Рыбный Мурман. 1956 г. Май.
№ 55 (451), 10 мая 1956 г РЫБ НЫЙ М У Р М А Н 3 Принял обязательство — выполни его! К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ Один пз последних дней апреля... Обыкновенные промысловые сутки. Или нет, не совсем обыкновенные. Каждый день чем-нибудь да отли чается от вчерашнего, от завтраш него. На этот раз он встретил нас штормом. Второй помощник капита на Анатолий Корехов, пощупывая пушок над верхней губой, автори тетно заявил: «Полнолуние, баро метр падает, шторм стихнет не скоро». Пз радиосводки становится из вестно, что многие суда прекратили промысел, легли носом на волну, заштормовали. Некрасовцы решили не штормовать. Нельзя сказать, чтобы эти сутки начались удачно: первый ночной трал принес тонну рыбы и мешок был протертый. Грунт у побережья полуострова Рыбачий совсем не идеальный в промысловом отяоше- пип — каменистый, задевистый,— но добытчики решили быть упрямы ми. Пока шла чинка трала, провели тщательное обследование района. Прибор — так называемая «фиш- лупа» — показывал рыбу, кроме нее он часто показывал «второй грунт» — места возможных задевов. Показания нанесли на планшет, вы брали промысловый курс с относи тельно ровным грунтом. Учли опыт предыдущих дней— решили ходить с тралом только в одну сторону, с запада на восток, чтобы меньше рвать трал. Так когда-то двигался ледник, своим движением сгладив дно моря в этом направлении. Прак тика незамедлила подтвердить теоре тические выводы: за 0,5 часа тра ления в трал попало около трех тонн рыбы. Мешок оказался цел. — Улов неплохой, — говорит старший мастер по добыче рыбы тов. Бобылев, рассматривая рыбу,— но надо избавиться от попадания в трал губки. П, действительно, в бортовом ящике, куда был опорожнен трал, наряду с пикшей и крупной тре ской, предательски желтеют шары морской губки, похожие на большие футбольные мячи. Капитан решает увеличить ход при тралении и дать меньше ваеров. Попадания в трал губки значитель но сокращаются. Несмотря на небла гоприятную промысловую обстановку и штормовую погоду, добытчики траулера «Некрасов» ни на минуту не прекращали промысла и за сутки выловили 15 тонн рыбы. Рыбообрабатывающему цеху в те чение почти всего дня приходилось ТАК РАБОТАЕТ ЭКИПАЖ Т РА УЛ ЕРА «Н ЕКРАСО В» + остальные члены экипажа корабля. Под руководством боцмана тов. Вла сенко заканчивались работы по ок раске надстроек и рангоута корабля. В машинном отделении бдитель но несли вахту у главной машины менить. Расчетливый хозяин, он всегда имеет в запасе комплект го товых опрессованных форсунок. После подъема трала, за семь минут стоянки главного двигателя дефект ная форсунка была заменена. Маши на вновь заработала своим нормаль ным ритмом. Механику-наладчику и токарю в этот день также пришлось напря женно трудиться. Во время шторма от динамического рывка сорвало зу бья червячной шестерни, с помощью которой передвигаются загрузочные тележки морозильных камер. Одна из тележек вышла из строя, застря ла на линии и препятствовала дви жению остальных. Механик-налад чик тов. Дубовский быстро удалил де фектную шестерню, а токарь тов^. Мучкин наварил электросваркой сорванные зубья и обработал их на судовом фрезерном станке. Через полчаса тележка вновь вступила в строй. Поток рыбы, поступавшей в морозильные камеры, не прекра щался. На камбузе котлы укреплены по- штормовому. Во время качки за ними надо следить внимательно: того и гляди выплеснется на палубу нава ристый борщ, и сменившиеся с вах ты моряки останутся без первого блюда. Но все кончается благополуч но. Ужин удался на славу. И борщ и кулебяка пришлись всем по вкусу. Повар Екатерина Николаевна Ору- жейникова старается хорошо гото вить пищу, прилагает все усилия к тому, чтобы как следует накормить самоотверженно работающих про мысловиков. ...Наступает вечер. Жизнь на судне не прекращается. На всех производственных участках кипит работа. А в салоне демонстрируется кинофильм «Тарае Шевченко». Любители шахмат склонились над доской, моторист тов. Страксон — заведующий судовой библиотекой — выдает книги. II вот стрелки судового хроно метра сошлись на цифре 12. За кончился еще один день промысла, день творческого труда экипажа траулера. Еще больше рыбы стало на счету коллектива за эти сутки. Предмайское обязательство было пе ревыполнено. Экипаж сделал еще второй механик тов. Качусов и стар-1 один шаг к достижению своей цели ший моторист тов. Чистяков. На- — добыть в 1956 году 100 тысяч центнеров рыбы. Ни у кого из Экипаж траулера «Некрасов» в результате широко развернув шегося на судне социалистиче ского соревнования за вылов в 1956 году 100 тысяч центнеров рыбы добивается в своей про мысловой работе высоких пока зателей. На корабле плавает немало передовиков производст ва, показывающих пример соз нательного отношения к выпол нению своих обязанностей, са моотверженно борющихся за осуществление социалистиче ских обязательств. На снимке — один из пере довых производственников траулера «Некрасов» радист Б. ГЕРАСИМОВ. Фото А. Горянина. -------й С------ План по добыче окуня должен быть перевыполнен 1 . Окуневый промысел в районе Копытова имеет в нынешнем году свои особенности. Промысловики, поисковики и научные работники сейчас должны приложить все уси лия к тому, чтобы выяснить, как работать в сложившейся обстанов ке, добиться успешного выполне ния заданий по вылову окуня. В марте и апреле продолжалось похолодание всей толщи воды в Баренцевом море. Особо интенсив ному похолоданию подверглись се веро-западные промысловые райо ны, в частности район острова Медвежий. Придонные температу ры весной нынешнего года были ниже температур, наблюдавшихся в течение последних 20 лет. Район Копытова, расположен ный рядом с Медвежинеким, тоже охлажден больше обычного, осо бенно в своей северной и северо- восточной части. Можно предполагать, что появ ление в этом районе косяков оку ням клювача» раньше, чем в прош лые годы, вызвано следующим об-, стоятельством. Склоны Медвежин- ского мелководья, на которых мы наблюдаем эту рыбу почти круг лый год, подверглись необычно резкому охлаждению, и окунь был вынужден откочевать с этих скло нов (и из других ташке охлажден ных мест на северо-западе) в ме ста с более высокими придонными температурами, то есть в западные и центральные квадраты района Копытова. 2 . блюдая за приборами поста управле ния, Качусов заметил, что темпера тура выхлопных газов у цилиндра 4 повысилась, в цилиндре по явился ненормальный стук. Второй механик знает, что причинои этого работать с полной нагрузкой. С не-! является плохая работа топливной меньшим напряжением трудились и 1форсунки, которую необходимо за- нскрасовцев нет ни малейшего сом нения в том, что слово, данное Родине, будет сдержано. Ю. ДОРОЕВ. Редактор стенной газеты траулера «Некрасов». Баренцово море. (По радио). В результате неорганизованности Новыми трудовымп достижениями отметили советские люди первомай ский праздник. Мурманские рыбообработчики трудились и в праздничные дни. Но не всем коллективам были созданы надлежащие условия для успеш ной работы. Встав на трудовую вахту в честь Первомая, мы стре мились сделать все от нас завися щее для выполнения производствен ных заданий. 1 мая в смену с 16 часов 30 минут бригада пз семна дцати рыбообработчиков, собранных с предприятий рыбокомбината, была направлена в Мурманский торговый порт на разгрузку рефрижераторного траулера «Н. Островский». Вначале все шло хорошо. В назна ченное время рабочие собрались на втором причале рыбного порта, и старший мастер рыбозавода № 2 тов. Шитов проинструктировал их, а потом назначил меня бригадиром. В торговом порту мы получили ин структаж по технике безопасности, ПОЧЕМУ МАЛО ВЫ РАБО ТАЛА НАШ А БРИ ГАД А ♦ и в 18 часов приступили к раз грузочным работам. Вот тут-то мы и столкнулись с некоторыми трудно стями. Обычно при разгрузке одно го трюма и погрузке продукции в вагон занято восемь человек. Пору чили такую же работу и нам, не учитывая, что бригада по количест ву рабочих в два раза больше. В ре зультате часть бригады простаива ла, люди мешали друг другу, произ водительность их труда была низ кой. В 21 час 55 минут мы выполни ли первое задание — закончили раз грузку рыбопродукции, затаренной в кули. Теперь надо было начать выгрузку рыбы, упакованной в картонные ящики. Эта продукция находилась в соседнем трюме, но его не удалось открыть, и наша бригада, такпм образом, простояла до конца смены, то есть два с поло виной часа. Не использовался в это время один нз кранов п простаивал ледник № 1471144. Этого можно было бы избежать, предоставив нам возможность произ водить разгрузочные работы широ ким фронтом. Тогда мы выгрузили бы не 22 тонны, а не менее 80 тонн. Так наше законное желание хорошо потрудиться в праздничный день не было осуществлено. Этот факт убедительно говорит о том, что руководители предприятий и кораблей не всегда еще заботятся о хорошей организации труда пор товиков и рыбообработчиков, не создают им условий для перевыпол нения заданий, для успешного осу ществления социалистических обя зательств, принятых производствен никами. Пора принять реши тельные' меры к ликвидации недо статков в работе. П. АБАШКИН. Рабочий рыбозавода № 1. Если в апреле 1955 года трало вым флотом в этом районе было выловлено около 64,5 тысячи центнеров окуня |(условно считая по обычному коэфициенту), то в ап реле нынешнего года — около 143 тысяч центнеров. Но к началу мая положение на окуневом промысле изменялось. Уловы снизились, косяки окуня раньше обычного вышли в запад ные квадраты с большими глубина ми и не создавали таких мощных концентраций, к которым мы при выкли, работая в районе Копыто ва многие годы. Это обстоятель ство вызывает большую тревогу промысловиков, так как до выпол нения планового задания по добы че окуня еще далеко, а; перспекти вы работы в районе Копытова по ка не улучшаются. Коллектив ПИНРО ничего еще не подсказал нам, разведчикам, по решению новых задач. Работ ники института сохраняют невоз мутимое спокойствие, уверенные, вероятно, в неизменности привыч ной богатейшей — практически не исчерпаемой — сырьевой базы в районе Копытова. Однако у нас, практиков, вызы вает тревогу начавшееся в апреле движение косяков окуня к западу, в те квадраты, до которых мы уже несколько лет «провожали» окуня, после чего теряли его в местах с большими глубинами, где флот уже не может вести промысел. Мы обеспокоены и потому, что еще «клювач» (плюс 4,5 и плюс 5,5 градуса) с западного склона района Копытова распространяются узки ми языками на север, к западному склону района острова Медвежий и на юго-восток и восток, по струе Норд-Капского течения, в район Норвежского жолоба. В районе острова Медвежий эти температуры расположены по срав нительно большим (более 350 мет ров) глубинам, а в районе Норвеж ского жолоба — по местам, вполне удобным для промысла. Кроме то го, в район Норвежского жолоба возможен подход окуня от запад ных берегов Норвегии. Это под тверждается успешной работой экипажа траулера «Слава» под ру ководством капитана С. Я. Сухо- пяткина — знатока окуневых мест и повадок этой рыбы. Моряки «Славы» в конце апреля и начале мая имели хорошие уловы окуня у северо-западных берегов Норве гии и на подходах к Норвежскому жолсбу. 5 мая траулер вернулся в порт ,с полным грузом. Разведка путей движения кося ков окуня сейчас должна быть уси лена, чтобы и в случае спада про мысла в районе Копытова, лов этой ценной рыбы можно было про должить на других участках моря. В апреле экипажи поисковых трау леров «Водник» и «Салют» обна ружили окуня на Демидовской бан ке. Значит, и здесь можно вести лов этой рыбы. Беспрерывный и настойчивый поиск окуня на Демидовской банке, в Норвежском жолобе и на северо- западе, например, у острова Мед вежий, поможет траловому флоту добиться успеха и при спаде про мысла в районе Копытова. Промысловая разведка распола гает в мае достаточным количе ством поисковых траулеров, и от умелой и оперативной работы кол лективов этих судов будет зависеть обнаружение устойчивой сырьевой базы, то есть успех выполнения плана по добыче окуня в 1956 го ду — первом году шестой пяти летки. 4. Но не только поисковики долж ны быть настойчивыми в достиже нии намеченной цели. Надо добить ся такого положения, чтобы капи таны промысловых кораблей также тщательно вели обследование мест промысла, проявляли при этом вы держку, не допускали неоправдан ных перебежек из района в район. Например, в конце апреля капита ны траулеров «Баку» и «Никола ев» ушли из района Финмаркен- ской банки на Демидовскую, совер шив .переход в 140 миль. Там их застал шторм, и корабли, не имея ни одного килограмма выловленно го окуня, снова вернулись на Фин- маркенокую' банку. А после их ухо да моряки поискового траулера «Салют» вылавливали за траление по 5—8 тонн крупного окуня. Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда КПСС, коллек тивы предприятий и кораблей на шего бассейна продолжают настой чивую борьбу за увеличение выпу ска рыбной продукции, за улучше- очень мало знаем о повадках этой! ^ качест®а и расширение ас- рыбы. Можно предположить, что тт эти задачи’ если окунь пришел в район Копы това раньше обычного, он может и покинуть его быстрее. А это за труднит выполнение траловым фло том плана по ассортименту рыбы и плана по валовой продукции. 3 . Какие следует из этого сделать выводы и к чему готовить наших промысловиков? Придонные температуры, кото рых обычно придерживается окунь- промысловики должны вылавли вать как можно больше окуня — ценной рыбы, пользующейся боль шим спросом советского потреби теля. Долг моряков промысловых и поисковых кораблей, руководите лей флотов и научных работников добиться успешного выполнения и перевыполнения плана добычи оку ня в любых условиях. Г. ПОПОВ. Старший инженер промыс ловой разведки Главмур- манрыбпрома. Испытание траловых мешков Полярный институт рыбного Х 0 --. зяйства и океанографии подготовил новые облегченные траловые мешки для промысла окуня из китайского волокна «рами». В мокром виде ткань «рами» в два с половиной раза прочнее, чем манильское или пеньковое прядено. При тралении, без дополнительных подшивок под мешок шкур и сете вых матов, он может находиться в эксплуатации более 350 часов. Эти данные подтверждены при работе с новым траловым мешком на трауле ре «Капитан Демидов». В конце апреля на траулере «Со ловецкий» для продолжения опытов с траловыми мешками из нового во локна «рами» вышел сотрудник ла боратории добычи ПИНРО тов. Ку- таков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz