находить сельдь при ко­ шельковом лове. Очень широко на норвежских су­ дах распространено управление главными двигателями из рулевых рубок. Это позволяет привлекать машинную команду к промысло­ вым работам и облегчает манев­ ренность корабля при проведении лова. В последнее время в Норвегии стали применять для кошельково­ го лова доры, изготовленные из дюралюминия. Они значительно прочнее и легче деревянных. Ис­ пользование таких дор на судах для промысла сельди позволяет сочетать дрифтерный и кошелько­ вый лов. Эта проблема имеет важ­ ное значение и для нашего про­ мысла при постройке новых укруп­ ненных средних траулеров. 3 . Описанию лова сельди и трески будут посвящены последующие статьи. Но нельзя не дать характе­ ристику промысла других рыб, ор­ ганизация лова которых представ­ ляет для нас интерес. Заслуживает внимания тот факт, что норвежцы в северных провин­ циях добывают 300—400 тысяч центнеров мойвы, используемой для изготовления кормовой муки. Мойву промышляют кошельковыми неводами во время приближения ее к берегам на нерест. Промысел сайды носит регуляр­ ный характер. Добывается она ко­ шельковыми неводами и поддона­ ми. Лов производится также в се­ верных провинциях. Годовая добы­ ча сайды составляет 500—600 ты­ сяч центнеров. В последнее десятилетие нор­ вежские рыбаки освоили лов тун­ ца. Тунец — крупная рыба, до­ стигающая 3—3,5 метров длины. Вес ее составляет до 250—300 килограммов. Тунцы широко рас­ пространены в умеренных широтах Атлантического и Тихого океанов. К южным берегам Норвегии тунцы приходят летом для нагула. Питаются они молодой сельдью и другими мелкими рыбами. Перво­ начально были попытки ловить тунца на удочку и убивать гарпун­ ными ружьями. Однако эти виды промысла оказались нерентабель­ ными. Сейчас норвежцы промыш­ ляют тунцов кошельковыми нево­ дами. Длина их достигает 400— 500 метров, а высота 50—60 мет­ ров. Изготавливаются кошельки из крепкого пенькового шнура. Осо­ бенно крепким делается приток, куда тунцы сгоняются при кольце вании невода. Кошельковый лов производится со сравнительно не­ больших куттеров, похожих на каши удлиненные касатки. За один замет рыбаки добывают до несколь­ ких десятков крупных тунцов. Тун­ цы очень высоко ценятся и исполь­ зуются для изготовления консер­ вов. Стоимость одного килограмма тунца превышает стоимость трески в 4—5 раз. Креветок и крабов добывают в фиордах почти круглый год с по­ мощью небольших тралов. Их от­ варивают и в замороженном виде рассылают по стране. Из них де­ лают также консервы. Стоимость килограмма креветок превышает стоимость трески в 5—6 раз. В проливе Скагеррак и Север­ ном море норвежцы промышляют скумбрию. Скумбрию добывают дрифтерными сетями во второй по­ ловине лета, когда она размно­ жается. В прибрежных водах южной Норвегии существует регулярный промысел шпрот, из которого из­ готавливаются консервы — шпро­ ты в масле, шпроты-сардины. ‘ 4 . По вылову рыбы на душу насе­ ления Норвегия стоит на первом месте в мире. Считая, что населе­ ние Норвегии составляет около 3,5 миллионов человек, на душу при­ ходится почти 600 килограммов рыбы, без учета продукции кито­ бойного промысла. Норвежское население потреб­ ляет в среднем на одного человека (включая и детей) около 50 кило­ граммов рыбы — в 3,5—4 раза больше всех европейских стран. Из одной сельди норвежцы приготов­ ляют десятки разнообразных пита­ тельных блюд. Прекрасными вку­ совыми качествами обладают блю­ да из трески — жареная икра, тре­ сковые языки и т. д. Рыбные продукты являются вы­ годной статьей экспорта Норвегии. Она продает за границу более од­ ного миллиона центнеров китового жира. Сушеная, соленая треска — клипфиск — находит большой сбыт в странах Латинской Амери­ ки, а также в Марокко, Алжире, Испании. Норвегия экспортирует в страны Европы соленую и мороже­ ную сельдь. Большая же часть улова сельди в Норвегии исполь­ зуется для получения жира и кор­ мовой муки. Примерно одна треть этой продукции остается в стране, остальной сельдяной жир и кормо­ вая мука экспортируются в страны Европы и Соединенные Штаты Америки. Большой статьей экспорта яв­ ляются консервы из шпрота, мел­ кой сельди, тунцов, скумбрии. Норвежские рыбаки — хорошие мореходы. Преодолевая трудности промысла, стихию, они стремятся к увеличению добычи рыбы. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук. Экипаж траулера «Каунас» успешно борется за выполнение взятых на себя социалистических обязательств. На снимке — луч­ шие люди траулера (слева направо) старший мастер по обработке рыбы С. М. СОКОЛОВ, старший механик И. М. БУ ГАШ ЕВ , мат­ рос В. С. ВОЛОДИН, мастер по выработке рыбьего жира А. К. ДОМНИН, матрос первого класса Н. М. ХРУСТАЛ ЕВ. Фото Б. Алексеева. Будни машинной команды Успешно осваивая сложную судо­ вую технику нового корабля, упорно работая над повышением знаний, и приобретением практических навы­ ков, машинная команда траулера «Чехов» вносит свой вклад в дело перевыполнения экипажем заданий государственного плана 1956 года — первого года шестой пятилетки. Мы не только постоянно обеспечиваем кораблю нужный ход, бесперебойную работу всех механизмов, но и помо­ гаем коллективу рыбообработчиков. Стремясь полнее использовать емко­ сти корабля на окуневом промысле, мы обеспечили холодом рыбомучной трюм, где было размещено 70 тонн продукции. Обслуживая технику в машин­ ном отделении, мы произвели ре­ монтные работы важнейших меха­ низмов на палубе и рыбофабрике. Механики и мотористы привели в порядок траловую лебедку, элевато­ ры и транспортеры, а когда вышла из строя одна из грузовых стрел — восстановили ее, позволив, таким образом, кораблю успешно работать до конца рейса. У нас регулярно проводятся заня­ тия по изучению корабельной тех­ ники. Учеба организована на рабо­ чих местах, с применением нагляд­ ных пособий. Каждый механик знает, какое большое место в обслуживании дви­ гателей занимает контроль зазоров -Я * Рыбопромысловый флот Норве­ гии прекрасно иллюстрирует ха­ рактер норвежского рыболовства. По данным официальной статисти­ ки в 1955 году флот состоял из 36.555 судов, в том числе палуб­ ных судов насчитывалось 12.521 единицы и беспалубных мотоботов было около 24 тысяч. До 30 футов длины в Норвегии около 28.700 судов. Кораблей для промысла ры­ бы размера более 100 футов дли­ ны имелось всего 270 единиц. Весь рыболовный флот мотори­ зирован. Это характерная черта норвежского рыболовства. Моторы можно видеть на дорках, елах, не­ больших лодках и даже шлюпках. 25.119 судов имеют моторы мощ­ ностью от 1 до 10 лошадиных сил. Судов мощностью 500 сил и более — 49. В основном флот построен из дерева. Суда содержатся в хо­ рошем состоянии, многие окраше­ ны в белый цвет. Эхолоты име­ ются на нескольких тысячах ко­ раблей. Они устанавливаются и на 53ЯЙ vT*!\*v*\ Xv.\*t*Xv.vl !X* '.•.•.••V.V.V.W.W.W.*. X v X v lv X ;X . vsvX vX vX v ’!vX v/X yi*X v'v! X .*!*' *v. • •X vX *X \vX v’‘ \ ,X,X\ ;.v.v.v-: *vIv’>vX*X4vX%; N * W v .v iy ж • X 'ly X v ! ^ шш ■v.y 11111 ъШжШттж подшипников. А между тем эту опе­ рацию можно упростить и ускорить. В недалеком будущем на нашем ко­ рабле контроль зазоров подшипников мы будем производить с помощью предложенного мною специального приспособления. Не разбирая под­ шипника, подводя в масляной зазор сжатый воздух, можно определить его размеры с большой точностью с номощыо ртутного манометра. Главное, что определяет наши успехи, — это добросовестное отно­ шение к своим обязанностям всех членов коллектива. Особенно хорошо трудится вахта, возглавляемая вто­ рым механиком тов. Харчиковым. Умело выполняют свои обязанности механики тт. Мартюшов и Пронич- кин, мотористы тт. Тихомиров и Клец, механики-рефрижераторщики тт. Шилов и Кудинов, механик-на­ ладчик тов. Афанасьев и многие другие. Воодушевленные историческими решениями X I съезда КПСС, прини­ мая активное участие в борьбе за претворение их в жизнь, моряки на­ шего корабля, в том числе и машин­ ная команда, будут и впредь тру­ диться так, чтобы наша страна по­ лучала все больше и больше высоко­ качественной рыбной продукции. А. МАКАРОВ. Старший механик траулера «Чехов». ■'г; Соревнующиеся экипажи делятся опытом Лов рыбы у Лофотенских островов. Экипажи рефрижераторных трау­ леров «Некрасов» и «Серафимович» соревнуются между собой. На днях они проявили хорошую инициативу, организовав по радио обмен опытом своей работы. Капитан траулера «Некрасов» тов. Елфимов и старший механик корабля тов. Гейн рассказали о том, что коллектив судна в результате широко развернутого социалистиче­ ского соревнования досрочно завер­ шил план первого полугодия по всем показателям. Моряки «Некра­ сова» дали слово к 1 июля выло­ вить 57 тысяч центнеров рыбы, до­ вести годовую добычу до 100 тысяч центнеров. — Успешной деятельности эки­ пажа, — сказал тов. Елфимов, — способствует значительная работа по мобилизации коллектива, проводи­ мая судовой партийной организа­ цией. Коммунисты занимают аван­ гардную роль на производстве. Ус­ пешно справляются с порученным делом члены агитколлектива. На судне выходят стенная газета, са­ тирическая стенгазета «Крокодил», выпускаются «листки-молнии», ра­ диогазета. Капитан поделился опытом орга­ низации соревнования на корабле. Судовой комитет профсоюза регуляр­ но подводит его итоги по цехам, сменам и вахтам. Старший механик траулера «Не­ красов» тов. Гейн поделился опытом работы машинной команды. Капитан траулера «Серафимович» тов. Таран и первый помощник ка­ питана тов. Бокан рассказали о тру­ довых делах экипажа корабля, кото­ рый 12 мая завершил полугодовую программу. Моряки судна обязались в начале июня выполнить план второго квартала. Выступления показали, что в хо­ де соревнования двух экипажей на кораблях повысилась производитель­ ность труда моряков, возрос средне­ суточный вылов рыбы, значительно увеличился выпуск готовой продук­ ции. Участники этого совещания по обмену опытом вскрыли также имеющиеся недостатки, говорили о неиспользованных резервах. Л. ЗАГЛАДЮК. Заместитель начальника политотдела тралового флота. Баренцово море. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz