Рыбный Мурман. 1956 г. Март.

№ 34 (430), 18 марта 1956 г р ы б н ы й м у р м а н 3 Пути увеличения добычи окуня п РИБЛИЖАЕТСЯ пора массового облова косяков морского окуня. Практикой добычи этой ценной породы донных рыб установлено, что основными местами обильных скоплений окуня в Баренцевом маре являются районы северо-западного побережья Норвегии, Норвежский жолоб, Демидовская банка, районы острова Медвежий и недавно открытая Копытовская банка. 1 . Траловый флот за время своего •существования специально промыс­ лом окуня не занимался. Окунь до­ бывался, как прилов к другим поро­ дам донных рыб. Добытчики считали, да и теперь коечкто еще считает, что ловить окуня «невыгодно», объясняя' это трудоемкой обработкой улова, н и з ­ ким коэфициентом перевода полу­ фабриката в сырец, отсутствием пе­ чени для заготовки консервов и рыбьего жира, а также голов для выработки рыбной муки. Кроме то­ го, в большинстве районов обиль­ ные скопления окуня бывают на тяжелых для траления грунтах и значительных глубинахЛВследетвие этих причин, на промысел окуня траулеры идут весьма неохотно, мас­ совый лов начинает разворачиваться всегда с опозданием, после того, как косяки окуня обнаружены поиско­ выми корабля 1 ми. А при снижении или колебании в уловах, промысло­ вые суда стремятся уйти в другие районы, где ловится треска или пикша. Только в последние тоды стали обращать серьезное внимание на до­ бычу окуня. 2 . Успешный промысел окуня в ве­ сенне-летний период во многом за­ висит от того, ка® будет осуществ­ лена подготовка к массовому облову его в нынешнем году. Прежде всего необходимо органи­ зовать серьезную, планомерную, по­ стоянную разведку во всех перечис­ ленных выше окуневых районах Баренцева моря. Это залог обеспече­ ния флота сырьевой базой. В отда­ ленные северо-западные районы — северо-западное побережье Норве­ гии, район Еопытова, Медвежинский район — следует направлять поис­ ковые траулеры с большим радиусом действия, которые могли бы обнару­ живать окуня не только в уже из­ вестных нам квадратах, но изыски­ вать новые места, определять пути подхода окуня и проследить дальней­ шие пути отхода обнаруженных ко­ сяков окуня. добычи окуня: уриненные ваера, соответствующие промыслу на боль­ ших глубинах, оснащение нижней подборы тралов для работы на тяже­ лых и задевистых грунтах, мешки повышенной прочности, специально а Этим делом также вплотную дол- изготовленные для лова окуня, жен заняться Полярный институт. та,кже пособия и наставления об ус- Надо нрямо оказать, что до настоя- довиях промысла окуня в том или щего времени поискам скоплений ИН(>М .районе, чтобы эти траулеры, в окуня и изучению путей его митра- любое время, по первому сигналу с ции серьезного внимания не уделя- берега, могли срочно переключиться лось. Завершался массовый лов оку- иа дов окуня без захода в порт, яя в апреле мае, и на этом все кон- Вопросы обработки окуня и про- чалось. Куда уходит окунь, в кажих должительности хранения его в све- направлениях, в ка/кие районы об жем ВИде на борту траулера также этом наука не знает. Высказывают- должны быть решены заблаговремен- ся только предположения, конкрет- но_ дел<) технологов, пусть они и ного, реального ничего нет. скажут свое веское слово. Следовало бы также заранее вы- В 1955 году благодаря некоторым делить небольшую группу траулеров, мероприятиям, проведенным во вре- снабдить их всем необходимым для мя облова массовых скоплений оку- промыола окуня с тем, чтобы при ня в районе Еопытова, его добыча первом же обнаружении поисковыми значительно увеличилась по срав- судами косяков окуня они могли нению с предыдущими годами. Од- следовать в этот район и организо- нако ряд мероприятий был праведен вать о^лов этой ценной рыбы. с большим опозданием и допускались В прошлом обычно бывало так: ошибки и неполадки во время про- поисковики, обнаружив косяки оку- мыюла в этом районе, ня, по несколько суток, до подхода ^ промысловых кораблей, занимались их обловом, а иногда набирали пол- Период промысла морского окуня ный груз и возвращались в торт. Это ® Баренцевом море и доставка его значит, что они не вели должного потребителю в свежем виде могли наблюдения за перемещениями кося- бы быть значительно удлинены, ков окуня и когда подходили про- примерно до семи месяцев в году, мывловые траулеры, окунь «июче- если бы для поисков и промысла этой зал». Начинались новые поиски, а ценной рыбы выделить слециаль- прюмысловые суда в это время ухо- пую группу^ траулеров. Годовой план дили обратно. Такое положение допу- добычи этой группы траулеров дол- скать нельзя, поисковики должны быть спущен только по окуню, непрерывно следить за состоянием Заработная плата команд этой косяков окуня и наводить промыслю- группы поисковых и промысловых вые траулеры для более интенсив- судов должна быть построена приме- ного облова рыбы. нительно к добыче окуня. Все про­ грессивные и премиальные доплаты начисляются только по результатам выполнения плана добычи окуня. Для массового облова больших Оплата за выловленную рыбу других скоплений окуня траулеры, которые пород производится на общем осно- могут быть использованы для про- вании без прогрессивки. Одним сло- мысла в отдаленных районах моря, вом, всю работу и оплату труда при выходе на лов в апреле должны команд этих траулеров следует под- иметь на борту все необходимое для чинить добыче окуня. F l Решительно устранять недо с т а т ки * * * Директивы XX съезда КПСС по шестой пятилетке ставят серьезные задачи перед работниками рыбной промышленности по увеличению вылова рыбы, выпуска высококачественных рыбных товаров. Окунь пользуется большим спросом у советских людей. Необходимо, чтобы рыбаки Мурмана дали стране в нынешнем го­ ду как можно больше этой ценной рыбы. С. КОПЫТОВ. Старейший капитан тралового флота, пенсионер. СЛЕСАРЬ - РАЦИОНАЛИЗАТОР Большой вклад в борьбу за выполнение исторических реше­ ний XX съезда Коммунистиче­ ской партии Советского Союза вносят новаторы производства — рационализаторы и изобрета­ тели.. Они совершенствуют про­ изводственные процессы, разра­ батывают различные новшества, добиваются большой экономии средств и материалов. Среди сотен рационализато­ ров, работающих на предприя­ тиях бассейна, славой одного из лучших заслуженно пользуется слесарь ремонтно-механических мастерских рыбокомбината И. М. Аникеев. Он предложил и изготовил приспособление для строжки направляющих станин токарных станков. Предложение слесаря тов. Аникеева окажет большую по­ мощь производству. Как техни­ ческое усовершенствование, оно принято техническим советом предприятия. Годовой экономи­ ческий эффект от его внедрения составит свыше 3 .5 0 0 рублей. Неутомимо работая над новы­ ми рационализаторскими пред­ ложениями, изыскивая пути и возможности для дальнейшего совершенствования производст­ венных процессов, тов. Аникеев тем самым способствует быст­ рейшему осуществлению госу­ дарственных заданий, досрочно­ му выполнению квартального и годового плана. как А это является для него, и для остальных производствен­ ников мастерских, основным в работе. За предложенное им изо­ бретение тов. Аникеев получил денежное вознаграждение. На снимке: слесарь-рациона- лизатор тов. Аникеев за налад­ кой своего приспособления к то карному станку. Фото Б. Алексеева. Моряки тралового флота доби­ лись в предсъездовском соревнова­ нии хороших показателей. Двухме­ сячный план по вылову рыбы вы­ полнен на 108 ,4 процента. Вооду­ шевленный историческими реше­ ниями X X съезда КПСС, коллек­ тив предприятия продолжает нара­ щивать темпы промысла. Однако в работе флота и в деятельности бе­ реговых предприятий, обслужива­ ющих промысловиков, имеются серьезные недостатки. Об этих недостатках подробно говорилось на состоявшемся 13 марта с. г. совещании в обкоме КПСС. Моряки тралового флота, руководители рыбообрабатываю­ щих и судоремонтных предприятий собрались сюда, чтобы вскрыть недостатки в работе и наметить пути использования внутренних ре­ зервов для досрочного выполнения годового плана и принятых социа­ листических обязательств. ^ Совещание открыл секретарь обкома КПСС тов. Коновалов. С информацией о работе тралового флота выступил заместитель заве­ дующего отделом рыбной промыш­ ленности обкома партии тов. Си­ доров. Участники совещания отмечали, что политотдел, партком, базовый комитет и хозяйственное руковод­ ство флота мало уделяют внимания распространению и внедрению пе­ редовых методов труда, укрепле­ нию трудовой дисциплины и ис­ пользованию внутренних резервов. Большим резервом для увеличе­ ния добычи рыбы, указывалось на совещании, является подтягивание экипажей отстающих кораблей до уровня передовых. По этому воп­ росу ведется много разговоров в политотделе, в парткоме, на произ­ водственных совещаниях. Однако количество отстающих судов не уменьшается. Несмотря на хоро­ шую сырьевую базу в этом году, коллективы 48 траулеров не спра­ вились с выполнением двухмесяч­ ного плана. Ими недодано государ­ ству 59 ,1 тысячи центнеров рыбы. Со стороны партийных и хозяй­ ственных руководителей не ведет­ ся должной борьбы с аварийностью на флоте, которая из года в год увеличивается. В 1954 году из-за аварий было потеряно 7 02 суток промыслового времени, в 1955 го­ ду — 1053 суток, а за два месяца этого года совершено 17 аварий, с потерей 283 промысловых суток. О низком уровне политико-вос­ питательной работы среди моряков говорит тот факт, что количество случаев нарушения трудовой дис­ циплины также увеличивается. Это ведет к многочисленным простоям судов. 11 марта, например, траулер «Вельск» задержался с отходом только потому, что штурман Мас­ лов пьянствовал и несвоевременно произвел прописку судна. Трауле­ ру «Кубань» 11 марта был. назна­ чен отход в 20 часов, но из-за то­ го, что не явилось 12 человек ко­ манды, корабль отошел в море в 12 часов 12 марта. Простои судов в порту по вине моряков только за 10 дней марта составили 142 часа. Недопустимым является тот факт, что среди нарушителей тру­ довой дисциплины имеются лица командного состава кораблей. Ка­ питан траулера «Навага» Телов сам систематически пьянствует, считает зазорным и ненужным за­ ниматься воспитательной работой среди моряков и вообще оторвался от команды. Отрицательно влияет на работу флота практика частой сменяемо­ сти командного состава. Так, на траулере «Водник» в прошлом го­ ду сменилось 7 капитанов, 4 стар­ ших штурмана, 4 вторых штурма­ на, 7 третьих штурманов, 4 стар­ ших механика, 4 вторых механика, 4 третьих механика, 2 мастера по обработке рыбы и 7 мастеров по добыче рыбы. Низок на ряде кораблей уровень политической работы. Первые по­ мощники капитанов траулеров «Тралмейстер» и «Революция» тт. Вяткин и Коридзе на кораблях по­ чти ничего не делают, с политиче­ скими беседами и докладами перед моряками выступают от случая к случаю. Партийно-политическая работа на этих кораблях находится в запущенном состоянии. Приближается пора наиболее интенсивного промысла, когда ко­ рабли тралового флота будут про­ водить скоростные полногрузные рейсы. Поэтому уже сейчас надо создать все условия для беспере­ бойной работы траулеров, для их своевременного ремонта и разгруз­ ки. Однако уже в настоящее вре­ мя корабли тралового флота про­ стаивают до полутора суток в ожидании причалов. А руководи­ тели Главмурманрыбпрома, рыбно­ го порта, рыбокомбината проявля­ ют крайнюю медлительность с вво­ дом в действие механизированных’ линий и портальных кранов. Капитаны тт. Шайтанов, Трофи­ мов и другие в своих выступлени­ ях сказали, что моряки экономят каждую минуту на промысле, стре­ мятся увеличивать вылов рыбы. Но береговые предприятия тормо­ зят выполнение социалистических обязательств, по их вине корабли медленно разгружаются и ремон­ тируются, междурейсовая стоянка продолжается до 10 суток. Первые помощники капитанов тт. Трапезников, Шакиров, Хаба­ ров подвергли критике работу по­ литотдела, который мало беспоко­ ится о культурно-бытовых нуждах моряков. Отдельные корабли ухо­ дят в море без кинокартин, крайне плохо поставлено дело со снабже­ нием моряков спецодеждой, ножа­ ми и необходимым материалом для производства ремонтных работ си­ лами машинных команд. Начальник Главмурманрыбпро­ ма тов. Сапанадзе заверил моря­ ков, что в ближайшее время будут устранены недостатки в деле об­ служивания траулеров в порту. На совещании подчеркивалась необходимость повысить уровень политико-воспитательной работы среди моряков, не допускать слу­ чаев нарушения трудовой дисцип­ лины, добиться ликвидации отста­ вания ряда кораблей. В Директивах XX съезда партии по шестому пятилетнему плану по­ ставлена задача перед партийными и хозяйственными руководителями предприятий: добиться безуслов­ ного выполнения государственных планов по всем показателям, неук­ лонного роста производительности труда, снижения себестоимости и улучшения качества продукции, осуществляя строгий режим эко­ номии. Коллективы предприятий рыбной промышленности Мурмана располагают всеми необходимыми условиями для выполнения этой ответственной задачи. Нет сомне­ ния в том, что промысловики, ры­ бообработчики, портовики и судо­ ремонтники под руководством пар­ тийных организаций, решительно устраняя недостатки в работе, до­ бьются новых успехов в труде, с честью справятся со своими обя­ зательствами. М. НОВИЦКИЙ. Инструктор Мурманского обкома КПСС. В счет плана второго квартала Воодушевленный историческими решениям! XX съезда КПСС, коллек- Tire траулера «Североморск» досроч­ но, 15 марта, завершил выполнение квартального задания по добыче ры­ бы и выпуску субпродуктов. Работая в счет второго квартала, экипаж прилагает все силы к тому, чтобы доставить к порт полный груз. Капнтан траулера «Северо­ морск» КОВАЛЬ, первый по­ мощник капитана ЦИВИСОВ. Баренцово море. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz