Рыбный Мурман. 1956 г. Май.

№ 55 (451), 10 мая 1956 г РЫБ НЫЙ М У Р М А Н 3 Принял обязательство — выполни его! К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ Один пз последних дней апреля... Обыкновенные промысловые сутки. Или нет, не совсем обыкновенные. Каждый день чем-нибудь да отли­ чается от вчерашнего, от завтраш­ него. На этот раз он встретил нас штормом. Второй помощник капита­ на Анатолий Корехов, пощупывая пушок над верхней губой, автори­ тетно заявил: «Полнолуние, баро­ метр падает, шторм стихнет не скоро». Пз радиосводки становится из­ вестно, что многие суда прекратили промысел, легли носом на волну, заштормовали. Некрасовцы решили не штормовать. Нельзя сказать, чтобы эти сутки начались удачно: первый ночной трал принес тонну рыбы и мешок был протертый. Грунт у побережья полуострова Рыбачий совсем не идеальный в промысловом отяоше- пип — каменистый, задевистый,— но добытчики решили быть упрямы­ ми. Пока шла чинка трала, провели тщательное обследование района. Прибор — так называемая «фиш- лупа» — показывал рыбу, кроме нее он часто показывал «второй грунт» — места возможных задевов. Показания нанесли на планшет, вы­ брали промысловый курс с относи­ тельно ровным грунтом. Учли опыт предыдущих дней— решили ходить с тралом только в одну сторону, с запада на восток, чтобы меньше рвать трал. Так когда-то двигался ледник, своим движением сгладив дно моря в этом направлении. Прак­ тика незамедлила подтвердить теоре­ тические выводы: за 0,5 часа тра­ ления в трал попало около трех тонн рыбы. Мешок оказался цел. — Улов неплохой, — говорит старший мастер по добыче рыбы тов. Бобылев, рассматривая рыбу,— но надо избавиться от попадания в трал губки. П, действительно, в бортовом ящике, куда был опорожнен трал, наряду с пикшей и крупной тре­ ской, предательски желтеют шары морской губки, похожие на большие футбольные мячи. Капитан решает увеличить ход при тралении и дать меньше ваеров. Попадания в трал губки значитель­ но сокращаются. Несмотря на небла­ гоприятную промысловую обстановку и штормовую погоду, добытчики траулера «Некрасов» ни на минуту не прекращали промысла и за сутки выловили 15 тонн рыбы. Рыбообрабатывающему цеху в те­ чение почти всего дня приходилось ТАК РАБОТАЕТ ЭКИПАЖ Т РА УЛ ЕРА «Н ЕКРАСО В» + остальные члены экипажа корабля. Под руководством боцмана тов. Вла­ сенко заканчивались работы по ок­ раске надстроек и рангоута корабля. В машинном отделении бдитель­ но несли вахту у главной машины менить. Расчетливый хозяин, он всегда имеет в запасе комплект го­ товых опрессованных форсунок. После подъема трала, за семь минут стоянки главного двигателя дефект­ ная форсунка была заменена. Маши­ на вновь заработала своим нормаль­ ным ритмом. Механику-наладчику и токарю в этот день также пришлось напря­ женно трудиться. Во время шторма от динамического рывка сорвало зу­ бья червячной шестерни, с помощью которой передвигаются загрузочные тележки морозильных камер. Одна из тележек вышла из строя, застря­ ла на линии и препятствовала дви­ жению остальных. Механик-налад­ чик тов. Дубовский быстро удалил де­ фектную шестерню, а токарь тов^. Мучкин наварил электросваркой сорванные зубья и обработал их на судовом фрезерном станке. Через полчаса тележка вновь вступила в строй. Поток рыбы, поступавшей в морозильные камеры, не прекра­ щался. На камбузе котлы укреплены по- штормовому. Во время качки за ними надо следить внимательно: того и гляди выплеснется на палубу нава­ ристый борщ, и сменившиеся с вах­ ты моряки останутся без первого блюда. Но все кончается благополуч­ но. Ужин удался на славу. И борщ и кулебяка пришлись всем по вкусу. Повар Екатерина Николаевна Ору- жейникова старается хорошо гото­ вить пищу, прилагает все усилия к тому, чтобы как следует накормить самоотверженно работающих про­ мысловиков. ...Наступает вечер. Жизнь на судне не прекращается. На всех производственных участках кипит работа. А в салоне демонстрируется кинофильм «Тарае Шевченко». Любители шахмат склонились над доской, моторист тов. Страксон — заведующий судовой библиотекой — выдает книги. II вот стрелки судового хроно­ метра сошлись на цифре 12. За­ кончился еще один день промысла, день творческого труда экипажа траулера. Еще больше рыбы стало на счету коллектива за эти сутки. Предмайское обязательство было пе­ ревыполнено. Экипаж сделал еще второй механик тов. Качусов и стар-1 один шаг к достижению своей цели ший моторист тов. Чистяков. На- — добыть в 1956 году 100 тысяч центнеров рыбы. Ни у кого из Экипаж траулера «Некрасов» в результате широко развернув­ шегося на судне социалистиче­ ского соревнования за вылов в 1956 году 100 тысяч центнеров рыбы добивается в своей про­ мысловой работе высоких пока­ зателей. На корабле плавает немало передовиков производст­ ва, показывающих пример соз­ нательного отношения к выпол­ нению своих обязанностей, са­ моотверженно борющихся за осуществление социалистиче­ ских обязательств. На снимке — один из пере­ довых производственников траулера «Некрасов» радист Б. ГЕРАСИМОВ. Фото А. Горянина. -------й С------ План по добыче окуня должен быть перевыполнен 1 . Окуневый промысел в районе Копытова имеет в нынешнем году свои особенности. Промысловики, поисковики и научные работники сейчас должны приложить все уси­ лия к тому, чтобы выяснить, как работать в сложившейся обстанов­ ке, добиться успешного выполне­ ния заданий по вылову окуня. В марте и апреле продолжалось похолодание всей толщи воды в Баренцевом море. Особо интенсив­ ному похолоданию подверглись се­ веро-западные промысловые райо­ ны, в частности район острова Медвежий. Придонные температу­ ры весной нынешнего года были ниже температур, наблюдавшихся в течение последних 20 лет. Район Копытова, расположен­ ный рядом с Медвежинеким, тоже охлажден больше обычного, осо­ бенно в своей северной и северо- восточной части. Можно предполагать, что появ­ ление в этом районе косяков оку­ ням клювача» раньше, чем в прош­ лые годы, вызвано следующим об-, стоятельством. Склоны Медвежин- ского мелководья, на которых мы наблюдаем эту рыбу почти круг­ лый год, подверглись необычно резкому охлаждению, и окунь был вынужден откочевать с этих скло­ нов (и из других ташке охлажден­ ных мест на северо-западе) в ме­ ста с более высокими придонными температурами, то есть в западные и центральные квадраты района Копытова. 2 . блюдая за приборами поста управле­ ния, Качусов заметил, что темпера­ тура выхлопных газов у цилиндра 4 повысилась, в цилиндре по­ явился ненормальный стук. Второй механик знает, что причинои этого работать с полной нагрузкой. С не-! является плохая работа топливной меньшим напряжением трудились и 1форсунки, которую необходимо за- нскрасовцев нет ни малейшего сом­ нения в том, что слово, данное Родине, будет сдержано. Ю. ДОРОЕВ. Редактор стенной газеты траулера «Некрасов». Баренцово море. (По радио). В результате неорганизованности Новыми трудовымп достижениями отметили советские люди первомай­ ский праздник. Мурманские рыбообработчики трудились и в праздничные дни. Но не всем коллективам были созданы надлежащие условия для успеш­ ной работы. Встав на трудовую вахту в честь Первомая, мы стре­ мились сделать все от нас завися­ щее для выполнения производствен­ ных заданий. 1 мая в смену с 16 часов 30 минут бригада пз семна­ дцати рыбообработчиков, собранных с предприятий рыбокомбината, была направлена в Мурманский торговый порт на разгрузку рефрижераторного траулера «Н. Островский». Вначале все шло хорошо. В назна­ ченное время рабочие собрались на втором причале рыбного порта, и старший мастер рыбозавода № 2 тов. Шитов проинструктировал их, а потом назначил меня бригадиром. В торговом порту мы получили ин­ структаж по технике безопасности, ПОЧЕМУ МАЛО ВЫ РАБО ТАЛА НАШ А БРИ ГАД А ♦ и в 18 часов приступили к раз­ грузочным работам. Вот тут-то мы и столкнулись с некоторыми трудно­ стями. Обычно при разгрузке одно­ го трюма и погрузке продукции в вагон занято восемь человек. Пору­ чили такую же работу и нам, не учитывая, что бригада по количест­ ву рабочих в два раза больше. В ре­ зультате часть бригады простаива­ ла, люди мешали друг другу, произ­ водительность их труда была низ­ кой. В 21 час 55 минут мы выполни­ ли первое задание — закончили раз­ грузку рыбопродукции, затаренной в кули. Теперь надо было начать выгрузку рыбы, упакованной в картонные ящики. Эта продукция находилась в соседнем трюме, но его не удалось открыть, и наша бригада, такпм образом, простояла до конца смены, то есть два с поло­ виной часа. Не использовался в это время один нз кранов п простаивал ледник № 1471144. Этого можно было бы избежать, предоставив нам возможность произ­ водить разгрузочные работы широ­ ким фронтом. Тогда мы выгрузили бы не 22 тонны, а не менее 80 тонн. Так наше законное желание хорошо потрудиться в праздничный день не было осуществлено. Этот факт убедительно говорит о том, что руководители предприятий и кораблей не всегда еще заботятся о хорошей организации труда пор­ товиков и рыбообработчиков, не создают им условий для перевыпол­ нения заданий, для успешного осу­ ществления социалистических обя­ зательств, принятых производствен­ никами. Пора принять реши­ тельные' меры к ликвидации недо­ статков в работе. П. АБАШКИН. Рабочий рыбозавода № 1. Если в апреле 1955 года трало­ вым флотом в этом районе было выловлено около 64,5 тысячи центнеров окуня |(условно считая по обычному коэфициенту), то в ап­ реле нынешнего года — около 143 тысяч центнеров. Но к началу мая положение на окуневом промысле изменялось. Уловы снизились, косяки окуня раньше обычного вышли в запад­ ные квадраты с большими глубина­ ми и не создавали таких мощных концентраций, к которым мы при­ выкли, работая в районе Копыто­ ва многие годы. Это обстоятель­ ство вызывает большую тревогу промысловиков, так как до выпол­ нения планового задания по добы­ че окуня еще далеко, а; перспекти­ вы работы в районе Копытова по­ ка не улучшаются. Коллектив ПИНРО ничего еще не подсказал нам, разведчикам, по решению новых задач. Работ­ ники института сохраняют невоз­ мутимое спокойствие, уверенные, вероятно, в неизменности привыч­ ной богатейшей — практически не­ исчерпаемой — сырьевой базы в районе Копытова. Однако у нас, практиков, вызы­ вает тревогу начавшееся в апреле движение косяков окуня к западу, в те квадраты, до которых мы уже несколько лет «провожали» окуня, после чего теряли его в местах с большими глубинами, где флот уже не может вести промысел. Мы обеспокоены и потому, что еще «клювач» (плюс 4,5 и плюс 5,5 градуса) с западного склона района Копытова распространяются узки­ ми языками на север, к западному склону района острова Медвежий и на юго-восток и восток, по струе Норд-Капского течения, в район Норвежского жолоба. В районе острова Медвежий эти температуры расположены по срав­ нительно большим (более 350 мет­ ров) глубинам, а в районе Норвеж­ ского жолоба — по местам, вполне удобным для промысла. Кроме то­ го, в район Норвежского жолоба возможен подход окуня от запад­ ных берегов Норвегии. Это под­ тверждается успешной работой экипажа траулера «Слава» под ру­ ководством капитана С. Я. Сухо- пяткина — знатока окуневых мест и повадок этой рыбы. Моряки «Славы» в конце апреля и начале мая имели хорошие уловы окуня у северо-западных берегов Норве­ гии и на подходах к Норвежскому жолсбу. 5 мая траулер вернулся в порт ,с полным грузом. Разведка путей движения кося­ ков окуня сейчас должна быть уси­ лена, чтобы и в случае спада про­ мысла в районе Копытова, лов этой ценной рыбы можно было про­ должить на других участках моря. В апреле экипажи поисковых трау­ леров «Водник» и «Салют» обна­ ружили окуня на Демидовской бан­ ке. Значит, и здесь можно вести лов этой рыбы. Беспрерывный и настойчивый поиск окуня на Демидовской банке, в Норвежском жолобе и на северо- западе, например, у острова Мед­ вежий, поможет траловому флоту добиться успеха и при спаде про­ мысла в районе Копытова. Промысловая разведка распола­ гает в мае достаточным количе­ ством поисковых траулеров, и от умелой и оперативной работы кол­ лективов этих судов будет зависеть обнаружение устойчивой сырьевой базы, то есть успех выполнения плана по добыче окуня в 1956 го­ ду — первом году шестой пяти­ летки. 4. Но не только поисковики долж­ ны быть настойчивыми в достиже­ нии намеченной цели. Надо добить­ ся такого положения, чтобы капи­ таны промысловых кораблей также тщательно вели обследование мест промысла, проявляли при этом вы­ держку, не допускали неоправдан­ ных перебежек из района в район. Например, в конце апреля капита­ ны траулеров «Баку» и «Никола­ ев» ушли из района Финмаркен- ской банки на Демидовскую, совер­ шив .переход в 140 миль. Там их застал шторм, и корабли, не имея ни одного килограмма выловленно­ го окуня, снова вернулись на Фин- маркенокую' банку. А после их ухо­ да моряки поискового траулера «Салют» вылавливали за траление по 5—8 тонн крупного окуня. Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда КПСС, коллек­ тивы предприятий и кораблей на­ шего бассейна продолжают настой­ чивую борьбу за увеличение выпу­ ска рыбной продукции, за улучше- очень мало знаем о повадках этой! ^ качест®а и расширение ас- рыбы. Можно предположить, что тт эти задачи’ если окунь пришел в район Копы­ това раньше обычного, он может и покинуть его быстрее. А это за­ труднит выполнение траловым фло­ том плана по ассортименту рыбы и плана по валовой продукции. 3 . Какие следует из этого сделать выводы и к чему готовить наших промысловиков? Придонные температуры, кото­ рых обычно придерживается окунь- промысловики должны вылавли­ вать как можно больше окуня — ценной рыбы, пользующейся боль­ шим спросом советского потреби­ теля. Долг моряков промысловых и поисковых кораблей, руководите­ лей флотов и научных работников добиться успешного выполнения и перевыполнения плана добычи оку­ ня в любых условиях. Г. ПОПОВ. Старший инженер промыс­ ловой разведки Главмур- манрыбпрома. Испытание траловых мешков Полярный институт рыбного Х 0 --. зяйства и океанографии подготовил новые облегченные траловые мешки для промысла окуня из китайского волокна «рами». В мокром виде ткань «рами» в два с половиной раза прочнее, чем манильское или пеньковое прядено. При тралении, без дополнительных подшивок под мешок шкур и сете­ вых матов, он может находиться в эксплуатации более 350 часов. Эти данные подтверждены при работе с новым траловым мешком на трауле­ ре «Капитан Демидов». В конце апреля на траулере «Со­ ловецкий» для продолжения опытов с траловыми мешками из нового во­ локна «рами» вышел сотрудник ла­ боратории добычи ПИНРО тов. Ку- таков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz