Рыбный Мурман. 1956 г. Март.
№ 28 (424), 4 марта 1056 г. РЫБНЫЙ м у р м а н „НЕОБХОДИМО НАСТОЙЧИВО ИПЛАНОМЕРНОВНЕДРЯТЬ ВПРОМЫШЛЕНОСТЬИТРАНСПОРТ НОВЕЙШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ;НАУКИ, ТЕХНИКИ ИПЕРЕДОВГОПЫТА. (Из Резолюции XX съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу ЦК КПСС). кк ☆ ☆ ЦЕННОЕ НОВШЕСТВО МЕХАНИКА ЕРМОЛИНА /. Новый крупный резерв производства Траулер «Молдавия» в строю кораблей тралового флота нахо дится уже более полутора лет. На ше судно новое, но продолжитель ность его промысловых рейсов в летнее время не превышала 1 6— 17 суток, а зимой — 1 4— 15 суток. Такая же продолжитель ность рейсов, вызванная ограни ченными запасами воды и топлива, наблюдается и у всех однотипных траулеров. На опреснитель системы Ермо лина, с установкой его на нашем корабле, мы возлагали большие надежды. И вот теперь, после двух рейсов с опреснителем, мы можем уверенно заявить, что продолжи тельность рейса кораблей, одно типных с нашим судном, в летнее время будет доведена до 20 суток, а зимой — до 18 суток за счет бункеровки 50 тонн угля в резерв ный трюм и недобора такого же количества воды. Вот как проходил наш рейс № 2 (с 24 января по 10 февраля с. г.). В Мурманском порту перед выходом на промысел воды нам не дали, поэтому опреснитель был ис пользован еще на переходе до Тю- ва-губы, где мы получали воДу. Опреснитель работал весь рейс, причем в первую половину рейса для питания котла воды из балла стов мы не брали. По нашим под счетам из общего количества воды, взятой в Тюва-губе, мы на питание котла израсходовали только 30 тонн. Опреснитель за рейс дал бо лее 60 тонн воды, что обеспечило и питание котла* и удовлетворение бытовых запросов экипажа. После семнадцатисуточного рейса мы вернулись в порт с двухсуточным запасом воды и топлива. Вот ка кую огромную пользу принес оп реснитель Ермолина! Это новое на нашем корабле су довое устройство, не требуя лиш них расходов воды и топлива, в те чение суток вырабатывает из мор окой шесть тонн пресной воды. Опреснитель Ермолина прост по устройству, надежен в эксплуата ции и работает, в отличие от дру гих подобных по назначению уста новок, не на свежем, а на отрабо танном паре (с давлением не выше 0 ,8 атмосферы) от вспомогатель ных механизмов. Вода, вырабаты ваемая опреснителем, имеет высо кие химические качества, о содер жанием хлоридов не более 8 мил лиграмм на один литр (в то время, как пресная мурманская вода со держит 12 миллиграмм на литр). Наличие полноценных запасов воды позволяет улучшить эксплуа тацию парового котла, чаще произ водить его продувки, то есть свое временное удаление механических примесей и масла из котловой во ды. Если до установки опресните ля мы в течение рейса только дважды делали нижнее продува ние, то теперь,. имея опреснитель, ежедневно. Причем вода подчас оказывается настолько' чистой, что продувания производить не прихо дится. Члены машинной команды — второй механик тов. Ильин Р. В. и третий механик тов. Галкин А. В. — серьезно занялись освое нием и эксплуатацией опресните ля, который работал весь рейс без отказно. Надо ожидать, что посте пенно мы сумеем добиться еще большей производительности этого устройства. Необходимо покончить с про медлением в установке на трауле ры нового опреснителя, использо вание которого улучшает техниче скую эксплуатацию машинно-ко тельных установок судов, увеличи вает продолжительность рейса. Использование опреснителя си стемы Ермолина — новый круп ный резерв моряков тралового флота в увеличении вылова рыбы для населения страны. Он помо жет промысловикам успешно ре шать задачи, поставленные перед коллективом флота в шестой пя тилетке. В. ШУКШИН. Старший механик траулера «Молдавия». 2. Продолжительность рейса будет увеличена Запасы пресной воды, необходи мой для питания парового котла и бытовых нужд экипажа ограничи вают продолжительность рейса не которых траулеров. Надо было изыскать способы увеличения за пасов пресной воды. При наличии водоопреснительной установки, предложенной тов. Ермолиным, эта задача на паровых промысло вых судах в траловом флоте те перь будет решена. Расход пресной воды почти пол ностью компенсируется водоопрес нительной установкой путем вы паривания рассола из обычной морской соленой воды. В этом за ключается принцип работы опрес нителя. В отличие от существующих не экономичных водоопреснительных установок, работающих свежим па ром, опреснитель Ермолина рабо тает исключительно отработанным паром вспомогательных механиз мов. Опреснитель требует своей чистки только в период междурей совых стоянок. Водоопреснительная установка Ермолина состоит из испарителя, конденсатора, подогревателя за бортной воды и охладителя рассо ла. Испаритель имеет нижнюю и верхнюю полости, причем послед няя является цилиндрическим су хопарником, снабженным отража телями пара. В нижней прямо угольной полости размещены три нижних змеевика с греющим па ром и один верхний — осушитель пара. Коллектор поступающего па ра является общим для всех четы рех змеевиков. Испаритель снаб жен водоуказательным прибором и поплавковой камерой автомата пи тания. Конденсатор, охладитель рассо ла и подогреватель имеют очень простую конструкцию. Поток отработанного пара вспо могательных механизмов и заборт ной морской воды, рассола и полу ченного конденсата ясно видны по принципиальной схеме водоопрес нительной установки. Давление отработанного пара в змеевиках поддерживается от 0 ,2 до 1,3 атмосферы, в зависимости от продолжительности работы ис парителя и, в связи с этим, от за грязненности змеевиков. Давление вторичного пара, полученного пу тем выпаривания морокой воды,— атмосферное. Уровень воды в испарителе ре гулируется автоматом питания и находится примерно на одной тре ти водоуказательного стекла. Вся водоопреснительная уста новка легка в изготовлении, не требует дефицитных материалов и проста в обслуживании. Е. КОРОБИЦЫН. Конструктор тралового флота. М С КУПРИЯНОВ V сбзданной им рыборазделочной машины. • Фото Б. Алексеева. ------------------------------------ * * -------------------— * Победа смелой мЫсли I ПРокас/Аса к о н д е н с а т е fia. I j———I I H I I Охладитель р ассол а От центробежки о валом. механизм 'ЛЛЛАЛ/V- ААЛЛАМ ЛЛЛА/W ______ щ 1— - Морская бодо. ----------- nap &СООМ.механ. = = = = = Ьторичный пар. ------------ конденсат поплабкоб. каг/чеРа авт омат а пит они I------------ 1 I Г " I I | IГ I рассол теплыйяилик Принципиальная схема опреснителя Ермолина «ИЕР-7», В последние годы новаторы про изводства все чаще возвращаются к поискам способов механизации наиболее трудоемкой производст венной операции на промысловых кораблях — обработке рыбы. И это неудивительно: траулеры не редко непроизводительно теряют промысловое время, лежат в дрей фе из-за того, что экипажи не справляются о уборкой уловов. Много неудач потерпели рацио нализаторы и изобретатели^ ре шившие сконструировать рыбооб рабатывающую машину для трау леров. Но творческие поиски нова торов продолжались... В июне 1954 года на траулер «Салют» пришел новичок — мат рос Михаил Сергеевич Куприя нов. Многие моряки шутили, едко, остро шутили над ним, когда Ми хаил попытался ускорить одну операцию — отделение печени. Но капитан, Павел Сазонович Сама рин, увидел в Куприянове способ ного человека, помог ему в изуче нии операций по разделке рыбы. Не остались в стороне равнодуш ными наблюдателями и многие другие члены экипажа, такие, как матросы Евгений Лепилов и Петр Орлов. Помощь и поддержка това рищей, заинтересованность про мысловиков в создании машины и определили успех в работе Куп риянова. Получив одобрение своих за мыслов, Михаил начал строить мо дель рыборазделочной машины. Траулер «Салют» стоял в ре монте, и Куприянову вместе с эки пажем приходилось выполнять всевозможные работы, стоять вах ты. В неуютной каюте замершего на время ремонта корабля вечера ми, а подчас и ночь напролет соз давал Куприянов макет задуман ной машины. Он часто, увлекшись делом, отказывал себе во многом. Как пригодился Михаилу в это время богатый жизненный опыт! Когда-то он учился в школе фаб рично-заводского обучения при тракторном заводе, был знаком с ремонтом точных приборов, рабо тал на авиационном заводе, а по том долго служил радистом в авиачасти, плавал на Дальнем Во стоке электриком промыслового судна... И тогда он увлекался изу чением техники. Его умелые руки одинаково ловко управлялись с любой работой: будь то сборка ка бины реактивного самолета или ремонт секундомера. ...Но вот макет готов. В конце 1954 года совет рационализаторов и изобретателей тралового флота рассмотрел предложение матроса траулера «Салют» Михаила Куп риянова «Рыборазделочная маши на». Много хороших слов услышал тогда Михаил о своей работе. Он и до сих пор особенно благодарен главному инженеру тралового фло та Владимиру Михайловичу Ка- менцеву, который сказал: «Прин цип работы машины Куприянова правильный, заслуживает внима ния и одобрения!» Совет решил: «Помочь Куприянову изготовить опытный образец машины». г а . В помощь новатору был выд лен инженер-конструктор Екатери на Михайловна Кузнецова. Куп риянова освободили от работы на судне. Вскоре заказ на изготовле ние машины был передан в экспе риментальную • мастерскую Мур манского рыбокомбината. Трудно было вначале Куприянову. На шлись нытики и маловеры, мешав шие работать. Но вот Екатерина Михайловна сделала первые расчеты передач, каркаса машины, в помощь Ми хаилу выделили опытного слесаря Степана Владимировича Мазури на, токарные работы выполнялись без задержек, сварщик.был всегда под рукой — и работа закипела! Быстро пролетели лето, осень... Спустя год после первых шагов по пути создания машины, в начале декабря 1955 года, Михаил пред ставил свое детище на испытание. И снова его принцип был одобрен, было решено приступить к изго товлению заводокого образца ма шины. Рыборазделочная машина Куп риянова представляет механизм, который работает следующим об разом. В отличие от других машин здесь рыба подается головой впе ред под нож, который подрезает колтышек (в это время специаль ная игла 'вливается рыбе в голову и продвигает ее -потом через все узлы машины). Самый ответствен ный и точный узел в машине — узел вспарывания брюшка рыбы. Специальный рычаг, скользящий по передвигаемой рыбе, задает ре жим работы ножа, который в соот ветствии с размерами рыбы вспа рывает ее брюшко от анального от- верствия к голове. Дальше спет циальным рычагам удаляются внутренности и печень. Последняя операция — механическое отделе ние головы рыбы. Отделение пече ни от внутренностей еще не меха низировано. В ближайшие дни по указанию Министерства рыбной промышлен ности СССР силами конструкторов предприятий Главмурманрыбпрома вместе с автором будут подготов лены чертежи рыборазделочной машины, окончательная разработ ка которой поручается одной из центральных проектных организа ций. Непонятна раскачка руководитег лей рыбокомбината, рыбного пор та и тралового флота, пока йце не выделивших указанных выше кон структоров. Отмечая ценность предложения Михаила Сергеевича Куприянова, необходимо сказать о том, что но ваторы бассейна не должны ни на день не прекращать творческих поисков новых принципов рыбо разделочной машины, новых путей комплексной механизации добычи и обработки рыбы, чтобы обеспечить выполнение одной из важнейших задач, поставленных перед работниками рыбной про мышленности XX съездам КПСС. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz