Рыбный Мурман. 1956 г. Март.

№ 30 (426), 10 марта 1956 г. Р ЫВ НЫИ МУРМАН к 100 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ В ГОД— НЕ ПРЕДЕЛ! i . Моряки тралового флота с пер­ вых дней шестой пятилетки вскрывают неиспользованные внутренние резервы и принимают на себя высокие социалистические обязательства. Нынче впервые в истории тра­ лового флота будут промышлять полный рабочий год большие реф­ рижераторные корабли. В этом го­ ду необходимо полностью изучить все возможности таких судов, до­ биться на них максимального вы­ лова рыбы. Моряки траулера «Некрасов» заявляют, что корабли типа «Пушкин» могут и должны вы­ лавливать в год до 100 тысяч цент­ неров рыбы. Эта цифра реальна', больше того — она не предел. Большие рефрижераторные трау­ леры не только могут добиться та­ ких высоких показателей. Они должны и будут способствовать увеличению добычи рыбы и обыч­ ными траулерами. Надо только быстрее вскрывать внутренние ре­ зервы этих судов и осваивать бо­ гатую технику, имеющуюся на но­ вых кораблях. 2 . Очень ценный прибор на новых судах — рыбоискатель. Вот этот рыбоискатель и должен совершать «чудеса». В настоящее время он почти всегда используется только как регистратор показаний по ка­ кой концентрации рыбы — слабой или хорошей — мы идем с тра­ лом. Иногда рыбоискатель совер­ шенно не показывает наличие ры­ бы в данном районе, но корабли все же спускают трал, тралируют по пустому месту или на слабой концентрации. В результате уло­ вов или нет совсем, или они очень маленькие. Используя этот прибор как ры­ боискатель, можно было бы за­ няться местными поисками и иметь лучшие подъемы самим и навести флот, как говорят, «на ры­ бу». Для того, чтобы быстрее «на­ водить флот на рыбу», нужно в конце каждой сводки сообщать глубины, на которых находятся лучшие концентрации. Тогда капи­ таны обычных траулеров смогут лучше располагать свои курсы тралом, учитывая глубины с хоро­ шей концентрацией рыбы. Среди некоторых промыслови­ ков в настоящее время еще нет уверенности в показаниях рыбо- искателя. ‘Бывают случаи, когда прибор все траление показывал хорошую концентрацию, а при подъеме рыбы оказывалось мало, или наоборот — показаний не бы­ ло, а рыбы поднималось много. Эти случаи редки. Из-за них нель­ зя считать, что прибор ненадеж­ ный. Просто мы еще хорошо его не изучили и не умеем правильно оценивать показания. Практикой установлено, что на больших оборотах машины пока­ зания прибора лучше, а стоит только уменьшить обороты, как показания сразу же ухудшаются. При изменении напряжения и усиления также происходят изме­ нения в показаниях прибора. Пока­ зания различны и при разном ас­ сортименте рыбы. При ударе вол­ ны о судно вибрация отражается на приборе, который увеличивает показания. При работе второго эхолота вибратор-приемник рыбо- искателя принимает импульсы эхо­ лота и дает двойные показания. Можно привести целую серию причин, которые в той или иной степени влияют на работу рыбо- искателя. Задача судоводителей и заключается в том, чтобы изучить степень влияния различных при­ чин и при пользовании прибором, учитывать их. Необходимо на каж­ дом траулере типа «Пушкин» за­ вести журналы, в которых запи­ сывать все замеченные особенно­ сти в работе рыбоискателя, про­ изводить зарисовки показаний при различных уловах и ассортимен­ те рыбы и т. д. ПРИВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ БОЛЬШИХ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ТРАУЛЕРОВ' 3 . Имеется на судах и другой не­ изученный прибор — динамометр. Он установлен в машине и пока­ зывает давление вала на упорный подшипник. Короче говоря, чем больше рыбы в трале или посто­ роннего груза, тем показания бу­ дут больше, причем показания увеличиваются прямо пропорцио­ нально по отношению к количест­ ву рыбы, находящейся в трале. Поэтому если обороты и курс остались без изменения, а показа­ ния на динамометре увеличились, скажем, на 3 тонны, то это значит, что в трале имеется уже около трех тонн рыбы или постороннего груза. Полное изучение этого прибора, составление соответствующих таб­ лиц даст возможность промысло­ викам своевременно начать подъ­ ем трала, не допуская слишком больших уловов, так как подъемы в восемь и более тонн ведут к ава­ риям орудий лова. Кроме того, если показания на динамометре резко уменьшились, то это значит, что с тралом что-то случилось: со­ скочила доска, лопнул ваер или кабель, протерло мешок и т. д. ,В таких случаях следует сразу же поднять трал. Аварию трала на грунте можно определить и по по­ казанию счетчика гидравлического лага, так как скорость резко уве­ личится на какую-то величину. 4 . В настоящее время большие рефрижераторные корабли работа­ ют такими же тралами, как и обычные суда. А ведь мощность машины на наших судах гораздо больше и она полностью не ис­ пользуется на промысле. Экспериментальной базе и ПИНРО следует создать новый трал с большей площадью облова, увеличив ее в основном за счет вертикального раскрытия, или же трал, который позволит произво­ дить траление при 4-х и более уз­ лах скорости. Необходимо изыскать и исполь­ зовать все резервы для ускорения обработки рыбы на новых трауле­ рах. Рыборазделочный цех рассчи­ тан на выпуск за сутки до 30 тонн полуфабриката. Практика показы­ вает, что бывают случаи, когда цех не успевает обработать всю вылов­ ленную рыбу. Основная причина состоит в том, что морозильные камеры по норме не могут пропу­ стить более 30 тонн в сутки. Практика подтвердила, что не­ обходимо пересмотреть нормы времени при заморозке. Например, 1по норме колодка должна моро­ зиться в течение 3 , 5 —4 часов, а филе —■3 часа. Опытные работы, проведенные на траулере «Го­ голь», показали, что для замороз­ ки колодки вполне достаточно трех часов, а для филе— 2 ,5 часа. Надо учесть и то, что после упаковки рыба поступает в трюмы, где температура все время под­ держивается минус 18 градусов. Следовательно, можно довести пропускную способность морозиль­ ных камер до 40 тонн полуфабри­ ката. Этого будет вполне " доста­ точно для работы на любой кон­ центрации рыбы, i Следует обратить внимание и на увеличение выпуска филе, ко­ торое зависит от ассортимента ры­ бы. Для филе нужна ровная и крупная треска, но машина не мо­ жет обрабатывать треску длиннее 110 см. без головы. А ведь извест­ но, что летом и осенью у острова Надежды возможен промысел очень крупной трески, которую наши филейные машины на 60 процентов не смогут обрабаты­ вать. Неужели нет выхода из такого I положения и мы не сможем обра­ батывать очень крупную треску? Думается, что руководители флота ,с помощью промысловиков сумеют разрешить этот вопрос. По моему мнению, необходимо так укладывать рыбу в головору­ бочную машину, чтобы она отре­ зала 110 см. рыбы с хвостом, а остальную часть отрезала с голо­ вой. Правда, в таком случае будет потеря рыбы, так как часть тушки с головой пойдет на муку, но, на мой взгляд, другого выхода пока нет, так как ручная разделка рыбы под филе невозможна в море. 5 . Одним из резервов, которые бу­ дут способствовать вылову 100 ты­ сяч центнеров рыбы в год, яв­ ляется полное использование ем­ кости трюмов. Точнее говоря, не емкости трюмов, а емкости тары — картонных ящиков. В картонный ящик можно поме­ стить 23 и 29 кг. продукции. Все зависит от правильной укладки рыбы в противни. Необходимо, чтобы в каждый противень укла­ дывалось по 9 ,5 кг., а в ящик по 28 ,5 кг. Это даст возможность по­ местить в трюмы 7 00 тонн рыбы. Для того, чтобы добиться этого, нужно пропускать на колодку только мелкую рыбу. Она позво­ ляет плотнее укладывать брикеты, а ровная, отправленная на филе, даст возможность увеличить выра­ ботку ценной продукции. Мы сра­ зу дважды выиграем от этого. В целях контроля за правиль­ ной укладкой мелкой рыбы нужно, чтобы укладчица на дно противня клала свой номер, написанный на бумаге, как делается на фабри­ ках. Это повысит ответственность укладчиков, и они будут всегда по­ мещать в среднем по 9 ,5 кг. рыбы в противень. Узким местом при обработке улова является разделка рыбы. Люди, занятые на разделке, вы­ нуждены нагибаться за каждой рыбиной. Поэтому они быстро устают, производительность труда снижается. В беседах с ними вы­ яснилось, что если бы они были заняты пять дней на шкерке, а пять дней на другой работе, затем опять на шкерке пять дней и т. д., то это бы сохранило на постоян­ ном уровне производительность труда и даже бы подняло ее. Та­ кое мнение можно только поддер­ жать, так как взаимозаменяемость в самом рыборазделочном цехе может и должна принести не­ малую пользу. Для ускорения обработки рыбы можно устанавливать рыбодел на палубе, как это практикуется на траулере «Гоголь». В настоящее время успешной работе рефрижераторных судов мешают длительные стоянки в порту. Необходимо открыть «зеле­ ную улицу» траулерам типа «Пуш­ кин». Это значит, что корабль не должен терять время из-за вы­ грузки, ремонта-и снабжения. Мо­ ряки обязаны быть обеспечены материалами для производства всех ремонтных работ в море сво­ ими силами. Корабли не должны также те* рять драгоценное промысловое время на прием тары и снабжение в море. * * * Полное освоение новейшей тех­ ники, лучшее использование меха­ низмов и емкости тары, ускорение обработки судов в порту — вот условия для вылова 100 и более тысяч центнеров рыбы за год. На­ до надеяться, что экипажи боль­ ших рефрижераторных траулеров сумеют привести в действие все резервы, а руководство флота соз­ даст им необходимые условия для плодотворной работы. Это помо­ жет успешно выполнить задачи, поставленные перед промыслови­ ками Мурмана в шестой пяти­ летке. В. КУЗНЕЦОВ. Старший помощник капи­ тана траулера «Гоголь». Моряки рефрижераторного траулера «Достоевский» ус­ пешно ведут промысел. Сейчас траулер занимает одно из первых мест в соревновании рефрижераторных судов флота и близок к завершению квартального плана. Воодушевленный историческими решениями XX съезда пар­ тии, коллектив траулера «Достоевский» добивается хороших уло­ вов. Вся выловленная рыба своевременно обрабатывается на ры­ боразделочной фабрике корабля. На снимке: передовой рыбообработчик Василий ПАВЕЛЬ- СКИИ. Фото из «Полярной правды». — ...... -г Соревнование по профессиям Токарю судоремонтного завода Главмурманрыбпрома тов. СТЕПАНОВУ раньше требовалось 3 —4 часа, теперь же на эту работу, с при­ менением простейшей эксцентри­ ковой оправки, предложенной : мною, затрачивается 1— 1,5 ча- ! са. Расточка крышек этого же Ha­ il coca под втулки раньше занима­ ла чао, а иногда и полтора часа. Я применил специальный кон­ дуктор, и теперь эта работа вы­ полняется на вертикально-фре­ зерном станке, включая и подго­ товительные операции, за 25 ми­ нут. Не знаю, как у вас, а на нашем предприятии имеется еще много недостатков, тормозящих повы­ шение производительности труда. Чтобы выполнять решения XX съезда КПСС, добиться новых значительных успехов в выпол­ нении заданий шестой пятилетки, необходимо устранить такие оерьезные недостатки в нашей работе, как отсутствие высокока­ чественного режущего инстру­ мента доводочных камней для металло-керамических резцов, необходимых материалов. Доста­ точно сказать, что иногда на из­ готовление отдельных судовых деталей у нас времени затрачи­ вается меньше, чем на грубые обдирочные операции крупнога­ баритных заготовок. Устранив указанные недостатки, макси­ мально используя возможности оборудования, можно добиться значительного повышения произ­ водительности труда. Для развития нашего произ­ водственного контакта нам необ­ ходимо организовать встречу по обмену опытом. Надеюсь, что та­ кая встреча в недалеком буду­ щем состоится. И. СКИТОВИЧ. Токарь Абрам-мысских судоремонтных мастерских. Приняв Ваш вызов на социали­ стическое соревнование в честь XX съезда КПСС, я взял обяза­ тельство выполнить двухмесяч­ ное плановое задание ко дню от­ крытия съезда. Слово свое я сдержал. В первой половине фев­ раля нормы выработки мною вы­ полнены на 3 0 3 процента. Как и работникам вашего за­ вода, мне приходится выполнять заказы промысловиков. Я часто изготовляю поршни для двигате­ лей разных систем, цилиндровые гильзы и уплотнительные кольца под них, головные пальцы, порш­ невые кольца и многие другие детали. В последнее время для цеха пенопласта мною были сделаны прессформы с крышками из стальных поковок. На десять комплектов этих деталей по нор­ ме полагалось затратить 160 ча­ сов, а мною работа была выпол­ нена за 4 5 часов. Этого успеха я добился благодаря применению металло-керамических резцов марки ВК-8. Работал я на высо­ ких скоростях. Чтобы избежать вибрации станка при подаче в 0 ,3 мм, я нашел более выгодный угол заточки резца. Конечно, этого я добился не сразу, были и неуда­ чи. Можно было бы выиграть время и за счет увеличения по­ дачи, но из-за маломощности мо­ тора моего станка от этого при­ шлось отказаться. При выполнении различных заказов, особенно в том случае, когда работа поручается впер­ вые, я всегда думаю над тем, нельзя ли применить приспособ­ ление для ускорения выполнения задания. Я расскажу о двух та­ ких приспособлениях. Так, для обработки шестеренчатого водя- тото колеса двигателя ДМ-20 Консервному мастеру ^траулера .,,Акула“ тов. БУРМЕЙСТЕРУ Я работаю консервным масте­ ром на траулере «Ерш». В про­ шлом рейсе выработал 10 .500 банок консервов. Добиться это­ го было нелегко. Ведь мы доста­ вили в порт только 9 2 тонны ры­ бы тресковых пород. В рейсе ло­ вилось много мелкой рыбы. При­ шлось особенно тщательно отби­ рать печень. Большинство ее мы использовали на более ценный продукт — консервы. Жира же было вытоплено всего полтонны. Из мелкой печени консервы делать трудно. Но, несмотря на это, нам удавалось изготовлять за день по 8 0 0 банок. Трудились, не считаясь со временем. Я думаю, что увеличить вы­ пуск ценной продукции нам во ' многом помогло бы социалистиче­ ское соревнование по профессии. Поэтому я решил вызвать Вас на соревнование. Обязуюсь вырабо­ тать в этом году 91 тысячу банок консервов при плане 87 тысяч банок. В очередном рейсе решил также изготовить не менее 10 .500 банок консервов, не до­ пускать потерь сырья. И. КОВАЛЬ. Консервный мастер траулера «Ерш».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz