Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
№ 58 (454), мая 1956 г. РЫБ НЫЙ М У Р М А Н З а м е т к и о н о р в е ж с к о м р ы б о л о в с т в е /. На м о р с к и х п р о м ы с л а х По вылову рыбы и добыче ки тов Норвегия занимает одно из первых мест в мире. В 1954 году улов рыбы в стране составил 19 млн. центнеров, в 1955 году — 16,3 млн. центнеров. В последний сезон китобойного промысла про дукция жира составила 1,7 млн. центнеров. Это количество соответ ствует 7,5 млн. центнеров китов в живом весе. Китобойная флотилия Норвегии состоит из 9 маток и 100 китобойцев, которые производят отстрел китов в водах Антарктики. 1 . Исключительно благоприятные естественно-исторические предпо сылки определяют крупный весьгла производительный лов рыбы в при брежных водах. У берегов Норве гии размножаются две наиболее многочисленные рыбы северных морей — треска и сельдь. Вся взрослая треска Баренцова моря, вся треска Медвежинско-Шпицбер- генского района ежегодно посеща ет берега Норвегии, чтобы в теп лых атлантических водах воспроиз вести свое потомство. Большая часть трески размножается в Вест- фиорде, площадь которого только в два — три раза больше Мотов ского залива. Неудивительно, что там плотность стай достигает 3—5 крупных рыб на один метр поверх ности воды. Вдоль юго-западного побережья Норвегии размножается сельдь, которая потом откармли вается на огромной площади Нор вежского и Гренландского морей. Треска и сельдь составляют 85—87 процентов от всего улова Норвегии. Наибольший улов сель ди Норвегии был в 1954 году — 14,7 млн. центнеров. Треска еже годно добывается в количестве 2—2,5 млн. центнеров. Прибрежное рыболовство в Нор вегии носит резко выраженный се зонный характер. Лов сельди начи нается в конце января и заканчи вается в начале марта. Промысел трески ведется с конца февраля по май. В эти месяцы добывается до 75—80 процентов годового улова. В летние месяцы треска и сельдь уходят от берегов для откорма. В водах Норвегии рыбы остается мало. Межпутинный период норвежские рыбаки стараются интенсивно за полнить. Сотни ботов уходят про мышлять треску на Финмаркен и на север в район острова Медве жий. Суда покрупнее идут к запад ным берегам Гренландии. Флот, приспособленный для лова сельди, направляется к берегам Исландии и далее на север — к острову Ян- Майен. Зверобойные боты про мышляют вблизи полярных вод мелких китов, дельфинов и акул. .Часть судов уходит к югу, в Се верное море, где промышляют скумбрию и тунцов. В Норвегии развит промысел креветок и крабов, их годовая до быча достигает 100 тысяч центне ров. Норвегия имеет небольшие устричные и омаровые хозяйства. В октябре — ноябре большая часть флота возвращается домой и готовится к весеннему леву в при брежных водах. 2 . Недавно в Норвегии побыва ла делегация работников рыб ной промышленности СССР. Члены делегации, в состав ко торой входили мурманчане — главный инженер тралового фло та В. М. Каменцев и заведующий лаборатории сельди ПИНРО, доктор биологических наук Ю. Ю. Марти — посетили рай оны рыбного промысла, ознако мились с работой норвежских рыбаков. По просьбе редакции тов. Марти написал для газеты «Рыб ный Мурман» несколько статей о норвежском рыболовстве. сравнительно больших по размеру судах и на шлюпках, которые по могают находить сельдь при ко шельковом лове. Очень широко на норвежских су дах распространено управление главными двигателями из рулевых рубок. Это позволяет привлекать машинную команду к промысло вым работам и облегчает манев ренность корабля при проведении лова. В последнее время в Норвегии стали применять для кошельково го лова доры, изготовленные из дюралюминия. Они значительно прочнее и легче деревянных. Ис пользование таких дор на судах для промысла сельди позволяет сочетать дрифтерный и кошелько вый лов. Эта проблема имеет важ ное значение и для нашего про мысла при постройке новых укруп ненных средних траулеров. 3 . Описанию лова сельди и трески будут посвящены последующие статьи. Но нельзя не дать характе ристику промысла других рыб, ор ганизация лова которых представ ляет для нас интерес. Заслуживает внимания тот факт, что норвежцы в северных провин циях добывают 300—400 тысяч центнеров мойвы, используемой для изготовления кормовой муки. Мойву промышляют кошельковыми неводами во время приближения ее к берегам на нерест. Промысел сайды носит регуляр ный характер. Добывается она ко шельковыми неводами и поддона ми. Лов производится также в се верных провинциях. Годовая добы ча сайды составляет 500—600 ты сяч центнеров. В последнее десятилетие нор вежские рыбаки освоили лов тун ца. Тунец — крупная рыба, до стигающая 3—3,5 метров длины. Вес ее составляет до 250—300 килограммов. Тунцы широко рас пространены в умеренных широтах Атлантического и Тихого океанов. К южным берегам Норвегии тунцы приходят летом для нагула. Питаются они молодой сельдью и другими мелкими рыбами. Перво начально были попытки ловить тунца на удочку и убивать гарпун ными ружьями. Однако эти виды промысла оказались нерентабель ными. Сейчас норвежцы промыш ляют тунцов кошельковыми нево дами. Длина их достигает 400— 500 метров, а высота 50—60 мет ров. Изготавливаются кошельки из крепкого пенькового шнура. Осо бенно крепким делается приток, куда тунцы сгоняются при кольце вании невода. Кошельковый лов производится со сравнительно не больших куттеров, похожих на каши удлиненные касатки. За один замет рыбаки добывают до несколь ких десятков крупных тунцов. Тун цы очень высоко ценятся и исполь зуются для изготовления консер вов. Стоимость одного килограмма тунца превышает стоимость трески в 4—5 раз. Креветок и крабов добывают в фиордах почти круглый год с по мощью небольших тралов. Их от варивают и в замороженном виде рассылают по стране. Из них де лают также консервы. Стоимость килограмма креветок превышает стоимость трески в 5—6 раз. В проливе Скагеррак и Север ном море норвежцы промышляют скумбрию. Скумбрию добывают дрифтерными сетями во второй по ловине лета, когда она размно жается. В прибрежных водах южной Норвегии существует регулярный промысел шпрот, из которого из готавливаются консервы — шпро ты в масле, шпроты-сардины. ‘ 4 . По вылову рыбы на душу насе ления Норвегия стоит на первом месте в мире. Считая, что населе ние Норвегии составляет около 3,5 миллионов человек, на душу при ходится почти 600 килограммов рыбы, без учета продукции кито бойного промысла. Норвежское население потреб ляет в среднем на одного человека (включая и детей) около 50 кило граммов рыбы — в 3,5—4 раза больше всех европейских стран. Из одной сельди норвежцы приготов ляют десятки разнообразных пита тельных блюд. Прекрасными вку совыми качествами обладают блю да из трески — жареная икра, тре сковые языки и т. д. Рыбные продукты являются вы годной статьей экспорта Норвегии. Она продает за границу более од ного миллиона центнеров китового жира. Сушеная, соленая треска — клипфиск — находит большой сбыт в странах Латинской Амери ки, а также в Марокко, Алжире, Испании. Норвегия экспортирует в страны Европы соленую и мороже ную сельдь. Большая же часть улова сельди в Норвегии исполь зуется для получения жира и кор мовой муки. Примерно одна треть этой продукции остается в стране, остальной сельдяной жир и кормо вая мука экспортируются в страны Европы и Соединенные Штаты Америки. Большой статьей экспорта яв ляются консервы из шпрота, мел кой сельди, тунцов, скумбрии. Норвежские рыбаки — хорошие мореходы. Преодолевая трудности промысла, стихию, они стремятся к увеличению добычи рыбы. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук. Экипаж траулера «Каунас» успешно борется за выполнение взятых на себя социалистических обязательств. На снимке — луч шие люди траулера (слева направо) старший мастер по обработке рыбы С. М. СОКОЛОВ, старший механик И. М. БУ ГАШ ЕВ , мат рос В. С. ВОЛОДИН, мастер по выработке рыбьего жира А. К. ДОМНИН, матрос первого класса Н. М. ХРУСТАЛ ЕВ. Фото Б. Алексеева. Будни машинной команды Успешно осваивая сложную судо вую технику нового корабля, упорно работая над повышением знаний, и приобретением практических навы ков, машинная команда траулера «Чехов» вносит свой вклад в дело перевыполнения экипажем заданий государственного плана 1956 года — первого года шестой пятилетки. Мы не только постоянно обеспечиваем кораблю нужный ход, бесперебойную работу всех механизмов, но и помо гаем коллективу рыбообработчиков. Стремясь полнее использовать емко сти корабля на окуневом промысле, мы обеспечили холодом рыбомучной трюм, где было размещено 70 тонн продукции. Обслуживая технику в машин ном отделении, мы произвели ре монтные работы важнейших меха низмов на палубе и рыбофабрике. Механики и мотористы привели в порядок траловую лебедку, элевато ры и транспортеры, а когда вышла из строя одна из грузовых стрел — восстановили ее, позволив, таким образом, кораблю успешно работать до конца рейса. У нас регулярно проводятся заня тия по изучению корабельной тех ники. Учеба организована на рабо чих местах, с применением нагляд ных пособий. Каждый механик знает, какое большое место в обслуживании дви гателей занимает контроль зазоров -Я * Рыбопромысловый флот Норве гии прекрасно иллюстрирует ха рактер норвежского рыболовства. По данным официальной статисти ки в 1955 году флот состоял из 36.555 судов, в том числе палуб ных судов насчитывалось 12.521 единицы и беспалубных мотоботов было около 24 тысяч. До 30 футов длины в Норвегии около 28.700 судов. Кораблей для промысла ры бы размера более 100 футов дли ны имелось всего 270 единиц. Весь рыболовный флот мотори зирован. Это характерная черта норвежского рыболовства. Моторы можно видеть на дорках, елах, не больших лодках и даже шлюпках. 25.119 судов имеют моторы мощ ностью от 1 до 10 лошадиных сил. Судов мощностью 500 сил и более — 49. В основном флот построен из дерева. Суда содержатся в хо рошем состоянии, многие окраше ны в белый цвет. Эхолоты име ются на нескольких тысячах ко раблей. Они устанавливаются и на 53ЯЙ vT*!\*v*\ Xv.\*t*Xv.vl !X* '.•.•.••V.V.V.W.W.W.*. X v X v lv X ;X . vsvX vX vX v ’!vX v/X yi*X v'v! X .*!*' *v. • •X vX *X \vX v’‘ \ ,X,X\ ;.v.v.v-: *vIv’>vX*X4vX%; N * W v .v iy ж • X 'ly X v ! ^ шш ■v.y 11111 ъШжШттж подшипников. А между тем эту опе рацию можно упростить и ускорить. В недалеком будущем на нашем ко рабле контроль зазоров подшипников мы будем производить с помощью предложенного мною специального приспособления. Не разбирая под шипника, подводя в масляной зазор сжатый воздух, можно определить его размеры с большой точностью с номощыо ртутного манометра. Главное, что определяет наши успехи, — это добросовестное отно шение к своим обязанностям всех членов коллектива. Особенно хорошо трудится вахта, возглавляемая вто рым механиком тов. Харчиковым. Умело выполняют свои обязанности механики тт. Мартюшов и Пронич- кин, мотористы тт. Тихомиров и Клец, механики-рефрижераторщики тт. Шилов и Кудинов, механик-на ладчик тов. Афанасьев и многие другие. Воодушевленные историческими решениями X I съезда КПСС, прини мая активное участие в борьбе за претворение их в жизнь, моряки на шего корабля, в том числе и машин ная команда, будут и впредь тру диться так, чтобы наша страна по лучала все больше и больше высоко качественной рыбной продукции. А. МАКАРОВ. Старший механик траулера «Чехов». ■'г; Соревнующиеся экипажи делятся опытом Лов рыбы у Лофотенских островов. Экипажи рефрижераторных трау леров «Некрасов» и «Серафимович» соревнуются между собой. На днях они проявили хорошую инициативу, организовав по радио обмен опытом своей работы. Капитан траулера «Некрасов» тов. Елфимов и старший механик корабля тов. Гейн рассказали о том, что коллектив судна в результате широко развернутого социалистиче ского соревнования досрочно завер шил план первого полугодия по всем показателям. Моряки «Некра сова» дали слово к 1 июля выло вить 57 тысяч центнеров рыбы, до вести годовую добычу до 100 тысяч центнеров. — Успешной деятельности эки пажа, — сказал тов. Елфимов, — способствует значительная работа по мобилизации коллектива, проводи мая судовой партийной организа цией. Коммунисты занимают аван гардную роль на производстве. Ус пешно справляются с порученным делом члены агитколлектива. На судне выходят стенная газета, са тирическая стенгазета «Крокодил», выпускаются «листки-молнии», ра диогазета. Капитан поделился опытом орга низации соревнования на корабле. Судовой комитет профсоюза регуляр но подводит его итоги по цехам, сменам и вахтам. Старший механик траулера «Не красов» тов. Гейн поделился опытом работы машинной команды. Капитан траулера «Серафимович» тов. Таран и первый помощник ка питана тов. Бокан рассказали о тру довых делах экипажа корабля, кото рый 12 мая завершил полугодовую программу. Моряки судна обязались в начале июня выполнить план второго квартала. Выступления показали, что в хо де соревнования двух экипажей на кораблях повысилась производитель ность труда моряков, возрос средне суточный вылов рыбы, значительно увеличился выпуск готовой продук ции. Участники этого совещания по обмену опытом вскрыли также имеющиеся недостатки, говорили о неиспользованных резервах. Л. ЗАГЛАДЮК. Заместитель начальника политотдела тралового флота. Баренцово море. (По радио).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz