Рыбный Мурман. 1956 г. Март.

№ 28 (424), 4 марта 1056 г. РЫБНЫЙ м у р м а н „НЕОБХОДИМО НАСТОЙЧИВО ИПЛАНОМЕРНОВНЕДРЯТЬ ВПРОМЫШЛЕНОСТЬИТРАНСПОРТ НОВЕЙШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ;НАУКИ, ТЕХНИКИ ИПЕРЕДОВГОПЫТА. (Из Резолюции XX съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу ЦК КПСС). кк ☆ ☆ ЦЕННОЕ НОВШЕСТВО МЕХАНИКА ЕРМОЛИНА /. Новый крупный резерв производства Траулер «Молдавия» в строю кораблей тралового флота нахо­ дится уже более полутора лет. На­ ше судно новое, но продолжитель­ ность его промысловых рейсов в летнее время не превышала 1 6— 17 суток, а зимой — 1 4— 15 суток. Такая же продолжитель­ ность рейсов, вызванная ограни­ ченными запасами воды и топлива, наблюдается и у всех однотипных траулеров. На опреснитель системы Ермо­ лина, с установкой его на нашем корабле, мы возлагали большие надежды. И вот теперь, после двух рейсов с опреснителем, мы можем уверенно заявить, что продолжи­ тельность рейса кораблей, одно­ типных с нашим судном, в летнее время будет доведена до 20 суток, а зимой — до 18 суток за счет бункеровки 50 тонн угля в резерв­ ный трюм и недобора такого же количества воды. Вот как проходил наш рейс № 2 (с 24 января по 10 февраля с. г.). В Мурманском порту перед выходом на промысел воды нам не дали, поэтому опреснитель был ис­ пользован еще на переходе до Тю- ва-губы, где мы получали воДу. Опреснитель работал весь рейс, причем в первую половину рейса для питания котла воды из балла­ стов мы не брали. По нашим под­ счетам из общего количества воды, взятой в Тюва-губе, мы на питание котла израсходовали только 30 тонн. Опреснитель за рейс дал бо­ лее 60 тонн воды, что обеспечило и питание котла* и удовлетворение бытовых запросов экипажа. После семнадцатисуточного рейса мы вернулись в порт с двухсуточным запасом воды и топлива. Вот ка­ кую огромную пользу принес оп­ реснитель Ермолина! Это новое на нашем корабле су­ довое устройство, не требуя лиш­ них расходов воды и топлива, в те­ чение суток вырабатывает из мор­ окой шесть тонн пресной воды. Опреснитель Ермолина прост по устройству, надежен в эксплуата­ ции и работает, в отличие от дру­ гих подобных по назначению уста­ новок, не на свежем, а на отрабо­ танном паре (с давлением не выше 0 ,8 атмосферы) от вспомогатель­ ных механизмов. Вода, вырабаты­ ваемая опреснителем, имеет высо­ кие химические качества, о содер­ жанием хлоридов не более 8 мил­ лиграмм на один литр (в то время, как пресная мурманская вода со­ держит 12 миллиграмм на литр). Наличие полноценных запасов воды позволяет улучшить эксплуа­ тацию парового котла, чаще произ­ водить его продувки, то есть свое­ временное удаление механических примесей и масла из котловой во­ ды. Если до установки опресните­ ля мы в течение рейса только дважды делали нижнее продува­ ние, то теперь,. имея опреснитель, ежедневно. Причем вода подчас оказывается настолько' чистой, что продувания производить не прихо­ дится. Члены машинной команды — второй механик тов. Ильин Р. В. и третий механик тов. Галкин А. В. — серьезно занялись освое­ нием и эксплуатацией опресните­ ля, который работал весь рейс без­ отказно. Надо ожидать, что посте­ пенно мы сумеем добиться еще большей производительности этого устройства. Необходимо покончить с про­ медлением в установке на трауле­ ры нового опреснителя, использо­ вание которого улучшает техниче­ скую эксплуатацию машинно-ко­ тельных установок судов, увеличи­ вает продолжительность рейса. Использование опреснителя си­ стемы Ермолина — новый круп­ ный резерв моряков тралового флота в увеличении вылова рыбы для населения страны. Он помо­ жет промысловикам успешно ре­ шать задачи, поставленные перед коллективом флота в шестой пя­ тилетке. В. ШУКШИН. Старший механик траулера «Молдавия». 2. Продолжительность рейса будет увеличена Запасы пресной воды, необходи­ мой для питания парового котла и бытовых нужд экипажа ограничи­ вают продолжительность рейса не­ которых траулеров. Надо было изыскать способы увеличения за­ пасов пресной воды. При наличии водоопреснительной установки, предложенной тов. Ермолиным, эта задача на паровых промысло­ вых судах в траловом флоте те­ перь будет решена. Расход пресной воды почти пол­ ностью компенсируется водоопрес­ нительной установкой путем вы­ паривания рассола из обычной морской соленой воды. В этом за­ ключается принцип работы опрес­ нителя. В отличие от существующих не­ экономичных водоопреснительных установок, работающих свежим па­ ром, опреснитель Ермолина рабо­ тает исключительно отработанным паром вспомогательных механиз­ мов. Опреснитель требует своей чистки только в период междурей­ совых стоянок. Водоопреснительная установка Ермолина состоит из испарителя, конденсатора, подогревателя за­ бортной воды и охладителя рассо­ ла. Испаритель имеет нижнюю и верхнюю полости, причем послед­ няя является цилиндрическим су­ хопарником, снабженным отража­ телями пара. В нижней прямо­ угольной полости размещены три нижних змеевика с греющим па­ ром и один верхний — осушитель пара. Коллектор поступающего па­ ра является общим для всех четы­ рех змеевиков. Испаритель снаб­ жен водоуказательным прибором и поплавковой камерой автомата пи­ тания. Конденсатор, охладитель рассо­ ла и подогреватель имеют очень простую конструкцию. Поток отработанного пара вспо­ могательных механизмов и заборт­ ной морской воды, рассола и полу­ ченного конденсата ясно видны по принципиальной схеме водоопрес­ нительной установки. Давление отработанного пара в змеевиках поддерживается от 0 ,2 до 1,3 атмосферы, в зависимости от продолжительности работы ис­ парителя и, в связи с этим, от за­ грязненности змеевиков. Давление вторичного пара, полученного пу­ тем выпаривания морокой воды,— атмосферное. Уровень воды в испарителе ре­ гулируется автоматом питания и находится примерно на одной тре­ ти водоуказательного стекла. Вся водоопреснительная уста­ новка легка в изготовлении, не требует дефицитных материалов и проста в обслуживании. Е. КОРОБИЦЫН. Конструктор тралового флота. М С КУПРИЯНОВ V сбзданной им рыборазделочной машины. • Фото Б. Алексеева. ------------------------------------ * * -------------------— * Победа смелой мЫсли I ПРокас/Аса к о н д е н с а т е fia. I j———I I H I I Охладитель р ассол а От центробежки о валом. механизм 'ЛЛЛАЛ/V- ААЛЛАМ ЛЛЛА/W ______ щ 1— - Морская бодо. ----------- nap &СООМ.механ. = = = = = Ьторичный пар. ------------ конденсат поплабкоб. каг/чеРа авт омат а пит они I------------ 1 I Г " I I | IГ I рассол теплыйяилик Принципиальная схема опреснителя Ермолина «ИЕР-7», В последние годы новаторы про­ изводства все чаще возвращаются к поискам способов механизации наиболее трудоемкой производст­ венной операции на промысловых кораблях — обработке рыбы. И это неудивительно: траулеры не­ редко непроизводительно теряют промысловое время, лежат в дрей­ фе из-за того, что экипажи не справляются о уборкой уловов. Много неудач потерпели рацио­ нализаторы и изобретатели^ ре­ шившие сконструировать рыбооб­ рабатывающую машину для трау­ леров. Но творческие поиски нова­ торов продолжались... В июне 1954 года на траулер «Салют» пришел новичок — мат­ рос Михаил Сергеевич Куприя­ нов. Многие моряки шутили, едко, остро шутили над ним, когда Ми­ хаил попытался ускорить одну операцию — отделение печени. Но капитан, Павел Сазонович Сама­ рин, увидел в Куприянове способ­ ного человека, помог ему в изуче­ нии операций по разделке рыбы. Не остались в стороне равнодуш­ ными наблюдателями и многие другие члены экипажа, такие, как матросы Евгений Лепилов и Петр Орлов. Помощь и поддержка това­ рищей, заинтересованность про­ мысловиков в создании машины и определили успех в работе Куп­ риянова. Получив одобрение своих за­ мыслов, Михаил начал строить мо­ дель рыборазделочной машины. Траулер «Салют» стоял в ре­ монте, и Куприянову вместе с эки­ пажем приходилось выполнять всевозможные работы, стоять вах­ ты. В неуютной каюте замершего на время ремонта корабля вечера­ ми, а подчас и ночь напролет соз­ давал Куприянов макет задуман­ ной машины. Он часто, увлекшись делом, отказывал себе во многом. Как пригодился Михаилу в это время богатый жизненный опыт! Когда-то он учился в школе фаб­ рично-заводского обучения при тракторном заводе, был знаком с ремонтом точных приборов, рабо­ тал на авиационном заводе, а по­ том долго служил радистом в авиачасти, плавал на Дальнем Во­ стоке электриком промыслового судна... И тогда он увлекался изу­ чением техники. Его умелые руки одинаково ловко управлялись с любой работой: будь то сборка ка­ бины реактивного самолета или ремонт секундомера. ...Но вот макет готов. В конце 1954 года совет рационализаторов и изобретателей тралового флота рассмотрел предложение матроса траулера «Салют» Михаила Куп­ риянова «Рыборазделочная маши­ на». Много хороших слов услышал тогда Михаил о своей работе. Он и до сих пор особенно благодарен главному инженеру тралового фло­ та Владимиру Михайловичу Ка- менцеву, который сказал: «Прин­ цип работы машины Куприянова правильный, заслуживает внима­ ния и одобрения!» Совет решил: «Помочь Куприянову изготовить опытный образец машины». г а . В помощь новатору был выд лен инженер-конструктор Екатери­ на Михайловна Кузнецова. Куп­ риянова освободили от работы на судне. Вскоре заказ на изготовле­ ние машины был передан в экспе­ риментальную • мастерскую Мур­ манского рыбокомбината. Трудно было вначале Куприянову. На­ шлись нытики и маловеры, мешав­ шие работать. Но вот Екатерина Михайловна сделала первые расчеты передач, каркаса машины, в помощь Ми­ хаилу выделили опытного слесаря Степана Владимировича Мазури­ на, токарные работы выполнялись без задержек, сварщик.был всегда под рукой — и работа закипела! Быстро пролетели лето, осень... Спустя год после первых шагов по пути создания машины, в начале декабря 1955 года, Михаил пред­ ставил свое детище на испытание. И снова его принцип был одобрен, было решено приступить к изго­ товлению заводокого образца ма­ шины. Рыборазделочная машина Куп­ риянова представляет механизм, который работает следующим об­ разом. В отличие от других машин здесь рыба подается головой впе­ ред под нож, который подрезает колтышек (в это время специаль­ ная игла 'вливается рыбе в голову и продвигает ее -потом через все узлы машины). Самый ответствен­ ный и точный узел в машине — узел вспарывания брюшка рыбы. Специальный рычаг, скользящий по передвигаемой рыбе, задает ре­ жим работы ножа, который в соот­ ветствии с размерами рыбы вспа­ рывает ее брюшко от анального от- верствия к голове. Дальше спет циальным рычагам удаляются внутренности и печень. Последняя операция — механическое отделе­ ние головы рыбы. Отделение пече­ ни от внутренностей еще не меха­ низировано. В ближайшие дни по указанию Министерства рыбной промышлен­ ности СССР силами конструкторов предприятий Главмурманрыбпрома вместе с автором будут подготов­ лены чертежи рыборазделочной машины, окончательная разработ­ ка которой поручается одной из центральных проектных организа­ ций. Непонятна раскачка руководитег лей рыбокомбината, рыбного пор­ та и тралового флота, пока йце не выделивших указанных выше кон­ структоров. Отмечая ценность предложения Михаила Сергеевича Куприянова, необходимо сказать о том, что но­ ваторы бассейна не должны ни на день не прекращать творческих поисков новых принципов рыбо­ разделочной машины, новых путей комплексной механизации добычи и обработки рыбы, чтобы обеспечить выполнение одной из важнейших задач, поставленных перед работниками рыбной про­ мышленности XX съездам КПСС. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz